Таинство любви. исповедь: кто такой духовник и как его искать?

Таинство любви. исповедь: кто такой духовник и как его искать?

Таинство любви. исповедь: кто такой духовник и как его искать?
СОДЕРЖАНИЕ
0
0
24 февраля 2020

Духовник и ученик

Духовничество приносит ученику радость.

Идти ко Христу – это радостный труд. Человек, освобождаясь от гнёта грехов, страхов и ложных мыслей, входит в радость ещё на земле.

Однажды авва Дорофей спросил своего старца Варсонофия Великого, отчего Христос говорит «в мире скорбны будете», а Дорофей не знает никаких скорбей? И Варсонофий ответил ему, что быть послушником праведного наставника –  единственное состояние души, которое не предполагает скорбей, ведь человек тогда постоянно живёт по воле Божией.

При этом мы знаем, что в монастыре некоторые братья обижали Дорофея. То есть внешние скорби у него были, но благодаря своим наставникам он умел относиться к скорбям правильно, и скорби не ранили его. Так всегда бывает у послушников.

Духовник не заменяет личный труд человека над собой.

Старец Иоанн Крестьянкин сравнивал духовника с дорожным указателем, который показывает, куда идти, но идёт ученик своими ногами.

Даже когда духовник помогает очистить и прогнать страсти, человек чувствует радость освобождения.

Автор этих строк однажды не мог принять важное решение, касающееся борьбы с собой, не решался исполнить совет духовника по этому поводу и чувствовал, что из сердца уходит подлинная жизнь. Когда же он против своей воли послушался учителя, то испытал облегчение верного поступка

А спустя время всё неожиданно окончилось хорошо.

Следование воле Христовой, которую открывает наставник, может казаться тягостным, но оно вносит в душу мир и облегчение праведного поступка.

Духовник не определяет жизнь, но помогает ощутить призвание и соответствовать ему.

Духовник не связует волю человека. Старец Тихон Агриков говорит, что Господь устраивает нашу жизнь по тайному желанию нашего сердца. И духовник в этом помогает. Он не делает лягушку цаплей, а цаплю лягушкой, но способствует и той, и другой стать тем, что она есть.

Мы в святости не похожи на других святых. Духовник помогает каждому найти именно его святость.

Известный музыкант Арво Пярт, приняв православие, пошел в первый попавшийся храм и спросил, что ему теперь делать. Священник сказал: «Бросай музыку и становись церковным сторожем». Но композитор ощутил неправоту такого совета и поехал к старцу Софронию Сахарову. Тот всё выслушал и произнес: «Пишите музыку – и Вас узнает весь мир». Так и произошло.

Старцы Паисий Афонский и Дионисий Каламбокас, когда люди задавали им вопрос, как устраивать дальнейшую жизнь, нередко спрашивали пришедших, чего они сами хотят.

Почти каждый, кто едет к старцу впервые, боится, что тот запретит ему самое дорогое и заставит делать нечто нелюбимое. Но этого никогда не случается. Наставник раскрывает в нас наш образ Божий и приводит ко Христу по нашей дороге.

Духовника каждый выбирает сам.

Древние монахи считали такой выбор неотъемлемым правом ученика, подобно как венчающийся знает много хороших девушек, но женится на одной. Много хороших духовников, но человек выбирает его по некой сердечной близости.

При этом важно помнить, что есть много наставников, которым недоставало дарования старцев, однако они оставались настоящими духовниками, способными привести человека к Богу. До необходимости иметь наставника человек должен дорасти сам, а чтобы слушать наставника, нужно видеть, что он творит волю Божию

До необходимости иметь наставника человек должен дорасти сам, а чтобы слушать наставника, нужно видеть, что он творит волю Божию.

Приручение монашества

Можно без конца критиковать процесс клерикализации монашества, но, видимо, в то время другого пути не было. Бескорыстные подвижники и чудотворцы монахи пользовались большим авторитетом, и очень скоро эти пятитысячные лавры и дяденьки в детских шапочках были вовлечены в партийные споры и богословские дискуссии, которые и в наше время не отличаются культурой, а в раннем средневековье вообще не обходились без кровопролития. 

Монашество надо было «приручить», и самый простой способ «приручения» — включить его в понятную и освященную Церковью иерархию. Так вчерашние хиппи превратились в респектабельных аббатов и архимандритов, а монашеская культура и благочестие стали не только мерилом благочестия, но и единственно верным путем спасения, тогда как все другие — только терпимыми.

Конечно, я сильно упрощаю, но эти процессы так просты и понятны, что лежат на поверхности. Почему монашеское благочестие и устав богослужения со временем вытеснили приходские уставы? Не только в силу привлекательности монашества, но и потому, что на протяжении Средних веков монастыри были единственными островками не только образованности, но и элементарной грамотности. Конкурировать с написанным текстом и стройным уставом очень сложно.

Монастырь — это школа по определению: монашество не может существовать без устойчивых механизмов закрепления, сохранения и передачи традиций, школьность встроена в саму природу монашества, поэтому на протяжении тысячелетий монашество было так сильно. Правда, в этом и его уязвимость: хочешь убить монашество — уничтожь его школьность и просто подожди одно поколение. И наоборот: хочешь возродить монашество — ставь на укрепление школьной преемственности и терпеливо жди, потому что этот механизм заработает в полную силу только через три поколения.

Вместо школьности сегодня работает логика магии: постриг в монашество — вот тебе и монах!

Не надо его растить, воспитывать, тратить годы, и не слушайте тех, кто говорит, будто каждый монах — штучный товар! В девяностые годы у нас постригали послушников, которые прожили в монастыре не больше месяца, но достаточно было провести через постриг, рукоположение и отправить на приход или поставить духовником женского монастыря, чтобы вчерашний школьник или студент вдруг становился опытным старцем!

Однако еще в древности появилась поговорка: cucullus non facit monachum — «куколь не делает монахом». Монаха надо выращивать, долго, терпеливо, заботливо, и не ради того, чтобы из него получился хороший архиерей или иеромонах, а ради евангельского идеала, который иноками мыслится иначе, иноче.

Высокая конкурентоспособность монастырей со временем привела к тому, что не могло привидеться древним монахам даже в искусительном видении: монахи стали епископами, и более того — в Русской Церкви только монахи и могут быть епископами.

«Убегайте от епископов?» А если ты сам теперь епископ, куда бежать?

Кстати, я вовсе не считаю, что это было предательством идеалов, отступлением от традиций. Видимо, в то время по-другому было нельзя. Давать оценку — не мое дело, я просто пытаюсь понять и найти точки опоры, на которых можно было бы удержаться современному иноку. И таких точек опоры, незыблемых основ монашества несколько.

Во-первых, монашество строится на идеале евангельского незлобия, доброты и скромности.

Во-вторых, монастырь — это христианская евхаристическая община, которая живет одной семьей и собирается вокруг Христа.

В-третьих, важность школьности монашества, без которой иночество превращается в магию, а чаще всего просто калечит людям жизнь. В-четвертых, монашество может быть разнообразным

Нет никакого единого монашества, не бывает единого монашеского устава, правила, единственно приемлемого стиля благочестия, формы одежды, образа жизни, богослужения, молитвы и духовного руководства

В-четвертых, монашество может быть разнообразным. Нет никакого единого монашества, не бывает единого монашеского устава, правила, единственно приемлемого стиля благочестия, формы одежды, образа жизни, богослужения, молитвы и духовного руководства.

Орденская система монастырей, которой известно западное монашество, родилась не на Западе. Это совершенно нормальное для христианской древности многообразие монашеского опыта, которое дошло до нас в поговорке «в чужой монастырь со своим уставом не ходят». У каждой иноческой общины был свой устав, свои практики благочестия, и все попытки подвести все это благословенное многообразие под один знаменатель принялись бы отцами древности за хулу на Духа Святого, который и есть самая главная причина разнообразия в христианской жизни.

READ  Псалом 21

Могли ли Святые Отцы ошибаться?

Святые Отцы являются бесспорными авторитетами богословия. Но следует понимать, что они не придумывали вероучение. Они были не творцами, а свидетелями и проводниками Истины, которую хранила и исповедовала Церковь. Однако иногда в своих сочинениях Отцы Церкви выражали и собственные, основанные на субъективном опыте мнения. Это является причиной того, что у Святых Отцов нередко бывают отличающиеся и даже противоположные точки зрения по различным вопросам.

Например, у живших примерно в одно время Игнатия Кавказского и Феофана Затворника были разные взгляды на природу ангелов и человеческой души. Первый утверждал, что ангелы и души имеют некую телесность. Второй же настаивал на их бестелесности. Однако это разногласие не относится к области основополагающих догматических истин. Оно не помешало Церкви причислить к лику святых обоих богословов.

Иногда Святые Отцы допускали и ошибки. Ведь отдельные христиане от них не застрахованы, в отличие от Церкви – столпа и утверждения истины (1Тим. 3:15). Например, Иоанн Златоуст высказывал ошибочное предположение о дате рождения Христа. А Григорий Нисский долгое время исповедовал не принятое Церковью учение об апокатастасисе. Так называют идею о всеобщем спасении грешных душ, обитающих в аду. Нужно заметить, что в конце жизни богослов всё же отказался от этой идеи. Поэтому не все творения Святых Отцов одинаково истинны. Признанная Церковью святость определённой личности вовсе не распространяется на всё сказанное и написанное ею.

Святые Отцы — кто это такие

Святые в Православии – это угодившие Богу люди, почитаемые Церковью за праведность, добродетельность и исповедание веры. Отцы Церкви, или Святые Отцы, – более узкая категория Божьих праведников. Так с конца 4 века называют святых, внесших значительный вклад в православное богословие. 

Богословие и философию Отцов Церкви называют патристикой («pater» в переводе с латыни означает «отец»). Это системное изложение учений Отцов.

Раздел же богословской науки, который занимается жизнеописанием и списком трудов Отцов именуется патрологией.

Преподобный Иоанн Дамаскин, один из Отцов Церкви (православная икона)

В отсутствие старцев

— Какова сегодня ситуация с духовничеством?

— Сложная. Думаю, не у всех священников, к сожалению, есть дарование духовничества.

— А что такое дарование духовничества, в чем оно заключается?

— Я бы так сказал: это разумность требований, которые предъявляет духовник к духовному чаду. Ни в коем случае не ставя себя в пример, я могу сказать из своего опыта, что всегда руководствовался возможностями, силой души человека. И если чувствовал, что я могу передавить и сломать, я останавливался. Если же я чувствовал, что еще есть запас каких-то сил духовных, то я еще более углублялся в душу и давал какие-то советы, которые порой, может быть, было нелегко исполнить, но духовные дети, как правило, стремились их придерживаться.

— Что же случилось сейчас — почему с духовничеством в наше время сложности?

— Главное, что происходит, — это исчезновение старцев.

В свое время мне отец Иоанн (Кресть­ян­кин) говорил: «Мы знали таких старцев, подобных по духу древним старцам. А вы знаете нас. А потом придут другие, которые не будут отличаться какими-то особыми дарованиями и силой духовной». Вот, наверное, это время и пришло, мы его сейчас переживаем — время, как это сейчас принято называть, апостасии, т. е. отступления от веры. Только по благодати Божией наша Россия и русский народ возрождаются, становятся верующими. И как раз для современного поколения святитель Игнатий Брянчанинов, размышляя о старчестве и об исчезновении его в будущем, говорил: не надо печалиться в связи с исчезновением мудрых духовных руководителей, нужно ориентироваться на духовные книги, на отцов Церкви.

И Вы знаете, вот удивительно, ведь я стал верующим человеком, принял крещение, когда мне было 20 лет, в 1969 году. Прошло 20 с небольшим лет, когда вдруг в России произошли изменения — вышел закон о свободе вероисповедания и свободе совести человека. И вот примерно с этого времени, а лучше сказать, с конца перестройки горбачевской, в 1989 году, стали издаваться православные книги: святые отцы, жития. А сейчас — море этих книг и огромное количество издательств! И мы имеем возможность знакомиться с трудами святителя Игнатия Брянчанинова, святителя Феофана Затворника, многих оптинских старцев, глинских старцев, современных старцев, как отец Иоанн (Крестьянкин), и других, кто после себя оставил труды. И они, в общем-то, для нас ответили на все вопросы, которые сейчас встают перед современным человечеством. Так, например, у отца Иоанна (Крестьянкина) есть «Духовная аптечка», составленная как советы по разным проблемам духовной жизни. Сейчас труды святых отцов систематизируются по темам, предположим: о смирении, о молитве, о гордости и так далее. Мы вполне можем искать духовного руководства и в них.

Причем я своим духовным детям не советую сейчас углубляться в аскетические труды таких подвижников, как, допустим, Исаак Сирин, потому что древние отцы, пустынножители ориентировались на монашество, на людей, живущих глубоко аскетической жизнью. Мы такой жизнью не живем. И если мы попытаемся исполнять их советы, с одной стороны, это, безусловно, может быть благом для нас, а с другой стороны, мы можем оказаться в капкане непонимания и несоответствия такого опыта и современной жизни. От этого возможны душевные помрачения, вплоть до психических заболеваний. Поэтому я ориентирую тех, кто обращается ко мне, на современных старцев и отечественных подвижников благочестия, уже почивших, но оставивших нам свои драгоценные труды, ориентированные на современное общество.

— Что это за книги — Вы можете перечислить еще несколько?

— Отец Николай Голубцов, святой праведный отец Алексей Мечёв, конечно, глинские и оптинские старцы, святой праведный отец Иоанн Кронштадтский, Феофан Затворник, Игнатий Брянчанинов. Их море, всех не перечитаешь! И сейчас люди очень занятые — на одну только дорогу на работу или на службу тратишь много времени. Всего не перечитаешь, но достаточно будет и этого для руководства в духовной жизни.

Кого причисляют к Святым Отцам

Верность церковному учению, святость жизни и общецерковное признание – вот главные критерии причисления к Святым Отцам. Далеко не все выдающиеся богословам удостоились этого “звания”. В своих трудах Святые Отцы изложили учение Церкви. А своей праведной жизнью они подтвердили его истинность и спасительность.

Протоиерей Олег Давыденков отмечает, что подлинное богословие – это «видение Бога Троицы». И оно невозможно без общения с Богом (молитвы), аскетического усилия и непрестанной работы над собой.

Поэтому все Отцы Церкви были святыми подвижниками.

Можно ли словосочетание «святой отец» использовать в качестве обращения к ныне живущему православному священнику? Нет, такая традиция присутствует только в западном христианстве. В Православии же принято обращаться к священнослужителю по такой формуле: отец + имя. Например, «отец Олег», «отец Андрей» или “батюшка” или “отче” и т. п.

Святые Отцы: всегда ли последнее слово за ними?

Является ли мнение Святых Отцов по какому-либо вопросу окончательным? И всё ли они сказали? Важно понимать, что учение Церкви не эволюционирует в своём содержании. Ведь это не философская система и не политические теории

Оно лишь проявляется через святых, будучи Откровением Святого Духа. И происходит это непрерывно на протяжении веков. Святые жили и творили в рамках определённого исторического контекста. А значит, взгляды на определённые вещи (не считая догматов) со временем могут дополняться и меняться.

Например, учение о Пресвятой Троице или искуплении Христом человечества от греха – это догматические позиции, которые Церковью никогда не менялись. А принятое Святыми Отцами на Халкидонском Соборе правило о рукоположении в диакониссы женщин не моложе 40 лет – это устаревшая норма. Сейчас в Православной Церкви чин диаконисс отсутствует.

Помимо исторического важен и жизненный, бытовой контекст. Так, большинство Святых Отцов были монахами. В связи с этим в их трудах мало проработаны некоторые актуальные для мирянина вопросы. Например, Отцы Церкви не углублялись в тему отношений между мужчиной и женщиной.

Протоиерей Андрей Ткачёв признаёт неизменность догматического учения, но утверждает, что

READ  Молитва «воздыхание матери о своих детях»

Итак, православным христианам обязательно нужно ориентироваться на мнения Святых Отцов

Однако всегда нужно принимать во внимание исторические перемены и возможность человеческих ошибок богословов по второстепенным вопросам

О духовном отце, святые отцы

Духовный наставник — это священный служитель, который обладает большим жизненным и духовным опытом. Он учит религиозному послушанию.

В истории православия имеются главные варианты наставничества:

  • приходский священник;
  • старцы целители человеческой души, это будущие святые.

Старцы давали обет смирения и своими действиями и поступками облегчали участь заблудившихся в сомнениях людей. Разговорами и напутствиями они исцеляли душу, давали мир и покой. Помогали в религиозном просвещении учеников, учили постичь мудрость и содействовали совершенствованию верующей личности, направляли на праведный путь.

Духовники организаций

Духовники духовных семинарий, епархий, некоммерческих организаций, воинских частей, школ, тюрем, больниц, и средств массовой информации — это всегда священники, которые следят, чтобы идеология и практика организации не противоречили Православной вере и практике Православной Церкви, а члены организации не только добивались уставных целей, но и, по возможности, духовно росли. Эти духовники чаще не претендуют в то же время на роль духовных отцов сотрудников (хотя в воинских частях и особенно на кораблях они обычно бывают духовными отцами), но могут напоминать им о необходимости своевременно обращаться к своим личным духовникам.

^ ДОГМАТЫ О ТАИНСТВЕ СВЯЩЕНСТВА

Чтобы люди могли соделываться пастырями Христовой Церкви и получать власть совершать Таинства, Господь учредил еще особое Таинство   Таинство священства.

Священство есть такое священнодействие, в котором через молитвенное возложение рук архиерейских на главу избранного лица низводится на это лицо Божья благодать, освящающая и поставляющая его на известную ступень церковной иерархии, и потом содействующая ему в прохождении иерархических обязанностей.

Догматы о Боге как судии и мздовоздаятеле

Великое дело освящения людей или усвоения ими заслуг Христовых Бог совершает не иначе, как при свободном участии в том со стороны самих людей, под условиями их веры и добрых дел. Для совершения этого дела Богом назначен предел: для лиц частных оно продолжается до конца их земной жизни, а для всего рода человеческого будет продолжаться до самой кончины мира. По окончании же того и другого периода, Бог является и имеет явиться Судией и Мздовоздаятелем для каждого человека и всего человечества. Он требует и потребует у людей отчета, как они воспользовались средствами, данными для их освящения и спасения, и всякому воздаст по заслугам.

В деле суда над нами и в мздовоздаянии нам участвует вся Пресвятая Троица.

Смерть человека является существенным обстоятельством, предваряющим этот суд.

Смерть есть разлучение души от тела, причина смерти заключается в его грехопадении, смерть – общий удел всего рода человеческого, смерть есть предел, которым заканчивается время подвигов и начинается время воздаяния.

Души умерших блаженствуют или мучатся, смотря по делам своим. Однако ни это блаженство, ни эти мучения не являются совершенными. Они получают их совершенными по общем воскресении.

Мздовоздаяние праведникам по воли небесного Судьи имеет два вида: прославление их на небеси и прославление их на земле – в Церкви воинствующей.

Прославление праведников, по кончине их, на земле выражается тем, что Церковь земная почитает их как угодников и друзей Божьих и призывает их в молитвах как предстателей перед Богом; чтит самые их мощи и другие останки, а также их священные изображения или иконы.

Грешники отходят душами своими во ад – место печали и скорби. Полное и окончательное воздаяние грешникам будет по окончании века сего.

Грешникам, которые до смерти покаялись, только не успели принести плодов, достойных покаяния (молитва, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу), остается еще возможность получить облегчение в страданиях и даже вовсе освобождение от уз ада. Но их можно получить только по благости Божией, через молитвы Церкви и благотворения.

Догматы о всеобщем суде

Придет день, последний день для всего рода человеческого, день кончины века и мира, день, установленный Богом, который хочет произвести Суд всеобщий и решительный – день судный.

В этот день явится Иисус Христос во славе Своей, чтобы судить живых и мертвых. Господь не открыл нам, когда придет этот великий день, для нашей же нравственной пользы.

Знамения прихода Великого суда: необычайные успехи добра на земле, распространение Евангелия Христова во всем мире; необычайные успехи зла и явление на земле Антихриста, орудия дьявола.

В день всеобщего суда придет с неба Господь – Судия живых и мертвых, Который упразднит Антихриста явлением пришествия Своего; по гласу Господа воскреснут мертвые на суд и изменятся живые; произойдет самый суд над теми и другими; последует кончина мира и благодатного царства Христова.

В заключение всеобщего суда праведный Судия произнесет Свой окончательный приговор и праведникам, и грешникам. Это мздовоздаяние будет полное, совершенное, решительное.

Мздовоздаяние и праведникам, и грешникам будет соразмерно их благодеяниям и их грехам и простирается от разных степеней вечного блаженства до разных степеней вечных мучений.

Духовник по переписке

— Может ли современный человек иметь духовника на расстоянии? Созваниваться, переписываться по Интернету, лично редко встречаясь или не встречаясь вообще?

— Конечно, могут быть такие отношения, и они очень распространены. Я слышал, что такие известные духовники, как протоиерей Владимир Воробьев, протоиерей Димитрий Смирнов имели с неким старцем переписку — брали у него советы письменно и получали ответы письменно.

И, кажется, никто из них ни разу не увидел этого старца. Такое возможно. Нам посчастливилось выбираться в Псково-Печерский монастырь, когда мы хотели, сначала мы приходили к старцам с «простынями» вопросов, потом вопросов становилось все меньше и меньше. А некоторые уже не приезжали, а письменно вопрошали старцев и получали ответы. И руководствовались этими ответами.

— Мы снова говорим о старцах, людях особых дарований, прозорливых, которые могли на расстоянии решать определенные вопросы. А как быть с обычными духовниками?

— Есть вопросы, на которые, я думаю, обычные духовники-священники, не осененные такой благодатью духовнической, старческой, не могут дать ответ. Вопросы сложные, которые требуют не только внимания и углуб­ления в душу человека, но еще какого-то параллельного знания, духовного познания, дающегося только свыше, только Богом.

Но, предположим, я имею духовных детей, которых давным-давно знаю, и это знание помогает мне, не будучи старцем и прозорливым человеком, решать, может быть, и гораздо более сложные проблемы. А если ты, обычный священник, не знаешь всех сложностей, нюансов жизни твоего духовного чада, как ты можешь ответить на его вопросы и затруднения?

— Со временем человек начинает меньше нуждаться в духовнике, меньше задавать вопросов, короче исповедоваться. Нормально ли это?

— Я думаю, это нормально. Конечно же, человек учится. Безусловно, любой предмет, по которому мы получаем знания, он гораздо более обширен, чем, допустим, институтская программа. Но тем не менее в институте дают системные знания об этом предмете, достаточно цельные. Основа в тебе заложена, и, опираясь на нее, ты можешь развиваться и дальше. Если у человека пытливый ум, и он продолжает стремиться к познанию интересующего его предмета, то все же постепенно, постепенно вопросов становится все меньше и меньше. Так же и в духовной жизни! Когда мы в последнее время приезжали к отцу Иоанну (Крестьянкину), я выцеживал из себя, как из комара, 2-3 вопроса. Мне нечего было задавать, не было проблем!

И я понимаю, что почти на все вопросы отец Иоанн ответил нам за достаточно продолжительные наши духовные отношения, которые насчитывают три с половиной десятилетия.

— Как Вы относитесь к смене духовника?

— Вы знаете, когда я был моложе, я очень ревностно относился к этому, и достаточно сильно переживал, когда от меня отходили духовные дети. Но, если они отходили, допустим, к отцу Иоанну (Крестьянкину) или к таким столпам Церкви, радость от этого превозмогала ту боль, которая во мне была. А сейчас я свободно отношусь.

READ  Святое причастие

Руководствуясь поговоркой: рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше. Человек свободен! И замыкаться на мне, человеке, который не является святым и знает, может, несовершенно, но цену своей духовной жизни… Я бы не хотел этого, не хотел бы говорить о себе: «Вот я — источник знаний». Ничего подобного. Есть люди гораздо мудрее меня. И если мои духовные чада попадают к таким людям, я сейчас уже этому радуюсь и не испытываю боли.

О священниках и священстве на «Правмире»:

  • Зачем нужны священники?
  • О священниках|Ответы священников на вопросы
  • Как стать священником, или правило парашюта
  • Мифы о священниках
  • Архиепископ Егорьевский Марк: Разумный священник не станет ездить на Лексусе!
  • От чего устает священник
  • Священники тоже люди
  • Работать ли священнику на светской работе, чтобы не зависеть от прихода?
  • Священники и монахи — ветераны Великой Отечественной войны
  • Брак священника, или Битва за кольцо
  • Исповедь тюремного священника
  • Ответ священника философу
  • Священник, старец, духовник…
  • Дневник сельского священника
  • Священник должен поддерживать высокий уровень публичной риторики
  • Друг-священник: почему бы и нет?
  • Каково быть «бывшим» священником?
  • Священник цинично шутит, заболел или выпивает. Что это с ним?
  • Протоиерей Олег Тэор: Священник нужен в армии как отец
  • Священники большого города. Отец Антоний Лакирев
  • Исповедь плохого священника

О совете духовника

Когда христианин и священник дают совет, то бывает, что это совет вообще, совет, обращённый к некому абстрактному идеальному собеседнику, лубочной картинке, не существующей в действительности.

Однажды на лекции в воскресной школе я рассказывал, как трудно было английским прихожанкам Антония Сурожского, потому что в храме стояли десятки бабушек-эмигранток и каждая из них была носительницей собственных суеверий. Пока молодая англичанка доходила до чаши, ей делалось множество замечаний: «Платок не так надет», «руки сложены не так» и мн. др. На эту историю один из моих слушателей отреагировал следующим образом: «Если человек пришел к Богу, то он равнодушен к тому, какие ему замечания сделают».

Такие слова свидетельствуют о том, что христианство некоторые люди применяют вообще, а не конкретно. Конечно, некому идеальному христианину всё равно, как его ругают. Его ничто не отвлекает от молитвы. Но это выдуманный образ. А реальному живому человеку больно, и его боль – не образ, её не исцелить трафаретным ответом.

Но пока жизнь Христа не стала живой жизнью человека, он не может ответить то, что необходимо услышать именно его собеседнику.

Есть, допустим, люди, для которых Бог не Отец, а Мать, по той причине, что отцы их были извергами и для этих людей сравнить Бога с отцом непереносимо. Если подходить к проблеме шаблонно, то можно решить, что они не правы. А если пастырски мудро – их можно и нужно понять.

Но неопытный священник и христианин давая совет смотрят на то, что должно быть вообще, а не на душу конкретного человека.

Признаки

Но недостаточно только понимать значение такого обращения, как «Отец Святой», нужно также знать, по каким критериям можно определить этого Божьего посланника. Он должен быть ортодоксальным в своих учениях, пользоваться авторитетом в делах, касаемых веры, а его писания могут дать точный ответ по поводу того, каким должно быть значение христианского учения в жизни людей. Поэтому церковь часто отказывала различным писателям в праве называться Святыми Отцами, потому что в своих писаниях они отклонялись от истинной веры. А также давали поводы сомневаться в постоянстве по отношению к христианству, даже невзирая на их заслуги перед церковью и на степень учёности.

Кроме того, эти богословы должны обладать святостью жизни, то есть быть примером для верующих, подталкивающим их к духовному пониманию и развитию. Самым весомым признаком Святых Отцов является почитание их церковью. Оно может выражаться во многих формах. Например, некоторых прославленных мужей священнослужители могут указывать как свидетелей истинной веры апостолов и основывать на их писаниях собственные вероисповедания. Другой формой признания может быть то, что творения других богословов назначают для чтения в богослужебных текстах.

Духовники в монастырях

Духовниками называются также все подчиняющиеся Главному духовнику монастыря (духовнику монастыря) иеромонахи, старцы, наставники. Духовником монастыря принято называть особого священнослужителя, в обязанности которого входит духовное руководство братией на пути к спасению. Главный духовник монастыря — обязательно иеромонах (священноинок), архимандрит или игумен. Но при большой нагрузке или при немощи он может перепоручать часть своих обязанностей старцам или наставникам — другим монахам, и даже белым священникам, при этом он несёт полную ответственность за эту их деятельность. Духовником православного(ой) может оказаться и монашествующий, не являющийся священником. Помимо старцев-наставников Главному духовнику подчиняются иеромонахи, исповедующие богомольцев. Кроме старцев и наставников в Православии есть и игуменьи, старицы, наставницы — духовные матери только из монахинь. Естественно, они не могут исповедовать и отпускать грехи в храме. Главной духовницы в женском монастыре нет; всеми старицами и наставницами руководит сама игуменья; духовным отцом, способным исповедовать и отпускать грехи в храме, в женском монастыре является пожилой женатый священник.

Как стать духовным отцом

Наставник не просто рядом идущий, он священный служитель и должен соблюсти таинство покаяния и помочь внедрить нравственные качества Священного писания. Духовный отец должен уметь нежно и в доходчивой форме объяснить, в чем жизненные понятия не соответствуют Писанию. Деятельность наставника намного шире. Это когда священный служитель путем Святого Духа постигает душу ученика и словами и поступками, личным примером, простотой и скромностью достигает большего.

Когда ученик видит истинный образец духовности, он выберет его в отцы. Наставник также должен осознавать, что мир вокруг меняется и ставит другие проблемы не по принципам, а новому содержанию. Это касается интернета и телевидения.

Епитимия

О тех людях, которые считают сами себя христианами, однако не имеют духовного отца, в чине исповеди говорится прямо и откровенно: «лучше бы им не родиться». Когда человек приходит на исповедь и раскаивается в своих грехах, то тем самым он побеждает диавола и свое самолюбие. Но часто бывает, что, раскаявшись, человек вновь оказывается во власти диавола и совершает грех. Именно поэтому христианину, пришедшему на покаяние, дается епитимия (поручение в виде посильного, но и не слишком легкого труда, который бы служил на пользу в христианском утверждении). Вид епитимии определяется духовником. Если человек старательно исполняет полученную им епитимию, благодать Божия укрепляет его в соблюдении заповедей и охраняет от диавольских ухищрений. Священник, выслушав исповедь христианина и высказав необходимые наставления, испрашивает у Господа прощение исповеданных грехов в особых разрешительных молитвах, завершающих чин исповеди. Епитимия — это духовное наставление, которое призвано помочь человеку преодолеть его греховные пристрастия и, во всяком случае, послужить искуплению вины за совершенные грехи. Она может заключаться в молитвенных поручениях (совершать определенное количество поклонов ежедневно, молиться Псалтырь и т.д.), ограничении в пищи (не употреблять мясо, воздерживаться от спиртного), творить милостыню и другое. Длительность епитимии определяется духовным отцом, она может быть дана на несколько лет, год, или до следующий исповеди. В вопросах епитимии священник советуется с духовным чадом, так чтобы епитимия была посильной.

Комментировать
0
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно