Икона «Христос Пантократор»

Ювелирная Икона «Спас Синайский»

Доступна после

регистрации

Христос Пантократор из Синайского монастыря — энкаустическая икона середины VI века с изображением Иисуса Христа в иконографии Пантократора. Является древнейшим из известных иконописных изображений Христа.

Икона была создана в Константинополе в середине VI века и направлена императором Юстинианом в дар Синайскому монастырю, для которого он в это время возводил базилику и укреплённые стены. Икона была обнаружена в монастыре в XIX веке. Было установлено, что предположительно в XIII веке икона подновлялась (прорисовывалась) темперной живописью. Оригинальная восковая поверхность была очищена при реставрации иконы в 1962 году.

Икону отличает реализм изображения, а также некоторая чувствительность образа, но физиогномические черты, которые иконописец придал Иисусу, стали устойчивыми в его иконографии. Черты лица Иисуса на иконе индивидуальны и приближают его к реалистическому изображению, но в образе уже «преобладают мотивы созерцания, покоя, умиротворения, необходимые для иконного образа с его молитвенной сосредоточенностью и строгостью». Благодаря этому иконописный образ уже демонстрирует переход от реального к характерному для иконописи идеальному изображению.

В иконе заметно влияние античных художественных приёмов, в частности римской и фаюмской традиций. Особо это проявляется в разных глазах Иисуса — один милующий, а другой отвергающий. Сам образ Христа отличается триумфальностью, которая подчёркивается как традиционным пурпуром его одежд (хитон выполнен в пурпуре «цвета ночи», а клав на нём из традиционного кровавого пурпура), драгоценным окладом Евангелия в его руке, а также вогнутой экседрой за его спиной, являющейся традиционной ассоциацией с императорским культом.

В использовании света проявляется символизм: свет движется слева направо, создавая ощущение тайны. Очень заметна асимметрия между левой и правой сторонами лица Иисуса. Левая часть, полная света и сияния, отличается ровной дугой брови и естественным широко раскрытым глазом; правая сторона, наоборот, выполнена темнее, бровь приподнята и изогнута, глаз имеет экспрессивный рисунок и выглядит напряженно вглядывающимся. Эта двойственность между спокойствием и сострадательностью Иисуса, и его тёмными и суровыми чертами отражала церковные и общественные дискуссии того времени, когда горячо обсуждалась концепция двойственной природы Иисуса Христа. Использование света, а также различных выражений лица, отражало идею человеческой и божественной природы Христа, его милосердие и роль судьи. Такое асимметричное изображение лика Христа впоследствии стало отличительной особенностью иконографии Пантократора в куполах византийских храмов.

В отличие от фаюмских портретов, на синайской иконе Вседержителя глаза Иисуса не имеют отражений и бликов, поскольку Иисус сам является источником света. Это стало общей практикой в более поздней православной иконографии Иисуса Христа, а также стало применяться в иконографии святых.

Поза и жесты Иисуса Христа также имеют символическое значение. Фигура Вседержителя занимает значительную часть живописной плоскости, контролируя пространство. Евангелие в левой руке символизирует его власть над Вселенной, а также напоминает о его служении на земле. Его правая рука благословляет верующих; пальцы сложены в знак учительства и власти, в группы из двух и трёх пальцев, что одновременно отражает веры в двойную природу Иисуса Христа, а также в Пресвятую Троицу.

Используемые материалы: серебро 999,9. 925, золочение, горячие эмали

Происхождение и значение названия

Спас Вседержитель. Роспись купола церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде Великом. Феофан Грек.  г.

Эпитет «Вседержитель», написанный рядом с именем Иисуса Христа, выражает, помимо прочего, догмат Боговоплощения: титул Вседержителя относится в полной мере и к Божественной, и к человеческой природе Спасителя. Является составляющей греческих слов παν — все, и κρατος — сила. Эпитет чаще всего понимается под смыслом всемогущества, то есть, возможности сотворить абсолютно всё, что является одной из прерогатив Бога. Иными словами, менее литературным переводом слова παντοκρατωρ будет словосочетание «Властитель всего», «Правитель мира».

Исторически термин появился в раннехристианском обществе, когда всё чаще переводчики Писания ощущали потребность перевести на греческий язык одно из еврейских имен Бога, встречающихся в Ветхом Завете / Танахе (см., напр., Псалтирь, 67:21 и др. места Писания) — Эль Шаддай (ивр. ‏אל שדי‏‎).

