Икона «Благословенно воинство Царя Небесного»

Икона «Благословенно воинство Царя Небесного»

Икона «Благословенно воинство Царя Небесного»
СОДЕРЖАНИЕ
0
0
30 августа 2020

Теология

Религиовед Джон Гордон Мелтон причисляет «Церковь вселенскую и торжествующую» к религиям «древней мудрости»

сродни теософии и движению «Я есмь».

Учение организации представляет собой синкретическую систему взглядов, которая включает элементы буддизма, христианства, эзотерического мистицизма, паранормального и алхимии, сочетая это с верой в ангелов и элементалов (или духов природы). Оно концентрируется вокруг сообщений, полученных от вознесённых владык через Святой Дух.[источник не указан 1088 дней

] Множество вознесённых владык (англ.)русск., таких как Санат Кумара, Майтрея, Джвал Кул, Эль Мория, Кут Хуми, Павел Венецианец (англ.)русск., Серапис Бей (англ.)русск., владыка Илларион (англ.)русск., владыка Иисус (англ.)русск. и Сен-Жермен (англ.)русск. имеют свои корни в теософии и трудах Е. П. Блаватской, Ч. Ледбитера и Алисы Бэйли. Другие, такие как Гаутама Будда и Конфуций являются историческими религиозными фигурами. Некоторые, как например Ланто, Нада, Лотос и Ланелло, являясь вознесёнными владыками, были впервые представлены Элизабет Клэр Профет. В общем, она идентифицировала более 200 вознесенных владык, которые не фигурировали как «владыки древней мудрости» (англ.)русск. в оригинальном учении теософии.[аффилированный источник? ]

Марк Профет, а позже его жена, объявили себя посланниками вознесенных владык. Как таковые, они были способны поддерживать связь с вознесенными владыками и передавать их наставления всему миру. Диктовки, охарактеризованные как поступающие непосредственно от владык, публиковались еженедельно под названием «Жемчужины мудрости»

Группа последователей практикует молитвы, аффирмации, мантры и динамическую форму молитвы, известную как «веления» (англ. decrees). Они служат многим целям: духовной устремленности, призыву ангелов для защиты, призыву света Бога на землю, поиску здоровья, мудрости, воли Бога и для трансмутации негативной кармы. Одним из наиболее важных применений велений является призыв фиолетового пламени (англ.)русск., как наиболее эффективного метода балансирования кармы, сотворенной в прошлом. Преподается доктрина семи лучей, равно как и учение о чакрах и реинкарнации.[аффилированный источник?

Иконы святых

Святые — наши большие помощники и заступники перед Господом. Они прожили свою жизнь так, что сподобились наибольшего, что доступно человеку — вечной жизни с Богом. По своему дерзновению они могут помогать нам в наших бедах и напастях, если мы пытаемся вести христианскую жизнь и каяться в своих грехах. Иконы любимых святых можно размещать как в домашних иконостасах, так и молиться перед ними в храмах.

