Икона Божией Матери «Оранта»

Икона Божией Матери «Оранта»

Икона Божией Матери «Оранта»
СОДЕРЖАНИЕ
0
0
26 августа 2020

Почему существуют разные иконы Богородицы

В месяцеслове Русской Православной церкви упоминается более 1000 икон Пресвятой Богородицы. Почитаемых образов Богоматери намного больше. Например, только в Петербургской епархии чудотворных и местночтимых икон насчитывается 120. 

Каждый образ Богоматери имеет свое название. Это связано с историей написания, обретения, прославления. По народной традиции со всевозможными просьбами христиане обращаются к различным образам Богородицы. Это связано в основном с явлениями чудесами. Так, в сочинении «Руно орошенное» (1683) святителя Димитрия Ростовского описан случай получения нежданной радости в прощении грехов одного нечестивого человека. После чего икона Божией Матери стала именоваться «Нечаянная радость». А икона «Прибавление ума» получила такое название после вразумления одного московского иконописца, который долго не мог понять смысла церковных реформ (1650-1680).

Но следует помнить, что Богородица одна и та же на всех иконах. Нет отдельных «Богородиц» в зависимости от местности или сферы деятельности. Такое восприятие Богоматери носит на себе влияние языческого и магического мышления. По учению Церкви, молясь перед написанным образом, верующие обращаются к первообразу. Икона служит «окошком» в духовный мир, помогает сосредоточить мысли во время молитвы.

Икона Древо Богородицы и ее значение

В самом центре этой удивительной иконы изображение Рождества Иисуса в Вифлееме. Рядом с яслями, в которых лежит Богомладенец, сидит Дева Мария.

Именно это событие, великое Рождение Предвечного Младенца является основой христианской веры, и всего, что в ней есть. Это рождение не только Господа нашего Иисуса Христа, но и рождение Пречистой Девы, как Царицы Небесной, рождение веры и прихода христиан к своему создателю – Богу.

Образ неразрывной связи Богородицы и Младенца изображен в лике «Сладкое лобзание», что располагается перед изображением Святого Рождества. Это символ безусловной и чистой любви. Любви Девы Марии к Сыну Божьему, любви Бога к людям.

Так как образ Девы Марии Заступницы силен в душе христианина, по обе стороны Святого Рождения можно увидеть известные каждому верующему человеку своими явлениями чудотворными, лики Божией Матери:

  • Иверская
  • Смоленская
  • Казанская
  • Черниговская
  • Скоропослушница
  • Тихвинская
  • Неуваемая чаша
  • Владимирская
  • Знамение
  • Утоли моя печали
  • Млекопитательница
  • Федоровская
  • Донская
  • Почаевская
  • Достойно есть

Представлены на этом святом образе Древа три основные типы иконографии:

  • Оранта или Знамение
  • Путеводительница или Одигитрия
  • Умиление

Поскольку святое изображение является сборным образом, молитва перед иконой Древо Богородицы направляется в целом к самой Пречистой и Сыну Божьему, или к каждому отдельно изображенному Ее лику. Нет особенных случаев, когда нужно обращаться именно к этому образу, так и нет у него своего дня почитания.

Так же не известен и автор этого образа, но появление его в начале XXI века, в сложный и переходной период для нашей страны, свидетельствует о том, что Матерь Божья все еще заступается и покровительствует земле русской, указывая и наставляя на путь Божий.

Брать и сестры во Христе. Ведем свое сообщество во Вконтакте https://vk.com/molitvuikonu называется Молитвы на каждый день, где стараемся выкладывать праволсавные молитвы и новости. Если у вас есть своя страничка в вк, подписывайтесь на нас.

История

Значимые исторические события проходили под сводами Софийского собора. Почти десять столетий назад здесь составляли летописи и принимали иноземных послов, отсюда прозвучало «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, здесь покоятся останки Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха.

18

Январь
1654 года

Киевляне одобрили решение Переяславской рады о воссоединении Украины с Россией.  Все это совершалось перед взором Пречистой Девы. Столетия расцвета и процветания сменялись столетиями войн и разрушений, а изображение Оранты на восточной стене храма оставалось незыблемым.

Много выпало испытаний на долю Киева: город горел в пожарах, лежал в руинах, зарастал лесами. Особенно досталось древней столице в период монгольского нашествия. Было время, когда собор стоял без кровли, открытый ливням и ветрам, а его западная стена почти век стояла разрушенной. Восточная же оставалась нерушимой.

Интересный фактДругие мозаичные иконы, украшавшие стены и своды собора, рассыпались по кусочкам. Например, из четырех Архангелов, изображенных под куполом, сохранился только один. Образ же Царицы Небесной остался невредим. Разрушенный храм восстановили, отреставрировали, а уцелевшему образу дали имя – «Нерушимая Стена».

Вера в особую защиту города Богоматерью

Киев, пращур русских городов, хранит в своем сердце русскую святыню. По преданию, город будет оставаться невредимым до тех пор, пока цел образ.

Надпись, расположенная радугой над образом, гласит: «Бог посреде eго, и не подвижится: поможет eму Бог утро заутра». Это говорит псалмопевец в 45 псалме о городе Божием: «Бог посреди него, и он не поколеблется, поможет ему Бог с раннего утра».

Не только жители многострадальной Украины, но и все православные христиане верят, что пока стена нерушима, выдержит испытания, устоит и останется твердой вера православная.

Последние статьи

  •   Зачем в советское время оставляли полузатопленные церкви, и Как сейчас их восстанавливают 12.08.2020, 20:18
  •   Зачем невесту на Руси на пчелиный улей и другие обряды на зачатие 12.08.2020, 18:56
  •   5 зарубежных песен, которые в СССР стали настоящими хитами 12.08.2020, 17:09
  •   11 лайфхаков от советских модниц, которые позволяли им всегда выгглядеть «на все 100» 12.08.2020, 14:45
  •   13 странных законов США о браке, над которыми смеются сами американцы 12.08.2020, 13:06
  •   Как сложилась судьба детей Натальи Бондарчук и Николая Бурляева 12.08.2020, 11:32
  • +1   12 зданий Санкт-Петербурга, которые стоит увидеть, хотя они и не входят в путеводители 12.08.2020, 10:19
  • +2   Как сложилась судьба самой красивой актрисы ГДР, широко известной в СССР: Рената Блюме 12.08.2020, 09:14
  •   Почему «Ночной дозор» стал последней заказной работой Рембрандта, и Из-за чего художник обеднел 11.08.2020, 21:22
  •   Какие тайны хранят 5 самых удивительных колоколов-гигантов со всего мира 11.08.2020, 18:54

Все статьи

Иконы Богородицы «Знамение»: фото и названия

Как писалось выше, списки иконы не менее чудотворны, чем оригинал. Свои названия списки получили по месту явления чудес.

Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение»

Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение», по преданию, была найдена в лесу, неподалёку от сожжённого татарами Курска. Произошло это 21 сентября 1295 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы. Небольшую икону, лежавшую лицом вниз на корне дерева, нашел охотник. Когда он поднял её, чтобы рассмотреть, то из места, на котором она лежала, забил родник. В этом месте была построена небольшая часовня, куда и поместили икону.

В 1767 году серьезно заболел Серафим Саровский, который родился и вырос в Курске. Родители уже не надеялись на его выздоровление. Однако больному явилась Пречистая и пообещала, что посетит и исцелит его. Спустя несколько дней, в девятую пятницу после Пасхи, по улице, на которой жил Серафим, проходил ежегодный крестный ход с Курской Коренной иконой «Знамение». Неожиданно начался дождь, и процессия зашла во двор дома, где проживал Серафим Саровский. Над больным ребенком пронесли икону и вскоре он выздоровел.

Дата празднования иконы 21 марта. Оригинал находится в Нью-Йорке в синодальном Знаменском соборе Русской православной церкви.

Абалакская икона «Знамение» Божией Матери

Абалакская икона «Знамение» Божией Матери – самая почитаемая икона Богородицы в Сибири. Она была написана в 1637 году. Празднование иконе совершается 2 августа и 10 декабря. В Сказании об иконе сообщается, что в 1636 году вдове Марии из селения Абалак во сне явилась икона Богоматери иконографического типа «Знамение» с изображенными по сторонам образа Марией Египетской и Николаем Чудотворцем. Богородица велела построить в Абалаке церковь во имя иконы.

Албазинская икона Божией Матери «Слово плоть бысть»

Албазинская икона Божией Матери «Слово плоть бысть» – святыня русского Приамурья. Место и время её явления неизвестны. Этот образ по иконографическому типу ближе всего к иконам «Оранта» («Знамение»). Более трехсот лет амурские побережья России охраняет чудотворная Албазинская икона. Её чтят не только как Покровительницу русских воинов, но и как Помощницу будущих матерей.

Советуем изучить  Псалом 59

Серафимо-Понетаевская икона Божией Матери «Знамение»

Серафимо-Понетаевская икона Божией Матери «Знамение» названа в честь женского монастыря в Понетаевке, на честь основания которого из Иерусалима был привезен в дар список чудотворной иконы. С первых дней возникновения обители монахини, проживающие в ней, занимались живописными работами. Они обучались в Петербурге и были искусными художницами и мастерицами. Для Понетаевского монастыря они писали иконы не только по холсту и дереву, но и по финифти.

Икона Пресвятой Богородицы «Знамения» была написана одной из сестёр монастыря Клавдией Ивановной Войлошниковой в 1879 году. В 1885 году в обители произошло чудо: икона неожиданно начала светлеть ликом, а взор Богородицы устремился на молящихся монахинь. В этом же году от написанной иконы начались чудотворения, возле неё начали исцеляться больные. Многие люди, ища исцеление, устремились в обитель. Слава о чудотворной иконе быстро распространялась по России.

Царскосельская икона Божией Матери «Знамение»

Царскосельская икона Божией Матери «Знамение» находится в правой части придворной Царскосельской Знаменской церкви. По молитвам к святому образу многие исцелились от холеры и чумы. Икона несколько раз спасала от пожара. Молитвы, обращенные к ней, помогли излечиться от бесплодия, устроить житейские дела, спасти погибавших в море и на суше людей.

Богоматерь «Великая Панагия» («Оранта» Мирожская)

Впервые эта икона упоминается в псковских летописях под 1192 годом, где говорится о бывших от нее знамениях в Спасо-Преображенском Мирожском монастыре. Но особую известность она приобрела во время морового поветрия в 1567 году, когда из глаз Пресвятой Богородицы истекли слезы и всем болящим, по молитве их к этой иконе было даровано исцеление. Видимо, в это время с иконы «в меру и подобие» была сделана копия, сохранившаяся поныне. Существует предание, что первообраз увезен в XVI веке Иоанном Грозным. Далее след его теряется.

Богоматерь «Оранта» Мирожская. Вторая половина XVI в. Копия с иконы XIII в. Псков

Настоящий список представляет собой одну из редких икон, на которой Пресвятая Богородица изображена в рост с вознесенными в молении руками. В символической чаше, образуемой складками мафория, – поясное изображение Богомладенца Христа без круга, как в иконографии «Воплощение». С двух сторон Божией Матери предстоят благоверные супруги Довмонт (†1299) и внучка св.блгв.кн. Александра Невского Мария Димитриевна (в иночестве Марфа, †1300). Эти образы без нимбов были написаны к древней святыне или при жизни супругов, или вскоре после их упокоения. Вверху справа и слева от Пресвятой Богородицы – поясные изображения архангелов. Насквозь пронизанная золотым сиянием монументальная фигура Божией Матери на каменной высеченной плите величественно неколебимо поднимается от земли до Неба.

В свете Божественной славы, Вся покрытая Ее золотыми лучами, Богородица будто застыла на той мистической грани, которая отделяет Царство Света от бренного тварного мира. Могучий купол мафория, неподвижные, почти архитектурные складки хитона не составляют сомнения в том, что здесь Богородица являет Собою зримый образ Церкви.

Церковь есть Тело Христово. И в Мирожской иконе дается этому наглядное художественное истолкование. Богородица и Христос показаны в совершенном единстве, так, что фигура одного является продолжением другого. Образ этого единения поддерживается также символически, запечатленный знаком литургической чаши. Тайна сия велика, – говорит апостол Павел, – по отношению ко Христу и к Церкви (Еф. 5, 32).

В Мирожском изводе образ Церкви предстает во всей полноте. Она «Столп и утверждение Истины», молитвенница за мир, соединяющая его с Богом. Она образ вечной Церкви, являющей грядущее, в котором все мироздание сошлось в едином Граде Святом Иерусалиме (Откр. 21, 18, 22–23).

Древняя святыня сейчас находится в псковском Мирожском монастыре.

Богоматерь на Престоле. Икона. Первая половина XVI в. Русь

Кто такой Святой Николай

Святой Николай (Николаус) – это реальная личность, византийский епископ, прославившийся своей любовью к детям и помощью бедным. Жил он в III-IV веке. Святой Николай родился около 270 года в городе Патаре, в Ликии, юго – западной области Малой Азии. После смерти епископа города Миры, главный город Ликии (сейчас г. Демре в Турции) он был избран епископом этого города.

По преданию, Святой Николай родился в семье богатых греков-христиан, которые долго не имели детей и в молитвах пообещали Богу, что отдадут свое дитя на служение ему. Николай действительно стал священником, а впоследствии – епископом в современной Турции. Его имя значит «победитель народный», на других языках – Николас, Никлас, Клаус, Микулаш, Миклос, Нихол, т.д.

Когда его родители умерли, он получил огромное наследство, но не стал жить в роскоши, а отличился немалой щедростью, помогая бедным. О его деяниях за века сложено немало легенд.

Как рассказывает нам история про Святого Николая, он был чрезвычайно честным и добрым человеком. Видя сложное положение, в котором находились бедные люди, он всячески им помогал. Чтобы не унижать нуждающихся милостыней, он подкладывал свои подарки им под двери и окна. С течением времени, люди узнали о доброте Николая и начали сами к нему обращаться.

Еще будучи совсем молодым, он стал опекуном сирот и обездоленных. Он помогал всем, кто нуждался в помощи, утешал, защищал. Рассказывают легенды и о необычайной силе его молитв – как он успокоил бурю на море и спас рыбаков от неминуемой гибели. Имела его молитва и целебные свойства: исцелял калек и больных, спасал от смерти обреченных на казнь.

Существует интересное объяснение, почему Николай часто кладет подарки в носки – по легенде, он желал помочь трем бедным сестрам, которых из-за бедности никто не хотел брать себе в жены. Совсем бедно жила семья сестер, и Святой Николай решил спасти их – он забросил через дымоход три мешочка с золотыми монетами. Мешочки упали в дом и попали именно в носки сестер, которые их развесили сушить перед огнем.

Именно эту легенду считают началом традиции подкладывать подарки от имени Святого Николая. Впоследствии это стали делать в день смерти святого.

Как рассказывает легенда, Святой Николай живет в Раю. Но, раз в год, он спускается на землю, чтобы посетить деток и сделать им подарки за вежливость, хорошее поведение и усердное обучение. Обычно, Святой Николай кладет свой подарок под подушку, в носки или сапожки и утром все вежливые дети находят под ней конфеты и другие желаемые сюрпризы. К тем же, кто плохо себя вел и не слушался родителей, Святой Николай не приходит.

Почему важен этот праздник? Образ Святого Николая – воплощение человечности, доброты и высоких моральных ценностей. День взаимопомощи и заботы, когда стоит помогать обездоленным, бедным и больным.

Конечно, все это хорошие и любимые с детства легенды. Дед Мороз, Санта Клаус, Святой Николай. Но эти образы объединяет одно — вера в чудо и желание это чудо создать. Зима, новогодние и рождественские праздники — это магический период, когда даже взрослым стоит пустить в свою жизнь немного сказочного чуда.

Святой Николай умер 6 декабря около 345 — 352 гг. в г. Мера. Тело его было положено с большим уважением в церкви города Миры, где покоился до 1087 года. В его честь установлен отдельный праздник. День Святого – 6 декабря по григорианскому календарю и 19 декабря – по юлианскому.

Сретение Владимирской иконы

В 1395 году на Русь нагрянули полчища Тамерлана, который продвигался к Москве, беря один город за другим. По просьбе великого князя Василия I Димитриевича, ожидавшего нападения татар, во Владимир послали за чудотворной Владимирской иконой Богородицы, и за 10 дней ее крестным ходом донесли до Москвы. По пути и в самой Москве икону встречали сотни и тысячи коленопреклоненных людей, возносивших ей молитву о спасении земли русской от врагов. Торжественная встреча (сретение) Владимирской иконы произошла 8 сентября.

Советуем изучить  Псалом 128

В этот же день Тамерлану, который остановился с войском на берегу Дона, было видение: ему привиделась Величавая Жена, парившая над святителями, которая повелела ему покинуть Русь. Придворные истолковали это видение как явление Богоматери, великой защитницы православных. Суеверный Тамерлан выполнил ее приказ.

Панагия и Оранта

Татьяна Черникова, доктор исторических наук

Все лекции цикла можно посмотреть здесь.

Одним из излюбленных типов икон для иконописцев и для верующих является изображение Богоматери. Вообще на Руси почитание Самой Богоматери и Ее икон, наверное, стоит вровень с поклонением Самому Иисусу Христу и почитанием Его икон. Поэтому это очень важная часть духовной жизни христиан.

Среди икон Богоматери есть такой тип, где Она одна и изображена в полный рост. Причем эти иконы, как правило, очень большие по размеру, и в домонгольской Руси играли в храме ту же роль, что в византийском храме обычно играли мозаики и фрески. Но в деревянном храме, а таких было на Руси большинство, невозможно было ни написать фреску, ни тем более сделать мозаику. В связи со сложной технологией мозаика вообще не прижилась на Руси, поэтому большие ростовые иконы имели большое значение в монументальной религиозной живописи.

Один тип такой иконы – Великая Панагия – Оранта. Вообще в переводе с греческого «Панагия» означает «Всемилостивейшая», «пан» – это «все», то есть милость распространяется на всех. Оранта – это Богородица, молящаяся за человечество, просящая снисхождения у Своего Сына. Поэтому в таком чисто русском явлении, как иконостас, который в русских церквях отделяет алтарь от того нефа, где молятся верующие, обязательно есть ряд, который называется деисус. В центре находится Иисус Вседержитель как Великий Судья на Страшном Суде, а с обеих сторон от Него расположены апостолы, иногда пророки и обязательно Богоматерь, Которая молит о прощении, спасении человечества.

Особый тип Оранты – это Оранта с поднятыми руками. Еще этот тип иконы называют Нерушимая стена, который первоначально исходит от мозаики Киевской Софии. Другой тип таких же ростовых икон может называться «Знамение». Это когда Богородица изображена в полный рост, но на Ее груди медальон, в котором находится изображение Иисуса Христа либо в образе Младенца с взрослым лицом, либо в более поздних иконах в образе Эммануила, то есть Иисуса-подростка. Эта икона как бы рассказывает о той миссии, которую выполняет в этом мире Бог в образе человека, идя на жертву, для того чтобы спасти христиан и человечество. В этом и заключается знамение, которое должен понять христианин, смотрящий на эту икону.

Остальные изображения Богородицы очень часто выполнены в поясном ракурсе, и на них Божья Матерь часто присутствует не одна, а с Христом и даже некоторыми другими персонажами.

И, наконец, есть иконы, где образ молящейся Оранты и образ Знамения совмещены в одной иконе. Одной из древнейших икон такого вида является икона «Ярославская Оранта», или «Ярославская Богоматерь Знамения». Название «ярославская» она получила потому, что была привезена из Ярославля, куда, правда, по мнению многих историков, попала в XVIII из Ростова, в виду переноса в Ярославль митрополичьей кафедры.

По поводу этой домонгольской иконы, написанной примерно в 1218 году, то есть начале XIII века, идет большой спор

Многие считают эту икону, написанную здесь, на Руси, русским иконописцем, началом целой ярославской иконописной школы, очень развившейся впоследствии и важной для русской иконописи школы. Другие же напротив говорят, что, хотя потом существовала знаменитая ярославская школа иконописи, однако, сама «Оранта – Знамение» не имеет к ней прямого отношения

По одной из версий эта икона была написана в Ростове, находилась там до XVIII века в храме Успения Богородицы, и была написана киевским, то есть уже русским, знаменитым иконописцем, имя которого известно нам из источников – Алимпий. Он довольно смело совместил два византийских канона написания Богородицы в полный рост – Знамения и Оранты. Поэтому часть специалистов называют икону «Оранта», а другие говорят, что главное – то, что на груди Богородицы присутствует медальон с изображением Христа, и, скорее всего, это «Знамение». В книгах эта икона упоминается под обоими названиями и, конечно, является одним из самых знаменитых образов Богородицы, изводы от которой русские иконописцы писали начиная уже с XIII века и далее в XIV, XV и в более поздние века.

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров»

В чем помогает Пресвятая Богородица по молитвам пред святыней

Пресвятая Богородица ходатайствует пред Господом во всех нуждах христиан. Пытаться подразделять иконы по тематике молитвенных прошений представляется, мягко говоря, невполне корректным.

По сложившейся традиции, к Божией Матери пред образом обращаются:

  • для защиты от врагов и недоброжелателей;
  • для защиты несправедливо обиженных;
  • в борьбе за правду;
  • об исцелении недугов;
  • о помощи во всяком благом деле.

Где в доме вешать святые иконы

Святой образ – это не ритуальный оберег, а мостик, соединяющий нас с Небом. Место для икон следует выбирать самое лучшее в доме. Предпочтение отдают такому расположению, чтобы молящийся перед иконами стоял лицом на восток. Можно поставить на полку или повесить на стену. Относиться к изображениям нужно благоговейно, содержать в чистоте.

Какие бы страсти не захламляли наши сердца, искреннии молитвы перед образом Матери Божией, вознесенные с надеждой и верой, непременно приносят скорое утешение и заступничество Матери всех христиан.

История иконы

Ярославская «Оранта», икона Божьей матери, была написана для Успенского собора по заказу ростовского князя Константина Всеволодовича, сына великого князя Всеволода Большое Гнездо. По поводу этого святого образа в искусствоведении ведутся споры до сих пор. Многие считают ее написанной здесь, на Руси, полагают, что это первый представитель целой школы Ярославской иконописи. Другие утверждают, что эта икона не имеет к названной школе прямого отношения, а была написана в Ростове, где и находилась вплоть до 18 века. Она помещалась когда-то в алтаре на горнем месте, возвышаясь над престолом. Дева Мария отличается особой торжественностью всего своего облика. Божия матерь стоит на ковре, богато орнаментированном. Такие коврики используются в храмах на архиерейском богослужении. Здесь это символ предстояния Пресвятой Девы к Богу в молитве за всех людей. Изображенный в царских одеждах Христос Эммануил повторяет жест матери. Но если ее ладони открыты, то младенец сложил персты.

О чем просят перед образом

Перед иконой «Непроходимая дверь» верующие молятся и просят о милости Божьей. Христиане обращаются к Пренепорочной Деве, молят ее о заступничестве и прощении грехов. К Богородице обращаются монахини, которые просят дать им силы сохранить девство, духовную и телесную чистоту, не поддаться ни на какие соблазны. Ведь только девственницы могут войти в Небесное Царство.

Люди, связанные супружескими узами, могут попросить Богоматерь сохранить их брак, даровать им супружескую верность. Перед святейшим образом можно помолиться о защите своих детей от греха и всякого зла. Этой святейшей иконе молятся о милости и всепрощении. Богоматерь просят донести молитвы верующих до Спасителя.

Сама икона наделена чудотворной силой не просто так, а из милости Божьей. Благодать исходит от Господа к Пренепорочной Деве, изображенной на святейшем образе. Если обратиться с просьбой к Богоматери, можно получить ее заступничество и ходатайство перед Всевышним. Нужно лишь искренне раскаяться в прегрешениях и жить по Божьим заповедям.

Советуем изучить  Икона для зачатия и рождения ребенка

В каких случаях молятся перед «Непроходимой дверью»:

  • чтобы оградить дом от злых людей и грабителей;
  • во время войны, для защиты Отечества от врагов и распрей внутри страны;
  • монахини просят о помощи в прохождении подвига девства;
  • о сохранении верности в браке;
  • о том, чтобы уберечь душу от соблазнов;
  • о защите детей от злых помыслов и недобрых людей;
  • о прощении грехов;
  • о жизни счастливой и безмятежной;
  • о благодати от Всевышнего;
  • о милости Божьей.

Рекомендуется в каждом доме иметь «Непроходимую дверь». Этот святейший образ спасает от грабителей, разбойников и непрошеных гостей. Существует поверье, что если икону повесить над дверью, в дом не сможет войти человек со злыми помыслами, порог жилища никогда не переступит грабитель.

В храмах молебен в честь иконы «Непроходимая дверь» совершается не только по праздникам, установленным во славу этого образа, но и в тяжелые для Отечества времена. Верующие молятся перед святейшим образом, когда в стране идет война, люди не могут договориться между собой, остановить кровопролитие и помириться. Существует множество доказательств чудодейственной силы иконы. «Непроходимая дверь» всегда спасала людей в тяжелые для них дни и помогала им победить своих врагов.

Новгородская и Курская иконы

Среди иных икон, относящихся к типу «Знамение», можно напомнить чудотворные и Курскую Коренную. Новгородская чудотворная икона спасла в 12 веке Древний Новгород от владимирского войска князя Андрея Боголюбского, о чем позднее было рассказано в уникальной батальной иконе «Битва новгородцев с суздальцами».

«Курская Коренная» получила свое название из-за того, что была обнаружена возле корня дерева. Икона известна своим участием в Крестных ходах, совершавшихся когда-то от Курска к месту ее чудесного обретения, где с тех пор и до сей поры бьет чудодейственный источник и где стоит основанный в древности монастырь. Этот Крестный ход известен всем по знаменитой картине Репина. Курская икона стала единственной святыней, против которой был совершен террористический акт. В начале 20 века местный революционер подложил адскую машину к чудотворной иконе, помещавшейся в главном соборе города. Однако мощный взрыв не причинил ей никакого вреда.

Толгская икона Божией Матери

Явилась икона в 1314 году под Ярославлем при следующих обстоятельствах. Епископ Ярославский Прохор (в схиме Трифон), произведя объезд своей епархии, возвращался из Кирилло-Белозерского монастыря по Шексне и по Волге в кафедральный город. За 7 верст от Ярославля путники остановились для ночёвки у правого возвышенного берега реки. В полночь, проснувшись, епископ увидел яркий свет, проникавший в его шатёр. Он вышел и на противоположном берегу Волги, где в неё впадает река Толга, увидел огненный столб и идущий к нему через реку мост. Архиерей помолился Богу и, опираясь на свой жезл, пошёл по мосту. Перейдя на ту сторону реки, епископ увидел икону Пречистой Девы с Младенцем. Икона стояла высоко над землёй, так что нельзя было её достать руками. Долго молился епископ со слезами перед иконой Божией Матери и после молитвы, забыв от волнения у иконы свой жезл, вернулся по мосту обратно. Все спутники его покоились глубоким сном и ничего не знали о совершившемся. Епископ же хранил молчание. Когда стали собираться в дальнейший путь, то не оказалось архиерейского жезла, поставленного накануне в шатре. Тут владыка Трифон уразумел, что Богу угодно сделать известным виденное им чудо, и поведал обо всём своим спутникам. Сопровождающие его переправились через реку и нашли в лесу стоявшую между деревьев икону Богородицы, но не в воздухе, а на земле. Рядом с иконой стоял епископский жезл. Посыльные вернулись с жезлом к епископу Трифону, и тогда он со всеми своими спутниками отправился к иконе и узнал в ней ту самую, которую видел ночью, перейдя реку по таинственному мосту. Епископ Трифон заплакал и пал на землю перед иконой. В радости и умилении плакали и все бывшие с ним. Тут же решено было, не возвращаясь в Ярославль, строить церковь. Сам владыка Трифон начал своими руками рубить лес и расчищать место для церкви; трудились и архиерейские спутники. В тот же день слух о чудесном явлении иконы дошёл до Ярославля, сбежалось много народу, и все приступили к постройке. К полудню небольшая церковь была окончена, а к вечеру того же дня освящена. Больные, бывшие при постройке, исцелялись. В тот же день решено было и устройство монастыря. Монастырь и икона по месту явления её на реке Толге были названы Толгскими. Известно, что перед Толгской иконой молился царь Иоанн Грозный, когда у него разболелись ноги. Царя внесли в монастырские помещения в кресле. После усердной молитвы со слезами перед Толгской иконой Пресвятой Богородицы царь «воста и здрав бысть, укрепився ногами». Толгский мужской монастырь просуществовал до 1926 года, после в нём разместилась колония для малолетних преступников. Чудотворная Толгская икона Пресвятой Богородицы была изъята в Ярославский художественный музей и лишь в августе 2003 года была возвращена в возрождённую Толгскую обитель. День празднования: 21 августа (8 августа по старому стилю). —————————————————Толгская икона Божией Матери — чудотворная икона, древняя чтимая святыня Толгского женского монастыря под Ярославлем. Сохранились три иконы, происходящие из Толгского монастыря и называемые «Толгская»: большой образ 13 века с изображением восседающей на троне Богоматери с прильнувшим к Ее щеке Младенцем Христом, стощим на Ее коленях с правой стороны (хранится в Третьяковской галерее в Москве), и два сокращенных поясных списка этого образа начала — первой половины 14 века (первая поясная хранится в Ярославском художественном музее, вторая — в Русском музее в Санкт-Петербурге). Согласно сказанию, составленному во второй половине 16 века на основе местного предания, явление иконы произошло в 1314 на берегу реки Толги (приток Волги). К этому времени относят написание первой поясной Толгской иконы. Первое чудо иконы — источение мира (по сказанию — в 1392, по историческим записям — в 1428). Известно несколько списков поясной иконы. Во вновь открытом Толгском монастыре — новые списки Толгской иконы 1314 года. Празднование — 8 (21) августа.

Оранта ‒ древняя молитвенная поза иудеев и язычников

Латинское слово orans переводится как «молящийся»

Для вознесения молитв в разных религиях существуют разные положения тела. Молитвенная поза «оранта» была известна иудеям с древних времен. Человек стоит прямо, руки подняты и согнуты под углом, ладони открыты и обращены от человека.

Первые христиане были членами иудейской общины и соблюдали иудейские обряды

Позу заимствовали христиане. Сначала они изображали так ветхозаветных персонажей: Ноя, Авраама, Исаака, Даниила. Потом Оранта закрепилась за Богоматерью.

Первоначально Богоматерь Оранта изображалась без младенца Христа

В чем помогают иконы «Оранта» («Панагия»)

Богородица всегда была Небесной Заступницей, Покровительницей, за этим к Ней и обращаются, молясь о спасении души, об исцелении физических и душевных недугов, о поддержке в минуты тяжких жизненных испытаний, и она действительно помогает.

Иконы «Оранта»-«Панагия» обладают неимоверной силой воздействия: они помогают обрести ясное понимание пути истинного, даруют духовное просветление, защищают от злых помыслов недругов. Сила иконы «Оранта» настолько велика, что способна защищать целые страны от вражеского нападения, недаром Царица Небесная предстает на ней во всем Своем величии и могуществе.

Комментировать
0
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно

Поздравления с Татьяниным днем в стихах Без рубрики
0 комментариев

Поздравления с Днем Николая Чудотворца Без рубрики
0 комментариев

Поздравления с Татьяниным днем Без рубрики
0 комментариев

Короткие поздравления с Пасхой Без рубрики
0 комментариев