Именование греч. Κύριος παντοκράτωρ неоднократно встречается в Ветхом Завете: «Господи Вседержителю, Боже Израиля!» (Вар. ), «Царь всесильный, высочайший, Бог Вседержитель» (3Мак. ), «во власти Господа вседержителя врата смерти» (Пс. ).

В раннехристианской традиции, в Новом Завете имя «Вседержитель» указывает на Христа Второго пришествия: так, апостол Павел во 2-м послании к Коринфянам пишет: «И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2Кор. ). Дважды это имя использует в Откровении Иоанн Богослов:

Значение иконы Христа Спасителя

Значение иконы Спасителя — напоминать о том, что Он по сей день является Богом Живым, а не книжным персонажем древних сказаний. Поэтому каждый христианин обязан установить с Ним личные отношения. Делается это при помощи молитвы. Для этого и предназначены образы — чтобы помочь человеку отвлечься от дневной суеты, вспомнить о главном.

В земной жизни человека ждет много проблем, болезней, горестей. Такова его судьба после того, как первые люди потеряли райские обители. Икона Спасителя помогает верующим вспомнить, что у них есть надежный помощник, верный и преданный — Иисус. К Нему можно обратиться в любой беде, покаяться, попросить сил, здоровья. Также чтобы лучше понять Бога, необходимо читать, изучать Священное Писание.

  • Икона Трилетствующая
  • Икона Божией Матери Спорительница хлебов — смотрите здесь
  • Икона Рождество Христово —

Правильная молитва должна приносить душе умиротворение, уверенность в том, что все будет хорошо. Если осталось ощущение беспокойства — следует попросить совета у более опытного в духовных делах священника.

Значение иконы

Как уже было сказано, икона Господа Вседержителя может иметь разный внешний вид. Так как ее относят к наиболее почитаемым для каждого христианина, то в обязательном порядке ее стоит приобрести. Какую именно выбрать – решать только Вам. Но стоит хорошо разбираться в символике каждого из этих отдельных ликов. По своему внешнему виду есть несколько разновидностей:

  • по пояс,
  • во весь рост,
  • икона Господа Вседержителя на троне.

Правая рука может показывать благословляющий жест, а вот в левой руке может быть изображен Евангелие или свиток. Также на иконе Евангелии может быть закрытым или открытым. В случае, если оно открыто, то там будут написаны две буквы: альфа и омега. Они означают начало и конец. Христос изображен в том возрасте, на который припадало его проповедничество. Голову его украшает крестчатый нимб. Одет он в красный хитон и синий гиматий. По своему значению красный цвет символизирует царственность, мученичество и сущность человека, а синий – небесное начало. Такие одеяния символизируют соединение духовного, небесного, земного.

Что означает икона Вседержитель

Чаще всего данный образ известен людям как изображение Христа с крестом и ореолом. Нимб символизирует на небесную принадлежность, а также вторую земную сущность Бога. Символ креста необходимо трактовать как победу над грехом, смертью, а также то невероятное терпение, которое показал Иисус во время мучений.

Так же читайте: Икона Моисея Мурина

Есть всего 6 основных видов написания данной иконы, которые подразделяются на 20 подтипов. Самые наиболее узнаваемые из них:

  • Господь Вседержитель,
  • Спас Нерукотворный,
  • Господь на престоле.

Значение иконы Господа Вседержителя для каждого христианина не так уж и мало. Оно напоминает каждому из нас, что впереди будет ждать каждого небесный суд, а также доброта и милосердие. Основная ее задача – это поднять дух человека перед преодолением разнообразных трудностей и испытаний для достижения чего-то лучшего. Также она помогает найти покой, умиротворение, утешение в скорби. Перед ней люди произносят благодарственные молитвы, а также просят благословение на последующие дела.

Самые распространенные образы

Первая икона, согласно преданию, была именно ликом Спасителя — он чудесным образом запечатлелся на полотенце, которым отерся Христос. Сегодня это изображение известно как Спас Нерукотворный

Неважно, какая именно икона Христа Спасителя будет находиться в доме. Главное, чтобы хозяева расположили ее на самом почетном месте среди остальных образов

В католичестве есть собственная версия происхождения первой иконы Спасителя Иисуса Христа. Во время крестного пути благочестивая женщина Вероника подала страдальцу платок, чтобы Он смог отереть кровь с лица. На ткани остался отпечаток. Так появился «Плат Вероники». В отличие от православной версии, на нем присутствует терновый венец. Сейчас реликвия хранится в Риме.

Советуем изучить  Иерархия в Православной Церкви

Существует мнение, что оба варианта нерукотворной иконы восходят к Туринской плащанице, которая просто хранилась в свернутом виде, и так побывала в разных городах. В православной церкви распространены также следующие иконы:

Спас Вседержитель — Христос изображен по пояс, в левой руке — Книга;

Спас в силах — в белых одеждах восседает на троне;

Эммануил — Спаситель в возрасте отрока (подростка);

Архиерей Великий — Иисус в облачении архиерея;

Благое Молчание — Спаситель в виде Ангела, до земного воплощения. Встречается редко, хотя существует с 15 в.

Все эти иконы — канонические, перед ними можно читать любые молитвы Господу, Святому Духу, Богу Отцу.

Иконографическая справка

«Христос Пантократор» 1363 г. — икона афонского монастыря Пантократора, собор которого был расписан в эти же 60-е годы. Сохранившиеся и опубликованные на сегодняшний день фрагменты росписи ничего равного этой иконе не обнаруживают. Другая икона с образом Пантократора из этого монастыря, сейчас там и находящаяся, кажется, близка эрмитажной, однако предварительные публикации ее не позволяют судить об этом достаточно ясно. Мастер, создавший эрмитажную икону, — другой человек, чем художники, работавшие в монастыре Пантократора на Афоне. Заказ на эту икону он получил от двух знатных столичных людей, которых и изобразил в виде маленьких фигурок на полях своей иконы, — так, как иногда изображали ктиторов. Эти два человека — великий стратопедарх Алексей и великий примикирий Иоанн, оба — родственники царской семьи. Скорее всего художник написал эту икону Христа в Константинополе, откуда она и была переправлена на Афон ее заказчиками, вкладчиками этого монастыря. Именно эта икона Христа была, несомненно, храмовой, т.к. другая икона с образом Пантократора из этого монастыря является двусторонней (на обороте — св. Афанасий Афонский). Поразительно, что на полях храмовой иконы помещены портреты донаторов.

Это интересно: Икона Григория Богослова: раскрываем все нюансы

Значение иконы о Христе Пантократоре

Икона «Христос Пантократор»

Пантократор, в переводе – Вседержатель, принесший себя в жертву ради отпущения людских грехов и их прощения.

Господь на престоле – икона с чудодейственной силой Христа Пантократора – она защищает семьи от болезней и несчастий, лечит верующих, страдающих даже неизлечимыми болезнями. Православные верят, что лик Иисуса Христа способен излечить любое душевное или физическое заболевание, если у молящегося чистое и искренне сердце, а помыслы – самые добрые.

Икона «Христос Пантократор»Лик Иисуса Христа можно встретить в любом христианском храме. Священники даже считают, что икона Спас на троне должна быть в каждом доме.

Наиболее популярные и значимые иконы расположены в следующих Божьих домах:

  • Храм Святой Софии, Нижний Новгород
  • Храм Спаса на Крови, Санкт-Петербург
  • Храм Рождества Иоанна Предтечи, Москва.

Но первым и старейшим экземпляром иконы Господа Пантократора из Синайского монастыря считается икона, расположенная в монастыре Святой Екатерины в Египте. Именно она послужила началом этого стиля иконографии.

Одежда, покрывающая Святого присуща древним грекам – это свободная рубашка и угловая накидка поверх нее. Библия – священное писание – располагается в его левой руке, а символ благословения в виде сложенных пальцев – на правой.

Единство материального и духовного – именно такой смысл заключен в трех видах икон о чудотворном образе Иисуса – изображение Спасителя во весь рост, по пояс или сидящем на царском троне.

Святой образ содержит в себе сразу два лика Иисуса Христа – человек и божество. Именно эта особенность видна в отражении Святого: свет, исходящий от правой части лица говорит о его Божественном происхождении; на левой же части мы видим тень, направленный вниз взгляд и страдающую человеческую сущность Иисуса.

Символика образов

Рыба. Согласно учению Нового Завета, рыба есть проповедь. Сам Господь сравнивает апостолов, которые ранее были рыбаками, с «ловцами человеков».

Царствие Небесное — это невод, закинутый в воду и захвативший рыб всяческого рода. В самом начале христианской эры люди носили на шее «амулеты» с изображением рыбок из камня и стекла. По этому условному символу христиане распознавали друг друга. Даже на стенах торговых лавок, на полу рыночной площади, везде, где случалось скопление людей, были начертаны рыбы.

Это служило знаком для странствующих христиан о том, где собираются единоверцы.

