Икона Александра Свирского

Икона Александра Свирского

Икона Александра Свирского
СОДЕРЖАНИЕ
0
10
17 сентября 2020

Кто такой Александр Свирский

В семье мальчика было две дочери, но родители мечтали и молили Господа о сыне. В преклонном возрасте отца и матери появился на свет долгожданный сын, которого назвали Амосом. Родители хотели дать лучшее образование ребенку и отправили его в школу. Мальчику обучение давалось с трудом и только богослужения во Введенской церкви придавало ему сил. Он избегал веселья и праздников, был застенчивым и скромным. В девятнадцать лет, не оправдав надежды родителей на женитьбу, ушел в Валаамский монастырь.

Когда он по пути переправлялся на другой берег у истока Свири, то увидел чудесное озеро и решил заночевать. Ночью голос Господа сказал ему, чтобы он держал путь в Валаам, но вернулся и основал мужскую обитель. Юноша по пути заблудился, но ему помог странник, который в конце таинственно пропал. Амос убедился, что это была помощь Бога, а путник посланник Господа.

Главные события жизни Святого:

семь лет жил Амос прислужником в обители, а затем принял постриг в монахи с именем Александр;
во время ночных молитв ему явился образ Богородицы и велел ему вернуться к уникальному озеру;
он направился к водоему и построил небольшую келью, первые семь лет жил в молитвах, ни с кем не общался и питался лесными дарами;
слухи об отшельнике распространились в местности и к нему направились паломники;
через двадцать лет отшельнической жизни он увидел явление Святой Троицы и ему указали место строительство собора;
Святой Александр начал и продолжил строительство храма, затем принял в нем игуменство.

Так же читайте:  Молитва Богородице Милостивая

Умер святой на восемьдесят пятом году жизни и перед смертью просил похоронить его в болотном или пустынном месте, но преемники сохранили мощи преподобного Александра Свирского для будущих поколений.

Подвиг святой Натальи

Святая Наталья не подвергалась пыткам, не была казнена, но ее бескровное мученичество заставляет испытывать перед этой удивительной женщиной настоящее преклонение. Ее подвиг относится к временам императора Галерия (293-311 годы). Оставалось не так много лет до эдикта императора Константина Великого о веротерпимости, но при Галерии гонения на христиан продолжались.

Прибыв в Никомидию, он потребовал от христиан жертвоприношений языческим богам, в противном случае их обрекали на смерть. Священные книги и христианские храмы сжигали, поэтому неудивительно, что многие христиане утаивали свое вероисповедание. Наталья, жена высокопоставленного римского чиновника Адриана, поступила так же, не открывшись даже своему мужу.

Адриана поразило, на какие муки готовы были пойти христиане ради своего Спасителя. Он много беседовал с ними и в конце концов уверовал и сам. Адриан не стал скрывать свое обращение, и тут же был брошен в темницу. Так из высокопоставленного чиновника он в мгновение ока превратился в обреченного на мучения христианина.

Когда Наталье стало известно об обращении ее мужа в Истинную Веру, ее душа исполнилась ликования. Она тут же пришла в темницу и поведала Адриану, что теперь они одной веры. Муж ее после пыток был в ужасном состоянии, с перебитыми ногами, и Наталья осталась, чтобы ухаживать за ним. Помогала она и другим единоверцам, выносившим нечеловеческие пытки, но остававшимся стойкими в вере, омывая их раны, принося им еду и молясь вместе с ними.

Трудно представить себе душевное состояние этой женщины, которая терпела неимоверную боль, только не физическую, а душевную. Когда мучения ее мужа закончились казнью, Наталья очень боялась, что ее могут заставить снова выйти замуж, ведь она была не только молода и красива, но и очень богата.

О том, как скончалась святая Наталья, существуют две версии. Согласно одной, она умерла на могиле мужа через три дня после казни; согласно другой, бежала в Византию, где вскоре скончалась. Нередко эти никомидийские мученики изображаются вместе на иконе Адриана и Наталии, и их совместное празднование установлено в один день.

Вопрос о мощах преподобного Александра Свирского

Как известно, толчком для начала кампании по вскрытию в России мощей святых стал отчет VIII отдела Народного комиссариата юстиции РСФСР Съезду Советов, опубликованный в журнале «Революция и церковь». 22 октября 1918 года при приеме на учет богослужебного имущества Александро-Свирского монастыря «в литой раке, весящей более 20 пудов серебра, вместо нетленных мощей Александра Свирского была обнаружена восковая кукла». По мнению председателя православного общества писателей Санкт-Петербурга Н. М. Коняева, cохранность тела преподобного настолько изумила чекиста Августа Вагнера, отряд под командованием которого был направлен в Александро-Свирский монастырь, что он не придумал ничего лучшего, чем назвать мощи «восковой куклой». Мощи вынимали из раки, но не увезли. Незадолго до вскрытия мощей властями 19 декабря 1918 года, монастырская братия 5 октября или 18 ноября 1918 года, при освидетельствовании останков Александра Свирского, пришла к выводу о том, что за прошедшие 300 лет тело имело серьезные разрушения: ребра грудной клетки упали, а кости стоп и пальцы ног рассыпались.

19 декабря 1918 года Президиум Исполнительного комитета Северной области поручил народному комиссариату здравоохранения создать врачебную комиссию со специалистом химиком для исследования мощей. Комиссия была создана и установила, что мощи преподобного Александра Свирского — нетленная человеческая плоть. Из архивных документов известно, что 20 декабря 1918 года мощи преподобного Александра Свирского увезли из Александро-Свирского монастыря под конвоем ЧК «в целях беспощадной борьбы с врагами коммунистической идеи и социалистической мысли». Мощи были доставлены в Лодейное Поле и помещены в часовне, которая была опечатана властями.

По сведениям сотрудников кафедры нормальной анатомии Военно-медицинской Академии, «мумифицированное тело неизвестного мужчины» в их музее появилось не позднее 1940-х годов. Попытки установить историю его происхождения и поступления на кафедру по существующим каталогам и журналам оказались безуспешными. Незарегистрированный «экспонат» в таком музее, каковым был анатомический музей в ВМА, — это явление исключительное, что подчеркнули работники музея. Главным организатором поисков мощей преподобного стала инокиня Леонида (Сафонова). Поиск в различных архивах привел инокиню Леониду в Военно-медицинскую академию, в музей при кафедре нормальной анатомии. На протяжении шести месяцев шли основательные исследования антропологов, рентгенологов, судебных экспертов и анатомов. Прибегали к консультативной и практической помощи сотрудников и специалистов различных музеев, архивов и институтов, в частности Государственного Русского музея, Эрмитажа, Кунсткамеры РАН, Музея истории религии, Академии истории материальной культуры, Института палеонтологии РАН, Государственной Публичной библиотеки, центральных исторических архивов, а также архивов Новгорода и Петрозаводска. Согласно «Акта освидетельствования мумифицированного тела», «нельзя исключить его принадлежность святому Александру Свирскому». Распоряжение о передаче мумифицированного тела Церкви подписал начальник Военно-медицинской академии Ю. Л. Шевченко. Однако есть исследователи, которые считают, что найденные в музее останки не являются мощами преподобного Александра Свирского. Историк А. Е. Мусин считает, что «сохранившееся мумифицированное тело» из Военно-медицинской академии отличается от состояния мощей Александра Свирского, записанного в монастырском акте 1918 года, а также на документе, свидетельствующем об уничтожении мощей в 1919 году по распоряжению председателя Олонецкой губернской чрезвычайной комиссии Оскара Кантера. В этом вопросе на два лагеря разделились и старообрядцы: часть из них не признает мощами Александра Свирского останки, обнаруженные в музее.

Советуем изучить  Молитвы на покупку квартиры

Александро-Свирской монастырь — две обители, основанные святым Александром

Итак, в 1508 году преподобный поставил деревянный Троицкий храм на благословленном ему месте, а в 1526 он был уже перестроен в каменный. Сам преподобный не имел священнического сана, считая себя по смирению недостойным, но братия обители, не имея возможности упросить его, написали святителю Серапиону, епископу Новгородскому, их правящему архиерею — и только по его благословению святой Александр был рукоположен во священника в Новгороде и, наконец, стал игуменом созданной им же обители.

Жизнь его после принятия высокого начальственного звания не изменилась: он делал всю черную работу монастыря, носил лохмотья, спал на голом полу. В Свирский край преподобный принес с Валаама ручные жернова — новшество того времени, став, таким образом, еще и просветителем местных жителей. Молотьба зерна на них была нелегким делом, монахи, очевидно, избегали этой работы как тяжелой и неизвестной, и святой сам втайне, по ночам, молол на жерновах.

К концу жизни святой решил воздвигнуть еще один храм — на сей раз в честь Богородицы, Покровский. Братия заложила фундамент церкви. В один из дней над основанием храма явилась Богоматерь: преподобный Александр почувствовал скорое явление, позвал келейника помолиться вместе и перед кельей, на камнях будущего храма, они увидели Божию Матерь с Богомладенцем, восседающую на троне на алтарном месте, окруженную многими сияющими Небесным Силами — Ангельским Воинством. Сама Пресвятая Владычица обратилась к преподобному Александру, показав ему видение многих будущих подвижников благочестия, которые просияют в его обители, также сказав о том, что и Она, и Ее Божественный Сын помогают Александру в его трудах.

Смирение, которое возвеличило святого, он проявил и перед смертью. Он почитал себя недостойным даже простого погребения: он сказал связать его тело веревкой и оттащить в болото. Конечно, братия восстала против такого смирения, и преподобный согласился, чтобы его похоронили в любимой им отходной пустыни — к тому времени (шел 1533 год) здесь уже стояла церковь в честь Преображения Господня. На 85 году жизни преподобный отошел в райские обители. День его смерти — 30 августа (12 сентября) стал первым днем его памяти.

Монастыри же, основанные святым на малом расстоянии друг от друга, существуют и по сей день — им более пяти веков. Ко времени революционных потрясений и гонений ХХ века это был центр духовной, культурной и промышленной жизни края: монастыри держали несколько заводов, имели пристань, хозяйство, огороды, скотный двор. После революции обители были разорены, в Троицком монастыре был устроен психо-неврологический интернат.

Однако сегодня оба монастыря вновь возрождены и действуют. Сохранена часть древних фресок монастырских храмов, вновь обустраивается хозяйство, приезжают паломники. Можете в любой момент посетить обитель и вы, поучаствовав в его возрождении: помните об обещании Самой Богородицы, что Она наградит каждого, кто поможет этой обители.

Это интересно: Житие Амвросия Медиоланского (видео)

День памяти Симеона Верхотурского

Дни памяти святого приходятся на 12 сентября и 18 декабря. Только в эти даты местные жители приходят в церкви, чтобы произнести молитвенные песни о помощи над иконами праведника.

В наши дни существует много известных фактов о чудесных исцелениях больных. Симеон может помочь в борьбе с болезнями души и тела, найти свою дорогу в жизни, учит оставаться человеком в сложных ситуациях.

Кроме того, Симеон помогает путникам, которые оказались в беде, найти верную дорогу и предостеречь от гибели. Для многих важен путь смирения, так как люди считают, что это единственная возможность обрести Господнюю благодать и вечную жизнь.

Основание монастыря. Игуменство

Со временем к святому стали подтягиваться люди, искавшие безмолвия, но главное – спасения души. Постепенно людей становилось всё больше. Братия вместе трудились, сообща возделывали землю, чтобы питаться плодами своего труда. Поначалу отшельники жили раздельно, но впоследствии, по внушению свыше, определились строить монастырь.

Явление Пресвятой Троицы

Однажды святой удостоился явления Пресвятой Троицы, в чём-то подобного тому явлению, которого сподобился Авраам. Тогда же он услышал владычное повеление о воздвижении храма Святой Троицы. Потом представший пред ним ангел небесный указал место, где следует построить этот храм.

Принятие священного сана

Приблизительно в 1508 году преподобный Александр Свирский принял священство и должность игумена. Поначалу, несмотря на уговоры со стороны братии, он, по смирению, уклонялся. Но затем в дело вмешался Новгородский епископ Серапион. Возглавив обитель, преподобный не утратил монашеской скромности, носил ветхие одежды, продолжал выполнять самые трудные и даже черные работы. Рассказывают, что незнакомые лично с отцом Александром при встрече не могли даже предположить, что перед ними – известный игумен.

Советуем изучить  Псалом 106

Предание о встрече с рыбаком

Существует предание, что однажды святого встретил рыбак, направлявшийся в обитель к игумену. Рыбак не знал отца Александра в лицо и преподобный стал говорить о себе, что игумен – блудник и пьяница, на что рыбак ему возразил. Тогда же он рассказал преподобному и о цели визита. Оказалось, что однажды, поймав большого осетра, он продал его без согласования с судьёй и с тех пор терпит от него притеснения. Святой посоветовал рыбаку забросить сеть, поймать такого же осетра и отнести судье. Рыбак ответил, что и рад бы, да это невозможно, но всё же закинул свой невод и, к немалому удивлению, вытащил осетра…

Преподобный Александр Свирский обустраивает обитель

Вслед за деревянною церковью братия построили мельницу, воздвигли каменный храм, на том самом месте, на которое указал Божий ангел (каменщиков для строительства прислал великий князь; он же пожертвовал на строительство внушительную сумму).

Постепенно обитель приобретала всё большую и большую известность. Количество приходящих росло. Одно время братия роптали на своего игумена, мол, зачем он так сильно расширяет обитель. Между тем многие нуждались в утешении, советах и благословении. И преподобный старался никого не оставлять без надлежащего внимания.

Многие жертвовали на нужды монастыря, каждый из них вносил свою лепту. Однако не всякое пожертвование было угодно игумену. Однажды он отверг подношение некоего поселянина Григория, сказав ему, что рука его смердит, ведь он бил свою мать. Обескураженный таким вразумлением, Григорий спросил, что ему делать и получил наставление.

Последние годы жизни

В последний период земной жизни святого Александра Свирского был воздвигнут ещё один каменный храм, во имя Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого преподобный был утешен видением Божьей Матери с Младенцем в окружении ангельских воинств. Пав перед Нею как раб пред Небесной Царицей, он услышал обетование, что над этой обителью не оскудеет Её благотворный покров, и что обитель будет приумножаться спасающимися. Свидетелем чуда был и его ученик, Афанасий, лежавший при этом как мертвый.

Милостью Божьей преподобный дожил до глубокой старости. Незадолго до смерти он выбрал в кандидаты на игуменство четырех благочестивых монахов, с тем, чтобы святитель Макарий назначил из них наиболее достойного. В завещании братиям он указал, что казны не осталось, всё пошло на строительство храмов и содержание монастыря. Вместе с тем он молился о них Богородице и Богу.

30 августа 1533 года святой оставил земную храмину и отошел ко Господу. Его тело было погребено возле обители.

Нетленные мощи преподобного ныне хранятся в Свято-Троицком Александро-Свирском мужском монастыре.

Жизнь и житие

Село было расположено на берегу северной реки Оять. Он был третьим, но очень желанным ребенком в семье. Благочестивые родители Стефан и Васса, заглянув в святцы, выбрали сыну имя. Малыша назвали Амосом, ведь память этого ветхозаветного пророка отмечалась в тот день, когда мальчик появился на свет.

Ребенок получил христианское воспитание, рос смиренным и набожным, любил пост и мечтал все дела свои творить «во имя Господне». Грамота плохо давалась отроку. Но время, которое Александр Свирский провел в молитвах, не прошло даром: житие повествует, что скоро в его жизни произошли изменения. Через некоторое время представилась возможность осуществить свою мечту.

Встреча с монахами с острова Валаам изменила его жизнь. От них он узнал о Валаамском монастыре, славящемся своим строгим уставом. Иноки рассказали юноше о монашеской подвижнической жизни, и он загорелся желанием войти в число братии. Было решено тайно покинуть отчий дом. Под покровом ночи молодой подвижник отправился в желанную обитель. Игумен принял Амоса и дал задание трудиться на разнообразных послушаниях, чтобы убедиться, истинно ли призвание юноши.

После нескольких лет затворничества, преподобный Александр Свирский, молясь в своей келье, услышал Божественный глас и увидел свет, указывающий на юго-восток. Ему следовало идти туда, на берег далекого Святого озера, чтобы ставить обитель во имя Святой Живоначальной Троицы. Там молодой подвижник обретет свое спасение. Взяв благословение у игумена своей обители, он собрался в дорогу.

Если мы продолжим читать житие, то поразимся, каким смирением отзывался каждый шаг преподобного:

  1. Послушный воле Божией, он пошел на указанное место, выбрал себе для жилья уединенный остров.
  2. На некотором расстоянии, на берегу Рощинского озера, устроил себе отходную (молитвенную пустынь), которая стала для него новым местом совершения духовных подвигов.
  3. Однажды, во время очередного молитвенного правила, которое преподобный совершал в своей келье, ему явилась святая Троица в виде трех Ангелов в светлых одеждах.
  4. Господь призрел на духовные подвиги своего служителя и отметил их Своим посещением. Инок получил указание построить на этом месте храм во имя святой Живоначальной Троицы и создать вокруг него обитель.

Событие это окутано величайшей тайной, но преподобный Александр Свирский ни на миг не усомнился в истинности гласа Божия. На указанном месте, святой поставил деревянную церковь, которая позже была возведена в камне. Собравшаяся к тому времени для молитвенных подвигов братия уговорила подвижника принять священство, а затем и игуменство.

После смерти игумена в 1533 году, его похоронили в отходной пустыни. И уже через 14 лет была написана икона Александра Свирского и утвержден акафист. Преподобный был канонизирован. Это удивительно, поскольку в традиции церкви прославлять праведника по прошествии гораздо более продолжительного срока. Но чудеса, происходившие по молитвам преподобного, стали решающим фактором в пользу его скорой канонизации.

Преподобный Александр Свирский. Иконы

Сообщение о преставлении Александра Свирского в Новгородской летописи под 1539 годом сопровождается миниатюрой с изображением преподобного, лежащего на ложе, на фоне деревянных построек. Одна из первых икон Александра Свирского была написана к прославлению преподобного и находилась у его раки. Наиболее ранняя из сохранившихся икон Преподобный Александр Свирский с клеймами жития и чудес,1547-1554 гг.

Советуем изучить  Молитва Николаю Чудотворцу от пьянства

Преподобный Александр Свирский с житием. Икона. Москва, 1547-1555 гг. Успенский собор Московского Кремля

В небольшом среднике — поясное изображение святого, облаченного в хитон, мантию и схиму; лик обрамляют короткие пряди волос и широкая округлая борода, лоб высокий, с морщинами; правой рукой Александр Свирский благословляет, в левой — развернутый свиток. Вокруг средника — 129 клейм (по 4 ряда с каждой стороны), подробно иллюстрирующих текст жития.

Иконография Александра Свирского складывалась на протяжении второй половины XVI века в соответствии с уже существовавшей традицией изображения преподобных: средовек, в монашеской одежде, с благословляющей десницей и свитком в левой руке.

Преподобный Александр Свирский. Середина XVI в. Москва, Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея РублеваПреподобный Александр Свирский. Икона. Русь. Конец XVI векаПреподобный Александр Свирский. Икона. Русь. Конец XVI — начало XVII векаПреподобный Александр Свирский. Строгановский иконописный лицевой подлинник. 30 августа (фрагмент). Конец XVI — начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову

В 1644 году была создана серебряная рака. Одновременно развивались 2 типа изображения Александра Сирского: поясное и ростовое. Существуют отдельные иконографические изводы, возникшие на основе жития святого: «Явление Богоматери преподобному Александру», «Явление Святой Троицы преподобному Александру», Образ Александра Свирского встречается в ряду избранных святых, как, например, икона «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, Сергий Радонежский и Александр Свирский, с видом Соловецкого монастыря», XVII век.

Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие и Александр Свирский. Двусторонняя икона-таблетка, оборот — Преполовение. Вторая половина XVI в. Владимир, Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник

Изображения святого получили в XVI-XVII вв. широкое распространение в различных видах искусства: иконописи, книжной миниатюре, шитье, памятниках декоративно-прикладного искусства.

Преподобный Александр Свирский. Мастерская Ирины Годуновой. Шитый покров. Москва. 1582 г. Из Александро-Свирского монастыря. СПб, ГРМПреподобный Александр Свирский. Шитье, пелена. Русь, 1580-е гг. Из Александро-Свирского монастыря. СПб, ГРМПреподобный Александр Свирский. Надгробный шитый покров. Москва, 1581 г. Москва, Дом-музей П. Д. КоринаПреподобный Александр Свирский. Москва (мастерская царицы Евдокии Лукьяновны, жены царя Михаила Федоровича), 1644 г. СПб, ГРМ

Изображение преподобного Александра Свирского написано на крышке раки преподобного, которая была выполнена в 1644 году мастерами Оружейной палаты под руководством Гаврилы Овдокимова. На крышке представлен Александр Свирский в рост с развернутым свитком в руке. Надпись на свитке повествует о конце жизни преподобного и является его обращением к братии. Нимб украшен двумя изумрудами и горным хрусталем, жемчужная обнизь утрачена. По сторонам нимба — две фигурные накладки с надписью чернью: преподобный Александр//Свирский чудотворец. Фон покрыт чеканным орнаментом. На полях крышки, окантованных валиками, по орнаментированному полю размещены фигурное клеймо с изображением Троицы, а также шесть медальонов со святыми, соименными членам семьи царя Михаила Федоровича: Михаил Малеин, Алексий человек Божий, преподобная Евдокия, мученица Ирина, мученица Анна, мученица Татиана.

Преподобный Александр Свирский. Крышка раки. Овдокимов Гаврила (XVII в., Москва) и другие мастера Оружейной палаты под его руководством, 1644 г. СПб, РГМ

Мужской монастырь Александра Свирского

Ныне действующий монастырь расположен на расстоянии 260 км от Санкт-Петербурга. За время своего существования он пережил многое: пожары, разрушения, расстрел служащих, разорения и потерю на некоторое время святых мощей Преподобного Александра. Сейчас проводятся работы по реставрации и открытию новой обители.

Полезные статьи:

Пока молодой – спеши увидеть в себе грехи

Посмотрите на жизнь нашу: мы всё лжем, всё рисуемся друг перед другом, а потом приходит старость, каковы мы становимся?Добрый человек, который свое добро скрывал, а грехи свои видел – он в старости сияет, добром сияет. К нему хочется прийти и сказать: «Папа, мама, дай совет, �… Читайте далее

Притча о том, зачем Смерти коса. Неожиданная концовка.

— Вы — кузнец?
Голос за спиной раздался так неожиданно, что Василий даже вздрогнул. К тому же он не слышал, чтобы дверь в мастерскую открывалась и кто-то заходил вовнутрь.
— А стучаться не пробовали? — грубо ответил он, слегка разозлившись и на себя, и на проворного клиента…. Читайте далее

Притча. Когда приказывает Господь…

Бедная женщина из небольшой семьи была очень религиозной. И однажды, когда денег не хватало даже на то, чтобы накормить детей, она позвонила на радиостанцию и оставила там обращение к Богу о помощи.В то время как сотрудники радио с пониманием отнеслись к верующей женщи�… Читайте далее

Если болеют дети, надо читать 90-й псалом и «Отче наш» по семь раз. Если что-то серьезное, читать

Если болеют дети, надо читать 90-й псалом и «Отче наш» по семь раз. Если что-то серьезное, читать надо по двенадцать раз… Если несчастье случилось с человеком, надо читать 90-й псалом… Если неспокойные дети, болезненные, то над спящими надо почитать сорок раз молитву «Богородиц… Читайте далее

Помогали строить храмы известные на то время люди, которые выделяли значительные пожертвования на материалы и работы. На территории монастыря действует церковь Покрова Божьей Матери, где можно помолиться перед иконой и попросить у заступницы всего человечества исцеления, отпущения грехов и защиты от болезней. Преображенский собор, сделан с красивого камня и обставлен чудотворным образом его основателя.

Комментировать
0
10
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно

Поздравления с Татьяниным днем в стихах Без рубрики
0 комментариев

Молитвы Пантелеймону Целителю о здравии Без рубрики
0 комментариев

Молитвы на сдачу экзамена по вождению Без рубрики
0 комментариев