Господь бог саваоф. акафист богу сафаофу

Господь бог саваоф. акафист богу сафаофу

Господь бог саваоф. акафист богу сафаофу
СОДЕРЖАНИЕ
0
44
08 декабря 2021

Имена Господа в трудах святого Дионисия

Развивая своё учение, в качестве Божественных имён богослов использовал ряд терминов, употребляемых в обычной речи для обозначения сугубо положительных понятий. Например, Бог Саваоф именуется у него как Благость. Такое имя он даёт Господу ввиду той неизреченной благости, которую Он щедро источает всему сотворённому Им миру.

Лучезарное сияние, которым Бог наполняет землю, даёт основание святому Дионисию назвать Его Светом, а очарование, придаваемое Им Своим творениям, – Красотой. Объединяя эти понятия единым словом, он даёт Богу имя Любовь. В трудах Дионисия мы встречаем и такие имена Господа, как Добро, Единство, Жизнь, Премудрость и многие другие, обоснование которых следует из самого учения о Едином и Присносущном Боге.

Имена Господа в трудах святого Дионисия

Развивая своё учение, в качестве Божественных имён богослов использовал ряд терминов, употребляемых в обычной речи для обозначения сугубо положительных понятий. Например, Бог Саваоф именуется у него как Благость. Такое имя он даёт Господу ввиду той неизреченной благости, которую Он щедро источает всему сотворённому Им миру.

Лучезарное сияние, которым Бог наполняет землю, даёт основание святому Дионисию назвать Его Светом, а очарование, придаваемое Им Своим творениям, — Красотой. Объединяя эти понятия единым словом, он даёт Богу имя Любовь. В трудах Дионисия мы встречаем и такие имена Господа, как Добро, Единство, Жизнь, Премудрость и многие другие, обоснование которых следует из самого учения о Едином и Присносущном Боге.

Господь бесконечный и вездесущий

Широко известно также и другое название Бога Саваофа – Иегова (יהוה), переводимое как «Он будет» или «Он жив». Оно не несёт в себе какого-либо смыслового отличия и используется лишь как альтернатива. Любопытно заметить, что встречающееся в оригинальном тексте Библии, это слово, как и прочие имена Бога, для евреев является традиционно непроизносимым в силу их преклонения перед величием Творца.

Пример того, как в Ветхом Завете используется одно из имен Бога Саваофа, мы находим в 3 главе Книги Исход, входящей в Пятикнижие Моисеево. Знакомые с текстом Священного Писания хорошо помнят эпизод, когда пророк Моисей в бытность свою пастухом у священника земли Мадиамской Иофора получил от Господа повеление вывести свой народ из египетского рабства.

Это великое событие произошло на горе Харив, где Всевышний говорил со своим пророком из пламени, охватившем куст купины. На вопрос же Моисея о том, что ответить соплеменникам, когда те спросят об имени Бога, пославшего его к ним, Он ответил буквально: «Я есмь Сущий». В оригинале текста использовано ивритское слово יהוה, то есть «Иегова». Оно не является именем Бога в общеупотребимом значении этого слова, а лишь указывает на Его бесконечное бытие.

Здесь же отметим, что в Библии можно встретить и иные имена Бога. Кроме тех, что упомянуты выше, встречаются такие ветхозаветные, как Элохим, Адонай, Яхве и ряд других. В Новом же Завете это имя Иисус, переводимое как Спаситель, и Христос – Помазанник.

«Свят, свят, свят Господь Саваоф…»

Скажем еще несколько слов о первой тайной священнической молитве Евхаристического канона («Достойно и праведно…») . Она является благодарением Богу за дарованное нам бытие и воспоминанием о Его бесконечных благодеяниях, о которых мы ничего можем и не знать ( «ихже вемы и ихже не вемы, явленных и неявленных благодеяниих, бывших на нас» ). Однако мы как участники Евхаристии не пребываем в одиночестве. Мы — только часть творения (хотя, безусловно, любимейшие создания, ради которых и принесена Жертва искупления). И не все еще наши силы, устремления души направлены на славословие Творца. Есть в мироздании существа, жизнь которых выражается единственно в славословии, благодарении Богу и предстоянии Ему. Заключительные слова первой евхаристической молитвы дают нам представление о многообразии, величии этих существ и передают нашу благодарность Богу за предпочтение нас для совершения этого служения перед всем Ангельским воинством: «Благодарим Тя и о службе сей, юже от рук наших приятии изволил еси, аще и предстоят Тебе тысящи Архангелов и тмы Ангелов, Херувими и Серафими, шестокрилатии, многоочитии, возвышающиеся пернатии» . В то время, как священник, стоя перед престолом, заканчивает чтение молитвы «Достойно и праведно…», диакон, встав с левой стороны престола, поднимает правой рукой звездицу, покрывающую дискос, и благоговейно веет ею, то приподымая, то опуская. Это производимое диаконом символическое действие означает то же самое, что и колебание возду́ха во время пения Символа веры, то есть «движение» в данный момент над сосудами Духа Святого и ожидание Его схождения на Дары, стоящие на престоле.

По завершении пения хора священник возглашает: «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще», — что является продолжением только что прочитанной им тайной молитвы. Эти слова, возможно, для молящихся в храме не совсем понятные, относятся к четырем таинственным животным из Откровения Иоанна Богослова: «поюще» — к орлу, «вопиюще» — к тельцу, «взывающе» — ко льву и «глаголюще» — к человеку (Откр. 4, 7-8). Диакон же на каждое призывание касается звездицей краев дискоса таким образом, чтобы получился правильный крест.

Сразу же после этого возгласа хор начинает петь: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних». Это почти прямая цитата из книги пророка Исаии (Ис. 6, 1-3), в которой так же, как в упомянутом месте из Откровения Иоанна Богослова, описывается видение Престола Господня и окружающих Его Небесных Сил, непрестанно славословящих Бога. Поясним трудные места этой молитвы: «Господь Саваоф» означает «Владыка небесных воинств», а слова «Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне» , по объяснению архимандрита Киприана (Керна), «обращенные некогда еврейскими детьми к идущему на вольную Страсть Господу, обращены теперь к идущему на евхаристическое заклание Агнцу. «Осанна» значит «Господи, спаси». Таким образом, мистическое созерцание Божией славы, предвечной Его силы, могущества, святости и красоты и неизреченные вещания таинственных апокалиптических животных в литургическом сознании Церкви связаны с видением шестокрылатых и многоочитых Херувимов и Серафимов и с созерцанием Христовой «славы», т. е. Его искупительных Крестных Страданий».

Здесь важно понимать, что и тайная молитва священника, и следующий за ней возглас «Поюще, вопиюще…», и воспеваемое хором ангельское славословие — все это логически связанный, непрерывный текст, который должен восприниматься как единое целое

Имена Господа в трудах святого Дионисия

Развивая своё учение, в качестве Божественных имён богослов использовал ряд терминов, употребляемых в обычной речи для обозначения сугубо положительных понятий. Например, Бог Саваоф именуется у него как Благость. Такое имя он даёт Господу ввиду той неизреченной благости, которую Он щедро источает всему сотворённому Им миру.