Агнец. В христианском мире агнец есть имя Иисуса как Мессии. Изображение Агнца — тайна Христовой смерти. Часто встречается изображение, где Агнец Божий стоит на небольшом холме, с которого стекают водные потоки. Холм — это Церковь, ручьи — символика четырех Евангелий.

Лоза винограда. Евангельский образ Христа — источника жизни для православного человека. Ветки винограда символизируют членов Церкви, а грозди, которые клюют птицы — символика Причастия. Ведь Сам Спаситель именовал себя виноградной лозой, Своего Отца — виноградарем, а учеников-апостолов — ветвями.

Крест. Восьмиконечное изображение распятия есть тот самый Крест, на котором был распят Спаситель человечества.

Иисус Христос Пантократор, с пророками и апостолам

Почитание святынь

И если православных христиан обвиняют в поклонении иконам, как идолам, то это является неверным утверждением. Они им не поклоняются, а почитают как святыню. Верующие прекрасно понимают, что такое иконы, и через них возносят честь и хвалу первообразу Господа Вседержителя.

Весь земнородный народ объединяют желания жить без проблем, иметь здоровье и благополучие. И это все на основе веры, надежды и любви, которые является неотъемлемыми христианскими добродетелями.

Жизнь обязательно изменится в лучшую сторону, если начать усилено молиться и благодарить Господа за все — и за все хорошее, и за то плохое, что в нашей жизни происходит. Бог в помощь всем!

Каноны создания иконы Спаса Вседержителя

Канон писания иконы Спаса Пантократора был утвержден в IX веке. Христа изображают одетым в специальное облачение: красный хитон (подобие длинной рубахи с рукавами или без них) и синий гиматий (верхняя одежда – прямоугольный отрез ткани, который задрапировывался поверх хитона). Цвета убранства символизируют гармонию земного и небесного начал. Лик Иисуса на иконе напоминает каждому христианину, что Господь Вседержитель – обладатель Божественной природы и силы – одновременно был обычным живым человеком.

Возраст Христа должен соответствовать времени его проповедничества. Иисус имеет прямые темно русые волосы, которые спускаются на плечи, короткую бороду, небольшие усы. Правую руку Господь Вседержитель поднял для благословления, а левой держит раскрытое или закрытое Евангелие. Возможны различные варианты изображения фигуры Христа:

  • Поясное.
  • В полный рост.
  • Сидящим на престоле.

Каждый из них имеет свое значение. На иконах и росписях Христос Пантократор часто находится в окружении небесных сил.

Несмотря на различные способы изображения, узнать Спасителя на иконах легко по характерной детали – круглому нимбу, символизирующему вечность, с помещенным внутрь крестом – напоминанием о жертвенности и страданиях во имя людей. Слово «нимб» на латыни означает «ореол, облако, туман». Еще внутрь ореола вписывают три греческие буквы ΟΩΝ, являющиеся сокращением слов Бога «Я есмь Сущий», которые были сказаны Моисею. Со времен Византии икона Спаса Вседержителя стала обязательно изображаться в храмах в виде одиночного образа или кульминацией центральной части сборных композиций росписей, иконостасов.

Икона Господь Вседержитель

Спас Вседержитель — или, по-гречески, Пантократор — образ, представляющий Иисуса Христа как Небесного Царя и Судию. Имя «Пантократор» состоит из двух частей: «все» и «сила«, соответственно его переводят как «всемогущий». Существовали другие, менее точные варианты перевода: «Властитель всего» или «Правитель мира«.

Вышивка бисером иконы Спас Вседержитель

Имя «Пантократор» — Вседержитель — очень часто употребляется в Ветхом Завете. Однако в Новом Завете в это имя вкладывается дополнительный смысл: так говорится о Христе Второго пришествия. В этом значении о Христе говорят апостол Павел во Втором послании к Коринфянам и Иоанн Богослов в Откровении.

На иконе Господь Вседержитель Иисус Христос представлен как Вершитель судеб мира, Источник Истины и Жизни. Он может быть изображен погрудно, по пояс или в полный рост — сидящим на троне («Спас на престоле»).

Взгляд Его строгий и милующий в одно и то же время, и проникает Он взглядом в самые глубины души верующих. Одна рука Господа поднята, благословляя; в другой руке изображается книга — открытая или закрытая. В раскрытой книге обычно можно прочесть цитату из Евангелия.

Советуем изучить  Молитвы великомученице Варваре Илиопольской

Символ Книги велик и неоднозначен: эта Книга может быть истолкована как символ Благой вести или Божественной мудрости — или как Книга Жизни, куда заносятся имена спасшихся.

