Чудо воскрешения Лазаря

Содержание

В наше время почитают две гробницы святого Лазаря Четверодневного, одна из них — «яма Лазаря»

Православные почитают мощи праведного Лазаря, которые обрели в 890 году. Произошло это в городе Кития, который в наше время называется Ларнака. Во время обретения мощи святого лежали в мраморном ковчеге.

На нём было написано: «Лазарь Четверодневный, друг Христов». Мощи святого Лазаря перенесли из Кития в 898 году в Константинополь по повелению византийского императора Льва Мудрого.

Их положили в храме во имя Праведного Лазаря. В конце IX — начале X века над могилой Лазаря в Ларнаке построили церковь Святого Лазаря. Во время реставрационных работ, провидимых в 1972 году, в этом храме обнаружили мраморную раку с человеческими остатками, которые оказались не полностью вывезенными мощами святого Лазаря.

Чудо воскрешения ЛазаряВход в погребальную камеру Лазаря в Вифании. Сама погребальная камера тесная и узкая

В наше время паломникам, отправляющимся на Святую Землю, необходимо знать, что гробница Лазаря не одна. Дело в том, что одна яма Лазаря находиться в Вифании в Иерусалиме, а другая в городе Китим на острове Кипр.

В первой могиле, согласно легенде и Священному писанию, Иисус Христос и воскресил Лазаря. Она находиться северо-восточнее Вифании на одном из предхолмий Елеонской горы.

В пещере святого Лазаря Четверодневного на острове Крит 25 ступеней.

Пещера имеет небольшой вход, пробитый в скале. Сама она узкая и глубокая. В пещеру паломники спускаются по 25 ступеням. В ней находится небольшая площадка с каменным столом в углу.

Когда отмечается Лазарева суббота, она служит престолом во время богослужения. Считается, что именно здесь Господь произнёс: «Лазаре, гряди вон!» На пять ступеней вниз расположена погребальная пещера святого Лазаря Четверодневного.

Чудо воскрешения ЛазаряГробница праведного Лазаря в церкви Святого Лазаря в Ларнаке. Вторая гробница святого Лазаря находиться в Ларнаке. Здесь стоит мраморный гроб с частью его мощей

Первая могила святого настоящее время принадлежит мусульманам и за её посещение взимается плата, в непосредственной близости от неё находится мечеть. Сама Вифания получила в византийскую эпоху название Лазарион, а позднее мусульмане стали называть её Эль-Азария (производное от имени Лазарь по-арабски).

Вторую же могилу святого можно увидеть в городе Ларнака и здесь храниться часть его мощей, а именно глава и половина его костей.

«Друг Христов» за каменной стеной

Чудо воскрешения Лазаря

Walimai.photo

Для Достоевского в каждом из нас, как в склепе, тлеет друг Христов. За каменной стеной, заваленный камнем – и все же еще живой, не могущий до конца умереть – ибо друг Христов – это образ самого бессмертного Христа.

На ряде икон, изображающих воскрешение Лазаря, мы видим, что Лазарь и Христос имеют один лик. Христос может воскресить Лазаря, потому что Он одновременно – и внутри склепа, заваленного камнем, – и вовне. Христос воскрешающий взывает к Своему Образу в друге своем, в том, который своим путем и своей волей может только умереть. Но воскреснет, поднятый воззвавшей к нему извне волей Христовой, а изнутри воздвигнутый ответившим этой воле Его образом.

Каменная стена, заваливший проход камень – это наше отдельное Я, повторившее грех праотцев, пожелавшее обособленного бытия. Наше Я, заслонившее нас от внешнего мира крепостной стеной и заключившее образ Божий внутри нас в тюремную камеру, могильный склеп. Наше Я, отделившее нас и от того, что вовне, и от того, что внутри нас.

Адам и Ева, пожелавшие быть сами по себе, как боги, оказываются в позиции блудного сына, потребовавшего от отца своей части наследства. И Господь такое наследство им дает, «проклиная» – то есть отделяя от Себя в их владение землю, закручивая ее законами сохранения вещества и энергии ради возможности автономного бытия. Так все человечество, все мироздание становятся Лазарем в склепе, ибо отделенное от всего тело, питающееся само собой, – это и есть тело тлеющее, разлагающееся, живущее в длящейся смерти, принимаемой за закон жизни.

«Преступление и наказание» с этой точки зрения – лишь ответ на «Записки из подполья», на страстный вопль «подпольного», раздавшийся там: «Разумеется, я не пробью такой стены лбом, если и в самом деле сил не будет пробить, но я и не примирюсь с ней потому только, что у меня каменная стена и у меня сил не хватило» (5, 105-106). «Подпольный» видящий, что эту каменную стену формируют «законы природы», все же не может, по образцу других, смириться с невозможностью преодолеть ее – обрекающую наш мир на отдельность и автономность, обрекающую нас на смерть. В одном из его высказываний каменная стена, опоясывающая мироздание, прямо сожмется до размеров склепа: он будет говорить о том, что «человек природы и правды» легко мирится с каменной стеной – а «человек природы и правды» – «l’homme de la nature et de la vérité» – это надпись на гробнице Руссо, определившего себя похожими словами в своей «Исповеди».

Начало истории Лазаря у Достоевского полагает неожиданное заключение подпольного «на вечную тему» о том, «что даже и в каменной стене как будто чем-то сам виноват» (5, 106). Вспомнивший о том, что каменная стена, отделяющая человека и мироздание от Бога, от жизни вечной есть то, что формируется, поддерживается и обновляется его грехом, вспомнивший о своей ответственности – лишает каменную стену иллюзорной неприступности.

Иллюзорной – потому, что неприступность каменной стены, однажды возведенной для охраны свободы воли пожелавшего отдельности человека, была разрушена пришествием Христовым. Потому мы и читаем в Псалтири: «Богом моим прейду стену» (Пс 17, 29).

Так в стене появляется пролом, проход. Дверь. Сам Христос – дверь, отворенная нам, выход из недр того склепа, которым каждый из нас становится для себя самого; дверь, открывшаяся, «чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин 10, 9-10).

Но уважающий нашу свободную волю Господь не рушит стену, оставляя за нами нерушимое право завалить проход своим грехом, как камнем, вновь заключить себя в обособленное от Бога бытие.

Обособленное от Бога бытие – бытие отрезанного пальца. Какое у отрезанного пальца бытие – кроме тления?

Раскольников, заваливая награбленное камнем, – заваливает себе тем же камнем выход из склепа.

Евангельское повествование

Из евангелистов о Лазаре сообщает только Иоанн. Евангельский рассказ связан только с событиями воскрешения Лазаря.

Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, Мария и Марфа, сестра её. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была , которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими. Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен. Иисус, услышав , сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через неё Сын Божий. Иисус же любил Марфу и сестру её и Лазаря. (Ин. 11:1-5)

Воскрешение Лазаря. Византийская икона. Конец XIV — начало XV века. Государственный Русский музей Иисус уже по дороге в Вифанию знал, что Лазарь умер, но шёл с учениками«дабы вы уверовали»

(Ин. 11:15). На дороге он был встречен Марфой, которая на его вопрос: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему? » ответила:«Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир» (Ин. 11:25-27).

По дороге к гробнице Лазаря Иисус заплакал, и иудеи, видевшие это, говорили: «смотри, как Он любил его

». Когда подошли к пещере, в которой был погребён Лазарь, и отвалили от неё камень, Иисус стал молиться:

Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. (Ин. 11:41-43)

Вход в погребальную камеру Лазаря в Вифании После этих слов из пещеры вышел воскресший Лазарь, «обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами

». Иисус повелел развязать его.

Как повествует Иоанн Богослов, многие видевшие это чудо уверовали в Иисуса, но фарисеи из страха «c этого дня положили убить Его»

(Ин. 11:53).

После воскрешения Лазарь упоминается как один из возлежавших на вечере в Вифании, на которой Мария помазала ноги Иисуса миром (Ин. 12:1-3). Как повествует евангелист, многие из иудеев в тот день пришли в Вифанию «не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых»

Советуем изучить  Четырехчастная икона Божией Матери

(Ин. 12:9).

Богословское толкование

Воскрешение Лазаря. Картина ван Гога. 1890. Музей Винсента Ван Гога Богословы отмечают, что Иисус не пошёл сразу в Вифанию, как только узнал о болезни Лазаря, но промедлил два дня в Перее, так как подчинил своё личное желание увидеть и помочь больному другу воле Бога Отца. Иисус в разговоре с учениками называет смерть Лазаря сном, как он обычно это делал в подобных случаях (Мф. 9:24, Мк. 5:39).

Феофилакт Болгарский так трактует слова Иисуса, обращённые к ученикам, в которых он радуется за них, что его не было в Вифании при болезни Лазаря:

Особое значение богословы придают скорби и слёзам Иисуса по Лазарю. Это рассматривается как одно из доказательств двойственной природы Христа: «ибо был воистину Человек и желал удостоверить в действительности Своей Человеческой природы, то позволил ей сделать своё

». Иоанн Дамаскин пишет: «Не человеческая природа воскресила Лазаря, но и не Божество проливало слезы у его гроба ».

Публичная молитва Христом произносится для того, чтобы присутствующие при чуде знали, что оно есть результат его молитвы к Отцу, а не случайность или результат действия сатанинской силы, в общении с которой Иисуса обвиняли (Мк. 3:22).

Чудо жизни

Как ни странно, но человек более всего доверяет не логике, не научным объяснениям, не опыту, не свидетельствам очевидцев, а чуду! Чуду, которое происходит с ним, или с кем-то у него на глазах.

За время своей земной жизни Иисус Христос совершил множество чудес, чтобы люди пошли за ним. О некоторых из них он запрещал рассказывать даже близким людям, потому что не каждый готов донести до других суть произошедшего, не каждому люди смогут поверить, не сочтя его выжившим из ума.

Здесь хотелось бы вспомнить о том месте в Библии, где говорится о воскрешении Лазаря.

Обратите внимание, на значение слова в русском языке. Два слова – «воскрешение» и «воскресение», которые, казалось бы, означают одно и то же, рассказывают нам о разных событиях

В первом случае (воскрешение) речь идёт о действии над кем-то. Во втором (воскресение) – о способности кого-то восстать от одра смерти.

А может это вовсе не дар, а чудо, данное взаймы? Нам нужна эта жизнь, нужна как инструмент, как домкрат, как стремянка, для того чтобы иметь возможность подняться как можно выше по духовной «лествице». Для того чтобы спаси свою Душу и для того чтобы помочь спастись тем, кто рядом с нами.

Фреска Джотто «Воскрешение Лазаря» (1304-1306)

Согласно подсчётам искусствоведов, на создание фрески Джотто ди Бондоне (или просто Джотто) потратил 852 дня — художник писал по влажной штукатурке, и каждый день её наносили ровно столько, сколько он мог «освоить» за раз. Каждый персонаж фрески — словно драматический герой: Иисус излучает божественную силу, Лазарь напоминает тряпичную куклу, его благодарные сёстры Марфа и Мария бросаются в ноги Чудотворцу, а оставшиеся герои или изумлены произошедшим, или закрывают лицо от смрада, исходящего от тела Лазаря. Работа находится в Капелле дель Арена (Падуя).

Фрагмент фрески Джотто «Воскрешение Лазаря». Написана в 1304-1306 годы.

Святые места

В Вифании, где произошло чудо воскрешения Лазаря, квадратная пещера в скале, послужившая Лазарю гробницей, является местом поклонения верующих всего мира. На этом месте была воздвигнута часовня, а рядом – базилика, затем появился монастырь бенедиктинок, после его разрушения была сооружена мечеть.

Вифания. Вход в Гробницу Лазаря

Часть стены средневековой часовни при гробнице Лазаря принадлежит Православной Церкви. Тут же построен греческий храм, а несколько дальше – греческий православный монастырь Марфы и Марии, посвященный встрече Марфы со Христом в день воскрешения Лазаря. Камень, на котором сидел Христос при встрече с Марфой, теперь является главной святыней монастыря.

В IX веке византийский император Лев Мудрый повелел перенести мощи Лазаря в Константинополь. А в городе Китион (ныне Ларнака) был построен храм в честь друга Христова Лазаря.

Сердечно поздравляем Вас с праздником Входа Господня в Иерусалим. Желаем Вам мирной Старстной седмицы и радостной встречи Светлого Воскресения Христов. Помоги Вам Бог!

К нашему поздравлению присоединяется отец Спиридон (Саммур). Батюшка служит в храме Рождества Христова в Вифлееме и сердечно поздравляет всех вас, дорогие читатели проекта «Елицы», с наступающей Пасхой Господней.

28 апреля в храме Рождества Христова на Святой Земле состоится праздничное богослужение. Вы можете подать записку о здравии Ваших близких онлайн. Записки принимаются до 12-00 (мск) 26 апреля. Записки, поданные позже, будут прочитаны в храме за Литургией в другие дни.

Воскрешение праведного Лазаря

И вот теперь мы вспоминаем, мы празднуем воскрешение Ла­заря, которого Господь вызвал от мертвых, вернул к жизни свидетелем того, что Бог не есть Бог мертвых, свидетелем того, что Его сила распространяется и над бездной, и над адом, и над погибелью человеческой, Лазарь был возвращен к жизни для того, чтобы перед распятием Христовым быть свидетелем Воскресения. Но, как всякий свидетель евангельский, он свидетельствовал дорогой ценой: потому что он воскрес, потому что в нем было уверение правды слов Господних, он стал предметом ненависти и в свое время жизнь положил.

И затем перед нами будет в своем сиянии и блеске, в своем непобедимом торжестве Воскресение Самого Христа. Однако Цер­ковь празднует это Воскресение не только как победу Само­го Христа над смертью, но и как возвращение нашей жизни. Апостолы Христовы не только оплакивали смерть своего вождя и друга в эту страшную Великую Пятницу и в тот день, когда мы уже знаем о Воскресении, в ту благословенную Субботу, когда Бог почил от трудов Своих, а они еще были во тьме сме­рти: они и сами умерли с Ним, потому что Его смерть значила, что вечная жизнь побеждена, что злоба человеческая вывела Бога из жизни мира, что можно продолжать существовать, но жить уже никто не может надеяться. Вот, в чем страх и ужас и мрак этих двух дней для апостолов. Жизнь вымерла на земле, и жить больше никто и никогда не сможет. И когда Христос в сиянии Воскресения Своего явился им, они возликовали не только о том, что Он воскрес, что Он не побежден, что Он не умер, что Он по-прежнему близок — они восторжествовали не только сердцем, но всем своим естеством, что и они живы, что жизнь возможна, что она тут, что она победит.

Но они воскресли не так, как Лазарь. Лазарь из телесной смер­ти воскрес к временной жизни для того, чтобы быть свидетелем и умереть для земли. Апостолы телом, своим временным быванием на зе­мле, не умирали; они умерли более страшной смертью, они умерли, бы­ло, заживо, потому что вечная жизнь перестала для них существовать даже как чаемая, даже как надежда, даже как будущее. Когда воскрес Христос, они именно к этой жизни воскресли и, оставаясь в те­ле, продолжая жить во времени, идя неминуемо ко временному разлу­чению с землей, они ожили уже жизнью неба, вечной жизнью, которая перестала быть для них будущим, а стала настоящим, почему они и вышли с такой победой, с такой верой, с такой уверенностью, что ни­какая сила не может их преодолеть, что смерть для них приобретение ибо живы они уже той жизнью, которой не отнимет ничто.

И вот сегодня мы поем воскрешение Лазаря — свидетеля Господня. А сами идем шаг за шагом к тому дню, который нам принесет видение того, что вечная жизнь жительствует, что она торжествует, что она тут. Но войдут в эту жизнь те из нас, кто осознает смерть Христову, кто приобщится к этой смерти, кто умрет всему тому, что не есть жизнь во Христе и Боге; и поэтому войдем в уже наступающую Страстную седмицу с тем, чтобы погрузиться в эту трагедию земли, в этот ужас поругания, умирания и распятия Сына Божия. Только если мы вместе с Ним сумеем вымереть для всего того, что не есть веч­ность, мы и возликуем с Ним полностью: не только надеждой, а на са­мом деле в этой вечной жизни, которая уже вокруг нас и зачаточно уже и в нас самих.

Аминь.

Иконография

В древности иконописцы изображали на иконах два сюжета, связанных с именем Лазаря. Один из них был посвящен чудесному воскрешению святого. Второй сюжет иконографии — это рисунок седовласого старца в епископской одежде, украшенной крестами.

Старинная икона с изображением стоящего у входа в пещеру Спасителя и завернутого в саван воскресшего Лазаря — не просто эпизод из жизни святого, а запечатленное в красках чудесное деяние самого Христа, открывшего людям вход в Вечное Царство. Однако существует и отдельное изображение святого проповедника – в архиерейском облачении со святейшим Евангелием в левой руке.

Бог создавал человека Своим другом

Иисус Христос в доме Марфы и Марии. Художник Сергей Беклемишев Митрополит Антоний Сурожский: «Эта дружба, которая существует между нами и Им, сделана еще более тесной в Крещении нашем. Каждый из нас является другом Божиим, как назван был Лазарь; и в каждом из нас когда-то этот друг Божий жил: жил дружбой с Богом, жил надеждой, что эта дружба будет углубляться, расти, светлеть. Иногда это бывало в очень ранние дни нашего детства; иногда позже, в юношеские годы: в каждом из нас жил этот друг Христов.

Советуем изучить  Венчальные иконы

Действительно, личность Лазаря еще святые отцы толковали иносказательно, как символ нашей природы в целом или как образ человеческого ума.

Под сестрами Лазаря Марфой и Марией они подразумевают людскую плоть – это «Марфа» и душу – «Мария». Плоть – «Марфа» – действует в нас посредством дел; а душа – «Мария» – посредством желаний, действий, мыслей.

При этом наша природа и наш ум, порабощенные грехом, – по сути мертвы и потому нуждаются в духовном воскресении, подобном воскресению Лазаря. Конечно, воскресить нас может только Господь. Но наши собственные душа и тело могут стать участниками возрождения.

«Лазарь, воскресая, во второй раз рождается для земной жизни. Но теперь он приходит не из материнской утробы, а из самых глубин гроба. Гроб, прежде вмещавший в себя одну лишь мертвенность, стал для Лазаря началом и источником жизни. Прежде истлевавшее тело Лазаря вышло из этой родившей его могилы целостным и обновленным», — отмечал церковный писатель первохристианской эпохи.

Воскрешение Лазаря — подтверждение нашего воскресения

Каждый раз, читая историю воскрешения Лазаря, мы переживаем утешительное утверждение в вере. Это единственный случай, когда Иисус в Своём земном служении воскресил человека не сразу после смерти, а через четыре дня из гроба.

Воскрешение Лазаря является ещё одним подтверждением нашего будущего воскресения из мёртвых. Ни смерть, ни могила не могли скрыть Лазаря от Иисуса Христа. Потому что во власти Иисуса и жизнь, и смерть!

Почему Господь не зашёл в пещеру к Лазарю

Обратить внимание!
В этой истории есть важный пример для нашей веры. Когда убрали камень от входа в погребальную пещеру, Иисус не стал в неё заходить

Господь прекрасно понимал, что Он там увидит. Вместо этого Иисус посмотрел на небо и стал молиться Отцу.

Присутствие Иисуса Христа, живущего в сердцах верующих, изгоняет смерть и возвращает жизнь. Наша часть — не смотреть на проблему, а смотреть на Бога, обращаясь к Нему с молитвой веры. Сегодня, благодаря примеру Иисуса Христа в истории воскрешения Лазаря, мы имеем подтверждение для назидания в вере: «ПОСМОТРИ НА НЕБЕСА!»Иисус Христос намеренно не вошёл в гроб, чтобы смотреть на умершего Лазаря. Человеческие переживания Иисуса хорошо описал для нас Иоанн: «Иисус, видя, что плачет и она, и иудеи, которые с ней, и Сам сильно расстроился и опечалился. — Куда вы его положили? — спросил Он. — Пойдем, и Ты Сам увидишь, Господин, — сказали они. Иисус заплакал. Иудеи говорили между собой: — Смотрите, как Он его любил.»(Иоанна 11:33-36)

На иконе Воскрешение Лазаря изображено евангельское событие, которое описывается в Евангелии от Иоанна

Существует и икона Воскрешению Лазаря. На иконе изображено евангельское событие, которое описывается в Евангелии от Иоанна. Икона появилась еще в раннехристианские времена. Ученики Спасителя стоят по левую сторону, как  сам Христос, который благословляет вход в пещеру.

Основная икона Воскрешения Лазаря, которую можно увидеть в православном храме. Икона появилась еще в раннехристианские времена, но эта более современного образца

С правой стороны стоит Лазарь, которого связывают погребальные путы. Он выходит из пещеры навстречу сестрам и всему народу.

На некоторых списках икон можно увидеть, что изображены юноши, которые закрывают лицо рукой, а другой юноша отворяет вход в пещеру, убирая при этом камень.

Икона Воскрешение Лазаря, где на главном фоне изображены юноши, один из которых отворяет вход в пещеру, убирая при этом камень

Очень часто верующие обращаются за помощью к иконе Воскрешения Лазаря, чтобы утвердиться в своей вере. Многие просят прощения за свои грехи, другие же молятся об исцелении болезней.

Икона Лазаря защищает всех людей от любого зла и помогает преодолеть все жизненные трудности.

В православной церкви чудо воскрешения Лазаря празднуют перед Вербным Воскресеньем в Лазареву Субботу (переходящая дата).

Второй раз почитается 30 октября в день перенесения святых мощей. Каждый может прийти в храм  и вознести молитвы к Богу, а также попросить о решении своих насущных проблем.

В настоящее время во многих храмах можно найти иконы и фрески Воскрешения Лазаря.

Икону можно приобрести в церковной лавке, или заказать в ювелирном магазине, только после освятить ее в храме. Многие читают перед иконой Лазаря молитву.

Молитва:

«Господи Иисусе, Спаситель душ наших!

Щедроты Твои и милости даруй нам, рабам Твоим грешным.

Ты, воскресивший Лазаря, даровавших каждому веру во спасение и бессмертие, не отверни взора своего от молящих Тебя.

Даруй нам исцеление от недугов, терзающих плоть и душу, помоги не отвернуться от веры и не пойти по стопам неверующих в Тебя.

Возносим Тебе молитвы праведные да веруем в Царствие Небесное. Аминь».

Воскресение и апокалипсис

Церковь поет в эти дни:

Лазарева суббота — это предвосхищение Пасхи, а триумф Входа Господа в Иерусалим — это предвосхищение подлинного триумфа — триумфа Креста.

Победа Христа над смертью

Победа над смертью и адом — вот что совершил Христос. «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века» — вот наша надежда и цель. (Совсем не «боюсь в ужасе пришествия антихриста», как это часто сейчас бывает. Тот факт, что ликование и надежда сменились страхом, сигнализирует о чем-то очень плохом в истории христианства).

Не явным образом страх антихриста коррелирует с идеей живых мертвецов — одним из главных символических фигур современности. Наша эпоха (если судить по медия, во всяком случае) в принципе не воспринимает христианскую надежду на воскресение мертвых. На что она способна – так это на возрождение архаического страха перед мертвецами.

Победа над смертью, надежда на воскресение мертвых — вот центральное в христианстве. Посмотрим, что на этот счет писали Отцы и богословы.

Кто такой святой Лазарь в православии

Имя этого человека, жившего в одно время с Христом, известно христианам всей земли. Лазарь — это богатый житель Вифании – города, находившегося вблизи Иерусалима. Этого человека, согласно откровениям Евангелия от Иоанна, сам Спаситель называл своим другом. Господь вместе со своими учениками часто бывал в Иерусалиме, а его путь проходил именно через Вифанию.

В те времена Иудея была во власти язычников и мало кто верил в Христа. Лазарь же был другом Спасителя и полностью разделял его взгляды. Этот человек умер в тридцатилетнем возрасте и был воскрешен Господом на 4 день после своей смерти. Спаситель помолился у его гроба и крикнул, чтобы он вышел из пещеры, в которой был погребен. На глазах у многочисленной толпы из гробницы восстал начавший разлагаться труп, обвитый погребальными пеленами.

Произошедшее на глазах людей чудесное воскрешение Лазаря стало подтверждением того факта, что Иисус — Сын Божий. Спаситель пообещал всем, поверившим в него, жизнь вечную. Верующие, по заверениям Господа, если и умрут, то потом оживут. Чудесное воскрешение праведника — великое знамение обещанного Спасителем грядущего оживления всех христиан.

Образ святого Лазаря из Вифании помогает исцелиться от тяжких болезней

Верующие и новообращенные часто спрашивают: в чем помогает святой праведный Лазарь Четтверодневный и о чем молятся его образу? Обычно святого просят об исцелении, так его сам Христос исцелили и воскресил. В наше время к Божьему помощнику обращаются:

  1. Тяжело больные, не могущие ходить. Им святой помогает снова стать на ноги.
  2. Страдающие кожными заболеваниями. Они излечиваются полностью.
  3. Больные венерическими заболеваниями. Им святой Лазарь продлевает жизнь.
  4. Неизлечимые больные. Так, например, известны случаи, когда по молитве к святому излечивались больные астмой.
  5. Люди, впавшие в уныние. Святой им подсказывает выход из сложившейся ситуации.

Видеоролик: Святитель Лазарь Четверодневный, Китийский, епископ, друг Христов  на 1 минуте 30 секунде звучит молитва к святому праведному Лазарю Четверодневному.

Молиться святому Лазарю Четтверодневному можно как в храме, так и дома. При этом необходимо помнить о том, что Лазареву субботу, дают обеты, которые стараются ни за что в жизни не нарушить. Текст молитвы ко святому следующий:

«О, зело предивный и изрядный друже Христов Святый Праведный Лазарю, Вифании похвало и всей вселенней превеликое удивление! Благословен дом твой, его же Господь наш Иисус Христос во днех плоти Своея с любовию посещаше, видя веру и доброту души твоея и боголюбивых сестер твоих Марфы и Марии, зане ты возлюбил еси Его всем сердцем твоим, всею душею твоею, всею мыслию твоею и Тем до конца возлюблен был еси.

Дивны тайны твоя, на тебе Божественным Другом Твоим и Господом нашим явленныя, яко изволися Ему прежде Креста Своего и Воскресения показати на тебе всему миру Славу Свою и сотворити тя предвозвестника пресветлаго Своего из мертвых тридневнаго Воскресения. Сего ради Той, яко Владыка живота и смерти, попусти тебе смертным сном уснути, и погребену быти, и даже до адовых глубин снити, идеже ты узрел еси сущия от века умершыя во множестве неисчетном адовыми узами содержимыя, и страшные страхи видел еси.

И тамо, егда тело твое возсмердению смертному уже предадеся, по четырех днех ты услышал еси Божественный глас Друга твоего, на гроб твой пришедшаго: «Лазаре, гряди вон!» И по гласу сему ты абие из гроба возстал еси и тако Вифанию возвеселил еси и Марфины и Мариины слезы утолил еси, фарисеи же и книжники, в ожесточении сердец сущих устрашил еси.

Советуем изучить  Икона «Благословение детей»

Утоли же, святый друже Христов, и наши слезы, грех ради наших проливаемии, оживотвори наши души и телеса, в возсмердении страстей и нечистот греховных сущии, воздвигни нас из гроба отчаяния и лютаго уныния, всех же нас избави от вечныя смерти, якоже и тебе Господь наш возстави от успения смертнаго. И умоли милостиваго Бога, да сподобит нас причастницы быти вечныя жизни, еюже и ты по трудех святительства на острове Критстем сам ныне наслаждаешися во обителех райских, прославляюще Всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Значение для христиан

Фото: Rublev.com

Лазарева суббота – не только напоминание о том, что Господу подвластно все, что недоступно человеку. Недаром Христос после воскрешения, поблагодарил Создателя, показавшего людям чудо, дабы они уверовали в то, что Всевышний послал Иисуса в мир, который и являет Его волю. Это не было специальной молитвой, которая сотворила чудо. Но не только в этом есть особое послание христианам. Воскрешение Лазаря раскрывает следующие истины:

  • Богу подвластно действительно всё, даже ад, смерть, которая пришла с грехопадением Адама и многое, что недоступно человеку, доступно Господу;
  • Воскрешение Лазаря подтверждает слова Христа: «Мёртвые, услышав слово Господа, воскреснут»;
  • В последний день воскрешение умерших случится в одно мгновение и каждого Господь будет судить по его делам и поступкам;
  • Камень неверия ведёт к духовной смерти, которая исцеляется только верой, покаянием и любовью;
  • Даже духовно мёртвый человек, творящий беззаконие, может воскреснуть, так как Господь каждого ведёт своей дорогой. Главное верить Ему и стремиться к свету.

Воскрешение Лазаря подарило надежду всем, кто поверил во всеобщее воскресенье и в то, что жизнь на Земле временна. Таким образом Господь показал, что любой человек может обрести дорогу к Богу, даже если кажется, что для духовной жизни он мёртв из-за своих недобрых дел. Недаром Господь сказал:

История[ | ]

Рембрандт писал «Воскрешение Лазаря» в начале своей карьеры, когда еще был в Лейдене, вскоре после его окончания обучения у Питера Ластмана, который оказал влияние на художественную манеру художника. Рембрандт сделал два офорта на одну и ту же тему, но с разными композиционными решениями (один примерно в 1632 году, а другой в 1642 году). Офорт 1632 года показывает сюжет с другой перспективы, в то время как офорт 1642 года показывает разные фигуры в пещере. Сестра полагает, что в этой работе Иисус изображен скорее уставшим волшебником, чем триумфальным спасителем. Тема этой картины может опираться на не датированную гравюру Яна Ливенса с тем же именем. Ливенс и Рембрандт были друзьями и, вероятно, работали вместе . Композиция картины может исходить из рисунка Рембрандта того же времени, что и «Погребение Христа». Рембрандт в «Воскрешении Лазаря» использует похожие композиционные мотивы, что и в картине 1635/1639 годов «Воскресение Христа». Расположение фигур аналогично, и изучение рисунков показывает, что последний сюжет был разработан из первого.

Святой Лазарь Четверодневный умер, пролежал мертвым четыре дня и его воскресил Иисус Христос

Биография святого праведного Лазаря имеет небольшой объём. Так Библия говорит о том, что он происходил из города Вифания и был братом Марии и Марфы. Иисус Христос хорошо знал их, называл Лазаря своим другом, и часто посещал их дома в Вифании (Ин. 11:3, 5, 11).

О Лазаре из евангелистов сообщает только Иоанн. Он говорит только о событиях его воскрешения: «Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, Мария и Марфа, сестра её. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была , которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими.

Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен. Иисус, услышав , сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через неё Сын Божий. Иисус же любил Марфу и сестру её и Лазаря». (Ин. 11:-5).

Чудо воскрешения ЛазаряГробница Лазаря, Вифания, Святая Земля (т.е. Западный берег). Фотография 1890-1900 годы. Иисус Христос не знал, что его друг Лазарь умер, об этом ему сказали по дроге в Вифанию. После этого он отправился прямо к гробнице Лазаря , где воскресил его

Таким образом, Иисус не знал, что Лазарь умер. Он узнал об этом уже на дороге в Вифанию, куда шел по дороге с учениками. Христос не стал возвращаться обратно и пошел дальше, сказав ученикам: «…дабы вы уверовали» (Ин. 11:15).

На дороге в Вифанию Его встретила Марфа. Иисус задал ей вопрос: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?» На него она ответила так: «Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир» (Ин. 11:25-27).

По дороге к гробнице Лазаря Иисус Христос заплакал.

Иисус, узнав о смерти Лазаря, пошёл к его гробнице и по дороге заплакал. Это единственный случай, отмеченный в Священном писании, когда Христос плачет. Когда же Спаситель подошёл к той пещере, в которой погребли Лазаря, бывшие с ним отвалили от неё камень, и Он стал молиться.

Евангелист Иоанн передает эту молитву так: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон» (Ин. 11:41-43). Таким образом, Христос «разбудил ото сна» Лазаря и воскресил его из мертвых.

Чудо воскрешения ЛазаряВоскресение Лазаря. Джотто.1304-1306 гг. Когда святой Лазарь Четверодневный воскрес, он вышел из гроба весь обвитый погребальной тканью

Воскресший Лазарь вышел из погребальной пещеры весь обитый погребальной тканью. Увидев это, Иисус повелел снять их с него. Иоанн Богослов говорит о том, что многие из тех, кто видели это чудо, уверовали в Иисуса. Фарисеи же с этого дня из страха решили убить Христа.

Жизнь после смерти

Свершилось чудо воскрешения мёртвого человека. Не было чуда подобного этому никогда! Люди признали воскрешение Лазаря, никто не мог усомниться в том, что он был мёртв. Лазаря знали все, и никто не смел оклеветать это чудо, как оклеветали исцеление слепорожденного, говоря: «Это он. Это не он. Похож на него» (Ин 9:9)4.

Спасаясь от преследования, Лазарь покидает родную Вифанию и отправляется на прекрасный цветущий остров Кипр, который в то время находился под властью Рима. Там он стал епископом в городе Китионе и неустанным проповедником христианства. Было ему на тот момент тридцать лет. Пережив гонения на христиан, Лазарь дожил на Кипре до шестидесятилетнего возраста и отошёл ко Господу.

После воскресения святой Лазарь из Вифании стал епископом

Праведный Лазарь упоминается в Евангелии еще один раз: когда за 6 дней до Пасхи Господь опять пришел в Вифанию, там был и воскрешенный Лазарь (Ин. 12, 1-2, 9-11). На этой вечере Мария помазала ноги Иисуса миром (Ин. 12: 1-3).

Как повествует евангелист, многие из иудеев в тот день пришли в Вифанию «не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых» (Ин. 12:9.). Удостоверившись в действительности этого величайшего чуда, они становились последователями Христа. За это первосвященники хотели убить Лазаря.

Икона деревянная Святой Апостол Варнава. Основатель Кипрской церкви. Святой апостол Варнава рукоположил святого Лазаря Четверодневного после его воскрешения в епископа Китийского

Дальнейшая судьба святого Лазаря известна из различных христианских преданий. Так греческие источники сообщают о том, что святой после воскрешения прожил ещё 30 лет. Во время гонений на Иерусалимскую Церковь после убиения святого архидиакона Первомученика Стефана, святой в окружении своих сестер Марфы и Марии отправился благовествовать Евангелие в разных странах.

После своей смерти и воскрешения Святой Лазарь Четверодневный прожил ещё 30 лет.

Дмитрий Ростовский сообщает о том, что святого праведного Лазаря совместно со святыми Максимином и Келидонием изгнали из Иудеи и пустили в море на лодке без вёсел, которая приплыла к Кипру.

Здесь его рукоположил в епископы апостол Варнава. Как и апостолы, Лазарь стал проповедовать на острове учение Христа. Предание говорит о том, что на Кипре святого посетила Богородица, которая передала ему омофор, сделанный собственными руками.

Этот сюжет запечатлели иконы Божией Матери. Омофор Пресвятой Богородицы некоторое время хранился на острове и почитался наравне с другими предметами облачения епископа Китийского.

Покров Пресвятой Богородицы. Икона. Омофор или Покров — это часть облачения епископа. По легенде Пресвятая Богородица посетила Кипр и передала епископу Китийскому Лазарю собственноручно вышитый ею омофор, который длительное время хранился в местном храме после смерти Лазаря

В западной традиции существует «Золотая легенда» — собрание христианских легенд, составленное Иаковом Ворагинским. Согласно этому документу Лазарь вместе с Марией Магдалиной (её католики отожествляют со сестрой святого Марфой из Вифании), а также с другими спутниками отправился в Марсель.

Здесь Лазарь проповедовал христианство и стал первым епископом Марселя.

Оцените статью
Добавить комментарий