Лучезарное сияние, которым Бог наполняет землю, даёт основание святому Дионисию назвать Его Светом, а очарование, придаваемое Им Своим творениям, – Красотой. Объединяя эти понятия единым словом, он даёт Богу имя Любовь. В трудах Дионисия мы встречаем и такие имена Господа, как Добро, Единство, Жизнь, Премудрость и многие другие, обоснование которых следует из самого учения о Едином и Присносущном Боге.

Известные списки иконы Саваофа

В современном мире многие специалисты считают древнюю икону Саваоф древнейшим и самым загадочным видом православной иконописи.

Есть два известных списка этой древней иконы Воинства:

Богоматерь Знака — это икона, изображающая Бога-Отца Саваофа, восседающего на небесном престоле, в форме мудреца с восьмиконечным нимбом на голове и поднятыми к небу руками. Христос Эммануил изображен стоящим на коленях. В круге изображен голубь как символ Святого Духа. В нижней части иконы Саваоф изображение Богородицы, Знамение.

Родина — представлена ​​как религиозный образ Троицы Нового Завета, но без образа Богородицы, на этой иконе Господь Саваоф также изображен в образе мудреца. Его изображали в белоснежной одежде, сидящим или идущим по облакам. Есть еще одно изображение иконы Отечества Господа Саваофа, где он изображен со святыми, справа — Даниил, слева — Симеон. Справа у подножия престола апостол Фома.

Акафист предвечному Богу

Едва ли можно с достоверной точностью определить исторический период, в который был написан «Акафист Богу Саваофу», но, попав на Русь, он занял прочное место в отечественной гимнографии. С незапамятных времён его текст читается как в составе определённых праздничных молебнов, так и во время общих богослужений. Текст акафиста и в старопечатной традиции, и в рукописном варианте традиционно помещался в таких богослужебных книгах, как Акафестник, Часослов, Псалтирь Следованная, а также Триодь Постная.

От традиционного написания акафистов он отличается лишь тем, что завершающие каждый икос слова «Радуйся…» в нём заменены более соответствующими общему содержанию – «Господи Боже…». С первых строк, в которых Господь именуется Взбранным Воеводой Огненных и Небесных Сил, весь текст акафиста проникнут духом высокого почитания Создателя вселенной, и поэтому общепринятое в православии «помилуй мя!» звучит как естественное и закономерное обращение твари к своему Творцу.

Господь бесконечный и вездесущий

Широко известно также и другое название Бога Саваофа – Иегова (יהוה), переводимое как «Он будет» или «Он жив». Оно не несёт в себе какого-либо смыслового отличия и используется лишь как альтернатива. Любопытно заметить, что встречающееся в оригинальном тексте Библии, это слово, как и прочие имена Бога, для евреев является традиционно непроизносимым в силу их преклонения перед величием Творца.

Пример того, как в Ветхом Завете используется одно из имен Бога Саваофа, мы находим в 3 главе Книги Исход, входящей в Пятикнижие Моисеево. Знакомые с текстом Священного Писания хорошо помнят эпизод, когда пророк Моисей в бытность свою пастухом у священника земли Мадиамской Иофора получил от Господа повеление вывести свой народ из египетского рабства.

Это великое событие произошло на горе Харив, где Всевышний говорил со своим пророком из пламени, охватившем куст купины. На вопрос же Моисея о том, что ответить соплеменникам, когда те спросят об имени Бога, пославшего его к ним, Он ответил буквально: «Я есмь Сущий». В оригинале текста использовано ивритское слово יהוה, то есть «Иегова». Оно не является именем Бога в общеупотребимом значении этого слова, а лишь указывает на Его бесконечное бытие.

Здесь же отметим, что в Библии можно встретить и иные имена Бога. Кроме тех, что упомянуты выше, встречаются такие ветхозаветные, как Элохим, Адонай, Яхве и ряд других. В Новом же Завете это имя Иисус, переводимое как Спаситель, и Христос – Помазанник.

История иконографии

Православные образы Саваофа Отца в композиции под названием «Отечество» прямо соответствовали лику Ветхого денми (Воплощения Предвечного Сына), используемому в византийской культуре. Подобная стилистика использовалась при росписях стен и в качестве аналойных ликов.

Другие варианты изображения Господа в различных ипостасях встречаются в композициях множества икон, таких как: «Благовещение», «Рождество Божьей Матери», «Покров Богородицы», «Сошествие Святого духа на учеников Христа», «Державная» икона Пречистой Девы и т.д.

  • На миниатюрах, созданных в XVI веке, Он демонстрируется находящимся в небесных сферах и благословляющим человечество. В Его левой деснице находится держава, как в сцене под названием «Творение».
  • В период с XVII по XVIII вв. Господь Отец появляется в настенных росписях церквей Балканского региона. Композиция «Отечество» находит место в монастырях Македонии и Румынии.

Икона «Отечество»

  • На Московском соборе, состоявшемся в 1667 г., изображение Всевышнего Отца запретили применять на иконах, стенографиях и миниатюрах. В основе закона легло мнение, что образ этот не соответствует канонам православной веры, так как Бога — Первую Ипостась Святой Троицы — невозможно представить и изобразить в истинном свете.
  • Однако запрет не стал препятствием к тому, чтобы самые значимые композиции («Отечество» и «Сопрестолие») продолжали создаваться. Их помещали на внутренних сторонах главных куполов и других частях церквей. Несмотря на легко просматриваемую символическую связь между Господом Саваофом и первой Ипостасью Троицы, под иконами не писали наименование: «Бог Отец». Широкое распространение этих образов в России обусловлено соотнесением их с ликами Иисуса.

Что обозначает икона Всевидящее Око

Изображение подобной святыни отличается многогранностью, поэтому, если вы желаете получить максимум информации про икону, запаситесь терпением.

В центральной части мы можем наблюдать лик Спаса Эммануила – юного Сына Божьего, благословляющего людей. В некоторых случаях он в левой руке держит Евангелие, в котором на церковнославянской вязи написана фраза: «Придите ко мне все, кто нуждается во мне».

От круга, в котором изображается Иисус, диагонально отходят четыре луча треугольного сечения. Они могут притрагиваться к внешнему ореолу либо заходить за его границы и завершатся тетраморфом (небольшими ликами апостола Матфея, Марка, Иоанна и Луки). В основной массе случаев последователи Христа изображены в виде аллегорических образов, как ангел, лев, телец и орёл и обозначены с помощью соответствующих подписей-титлов.

Следующий круг (алого цвета) представляет собой изображение глаз, носа и уст – символа постоянного присутствия Создателя в жизни православных мирян, а ещё – его искреннее желание и стремление позаботиться о каждом грешнике. Именно этот круг и обусловил получение иконой своего наименования. Над данной частью красуется надпись: «Угль Исаия проявляй, солнце из Девическия утробы возсияет во тме заблудшим благоразумным». А выше изображается лик Святой Девы Марии, принявшей на себя ипостась Оранты, которая молится.

За этим кругом мы можем наблюдать наличие зелёного (в некоторых случаях тёмно-красного кольца), усеянного большим количеством звёзд. Кольцо выступает олицетворением божьей благодати, снизошедшей на верующих после того, как Иисус принёс себя в жертву. Напоминание этого – высказывание из Евангелия от Луки, которые начертаны на ободке: «Величит душа Моя Господа; и возрадовался дух Мой о Боге, Спасе Моем, яко призрел на смирение Рабы Своя».

