Понятие и описание греческих икон, классификация и список образов богородицы

Понятие и описание греческих икон, классификация и список образов богородицы

Понятие и описание греческих икон, классификация и список образов богородицы
СОДЕРЖАНИЕ
0
4
16 ноября 2021

О том, как писались иконы

Православной традиции известны сотни вариантов изображений Богородицы. Откуда же иконописцы, жившие задолго после земной жизни Христа, могли узнать, как она выглядит? Об этом писали церковные историки.

Внешний вид Пречистой полностью отражал ее духовную чистоту: говорила она с осмотрительностью, голосом ровным и приятным, ей были чужды гнев и возмущение. В очах ее светилось смирение, сердце помышляло лишь о Боге, стремилось к Нему днем и ночью. Среднего роста, с темными глазами, лицо слегка вытянутое, продолговатый нос и цветущие губы, длинные пальцы рук. Но главное, что отмечают все авторы — Мария была воистину живым вместилищем Духа Святого, Божественным чертогом, градом Божиим.

Иконы Богородицы призваны, прежде всего, не отразить портретное сходство, но описать в красках ее роль в богословии христианства, высокую миссию в деле спасения людей от вечного проклятия. И уж тем более они не предназначены для исполнения тех или иных желаний людских. Об этом следует помнить, приобретая очередную святыню.

Пречистая Дева Мария, в основном, пишется в одинаковых одеждах:

  • омофор — широкая четырехугольная накидка, закрывающая плечи и голову, их носили замужние женщины в Иудее, обычно пурпурного цвета;
  • туника — удлиненное платье с длинным рукавом, синего цвета.

Мафорий украшается тремя звездами, они символизируют приснодевство Марии: до рождества, после рождества и во время рождения Христа. Поручи, как у духовенства, обозначают служение Христу.

Иконы Божией Матери наиболее почитаемые в Православии, их названия, краткую историю, описание композиции и богословское значение вы найдете ниже.

Молитва

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Вышши еси всех ангел и архангел, и всея твари честнейши: помощница еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительнице, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление. О Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице Владычице! Милостию Твоею спаси и помилуй Святейшия Патриархи православныя, Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы и весь священнический и иноческий чин, и вся православныя христианы ризою Твоею честною защити: и умоли, Госпоже, из Тебе без Семене воплотившагося Христа Бога нашего, да препояшет нас силою Своею свыше на невидимыя и видимыя враги наша. О Всемилостивая Госпоже Владычице Богородице! Воздвигни нас из глубины греховныя, и избави нас от глада, губительства, от труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани, и от внезапныя смерти, и от нападения вражия, и от тлетворных ветр, и от смертоносныя язвы, и от всякаго зла. Подаждь, Госпоже, мир и здравие рабом Твоим, всем православным христианом, и просвети им ум и очи сердечныя, еже ко спасению: и сподоби ны, грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего: яко держава Его благословенна и препрославлена, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Из истории греческой иконописи

Не вдаваясь подробно в историю Греции, следует напомнить, что в середине 2 века до н.э. она оказалась под властью Римской империи, которая впоследствии распалась на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Византии. Именно здесь иконопись достигла высочайшего уровня развития.

Впоследствии Византия, христианское государство, и Греция, входившая в ее состав, несколько веков находилась под властью Османской империи. Турки достаточно лояльно относились к внутренней жизни страны и даже к православию – главным для них было, чтобы население не бунтовало и исправно платило налоги. Однако в исламе, как известно, запрещено изображение людей, а тем более Бога, поэтому иконы беспощадно уничтожались, а вместе с ними – и греческая (византийская) иконописная традиция.

Когда в 1453 году турки завоевали Константинополь, большинство иконописцев бежало на остров Крит, находившийся под властью Венецианской Республики. До нашего времени дошли сведения примерно о 240 иконописцах, которые писали иконы на заказ как для православных, так и для католических стран. Очень часто они копировали старинные иконы, так как заказов было очень много.

Для византийского стиля иконописи характерно строгое соблюдение сложившихся канонов, где было предопределено всё, от стиля изображения, сюжетов, позы вплоть до цветов одежды. На этих иконах источник света отсутствовал, сам свет равномерно распределялся по всему пространству иконы, а фон был преимущественно золотым. Краски при этом с точки зрения тона были либо одинаково яркими и светлыми, либо одинаково приглушенными.

Греческая иконопись не старается натуралистически передать мир, воспринимаемый чувствами; она обращается к духовному, нематериальному. Иконы изображают не лица, а лики, отсюда некоторая их условность, диктуемая каноническими традициями.

Особенно явственно проявляются характерные особенности византийского стиля в изображении ликов с помощью санкирного способа письма, то есть построения объема путем сложного процесса моделирования, который получил широкое распространение еще в 12 веке. Великолепным образом этого стиля является Владимирская икона Божьей Матери.

Одним из крупнейших центров иконописи стал Афон, иконописцы которого продолжили византийские традиции. Вместе с тем стиль становится более упрощенным, резкие линии сочетаются с локальными цветовыми пятнами. Несмотря на влияние прочих иконописных школ, афонская традиция становится одной из самых главных. Здесь выполнялось множество копий (списков) со старинных икон, которые заказывались для преподнесения в дар христианским властителям или предназначались для паломников.

Современные иконы из Греции

В наше время писание икон стало в Греции немаловажной отраслью экономики, поскольку спрос на иконы из Греции, которые приобретают православные туристы и паломники, не уменьшается. Особой популярностью пользуются списки (копии) икон Пресвятой Девы, находящихся в монастырях Афона

Они хорошо знакомы не только православным верующим, но и ценителям искусства. Напомним, что некоторые такие списки сделаны с икон, писанных, по преданию, самим евангелистом Лукой еще при жизни Богоматери. Молитва перед такой иконой, пусть даже и в списке, приносит душе умиротворение и благодать

Особой популярностью пользуются списки (копии) икон Пресвятой Девы, находящихся в монастырях Афона. Они хорошо знакомы не только православным верующим, но и ценителям искусства. Напомним, что некоторые такие списки сделаны с икон, писанных, по преданию, самим евангелистом Лукой еще при жизни Богоматери. Молитва перед такой иконой, пусть даже и в списке, приносит душе умиротворение и благодать.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Случаи чудесной помощи греческого лика

Многие очень быстро получают просимое, ещё не успев закончить молитву, возможно именно поэтому, эту икону называют ещё «Скоропослушницей».

Елена Николаевна из Санкт-Петербурга молилась перед образом Богородицы Геронтисса за своего сына. У него «на носу» были важные экзамены в институте, а подготовиться к ним в полной мере не удавалось из-за работы.

Через время она пришла в храм снова, чтобы поблагодарить заступницу, т.к. испытание закончилось благополучно.

Мария и Сергей из Екатеринбурга были женаты более 3-х лет, но зачать ребенка не удавалось. Через многое им пришлось пройти – бесконечные посещения врачей со значительными материальными затратами, разочарования и слёзы.

Икона Богородицы «Старица»

Все усилия оказались наспрасными. Кто-то из воцерковленных друзей посоветовал сходить в церковь и приложиться иконе к Пресвятой Богородицы. Хотя супруги не очень в это верили, но больше обратиться им было не к кому. Несколько раз они приходили в храм, а потом рассказали о чудесной новости – у них будет ребенок.