  • Икона преподобному Амвросию Оптинскому – об укреплении в вере
  • Икона святой Великомученице Анастасии Узорешительнице – помощница в родах и покровительница заключенных
  • Икона Александра Невского
  • Икона святой мученице царице Александре
  • Икона святого апостола Андрея Первозванного
  • Икона святого Александра Свирского – об укреплении в вере
  • Икона святых Бориса и Глеба
  • Икона святого Василия Великого – о новом жилье, начале своего дела
  • Икона святой Варвары
  • Икона святой Виктории Кордубской
  • Икона князя Владимира
  • Икона святой Галины
  • Икона Даниила Московского
  • Икона святого мученика Евгения Севастийского
  • Икона святой Екатерины
  • Икона святой Елены
  • Икона святого Илии Муромца
  • Икона святого мученика Иоанна Воина – покровитель военнослужащих
  • Икона святителя Иоанна Златоуста – помогает в обучении и даре слова
  • Икона святой мученицы Ирины
  • Икона святого Кирилла
  • Икона Блаженной Ксении Петербургской – о любых житейских нуждах
  • Икона святого Николая Чудотворца
  • Икона святого Луки Крымского – помощь в медицинском лечении
  • Икона святой Марины
  • Икона святой Марты
  • Икона святой Матроны Московской – помощь в любых житейских делах
  • Икона святой Людмилы
  • Икона святой Наталии
  • Икона святого Пантелеймона Целителя – в болезнях
  • Икона святого Предтечи Иоанна Крестителя Господня – об укреплении в вере
  • Икона Иоанну Кронштадскому
  • Икона Киприана и Иустинии
  • Икона святой великомученицы Ирины Македонской – о даре слова и помощи в проповедовании Христа
  • Икона святого Николая Угодника – в нужде и бедах
  • Икона святой Параскевы Пятницы
  • Икона Петра и Павла
  • Икона святых Петра и Февронии Муромских – о счастье в браке
  • Икона святого Романа Сладкопевца
  • Икона преподобного Серафима Саровского
  • Икона святого преподобного Сергия Радонежского – помогает в учебе и воспитании детей
  • Икона святого Симеона Верхотурского
  • Икона София, Вера, Надежда, Любовь
  • Икона святителя Спиридона Тримифунтского Чудотворца – помощь в семейных вопросах
  • Икона святого Стилиана Пафлагонского
  • Икона святой великомученицы Татьяны – покровительница студентов и учащихся
  • Икона святого Трифона
  • Икона святой Фотинии
  • Икона святой мученицы Юлии Карфагенской

Иконы Господа нашего Иисуса Христа

Господь наш Иисус Христос — глава Церкви, и главные молитвы всегда возносятся к Нему.

Любое моление, любая просьба, к кому бы она не была направлена, конечной целью имеет соединение именно со Христом.

Бессмысленно просить помощи у каких-то святых, не веря при этом в Бога, поскольку только лишь Бог является нашим Небесным Отцом и подателем всех благ земных и духовных. Каждый православный христианин должен иметь дома икону Христа — именно с этого образа начинается обустройство домашнего иконостаса.

  • Икона Пресвятой Троицы
  • Икона Воздвижение Креста Господня
  • Икона «Спас Нерукотворный»
  • Икона Иисуса Христа Вседержителя (Пантократора)
  • Икона Господа «Всевидящее Око Божие»
  • Как и когда помогает икона Иисуса Христа?
  • Икона «Тайная вечеря»
  • Икона Рождества Христового
  • Икона «Крещение Господне»
  • Икона Иисуса Христа “Моление о Чаше”
  • Икона “Царь Славы”
  • Икона Преображения Господня
  • Спас Всемилостивый
  • Спас в силах

Источники сюжета[ | код]

Источником такой иконографии «Благословенно воинство…» является Откровение Иоанна Богослова. В нём описывается Небесный Иерусалим (Откр. ), вытекающая из него река воды жизни (Откр. ), а также горящий город — Вавилон великий (Откр. ).

Кроме Священного Писания, сюжет иконы находит аналогии в православных песнопениях. Так, во многих песнопениях в честь мучеников особо подчёркивается, что они, повторяя подвиг «подвигоположника Христа», первыми достигают «небесного пристанища». Также в текстах Октоиха есть песнопения, в которых Иисус Христос держит венцы, а сонм ангелов летит с ними навстречу воинам. Прямое указание на сюжет иконы содержит мученичен 9-й песни утреннего канона среды — «Полк богособран, воинство небесное, собор избранный, святая сень явистеся, вы всехвальнии мученицы Спаса, лукавого грады разрушающе Божественною благодатию».

Изображение на иконе вхождения войска в Небесный Иерусалим точно соответствует тексту послания митрополита Макария, с которым он перед началом Казанского похода обратился к его участникам. В нём воинам, которые умрут на поле брани, он обещает: «по реченному Господню словеси второе мученическое крещение восприимет пролитием своея крови… и восприимет от Господа Бога в тленных место нетленна и небесная и в труда место вхождение вышняго града Иерусалима наследие». Позднее митрополит в своём послании в Свияжск сравнил подвиг русского войска при покорении Казани с подвигом христианских мучеников и исповедников.