Наружное кольцо (тёмно-синего либо алого цвета) изображает серафимчиков с шестью крылышками. Это символ обители, где нашли вечный покой святые и праведники, восхваляющие Создателя.

Ангельские существа с огромным чувством радости и душевного трепета смотрят на Саваофа, который изображён в ореоле внизу

Сам Создатель нарисован с распростёртыми руками, словно он стремится обнять и прижать к своей груди каждого, кто обратит внимание на реликвию. В некоторых версиях иконы образ Творца украшен с помощью облаков и радуги, а на груди его изображается белоснежный голубь – выступающий эмблемой Святого Духа, посетившего Деву Марию. Безусловно, восприятие такого сложного рисунка даётся не сразу – нужно заниматься постепенным и очень детальным его изучением, концентрируясь на каждом из изображённых символов

Безусловно, восприятие такого сложного рисунка даётся не сразу – нужно заниматься постепенным и очень детальным его изучением, концентрируясь на каждом из изображённых символов

Но за счёт созданной необычной подачи иконы она приобретает ещё более важное значение – Спаситель словно просвещает всю нашу Землю, давая обет защищать и оберегать православных людей столько, сколько это потребуется

Однако, он также внимательно следит за действиями всех людей и проявляет справедливое осуждение по отношению к ним.

История возникновения

Образ Умиление сформировался, очевидно, с первых веков христианства, когда, по преданию, первые изображения Пресвятой Девы писал знавший Ее лично апостол и Евангелист Лука. После Крещения Руси пришли к славянам образы Богородицы. Уже с первых веков христианства на Руси многие из них, включая иконы Умиления, стали почитаться, как чудотворные. Немало таких икон и сейчас.

Владимирская

Пожалуй, самая древняя известная на Руси икона Умиления. По-видимому, святыня имеет византийское происхождение. Она относится к XII в., хотя существует церковное предание, приписывающее авторство этого священного изображения апостолу Луке. Сначала она пребывала при женском монастыре близ Киева, позже князь Андрей Боголюбский перенес образ во Владимир, отчего он получил свое наименование.

Новгородская

Новгородская икона прославилась чудом 8 июля 1337 г. Сторож Троицкой церкви, где образ пребывал в иконостасе, услышал шум и вошел в храм узнать причину. С ужасом он увидел, что икона Богоматери непонятным образом висит на воздухе. Из глаз Пречистой текли слезы.

Церковные служители тотчас сообщили о чуде новгородскому архиепископу, который с крестным ходом пришел к храму и принял образ на руки. Новую святыню поместили на почетном месте, изготовили киот. Она сразу прославилась чудесами, среди которых:

  • избавление Новгорода от морового поветрия 1337 г.;
  • спасение храма от пожара 1366 г. – икона поднялась на воздух из горящей церкви и вновь спустилась на руки архиепископа, после чего прекратился пожар.

В 1497 г. великий князь Иван III забрал новгородскую святыню в Москву, но в 1508 г. Богоматерь в сонном видении повелела вернуть Свой Образ Новгороду, что было сделано незамедлительно. В годы советской власти святыню забрал музей, позже, когда Новгород был захвачен немцами, ее вывезли в Германию, но образ удалось вернуть в 1947 г.

Смоленская

К числу древнейших принадлежит Смоленская икона Умиления. Она явилась в Смоленске в 1103 г. Особенность изображения – сложенные крестообразно руки Богородицы. Она с любовью взирает на Младенца, лежащего на складках Ее одежды.

Смоленская прославлена с начала XVII в., когда Смоленск осадили поляки. Героическая оборона города, организованная воеводой Михаилом Шеиным, продолжалась 20 месяцев. Все это время войска молились перед этим образом. С тех пор Смоленская стала почитаться покровительницей города.

Толгская

Существует 3 варианта Толгской иконы. Наиболее известный список чудесно явился в 1314 г. Ростовскому епископу Прохору на острове, на Волге, при впадении речки Толга. Ночью во время молитвы архиерей увидел столп света и внезапно появившийся мост через реку. Пройдя по нему, святитель обрел священное изображение.

В тот же день на месте явления выстроили часовню, а позже – открыли монастырь. До 1917 г. сохранялся благочестивый обычай: идущие по Волге пароходы неизменно делали остановку на пристани Толгской обители, чтобы пассажиры и команда могли поклониться святыне.

Локотская

Это святыня, явленная совсем недавно, в 1998 г. в пос. Локоть Брянской области. Она принадлежит к особому изводу «Умиления», где Богоматерь изображена без Младенца, и, как на Смоленской, с молитвенно сложенными на груди руками. К этому же изводу принадлежит Серафимо-Дивеевская икона Богородицы, известная как келейный образ Серафима Саровского.

Фотокопию именно этой иконы увидела в магазине женщина по имени Наталия на старом календаре, который продавцы собирались выбросить. Чтобы не допустить поругания образа Богородицы, женщина купила календарь и, вырезав из него изображение, повесила на стену.

О чуде узнал архиепископ Мелхиседек, лично удостоверивший его истинность. Сначала для новой святыни построили часовню при доме, где она находилась. С 2012 г. хранители образа передали его епархии. Ныне Локотская, мироточение которой не прекращается, постоянно посещает разные города России. Крестные ходы с ней проходят тысячи километров.

Историческая справка

Саваоф — одно из имен Всевышнего Бога, упоминаемое в Священных Писаниях, имеет еврейское происхождение и в переводе означает «воинство» (то есть Господь, создавший армию).


Бог Саваоф. Картина В.М. Васнецова

Под войсками Творца подразумевают:

  • защитников израильских земель;
  • небесных служителей Бога;
  • сонмы святых, окружающих Его;
  • звезды и другие подобные объекты космоса.

Словосочетание «Господь Саваоф» пустило корни еще в период Ветхого Завета. Как культовое наименование оно использовалось в святилищах древнееврейского города Силома и связывалось с христианским Ковчегом Завета.

Как правильно молиться иконе

Чудотворному образу можно молиться как в храме, так и дома, перед семейным иконостасом. А можно обращаться и к образам на освященных украшениях, причем в любую минуту, когда требуется поддержка и помощь.

Перед молитвой желательно прибраться в помещении, зажечь лампаду или свечу и прочитать «Отче Наш». Затем можно обращаться уже к Небесной Заступнице.

Существует множество молитв Богородице, которые можно читать и перед этим образом. Однако есть тропари, акафисты и молитвы, обращенные непосредственно к «Радости всех Радостей».

Текст молитвы иконе «Радость всех Радостей»

Молиться Богородице можно не только каноническим текстом, но и своими словами, высказывая самые потаенные желания. Если помыслы молящегося чисты, а сердце преисполнено верой, Божья Матерь обязательно услышит обращенное к ней послание!

02.09.21

ИКОНА «СПАС В СИЛАХ» – ПЕРЕВОД БИБЛИИ НА ЯЗЫК ИЗОБРАЖЕНИЯ

Иконография «Спаса в Силах» – отражение ветхозаветного видения пророка Иезекииля и напоминания о нем в Теофании (явлении Бога) Иоанну Богослову – автору Книги Откровения (Апокалипсиса). В русском переводе строки Апокалипсиса, изображенные на иконе, таковы: «Престол стоял на небе, и на том престоле восседал Бог; Он сиял, словно драгоценные камни яшма и сардис; вокруг престола была радуга, прозрачная и яркая словно изумруд… Перед престолом — стеклянное, как кристалл, море; в престоле и вокруг него — четыре животных со многими глазами и шестью крыльями… поющих: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, который был, есть и будет».