Евгений из Армавира, несколько месяцев не мог найти работу. Где-то задерживали зарплату, на новое место не брали из-за возраста. Случайно зайдя в храм, он подошел к иконе Геронтисса и долго молился. Через неделю его пригласил к себе на работу его давний знакомый.

В чём помогает икона, именуемая «Старица»

Перед образом Божией Матери «Старица» особенно часто прибегают престарелые монахи и служители церкви, поэтому она быстро распространилась по всей Греции.

В России первое почитание Геронтиссы приходится на постсоветские годы. Старики молились о поддержке в перенесении старости, дети — о здравии своих родителей.

К иконе Божией Матери «Геронтисса» прибегают с молитвой в разных ситуациях:

  • Для исцеления от бесплодия и помощи в родах (её ещё именуют «женской» иконой);
  • Для лечения самых тяжких заболеваниях, в т.ч. онкологических;
  • При материальных проблемах;
  • При трудностях в учебе, неуверенности в выборе дальнейшего пути;
  • Просят о разрешении проблем с работой, помогает найти лучшее место;
  • При тяжких душевных переживаниях, подкрепляет в вере;

В чём помогает икона, именуемая «Старица»

Перед образом Божией Матери «Старица» особенно часто прибегают престарелые монахи и служители церкви, поэтому она быстро распространилась по всей Греции.

В России первое почитание Геронтиссы приходится на постсоветские годы. Старики молились о поддержке в перенесении старости, дети — о здравии своих родителей.

К иконе Божией Матери «Геронтисса» прибегают с молитвой в разных ситуациях:

  • Для исцеления от бесплодия и помощи в родах (её ещё именуют «женской» иконой);
  • Для лечения самых тяжких заболеваниях, в т.ч. онкологических;
  • При материальных проблемах;
  • При трудностях в учебе, неуверенности в выборе дальнейшего пути;
  • Просят о разрешении проблем с работой, помогает найти лучшее место;
  • При тяжких душевных переживаниях, подкрепляет в вере;

Эксклюзивные иконы

Купить Иконы

Мы занимаемся как розничной, так и оптовой продажей православных икон и утвари. Выбрать и купить икону по розничной цене можно в нашем каталоге.

Для покупки икон по оптовым ценам следует пройти регистрацию на сайте или связаться с нашем департаментом оптовых продаж.

Для информации: Мы являемся прямыми поставщиками большинства позиций представленных в нашем каталоге. Это значит, что цены на иконы и утварь будут лучшими по сравнению с другими предложениями. Ведь цена не будет включать интересы посредника.

Надежность и качество предлагаемой продукции подтверждена как сертификатами производителей, так и постоянными налаженными связями со многими епархиями.

Иконы Silver Axion

Иконы Silver Axion отличаются большим разнообразием. Используя серебо, золото и большой спектр красок для шелкографии, специалистам компании удалось добиться передачи духа Византийской иконы, качественной и оригинальной передачи цвета изестных оригиналов. Компания использует новейшие технологии для создания новых икон как с уже известных прописей, так и путем труда собственных иконописцев. Это дает возможность массового производства, не упуская при этом ни одной мельчайшей детали. Для усовершенствования продукции «SilverAxion», спциалистами компании разработан специальный метод покрытия и защити серебра,что позволяет надолго сохранить первоначальный вид в течении долгих лет. Контроль производственного процесса гарантирует качество сырья и удовлетворение потребительских запросов. Вся продукция отвечает высоким стандартам «SilverAxion». экспортирует свою продукцию в более чем в 25 стран Европы и Америки.

Серебряные иконы

Более подробно о типах серебряных икон, а так же о том какие именно иконы выпускает компания Silver A[ion можно познакомиться в статье о серебряных иконах.

Византийские иконы

По прошествии многих лет, многочисленных религиозных споров, разногласий и духовных поисков,появилось то,что мы сегодня называем Византийской иконографией. Многие представители Церкви,такие как Св.Иоанн из Дамаска ,Св.Василий и др., сформировали структуру и стиль Византийской иконы. Со временем иконы соеденили в себе Греческую, Римскую и Христианскую культуры. Сегодня Silver Axion гордится тем,что продолжает использоватьм те же традиционные методы, разработанные нашими предками много лет назад.

Греческие иконы – понятие и особенности

Иконы – это изображения Бога, Девы Марии, пророков, святых и праведников, почитаемые верующими людьми. Традиция поклонения им возникла вместе с христианством. Согласно преданию, первый образ Богоматери был написан евангелистом Лукой на доске от обеденного стола.

Крупнейшим центром иконописи была Византия. Созданные здесь святыни называют греческими, потому что в империи преобладала греческая православная культура. Важный фактор для византийской традиции – это строгая каноничность. Мастер, изображающий Божественные образы, подчиняет свое творчество ряду правил и законов. Несмотря на это, с течением времени искусство эволюционировало.

Исследователи разделяют историю религиозной художественной традиции Византии на разные периоды. В зависимости от политической ситуации в государстве менялось и отношение к иконам – от полного запрета до расцвета духовной живописи. Если выделять самые главные особенности греческой традиции, то можно перечислить следующие черты:

  • строгий подбор красок, фона (чаще всего, фон был золотым), и сюжета, в соответствии с каноном;
  • стремление передать духовный мир, условность в изображении ликов, одежд, пропорций;
  • санкирный способ письма, то есть сложное моделирование перспективы, благодаря которому достигается ощущение объема;
  • упрощение стиля написания в афонской школе – смягчение линий, большая условность рисунка.

Несмотря на периоды политических запретов и турецкого владычества, когда образа святых были запрещены, греческим мастерам удалось сохранить уникальное искусство до наших дней. Сейчас это очень востребованная сфера. Многие паломники и верующие стремятся приобрести иконы, созданные на святой земле Афона.

Случаи чудесной помощи греческого лика

Многие очень быстро получают просимое, ещё не успев закончить молитву, возможно именно поэтому, эту икону называют ещё «Скоропослушницей».

Елена Николаевна из Санкт-Петербурга молилась перед образом Богородицы Геронтисса за своего сына. У него «на носу» были важные экзамены в институте, а подготовиться к ним в полной мере не удавалось из-за работы.

Через время она пришла в храм снова, чтобы поблагодарить заступницу, т.к. испытание закончилось благополучно.

Мария и Сергей из Екатеринбурга были женаты более 3-х лет, но зачать ребенка не удавалось. Через многое им пришлось пройти – бесконечные посещения врачей со значительными материальными затратами, разочарования и слёзы.


Икона Богородицы «Старица»

Все усилия оказались наспрасными. Кто-то из воцерковленных друзей посоветовал сходить в церковь и приложиться иконе к Пресвятой Богородицы. Хотя супруги не очень в это верили, но больше обратиться им было не к кому. Несколько раз они приходили в храм, а потом рассказали о чудесной новости – у них будет ребенок.

Евгений из Армавира, несколько месяцев не мог найти работу. Где-то задерживали зарплату, на новое место не брали из-за возраста. Случайно зайдя в храм, он подошел к иконе Геронтисса и долго молился. Через неделю его пригласил к себе на работу его давний знакомый.

История православной иконы

Прообразы икон в виде символических рисунков появились ещё в первые века христианства. К 4 веку широко распространилась роспись храмов с изображением Иисуса Христа, Богоматери, сцен из Библии. Тогда же, по одной из наиболее распространенных версий, в Египте появились первые иконы.

В 8 веке зародилась иконоборческая ересь (ложное учение), направленное против почитания икон. Оно основывалось на неправильном восприятии ветхозаветного запрещения создания кумиров. Однако в 787 году на Седьмом Вселенском соборе приняли догмат иконопочитания, было сформулировано богословское значение иконы. Иконопочитание окончательно утвердилось в середине 9 века, тогда же сложились определенные иконописные каноны. 

Традиции написания икон проникли на Русь в 11 веке. Одними из наиболее известных русских иконописцев были Григорий Иконописец, Феофан Грек, Андрей Рублёв.

Для чего нужны иконы

Официально догмат (истина, не подлежащая сомнению) о почитании икон был установлен в 787 г., на 2-м Никейском соборе. До этого времени использование изображений уже давно применялось в церквях. Первые изображения Господа Иисуса Христа, святых и Матери Божией известны со II в.

Согласно церковному преданию, первым иконописцем был один из евангелистов, а именно — св. Лука.

Известные отцы Церкви — Василий Великий, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин — поощряли живописцев к тому, чтобы они изображали подвиги мучеников за веру. Но не все было так однозначно. Например, Евсевий Кесарийский считал, что человек не в состоянии отобразить божественную природу Христа.

Кто изображается на освященных образах:

  • Троица (в виде ангелов);
  • Господь Иисус Христос в своем человеческом воплощении;
  • Богородица;
  • Ангелы и другие небесные силы;
  • Праведники, мученики, преподобные и т.п.

Церковные иконы имеют вполне определенное назначение. Это вовсе не украшение, не напоминание о вечных муках для грешников. Глядя на них, верующие должны вспоминать о первообразах, взращивать в своих душах чувство любви к Творцу, святым.

Цветовой символизм в икконописи

Золотой занимает особое место в иконописи. Золото – это символ благодати, вечности, святости. Именно золото преподнесли волхвы новорожденному Иисусу. Золотом расписывают нимбы святых, штрихи на складках их одежд.

Золото – дорогостоящий металл, но в иконописи не экономят и используют настоящее сусальное золото (тонкие листы). Это символ самого Бога и великолепного сияния его небесного царства – места, куда никогда не спускается ночь и тьма. Золотой цвет всегда становится смысловым центром иконы, который окружен дополнительными оттенками:

  • Желтый близок по тональности к золотому, поэтому он часто используется в качестве замены или напоминания о божественном сиянии.
  • Зеленый – цвет возрождения. Его использовали, чтобы обозначить границу, за которой начинается жизнь. Это природный цвет травы, древесных крон, надежды, молодости, возрождения. Зеленый часто используется в сценах Рождества, как символ возрождения и победы над смертью. Этот цвет – олицетворение Святого духа.
  • Белый – цвет непорочности и чистоты. Он часто используется для росписи одежд праведников, святых, ангелов, умерших людей и пеленок младенцев, которые непорочны по своей природе. Белый олицетворяли с праведностью.
  • Синий или голубой символизируют непорочность, небесную чистоту и красоту вечного мира, куда попадают праведники. Синевой на иконах расписывают одежды Богоматери.
  • Насыщенно-красный, багряный и пурпурный имеют двоякое значение. В иконописи они подчеркивают выразительность художественного образа. Это цвет крови и мучительных страданий, которые перед казнью перенес Иисус. В других значениях это цвет жизни, энергии, любви, тепла, душевного огня. В иконописи пурпур олицетворяет победу жизни над смертью при воскрешении Спасителя. Красный и синий часто используются вместе. Они – олицетворение земной и небесной сущности Спасителя.
  • Коричневый символизирует голую землю, прах, бренность сущего. Иконописцы используют его, чтобы напомнить о главной особенности человеческой природы – смертности.
  • Черный – антагонист белого, его главная противоположности и противник. В иконописи он используется очень редко и только для изображения адской бездны. Черный – это отсутствие всякого света, абсолютное ничто и безграничная пустота. Ад обычно изображается в виде черной воронки, бездонной пропасти, не имеющей формы и четких границ.

Интересно, что серый в иконописи не используется никогда. Ахроматический цвет получается путем смешения черного и белого, то есть тьмы и света. Серый также олицетворяет абсолютное ничто, пустоту и неясность. В символическом языке иконописи ему места нет.

Классификации икон

Греческие иконы по сюжету:

  • изображающие Христа;
  • Святая Троица;
  • Богоматерь;
  • святые;
  • праздники и церковные события;
  • аллегорические, символические изображения.

По количеству самостоятельных сюжетов:

  • одна, две и более части;
  • основной сюжет и клеммы (небольшие второстепенные рисунки) — житийные, акафистные, иконы с деянием;
  • Иерусалимии — многосюжетные композиции, изображающие святые места города.

Масштабность:

  • оглавные (один лик);
  • оплечные;
  • поясные;
  • тронные (восседающий образ);
  • ростовые.

По месту нахождения:

  • храмовые;
  • дорожные (путные);
  • домовые.

Техника исполнения иконы:

  • живописная;
  • вышивка;
  • литая;
  • резная;
  • типографская (печатная);
  • складная (сводчатый алтарь).

Для верующего икона — это не просто прекрасное живописное творение. Это оконце, через которое он обращается к Богу, Небесной Заступнице. Сюжетное разнообразие икон связано с той ролью, что они имеют в жизни православного.

Значение образа Богородицы

Память об умножении елея в пустых кувшинах легла в основу иконописного образа Богородицы Геронтисса. На иконе нет Богомладенца, Богородица изображена во весь рост. У подножия, слева от Неё, стоит глиняный сосуд, из которого через края вытекает масло.

Это символизирует неиссякаемую Божию милость и благодать. Руки Богородицы направлены влево, голова чуть склонена в сторону елейного сосуда.

Икона Божией Матери Геронтисса

Интересный факт

Оригинальная икона покрыта ризой из серебра, по большим праздникам с нее снимают стекло и все желающие могут прикоснуться к самому образу.

Другое отображение Богородицы связано с ее вторым обретением. На иконе она также представлена во весь рост, но вместо кувшина, слева от нее, стоит колодец, из которого мусульмане помогают монахам достать найденную икону. Кувшин стоит сзади справой стороны Богородицы.

На списках Богородицу показывают в основном в серебряных одеждах, чтобы лик максимально соответствовал оригиналу. Также распространены иконы, где Богородица облачена в синюю тунику и вишневый мафорий или наоборот. Сочетание бордового и синего цветов символизирует слияние Божественной и земной природы.

«…Святой Дух разрушил в Ней владычество вечной смерти и первородного греха, возвел Ее на высокую ступень христианского совершенства, сделал Ее новым человеком по образу Господа Иисуса Христа», говорил Игнатий Брянчанинов.

Греческие иконы Божьей матери: классификация творений

Как известно, каждая православная икона создана для того, чтобы помочь, защитить, утешить в определенной жизненной ситуации. Кроме того, иконы различаются по сюжету, стилистическим особенностям, технике исполнения. Впрочем, обо всем по порядку.