Часто Книга может быть изображена в виде свитка, но ее сокровенный смысл от этого не меняется: Книга — краткий и емкий символ Учения, с Которым Христос пришел к людям.

Вышитый образ Господа Вседержителя

Цвет одежд изображенного на иконах Христа также несет в себе глубинный символический смысл. Наиболее часто встречается сочетание красного хитона (одежды, приблизительно соответствующей длинной рубахе) и синего гиматия (верхней одежды, похожей на плащ или накидку). Символика красного цвета — жизнь, земная природа, человеческое начало; синий цвет соответствует Небу и означает Божественную природу Спасителя.

Если на изображении хитона справа, на плече, видна темная полоса, то она называется «клав». В античности клав служил для обозначения принадлежности человека к патрициям, но на иконах его значение изменилось. Клав на иконах символизирует совершенство земного начала Спасителя, это — знак Его избранничества.

Титул «Вседержитель» рядом с именем Иисуса Христа подчеркивает Его Божественную природу. Человеческое начало Христа не умаляет власти его Божества как Вседержителя, но само возвышается и получает власть.

Самыми ранними примерами икон Христа Пантократора можно считать византийские иконы IV-VI веков, среди которых самая известная — из Синайского монастыря. Она выполнена в технике энкаустики (краски на основе воска) и датируется серединой VI века.

Икона Господа Вседержителя бисером

В руке Христа — Евангелие в драгоценном окладе, цветовая гамма иконы — теплые коричневые оттенки с акцентом на золото. Триумфальность образа Христа подчеркивается цветом его хитона: пурпур «цвета ночи» с кроваво-красным клавом. Обнаруженная в монастыре в ХIХ веке, эта древняя икона потрясла нашедших своей художественной силой и реалистичностью изображения.

Близость изображения к живописи прослеживается в том, что лицо Христа не симметрично — это особенность так называемой фаюмской школы. Левая часть лица Христа спокойна, полна света и сияния и контрастирует с правой половиной: более грозной, темной, с напряженно изогнутой бровью.

Об этой двойственности изображения впоследствии вспоминали во время многочисленных дискуссий о двойственной природе Богочеловека. Асимметричные изображения лика Христа Пантократора часто встречаются в византийской традиции.

Яркий золотой нимб показывает, что изображенный — «не от мира сего». Нимб — символ Божественного Света. В переводе с латинского слово «нимб» означает «ореол» или «облако». Сколь бы различными ни были изображения Иисуса Христа, его нимб всегда несет в себе крест. Часто в крест нимба вписаны три греческие буквы, означающие «Я есмь Сущий».

Вышитая бисером и янтарём икона Господь Вседержитель

Одна из византийских икон Спаса Вседержителя на престоле приписывается кисти самого императора Мануила (1118-1180) и носит название «Мануилов Спас«. Она отличается тем, что правая рука Христа указывает на книгу особым жестом.

Название «Спас в силах» означает особый вид изображения Господа Вседержителя — когда восседающего на престоле Христа окружают ангелы, или Силы Небесные.
Почти всегда образ Господа Вседержителя занимает центральное место в росписи куполов православных храмов.

Христос Пантократор

Первая половина VI в.

  • Очерки истории искусства 1987: VI в.
  • Βοκοτοπουλος 1995: Первая половина VI в.
  • Bayet 2009: VI в.
  • К истокам 2009: VI в.

Христос Пантократор

Константинопольский мастер, VI век. Синай, монастырь Св. Екатерины. Энкаустика, доска; 84 × 45,5 см.

«Христос Пантократор» — это самая известная икона доиконоборческого периода среди образов, хранящихся в монастыре Св. Екатерины на Синае. Христос, лик Которого обрамлен длинными волосами и бородой и окружен нимбом с крестом, облачен в тунику и пурпурный плащ: фигура помещена в нишу, только частично видимую на фоне голубого неба. Десница Спасителя сложена в жесте благословения. В левой руке — Евангелие в драгоценном, украшенном золотом и каменьями окладе.

Фигуру Христа отличает величественность и в то же время естественность. Гармонично сочетаются между собой иератизм позы, устремленность взгляда с одной стороны, и тонкая асимметрия в чертах лица и в композиции — с другой. Не на одном уровне находятся глаза, брови имеют разную форму, волосы разделены пробором не по центру и ниспадают лишь на правое плечо, усы — разной длины.

Эти особенности, как и естественность моделировки и жестов образа в целом, подчеркивают человеческую природу Христа, сочетающуюся с иератичностью композиции. Перед нами образ Христа, подчеркивающий в Нем одновременно божественность и человечность. В этом художник следовал основным требованиям византийской Церкви, преодолевавшей в те годы острые споры по вопросу о богочеловеческой природе Христа; ведь в этот период монофизиты, настаивавшие на преобладающей божественной природе Христа, получали все больше поддержки в обширных областях империи.

Исследователи сходятся во мнении, что такая иконография возникла в кругах, близких к императорскому двору. Это подтверждает серебрянный крест, пожертвованный Юстином II (565–578) в сокровищницу собора Св. Петра в Риме; чуть позже при Юстиниане II (585–595) стали чеканить образ Христа на лицевой стороне монет, возможно, следуя монументальной мозаике, помещенной над бронзовыми вратами Императорского дворца в Константинополе, уничтоженной иконоборцами в 726 году. Собственно и монастырь Св. Екатерины был основан Юстинианом, поэтому, несмотря на отсутствие точных свидетельств, целесообразно предположить, что икона была послана самим императором вместе с другими вкладами.

Высочайшее качество исполнения и иконография, принятая при дворе, говорят исключительно в пользу столичного происхождения образа.

Мария Раффаэлла Менна

Детали:

  1. Лик Христа

Очерки истории искусства 1987. Очерки истории искусства. — М.: Советский художник, 1987. — Илл. 322.

Βοκοτοπουλος 1995. Βοκοτόπουλος Π. Λ. Βυζαντινές Εικόνες. — Αθήνα: Εκδοτική Αθηνών, 1995. — Σ. 191, εικ. 1-2.

Попова 2000. Попова О. С. Образ Христа в византийском искусстве // София Премудрость Божия. Выставка русской иконописи XIII–XIX веков из собраний музеев России: . — М.: Радуница, 2000. — Илл. 7.

Жизнь Христа 2001. Жизнь Христа в произведениях живописи. — М.: Галарт : Аст-Пресс, 2001. — Стр. 14.

Holy Image 2006. Holy image, hallowed ground: icons from Sinai. — Los Angeles: Getty Publications, 2006. — Pp. 51-52, fig. 50.

Bayet 2009. Bayet Ch. Byzantine Art. — New York : Parkstone Press International, 2009. — Ill. p. 40.

К истокам 2009. К истокам: Раннехристианские иконы: . — Минск : Междунар. обществ. объединение «Христианский образовательный центр им. свв. Мефодия и Кирилла»; Milano : La Casa di Matriona, 2009. — Табл. IV, стр. 8.

Eastmond 2013. Eastmond A. The glory of Byzantium and early Christendom. — London: Pha > Попова О. С. Пути византийского искусства = Paths of Byzantine Art. — М.: Гамма-пресс, 2013. — Илл. 135.

Молитва Спасителю перед иконой

Икона «Господь Вседержитель» — образ Спасителя, символизирующий Царя и Судью. Это один из главнейших образов в православии, помогающий и поддерживающий христиан в жизни. По церковным традициям, для верующих людей первой и самой главной должна стать именно икона Господа Нашего. Она одна может затмить все прочие, поскольку Божественная Сила творит чудеса, именно Господь зародил жизнь.

Значение иконы Иисуса Христа

Следует отметить, что образ Иисуса Христа на каждой иконе Вседержителя заключает в себе определенный смысл и символику. Первое появление данного образа приходится на 4-6 века. Древнейшее изображение Христа Вседержителя относится к иконе «Христос Пантократор из Санайского монастыря».

Изображения на иконах «Господь Вседержитель» могут отличаться друг от друга, но неизменен лик Спасителя, который всегда присутствует на святыне. Главная суть, которая таится в иконе, заключается в пришествии Спасителя на землю в образе человека. Христос своей великой жертвой искупил грехи всего человечества и подарил людям бессмертие души.

«Вседержитель» трактуется так, что Бог всемогущ, и лишь в Его власти людские судьбы. Кроме того, этот термин заимствован из Ветхого Завета. Слово Вседержитель служило обращением к Господу, а затем начало относиться и к Иисусу.

Где находится чудотворный образ

Как уже упоминалось, святой образ Господа Вседержителя обязательно присутствует в каждом православном храме. Лик Спасителя является главным и основным элементом христианской религии

Важно знать, что образ Господа Вседержителя непременно должен храниться в домашнем иконостасе каждого верующего

На иконе Спаситель может быть изображен восседающим на царском престоле, а также в полный рост или по пояс. В левой руке Он может держать свернутый пергамент или

Священную Книгу как в закрытом, так и в открытом виде. Правой рукой Господь благословляет верующих.