При изучении иконы «Благословенно воинство…» исследователи вначале отказывались давать ей какое-либо толкование, затем видели в ней связь с посланиями апостола Павла, позднее её стали рассматривать как апофеоз взятия Казани, предпринимая попытки идентификации изображённых на ней персонажей.

Аналогичные произведения

Фреска в церкви Святого Креста в Пэтрэуци (Румыния), конец XV века

Изображение триумфального шествия небесного воинства, возглавляемого архангелом Михаилом, известно по другим иконам XVI века (например, иконы «Страшный суд» из Национального музея Швеции и Тутаевского Воскресенского собора) и воинским знамёнам (например, «Великий стяг» Ивана Грозного).

Одной из ближайших более ранних аналогий иконы «Благословенно воинство…» является фреска из церкви Святого Креста в Пэтрэуци (Румыния), написанная в конце XV века. На ней изображён император Константин (надпись с его именем сохранилась) в окружении пятнадцати святых воинов, чьи имена на фреске не сохранились. Они следуют за архангелом Михаилом, который указывает им на изображение креста на небе.

Советуем изучить  Молитвы о детях

Список иконы из Чудова монастыря

Родственный сюжет находится на иконе из монастыря Богородицы Платитеры на острове Корфу, написанной около 1500 года. На ней из земного Иерусалима движутся две процессии — праведники с крестами в руках поднимаются вверх к Небесному Иерусалиму, а вторая процессия нисходит в ад.

В конце XVI века был создан уменьшенный список иконы «Благословенно воинство…» для Чудова монастыря. На ней архангел Михаил представлен в виде огненного ангела. На списке сохранился ряд надписей, включая имена некоторых святых. В начале XX века эта икона была помещена в храме-усыпальнице великого князя Сергея Александровича под Алексеевским собором Чудова монастыря, а в настоящее время находится в собрании музеев Московского Кремля.

Сюжет иконы «Церковь воинствующая»

Эта сложнейшая многофигурная композиция поражает своим масштабом, и дело не столько в размерах иконы (144 × 396 см), сколько в ее содержании, опирающемся на Откровение Иоанна Богослова и писания апостолов и пророков.

В центре иконы – шествие воинов, конных и пеших, под предводительством архистратига Михаила Архангела, восседающего на крылатом коне. Они движутся с правой стороны, где изображен охваченный пламенем город, к левой, где в Небесном Иерусалиме восседает Царица Небесная с Младенцем Иисусом на руках. По направлению к воинам летят ангелы, увенчивающие праведников

Обращает на себя внимание, что нимбы есть не у всех воинов. Считается, что воины с нимбами – это те, что пали в бою, а без нимбов – те, что выжили

Некоторые искусствоведы высказывают мнение, что огонь не разрушает город, а очищает его от скверны. Именно так воспринимал пожар, участвовавший в походе пресвитер Андрей, царский духовник, которому приписывается написание иконы.

В левой стороне иконы «Церковь воинствующая» перед вратами града восседает Царица Небесная с Младенцем Иисусом, он вручает ангелам венцы для увенчания праведников. Но град этот не обычный, а небесный, о котором писал в своем Откровении Иоанн Богослов. Это Небесный Иерусалим, находящийся на горе. Его окружает сияющий красно-зеленый нимб необычной овальной формы. К тому месту, где он разомкнут, подходит дорога, по ней воины войдут в Небесный Град, который трактуется как образ Москвы.

По-видимому, исходным постулатом для такой необычной иконографии послужило высказывание апостола Павла о «взыскании» себе града в будущем, а также богослужебные писания, прославляющие мучеников, которые ради своей веры пожертвовали жизнью и получили в качестве награды блаженство в Небесном Иерусалиме, то есть на небесах.

История иконы

Храм на Ордынке. Церковь была перестроена в конце XVIII века Василием Баженовым, а после пожара Москвы в 1812 году — Осипом Бове.

Прославление

Икона «Всех Скорбящих Радость» впервые прославилась как чудотворная в 1688 году, в Москве, в Преображенской церкви на Ордынке. Когда и при каких обстоятельствах икона попала в этот храм, точных сведений нет. Скорее всего, это произошло в 1685 году, когда церковь была заново отстроена из камня на пожертвования Евдокии Васильевой Акинфовой. К 1688 году икона была уже настолько ветхой, что после прославления её укрепили вставками кипарисового дерева.

Чудо, прославившее икону, по преданию, заключалось в исцелении по молитве к иконе родной сестры Патриарха Московского Иоакима Евфимии Петровой Папиной. Церковная запись Преображенской церкви сообщает: «В Лето 7196 месяца Октовриа в 24-й день… в царствующем граде Москве… Бе некая вдова именем Евфимия, Петрова дщерь, по реклу Папина, Святейшего же кир Иоакима патриарха единоутробная сестра… лежаше она на одре своем еле жива сущи, продолжашебося болезнь ея годичное время, яко видетися уже ей к смерти, но и внутреннимъ являтися из боку ея».

По преданию, взывая к Богородице о избавлении от болезни, Ефимия Папина однажды во время молитвы услышала голос:

Придя в себя, Евфимия узнала от родных, что действительно в храме Преображения на Ордынке есть икона «Всех скорбящих Радость», попросила принести её к себе в дом и после молебна пред нею получила исцеление. Это произошло 24 октября, и с того времени, по церковному преданию, эта икона являла множество чудесных исцелений. Эта история известна из «Сказания об иконе», написанного практически сразу после совершения чуда. Служба иконе «Всех скорбящих Радость» по образцу службы иконе Божией Матери «Одигитрия» и сказание были составлены сразу после прославления образа, особый акафист написан в 1863 году профессором Московской духовной академии П. С. Казанским.

Дальнейшая история

Уменьшенный точный список с московской иконы (1710 год)

Событие получило широкий отклик (так как Ефимия была родной сестрой покойного патриарха), «помимо Сказания были составлены служба и молитвы иконе, а изографы царской иконописной мастерской при Оружейной палате стали создавать с неё списки». Церковь Преображения на Ордынке стала известной в народе не как Спасо-Преображенская, а как Скорбященская — по приделу, посвящённому чудотворному образу. Согласно одной из версий, в 1711 году икону увезла из Москвы царевна Наталья (см. ниже), оставив вместо неё список. По другим версиям, царевна, напротив, увезла список, оставив оригинал в Москве.

При советской власти церковь была закрыта и превращена в фондохранилище Государственной Третьяковской галереи. По некоторым сведениям, хранившаяся там икона бесследно исчезла. Та икона, которая хранится сейчас на Ордынке, по одной из версий, является вкладом патриарха Алексия I, подарившего её храму, когда в нём в 1948 году были возобновлены службы. Это точный список с первоначальной иконы, созданный, по-видимому, во второй половине XVIII века. По другой версии, это именно та икона, которая находилась там до закрытия храма.

Особенности иконографии

Московская икона «Всех скорбящих Радость» изображает Богородицу с Младенцем, над которыми парят два ангела с рипидами. Ещё одна пара ангелов изображена среди страждущих людей. Особенностью является изображение над страждующими ряда святых: слева — Сергия Радонежского и Феодора Сикеота, справа — Григория Декаполита и Варлаама Хутынского. Это указывает на патрональный характер иконы, которая вероятно была написана именно для Спасо-Преображенской церкви на Ордынке, где находился придел преподобного Варлаама Хутынского (до постройки каменного храма на его месте была деревянная церковь в его честь). Над Богородицей помещено изображение Отечества (один из иконографических вариантов икон Святой Троицы, запрещённый на Большом Московском соборе 1667 года), а под её ногами картуш, заключающий в себя текст кондака иконе.

В чем помогает икона «Всех скорбящих радость»

По прошествии многих лет укоренилась традиция, что Богородица должна быть изображена во всей красе и сиянии. Такое сияние называется мандорла, в этом общая деталь того как выглядит икона «Всех скорбящих Радость», а детали описания и содержания могут отличаться.

Иконописи известны случаи, когда Иисуса Христа также изображают в таком сиянии. Это полотна «Второе пришествие», «Преображение Господне». Известная картина «Успение Пресвятой Богородицы» также имеет мандорлу вокруг образа Богородицы.

Многие варианты полотен представлены с изображением святых возле Богородицы. Эта икона очень хорошо знакома старообрядцам, даже несмотря на то, что увидела свет уже после церковного раскола.

Советуем изучить  Псалом давида 4: рассмотрим все нюансы

Если условно составить рейтинг популярности святых образов (подчеркнем, такой рейтинг является условным и сравнительным и не следует такой рейтинг представлять себе всерьез, то есть ставить одну икону выше другой), то иконы «Всех скорбящих Радость» и Казанской Божьей матери являются одними из наиболее популярных для молитвы. Именно они чаще всего связываются с различными чудесами, которые даруются и для отдельных верующих, и для разных городов и страны.

Для того, чтобы понять в чем помогает икона «Всех скорбящих Радость» нужно посмотреть на само название. Богородица тут предстает как надежда для любого, особенно для тех, кто имеет различные трудности. Пречистая Дева молится обо всем мире и ей помогает армия Небесных ангелов, которые несут добро людям. Помимо этого нужно понять название и как Радость в глобальном смысле, ведь не зря тут используется слово с большой буквы. Речь идет о возможности Спасения, которое даровано через Богородицу, которая явила миру Спаса.

Описание иконы

Панорамный обзор иконы позволяет проследить длинный путь становления Руси.

  • На святом образе предводителем православного войска изображен Архангел Михаил, под ним крылатый огненный конь. За Михаилом виднеются ряды воинства. Среди них можно разглядеть знаменитых русских князей. Архистратиг уже практически достиг ворот Небесного Иерусалима, он оглянулся назад, призывая всех следовать за ним.
  • Центральная композиция изображает Владимира Мономаха, далее мы видим Владимира Великого и его сыновей, страстотерпцев Бориса и Глеба.

    Икона «Церковь воинствующая» (к взятию Казани)

  • Верхнюю колонну войска возглавляет святой Дмитрий Донской и его покровитель Дмитрий Солу.
  • Войска, нарисованные в нижнем ряду, возглавляются Александром Невским и Георгием Победоносцем. Воины верхнего и нижнего рядов имеют нимбы.
  • В правом верхнем углу изображен город, окруженный огнем. Скорее всего, это Казань, которую Иван Грозный взял в 1552 году.
  • В левом верхнем углу изображен Небесный Иерусалим с образом Пресвятой Богородицы и Младенца. Младенец Иисус Христос подает ангелам венки мучеников для воинов небесного Царя.

Важно! Эта икона подчеркивает, что в XVI веке Русь приняла христианство, видя спасение в вечной жизни и Новом Иерусалиме. Покорив Казань, русское войско показало себя защитником православной веры

Если рассмотреть икону с эсхатологической точки зрения, то можно увидеть глубокий смысл написания этого святого образа — достичь Святого Иерусалима можно только победив в Последней битве, пройдя через Страшный суд.

Ещё похожие иконы:

  • Икона 12 апостолов
  • Икона «Страшный суд Божий»

Автору святого образа удалось передать идею христианского подвига — победить можно только после гибели.

Лучшие иконы того времени создавались по заказам Строгановых, они создали школу лучших художников, которая со временем стала называться Строгановской.

Икона «Церковь воинствующая» в Тихвинском храме г. Сестрорецка

Уникальностью Строгановских произведений является:

  • красота;
  • поэтичность;
  • виртуозность рисунка;
  • чистота красок;
  • пейзажные панорамы.

Художнику в иконе «Церковь Воинствующая» удалось передать ассоциацию судьбы России с судьбой Израиля, подчеркнуть богоизбранность Московского государства и Москвы.

Икона XVI века «Благословенно воинство Небесного Царя»

Узор итальянской ткани в русской иконе

Успение Богоматери. Около 1560 г. Государственный музей изящных искусств Республики Татарстан.

Икона написана в традиционной для  московского искусства иконографии. Но иконописец ввел сюда новые детали,  свое видение сюжета. Например, Христос, изображенный в сиянии, традиционно держит облаченную в белые пелены душу Богоматери. А выше мы видим сцену вознесения Богоматери.

Как правило, на московских иконах Она изображается в своих традиционных одеждах, восседающей на престоле или поддерживаемой ангелами.   А здесь — повторена фигура души Богоматери в белых одеждах, которая склоняет голову и смотрит на саму себя в руках Христа. Получился диалог  двух масштабно небольших, но по смыслу очень значимых элементов композиции.

В этой иконе мастер наслаждался красотой живописи: здесь много деталей,   к которым иконописец проявил внимание. Например, то, как написано кадило в руках апостола, оно колеблется,  в нем видны даже тлеющие угольки

Подушка, на которой покоится голова Богоматери, испещрена очень красивым золотым узором. Возможно, мастер воспроизвел узор какой-то дорогой итальянской ткани.

Из истории иконы

Икону «Радуйся, невесто неневестная» («Умиление») подарил преподобному Серафиму Саровскому император Николай I. Она была писана на холсте, а затем прикреплена к кипарисовой доске. Эта икона стала одной из любимых у преподобного старца, хотя образов Богородицы у него было несколько. Он называл ее «Радость Всех Радостей».

Как рассказывали близко знавшие старца, в течение всей жизни он находился под покровительством и благословением Богородицы, являвшейся к нему во сне. Масло из лампадки, которая постоянно горела перед иконой, обладало целебными свойствами, и св. Серафим использовал его, исцеляя обращавшихся к нему за помощью. В свой смертный час Серафим Саровский молился перед этой иконой и мирно отошел в Царствие Небесное.

В свое время св. Серафим Саровский основал в Дивеево женский монастырь, который в течение всей его жизни находился под покровительством старца. После его кончины икону передали послушницам, и она стала считаться Верховной игуменьей монастыря. В 1902 году император Николай II подарил монастырю серебряную лампадку, постоянно горевшую перед иконой. На прославление преп. Серафима Саровского икону несли во главе крестного хода из Дивеево в Саров.

В настоящее время чудотворный образ находится в храме в честь иконы Владимирской Божьей Матери, в покоях Патриарха всея Руси.

Святые, которых почитал Иван Грозный

Князь Петр и княгиня Феврония Муромские — парные иконы. Привезены из Муромского музея

На выставке представлены самые древние из известных изображений святых. Это святые, которых почитал Иван Грозный, к которым он обращал свои молитвы, когда шел походом на Казань. После того, как он уже взял Казань, на обратном пути царь останавливался в Муроме и в благодарность сделал большое пожертвование городу.

Есть версия, что сказочный остров князя Гвидона, о котором идет речь в пушкинской «Сказке о царе Салтане» — и есть Свияжск. Действительно, и сегодня впечатляют виднеющиеся на крутых берегах Свияжска «маковки церквей и святых монастырей». Со второй половины XVI века до 1926 года Свияжск был уездным монастырским городом. Всего за несколько десятилетий со времени возникновения в Свияжске были построены монастыри и храмы, расписаны и украшены иконами.

Еще в советское время в Свияжск возили школьников смотреть фрески Успенского собора – 1080 м2 росписей XVI века. Особенно детские умы будоражило изображение святого Христофора Псеглавца… Изображать мученика Христофора «с песьею главою» были официально запрещено распоряжением Святейшего Синода от 21 мая (1 июня) 1722 года как «противное естеству, истории и самой истине».

Фрески в Москву доставить невозможно, зато в впервые в Третьяковской галерее демонстрируются два уникальных по полноте и составу древних иконостаса Из Троицкой церкви и каменного Успенского собора.

Откуда крылья у Иоанна Крестителя

Иоанн Предтеча в пустыне. XVI в. Дерево, левкас, яичная темпера, серебро. 223х135. Третьяковская галерея.

В Свияжске, который изначально назывался Иван-город Свияжский, в храмах находились иконы Иоанна Крестителя, святого покровителя Ивана IV — это известно из описей. К сожалению, они не сохранились и потому на выставке — икона из Ярославля.

Советуем изучить  Тайная Вечеря – последняя трапеза Христа

Здесь мы видим иконографию Иоанна Крестителя «Ангел пустыни», где святой изображается с крыльями за спиной. Этот иконографический тип получает распространение именно в царствование Ивана Грозного. Конкретная икона поражает своей мощью, величественностью образа.

Интересно, что недавно исследователем удалось выяснить, что эта икона происходит из Спасо-Преображенского собора Ярославля, где она стояла на западной грани одного из западных столпов. Икона встречала входящего в храм.

Такой мощный, величественный образ святого покровителя царствующего государя правителя появился в соборе далеко не случайно — это было воплощение идеи присутствия царской власти.

Небесных воинств Архистратиг

Иконография: Михаил, архангел Датировки: XVI в. Начало XVI в.Происхождение: Из Падчеварской церкви Архангела Михаила Кирилловского уезда Новгородской губернии. Материал: Дерево, темпера. Размеры иконы: высота 91 см, ширина 32,5 см Из деисусного чина иконостаса. Ростовое изображение Архангела Михаила в трехчетвертном повороте. НГОМЗ 11164. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник Литература: Иконы Великого Новгорода XI — начала XVI веков. Авторы проекта Л.В.Нерсесян и С.В.Обух. М. Северный паломник. 2008. №102.

Всё, сотворённое Господом, разделяется на бытие видимое и невидимое – мир материальный и духовный. К последнему, принадлежат ангелы или бесплотные силы – «воинство небесное», Архистратигом или военноначальником (от греч. Αρχιστρατηγός ) его считается Архангел Михаил.

Впервые, попытка осмыслить отношения в ангельском сообществе, была сделана в труде Дионисия Ареопагита «О небесной иерархии», согласно которому, мир невидимых светлых духов имеет триадную структуру, а сами ангелы играют посредническую роль между Богом и человеком. По Дионисию, Архангелы относятся к предпоследнему, восьмому из девяти возможных ангельских чинов. Автор трактата объясняет этим положением их особую близость к людям.

Полезные материалы

Канонические книги Священного Писания, в архангельском качестве упоминают именно Михаила. Кроме него, Священное Предание, включающее в себя литургические тексты, разного рода гимнографию, доносит до нас имена и других Архангелов Божьих.

Имя Михаила, в переводе с иврита, означает «Кто как Бог?» (ми ка эл), связано это именование с преданием о войне с Денницей, ангелом, который возгордившись, отпал от Господа и, в своем безумии, решил воевать против Него. В небесном воинстве тогда был Архангел, который воскликнув: «Кто как Бог?» (в смысле «кто сравнится?»), увлек за собой в битву множество ангелов и победил.

Иконография: Михаил, архангел Датировки: XX в. 1904 Иконописец: Кубрин Михаил (?) Трофимович Материал: Дерево, темпера, позолота. Размеры иконы: высота 22 см, ширина 27 см Архистратиг изображён в рост, в воинском облачении, в левой руке он держит щит, а в правой – огненный меч. Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А.Врубеля

По толкованию святых отцов Церкви, именно Архангел Михаил – тот страж, что с огненным мечом в руках, охраняет врата Рая. В воинской ипостаси имя его упоминается на страницах Ветхого завета и книге Апокалипсиса св. Иоанна Богослова:

«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною…» (Откр 12. 7-9).

В православии и некоторых других конфессиях, он считается «посмертным» покровителем и защитником людей на Страшном Суде. Ему молятся о защите души умершего от сил зла.

Сюжет иконы «Церковь воинствующая»

Эта сложнейшая многофигурная композиция поражает своим масштабом, и дело не столько в размерах иконы (144 × 396 см), сколько в ее содержании, опирающемся на Откровение Иоанна Богослова и писания апостолов и пророков.

В центре иконы – шествие воинов, конных и пеших, под предводительством архистратига Михаила Архангела, восседающего на крылатом коне. Они движутся с правой стороны, где изображен охваченный пламенем город, к левой, где в Небесном Иерусалиме восседает Царица Небесная с Младенцем Иисусом на руках. По направлению к воинам летят ангелы, увенчивающие праведников

Обращает на себя внимание, что нимбы есть не у всех воинов. Считается, что воины с нимбами – это те, что пали в бою, а без нимбов – те, что выжили

Некоторые искусствоведы высказывают мнение, что огонь не разрушает город, а очищает его от скверны. Именно так воспринимал пожар, участвовавший в походе пресвитер Андрей, царский духовник, которому приписывается написание иконы.

В левой стороне иконы «Церковь воинствующая» перед вратами града восседает Царица Небесная с Младенцем Иисусом, он вручает ангелам венцы для увенчания праведников. Но град этот не обычный, а небесный, о котором писал в своем Откровении Иоанн Богослов. Это Небесный Иерусалим, находящийся на горе. Его окружает сияющий красно-зеленый нимб необычной овальной формы. К тому месту, где он разомкнут, подходит дорога, по ней воины войдут в Небесный Град, который трактуется как образ Москвы.

По-видимому, исходным постулатом для такой необычной иконографии послужило высказывание апостола Павла о «взыскании» себе града в будущем, а также богослужебные писания, прославляющие мучеников, которые ради своей веры пожертвовали жизнью и получили в качестве награды блаженство в Небесном Иерусалиме, то есть на небесах.

Покровитель военных и защитник от всякого зла

Перед иконой Архистратига Михаила принято молится о попечении отечества, о «соратничестве воинству», при любых угрозах жизни и душе. Он – главный покровитель военнослужащих.

9

Май

1918 года

В годы Гражданской войны в городе Уральске был учрежден Крест (орден) Святого Архистратига Михаила. Им награждали бойцов, особо отличившихся в сражениях против Красной армии.

Традиционно, вспоминая его чудо в Хонех, силу заступника христианства, Михаила просят о защите Святой Церкви и веры православной. Особо молятся ему об откровении воли Божьей, о даровании образа покаяния и о защите души после смерти.

Архангелы благовествуют людям, укрепляют в человеческих душах святую веру, избавляют от диавольских козней, просвещают разум светом святого Евангелия.

Райская река и воины

Из города течет райская река. У исследователей она имеет сложный символизм. Одни трактуют ее как «чистую реку воды жизни», а другие как ясли Христовы. Небольшие источники, идущие от основного русла, понимаются как Православная и Католическая церкви. Широкая река, текущая воинам навстречу, трактуется как символ чистой истинной веры, а ревнители ее — правители Руси.

Воины разделены на три ряда и двигаются они справа налево. В иконописи это понимается как путь к Богу. Главы воинов нижнего и верхнего рядов венчают нимбы.

На иконе изображен архистратиг архангел Михаил. Он находится впереди воинов, возглавляя их. Его фигуру венчает сферическая мандорла, а он сам восседает на коне. Изображение архангела Михаила на иконах того времени — достаточно редкое явление. Он находится перед вратами Небесного Иерусалима, обернувшись, он как бы зовет воинов за собой.

Комментировать
0
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно

Поздравления с Татьяниным днем в стихах Без рубрики
0 комментариев

Поздравления с Днем Николая Чудотворца Без рубрики
0 комментариев

Поздравления с Татьяниным днем Без рубрики
0 комментариев

Короткие поздравления с Пасхой Без рубрики
0 комментариев