Что такое икона

С искусствоведческой точки зрения икона – это изображение, выполненное в большинстве случаев на твердой поверхности, дополненное религиозными знаками и надписями. Преимущественно ее пишут на липовой доске, покрытой левкасом (жидкий клей и алебастр). К иконам также могут относится скульптурные, мозаичные изображения, живопись.

В христианстве икона (греч. “изображение”, “образ”) – творение, изображающее лица или события из священной истории, которые являются объектом почитания верующих – православных, католиков, относящихся к древневосточным церквям. Список таких объектов почитания утвержден на Седьмом Вселенском соборе в 787 году.

Разновидности икон

Греческие иконы по значению разделяются на шесть типов:

  1. Мерные – дарятся на крещение ребенка, их высота равна росту малыша.
  2. Семейные – изображение покровителей всех членов семьи.
  3. Именные – покровитель-святой, в честь которого назван человек (определяется по дате рождения и православному календарю именин святых).
  4. Венчальные – такими иконами с изображением Иисуса Христа и девы Марии благословляют новобрачных.
  5. Праздничные – история того или иного христианского праздника.
  6. Обетные – написанные по обещанию.

Все греческие иконы, изображающие Спасителя, стремятся донести один сюжет – явление Сына Господа во плоти в мир людей. Самое известное изображение – “Спас Нерукотворный” – отпечаток Божественного лика на плате. Популярны и следующие образы:

  • “Вседержатель” – одной рукой Христос благословляет, в другой держит книгу;
  • “Господь на престоле” – величие, символ Вселенной;
  • “Спас в силах”;
  • младенец Иисус на руках у Богородицы.

Греческие иконы Богородицы, защитницы Русской земли, самые разнообразные по сюжету, поэтому им следует выделить отдельный, следующий раздел.

По технике изображения иконы делятся на две категории:

  1. Каноничный – самый древний, первоначальный, традиционный стиль. Символичное двухмерное изображение, где большая роль отводится деталям – оттенкам, элементам одежды.
  2. Академический – его прообразом служит западноевропейский тип живописи. Такие иконы появились в России в петровское время.

Греческие иконы Божьей Матери

Иконы раскрывают Образ Святой Заступницы с нескольких граней:

  1. “Знамение” (Оранта, Воплощение). На иконе мы видим изображение молящейся Девы Марии (Оранты). На уровне сердца у нее написана сфера, медальон, где изображен Спас Эммануил, еще находящийся во чреве матери. Руки Богородицы подняты в молитвенном порыве, а руки Спасителя благословляют зрителя, держат свиток. Одежды Марии традиционны – синее нижнее одеяние и красная накидка. По двум сторонам от них написаны силы небесные – ангелы и архангелы.
  2. “Путеводительница” (Одигитрия). Богородица ведет верующего из тьмы к свету, ко Христу, она – мост на пути к Спасению. Здесь изображена Мария с Иисусом на руках, одной рукой она указывает на Младенца, направляя зрителя к нему. Христос благословляет на изображении Мать.
  3. “Умиление” (Елеуса) – самое лиричная греческая икона Божьей Матери. Головы Богородицы и Спасителя склонены друг к другу, Иисус обнимает Мать за шею. Мария здесь – не только мать, но и душа, склоненная к общению с Богом.
  4. “Заступница” – Мария изображена без Младенца, в полный рост, в ее руках свиток.
  5. Акафистные греческие иконы – отражают Богоматерь такой, какой она была описана в акафистах. К каждому из изображений обращаются с определенной молитвой в тяжелый период жизни – к “Неопалимой Купине”, “Неупиваемой Чаше”, “О Тебе радуется обрадованная вся тварь”, “Богоматери Боголюбской” и др.

Классификации икон

Греческие иконы по сюжету:

  • изображающие Христа;
  • Святая Троица;
  • Богоматерь;
  • святые;
  • праздники и церковные события;
  • аллегорические, символические изображения.

По количеству самостоятельных сюжетов:

  • одна, две и более части;
  • основной сюжет и клеммы (небольшие второстепенные рисунки) – житийные, акафистные, иконы с деянием;
  • Иерусалимии – многосюжетные композиции, изображающие святые места города.
  • оглавные (один лик);
  • оплечные;
  • поясные;
  • тронные (восседающий образ);
  • ростовые.

По месту нахождения:

Техника исполнения иконы:

  • живописная;
  • вышивка;
  • литая;
  • резная;
  • типографская (печатная);
  • складная (сводчатый алтарь).

Для верующего икона – это не просто прекрасное живописное творение. Это оконце, через которое он обращается к Богу, Небесной Заступнице. Сюжетное разнообразие икон связано с той ролью, что они имеют в жизни православного.

Икона греческая в Москве

Греческая икона Ангел Хранитель с рамочкой (Размер 14*1.

Праведная Феодора, царица Греческая, икона в рамке 8*9.

Икона греческая “Господь Вседержитель”

Мирон Критский (в греческом стиле), икона печатная

Икона Максим Грек (26,5*29,7 см), арт СТ-09064-4

Николай Чудотворец, рукописная икона в греческом стиле

Икона на дереве Пресвятая Богородица “Казанская&qu.

Символик Икона “Дмитрий Солунский”, 300х400 м.

Греческая икона Божией Матери “Казанская”

Николай Святитель (Греческий)

Символик Икона “Дмитрий Солунский”, 200х300 м.

Символик Икона “Матрона Московская”, 165×217.

Подарочная икона Божья Матерь “Владимирская”.

Максим Грек преподобный, рукописная икона (с золочением.

Преподобный Максим Грек, икона в деревянной рамке 12,5*.

Икона Cвятое Семейство, Размер 17х22

Греческая икона в виде креста с распятием Иисуса Христа

Михаил архангел, в греческом стиле, печатная икона

Прориси икон. Византийские и греческие образцы

Максим Грек преподобный, икона

Иоанн Богослов апостол (в греческом стиле), икона печат.

Архангел Михаил (греческий стиль), икона печатная на де.

Максим Грек (рукописная икона)

Казанская икона Божией Матери, греческое письмо, ручная.

Икона Максим Грек преподобный

Феодора Греческая (рукописная икона)

Казанская икона БМ (Греция, икона из серебра)

Икона “Греческий стиль. Иоанн Златоуст”, 140x.

Икона “Греческий стиль. Святая Ирина”, 140×19.

Серебряный образ Икона арт. 94100211

Греческая рукописная икона Георгий Победоносец на чаше.

Георгий Победоносец (Греция, серебряная икона)

Икона “Греческий стиль. Святой Никита”, 140×1.

Максим Грек (рукописная икона)

Василиса Никомидийская (ростовая, греческий стиль), ико.

Символик Икона “Дмитрий Солунский”, 70х90 мм

Икона Божией Матери “Геронтисса”, рамка 7,5*1.

Ангел Хранитель, в греческом стиле, печатная икона

Икона “Преподобный Максим Грек”

Феодора Греческая (рукописная икона)

Икона Божией Матери “Всецарица

Икона Целительница Божией Матери (Панагия Гиатрисса из.

Греческая икона Божией Матери “Владимирская”

Икона “Греческий стиль. Святая Ирина”, 140×19.

Казанская икона БМ (икона из серебра)

Николай Чудотворец, рукописная икона в греческом стиле

Подвеска-иконка «Георгий Победоносец» (медь)

Троица икона, греческое письмо, ручная работа х см

Икона “Греческий стиль. Святой Никита”, 140×1.