На голове Спасителя изображен крестовый нимб. Его одеяния состоят из красного хитона и надетого поверх него гиматия синего цвета. Синий цвет символизирует небеса, а красный указывает на природу человека, его страдания и величие. Одежда Христа символизирует целостность небес, души и земли.

Советуем изучить  Как увидеть свои грехи?

В чем помогает чудотворный образ

Чудодейственный лик Спасителя способен помочь воздержаться от плохих, грешных мыслей и поступков. Он помогает обрести духовность и встать на путь праведный. Икона избавляет от болезней, травм и хворей.

Христиане молятся перед иконой Господа Вседержителя с просьбами отогнать от них гибель и несчастья, просят защитить их от злых умыслов недругов. Также святой Лик Спасителя способствует избавлению от скорби, печали и гнева, помогает обрести покой и гармонию, дарует силы, чтобы пережить трудности и невзгоды.

Перед иконой Господа Вседержителя православные верующие молятся не только о помощи, но и возносят слова благодарности за поддержку и заступничество, а также просят благословения в новых начинаниях.

Необходимо помнить, что предаваться молитвам перед иконой Господа Вседержителя нужно не только в трудные минуты жизни, но и когда душа наполнена счастьем и радостью. Слова должны быть светлыми и чистыми, исходящими из самого сердца. Святой образ «Господь Вседержитель» служит оберегом для семей. Он защищает детей от болезней и неудач и способен исцелить даже тяжелое заболевание.

День празднования святого образа Спасителя приходится на 8 сентября (26 августа по старому стилю)

В этот день христиане воздают почести еще одной важной святыне — иконе Рождества Пресвятой Девы Марии

Молитва Спасителю перед иконой

«О, Спаситель наш, Иисус Христос! Сын Божий! Ты заступник всего человечества! Ты грехи людские взял на себя, отдав за них жизнь свою земную! Молю Тебя, Господь, о спасении души моей, об отпущении грехов моих и о благословении Твоем! Даруй душе

моей любви, тепла и света! Придай мне сил и не позволь утратить веру! Исцели тела и души христиан от болезней и недугов! Отгони врагов от домов наших. Даруй семьям благополучие и счастье! Убереги детей от бед и неудач. Дай нам радости и счастья, ибо сердца наши наполнены любовью к Тебе, Великий Спаситель. Да воздадим Тебе слова благодарности! Да восхвалим и прославим Тебя, Царь Небесный! Лишь ты один Спаситель наш и заступник! Да будет на все воля Твоя! Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Обратиться к Спасителю можно с любой просьбой. Во время своей жизни Христос спас множество больных от неминуемой гибели, многих воскресил, а остальным показал, как правильно жить, как начать свой духовный путь и как его закончить. Все это актуально и по сей день, потому что Господь не меняется никогда, как и Его заветы.

КАК МОЛИТЬСЯ ГОСПОДУ ИИСУСУ ХРИСТУ

Перед образом молятся ко Господу о всех нуждах и, конечно, исповедуют свои грехи, молитвенно готовятся к Исповеди и Причастию. Церковь благословляет ежедневно читать утренние и вечерние молитвы, которые есть в каждом молитвослове, с обращениями и покаянием перед Господом. Любые молитвы можно читать и в храме, и перед домашним иконостасом.

Две важнейшие молитвы — это молитва Господня и молитва Иисусова. Можно заменять слова молитвослова Иисусовой молитвой по четкам перед иконой: нужно мысленно или вслух произнести слова: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного» и передвинуть бусину на четках. Так следует делать в течение 10 минут утром и вечером — это и будет вашим молитвенным правилом. По четкам также можно молиться в дороге. Иисусова молитва — одна из наиболее известных православных молитв. Это очень краткая молитва с очень глубоким смыслом. Удивительно, но это и первая ступень на пути становления в вере, и молитва святых подвижников благочестия. Ее благодать и сила очень велика. Молитва — обращение к Богу-Сыну, Господу Иисусу Христу о помощи и милости. В любых жизненных трудностях, во всякий день эту молитву можно читать, чтобы Бог оградил Вас от от всякого зла.

Молитва же Господня, попросту, это «Отче наш», слова которой знали все наши предки (было даже выражение «знать как Отче наш») и которой каждый верующий человек должен научить своих детей. Если вы не знаете ее слов, выучите их наизусть, читать молитву Отче наш можно и на русском языке:

«Отец наш, находящийся на Небесах! Да будет свято и прославлено имя Твое, да придет Царство Твое, да будет воля Твоя, как на небе, так и на земле. Хлеб, нам необходимый, дай нам сегодня; и прости нам долги наши, которые мы прощаем должникам нашим; и пусть у нас не будет искушений дьявольских, но избавь нас от воздействий лукавых. Ведь Твое на небе и земле Царство и сила, и слава Отца, и Сына, и Святого Духа во веки. Аминь».

Молитва «Отче наш» называется еще Господней потому, что ее слова дал Сам Господь, они записаны евангелистами и находятся в Новом Завете.

Перед молитвой Господней и Иисусовой, как и перед любой, нужно соблюсти несколько несложных правил: — Читать молитву, прибегая к милости Господа, лучше в тишине, по крайней мере, вас ничто не должно отвлекать

— Важно сосредоточиться на словах молитвы, чтобы мысли не разбегались. — Вы можете молиться и на работе, и в ходе какой-то деятельности, но не с самого начала, а когда почувствуете, что это возможно, что молитва делает светлее ваше сердце, освещая верой и ощущением всеприсутствия Божия ваши чувства

— Откажитесь от механического заучивания и повторения, стараясь осознавать смысл проговариваемых слов и их глубокое значение. — Подготовьте ваши мысли к молитве, поразмышляйте о всесилии Божием, преклонитесь с любовью пред Господом.

Икона «Христос Пантократор»

Символика и образы византийской иконы

Новый художественный замысел способствовал окончательному изменению прежней символики, которая знаменовалась переходом от старого натуралистического восприятия чувственного мира к более религиозному и священному его отражению. Теперь образы византийских икон придерживаются иных рукописных канонов.

Икона является своего рода окном в духовный мир. Отсюда ее особый язык, где каждый знак – символ, обозначающий нечто большее, чем он сам.
Лицо на иконе это лик, повернутый к Богу, личность, преображенная в свете вечности.

Лик в иконе – самое главное, а главное в лике – глаза. Известное выражение «глаза – зеркало души» родилось в системе христианского мировоззрения.

Большое значение в иконе придается также рукам, многое говорящим о личности человека. Каждый жест рук осмысливается по-своему, несет определенную духовную информацию, каждой новой ситуации соответствует свой жест. Лик и руки иконописец, как правило, выписывал очень тщательно.

Фигуры же обычно изображались как бы «облегченно», так, чтобы тело выглядело невесомым и бесплотным. Тела в иконах словно парят в пространстве, зависая над землей. Иконописное изображение стремится передать соединение внешней хрупкости и внутренней мощи. Тела на иконах имеют удлиненные пропорции, что является выражением одухотворенности человека, его преображенного состояния. Икона являет нам образ нового человека, преображенного, целомудренного.

Как всякое живописное произведение, икона имеет дело с цветом. Фон классической византийской иконы – золотой. Это одновременно цвет и свет. Золото обозначает сияние Божественной славы, это свет нетварный, символ Небесного Иерусалима. Золотой цвет служит выражением самого ценного в духовном мире. Наиболее близким по смыслу к золотому стоит белый цвет.

Он также является цветам и светом одновременно, но применяется гораздо реже золотого. Белый цвет символизирует чистоту, непорочность и причастность божественному миру.

Красный и синий цвета, как правило, выступают вместе. Они символизируют милость и истину, красоту и добро, земное и небесное, то есть те начала, которые в падшем мире разделены и противоборствуют, а в Боге соединяются и взаимодействуют.

В зависимости от степени святости героев, которые представлены в библейской мифологии, наименование их ликов стало подразделяться на такие категории как:

  • Апостолы;
  • Бессребреники;
  • Благоверные;
  • Великомученики;
  • Мученики, и.т.д.

Всего их насчитывается 18 видов. Наглядным примером, демонстрирующий применение новых художественных канонов, является икона Иисуса Христа в византийском стиле, которая называется Христос Пантократор.

В основе её создания были задействованы новые цветовые формы, представляющие собой сочетание натуральных и порошковых красок размешанные в жидкости.

Основные черты лица, которые художнику удалось придать данной святыне, оказались настолько естественными и правильно переданными, что и в остальных последующих работах, Божий взгляд стал представлялся точно в таком же, виде, который предшествовал ранее созданному оригиналу.

Оцените статью
Добавить комментарий