Правой рукой Христос благословляет людей, левой придерживает раскрытую Книгу. Значение Книги также глубоко символично и неоднозначно: в соответствии с толкованием Ветхого Завета, это Книга Завета Бога и человека, Книга Жизни с именами тех, кто войдет в Царство Божие, Благая весть Евангелия, а Апокалипсис говорит нам, что это и Книга Откровения, закрытая семью печатями, которую никто не может читать, кроме Самого Спасителя. Книга также является символом Самого Иисуса Христа, ведь, по слову евангелиста Иоанна Богослова, Он – Слово Божье, пришедшее в мир (интересно, что существует соответствующая аллегорическая иконография Христа: Этимасия или Престол уготованный, – Христос изображен в виде Книги, на Которую слетает Дух Святой в виде голубя).

Многие богословы утверждают: «Спас в Силах» — это написанный языком иконописных визуальных символов богословский трактат о Страшном Суде Господа Вседержителя, Судящего праведно, идущего, по слову Евангелия, судить живых и мертвых – всех людей всех веков.

Значение иконы «Веры, Надежды, Любви и матери их Софии»

Мужество и сила духа — вот что показало это семейство. Несмотря на удары палачей императора, сила Божьего Духа дала возможность пережить наказание. И за этот поступок женщины были отнесены к лику святых.

Сам образ указывает на христианские добродетели, которые исходят из одного источника – мудрости, который в свою очередь воплощается в Софии.

Именно София дала своим дочкам праведное воспитание для того чтобы они могли быть крепкими в вере. К слову говоря, девочкам на период казни было не более 12 лет, то есть они были совсем юными и не каждый ребенок в таком возрасте вообще является сознательным. Эти дети в свою очередь сумели не только получить благословение от Господа, но и противостоять суровому внешнему миру, который предстал в форме сурового императора.

Многие верующие могут узреть в этой истории интересные аналогии с Христом. Также как Спаситель представал перед римским прокуратором, так София с дочерями тоже предстала перед представителем власти. Они следовали примеру Спасителя и тоже открыто проповедовали учение. Помимо этого, они также были искушаемы, сначала язычницей, у которой мать с дочками поселили в период пребывания в Риме, а потом и самим императором. Адриан рассказывал святой семье о том какие блага они могут обрести, если примкнут к языческой вере и говорил о муках, которые ожидают, если они останутся в христианстве. Как знают верующие, сатана подобным образом искушал Христа.

История иконографии

Православные образы Саваофа Отца в композиции под названием «Отечество» прямо соответствовали лику Ветхого денми (Воплощения Предвечного Сына), используемому в византийской культуре. Подобная стилистика использовалась при росписях стен и в качестве аналойных ликов.

Другие варианты изображения Господа в различных ипостасях встречаются в композициях множества икон, таких как: «Благовещение», «Рождество Божьей Матери», «Покров Богородицы», «Сошествие Святого духа на учеников Христа», «Державная» икона Пречистой Девы и т.д.

  • На миниатюрах, созданных в XVI веке, Он демонстрируется находящимся в небесных сферах и благословляющим человечество. В Его левой деснице находится держава, как в сцене под названием «Творение».
  • В период с XVII по XVIII вв. Господь Отец появляется в настенных росписях церквей Балканского региона. Композиция «Отечество» находит место в монастырях Македонии и Румынии.
  • На Московском соборе, состоявшемся в 1667 г., изображение Всевышнего Отца запретили применять на иконах, стенографиях и миниатюрах. В основе закона легло мнение, что образ этот не соответствует канонам православной веры, так как Бога — Первую Ипостась Святой Троицы — невозможно представить и изобразить в истинном свете.
  • Однако запрет не стал препятствием к тому, чтобы самые значимые композиции («Отечество» и «Сопрестолие») продолжали создаваться. Их помещали на внутренних сторонах главных куполов и других частях церквей. Несмотря на легко просматриваемую символическую связь между Господом Саваофом и первой Ипостасью Троицы, под иконами не писали наименование: «Бог Отец». Широкое распространение этих образов в России обусловлено соотнесением их с ликами Иисуса.

Читайте о канонических Господних иконах:

Известные списки иконы Саваофа

В современно мире многие специалисты считают древнюю икону Саваофа – самым старинным и загадочным видом православной иконописи.

Известны два списка этой древней иконы Саваофа:

Богоматерь Знамение – икона, изображающая восседающего на Небесном престоле Бога — отца Саваофа, в виде мудреца с восьмиконечным нимбом на голове и поднятыми к небу руками. На коленях у него изображен Христос Эммануил. В круге изображен голубь, как символ Святого Духа. Внизу иконы Саваофа расположен образ Богоматери Знамение.

Отечество – представлен как религиозный образ Новозаветной Троицы, но без изображения Божьей Матери. На этой иконе Господь Саваоф изображен также в виде мудреца. Его изображали в белоснежных одеяниях, восседающего или ступающего по облакам. Существует еще один образ иконы Отечество Господа Саваофа, где он изображен со святыми, справа – Даниил, слева – Симеон. Справа у подножия престола стоит апостол Фома.

Масонство и Православие

Нельзя ставить знак равенства между масонским «Великим Архитектором Вселенной» и Богом в православном понимании. У масонов существует собственная религиозная парадигма. «Великий Архитектор» в ней – это лишённый догматического определения безликий Абсолют. В Православии же Бог является хоть и непостижимой, но конкретной Личностью, источником истины и любви. Бог – это Творец мира, Промыслитель и Спаситель. Православное вероучение зиждется на многочисленных догматах: о Пресвятой Троице, Воплощении Господа Иисуса Христа, Искуплении человечества от греха и так далее.

Русская Православная Церковь не выражает официального мнения по отношению к масонству. Однако в церковной среде преобладают настороженные взгляды на подобные организации. Символика и философия в масонстве нередко пересекаются с христианством. Но некоторые течения масонов имеют ярко выраженную оккультную и богоборческую направленность. Также существует взгляд на масонство как на антигосударственное течение.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, ещё будучи митрополитом Смоленским, говорил, что православным христианам не возбраняется вступать в различные общественные организации. Однако они не должны быть тайными, авторитарными и отторгающими человека от Церкви и её канонического строя. Греческая православная церковь официально заявила о своём отношении к масонству:

Господь небесных и земных воинств

Согласно православной традиции, его обычно переводят на русский язык выражением «Господь воинств Ангельских». Таким образом, в отличие от иных именований Всевышнего, встречающихся в библейских текстах, словом Саваоф подчёркивается его сила и всемогущество.

Поскольку это имя является производным от слова «воинство», существует ошибочное мнение, что Бог Саваоф является олицетворением Бога войны. Однако исследователи-библеисты справедливо указывают на то, что оно не встречается в текстах, соответствующих периоду наиболее активных военных действий еврейского народа, например эпохе завоевания Ханаана. Напротив, весьма частое его употребление отмечается в книгах пророков и псалмах, относящихся к более позднему периоду, когда колена Израилевы приступили к своему мирному развитию.

Таким образом, выражение Господь-Бог Саваоф не ограничивается каким-либо узким спектром его понимания, а несёт в себе значение всемогущего владыки и повелителя всех земных и небесных сил. Согласно библейскому представлению, звёзды и всё, что наполняет небесный свод, также является частью Его необозримого войска.

Можно ли изображать Бога-Отца на иконах – мнение церкви

Тема нанесения на иконы лика Бога-Отца возникала еще с древних времен. Этот вопрос не раз обсуждался многочисленными Вселенскими Соборами. Еще в 787 году на 7 Вселенском Соборе иконописные образы с ликом Бога-Саваофа были отвергнуты святыми Иоанном Дамаскиным и Феодором Студитом. Объяснялось это тем, что Бога-Отца никто не видел во плоти, в отличие от Бога-Сына, рожденного Девой Марией. Соответственно, невозможно изобразить то, что не дано было увидеть человеческому оку.

В телесном виде разрешено было изображать лишь тех, кто был людьми и носил плоть – Иисуса Христа, Богородицу, святых. Стоглавый Российский Собор, собранный в 1551 году, вновь поднял тему об изображении Бога-Отца. Решением Собора было предписано иконописцам не писать Саваофа на образах.

Это же было подтверждено и Большим Московским Собором, состоявшемся в 1655 году. Святые отцы категорически отвергли антропоморфный образ Господа, велев убрать его из храмов и монастырей. Считается, что такой образ искажает информацию об Отце и, следовательно, опасен для верующих.

Правила чтения

Приступать к чтению торжественной молитвенной песни необходимо, правильно подготовившись:

  • Поскольку это гимн прославления, в сердце человек должен ощущать благодарность Господу за все его милости и ежедневную защиту. Необходимо помнить, что все, что человек имеет в жизни, начиная от здоровья и заканчивая работой, это по воле и благословениям Всевышнего, поэтому при чтении акафиста стоит всем сердцем воздать хвалу Создателю.
  • Чтение молитвенной песни рекомендуется подкрепить раздачей милости нищим или пожертвованиями на благое дело. Возносить слова благодарности лучше перед иконой Святой Троицы, которую приобретают в церковной лавке и освящают в храме.

Приступать к чтению акафиста лучше либо рано утром, либо вечером, перед тем, как ложиться спать, чтобы ничего не отвлекало от молитвенного правила.

Комментировать
0
44
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Икона Господа Саваоф

Икона Господа Саваоф

Икона Господа Саваоф
СОДЕРЖАНИЕ
0
95
17 сентября 2020

Описание иконы

В Византии изображения Всевышнего Отца не создавались и не применялись, в русской иконографической традиции образ появился в XVI столетии. В основе творения лежал лик Спасителя Ветхого денми (Воплощение Предвечного Сына). Господь обеими десницами благословляет собственный народ или держит свиток или книгу. Одежда Его белоснежна, складки хитона исполнены розовыми оттенками, гиматий (накидка) — зеленая, волосы ровно расходятся по плечам. Нимб имеет звездчатую форму, составленную из пересечения двух ромбов.


Икона Господа Саваофа

Впервые изображение появилось на иконе под название «Страшный Суд». Отец Саваоф демонстрируется несколько раз в каждой из четырех композиций этого полотна.

  • На первом клейме — Бог отдыхает на ложе после создания мира, в Его руках распятие и сосуд (символ посылания Сына на жертву), на голове — корона.
  • На второй композиции — Господь Саваоф изображен по пояс и в медальоне.
  • На третьем — Он восседает на престоле и держит свиток, рядом справа находится воскресший Христос, а между Ними есть Святой Дух, венчающий Троицу.
  • Четвертое клеймо, названное «Придите, люди», демонстрирует Бога восседающим на херувимском престоле, сияющим славой и с раскрытым Священным Писанием в десницах.
  • Образ Бога Саваофа широко применялся при написании икон, создании литературных миниатюр и стенописей. В российских храмах XVI столетия изображение Господа-Отца часто помещали на внутренней стороне главного купола. Росписи можно было наблюдать в соборах Московского Кремля, церкви в Вязёмах (Одинцово), а также в ярославском монастыре.

Важно! Святитель Василий Великий учил, что истинный Бог не имеет формы и не может быть познан, поэтому не нужно напрягать фантазию, чтобы увидеть Его. Не следует человеку смешивать материальные достижения с бесконечным и неописуемым сиянием Господа

Любое понятие, приближающееся к изображению Его, превращает наше знание в идолопоклонство.

Необходимо помнить: икона — своеобразный ориентир для тех, кто еще не очистил свой разум от греховности. Святые же видят Бога своим внутренним светом, также неподвластным описанию.

Акафист предвечному Богу

Едва ли можно с достоверной точностью определить исторический период, в который был написан «Акафист Богу Саваофу», но, попав на Русь, он занял прочное место в отечественной гимнографии. С незапамятных времён его текст читается как в составе определённых праздничных молебнов, так и во время общих богослужений. Текст акафиста и в старопечатной традиции, и в рукописном варианте традиционно помещался в таких богослужебных книгах, как Акафестник, Часослов, Псалтирь Следованная, а также Триодь Постная.

От традиционного написания акафистов он отличается лишь тем, что завершающие каждый икос слова «Радуйся…» в нём заменены более соответствующими общему содержанию – «Господи Боже…». С первых строк, в которых Господь именуется Взбранным Воеводой Огненных и Небесных Сил, весь текст акафиста проникнут духом высокого почитания Создателя вселенной, и поэтому общепринятое в православии «помилуй мя!» звучит как естественное и закономерное обращение твари к своему Творцу.

Молитвы

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Державной
глас 4
Града Сионска взыскующе,/ под Твой покров, Дева Чистая, днесь притекаем,/ и никтоже возможет на ны,/ яко несть град силен, аще не Сущаго Бога,/ и несть ина крепость, аще не милость Владычицы Девы.

Ин тропарь Божией Матери пред иконой Ее Державной
глас 4
Ангелов лицы благоговейно Тебе служат,/ и вся Небесныя силы немолчными гласы Тя ублажают,/ Богородице Дево,/ усердно молим Тя, Владычице:/ да пребудет Божественная благодать/ на честней иконе Твоей Державней,/ и светозарный луч славы чудес Твоих да нисходит от ней/ на всех, с верою Тебе молящихся/ и вопиющих Богу: аллилуйя.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Державной
глас 8
Взбранной Воеводе победительныя песни приносим,/ яко даровася нам Держава Твоя, и ничесоже устрашимся,/ не от мира бо спасение наше,/ но Превознесенный Владычицы милосердием ограждаемся/ и тому днесь радуемся,/ яко прииде Заступница на стражу земли Своей.

Ин кондак Божией Матери пред иконой Ее Державной
глас 8
Взбранней Воеводе, Заступнице нашей Державней,/ песни благодарственный приносим о даровании нам иконы Ея святыя,/ еюже ограждаемы, ничесоже устрашимся,/ не от человек бо спасение наше,/ но Преблагословенныя Владычицы милосердием./ Темже днесь радуемся и празднуем светло,/ яко прииде Державная на стражу земли Своей.

Ин кондак Божией Матери пред иконой Ее Державной
глас 8
Избранной от всех родов Заступнице рода христианскаго,/ покровом Своей благости покрывающей страну нашу православную,/ благодарственныя пения приносим Ти, Владычице,/ о явлении нам чудныя иконы Твоей Державныя./ Ты же, ико Всемилостивая Заступница всех, с верою к Тебе притекающих,/ от всяких нас бед свободи, да зовем Ти:/ радуйся, Матерь Божия Державная,/ Заступнице Усердная рода христианскаго.

Молитва
О Державная Владычице, Пресвятая Богородице, на объятиих Своих держащая Содержащаго дланию всю вселенную, Царя Небеснаго! Благодарим Тя за неизреченное милосердие Твое, яко благоволила еси явити нам, грешным, сию святую чудотворную икону Твою во дни сии. Благодарим Тя, яко призрела еси с высоты святыя Своея на чад православных, и, яко солнце светлое, увеселяеши ныне изнемогший от печали очеса наша пресладостным зрением державнаго образа Твоего! О Преблагословенная Матерь Божия, Державная Помощнице, Крепкая Заступнице, благодарите Тя, со страхом и трепетом, яко раби непотребнии, мы припадаем, со умилением, с сокрушением сердечным, со слезами молим Тя: вкорени в сердцах всех нас правду, мир и радость о Дусе Святе, водвори в стране нашей тишину, благоденствие, безмятежие, любовь друг ко другу нелицемерную! Державою Твоею всесильною поддержи нас, слабых, малодушных, немощных, унылых, подкрепи, возстави! Яко да под державою Твоею всегда храними, поем, величаем и славим Тя, Державную Заступницу рода христианскаго во веки веков. Аминь.

Ина молитва
О мира Заступнице, Матерь Всепетая, со страхом, верою и любовию припадающе перед честною иконою Твоею Державною, усердно молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, Милосердная Матерь Света, Сына Твоего и Бога нашего, Сладчайшего Господа Иисуса Христа, да сохранит в мире страну нашу, да утвердит державу нашу в благоденствии, да избавит нас от междоусобныя брани и укрепит Святую Церковь нашу Православную, да непозыблему соблюдет ю от неверия, раскола и ересей. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси Всесильная христиан Заступница пред Богом, праведный гнев Его умягчающая. Избави всех, с верою Тебе молящихся, от падений греховных, от навета злых человек, от глада, скорбей и болезней. Даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление согрешений наших, да вси, благодарив воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим Пречестное и великолепое Имя в Троице славимаго Бога: Отца, Сына и Святаго Духа. Аминь.

Господь небесных и земных воинств

Согласно православной традиции, его обычно переводят на русский язык выражением «Господь воинств Ангельских». Таким образом, в отличие от иных именований Всевышнего, встречающихся в библейских текстах, словом Саваоф подчёркивается его сила и всемогущество.

Поскольку это имя является производным от слова «воинство», существует ошибочное мнение, что Бог Саваоф является олицетворением Бога войны. Однако исследователи-библеисты справедливо указывают на то, что оно не встречается в текстах, соответствующих периоду наиболее активных военных действий еврейского народа, например эпохе завоевания Ханаана. Напротив, весьма частое его употребление отмечается в книгах пророков и псалмах, относящихся к более позднему периоду, когда колена Израилевы приступили к своему мирному развитию.

Таким образом, выражение Господь-Бог Саваоф не ограничивается каким-либо узким спектром его понимания, а несёт в себе значение всемогущего владыки и повелителя всех земных и небесных сил. Согласно библейскому представлению, звёзды и всё, что наполняет небесный свод, также является частью Его необозримого войска.

Кому и от чего помогает образ

Для чего и от чего молиться иконе «Всевидящее око»?

Это универсальное изображение, у которого нет границ в просьбах, ведь человек не может ограничить Господа, от Которого и Которым все созидается.
Господь всесилен: избавляет человека от неудач, одаривает здоровьем и бодростью, посылает духовную радость.

Именно поэтому перед данным образом можно молиться и просить обо всем — Отец Небесный слышит все молитвы.

Икона оберегает и помогает:

  • от негативного влияния и дурного глаза ;
  • помогает раскрыть скрытые способности человека и помочь духу его подниматься над тяготами и скорбями в поисках Бога;
  • исцеляет от слепоты и помогает справиться с проблемами зрения;
  • покровительствует духовенству;
  • защищает от скорбей и тягот простых людей, независимо от работы, возраста, пола или национальности;
  • удерживает человека от греха;
  • помогает справиться с греховными мыслями;
  • грешнику помогает укрепиться в вере;
  • родителям дает мудрость для воспитания детей;
  • помогает принимать верные решения как в духовной, так и плотской жизни.

Стоит помнить, что Господь — это не волшебная палочка и не исполняет все наши желания. Он суверенный Бог и только Его воля важна для каждого человека. Все, что Он посылает в жизнь — благое для человека.

Важно! Иконы — это не волшебный артефакт исполнения желания. Они лишь помогают человеку настроиться на правильный лад и очистить свое сознание, чтобы молитва была искренней и горячей

Отец Небесный желает, чтобы каждый человек вначале покаялся и изменил свое сердце . Приходить к Богу только ради материальных благословений — значит, оскорбить Его личность и пренебречь Его волей.

Молитвы, которые наполнены упреками и требований, скорее всего, останутся без ответа, поскольку Отец Небесный не может идти против Своих же законов, так что если человек нарушает Божественные законы и заповеди, как он может рассчитывать на Божественную поддержку?

Стоит поразмыслить над своим сердцем прежде, чем приходить к образу «Всевидящее Око».

Икона на левкасе «Всевидящее око Божие»

Запрет на изображение

После 787 года, когда на Седьмом Вселенском соборе запретили как бы то ни было изображать Бога-Отца, люд запрету совсем не внял, и образ Саваофа продолжал появляться повсюду. Изображения Саваофа украшали многие храмы, своды куполов и порталы церковных входов во многих странах, принявших христианство. Чаще всего Бога-Отца рисовали седым старцем в белоснежных одеждах, в окружении облаков или восседающем на троне.

На Руси табу на изображение Саваофа наложил в XVII веке Большой Московский собор. «Повелеваем убо от ныне Господа Саваофа образ в предь не писати» — гласил документ. Священники мотивировали свое решение тем, что Бога никто никогда не видел, а потому, как он выглядит, никто знать не может. Ведь только Богоматерь и Христос «были во плоти». Однако и это не остановило иконописцев. Лик Саваофа непременно появлялся на таких иконах Троицы, как «Отечество» и «Сопрестолие». Подобные изображения украшали внутреннее убранство главнейших соборов России. Примерами тому могут служить храм Христа Спасителя, Успенский, Благовещенский и Архангельский соборы Московского кремля и многие другие. Однако надписи, упоминающие Саваофа, с таких образов исчезли. Так икона, изображающая Саваофа, на коленях у которого сидит Иисус, держащий в руках сферу с голубем, символизирует Святую Троицу: Бога-Отца, Сына и Святой Дух. На иконе имеется надпись «IС ХС». Это начальные буквы имени спасителя — Иисус Христос. Но о центральной фигуре — Саваофе – на иконе нет ни слова.

Какими были смесоипостасные иконы

Чтобы лучше понять замысел авторов смесоипостасных икон, нужно разобраться в том, что такое ипостась. В христианстве под ипостасью подразумевают сущность бытия, а Восточная православная церковь утверждает, что Иисус Христос «сугуб естеством, но не ипостасью». Так, Бог Отец является первой ипостасью Святой Троицы, Бог Сын — второй, а Святой Дух — третьей. Единство ипостасей Бога и было отражено на смесоипостасных средневековых иконах весьма оригинальным способом.

На иконе «Смесоипостасная троица» три одинаковых лика Бога располагались на одной голове. Выходило так, что у трёхликого лица было четыре глаза (два глаза среднего лика были глазами и боковых), три носа и три рта. Тело же на изображении было одно. Таким образом неизвестный иконописец хотел отразить то, что Святая Троица является единой и неделимой. Примечательно, что на протяжении нескольких веков такое изображение Святой Троицы считалось церковниками самым правильным. Однако оно не находило понимания у простых прихожан. Многие просто не понимали причин, по которым смесоипостасные иконы объединяли в себе три лика Бога. Разумеется, это порождало множество кривотолков и домыслов.

Икона «Смесоипостасная троица»

Иконы смесоипостасной Троицы получили большое распространение среди католиков Западной Европы в XIII–XVI веках. Но и в России смесоипостасные иконы тоже были. Особенно известна смесоипостасная икона «Троица» неизвестного тобольского мастера, датированная 1729 годом. Трёхликое изображение Троицы несколько десятилетий занимало почётное место над воротами главного тюменского собора — Благовещенского. Кстати, этот собор был первым каменным зданием, построенным в Тюмени.

Позднее икону «Троица» сняли с врат и переместили в Ново-Тихвинский женский монастырь. А сегодня она находится в краеведческом музее Свердловска, правда, без оклада. За давностью лет он был утрачен. Утраченными для истории оказались и многие другие русские смесоипостасные иконы из-за запретов церкви.

Господь бесконечный и вездесущий

Широко известно также и другое название Бога Саваофа – Иегова (יהוה), переводимое как «Он будет» или «Он жив». Оно не несёт в себе какого-либо смыслового отличия и используется лишь как альтернатива. Любопытно заметить, что встречающееся в оригинальном тексте Библии, это слово, как и прочие имена Бога, для евреев является традиционно непроизносимым в силу их преклонения перед величием Творца.

Пример того, как в Ветхом Завете используется одно из имен Бога Саваофа, мы находим в 3 главе Книги Исход, входящей в Пятикнижие Моисеево. Знакомые с текстом Священного Писания хорошо помнят эпизод, когда пророк Моисей в бытность свою пастухом у священника земли Мадиамской Иофора получил от Господа повеление вывести свой народ из египетского рабства.

Это великое событие произошло на горе Харив, где Всевышний говорил со своим пророком из пламени, охватившем куст купины. На вопрос же Моисея о том, что ответить соплеменникам, когда те спросят об имени Бога, пославшего его к ним, Он ответил буквально: «Я есмь Сущий». В оригинале текста использовано ивритское слово יהוה, то есть «Иегова». Оно не является именем Бога в общеупотребимом значении этого слова, а лишь указывает на Его бесконечное бытие.

Здесь же отметим, что в Библии можно встретить и иные имена Бога. Кроме тех, что упомянуты выше, встречаются такие ветхозаветные, как Элохим, Адонай, Яхве и ряд других. В Новом же Завете это имя Иисус, переводимое как Спаситель, и Христос – Помазанник.

Иверская икона Божией Матери

Иверская икона Божией Матери одна из наиболее прославленных афонских святынь, которая хранится там уже тысячу лет – по преданию, с 999 года, когда чудесным образом пришла по водам в огненном столпе в монастырь иверитов (грузин).

Согласно древнейшему грузинскому сказанию, в Иверском монастыре во времена второго иконоборческого гонения принял постриг некий благочестивый муж из Византии. Он поведал историю о семейной святыне – иконе Божией Матери Одигитрии, лик которой поразил копьем еретик, и из раны истекла кровь. При виде этого страшного явления он раскаялся и, чтобы спасти икону, опустил ее в море.

После прибытия иконы на Афон ее поставили в алтарь, но Богородица перенесла образ на врата обители. Иноки воздвигли надвратный храм, где икона пребывает и поныне. Она именуется Портаитиссой (Вратарницей) и освящает монастырские врата как символ входа в Небесный Иерусалим.

Сейчас афонская «Вратарница» закрыта двумя окладами. Первый, серебряный, грузинской работы начала XVI века с нее не снимается, но он очень хорошо передает основные линии рисунка. В этом образе Богомладенец на руке Матери сидит значительно ниже, чем на других иконах Одигитрии. Его фигура почти полностью входит в контур изображения Богородицы, Которая не держит Сына, а едва прикасается к Его одеждам. Богомладенец свободно восседает как бы внутри Богоматери, опираясь ногами, словно на подножие, на полукруглую складку свисающего с Ее рук мафория.

Иконография показывает Богородицу как святое «вместилище Бога невместимого»: ветхозаветные пророки возвещали Ее Ковчегом Завета и Скинией, а в новозаветные времена Она стала Церковью и Небесным Иерусалимом. Цвета одежд Богомладенца неизвестны, но по сохранившимся близким к Иверской кипрским и синайским иконам Одигитрии XI-XII веков (этим временем искусствоведы датируют и Иверскую икону), эти одежды могли быть подчеркнуто царскими. Под золотым гиматием вместо белой рубашечки, возможно, написана золотая или синяя с золотым узором (что вероятнее), Царские одежды подходят для Иверской иконы больше, чем жертвенные святительские облачения, которые мы обычно видим на ее списках.

На афонской иконе Заступница за род человеческий склонилась к Сыну, молитвенно протянув руку, словно не смея прикоснуться к Нему в Его грозном величии. Ликом Она печальна и «зело ужасно-зрачна, с великими очесами». Лик Христа внушает трепет своей суровостью. Он, слегка развернувшись к Богородице, правой рукой благословляет Ее, левой держит свиток, опираясь на него, точно на скипетр, сильным решительным жестом. Движения Их рук ритмически не согласуются, в отличие от других икон Одигитрии. В свитке здесь заключен закон, который Бог дал миру Царь и Судия. Это символ Его власти, гнева на сынов противления (Еф. 5, 6) и список грехов человеческих. В Иверской иконе Богородица – престол грозного Бога, окруженного у ног радугой (Откр. 4, 3), подобие которой образует свисающий мафорий. Она и Скиния Откровения: Отверзся храм скиния свидетельства на небе (Откр. 15, 5–6), где Бог открылся ап. Иоанну Богослову: Он был облачен в одежду, обагренную кровию. Имя Ему: Слово Божие. Из уст Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным (Откр. 19; 13, 15).

Недаром именно с Иверской иконой связано афонское пророчество о конце света. Богородица открыла монахам, что перед наступлением конца времен Ее икона исчезнет с врат Иверского монастыря.

В XVII веке по заказу царя Алексея Михайловича список с Иверской иконы был выполнен для Москвы. Сделал его в меру и подобие иконописец Иамвлих Романов. Во все время работы над образом ежедневно служились Литургии, на которых за иконописца молился весь монастырь. Сам же он держался особо строго поста. В 1648 году 13 (26) октября Царь вместе с патриархом Иосифом и всей православной Москвой встречали крестным ходом новую икону у Воскресенских ворот Кремля. Здесь для Вратарницы Российской столицы была устроена часовня, и вскоре Иверская икона, наряду с Владимирской и Смоленской, стала самой почитаемой в Москве. Сложилась традиция ношения иконы по домам, и каждый москвич стремился принять Ее как можно пышнее. Само место около часовни почиталось святым, для охраны которого наряжались особые караулы. Во время отсутствия иконы ее замещал список (сейчас находится в церкви Николая Чудотворца в Кузнецах в Москве). Иверская часовня простояла до 1929 года. В ночь на 29 июля она была тайком срыта. Чудотворная икона изъята, но впоследствии возвращена и поставлена в Воскресенском храме в Сокольниках. В 1994 году часовню восстановили в первозданном виде. В Иверском монастыре был заказан новый список с чудотворного образа, который по древнему обычаю исполнен безвозмездно.

Уникальная технология изготовления икон

Трёхликая икона «Благовещение. Господь Саваоф»

Единство Святой Троицы нашло и ещё одно интересное отражение в иконографии. Так, в музее-заповеднике «Александровская слобода» во Владимирской области раньше можно было увидеть одну весьма необычную икону «Благовещение. Господь Саваоф», датированную 1791 годом. При смене положения смотрящего относительно иконы происходила и смена изображения на ней. Неизвестный художник изобразил три лика на 16 тонких деревянных дощечках, вертикально закреплённых в раме. И для этого ему пришлось немало потрудиться.

Иконописец нанёс изображения на тонкие загрунтованные пластины и прижал их друг к другу так, что они образовали единую плоскость. После на одной стороне он написал один лик, а на другой — второй. Третий же лик художник написал непосредственно на деревянном холсте. Дощечки с двумя другими ликами мастер установил в специальные пазы на раме, строго соблюдая расстояние между ними. Похожую технологию сегодня можно встретить на некоторых рекламных щитах, где при движении трёхгранных пластин сменяется изображение.

Особенности святого образа

Важную роль в иконе занимает изображение Книги — Священного Писания, как проводника воли Божией в человеческом мире. Также написаны фигуры четырех авторов Евангелия, которое возвещает миру Благую весть. Через него более полно открывается и тайна Святой Троицы.

  • Евангелист Матфей — в виде коленопреклоненного ангела.
  • Евангелист Марк — в виде существа с четырьмя крылами.
  • Евангелист Иоанн — лев с крыльями, держащий Книгу.
  • Евангелист Лука — в виде крылатого тельца, также с Книгой.

Также есть и другие символы, которые могут отсутствовать в некоторых вариантах изображения. Образ может показаться загадочным, но упорному исследователю он будет постепенно показывать сокрытые в нем Истины

Внимание наблюдателя поначалу приковано к изображению глаз. Вся композиция вряд ли сразу сможет уложиться в голове неподготовленного зрителя, над ней следует поразмышлять

Это интересно: Выбор иконы-заступницы: разъясняем по порядку

Взбранной Воеводе Победительная икона Пресвятой Богородицы на холсте.

Иконы Богородицы Взбранной Воеводе Победительная приняты некоторыми воинскими подразделениями как святые хоругви. Многие воины носят с собой икону Богородицы Русской как личные святыни. Многие люди, обращавшиеся с молитвой к Пресвятой Богородице перед образом Взбранной Воеводе Победительная, замечали особую благодать вразумления в трудных обстояниях и защиту от опасности.

В самом начале нового века в России произошел ряд чудесных событий. Одно из них произошло в Боголюбском монастыре, основанном на месте убиения святого благоверного князя Андрея Боголюбского, который являлся первым русским некоронованым царем. Он – один из немногих сподобился еще при жизни посещения Самой Пресвятой Богородицы. Он был убит, повторяя судьбу своих предков святых благоверных князей Бориса и Глеба и прообразуя будущую судьбу вечно гонимой вратами ада Святой Руси. В судьбе России Андрею Боголюбскому принадлежит особое место. Взяв в руки чудотворный образ Божией Матери Владимирской, святой князь как бы благословил им отныне и до века главнейшие события русской истории. Спустя восемь столетий со дня гибели князя, в день его памяти, был убит и последний русский царь – святой мученик Николай Второй. Видимо не случайно, что в Боголюбово в самом начале ХХI века произошло следующее чудесное событие. По словам очевидцев, один паломник сфотографировал икону Божией Матери Ченстоховская, которой русские люди молются о даровании им последнего русского царя. ( Тропарь, глас 4. Непобедимая Победа, Владычеца Ченстоховская, древняго иже о нас благоволения Самозрительнице, будащего спасения Хранительнице, покоянием соделай ны достойная грядущему Царю.) Однако, вместо образа Богородицы Ченстоховская на фотографии проявился другой образ Богородицы в шлеме и кольчуге, в руке Она держит восьмиконечный русский крест. Извод иконы Богородицы Ченстоховская при этом сохранился. На лике сохранился шрам, как и у Ченстоховской иконы Божией Матери. Часть фрагментов фотографии как бы еще не сформировались, особенно в местах изображения кольчуги. Поэтому этот образ стали называть образом Богородицы Ченстоховская в броне или Взбранная Воевода.

По словам матушки В., подобный случай произошел и в Волгограде. Там при фотографировании иконы Божией Матери Одигитрии полученное изображение разделилось на две части, где на одной стороне было изображение фотографируемой иконы, а с другой стороны было изображение этой иконы, где Богородица тоже была в кольчуге и в шлеме, а Младенец был одет в красный хитон. При попытке отделить образ Богородицы в кольчуге от изображения Богородицы Одигитрии, изображение опять поделилось на два образа. Поэтому Волгоградский образ состоит из двух изображений: Богородицы Одигитрии и Богородицы в кольчуге.

Один из паломников в Почаевской Лавре видел подобный образ Богородицы в кольчуге и шлеме, только шлем Богородицы был дополнен защитным щитком от удара саблей по глазам.

Подобный случай был и в Киеве.

Кроме того, стало известно, что в Свято-Введенском Верхтеченском женском монастыре Курганской епархии было явление монаху Серафиму Пресвятой Богородицы. Она явилась ему в шлеме, кольчуге и с крестом в руке и дала повеление написать такую икону, как Она была явлена, и назвать этот образ Богородицей Русской. В этом монастыре была написана первая икона, тропарь и кондак. Впоследствии икона Богородицы была названа .

Списки с иконы из Курганской епархии и с явленного Боголюбского снимка стали почитаемы по всей России. Символическое значение брони, шлема, креста в руке Богородицы дано в двух посланиях апостола Павла. (Первое послание апостола Павла к Солунянам 5,8) . (Послание апостола Павла к Ефесянам гл. 6 СТ.10 – 17)

В канун Первой мировой войной и революции на Всемирной выставке в Париже Россия представила скульптуру каслинского чугунного литья, названную . Она представляла женщину в шлеме, кольчуге с восьмиконечным русским крестом на груди пророчески державшей в правой руке меч, а левой рукой щитом заграждала царские регалии: корону, венец и державу, отдельно лежащие на колонне. Сегодня это скульптурное изображение можно увидеть в Екатерининском зале Кремля, в Государственной Думе, в некоторых музеях, на логотипах патриотических изданий. Это изображение стало архетипом русского общественного сознания.

Комментировать
0
95
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно

Молитва Пресвятой Богородице об усопших Без рубрики
0 комментариев

Молитвы Пантелеймону Целителю о здравии Без рубрики
0 комментариев

Поздравления с Татьяниным днем в стихах Без рубрики
0 комментариев