Владимирская икона Божией Матери, греческое письмо, руч.

Греческая икона святитель Николай Чудотворец

Комментировать
0
4
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Греческие иконы

Греческие иконы

Греческие иконы
СОДЕРЖАНИЕ
0
6
08 сентября 2020

История «Герондиссы»

Как возникла икона неизвестно, но, по некоторым предположениям, ее подарил монастырю Алексей I Комнин, император Византии. Он же считается первым строителем этой обители.

Геронтисса – переводится с греческого «Старица» или «Настоятельница». Такого наименования она удостоилась после одного из чудес. В монастыре Пантократор (Вседержитель) был при смерти игумен преклонных лет, который выделялся святостью и своей благочестивой жизнью.

Сподобившись откровения о своей скорой кончине, он жаждал перед преставлением последний раз причаститься. Он попросил очередного священника поскорее приступить к Божественной литургии, однако Иеромонах не стал прислушиваться к пожеланию старца.

Тут же он услышал властный голос от иконы Богоматери Геронтисса, который повелел ему безотлагательно осуществить предсмертную волю своего игумена. Престарелый настоятель исповедался и после Святого Причащения спокойно отошел ко Господу. Икону же вынесли из алтаря в храм, на поклонение всем верующим.

Монастырь Пантократор на св. горе Афон

Сам монастырь стоит на том месте, где пожелала того Богородица. Изначально обитель начали возводить неподалеку от нынешнего строения, на отвесной скале над самым Эгейским морем.

Несколько ночей икона и инструменты строителей пропадали, и каждый раз их обнаруживали в одном и том же месте. Строители, решив, что это чья-то злая шутка, продолжали работы. Но спустя некоторое время, они поняли, что это Сама Богородица указывает им, где должен стоять монастырь.

Но не всегда икона находилась при монастыре. Во времена набегов сарацин, один мусульманин при попытке пустить икону на щепки, ослеп, а святыня была брошена в колодец его соратниками. Только перед самой смертью, спустя 80 лет, ослепший богохульник был вразумлен о своем грехе.

Он рассказал об этом недостойном поступке своим приближенным и поручил им отправиться на Афон, чтобы раскрыть монахам обители место нахождения образа. Святой лик был найден и с восторгом и почестями возвращен в храм.

2

Декабрь
1948 года

монастырь охватило сильнейшее пламя. Братия не могли своими силами справиться с пожаром и начали молиться иконе Пресвятой «Настоятельнице». Тут же над обителью нависло дождевое облако, и начался ливень, который в считанные минуты погасил языки пламени.

Не только от огня, но и от голода были спасены монахи чудесной помощью Богородицы. В XVII в. был довольно сильный голод, и изможденные насельники начали роптать, а некоторые из них собрались покинуть обитель. Игумен же уговаривал их не делать этого и призвал к более усердной молитве Матери Божией.

Сам же он не переставал горячо молиться и вскоре Господь явил чудо: из каморки, где хранились пустые емкости, потек елей. Когда братья вошли в комнатку, то с изумлением увидели, как из одного сосуда не перестает литься оливковое масло.

Икона — образ

Слово икона, греч. εἰκὼν — образ, св. отцы относили, прежде всего, к изображениям Спасителя, а также к Нему Самому. Так называет Христа и апостол Павел:

«Он (Христос) есть образ (εἰκὼν) Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари» (Кол. 1:15).

И это выражает самую суть веры: Бог Слово, в таинственном акте Боговоплощения соединяется с человеческой плотью, Невидимый и Неприступный становится видимым и доступным для человека. Иоанн Богослов свидетельствует:

«Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1:14).

Тайна Боговоплощения — сердцевина христианского откровения —  и есть основание для изображения Иисуса Христа, как, впрочем, и всего иконописания.

Владимирская икона Богородицы

Не всякое изображение на религиозную тему может считаться иконой, а только то, что соответствует догматам Церкви. В Оросе Седьмого Собора указано, что творцами иконы являются – отцы, художнику же надлежит исполнение. При этом Орос не ограничивает художников ни в материале (был бы прочным), ни в технике исполнения, ни в стиле, ни в месте расположения икон, единственным условием было то, чтобы изображение не противоречило вероучению Церкви. Для этого и был выработан особый язык, который мы называем каноном. В соборных правилах сказано:

«Христа Бога нашего, на иконах представлять по человеческому естеству вместо ветхого агнца, да через то, созерцая Бога Слова, приводимся к воспоминанию жития Его во плоти, Его страдания и спасительной смерти и сим образом совершившегося искупления мира».

Икона показывает нам не только образ Бога, но и образ человека. А человек, согласно Св. Писанию, создан по образу Божию (Быт.1:27), а значит, предназначен сиять светом Божьей славы. Каждый из нас — икона, но эта икона нуждается в реставрации, расчистке, укреплении, снятии наносных слоев. И этим мы должны заниматься каждый день своей жизни, пока не будет просвечивать тот образ, что задумал Божественный художник. Глядя на святые иконы, на образы великих подвижников веры, на образы Божьей Матери и Спасителя, мы смотрим на свое будущее, каким оно может стать, если мы действительно облечемся во Христа. Икона — это образ будущего века.

Недостаточно только смотреть на икону, прикладываться к ней, почитать ее, украшать и проч., важно услышать Весть, которую она несет. Икона — это послание к нам, проповедь, призыв

Икону называют окном в невидимый мир, но она и указатель на пути в этот мир. На иконах Богородица Одигитрия указывает на Христа, Которого держит на руках, молитвенные жесты святых устремлены к Господу, Спаситель воздевает  благословляющую десницу, — все это для нас знаки на пути в Царство Небесное.

Икона учит нас новому видению, показывает нам иное время, иное пространство, преображенную реальность: свет без тени, день без ночи, жизнь без смерти, любовь без ненависти. Новое небо и новую землю, где Бог все во всем.

«Икона — это воплощенная молитва, — говорит архим. Зинон. — Она создается в молитве и ради молитвы, движущей силой которой является любовь к Богу, стремление к Нему, как к совершенной Красоте».

О почитании икон

Довольно распространено заблуждение, что православные люди молятся иконам. Правильно говорить: молятся перед образами. Икона не идол, а образ Спасителя, Богородицы или кого-то из святых.

В первые века христианство было еще в некотором смысле во власти древнееврейской традиции, запрещавшей изображение (создание идола) Божества. Когда возник ислам, объявивший о своей борьбе с идолопоклонничеством, он стал одной из причин возникновения в высших кругах Константинополя некоего духовного кризиса, выразившегося в ереси иконоборчества.

Это было в VIII веке при императорах Льве Исавре и его сыне Константине с говорящим прозвищем Копроним. Они и приближенные к ним представители духовенства объявили почитание икон идолопоклонничеством и попытались запретить и уничтожить все иконы в империи. Ересь была преодолена, о чем нам ежегодно в первую неделю Великого поста напоминает праздник Торжества Православия.

Доводы иконобрцев основаны, прежде всего, на ветхозаветном запрете изображать Божество, в чем они видят создание кумира (идола). Это заблуждение. Поскольку Бог воплотился через Марию Деву и вочеловечился, как гласит символ веры, он приобрел земные черты, стал человеком, а, значит, Его стало возможно изобразить. В еще большей мере это касается Богородицы и святых.

Кроме того, православный христианин молится отнюдь не иконе – доске, покрытой левкасом и темперными красками – а образу, который на этой иконе запечатлен. Икона для него как окно в иной, горний мир, возможность сконцентрироваться на молитве, отрешится от всего суетного и земного. Не случайно иконы называли «Библией для неграмотных».

Рассматривая образа, узнавая их сюжеты, персонажей, не умевшие читать простые прихожане проникались молитвенным настроением, уходя от повседневности.

Тем не менее, в наши дни распространено немало суеверий, связанных с иконами, и, по сути, ставящими иконы в один ряд с идолами. Вот некоторые из них:

  • найти икону, лежащую на земле, опасно, она может быть причиной «порчи»;
  • если вдруг упала икона, стоявшая на домашней «божнице», то это знак того, что в доме кто-то скоро умрет;
  • иконы, находящиеся в автомобиле – оберег от аварии;
  • образки, отпечатанные типографским способом «безблагодатны».

Церковь не одобряет суеверий и поверий в этом роде, подчеркивая, что иконы – не амулеты, обладающие магической силой. В молитве на освящение иконы говорится:

В этих словах – вся суть православного отношения к иконам. Почитание икон диктует человеку и особое отношение к ним. В каждом православном доме должны быть образа. Но недопустимо размещать их на книжной полке среди книг, косметики, статуэток и прочего. Для икон должен быть обустроен домашний иконостас, перед которым может собраться вся семья.

Самое лучшее место для икон – комната, где люди собираются вместе и принимают пищу, но возможно поместить «Божницы» и в других комнатах.

Иконы нельзя пачкать, ломать их, использовать не по назначению. Если икона пришла в полную ветхость и ее никак нельзя восстановить, то ее следует сжечь, а пепел закопать в чистом месте, где-нибудь на природе. Переезжая в новое жилище, верующий в первую очередь заберет и иконы.

Иконописание за века своего существования стало одной из важнейших составляющих православия, наложившей свой отпечаток на все аспекты религиозной жизни нашего народа.

Для чего зажигаются светильники перед иконами и совершается перед ними каждение?

Светильники символизируют духовную радость, теплоту веры и горение духа молящихся перед иконами. Зажигать светильники перед священными изображениями и совершать перед ними каждение благовонным фимиамом повелел Сам Бог пророку Моисею: «И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы горел светильник во всякое время; в скинии собрания вне завесы, которая пред ковчегом откровения, будет зажигать его Аарон и сыновья его, от вечера до утра, пред лицем Господним. Это устав вечный для поколений их от сынов Израилевых» (Исх.27:20-21). За православным богослужением возжигаются светильники в знак радостного горения духа перед Богом, и бывает каждение благовонным ладаном для напоминания верующим, что молитва, как дым кадильный, должна возноситься вверх к Престолу Божию.

Чем икона отличается от идола?

Изначально человек не был неверующим. До грехопадения первозданные люди живо ощущали присутствие Бога, пребывали в общении с Ним. Эти отношения были разрушены в результате дерзкого преступления. Первое время знание об Истинном Боге, Творце, распространялось между потомками от отцов и матерей к детям. Постепенно истинное знание о Боге вытеснялось ложным, обрастало мифами и легендами.

В конце концов, между народами распространились извращённые верования в местных богов. Стремясь иметь под рукой осязаемые образы вымышленных божеств, люди стали создавать себе кумиров и идолов. Нередко и сами кумиры «наделялись» сверхъестественными, божественными свойствами. Стало быть, идолы появились вследствие неведения Бога, как один из результатов греха.

Идол в переводе с греческого — изображение. Это статуя, истукан, которому поклоняются как божеству. Для язычника истукан, которому он поклонялся, был как бы живым, физическим воплощением божества. Принести идолу кровавую жертву, поднести угощение в виде каких-то плодов или цветов значило буквально «накормить, задобрить божество». Языческое сознание воспринимало рукотворного идола как визуализированное божество, которое материализовалось в дереве, металле, мраморе или любом другом материале, из которого был сделан истукан.

В отличие от идолов святые иконы олицетворяют не обожествленную тварь, не воображаемых ложных богов. Они представляют образы воплотившегося Единого и Истинного Бога, а также образы Его угодников, образы видимого и невидимого мира, важные события прошлого, настоящего, будущего.

В отличие от идолопоклонников, веривших в могущество своих идолов, христиане, почитая иконы и молясь перед ними, не имеют в виду, что молитвенные обращения направляются к дереву и краскам. Православные относятся к иконам как к святыням, богоугодным средствам, способствующим единению с Господом, добрыми ангелами, праведниками, однако не наделяют их Божественными качествами.

При том, что сами по себе идолы не обладают никакой сверхъестественной силой, поклонение им может сопровождаться проявлением потусторонних сил. Почему? Идолопоклонство угодно дьяволу; почитая идолов и кумиров, люди вступают в общение с демонами (1Кор.10:19-20).

Совсем другое дело — иконопочитание. Практика почитания святых икон угодна Богу. Одно из первых прообразовательных изображений Христа было создано по указанию Божию ещё во времена Ветхого Завета. Речь — о медном змее: «И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и , ужаленный, взглянув на него, останется жив» (Числ. 21:8). Медный змей прообразовал собою Христа, вознесенного на Крест, умершего и воскресшего, взирая на Которого с верой христиане избавляются от власти диавола и греха.

Идолы бессильны. А по молитвам истинно верующих, молящихся перед иконами Бог преподаёт благодать. Икона помогает богомольцу возвыситься духом к тому первообразу, чей образ представлен на ней. Стало быть, взирая на образ, христианин вступает в общение не с изображением, а с изображенным святым. И несмотря на то, что молящийся предстоит образу, его молитву действительно, а не мнимо слышит сам первообраз. В этой связи икона нередко обозначается как окно в горний мир.

Поклонение идолам развращает нравы людей. Смиренное же и покаянное моление перед иконами способствует восхождению по лествице духовных совершенств.

Поклоняющиеся идолам могут быть подвергнуты суду Божьей Правды уже в земной жизни, но гораздо страшнее то, что они ставят себя под угрозу вечной погибели (Втор.27:15). Почитающие же святые иконы нередко становятся объектами Божией милости, Божьих благословений.

Греческие иконы Божьей матери: классификация творений

Как известно, каждая православная икона создана для того, чтобы помочь, защитить, утешить в определенной жизненной ситуации. Кроме того, иконы различаются по сюжету, стилистическим особенностям, технике исполнения. Впрочем, обо всем по порядку.

Что такое икона

С искусствоведческой точки зрения икона – это изображение, выполненное в большинстве случаев на твердой поверхности, дополненное религиозными знаками и надписями. Преимущественно ее пишут на липовой доске, покрытой левкасом (жидкий клей и алебастр). К иконам также могут относится скульптурные, мозаичные изображения, живопись.

В христианстве икона (греч. “изображение”, “образ”) – творение, изображающее лица или события из священной истории, которые являются объектом почитания верующих – православных, католиков, относящихся к древневосточным церквям. Список таких объектов почитания утвержден на Седьмом Вселенском соборе в 787 году.

Разновидности икон

Греческие иконы по значению разделяются на шесть типов:

  1. Мерные – дарятся на крещение ребенка, их высота равна росту малыша.
  2. Семейные – изображение покровителей всех членов семьи.
  3. Именные – покровитель-святой, в честь которого назван человек (определяется по дате рождения и православному календарю именин святых).
  4. Венчальные – такими иконами с изображением Иисуса Христа и девы Марии благословляют новобрачных.
  5. Праздничные – история того или иного христианского праздника.
  6. Обетные – написанные по обещанию.

Все греческие иконы, изображающие Спасителя, стремятся донести один сюжет – явление Сына Господа во плоти в мир людей. Самое известное изображение – “Спас Нерукотворный” – отпечаток Божественного лика на плате. Популярны и следующие образы:

  • “Вседержатель” – одной рукой Христос благословляет, в другой держит книгу;
  • “Господь на престоле” – величие, символ Вселенной;
  • “Спас в силах”;
  • младенец Иисус на руках у Богородицы.

Греческие иконы Богородицы, защитницы Русской земли, самые разнообразные по сюжету, поэтому им следует выделить отдельный, следующий раздел.

По технике изображения иконы делятся на две категории:

  1. Каноничный – самый древний, первоначальный, традиционный стиль. Символичное двухмерное изображение, где большая роль отводится деталям – оттенкам, элементам одежды.
  2. Академический – его прообразом служит западноевропейский тип живописи. Такие иконы появились в России в петровское время.

Греческие иконы Божьей Матери

Иконы раскрывают Образ Святой Заступницы с нескольких граней:

  1. “Знамение” (Оранта, Воплощение). На иконе мы видим изображение молящейся Девы Марии (Оранты). На уровне сердца у нее написана сфера, медальон, где изображен Спас Эммануил, еще находящийся во чреве матери. Руки Богородицы подняты в молитвенном порыве, а руки Спасителя благословляют зрителя, держат свиток. Одежды Марии традиционны – синее нижнее одеяние и красная накидка. По двум сторонам от них написаны силы небесные – ангелы и архангелы.
  2. “Путеводительница” (Одигитрия). Богородица ведет верующего из тьмы к свету, ко Христу, она – мост на пути к Спасению. Здесь изображена Мария с Иисусом на руках, одной рукой она указывает на Младенца, направляя зрителя к нему. Христос благословляет на изображении Мать.
  3. “Умиление” (Елеуса) – самое лиричная греческая икона Божьей Матери. Головы Богородицы и Спасителя склонены друг к другу, Иисус обнимает Мать за шею. Мария здесь – не только мать, но и душа, склоненная к общению с Богом.
  4. “Заступница” – Мария изображена без Младенца, в полный рост, в ее руках свиток.
  5. Акафистные греческие иконы – отражают Богоматерь такой, какой она была описана в акафистах. К каждому из изображений обращаются с определенной молитвой в тяжелый период жизни – к “Неопалимой Купине”, “Неупиваемой Чаше”, “О Тебе радуется обрадованная вся тварь”, “Богоматери Боголюбской” и др.

Классификации икон

Греческие иконы по сюжету:

  • изображающие Христа;
  • Святая Троица;
  • Богоматерь;
  • святые;
  • праздники и церковные события;
  • аллегорические, символические изображения.

По количеству самостоятельных сюжетов:

  • одна, две и более части;
  • основной сюжет и клеммы (небольшие второстепенные рисунки) – житийные, акафистные, иконы с деянием;
  • Иерусалимии – многосюжетные композиции, изображающие святые места города.
  • оглавные (один лик);
  • оплечные;
  • поясные;
  • тронные (восседающий образ);
  • ростовые.

По месту нахождения:

Техника исполнения иконы:

  • живописная;
  • вышивка;
  • литая;
  • резная;
  • типографская (печатная);
  • складная (сводчатый алтарь).

Для верующего икона – это не просто прекрасное живописное творение. Это оконце, через которое он обращается к Богу, Небесной Заступнице. Сюжетное разнообразие икон связано с той ролью, что они имеют в жизни православного.

Икона Богоматери с Младенцем с Распятием на обороте (XIV век)

Самая замечательная в художественном отношении икона этой выставки – большая икона Богоматери с Младенцем с Распятием на обороте. Это шедевр константинопольской живописи, с огромной вероятностью написанный выдающимся, можно даже сказать, великим художником в первой половине XIV века, время расцвета так называемого «Палеологовского Ренессанса».

В эту эпоху появляются знаменитые мозаики и фрески монастыря Хора в Константинополе, многим известного под турецким именем Кахрие-Джами. К сожалению, икона сильно пострадала, видимо, от целенаправленного разрушения: от образа Богоматери с Младенцем сохранилось буквально несколько фрагментов. К великому сожалению, мы видим в основном поздние дописи. Оборот с распятием сохранился гораздо лучше. Но и тут кто-то целенаправленно уничтожил лики.

Но даже то, что сохранилось, говорит о руке выдающегося художника. Причем не просто большого мастера, а человека незаурядного таланта, который ставил перед собой особые духовные задачи.

Фигура Богоматери, укутанная в одеяния, написана лазуритом – очень дорогой краской, ценившейся буквально на вес золота. По краю мафория – золотая кайма с длинными кистями. Византийского толкования этой детали не сохранилось. Однако в одной из своих работ я предположил, что она тоже связана с идеей священства

Потому что такие же кисти по краю одеяния, еще дополненные золотыми колокольчиками, были важной особенностью одеяний ветхозаветного первосвященника в Иерусалимском храме. Художник очень деликатно напоминает об этой внутренней связи Богоматери, которая приносит в жертву Своего Сына, с темой священства

Распятие. Оборот двусторонней иконы «Богоматерь Одигитрия. Распятие». XIV век. Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей, Афины

Гора Голгофа показана как небольшой холмик, за ним видна невысокая стена града Иерусалима, которая на других иконах бывает значительно более внушительной. Но здесь художник словно бы показывает сцену Распятия на уровне птичьего полета

И поэтому стена Иерусалима оказывается в глубине, а все внимание за счет выбранного ракурса концентрируется на главной фигуре Христа и обрамляющих Его фигурах Иоанна Богослова и Богоматери, создающих образ возвышенного пространственного действа

Пространственная составляющая имеет принципиальное значение для понимания замысла всей двусторонней иконы, которая обычно является процессионным образом, воспринимаемым в пространстве и движении. Сочетание двух изображений – Богоматери Одигитрии с одной стороны и Распятия – имеет свой высокий прототип. Эти же два изображения были на двух сторонах палладиума Византии – иконы Одигитрии Константинопольской.

Богоматерь Одигитрия, с двунадесятыми праздниками. Престол Уготованный (Этимасия). Двусторонняя икона. Вторая половина XIV века. Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей, Афины

Вероятнее всего, эта икона неизвестного происхождения воспроизводила тему Одигитрии Константинопольской. Не исключено, что она могла быть связана с главным чудесным действом, которое происходило с Одигитрией Константинопольской каждый вторник, когда ее выносили на площадь перед монастырем Одигон, и там происходило еженедельное чудо – икона начинала летать по кругу на площади и вращаться вокруг своей оси. У нас есть свидетельство об этом многих людей – представителей разных народов: и латинян, и испанцев, и русских, которые видели это удивительное действо.

Две стороны иконы на выставке в Москве напоминают нам, что две стороны Константинопольской иконы образовывали нерасторжимое двуединство Воплощения и Искупительной Жертвы.

Иконы в Церкви

В новозаветной церкви иконы также стали присутствовать в храмах с первых веков христианства. Церковное Предание говорит о первой иконе Спасителя – нерукотворенном Его образе. Господь наш Иисус Христос благоволил изобразить чудесным образом Свой лик на плате, и послал этот нерукотворенный образ к Едесскому князю Авгарю. Издревле этот образ почитался Церковью. Также Церковное Предание рассказывает об иконах Богородицы, написанных апостолом и евангелистом Лукой. Есть письменные свидетельства древних об употреблении и почитании святых икон в три первые века. Так, Тертуллиан упоминает об изображениях Спасителя на церковных потирах в виде доброго пастыря. Тот же Тертуллиан, Менуций Феликс и Ориген свидетельствуют, как язычники укоряли христиан за то, что они будто бы боготворили кресты, т.е. почитали священное изображение креста, на котором распят Господь Спаситель. Евсевий рассказывает, что он видал начертанные красками иконы Апостолов — Петра и Павла и Самого Спасителя, сохранившиеся от древних христиан, которые обращались из язычества. В катакомбах, пещерах, усыпальницах мучеников, куда удалялись первые христиане для молитвы, также найдены священные изображения. Изображения эти представляют, большею частью, Спасителя в виде Пастыря, подъявшего на рамена свои заблудшую овцу; Пресвятую Богородицу в венце или осиянии, держащую на руках Предвечного Младенца, также в сияющем венце; двенадцать Апостолов, рождество Спасителя и поклонение Ему волхвов, чудесное насыщение пятью хлебами множество народа, воскресение Лазаря; из ветхозаветной истории — Ноев ковчег с голубицею, жертвоприношение Исаака, Моисея с жезлом и скрижалями, Иону, извергаемого китом, Даниила во рву, трех отроков в пещи.

Фото: http://www.tatarstan-mitropolia.ru

О наличии икон в первые века христианства говорит свт. Василий Великий: «Приемлю и святых Апостолов, Пророков и мучеников, и призываю их к ходатайству пред Богом, да чрез них, т.е. по их предстательству, милостив будет мне Человеколюбец Бог и да подаст мне оставление прегрешений. Почему чту и начертание их икон и покланяюсь пред ними, особенно же потому, что они преданы от святых Апостолов и не запрещены, но изображаются во всех наших церквах». Почитание святых икон было закреплено догматом об иконопочитании VII Вселенского Собора, отвергшего ересь иконоборчества: «Подобно изображению Честного и Животворящего Креста, полагати во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и из дробных камений и из другого способного к тому вещества устрояемые, якоже иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и Непорочныя Владычицы нашея Святыя Богородицы, такожде и честных ангелов, и всех святых и преподобных мужей. Елико бо часто чрез изображение на иконах видимы бывают, потолику взирающии на оныя подвизаемы бывают воспоминати и любити первообразных им, и чествовати их лобызанием и почитательным поклонением, неистинным, по вере нашей, Богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению Честного и Животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням фимиамом и поставлением свечей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и покланяющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней. Тако бо утверждается учение Святых Отец наших, сиесть предание Кафолическия Церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие».

Что такое икона

С искусствоведческой точки зрения икона — это изображение, выполненное в большинстве случаев на твердой поверхности, дополненное религиозными знаками и надписями. Преимущественно ее пишут на липовой доске, покрытой левкасом (жидкий клей и алебастр). К иконам также могут относится скульптурные, мозаичные изображения, живопись.

В христианстве икона (греч. «изображение», «образ») — творение, изображающее лица или события из священной истории, которые являются объектом почитания верующих — православных, католиков, относящихся к древневосточным церквям. Список таких объектов почитания утвержден на Седьмом Вселенском соборе в 787 году.

Икона Богоматери Кардиотисса (XV век)

Икона выбрана создателями выставки как центральная. Здесь тот редкий случай для византийской традиции, когда мы знаем имя художника. Он подписал эту икону, на нижнем поле по-гречески написано – «Рука Ангела». Это знаменитый Ангелос Акотантос – художник первой половины XV века, от которого осталось достаточно большое число икон. О нем мы знаем больше, чем о других византийских мастерах. Сохранился целый ряд документов, и в том числе его завещание, которое он написал в 1436 году. Завещание ему не понадобилось, он умер значительно позже, но документ сохранился.

Греческая надпись на иконе «Матерь Божия Кардиотисса» – не особенность иконографического типа, а скорее эпитет – характеристика образа. Думаю, что даже человек, который не знаком с византийской иконографией, может догадаться, о чем идет речь: все мы знаем слово кардиология. Кардиотисса – сердечная.

Икона Богоматери Кардиотисса (XV век)

Особенно интересной с точки зрения иконографии является поза Младенца, который, с одной стороны, обнимает Богоматерь, а с другой – как бы опрокидывается назад. И если Богоматерь смотрит на нас, то Младенец смотрит в Небеса, как бы вдаль от Нее. Странная поза, которую иногда в русской традиции называли Взыграние. То есть на иконе – вроде бы играющий Младенец, но играет Он довольно странно и очень не по-младенчески. Именно в этой позе опрокидывающегося тела есть указание, прозрачный намек на тему Снятия с Креста, и соответственно страдания Богочеловека в момент Распятия.

В этой иконе – бесконечная глубина византийской традиции, но, если приглядеться, мы увидим изменения, которые приведут к новому пониманию иконы в очень скором времени. Икона написана на Крите, принадлежавшем в ту эпоху венецианцам. После падения Константинополя он стал главным центром иконописания во всем греческом мире.

В этой иконе выдающегося мастера Ангелоса мы видим, как он балансирует на грани превращения уникального образа в своего рода клише для стандартных воспроизведений. Уже несколько механистическими становятся изображения светов-пробелов, которые выглядят жесткой сеткой, положенной на живую пластическую основу, чего никогда не допускали художники более раннего времени.

Икона Богоматери Кардиотисса (XV век), фрагмент

Перед нами – выдающийся образ, но в определенном смысле уже пограничный, стоящий на рубеже Византии и пост-Византии, когда живые образы постепенно превращаются в холодные и несколько бездушные реплики. Мы знаем, что происходило на том же Крите менее чем через 50 лет после написания этой иконы. До нас дошли контракты венецианцев с ведущими иконописцами острова. По одному такому контракту 1499 года за 40 дней три иконописные мастерские должны были изготовить 700 икон Богоматери. В общем, понятно, что начинается своего рода художественная промышленность, духовное служение через создание святых образов превращается в ремесло на рынок, для которого пишутся тысячи икон.

Прекрасная икона Ангелоса Акотантоса являет собой яркий рубеж в многовековом процессе девальвации византийских ценностей, наследниками которой мы все являемся. Тем драгоценней и важнее становится знание о подлинной Византии, возможность лицезреть ее воочию, которую нам предоставила уникальная «выставка шедевров» в Третьяковской галерее.

Комментировать
0
6
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно

Молитва Пресвятой Богородице об усопших Без рубрики
0 комментариев

Молитвы Пантелеймону Целителю о здравии Без рубрики
0 комментариев

Поздравления с Татьяниным днем в стихах Без рубрики
0 комментариев