Икона божьей матери «донская». значение. в чём помогает. куда вешать. как молиться и от чего оберегает

Икона божьей матери «донская». значение. в чём помогает. куда вешать. как молиться и от чего оберегает

Икона божьей матери «донская». значение. в чём помогает. куда вешать. как молиться и от чего оберегает
СОДЕРЖАНИЕ
0
0
08 августа 2020

Кто написал икону для коломенской церкви

Время и место написания иконы скрыто во мраке времени. Иконописцы предпочитали оставаться неизвестными зная, что они лишь художественный инструмент в руке Божией. Однако кропотливая работа нынешних искусствоведов позволяет предположить, что образ принадлежит кисти известного иконописца конца 14 в. Феофана Грека.

Феофан прибыл на Русь из Византии, чтобы украшать храмы по образцу церквей константинопольских. Время было тревожное: Золотая Орда под предводительством Мамая готовилась наказать князя Дмитрия Иоанновича за отказ платить повышенную дань, а заодно разрушить доселе терпимые ею церкви христианские и обратить народ в иную веру.

Готовясь к решающей битве, войска собрались в Коломне под Москвой, откуда выступили на Дон. С собой они несли икону Божией Матери «Елеуса», что по-гречески означает «Милостивая». Предположительно, она была написана Феофаном Греком незадолго до славных событий, для Успенского храма с. Коломны. Образ был закреплён на высоком древке, на обратной его стороне изображалась сцена Успения Божией Матери.

Спасение от крымских татар

1591 год тяжелым был для русских: с двух сторон напал враг. К Новгороду подступили шведы, и в это же время уже около Москвы были крымские татары, возглавлял которых хан Казы-Гирей. Остановились они на Воробьевых горах у реки Котлова. В растерянности был царь Федор Иоаннович, ведь основное войско стояло у Новгорода. С твердой верой решил он обратиться к защитнице — Пресвятой Богородице. Прибыл царь в церковь Благовещенья и повелел митрополиту взять икону Донской Божьей Матери, остальные святые образа и со всем собором пройти крестным ходом вокруг городских стен, после этого оставить «Богородицу» посреди войска, которое готовилось к жестокому сражению. Наутро началась ожесточенная битва. Неведомая сила навалилась на татар, уже через сутки, оставив множество раненых, убитых, весь свой стан, бросились они бежать. Чудом спасся и добрался в Крым и сам хан Казы-Гирей.

Еще больше укрепилась вера россиян в силу Богородицы-заступницы. В том же году на месте, где во время сражения стояла Донская икона, по велению царя был возведен Донской монастырь. Икона Донской Божьей Матери в Донском монастыре считалась главной святыней. Позже с нее был сделан список, который по сей день и хранится на месте. В том же году установили празднование 19 августа в память оказанного милосердия «через святую икону Донскую». Царь Алексей Михайлович особо почитал эту икону и ежегодно в этот день устраивал крестный ход в монастырь вплоть до 1646 года.

История иконы

Точных данных о том, когда и кем была написана икона, не сохранилось. Во вкладной книге Донского монастыря, составленной в 1692 году, имелась запись, что икона Богоматери была поднесена донскими казаками из Сиротина городка московскому князю Дмитрию Ивановичу в канун Куликовской битвы:


Донской монастырь, основанный в память о спасении Москвы от войск Казы II Гирея

Однако большинство исследователей расценивают это сообщение не более чем как романтическую легенду и считают, что икона написана после Куликовской битвы. Существует несколько версий о том, где первоначально она могла находиться, согласно которым — к примеру, по мнению О. Г. Ульянова, — она была написана для Успенского собора Симонова монастыря (основанного в 1370 году племянником преподобного Сергия Радонежского — святителем Федором), откуда икона могла быть перенесена в 1567 году в Благовещенский собор Московского Кремля, восстановленный после кремлёвского пожара 21 июня 1547 года. Свои доводы О. Г. Ульянов подкрепляет «Жалобницей» протопопа Благовещенского собора Сильвестра митрополиту Московскому Макарию, что после пожара «перевод у Троицы имали иконы с чего писати да на Симанове», а также другими примерами. По мнению В. И. Антоновой, Донская икона первоначально находилась в Успенском соборе в Коломне, построенном по указанию князя Дмитрия Ивановича, в котором, предположительно, работал Феофан Грек и его ученики, создавая фресковый ансамбль и иконостас.

