Святые борис и глеб

Святые борис и глеб

Святые борис и глеб
СОДЕРЖАНИЕ
0
7
24 апреля 2021

Проклятие Святополка Смердящего

Борис и Глеб почти добровольно приняли смерть, отказавшись от вооруженной борьбы со злокозненным братом, однако тому не суждено было долго править в Киеве. Осенью к стенам города подступила новгородская рать, возглавляемая Ярославом. Опасаясь расправы, Святополк бежал.

Но смириться с потерей власти он не мог и еще дважды появлялся у стен Киева. Первый раз он привел печенегов, второй раз — поляков. Святополк хотел добиться власти любыми путями. Ярослав боролся с братоубийцей долгих четыре года. Однажды он был вынужден даже бежать в Новгород, но в 1019 году Святополк все же был окончательно побежден. Решающий бой произошел у реки Альты — той самой, на берегу которой был убит князь Борис. Святополк же бежал в Польшу, где до конца своих дней не находил себе пристанища. В народе его прозвали Смердящим.

Иконография

Первые образы святых писали по распоряжению Ярослава Мудрого. Их изображали на крестах-мощевиках, сделанных на заказ. Позже сложилась иконография. Братьев изображали вдвоем, в полный рост. Княжеское происхождение выдавали шапки, отороченные мехом, красные плащи и мечи. Иногда святые держат кресты. За основу для написания образов взято описание облика Бориса из сказания о князьях:

  • высокий рост;
  • круглое лицо;
  • широкие плечи;
  • тонкая талия.

Также упоминается веселый нрав и юный возраст князя. Он погиб в 25 лет. Так как в сказании нет описания внешности Глеба, князя Муромского изображали похожим на брата. Общие черты — длинные волосы и чистые лица без бороды. Чтобы подчеркнуть юность князей, иконописцы использовали специальный прием — удлиняли фигуры. Святые кажутся воздушными и хрупкими.

Лица святых обращены к молящемуся. На некоторых иконах братья слегка повернуты друг к другу, будто беседуют. Редко встречаются одиночные иконы. Списки делали с рельефных портретов на серебряных пластинах, покрывавших раки с мощами. В 14 веке появились житийные иконы князей

Иконописцы уделяли особое внимание выражениям лиц. Образы наполнены кротостью, смирением, добротой

Кроме фигур князей, на них изображены чудеса, совершенные ими.

По византийской традиции, святых изображали на конях. Стиль иконографии распространился после победы над монголами в 12 веке. Также прослеживается влияние образов Георгия Победоносца, Димитрия Солунского. Святым молились о заступничестве в битвах и о победе над врагами. Поэтому на иконах они приняли воинственный вид защитников.

В отдельный тип выделяют иконы святых, на которых они изображены заступниками городов. Отличительная черта образов — Иисус Христос в облачном сегменте над головами братьев. Их помощи приписывают спасение Каргополя от пожара. Чуду посвящена икона 18 века. На одном из ее списков одежду изобразили киноварью, как символ кровавой жертвы братьев и Христа.

Библиотека Русской веры Канон святым мученикам Борису и Глебу →

Читать онлайн ————-

Тропарь, глас 2

Правдивая страстотерпца, и истинная Евангелию Христову послушателя, целомудреный Романе, с незлобивым Давыдом, не сопротив стаста врагу сущу брату, убивающему телеса ваю, душама же коснутися немогущу. Да плачется убо злый властолюбец, вы же радующася с лики ангельскими, предстоита Святей Троице. Молитася о державе сродник ваших богоугодне быти, и сыновом русским спастися.  

Кондак, глас 3

Восия днесь преславная память ваю благородная страстотерпца Христова, Романе и Давыде, созывающее нас к похвалению Христа Бога нашего. Тем притекающее к рацее мощей ваю, исцеления дар приемлем, молитвами ваю святая, вы бо божественная врача еста.

Описание

Икона написана в середине XIV столетия московскими мастерами. Это одно из первых творений русских иконописцев. В их работах того времени прослеживаются византийские иконные особенности. В иконе святых князей чувствуется рука первоклассного мастера. Икона имеет необычную вытянутую форму. Вероятно писалась для расположения на столпе храма.

Святые изображены в виде воинов-всадников, держащих в руках копья. Борис и Глеб, как бы выступают в поход на помощь Московскому князю в его ратных делах. Скачущие в ногу кони святых не ступают по земле, а парят над ней. Иконописец изображает полет святых воинов над землёй, ибо они принадлежат небу, но не земной тверди.

Купить икону благоверного Глеба

В иконописной мастерской Радонежъ Вы можете купить, либо заказать рукописную икону благоверного Глеба. Позвоните нам и мы поможем подобрать Вам сюжет, композиционное решение иконы, её оптимальный размер и оформление, либо напишем икону по Вашему образцу.

Бесплатная доставка во все регионы России.

При желании икона может быть освящена в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

Представленная выше икона благоверного Глеба, выполнена иконописцами нашей мастерской. В меру своего духовного состояния, каждый наш художник привносит свои уникальные, неповторимые черты в святой облик, и в то же время старается не выйти за рамки узнаваемости изображаемого святого.

Заказывая у нас икону, вы можете быть уверены, что образ написан в строгом соответствии с каноном Русской Православной Церкви.

В церковном каноне мы черпаем свои силы, предающие нам вдохновение и твердость руки. Как и тысячи наших предшественников, вкладываем в создание иконы всю свою душу и особую, индивидуальную манеру письма. Вера, молитва, знание иконографического канона и хороший уровень мастерства помогают нам в этом.

Мы надеемся что на нашем сайте Вы найдете образ на который откликнется Ваше сердце.

Мира вам и добра Дорогие братия и сестры, и пусть святой угодник Божий, благоверный князь – страстотерпец Глеб, сопутствует вам на протяжении всего жизненного пути.

Похожие иконы:


Иверская икона Божией Матери (Новодевичий монастырь) 65000 ₽


Гавриил Ургебадзе 24000 ₽


Мелания Римляныня 20000 ₽


Максим Киевский 22000 ₽

Святые страстотерпцы Борис и Глеб.

Святые страстотерпцы Борис и Глеб были первыми канонизированы из русских святых. Всего лишь через полвека после их гибели мощи были перенесены в новую, отстроенную после пожара церковь св. Василия, и детьми князя Ярослава Мудрого было установлено их общецерковное почитание.

Что же такого совершили братья? Оба они были сыновьями князя Владимира, крестителя Руси, и имели уделы: Борис – в Ростове, Глеб – в Муроме. Когда же князь Владимир умер, настала усобица – борьба за киевский престол. Его старший сын, Святополк, хотел не просто воцариться в Киеве, но и убить всех братьев – соперников. Братья Борис и Глеб были младшими сыновьями Владимира, оба отличались кротостью, и были готовы подчиниться Святополку; но он и незлобивых подозревал в злобе. Сначала убили князя Бориса – на берегу реки Альты, когда тот молился в своем шатре; затем Глеба – на пути в Киев, недалеко от Смоленска, когда тот ехал к Святополку. Подвиг братьев состоит именно в непротивлении злу. У каждого из них была дружина, которая могла защитить князя. Воины Бориса даже предлагали ему пойти войной на Киев – но ни Борис, ни Глеб не хотели нарушать заповедь послушания, не хотели участвовать в братоубийственной войне.

В письменных источниках сохранилось описание князя Бориса: «Телом был красив, высок, лицом кругл, плечи широкие, тонок в талии, глазами добр, весел лицом, борода мала и ус — ибо молод еще был…» (Сказание о Борисе и Глебе). Глеба же как младшего обычно изображают юным и безбородым, с ниспадающими на плечи локонами волос. Обычно на иконах братьев можно увидеть вместе, в полный рост, фронтально повернутыми к зрителю. Иногда вместе с ними изображается и князь Владимир, их отец. Другой тип икон – Борис и Глеб «на конях». Такой тип происходит от конных изображений святых воинов, особенно распространившихся в византийском искусстве с XIII века.

Обе иконы, о которых я хочу рассказать, написаны в XIV веке. Одна из них – новгородского происхождения. Написана в 1377 году, для церкви Бориса и Глеба «в Плотниках». Князья облачены в воинскую одежду – доспехи, пластинки которых украшены золотым ассистом, короткие плащи, сапожки. От традиционных образов святых воинов их отличают головные уборы – шапки, отороченные мехом.


Образ отличает торжественный характер. Неспешно шествуют кони, словно неся своих седоков на триумф. Серо-зеленоватые горки на заднем плане такие маленькие, что создаётся ощущение полёта, надмирного шествия великанов-богатырей. Перед нами образ защитников, хранителей русской земли, небесных воинов Христовых, готовых заступиться за родную страну.

Второй образ написан в Москве, происходит из Петропавловского придела Успенского собора Московского Кремля. Эта икона очень похожа на новгородскую; но мастер наполняет её немного другим содержанием

Обращает на себя внимание удлинённость пропорций доски, утончённость силуэтов коней и всадников. Они словно неслышно летят над крутыми уступами горок

Четкий ритм, присущий новгородской иконе, здесь словно сбивается: гнедой конь поднял ногу чуть выше, чем вороной; копья братьев слегка расходятся. Взгляд Глеба обращен на брата; с тревогой в глазах, он словно ищет поддержки у Бориса. Старший брат печально смотрит вперед, понимая, что им обоим грозит смерть от рук Святополка; но он тверд в своем решении, потому что выбирает путь Христа, путь любви и смирения.


В правом верхнем углу иконы изображён Христос, который с печальным ликом благословляет братьев. Интересно, что в новгородском образе, жизнеутверждающем и торжественном достаточно было изобразить лишь десницу Христа; в иконе московского мастера появляется вопрос – что делать? каким путём пойти? А ответ на этот вопрос даёт Бог: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».(1-е Петра, 5:5) «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее.» (Лк 9:24) «Праведники живут вовеки; награда их в Господе, и попечение о них у Вышнего». (Премудрость Соломона, 5:15)

Тропарь, глас 2: Правдивая страстотерпца, и истинная Евангелию Христову послушателя, целомудреныи Романе, с незлобивым Давыдом. Несопротив стаста врагу сущу брату, убивающему телеса ваша, души же коснутися не могущу. Да плачется убо злыи властолюбец. Вы же радующеся с лики ангельскими, предстояще Святей Троице. Молитася о державе сродник ваших богоугодне быти, и сыновом русским спастися.

Кондак, глас 3: Восия днесь преславная память ваю, благородная страстотерпца Христова, Романе и Давыде, созывающи нас, к похвалению Христа Бога нашего. Тем притекающе к раце мощей ваю, исцеления дар приемлем, молитвами ваю святая. Ва бо божественная врача еста.

Состояние

Борис и Глеб – первые святые, канонизированные Русской православной церковью. В 2021 году будет отмечаться 1000-летие со дня причисления их к лику святых. Ежегодно 15 мая и 6 августа православный мир чтит память князей Бориса и Глеба. Истории Бориса и Глеба посвящены первые памятники древнерусской литературы: «Сказание» Иакова Черноризца и «Чтение» Нестора Летописца. Образы святых запечатлены в русской иконографии, живописных полотнах. В их честь построены сотни храмов и монастырей.

В России всего два города, носящих имя в честь святых князей Бориса и Глеба. Один из них в Воронежской области, другой — в Ярославской. Жители гордятся названием своего города. Более трехсот лет Борисоглебск оберегаем своими святыми покровителями.

В год 300-летия города Борисоглебска в 1998 году началось восстановление храма Бориса и Глеба. Сейчас его можно видеть во всем великолепии. Святыни храма: чтимая икона благоверных князей Российских Бориса и Глеба, икона Божией Матери «Казанская Вышинская». С 1998 года ведет отсчет и празднование Дня города. Праздник проходит 15 мая – в день поминовения святых Бориса и Глеба и начинается с торжественного крестного хода и богослужения.

В 2017 году перед храмом был установлен памятник святым князьям Борису и Глебу. Автор – московский скульптор Сергей Полегаев. Это второй в стране монументальный памятник первым русским святым (первый, в виде конных всадников, установлен в 2006 году в городе Дмитров Московской области. Автор памятника – скульптор Александр Рукавишников).

С 2010 года в Борисоглебске проходит фестиваль русской словесности и культуры «Во славу Бориса и Глеба». В начале августа Борисоглебск объединяет творческую интеллигенцию со всей России и ближнего зарубежья вокруг главной цели – поддержки русской словесности и культуры, пропаганды православного мировоззрения, воспитания патриотизма и любви к Отечеству, раскрытия новых творческих дарований и укрепления культурных связей между регионами. Борисоглебский фестиваль – это живые формы общения с читателями и слушателями на интерактивных творческих площадках и встречах, круглых столах и духовно-образовательных форумах. В программу фестиваля включены концерты, выставки, экскурсии.

Житие Бориса и Глеба

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира. Они родились еще до Крещения Руси. Приняв Христа всем сердцем, киевский великий князь Владимир Святославич стал воспитывать младших сыновей в православной вере. Святой Борис был хорошо образовал, с радостью и усердием читал Библию и жития святых. Святой Глеб не отставал от брата, и тоже интересовался верой и стремился жить в благочестии. Как известно, после принятия святого крещения их отец князь Владимир полностью изменил свою жизнь, оставил языческие грехи и стал для народа примером по-настоящему праведного правителя. Младшие сыновья, которым посчастливилось родиться в пору Крещения Руси, подражали примеру отца. Например, вместе с ним помогали бедным.

Когда братья подросли, Борису достался от отца город Ростов. Молодой князь правил им с мудростью. Незадолго до своей смерти Владимир призвал Бориса в Киев, дал ему войско и направил в поход против печенегов. Вскоре великий князь скончался, и его старший сын Святополк самовольно объявил себя великим князем Киевским, воспользовавшись тем, что Борис был в походе. Святой Борис не хотел оспаривать это решение — ему претила сама мысль о междоусобной войне. Борис распустил свое войско со словами: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»

Но Святополк боялся, что брат передумает и силой отнимет у него киевский престол. Он подослал к Борису убийц. Несмотря на то, что святой Борис узнал о страшной угрозе, он не стал прятаться. На него напали с копьями прямо во время молитвы. Случилось это 24 июля 1015 года (6 августа по новому стилю) на берегу реки Альты. Князь погиб не сразу, первым убили его верного слугу Георгия Угрина, который бросился на защиту Бориса. Сам же святой на слабеющих ногах вышел из шатра, где молился, и сказал убийцам: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Тогда воины снова пронзили тело князя копьем.

Князь еще дышал, когда убийцы везли его в Киев, чтобы показать Святополку. По пути они встретили двух варягов, которых послал Святополк. Варяги увидели, что Борис еще жив, и добили святого ударом меча в сердце. Тело страстотерпца привезли в Вышгород и в тайне ото всех положили в храме во имя святого Василия Великого.

Святополк не остановился на одном убийстве. В то время Глеб княжил в Муроме. Старший брат отправил к нему воинов. Как и Борис, Глеб тоже заранее знал, что к нему подосланы убийцы. Но междоусобная война для него была страшнее смерти. Убийцы настигли князя в устье реки Смядыни, рядом со Смоленском.

После двойного убийства Святополк, которого в народе прозвали Окаянным, правил недолго. Закончил свои дни он в изгнании, ненавидимый всеми. Междоусобные войны постепенно прекратились. Подвиг смирения, послушания и кротости сделал Бориса и Глеба поистине народными святыми.

Великий князь Киевский Ярослав Мудрый отыскал мощи святого Глеба и положил их в храме во имя святого Василия Великого в Вышгороде — рядом с мощами святого князя Бориса. Святые останки братьев прославились многочисленными чудесами.

Святые Борис и Глеб: проиграли и победили

Протоиерей Андрей Ткачев о памяти страстотерпцев Бориса и Глеба

Страстотерпцы Борис и Глеб — родоначальники русской святости, первые канонизированные святые Русской Церкви, признанные Церковью Вселенской. Константинополь признал их, несомненно, святыми людьми.

Нужно сказать, что страстотерпчество, особенно княжеское — яркая страница русской церковной истории, потому что, например, был убит толпой князь Черниговский и Киевский Игорь, был убит татарами Юрий Владимирский, был зарезан в Орде Михаил Тверской, был убит в Орде Михаил Черниговский и верный его боярин Федор. Был также убит своими клевретами и предателями Андрей Боголюбский…

Князей, убитых и замученных, было на Руси чрезвычайно большое количество — Василько Ростовский тоже был убит.

Все это передается как эстафета Николаю Второму, последнему из Романовых, который тоже как ягнёнок пошел под нож.

Первые, кто раскусил святость этого жертвенного подвига, были сербы. Святой Николай Жичский и Охридский, Николай Велимирович. Он первый создал храм в честь царя-мученика Николая у себя на Охридском озере в пределах своей митрополии, и стал писать его на иконах. Потому что сербы знают, что у них проигрыш и победа меняются местами в истории — зачастую выигравший проигрывает, а проигравший выигрывает.

У сербов вся история стоит на Косовской битве князя Лазаря, битве за Золотой Крест и святую свободу, когда человек получил откровение от Бога: либо ты победишь и будешь иметь царство земное, либо ты проиграешь и будешь иметь царство Небесное. И Лазарь избрал царство Небесное. Сербы лучше всех других из христианских народов знают, что проигрыш обращается в победу, а победа может обернуться проигрышем. Как писал Ницше: «Никогда человек не бывает так близок к тому, чтобы его раздавил автомобиль, как тогда, когда выскочил из-под колес автомобиля». Действительно — расслабился, и тут же тебя переехали, потому что ты вроде победил — а нет еще…

Проигрыши и победы меняются местами. И Государь Император Николай II по образу Бориса и Глеба не вынимал меча из ножен, хотя мог и умел, и может быть даже хотел и порывался — но смирился под крепкую руку Божию.

И первыми в ряду людей, которые проиграли и победили, были Борис и Глеб. То, что они сильны, знал на себе и Александр Ярославович Невский, когда он боролся со шведами в устье Невы, где сегодня стоит Александро-Невская Лавра. Он видал их одетых в дымку, плывущих на ладье и говорящих друг другу: «Пойдем, брате Глебе, поможем сроднику нашему Александру!» Так что и воевать они умеют, и бить, и наказывать — но в нужное время подставили горло под нож. И это была победа, а не поражение.

Победа, а не поражение.

Сегодня мы вспоминаем имена людей, которые тоже подставили горло под нож как ягнята, потому что так было надо, потому что не всегда человеку нужно побеждать, нужно уметь проигрывать. И проигрыш во Христе обращается великой славой и победой в будущем. Таков закон, такова истина.

Значение иконы благоверного Глеба

Значение иконы благоверного Глеба заключается в несокрушимой силе духа и поистине христианского смирения представленной в образе святого. Он олицетворяет силу веры, мученический подвиг, твердую решимость отстаивать христианские идеалы, даже ценой собственной жизни. Образ благоверного Глеба, история его жизненного пути, вдохновляют нас, побуждают к пламенной молитве и благочестивым делам. Воистину, дивен Бог во Своих святых! Дорогие верующие, братия и сестры! Не сомневайтесь в помощи благоверного Глеба! Откройте ему свое сердце в искренней молитве и он услышит нас, исцелит духовные и телесные немощи, поможет в благополучном устроение земных дел.

Не забывайте, что для свершения чуда и нам самим следует иметь попечение: регулярно, со вниманием читать молитву, творить дела веры и любви. И не забывать благодарить: благодарить всех людей, посланных нам по милости Божией, для решения наших жизненных неурядиц, разделивших с нами радость и печали

Благодарить Святого, молитвенной поддержки которого жаждало наше сердце, ведь сколько людей его молят о помощи, а он услышал и помог и нам тоже. И главное, благодарить Господа, за Его безграничное человеколюбие. Он дал миру Своих святых и ежесекундно помогает нам, людям надеющимся на Его великие милости.

Все в мире творится по мудрому промыслу Божиему. Трудности и печали, удача и радости. Через земные испытания Господь укрепляет нас. Оказывая помощь друг другу, молясь Небесным святым, мы крепче соединяемся в Единой Христовой Церкви. И мы верим что святой Глеб услышит все наши молитвы и явит нам безграничную милость Господа нашего Иисуса Христа. Слава Богу за всё!

История

Князья Борис и Глеб были первыми русскими святыми, прославленными в лике в 1078 году. В чём же их святость?

Перенесемся мысленно в 1015 год. Близится к концу княжения святого равноапостольного князя Владимира — крестителя Руси. Христианству на Руси ещё немного лет и ещё сильны нравы и обычаи языческих времен. Брат восстаёт на брата, сын на отца. Нередки распри между княжескими родами и даже внутри одного рода. Набеги соседних народов и кочевых племен тревожат русскую землю.

И вот вновь пришла весть о набеге печенегов. Пораженный недугом князь Владимир посылает против них своего сына Бориса. Юному князю было тогда немногим более 20 лет. Борис был любимым сыном князя Владимира и именно ему хотел он оставить престол.

Как раз в то самое время, когда Борис находился в походе против печенегов, равноапостольный князь Владимир умирает в Киеве. Власть коварно захватывает старший сын Владимира — Святополк. Он осознавал, что Борис для него опасен. Как отстоять захваченную им власть? А Борис уже возвращался во главе большого войска.

Казалось бы он мог легко победить Святополка и забрать власть (его войско насчитывало 8 тыс. человек). Но юный князь Борис живёт уже иным пониманием жизни. Он христианин, он не может поднять руку на брата. В молитве обретает он убежденность — не подниму руку на брата своего, да ещё старшего, которого мне следует почитать за отца.

И поразительно — Борис во сне получил предупреждение о ждущей его смерти. Она представилась ему в виде страшного чёрного зверя. Но он всё же отпускает дружину. И подосланные Святополком убийцы совершают своё чёрное дело. Князь Борис был убит во сне, после вечерней молитвы.

Князя Глеба, который в это время был в Муроме, Святополк решил обманом заманить в Киев. Он скрыл от брата смерть отца, наказав гонцам сообщить:

Глеб был предупреждён о злодействе Святополка, но всё же он отправился навстречу своей гибели. Подосланные убийцы расправились с младшим сыном князя Владимира, когда он плыл на ладье по Днепру. Тело князя было брошено между двух колод и долгое время оставалось ненайденным.

Огненное знамение и ангельское пение указало людям, где находятся останки князя-страстотерпца. Мощи святого были обретены нетленными через 4 года после злодейского убийства и погребены в одной могиле с Борисом.

Злодейство не помогло Святополку. Он после жестокой борьбы был принужден к бегству прибывшим из Новгорода Ярославом, получившим позднее прозвище «Мудрый».

В чём же явилась святость Бориса и Глеба? Ведь они пострадали как будто не за веру, а за обычные для того времени политические распри. Но нет. Именно за веру, за ту новую для своего времени убежденность, что грехом преступления, убийством, нельзя утвердить справедливость на земле.

Христос-спаситель заповедал:

И Борис, зная о готовящемся злодеянии, молится:

И также смиренно встречает свою смерть младший брат его, Глеб. Это был истинный подвиг веры. Это было проявление совершенно нового, невиданного для того времени воззрения на мир.

Святополк умер позорный смертью, погубил свою душу и на все времена был проклят прозвищем «Окаянный». Так было и так будет всегда. Торжество зла — есть временная видимость. Зло может восторжествовать на какое-то время, но оно всегда обречено перед лицом вечности. Святые князья Глеб и Борис в сознании православного народа навеки останутся победоносными войнами, несущими гибель всякому злому делу.

Комментировать
0
7
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Икона Бориса и Глеба

Икона Бориса и Глеба

Икона Бориса и Глеба
СОДЕРЖАНИЕ
0
19
09 сентября 2020

Почитание святых Бориса и Глеба. Тропарь, кондак и канон

Благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб не только прославлены от Бога даром исцелений, но они — особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например, святому князю Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242 год), великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380 год). Рассказывают и о других случаях заступничества святых во время войн и вооруженных конфликтов в позднейшие времена.

Явление Бориса и Глеба перед Невской битвой

Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины. Служба святым была составлена митрополитом Киевским Иоанном I (1008—1035 гг.).

Великий князь Киевский Ярослав Мудрый позаботился о том, чтобы разыскать останки князя Глеба, бывшие непогребенными 4 года, и совершил их погребение в Вышгороде, в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса. Через некоторое время храм этот сгорел, мощи же остались невредимы, и от них совершалось много чудотворений.

Один варяг неблагоговейно стал на могилу святых братьев, и внезапно исшедшее пламя опалило ему ноги. От мощей святых князей получил исцеление хромой отрок, сын жителя Вышгорода: князья-страстотерпцы Борис и Глеб явились отроку во сне и осенили крестом больную ногу. Мальчик пробудился от сна и встал совершенно здоровым.

Благоверный князь Ярослав Мудрый построил на месте сгоревшей церкви каменный пятиглавый храм, который был освящен 24 июля 1026 года митрополитом Киевским Иоанном с собором духовенства.

Годом канонизации святых страстотерпцев принято считать 1072. Они стали первыми русскими святыми. Однако известно, что греческие архиереи, которые в то время возглавляли Русскую Церковь, без особого энтузиазма отнеслись к прославлению русских святых. Но большое количество чудес, исходивших от мощей святых страстотерпцев, и народное почитание сделали свое дело. Грекам, наконец, пришлось признать святость русских князей. В народном предании святые князья, прежде всего, фигурируют как заступники земли Русской. В честь святых было сочинено немало молитвословий, включая уникальные, знаменитые житийные Паремии, которые сохранялись в русской Богослужении вплоть до начала XVII века.

Число икон, медного литья и других изображений святых Бориса и Глеба — огромно. Практически в любом историческом музее, посвященном древнерусской иконописи, сегодня можно найти иконы святых самых разных размеров и уровней иконописного мастерства.

Святые князья Борис и Глеб на конях. Икона XIV века. Москва, ГТГСвятые князья Борис и Глеб на конях. Икона XIV века. Новгородский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедникСвятые князья-страстотерпцы Борис и Глеб. Начало XIV века. Украина, Киев, Музей русского искусстваСвятые князья Борис и Глеб. Вторая четверть XIV века. Москва, ГТГСвятые князья Борис и Глеб. Первая треть XVII века. Москва, собрание арт-галереи «Дежа Вю»Святые Владимир, Борис и Глеб с житием Бориса и Глеба. Икона, Москва, первая половина XVI века. ГТГСвятые князья-страстотерпцы Борис и Глеб. Псковская икона XIV век. СПб, Русский музей

Известны также и собственно старообрядческие иконы Бориса и Глеба. Так, после церковного раскола большое распространение получили литые иконы святых, коих существует около 10 разных вариантов.

Старообрядческая икона Бориса и Глеба. XVIII век

Также в честь святых названо несколько городов и населенных пунктов.

Установлены следующие дни почитания святых Бориса и Глеба:

  • 15 мая — перенесение мощей святых мучеников князей русских Бориса и Глеба, во святом крещении нареченных Роман и Давыд (1072 и 1115 гг.);
  • 2 июня — первое перенесение мощей святых мучеников Бориса и Глеба (1072 г.);
  • 6 августа — совместное празднование святым Борису и Глебу;
  • 24 августа — перенесение ветхих рак святых страстотерпец князей Бориса и Глеба от Вышгорода в Смоленск (1191 г.);
  • 18 сентября — успение святого и благоверного князя Глеба, по плоти брата святого Бориса (1015 г.).

В чем помогает икона

Борис и Глеб – одни из наиболее почитаемых православных святых, их икона считается заступницей государства Российского. Молитва перед ней помогает исцелить недуги, примирить враждующих, спасти душу от нечистых помыслов, восстановить мир и спокойствие, сохранить крепость веры.

Праздник 15 мая и 6 августа.

Значительно реже встречается икона одного только святого благоверного князя Бориса. Икона «Святой Борис» станет покровительницей мальчика или мужчины, носящего это имя, внесет в жизнь семьи мир и взаимопонимание. Ей молятся об исцелении от болезней, особенно опорно-двигательного аппарата, о защите от врагов, о мирной семейной жизни. Хотя на иконе изображен один страстотерпец Борис, в молитве обращаются сразу к обоим братьям.

Праздник 18 сентября.

Библиотека Русской веры Канон святым мученикам Борису и Глебу →

Читать онлайн ————-

Тропарь, глас 2

Правдивая страстотерпца, и истинная Евангелию Христову послушателя, целомудреный Романе, с незлобивым Давыдом, не сопротив стаста врагу сущу брату, убивающему телеса ваю, душама же коснутися немогущу. Да плачется убо злый властолюбец, вы же радующася с лики ангельскими, предстоита Святей Троице. Молитася о державе сродник ваших богоугодне быти, и сыновом русским спастися.  

Кондак, глас 3

Восия днесь преславная память ваю благородная страстотерпца Христова, Романе и Давыде, созывающее нас к похвалению Христа Бога нашего. Тем притекающее к рацее мощей ваю, исцеления дар приемлем, молитвами ваю святая, вы бо божественная врача еста.

Житие князей Бориса и Глеба

Борис и Глеб были сыновьями великого князя Владимира Киевского (ок. 960 — г.) от его жены византийской царевны Анны (963 — 1011/1012 гг.) из Армянской династии, единственной сестры правящего императора Византии Василия II (976-1025 гг.). При святом крещении Борис получил имя Роман, а Глеб — имя Давыд. С раннего детства братья воспитывались в христианском благочестии. Любили читать Священное Писание, творения святых отцов. Горячо желали подражать подвигу Божиих угодников. Борис и Глеб отличались милосердием, добротой, отзывчивостью и скромностью.

Еще при жизни князя Владимира Борис получил в удел Ростов, а Глеб — Муром. Управляя своими княжествами, они проявили мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении Православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди людей. Молодые князья были искусными и храбрыми воинами. Незадолго до своего преставления, их отец великий князь Владимир призвал к себе старшего брата — Бориса и отправил его с многочисленным войском против безбожных печенегов. Однако печенеги, испугавшись силы князя Бориса и мощи его войска, бежали в степи.

После кончины в 1015 году Владимира Великого его старший сын от гречанки, вдовы киевского князя Ярополка Святославича (?—11.06.978 г.), Святополк (ок. 979 — 1019 гг.) объявил себя великим Киевским князем. Узнав о смерти отца, князь Борис сильно огорчился. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но смиренный Борис распустил войско, не желая междоусобной распри:

Святополк был изрядно коварным и властолюбивым человеком, не верил искренности слов своего брата Бориса и видел в нем лишь соперника, на стороне которого был народ. Тут же Святополк решился на страшное преступление, подослав к Борису убийц. Борис был извещен об этом, но не стал скрываться. Вспоминая подвиги первых христианских мучеников, он с готовностью встретил смерть. Подосланные Святополком убийцы настигли Бориса за утреней в воскресный день 24 июля (с.ст.) 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты. После богослужения преступники ворвались в княжеский шатер и пронзили копьями Бориса.

Печать Святополка

Слуга святого князя Бориса Георгий Угрин бросился на защиту своего господина, но тут же был убит. Однако Борис был еще жив. Выйдя из шатра, он стал молиться, а потом обратился к убийцам:

Тогда один из убийц подошел и пронзил его копьем. Слуги Святополка повезли тело Бориса в Киев, по дороге им встретились два варяга, посланных Святополком, чтобы ускорить дело. Варяги заметили, что князь еще жив, хотя и едва дышал. Тогда один из них мечом пронзил его сердце. Тело страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого.

После этого Святополк решился убить младшего брата — Глеба. Святополк вызвал Глеба из Мурома и отправил ему навстречу дружинников, чтобы они умертвили его на пути. В это время князь Глеб узнал о кончине отца и братоубийственном преступлении Святополка. Скорбя об этом, Глеб, как и ранее Борис, предпочел мученическую кончину братской войне. Убийцы встретили Глеба в устье реки Смядыни, недалеко от Смоленска. Убийство князя Глеба произошло года. Тело Глеба убийцы погребли в гробу, состоящем из двух выдолбленных бревен.  

Где хранится икона

В наше время икону можно встретить в немногих церквях России. Данная икона находится в Великом Новгороде, в Борисоглебовском храме. Также святыню можно встретить в Коломенской Борисоглебовской церкви, в монастыре Рождества Богородицы Фарапонтова и в Спасо-Ефросиниевском монастыре в Полоцке.

Это интересно: Икона святой Виктории Кордубской: делимся опытом

Канонизация Бориса и Глеба

Далее идут рассказы о новых чудесных исцелениях: «О хроме и неме» (чудо 4-е), «О жене сухоруце» (5-е) и «О слепьци» с участием вмч. Георгия (6-е), причем в последнем в уста св. Георгия вкладывается характеристика Бориса и Глеба как святых, которым «дана благодать от Бога в стране сей земля Русьске пращати и исцелити всяку страсть и недуг» . На этом похвалой святым заканчивается ЧН, а в СЧ продолжается описание событий, связанных с почитанием Бориса и Глеба до г. включительно: неудачной попытки воздвигнуть каменную церковь в честь св. страстотерпцев (начатая при Святославе и завершенная при Всеволоде, она обрушилась сразу же после окончания работ), несостоявшегося аналогичного замысла киевского кн. Святополка Изяславича (1093–1113), окования позолоченным серебром деревянной раки Бориса стяжанием Владимира Мономаха (тогда князя переяславского) в 1102/3 г., восстановления рухнувшего каменного храма на средства черниговского кн. Олега Святославича в 1112 г. и, наконец, после смерти Святополка, торжественного перенесения мощей страстотерпцев в новую каменную церковь на Антипасху, 1115 г., 2 мая.

Перенесение мощей в большую пятиглавую церковь при Ярославе описано как церковное прославление новых мучеников (сообщение о написании иконы Бориса и Глеба есть только в ЧН), поэтому была бы важна его более или менее точная датировка, которая, однако, оказывается крайне затруднительной. Предположение Шахматова, поддержанное некоторыми исследователями, будто перенесение состоялось в 1020 или 1026 г., основано исключительно на допущении, что церемония должна была непременно приходиться на воскресный день, как то было в 1072 и 1115 гг. Но тому же условию удовлетворяют и 1037, и 1043, и 1048 гг. Да и вряд ли Ярослав, решив построить церковь в честь Бориса и Глеба, стал бы дожидаться года, когда 24 июля совпало бы с воскресеньем. Время святительства митр. Иоанна I, которого в науке почему-то принято считать предшественником упомянутого в летописи под 1039 г. митр. Феопемпта, ничто не мешает отнести и к 40-м гг. XI в., поэтому совершенно не обязательно датировать построение Ярославовой церкви 30-ми гг. этого столетия (Мюллер). Указание СЧ, что перенесение мощей Бориса и Глеба в построенную Изяславом Ярославичем в 1072 г. церковь имело место «минувшем (после чего? — А. В. Назаренко, Православная энциклопедия ) летом 20» , едва ли можно соотносить с моментом построения Ярославовой церкви, т. к. оно пришлось бы в таком случае на точно засвидетельствованное время святительства митр. Илариона (1051 — не позднее 1054), а не Иоанна. Очевидно, это указание имеет в виду кончину Ярослава, что больше оправдано и контекстом повествования

Если помимо сказанного принять во внимание молчание о Борисе и Глебе в «Похвале кн. Владимиру» митр

Илариона, датировка которой колеблется от 1037 до 1050 г., то наиболее вероятным временем перенесения мощей при Ярославе и учреждения праздника Бориса и Глеба 24 июля придется признать 2-ю пол. 40-х гг. XI в.

Эта датировка находит себе подтверждение в княжеском именослове. Самые ранние из многочисленных наречений княжичей именами новых святых в семействах как Ярославичей (Глеб, Давид, Роман Святославичи, Давид Игоревич, Борис Вячеславич), так и полоцкого кн. Всеслава Брячиславича (Глеб, Давид, Борис, Роман) определенно относятся еще ко времени жизни Ярослава Мудрого (Глеб Святославич родился не позднее 1050/51, Глеб и Давид, коль скоро именно они были старшими сыновьями Всеслава Полоцкого, не позднее 1053/54), тогда как родившиеся в 1036 г. и неск. ранее двое младших сыновей самого Ярослава были наречены Вячеславом и Игорем, что плохо согласуется с предположением о канонизации Бориса и Глеба при митр. Иоанне, если последний был предшественником Феопемпта. В то же время следует учесть, что сохранившиеся печати Давида Игоревича, родившегося в 50-х гг. XI в., несут на себе изображение не Глеба — Давида, а прор. Давида . Это наводит на мысль, что названные наречения состоялись еще до внесения имен Бориса—Романа и Глеба—Давида в святцы, хотя и были следствием почитания князей-мучеников в рамках княжеского рода. В таком случае установление праздника 24 июля при Ярославе следовало бы расценивать как местную канонизацию внутри Киевской епархии (в которую входил Вышгород), а общерус. прославление отнести к г. Датировка общерусской канонизации г. выглядит неоправданно поздней и основывается на весьма спорной предпосылке, будто ЧН стало первым житийным произведением о Борисе и Глебе, тогда как СС таковым быть якобы не могло (так думал и С. А. Бугославский); против говорит и упоминание Бориса и Глеба в перечне святых в берестяной грамоте № 906, которая стратиграфически приходится на 3-ю четв. XI в. .

История братьев Бориса и Глеба

Братья были младшими сыновьями киевского князя Владимира Святославовича — того самого, которого народ прозвал «Красным Солнышком». Борис и Глеб с молодых лет слышали непростую историю их отца. Ему пришлось поднять оружие на своего старшего брата Ярополка, борьба которого за княжескую власть привела к гибели их третьего брата — Олега. Одолев дружину брата, Владимир проявил великодушие и не собирался проливать родную кровь. Однако Ярополк все же погиб от мечей варягов, и его смерть тяжелым камнем лежала на душе у князя Владимира.

Распри между князьями привели к великому разорению русских земель. Воспользовавшись смутой, на Русь двинулись поляки и болгары, на южных ее рубежах совершали набеги степняки-печенеги. Владимиру Святославовичу не раз пришлось водить свою дружину в походы, освобождая и собирая под свое крыло захваченные уделы. После одного из таких походов (на Херсонес) киевский князь крестил своих подданных в водах Днепра.

Новая, православная, вера была по сердцу Борису и Глебу. Старший, Борис, хорошо знал грамоту, часто читал Священное Писание и говорил с братом о жизни великих христианских подвижников и мучеников. Примеры людей, не дрогнувших перед суровыми жизненными испытаниями и не поступившихся своей верой, вдохновляли братьев. Очень скоро им самим пришлось делать в жизни трудный выбор.

В 1015 году престарелый князь Владимир Святославович тяжело заболел и не смог возглавить очередной поход против печенегов. Вместо себя он отправил своего сына Бориса, который к тому времени уже почти четверть века княжил в городе Ростове. У Владимира было несколько сыновей, но его выбор пал на Бориса не случайно. Тот был хорошим воеводой, был добр к простому люду, его любила дружина.

Библиотека Русской верыКанон святым мученикам Борису и Глебу →

Читать онлайн

Тропарь, глас 2

Правдивая страстотерпца, и истинная Евангелию Христову послушателя, целомудреный Романе, с незлобивым Давыдом, не сопротив стаста врагу сущу брату, убивающему телеса ваю, душама же коснутися немогущу. Да плачется убо злый властолюбец, вы же радующася с лики ангельскими, предстоита Святей Троице. Молитася о державе сродник ваших богоугодне быти, и сыновом русским спастися.  

Кондак, глас 3

Восия днесь преславная память ваю благородная страстотерпца Христова, Романе и Давыде, созывающее нас к похвалению Христа Бога нашего. Тем притекающее к рацее мощей ваю, исцеления дар приемлем, молитвами ваю святая, вы бо божественная врача еста.

Детство и юность

При крещении младшим сыновьям великого князя Киевского дали имена Роман и Давид. В биографии братьев белыми пятнами остались даты их рождения. Матерью Бориса и Глеба, согласно Тверскому сборнику 1534 года, была «болгарыня» Анна, дочь императора Византии Романа II. Нелетописные данные указывают иное имя – Милолика.

Борис и Глеб на конях

Бориса и Глеба воспитали благочестивыми христианами. Старшему Борису (девятый сын Владимира Святославича) дали хорошее образование. Молодой князь много времени проводил за чтением Святого Писания и преданий о житии и деяниях святых, желая «ходить их стопами». Юноша мечтал о духовном подвиге и обращался с молитвами к Всевышнему, чтобы тот удостоил чести положить жизнь во имя Христово.

По велению отца Борис женился и был посажен править Владимиром-Волынским на правом берегу Луги. Затем по воле князя Владимира сын поставлен княжить в Муроме на левобережье Оки, при этом находясь в Киеве.

Святые Борис и Глеб

При жизни великого князя, в 1010 году, Борис получил в подчинение Ростовский удел. Управляя землями, Борис позаботился о распространении православия среди подданных, насаждал благочестие и следил за праведным образом жизни у ближнего круга подчиненных, на которых смотрел народ.

Муром отошел в правление младшему брату Бориса – Глебу. Князь Глеб разделял взгляды старшего брата и любовь к христианству. Он походил на Бориса добросердечием и милосердием к обездоленным и больным. Примером для сыновей стал отец, великий князь Владимир, которого они любили и почитали.

Князья Борис и Глеб

Весной 1015 года великий князь Киевский лежал на смертном одре. У постели умирающего отца был Борис, любивший и почитавший Владимира «паче всехъ». Узнав о нападении на владения 8-тысячного печенежского войска, великий князь направил Бориса отразить вражескую навалу: Борис Владимирович, рьяный христианин, прославился и как опытный воин.

Борис отправился в поход, но печенегов не встретил: испугавшись, кочевники ушли в степи. В дороге молодой князь узнал о кончине отца. Смерть Владимира Святославича развязала руки старшим великокняжеским отпрыскам, сводным братьям Святополку и Ярославу, метившим на Киевский престол.

Борис и Глеб на корабле

Ранее Владимир жестко расправлялся со смутьянами, которые проводили свою политику и стремились к самостоятельности. Ярослава, отказавшегося платить Киеву дань, отец объявил мятежником и собрал дружину для похода на Великий Новгород, чтобы смирить раскольника. А приемный сын Святополк, прозванный Окаянным, по обвинению в заговоре на власть вместе с женой и пособниками заточен в темницу.

Кончина правителя открывала путь стремившимся к власти наследникам, и вышедший на свободу Святополк, пользуясь отъездом Бориса из столицы, занял Киевский престол. При жизни князь Владимир видел правопреемником Бориса, о чем знал Святополк. Раздав щедрые дары киевлянам, дабы склонить их на свою сторону, пасынок Владимира развязал кровавую борьбу против Бориса и Глеба, прямых конкурентов на престол.

Проклятие Святополка Смердящего

Борис и Глеб почти добровольно приняли смерть, отказавшись от вооруженной борьбы со злокозненным братом, однако тому не суждено было долго править в Киеве. Осенью к стенам города подступила новгородская рать, возглавляемая Ярославом. Опасаясь расправы, Святополк бежал.

Но смириться с потерей власти он не мог и еще дважды появлялся у стен Киева. Первый раз он привел печенегов, второй раз — поляков. Святополк хотел добиться власти любыми путями. Ярослав боролся с братоубийцей долгих четыре года. Однажды он был вынужден даже бежать в Новгород, но в 1019 году Святополк все же был окончательно побежден. Решающий бой произошел у реки Альты — той самой, на берегу которой был убит князь Борис. Святополк же бежал в Польшу, где до конца своих дней не находил себе пристанища. В народе его прозвали Смердящим.

Смерть князя Владимира

Борис находился в эти тяжелые часы рядом с больным отцом. И тут некстати пришло известие о набеге на киевские земли печенегов. Больной отец дал Борису восьмитысячное войско и отправил его в поход. Печенеги, прослышав о шедшей на них силе, скрылись в степях. На обратном пути в Киев Борис получил от гонца скорбное известие о смерти князя.

Святополк, как старший наследник, был сразу же освобожден из темницы и занял киевский престол, вопреки планам старого князя. Понимая, что он не получит княжества по закону из-за отцовского завещания, а также оценивая любовь простого народа к Борису, он замысливает недоброе. Обращаясь за поддержкой к жителям Киева, он не жалеет обещаний и казны. Сам же строит кровавые планы, чтобы устранить всех конкурентов на отцовское наследство.

Значение благоверных князей в православии

Если учесть неофициальную версию событий 11 века, канонизация русских князей приобретает особое значение. Точная дата не установлена, но почитание их как святых началось при Ярославе Мудром. Борис и Глеб причислены к мученикам-страстотерпцам. Лик святых объединяет христиан, убитых христианами, без сопротивления. Прослеживается сходство их участи с гибелью семьи Романовых. Князья невинно пострадали в междоусобной войне. У мощей святых исцелялись люди, поэтому их стали почитать, как чудотворцев-целителей. Для княжеских потомков они стали покровителями и считаются заступниками русской земли.

Борис и Глеб поступили по христианскому закону, о котором еще не знали хорошо вчерашние русичи-язычники. Братья показали пример высшей любви. Как гласит Первое послание от Иоанна, тот, кто говорит, что любит Бога, но поднимает руку на брата — лжец. Они предпочли умереть сразу, а не воевать с братьями. Убить можно тело, но душа бессмертна. Подвиг святых князей состоит в том, что они не ответили злом на зло, но смирились пред волей старшего брата.

Если бы князья восстали против Святополка, они не удостоились бы такой чести, как благодать на Небесах и вечная память. Но князья пожертвовали жизнью ради сохранения мира. Святополка сравнивают с Каином. Он получил возмездие за братоубийство. После поражения в битве с Ярославом Мудрым Святополк скрывался в Польше и не мог найти себе пристанище. После смерти его могилу считали нечистой. Убиенные им князья символизируют Кару Божью.

Победивший не всегда выигрывает. Подтверждение тому находится в сербской истории, когда король Лазарь получил откровение от Бога. Если он победит — будет царствовать на земле, а если проиграет — на Небе. Лазарь выбрал вечное Царство Небесное. Победа может обратиться в проигрыш. Борис и Глеб — сильные воины. Как и Лазарь, они знали, когда нужно использовать оружие, а когда — погибать от него.

Память о князьях

В 1113 году в Вышгороде был возведен новый храм благоверных князей Бориса и Глеба, но перенесение мощей и освящение собора состоялось только при киевском князе Владимире Мономахе в мае 1115 года. Борисоглебская церковь была самой большой и красивой в домонгольской Руси.

С течением времени вера в заступничество и чудодейственную силу князей все возрастала. Считается, что благодаря им состоялись такие победы русского оружия:

  • при борьбе с половцами в XI веке;
  • при Невской битве в 1240 году, когда оба брата явились в ладье перед войском;
  • при сражении на Чудском озере в 1242 году;
  • при взятии новгородским войском шведской крепости Ландскрона в устье Невы;
  • при Куликовской битве в 1380 году, где князь Дмитрий Иванович и другие воины видели своими глазами, как на поле боя им помогали небесные воины, возглавляемые Борисом и Глебом.

Участие святых в других, более поздних событиях в истории русского государства, происходящих в XIV-XVI веках, описаны в многочисленных сказаниях о Борисе и Глебе.

В честь святых князей на Руси освящено немало церквей, возведены памятники и монастыри, написаны иконы, литературные произведения.

Недалеко от Москвы, на территории Борисоглебского монастыря в городе Дмитрове в 2006 году установлен красивый памятник. Борис и Глеб, два бронзовых всадника, возвышаются на высоком постаменте. Автор Александр Рукавишников посвятил свою работу юбилейной годовщине создания монастыря.

Именами братьев названы города и улицы. Много талантливых иконописцев в своих работах отражали фрагменты из жития святых князей Бориса и Глеба. Есть иконы парные и одиночные, есть в полный рост и на конях. О подвиге братьев написаны книги и стихи, авторами которых являются великие литераторы, такие как Иосиф Бродский и Борис Чичибабин.

Но главное то, что в летописях описано немало случаев исцеления больных и покалеченных людей, которые своей верой в Господа способствовали сотворению чуда.

Комментировать
0
19
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно

Молитва Пресвятой Богородице об усопших Без рубрики
0 комментариев

Молитвы Пантелеймону Целителю о здравии Без рубрики
0 комментариев

Поздравления с Татьяниным днем в стихах Без рубрики
0 комментариев