Перед Донской иконой 3 июля 1552 года перед молился Иван Грозный. Он взял её с собой в поход, а затем поместил в Благовещенском соборе Московского Кремля.

Церковное предание связывает с Донской иконой избавление Москвы от войск татарского хана Казы II Гирея. В 1591 году, когда его войско стояло уже на Воробьёвых горах, с иконой был совершён крестный ход вокруг городских стен, после которого её поместили в полковой церкви. На следующий день — 19 августа — русскими войсками была одержана победа, которую приписали заступничеству Богородицы. В память об этом на месте полковой церкви был основан Донской монастырь (для него сделали список с иконы) и установлено празднование в честь иконы. С этого времени икона начинает почитаться как защитница от иноверных и иноплеменных врагов.

В 1598 году Донской иконой патриарх Иов благословил на царство Бориса Годунова. В 1687 году икона была в крымском походе князя Василия Голицына. В конце XVII века икона была перенесена в покои царевны Натальи Алексеевны, а позднее вновь вернулась в Благовещенский собор. Во время захвата Москвы войсками Наполеона икона лишилась драгоценных камней с её оклада.

В 1919 году Донская икона, раскрытая от записей Г. О. Чириковым (работа была начата им в 1914 году), поступила в Государственный исторический музей. С 1930 года находится в собрании Третьяковской галереи.

В чем помогает Донская икона

Сейчас постоянное место нахождения Донской иконы Божией Матери – Третьяковская галерея. Ежегодно для праздничной службы ее доставляют в Донской монастырь, где священное сословие Москвы чествует великую святыню.

Как известно, образ Богоматери в целом является одним из наиболее почитаемых. Поэтому трудно перечислить, о чем молятся Донской иконе Божией Матери — верующие взывают о самых разных делах с самыми разными просьбами.

Иконографический образ относится к типу Умиление или Елеуса и особенностью тут является прильнувшие друг к другу лики Богомладенца и Богоматери, а на этом образе особенностью являются согнувшиеся ножки маленького Христа. Сам образ Умиление указывает не только на близкие отношения между Христом и Девой Марией, но и символически указывает на поиск души, которая стремиться прильнуть ко Всевышнему и проникнуться неподдельной любовью к нему. Поэтому перед этим образом часто молятся для того чтобы обрести подлинную веру, либо укрепиться в вере.

Как известно, православная вера для каждого отдельного верующего является динамичной, то есть может укрепляться и также ослабляться

Вот почему духовную практику следует вести непрерывно, вот почему, если смотреть в чем помогает Донская икона Божией Матери многие верующие обращают внимание именно на возможность укрепиться в вере и получить духовную помощь

Тем не менее, есть свидетельства от верующих и о помощи сугубо телесной, которую предоставляет этот образ.

Образ обладает целительной мощью и может уберегать от различных невзгод, тех, кто обращается с молитвой – в этом и есть значение иконы.

Чумной бунт

Самое мрачное событие в истории монастыря произошло здесь в 1771 году. В этих стенах убит был архиепископ Амвросий. В стране в то время шел Чумной бунт. Чудовищная эпидемия уносила тысячи жизней. Смертность ежедневно повышалась, не хватало гробов для захоронения. Прямо на улице можно было встретить и здоровых, и больных, и мертвых. Бывало так, что трупы просто выбрасывали из окна на улицы города. Медики были бессильны. Чума свирепствовала. Люди стали искать спасения у Господа. Ежедневно толпы собирались у иконы Богородицы. Все целовали Святыню, тем самым способствуя распространению чумы. Архиепископ Амвросий прекрасно это сознавал и велел убрать икону, запретил сборища и молебны. Беснующаяся толпа разгромила Чудов монастырь, а после этого добралась и до Донского. В его стенах укрывался Амвросий. Бунтовщики убили архиепископа, после этого разгромили карантинные заставы, особняки знати. В течение трех дней бунт подавили. По приказу царицы Екатерины II зачинщики и убийцы были казнены. В те годы эпидемия унесла жизни 57 тысяч москвичей.

Донской монастырь в Москве

Монастырь во имя Донской иконы Пресвятой Богородицы был основан царем Феодором Иоанновичем в 1591 году в честь победы русских войск во время похода крымского хана Газы-Гирея. Его возвели на месте военного лагеря отряда Бориса Годунова и походной церкви преподобного Сергия Радонежского. Постройка завершала создание оборонительного полукольца на подступах к Москве со стороны южных степей, в которое также входили ранее построенные монастыри-крепости: Андроников, Новоспасский, Симонов, Данилов и Новодевичий.

READ  Какие молитвы читать за сына в армии

Донской монастырь в 1883 году

Первой постройкой монастыря стал собор Донской иконы Богородицы, называемый Старым или Малым. Его возвели, предположительно, по проекту архитектора Феодора Коня. Это был одноглавый храм с алтарными апсидами, который завершался трехступенчатыми рядами кокошников, скрывающими своды. Он не соответствовал классическому типу монастырского собора и напоминал приходские церкви того времени, например церковь Николы Явленного на Арбате. Позднее собор послужил образцом для строительства храма Покрова в Рубцове, Казанского собора на Красной площади и других церковных сооружений. В Смутное время Малый собор был разграблен. При Михаиле Романове обитель отремонтировали и частично восстановили. В 1650 году она была приписана к Андреевскому монастырю. В 1673 г. к Малому собору пристроили трапезную часть.

Малый Донской собор в одноименном монастыре в Москве

Строительство Большого собора в Донском монастыре началось в 1684 году. Храм выполнили в нарышкинском стиле и поставили на высокий подклет, главы установили в направлении сторон света. В течение XVIII века сформировался грандиозный комплекс монастыря. С 1686 по 1711 год возводилась монастырская каменная ограда с двенадцатью башнями. В 1714 году над северными вратами обители построили церковь во имя Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы. Возведение колокольни над западными вратами началось в 1730 году. В 1758-1760 годах на территории обители поставили одноэтажное каменное здание монастырских келий.

Во время вторжения французов в Москву в Донском монастыре расположилась часть полка второй конной гвардии. В братских кельях поселились рядовые, с некоторыми стояли лошади. Обитель была разграблена: украли венцы с икон, оклады, ризы и все драгоценные украшения. Во многих помещениях были выломаны полы, двери, рамы, перегородки. На пожертвования атамана Донского казачьего войска графа Матвея Платова восстановили обитель и изготовили новые ризы на иконы иконостаса Большого собора. В 1834 году начало работу духовное училище, в котором готовили учеников к поступлению в семинарию.

Большой Донской собор

В 1918 году Донской монастырь закрыли. К 1926 году монастырь числился в списках Московского отдела народного образования как открытый для посещения историко-культурный и бытовой музей. В том же году его передали в управление Музейного отдела Главнауки. В 1929 году музей закрыли, общину ликвидировали, а на их месте начал работу Антирелигиозный музей искусств. В 1934 году монастырь был передан Музею архитектуры, относившемуся к Академии архитектуры СССР. С 1946 по 1960 год проводились богослужения в Малом соборе.

30 октября 1990 года решением Мосгорисполкома семь храмов Донского монастыря были переданы РПЦ. В мае 1991 года в монастыре возродилась монашеская жизнь. В 2014–2016 годах была проведена реставрация Малого собора: заменили поздние конструкции крыш объемов трапезной, приделов и собора на новые — исторических форм, восстановили кресты на колокольне и главах приделов. Некрополь русского дворянства и богатого купечества на территории монастыря — единственный в Москве, переживший без существенных потерь советское время. В нем похоронены писатели, поэты, архитекторы, ученые: Александр Сумароков, Михаил Херасков, Василий Пушкин, Петр Чаадаев, Владимир Одоевский, Василий Майков, Осип Бове, Николай и Дмитрий Бантыш-Каменские, Василий Ключевский, Николай Жуковский и другие известные деятели.

История создания этого святого лика

  • Точное место и год написания иконы неизвестны, зато историки религии уверены в ее авторстве. Донская Богоматерь написана Феофаном Греком, предположительно в Москве. Хотя никакой подписи на ней нет, иконописцы того времени предпочитали оставаться неизвестными.
  • Славу икона обрела в 1380 году. Дмитрий Донской взял ее на Куликовскую битву. Причем не просто в багаже — икону несли прямо по полю брани, прикрепив к длинному древку. Многие до сих пор верят, что именно благословение свыше помогло князю победить монгольское иго. Еще бы, ведь монголы собирались не просто облагать народ данью, а начать разрушать церкви, силой переводя людей в свою веру!
  • Икону-победительницу привезли в Коломну, где она обрела дом в новеньком Успенском храме, возведенном в честь великой победы. Там она встречала паломников почти 200 лет.
  • Свое теперешнее имя икона получила во времена Ивана Грозного. Именно перед ней князь молился, собираясь в поход на Казань — и взял этот город. После этого икону перенесли в Кремль, в Благовещенский собор. А чтобы жители Коломны не жалели о покидающем их образе, им было подарено сразу два списка иконы.
  • Последующие правители тоже брали икону в свои походы. В частности, Донской Богоматери князь Голицын молился, собираясь с походом на Азов. Икона с каждым годом становилась все известнее. Ей создали поистине царский драгоценный оклад. А в день Куликовской победы ее проносили по городу в торжественном крестном ходу.
  • Борис Годунов был благословлен на царствие именно Донской Богоматерью.
  • Когда Москву взял Наполеон, икону не украли и не сожгли, только разграбили драгоценную ризу.
  • В революционном горниле 1917 года она тоже выжила: образ взяли под «крылышко» работники Государственного музея как памятник истории. А в 1930 году ее перенесли в Третьяковскую галерею, где она висит и в наши дни.

С 1994 года бережно отреставрированную икону снова начали выносить на крестные ходы к Донскому монастырю. Правда, делают это уже не так, как во время «юности» иконы — вместо длинного древка используют влагозащищенную капсулу. Также много внимания ученые уделяют охране святого образа и его транспортировке. Но все равно он выходит к людям, как и должно быть.

Феофан Грек — кто он

Это иконописец и мастер фресковой живописи. Жил он с 1340 по 1410 годы (приблизительно).

Его одновременно называют византийским и русским мастером, так как родился и начал свою деятельность он именно в Византии, после чего прибыл в русские земли (где из-за происхождения и получил свое прозвище).

Сначала Феофан поселился в Новгороде, где расписывал церкви, обучая местных мастеров византийской технике. Некоторая часть таких фресок сохранилась до наших дней.

После этого он, скорее всего, работал в Серпухове и Коломне.

Позже иконописец переехал в Москву. Здесь он не только трудился над украшением храмов, но и расписывал частные дома, а также писал иконы.

Местом смерти иконописца считается Русь.

Больше о творчестве этого художника вы можете узнать из этого познавательного фильма об искусстве:

В какой день почитают этот образ

В нашей стране есть один день, в который эту икону величают во всех церквях: 1 (19 по старому стилю).

Для сравнения: Куликовская победа была одержана 8 .

О чем молятся Донской Божьей Матери

К ней часто припадают солдаты, идущие в бой, а также их родственники, умоляющие Богоматерь сохранить жизнь и здоровье их сыновьям, внукам, племянникам, мужьям и братьям. В молитвах вспоминают и о победе, хотя, конечно, больше всего просят о мире.
Но и в мирное время число просящих не оскудевают, так как Божью Матерь просят о защите от врагов.
Также многие верят, что она может придать внутренних сил, стойкости в минуты скорби, когда кажется, что помощи ждать неоткуда (ведь на самом деле у всех нас есть защита, небесная, о которой просто нужно вспомнить).
Также эта икона считается защитницей израненных и больных

И неважно, какой степени и тяжести рана или заболевание.
Также не все знают, но у этой иконы хорошо просить благословения людям, жизнь которых начинает новый виток: абитуриентам, сотрудникам, впервые устроившимся на работу, молодоженам, и так далее. Также помощи можно попросить, если вы столкнулись со сложным выбором и не знаете, каким путем пойти.

Как правильно нужно молиться

Читать специальную молитву не обязательно — тем более, что только единицы знают ее текст. Попав в церковь к святыне, обратитесь к ней простыми душевными словами, полными искренней веры, и Богоматерь обязательно услышит и поможет.

Впрочем, если вы молитесь дома, можете прочесть особую молитву, созданную для обращения к Донской Богоматери:

А под конец традиционно предлагаем посмотреть на эту реликвию глазами детей. Этот ролик — мультфильм.

Его особенность в том, что он не только создан для детей, но режиссеры и мультипликаторы этого видео — тоже дети. Но как вдохновенно и понятно все нарисовано и рассказано!

Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.

READ  Молитвы перед отправлением в воздушное путешествие

Датировка и авторство

«Богоматерь Донская» (реверс золотой памятной монеты, посвящённой Феофану Греку)

Традиционно исследователи считают автором Донской иконы Феофана Грека либо одного из мастеров его круга. Профессор Олег Ульянов называет одним из авторов чудотворной иконы иконописца Игнатия Грека, писавшего в Успенском соборе Симонового монастыря. Лев Лифшиц высказал мнение, что образ Богородицы принадлежит кисти сербского мастера моравской школы (один из храмов в Новгороде расписывали сербские иконописцы). Член-корреспондент АН СССР Виктор Лазарев предполагал, что икона была написана новгородским иконописцем, одним из учеников Феофана, хотя и не исключал возможность её написания самим Феофаном.

Так же, как и в вопросе о лицевой иконе, среди историков искусства нет единого мнения об авторстве Успения. Игорь Грабарь, Павел Муратов и В. И. Антонова считали, что икона принадлежит кисти Феофана Грека. Мнение Дмитрия Айналова, Льва Лифшица и Виктора Лазарева — икона написана русским, возможно, новгородским художником. Довод Лазарева: сомнения в принадлежности иконы русскому мастеру вызывает высокое качество иконы, превосходящее качество всех других работ того времени, выполненных новгородскими художниками. Но это, по мнению исследователя, объяснимо тем, что икону писал художник, обучавшийся у Феофана.

Расхождение мнений вызывает и время написания иконы. Ряд авторов относит её создание к 1392 году — времени росписи Феофаном Успенского собора Коломны. Высказано также предположение, что Донская икона была создана Феофаном в 1390-х годах непосредственно для Благовещенского собора Московского Кремля как список с несохранившейся иконы из Успенского собора Коломны. Лазарев считал, что если икона была написана в Новгороде (где Феофан Грек провёл десять лет), то её следует датировать 1380-ми годами, а если в Москве, то 1390-ми. По мнению Лифшица, она могла быть заказана митрополитом Киприаном в 1395 году, по случаю отхода от Москвы войск Тамерлана.

Чаще всего причиной написания иконы называют заказ великой княгини Евдокии написать образ на молитвенную память о своём муже Дмитрии Донском и о воинах, погибших в Куликовской битве.

Донской храм в Перловке

От иконы, ставшей символом русской истории, по всей Руси распространилось множество списков. В честь неё воздвигались храмы: в каждой отдалённой слободке люди хотели поклоняться любимому образу, молиться о прекращении бед и войн. Одним из таких храмов стала Донская церковь, построенная в конце 19 века потомственным дворянином Николаем Семеновичем Перловым недалеко от Мытищ. Небольшая, но изящная деревянная церковь предназначалась для дачников, желавших посещать богослужения в летний период.

Никто не предполагал, что скромная дачная община будет освящена мученической кровью: священника церкви Георгия Извекова, известного и ныне церковного композитора, арестуют и расстреляют в 1937 г. на Бутовском полигоне. Сам храм несколько раз закрывался, пока не был разрушен до фундамента. «Нам приходится терпеть всевозможные лишения — все это нам послано в наказание за наши грехи» — верно заметил о. Георгий в последней речи перед смертью.

По непрекращающимся молитвам Богородицы и милости Господа к кающимся, перловская Донская церковь сейчас возрождается. Скоро отточенный силуэт её купола, воссоздаваемый по старым фотографиям, снова украсит полустанок Ярославской железной дороги. К чтимой храмовой иконе Донской Богоматери стекутся уже не дачники, а жители большого города. И в настоящее время есть о чем помолиться Богородице, Хранительнице российских пределов.

Также помолиться у этого образа можно в таких храмах России:

  • Донской монастырь в Москве
  • Храм в честь Донской иконы Богородицы в Ростове-на-Дону;
  • Богоявленский патриарший собор в Москве;
  • Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах;
  • Храм Ризоположения, Москва.

Иконописные изображения и их символы

На оригинале Донской иконы изображена Пресвятая Дева, держащая на правой руке Богомладенца, прильнувшего к Ней. Голова Богородицы склонилась к Сыну, печальный и строгий взгляд направлен на молящихся. На Её лице — скорбное предчувствие трагедии, ожидающей Христа. По композиции икона напоминает Владимирскую, отличаясь от неё положением ног Младенца.

Богородица покрыта темно-красным мафорием, украшенным золотыми полосками, тремя звездами и бахромой — символами приснодевства и царского положения. Под мафорием проглядывает темно-голубой хитон и плат, закрывающий волосы. В левой руке, под ножками Богомладенца, можно разглядеть плат. На поздних списках его изображали белым. Этим платом Богородица отирает слёзы притекающим к Ней в нуждах.

Богомладенец одет в хитон цвета охры. Разбегающиеся по складкам золотые лучи «пробелов» — знак Божественной благодати. В руке Младенец держит свиток — символ Ветхозаветного Закона, утратившего значение с Рождеством Христа.

Фон иконы и нимбы над головами святых выполнены тончайшим сусальным золотом, стертым от времени. Золото — не просто богатое украшение: оно указывает на Горний мир, заполненный Божественным светом. Можно представить, как величественно выглядела икона сразу после написания.

Интересно. 21 апреля 2015 года в храме при Третьяковской галерее был освящен вновь выполненный список с древней святыни. По просьбе жителей Южной России, он будет помещен в главном соборе г. Ростова-на-Дону.

Донская икона Божией Матери

В 1380 году донские казаки вручили ее князю Дмитрию Ивановичу (Донскому). В день Куликовской битвы, 8 сентября 1380 года, который пришелся на праздник Рождества Пресвятой Богородицы, икона находилась среди русского войска.

К сражению с Мамаевыми полчищами русские войска очень хорошо готовились, великий князь сумел объединить силы, к нему стекались отряды с разных мест Руси. Пришли под его знамена и донские казаки, они явились с иконой Богоматери, взятой из Благовещенской церкви городка Сиротина.

Икона сражалась вместе с войсками, ее укрепили на древке как хоругвь, она прошла перед выстроившимися отрядами, а в разгар боев находилась в самом пекле, вдохновляя русских воинов. 8 сентября 1380 года русские одолели Мамая, эта победа вселила в народ уверенность в возможность полного освобождения от татаро-монгольского ига.

После сражения донские казаки преподнесли икону Донскую великому князю Димитрию, он торжественно внес ее в Москву и поместил сначала в Успенском соборе Кремля. Но на обороте иконы скоро обнаружили надпись: «Благовещение Богоматери». Тогда ее перенесли в Благовещенский собор.

В память победы икона стала называться «Донская».Во все времена войн она оставалась в русском войске, а в день славной Куликовской битвы находилась в виде хоругви на древке для ободрения православных воинов.

Князь Донской вначале принес эту икону в Москву и установил в Успенском соборе Кремля. Когда же построили Благовещенский собор, он перенес Донскую икону Божией Матери в него, так как на задней стороне этого образа было написано Благовещение Богоматери.

В 1591 году на Россию напали с двух сторон. Шведы шли к Новгороду, крымские татары во главе с ханом Казы-Гиреем уже были около Москвы, остановились у речки Котлов на Воробьиных горах. Царь Федор Иоаннович был сильно растерян, так как основные силы русского войска защищали Новгород. Не надеясь на человеческие силы, царь с твердой надеждой «обратился к непобедимой воеводе — Пресвятой Богоматери». Он пришел в церковь Благовещения: взял чудотворную Донскую икону и велел митрополиту со всем собором, с нею и другими святыми образами обойти в крестном ходе вокруг стен Москвы, а потом поставить Донскую икону Божией Матери среди войска, готовившегося к битве.

На следующий день с утра началась ожесточенная битва. Через сутки татары, истерзанные невидимой силой, бросились бежать, оставив множество убитых, раненых и весь свой стан. В благодарность за помощь, оказанную Царицей Небесною, Феодор Иоаннович в том же году на месте, где стояла во время битвы Донская икона, построил Донской монастырь. В нем поставили Донскую икону Божией Матери и установили 19 августа по старому стилю (сейчас 1 сентября) праздник в память оказанного Богоматерью милосердия «чрез Ее святую икону Донскую». Царем Алексеем Михайловичем, особенно уважающим эту икону, был установлен крестный ход в день праздника в этот монастырь, совершавшийся в разное время до 1646 года, когда «татары, напавшие на курские пределы, были счастливо отражены».

Донская икона Божией Матери

Донская икона Божией Матери стояла на левой стороне от царских врат в Благовещенском соборе Кремля. Христиане ей усердно молились как защитнице Отечества, тем более она усилена святым изображением Благовещения Богоматери на обратной стороне.

До 1814 года на Донской иконе был богатый золотой оклад. Сейчас от него уцелела лишь золотая рама, на которой видны следы «опытов» наполеоновских солдат, принявших ее за медную.

READ  Полное вечернее молитвенное правило на русском языке

С 1919 года Донская икона Божией Матери хранится в Третьяковской галерее.

Донская икона Божией Матери

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Все люди православной веры и не только верят в чудо и ходят в церковь, где преклоняются святым образам. При этом произнося молитву каждый произносит молитву с просьбой о той или иной помощью в жизни. Для людей, которые не имеют веры — это может показаться странным, а люди, которые сердцем веруют знают, что, если искренне попросить о помощи она сбудется и прибудет чудо исцеления. Одной из почитаемых икон православной веры является икона Донская Богоматерь. Ей преклоняются достаточно много верян. Ее значение и о чем молятся этой иконе рассмотрим ниже.

Кто написал икону для коломенской церкви

Время и место написания иконы скрыто во мраке времени. Иконописцы предпочитали оставаться неизвестными зная, что они лишь художественный инструмент в руке Божией. Однако кропотливая работа нынешних искусствоведов позволяет предположить, что образ принадлежит кисти известного иконописца конца 14 в. Феофана Грека.

Феофан Грек. Икона Донской Богоматери

Феофан прибыл на Русь из Византии, чтобы украшать храмы по образцу церквей константинопольских. Время было тревожное: Золотая Орда под предводительством Мамая готовилась наказать князя Дмитрия Иоанновича за отказ платить повышенную дань, а заодно разрушить доселе терпимые ею церкви христианские и обратить народ в иную веру.

Готовясь к решающей битве, войска собрались в Коломне под Москвой, откуда выступили на Дон. С собой они несли икону Божией Матери «Елеуса», что по-гречески означает «Милостивая». Предположительно, она была написана Феофаном Греком незадолго до славных событий, для Успенского храма с. Коломны. Образ был закреплён на высоком древке, на обратной его стороне изображалась сцена Успения Божией Матери.

Донская и её списки

Случилось так, что исторически наиболее почитаемые списки Донской иконы находятся сегодня в Третьяковской галерее. С 1930 года там хранится образ, написанный Феофаном Греком. (Раз в год именно его в приносят из музея в Донской монастырь). Туда же со временем попал список, выполненный для Малого собора Донского монастыря Симоном Ушаковым.

Несколько списков Донской иконы есть сегодня в самом монастыре, и каждый из них имеет свою историю.

Наиболее древний из монастырских образов помещен в иконостас Большого собора. (К сожалению, в дни принесения иконы из Третьяковской галереи отчасти закрывают, выставляя вплотную к иконостасу специальный киот). Считается, что именно эта икона была написана в XVI столетии для единственного тогда монастырского собора – ныне именуемого Малым.

Когда через сто лет в монастыре был построен новый Большой собор, икону перенесли туда. Однако для формата здешнего большого иконостаса она была маловата, и тогда иконную доску «надставили» рамой с сюжетом «корень Иессеев».

В XIX столетии икону вместе с рамой закрыли серебряной ризой, которую сняли только сейчас, в процессе реставрации. Так что в нынешнем году икона предстала в совершенно новом виде и во всём, доселе недоступном внешнему взгляду, богатстве красок.

Что же до Малого собора обители, то он, увы, очень сильно пострадал в годы, когда в монастыре был антирелигиозный музей, так что даже бывший здесь иконостас не сохранился.

Тот, что мы видим сейчас, некогда находился в храме святого Харитонья Исповедника в Огородной слободе (снесённого в 1935 году) и был выделен для собора патриархией при возобновлении богослужений в 1948 году. Помещённый сюда Донской образ считается копией иконы Феофана Грека, выполненной в XX веке.

Сегодня в Малом соборе есть и ещё один Донской образ. Слева от входа в алтарную часть, под сенью находится образ XVIII столетия. Дары молящихся, которые видны на его ризе, свидетельствуют: образ считается чудотворным.

Ангельское славословие

Особо почитается всеми верующими христианами Пресвятая Богородица, родившая миру Спасителя, которому суждено было искупить грехи человечества. За это Её называют Лествицей, имея в виду то, что Дева Мария подарила миру спасение и лестницу в Царство Небесное! Одних только икон с изображением Её лика известно более трёх сотен. А сколько их всего, знает только Царица Небесная.

Многие из этих икон прославились чудотворениями и особенно чтятся в разных уголках известного мира. Но не только люди преклоняются перед величием и милостью Богородицы, но и все чины бесплотные у Неё в подчинении. Почитают Пречистую Деву и восхваляют все небесные чины — Архангелы и ангелы, а также святые, находящиеся у престола Божьего.

Происхождение молитвы «Достойно есть»

Прекрасная история появления молитвы к Богородице присуща именно этому тексту. А появилась она на святой горе Афон, выбранной самой Богородицей своим земным оплотом, где явилось миру множество чудес, одним из которых и стало обретение этого текста.

Более тысячи лет назад подвизался на святой горе один старец с молодым подвижником, посвятив свою жизнь служению Господу и Пречистой Богородице. Однажды старец покинул свою келью, а молодой монах приготовился вознести вечерние молитвы, как в дверь их скромной обители постучали. На пороге стоял незнакомец, которого монах, как и принято в тех местах, пустил внутрь и принял достойно, насколько это возможно для афонских подвижников.

Вдвоём с таинственным гостем, представившимся Гавриилом, подвижник приступил к молитвам, а когда дошёл до молитвы к Богородице «Честнейшую Херувим», незнакомец прервал его, сказав что там, откуда он прибыл, Пречистую восхваляют иначе и начал молитву словами «Достойно есть, яко воистину блажити тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего».

Инок был удивлён, но повторил сказанное таинственным собеседником и икона с ликом Пречистой засияла необыкновенным светом, а монах почувствовал небывалую благодать и лёгкость, коих ещё никогда не испытывал в своих молитвах.

Поражённый этим чудесным обстоятельством, подвижник просил гостя записать для них эту молитву, но поблизости не оказалось письменных принадлежностей. Тогда странник, представившийся Гавриилом, начертал слова этого святого текста на камне, поддававшемуся его пальцам словно масло.

Пока инок приходил в себя от явленного ему чуда, гость буквально растворился в воздухе. К тому времени с вечерней службы вернулся старец, которому молодой монах поведал об этом благоволении. Более духовно опытный сей старец сразу узнал в таинственном госте Архангела Гавриила, благовестника Пречистой Девы Марии.

Обретение чудотворной иконы

Вместе они сообщили братии и собору афонских старцев о чуде, после чего камень с начертанной на нём молитвой передали патриарху в Константинополь как подтверждение святого чуда. А икону, которая именовалась «Милостивая» до совершения чудесного явления, переименовали по первым словам молитвы — «Достойно есть», и перенесли в главный монастырь святой горы. С тех пор она прославилась многими чудотворениями, которые зафиксированы в монастыре, а также везде, где находятся списки с этого святого лика.

Текст молитвы «Достойно есть» на русском языке:

Толкование молитвы

Читается эта хвалебная песнь Богородице достаточно легко и сладкозвучна как на греческом, так и на церковнославянском языке. Произнеся или пропев её несколько раз, станет образно понятен её смысл и значение.

Трактуется она следующим образом: воистину справедливо и правильно ублажать тебя, Богородицу, являющуюся блаженной вовеки и пренепорочно чистой матерью Бога нашего и Спасителя. Превосходишь Ты по чести херувимов и превыше своей славой и величием, чем серафимы. Ты девственно, непорочно родила Бога — Слово, и мы воспеваем и величаем тебя как истинную Богородицу!

И без особого перевода и разъяснения понятно, как этой песнью восхваляется величие той, что родила Господа, явила миру Слово, бывшее до той поры лишь у Бога Отца Вседержителя. И милостью этой от творца она превзошла все бесплотные ангельские чины, предстоящие у престола Божьего. Поэтому и нам, грешным и смертным, стоит почитать её так же трепетно, как и ангелы склоняются перед Ней!

Текст молитвы «Достойно есть» на церковнославянском:

Текст «Достойно есть» на греческом русскими буквами с ударением:

Комментировать
0
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно