Как понять фразу «Гневайтеся и не согрешайте»?

Псалом Давида о том, чтобы люди отложили свой гнев и повернулись к Господу

Читать четвертый Псалом необходимо тем людям, которые отличаются раздражительность, суетливостью и нервозность. Которым непросто взять себя в руки и успокоится. Кто постоянно переживает по поводу всяких мелочей. Любит ссорится и выяснять отношения. Суетятся попусту. Не могут полностью довериться Богу и все свои проблемы возложить на Него. Доподлинно не известно, когда именно этот Псалом был написан Давидом. Но это явно было тяжелое для него время. Тогда его слава как царя была поругана. Многие были недовольны его правлением. Может, в то время была война, может, он бежал от своего сына Аввессалома, который хотел занять его престол еще при жизни отца. Историки разнятся во мнениях.

Но ясно одно, что Давид переживал по поводу волнений среди своего народа и своего шаткого положения. Но продолжал уповать на Господа, который никогда его не подводил. И в это раз царь был уверен, что все будет хорошо. Бог много раз до этого доказывал Давиду, что всегда находится рядом и следит за тем, что жизни Давиду ничего не угрожало. В каких бы сражениях ни участвовал Давид, он всегда возвращался с поля боя живым и здоровым. Вот и сейчас, как тяжело не было бы царю на сердце, но уверен, что Всемогущий не оставит его, а поддержит, как делал это на протяжении всей жизни мужчины.

Когда гнев стоит воспринимать, как естественное свойство, а не грех?

Как понять фразу «Гневайтеся и не согрешайте»?Фото: Zlatoust-kharkov.church.ua

Гнев – это природное свойство каждого человеческого организма и, не во всех случаях он является греховным. Ели говорить о том, когда гнев не является грехом, то здесь стоит рассказать о следующих случаях:

  • человек гневается против греховных страстей и ересей;
  • человек гневается против того, что ему навязывают разные заблуждения;
  • человек гневается против собственных греховных желаний и привычек (такой гнев является полностью оправданным и даже полезным, ведь если человек будет относиться к своим греховным привычкам нейтрально, то никогда не сможет их победить).

Если человек гневается на свои греховные страсти – это значит, что он их ненавидит, желает от них избавиться и стать ближе к Богу.

Нужно еще учесть и тот факт, что с гневом придется вести постоянную борьбу, как с греховной привычкой, ведь иначе он может вернуться, снова вывести человека из равновесия и отдалить от Бога. Справедливый же грех, который провоцирует ненависть к греху и неправде – это то, что помогает человеку двигаться вперед, на пути своего спасения.

Для чего читается псалом 4?

Чтение молитвы уместно, когда у человека возникает чувство безысходности от навалившихся проблем, если ему сложно справиться с отчаянием и отрицательными эмоциями, если вера его ослабевает.  Когда одолевают болезни, а финансовые проблемы кажутся неразрешимыми, слова молитвы, обращенной к Господу, помогут. Чтобы просьбы дошли до Господа, читать текст псалма 4 нужно с полным доверием к Богу и открытым сердцем.

Молитва подходит для чтения людям нервным и неуравновешенным, постоянно тревожащимся из-за любой мелочи, суетливым, постоянно выясняющим отношения

Чтобы избавиться от пустой суеты и ненужной тревоги, важно обратиться к Господу, усмирив свой гнев

В каких случаях гнев является недопустимым?

Как понять фразу «Гневайтеся и не согрешайте»?

Фото: Flickr.com

Если говорить о случаях, когда гнев человека является греховным и недопустимым состоянием, то среди них однозначно стоит отметить следующие:

гнев проявляется как постоянный гнев по отношению к другим; человек постоянно пытается причинить боль другим, даже тем, кто ему дорог; человек воспринимает постоянное раздражение как что-то обыденное, обыденное и неважное; человек отрицает наличие злости и все вокруг выглядят странно и неправильно; недопустима злость, если это страсть человека, постоянно выражающаяся в раздражении на окружающих и обстоятельства; человек очень злится, что окружающие не реагируют на его комментарии, советы или рекомендации, соблюдая полное спокойствие. Человек, который грешит в гневе, никак не может успокоить свое недовольство людьми и обстоятельствами, поэтому эта страсть работает с сильной разрушительной силой и убивает человека изнутри

Если человек привык грубить всем и всегда, то он даже не замечает и не хочет понимать, что делает не так, а если ему об этом рассказывают, он становится еще более раздражительным и разъяренным

Человек, который грешит в гневе, никак не может успокоить свое недовольство людьми и обстоятельствами, поэтому эта страсть работает с сильной разрушительной силой и убивает человека изнутри. Если человек привык грубить всем и всегда, то он даже не замечает и не хочет понимать, что делает не так, а если ему об этом рассказывают, он становится еще более раздражительным и разъяренным.

Текст молитвы псалом 4

При проведении богослужений используется церковнославянский или старославянский язык. С его помощью молитва достигает Господа и доносит просьбы и мольбы верующих

На церковнославянском языке

1 Внегда призвати ми, услыша мя Бог правды моея, в скорби распространил мя еси, ущедри мя и услыши молитву мою.

2 Сынове человечестии, доколе тяжкосердии? Вскую любите суету и ищете лжи?

3 И уведите, яко удиви Господь преподобнаго Своего: Господь услышит мя, внегда воззвати ми к Нему.

4 Гневайтеся, и не согрешайте, яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся.

5 Пожрите жертву правды и уповайте на Господа.

6 Мнози глаголют: кто явит нам благая? Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи.

7 Дал еси веселие в сердце моем: от плода пшеницы, вина и елеа своего умножишася.

8 В мире вкупе усну и почию, яко Ты, Господи, единаго на уповании вселил мя еси.

На русском языке

Если читать псалом 4 на русском языке, то становятся более понятны переживания и страдания певца, его смятение и желание найти защиту Господа:

1 Когда я призвал, услышал меня Бог правды моей; в тесноте Ты дал мне простор. Сжалься надо мною и услышь молитву мою.

2 Сыны человеческие, доколе вы тяжки сердцем? Для чего любите тщету и ищете лжи?

3 И познайте, что дивным соделал Господь святого Своего. Господь услышит меня, когда я воззову к Нему.

4 Гневайтесь – но не грешите, в том, что говорите в сердцах ваших; на ложах ваших сокрушайтесь.

5 Принесите жертву правды и уповайте на Господа.

6 Многие говорят: «Кто покажет нам благо?» – Отметил нас свет лица Твоего, Господи!

7 Ты дал веселье сердцу моему: от плода пшеницы, вина и елея своего они преисполнились.

8 С миром лягу и сразу усну, ибо Ты, Господи, мне одному дал с надеждою жить.

Детальное толкование

Четвертый Псалом Ветхого Завета можно поделить на 5 частей:

  1. Давид поет Псалом и просит Господа, чтобы Бог был с ним, когда он взывает к Нему (стихи 1-2).
  2. Давид спрашивает у людей о суете и лжи (стихи 3-4).
  3. Царь советует не грешить, гневаясь (стихи 5-6).
  4. Благодарность Богу за то, что Он заботится о народе (стихи 7-8).
  5. Давид выражает уверенность в Боге (стих 9).
Советуем изучить  Муж начал блудить — что делать?

Деление условное, сделано для того, чтобы лучше понять значение Псалма и его основную мысль.

Часть 1 – Просьба Давида о том, чтобы Бог услышал его молитву

Стих 1

Псалом поется Давидом. Это первый Псалом, который царь поет для начальника своего хора

Для прославления Бога у него был хор, в котором он любил петь, потому что славить Бога, особенно по утрам, было для него первостепенной и очень важной задачей

Параллельных стихов из Писания нет.

Стих 2

Давид называет Бога Богом своей правды, просит помиловать его и услышать его молитву. «В тесноте Ты давал мне просто» – слова, которые означают, что когда Давид находится в трудных или стесненных обстоятельствах, Бог освобождал его и помогал выбраться. Это было всегда. Поэтому Давид и сейчас доверяет Богу и знает, что Господь не замедлит поддержать его и утешить.

Параллельных стихов из Писания нет.

История написания

Точное время написание псалма 4 не установлено, зато точно известно, что его автором был Давид. Из него понятно, что рассказ идет о сложном времени в жизни и правлении царя Давида. Появилось много недовольных, но источник этого недовольства неизвестен. Возможно, это – война или побег от Аввесалома, сына Давида, который стремился занять отцовский трон еще при жизни Давида – точных указаний на это нет.

Мнения по поводу событий, послуживших источником написания песни, расходятся. Однако все сходятся во мнении, что в это время Давид был переполнен переживаниями и страданиями, но постоянно обращался к Господу, уповая на его помощь и защиту.

При этом жизнь свидетельствовала, что царь постоянно находился под защитой Всевышнего: из самых тяжелых ситуаций всегда находился выход, а Давид оставался живым и здоровым даже после самых тяжелых сражений. И в период, о котором идет речь в 4 псалме, Давид уверен, что обязательно получит поддержку Господа.

Если кто-то нас обидел

Фото: Flickr.com

Старец Макарий подчеркивал, что ни один обидчик не в состоянии оскорбить человека без Божьего попущения. Поэтому его следует считать орудием Божьего Промысла. Поэтому ему не стоит дерзить, а осознать, что таким способом Господь демонстрирует нам самим собственное устроение.

Преподобный Иосиф утверждал, что оскорбителей нужно считать нашими душевными благодетелями, так как они пробуждают человека от духовного сна. Он даже считал полезным время от времени подвергаться обидам, так как они подталкивают нас оценивать себя, не застаиваться в духовном восприятии мира.

Когда после причиненной обиды человек долго не может прийти в себя, обрести душевный покой, старец Амвросий рекомендовал вспомнить о собственных ошибках и неправедных делах. Однажды одна сестра поинтересовалась у преподобного, как можно искренне не возмущаться несправедливостью и обидам. Амвросий ответил ей, что начинать следует с терпения неприятностей, которые встречаются на пути. Если человек сам не будет никого обижать, справедливо относиться к окружающим, то ему станет проще научиться терпению.

Толкование

Чтобы глубже прочувствовать весь трагизм ситуации, о которой повествует Давид, требуется толкование: возможность обрести силы и найти защиту Божью. Толкование раскрывает глубокий смысл псалма 4.

  • Стих 1: Давид непосредственно обращается к Богу и просит услышать его молитву. Бедствия, которые обрушиваются на человека, — результат его неверия в Господа. Чтобы избавиться от этих «оков», нужно обратиться к Богу.
  • Стих 2: в нем царь задается вопросом, почему «сыны человеческие» живут во лжи и суете, когда можно пребывать в спокойствии и мире.
  • Стих 3: Царь призывает свой народ обратиться к Богу и восхититься делами его, уверовать в силу его и дела Господни, как верит он в то, что Бог не оставит его без помощи и поддержки.
  • Стих 4-5: в нем призыв одуматься и раскаяться. Каждый волен выражать свои мысли и несогласие, при этом не преступая законы Божьи и не опускаясь до греха. Чтобы обвинять, нужно проанализировать ситуацию и выяснить, насколько правомерно осуждение и гнев, доказана ли вина того, кого обвиняют во всех грехах.
  • Стихи 6-8: наполнены искренностью, светлыми чувствами и верой в Бога. Он помог тогда, когда окружение Давида было на грани отчаяния из-за отсутствия понимания происходящего и «хлеба насущного». Именно в это время пришла Божья помощь. И хотя до решения всех проблем еще далеко, царь полностью уверен в милости Господней, поэтому спокойно ложится спать, несмотря на недружелюбное окружение.

История написания

Точное время написание псалма 4 не установлено, зато точно известно, что его автором был Давид. Из него понятно, что рассказ идет о сложном времени в жизни и правлении царя Давида. Появилось много недовольных, но источник этого недовольства неизвестен. Возможно, это – война или побег от Аввесалома, сына Давида, который стремился занять отцовский трон еще при жизни Давида – точных указаний на это нет.

Мнения по поводу событий, послуживших источником написания песни, расходятся. Однако все сходятся во мнении, что в это время Давид был переполнен переживаниями и страданиями, но постоянно обращался к Господу, уповая на его помощь и защиту.

При этом жизнь свидетельствовала, что царь постоянно находился под защитой Всевышнего: из самых тяжелых ситуаций всегда находился выход, а Давид оставался живым и здоровым даже после самых тяжелых сражений. И в период, о котором идет речь в 4 псалме, Давид уверен, что обязательно получит поддержку Господа.

Для чего читается псалом 4?

Чтение молитвы уместно, когда у человека возникает чувство безысходности от навалившихся проблем, если ему сложно справиться с отчаянием и отрицательными эмоциями, если вера его ослабевает. Когда одолевают болезни, а финансовые проблемы кажутся неразрешимыми, слова молитвы, обращенной к Господу, помогут. Чтобы просьбы дошли до Господа, читать текст псалма 4 нужно с полным доверием к Богу и открытым сердцем.

Молитва подходит для чтения людям нервным и неуравновешенным, постоянно тревожащимся из-за любой мелочи, суетливым, постоянно выясняющим отношения

Чтобы избавиться от пустой суеты и ненужной тревоги, важно обратиться к Господу, усмирив свой гнев

Толкование Псалма 4

Авессалом, предавший отца и поднявший на царя восстание, уничтожен. Давид благодарит Бога за спасение, подчеркивая свою преданность Творцу, но в его душе живет боль.

В 4 псалме Давид просит Бога услышать его молитву

В самом начале этой песни написано «В конец». Многие толкователи Библии сходятся в том, что это означает приход Христа.

Когда я взываю, услышь меня, Боже правды моей! В тесноте Ты давал мне простор. Помилуй меня и услышь молитву мою.

Сыны мужей! доколе слава моя будет в поругании? доколе будете любить суету и искать лжи?

Знайте, что Господь отделил для Себя святаго Своего; Господь слышит, когда я призываю Его.

Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь;

приносите жертвы правды и уповайте на Господа.

Многие говорят: «кто покажет нам благо?» Яви нам свет лица Твоего, Господи!

Ты исполнил сердце мое веселием с того времени, как у них хлеб и вино умножились.

Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности.

В стихе 2 Давид подчеркивает, что Создатель всегда признавал его Своим, и слышал молитвы царя.

И в этот раз Давид в скорби обращается к Творцу, у него тяжело на душе, но, несмотря на великую боль, царь утверждает, что Господь слышит молитвы взывающих.

Другие псалмы царя Давида:

Акцент этого стиха стоит на утверждении, что Бог — наша правда, Он есть праведность, покровительство и сила нашего оправдания.

Укор, звучащий в стихе 3, касается каждого из нас. Как часто, в час страданий и испытаний, мы суетимся, порой идем на компромиссы, не доверяя Всевышнему.

Советуем изучить  Как искупить грех аборта?

Предавший отца Авессалом многое обещал восставшим воинам, они обольстились обещаниями предателя, увлеклись мирской суетой, забыв, что Давид — помазанник Божий.

Чтобы познать дивную силу Творца, нужно встать на путь истины, отказаться от лживых увлечений и пристрастий.

Вседействующий промысел Господний сходит на преподобных Создателю. Давид полностью осознает, кто он есть перед Богом. Любящий Отец знает о наших грехах, слышит покаяния и видит в каждом, призывающим имя Иисуса, Свое подобие.

Милостивый Творец избавил Давида от восставших воинов и даровал ему победу, как ответ на хвалу.

5-6 стихи должны быть написаны в сердцах всех христиан. «Гневаясь, не согрешайте», эти слова красной нитью проходят через всю Библию. Как часто в минуты гнева верующие теряют разум.

Бесчинствуют, забывая, что суд должен творить только Всевышний. Бог есть любовь, и не может от любящего создания течь река грязной ругани, гнева.

Важно! Не согрешайте, когда в пылу возмущения, посылаете проклятия в жизнь своих людей. Ведь придется пожинать посеянное через жертву правды

Упование на Бога — великая награда для всех последователей Христа.

На ложах своих, то есть в состоянии покоя, размышляйте о содеянном, дурном. Анализируйте все слова и помыслы, которые овладевали вами на протяжении дня. Раскаяние и умиротворение сменит гнев и раздражение в суетном, наполненном возмущении сердце.

Бог дает через Давида совет, как можно совладать с гневом, чтобы не согрешить

Нераскаянный грех захлопнет двери милости Божьей, и тогда можно часами вопрошать, почему нет ответа, ибо Богу угодно прощение и смирение.

О том, кто привык надеяться только на себя, говорит стих 7. Люди, у которых материальные блага на первом месте, часто спрашивают, какая им польза в вере Господу. Зачем размышлять о содеянном, если ничего не меняется в жизни.

Статьи о Ветхом Завете:

Псалмопевец отвечает просто, что слепым не дано видеть, настолько благ и милостив Господь, ибо на уповающих на Создателя всегда снисходит свет Его Лица.

Великолепно утверждение в конце Псалма 4, где псалмопевец подчеркивает, что ложась спать, он всегда уверен в Господней защите, на Него одного все упования царя.

Как избавиться от раздражительности и гнева?

Фото: Culture.ru

Преподобный Лев призывал сдерживать раздражение в себе ради сохранения душевного спокойствия. Старец отмечал, что с раздражительностью нельзя бороться при помощи уединения. Для этого нужно как можно больше времени проводить с близкими.

Преподобный Макарий предостерегал о том, что на борьбу с этими чувствами требуется не только много времени, но и труда. Только с Божьей помощью можно искоренить эти чувства. Он считал, что избежать событий, провоцирующих гнев, в жизни не удастся. Но нужно противостоять ему путем смирения. Макарий наставлял, что верующий должен сдерживать себя от бранных слов, когда испытывает возмущение в душе. Корить себя, что не смог сберечь душевного спокойствия. Только в этом случае страсти постепенно будут искореняться.

Преподобный Зосима подчеркивал, что, когда при оскорблении человек переживает не о том, что оскорблен, а из-за того, что оскорбился, этого сильнее всего боятся бесы, так как понимают, что человек противостоит своим страстям, они не в силах с этим ничего сделать.

Если человека неожиданно обуздал гнев, совет, как с этим справиться, давал преподобный Иосиф. По его словам, нужно было как можно быстрее взять Богоявленской воды, осенить себя крестным знамением, выпить глоток и помочить грудь святой водой.

Краткое толкование

Истолковать четвертый Псалом коротко можно так:

  • Когда я молюсь тебе, Бог, услышь меня. Когда мне было плохо, Ты поддерживал меня. И сейчас яви мне свою милость и услышь то, о чем я молюсь Тебе. Люди, до какой поры вы будете суетиться и верить всему тому, что вам говорят? Бог отделил меня, царя, от прочих людей и назвал своим святым человеком. Когда вы находитесь во гневе, не согрешайте. Лучше лягте и спокойно поразмыслите о жизни и о тех обстоятельствам, в которых вы сейчас находитесь. Только так к вам придет утешение, а в сердце будет мир. Уповать нужно на Бога, а не на что-то другое в этом мире, потому что временно, а Бог постоянен. Люди спрашивают о том, кто показал бы хорошую жизнь. Давид просит, чтобы это сделал для них Бог. Господь и так не раз благословлял народ, и дальше будет заботиться о нем. Он печется о том, чтобы у людей для жизни было все самое необходимое и даже больше. Давид спокойно ложится и спит, потому что знает, что с Богом он в безопасности. Он не надеется на свою многочисленную охрану. Он верит Богу, и доверяет Ему свою жизнь.

Четвертый Псалом состоит из 9 стихов и 16 предложений. Находится на страницах 569 и 570 Библии синодального перевода. Исполнил четвертый Псалом царь Давид для начальника своего хора.

Толкование

Чтобы глубже прочувствовать весь трагизм ситуации, о которой повествует Давид, требуется толкование: возможность обрести силы и найти защиту Божью. Толкование раскрывает глубокий смысл псалма 4.

  • Стих 1: Давид непосредственно обращается к Богу и просит услышать его молитву. Бедствия, которые обрушиваются на человека, — результат его неверия в Господа. Чтобы избавиться от этих «оков», нужно обратиться к Богу.
  • Стих 2: в нем царь задается вопросом, почему «сыны человеческие» живут во лжи и суете, когда можно пребывать в спокойствии и мире.
  • Стих 3: Царь призывает свой народ обратиться к Богу и восхититься делами его, уверовать в силу его и дела Господни, как верит он в то, что Бог не оставит его без помощи и поддержки.
  • Стих 4-5: в нем призыв одуматься и раскаяться. Каждый волен выражать свои мысли и несогласие, при этом не преступая законы Божьи и не опускаясь до греха. Чтобы обвинять, нужно проанализировать ситуацию и выяснить, насколько правомерно осуждение и гнев, доказана ли вина того, кого обвиняют во всех грехах.
  • Стихи 6-8: наполнены искренностью, светлыми чувствами и верой в Бога. Он помог тогда, когда окружение Давида было на грани отчаяния из-за отсутствия понимания происходящего и «хлеба насущного». Именно в это время пришла Божья помощь. И хотя до решения всех проблем еще далеко, царь полностью уверен в милости Господней, поэтому спокойно ложится спать, несмотря на недружелюбное окружение.

Псалом 4: для чего читают, толкование, текст молитвы

Для чего читают Псалом 4? Каково толкование Псалма и что значат его стихи? Слушать онлайн или читать текст молитвы Псалом 4 на русском и церковнославянском языке вы можете у нас на сайте.

Псалом 4 на русском языке: текст

2 Сыны человеческие, доколе вы тяжки сердцем? Для чего любите тщету и ищете лжи?

3 И познайте, что дивным соделал Господь святого Своего. Господь услышит меня, когда я воззову к Нему.

4 Гневайтесь – но не грешите, в том, что говорите в сердцах ваших; на ложах ваших сокрушайтесь.

5 Принесите жертву правды и уповайте на Господа.

6 Многие говорят: «Кто покажет нам благо?» – Отметил нас свет лица Твоего, Господи!

7 Ты дал веселье сердцу моему: от плода пшеницы, вина и елея своего они преисполнились.

8 С миром лягу и сразу усну, ибо Ты, Господи, мне одному дал с надеждою жить.

Псалом 4 на церковнославянском языке

2 Сынове человечестии, доколе тяжкосердии? Вскую любите суету и ищете лжи?

3 И уведите, яко удиви Господь преподобнаго Своего: Господь услышит мя, внегда воззвати ми к Нему.

4 Гневайтеся, и не согрешайте, яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся.

5 Пожрите жертву правды и уповайте на Господа.

Советуем изучить  Нужно ли читать молитвы через силу, если не хочется?

6 Мнози глаголют: кто явит нам благая? Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи.

7 Дал еси веселие в сердце моем: от плода пшеницы, вина и елеа своего умножишася.

8 В мире вкупе усну и почию, яко Ты, Господи, единаго на уповании вселил мя еси.

Когда гнев стоит воспринимать, как естественное свойство, а не грех?

Фото: Zlatoust-kharkov.church.ua

Гнев — это естественное свойство каждого человеческого тела, и не во всех случаях он является греховным. Если говорить о том, когда гнев — не грех, то стоит поговорить о следующих случаях:

  • человек гневается на греховные страсти и ереси;
  • человек злится на собственные греховные желания и привычки (такой гнев вполне оправдан и даже полезен, потому что, если человек нейтрально отнесется к своим греховным привычкам, он никогда не сможет их победить).
  • человек злится, что ему навязывают различные разочарования;

Если человек злится на свои греховные страсти, значит, он их ненавидит, хочет от них избавиться и приблизиться к Богу.

также необходимо учитывать, что с гневом вам придется вести постоянную борьбу, как с греховной привычкой, потому что в противном случае он может вернуться, снова вывести человека из равновесия и оттолкнуть его от Бога.Праведный грех, вызывающий ненависть ибо грех и несправедливость — вот что помогает человеку продвигаться по пути своего спасения.

«Гневайтеся, и не согрешайте»

— Геронда, негодование происходит от эгоизма?

Не всегда. Есть и праведный, священный гнев. Пророк Моисей скрижали с заповедями держал в руках, но, когда увидел, что израильтяне приносят жертву золотому тельцу, в священном гневе бросил их на землю и разбил. Прежде чем подняться на гору Хорив, где он должен был получить заповеди, Моисей сказал израильтянам, что они должны делать до его возвращения. К тому же они и сами видели молнии и слышали гром на вершине Хорива, но, так как Моисей долго не возвращался, они стали искать себе бога. Пошли к Аарону и сказали ему: «Мы не знаем, что случилось с Моисеем. Кто нас теперь поведёт? Сделай нам богов, чтобы они вели нас». Аарон сначала не соглашался, но потом уступил. Люди взялись за работу. Построили печь, побросали в неё всё золото, которое им дали египтяне перед исходом из Египта, и сделали целого золотого тельца. Водрузили его на большой камень и стали пить и веселиться. «Он поведёт нас», — говорили люди. Тогда Бог сказал Моисею: «Иди скорее вниз, потому что народ изменил Мне». Спускаясь с Синая, Моисей услышал крики. Иисус Навин, который ждал его внизу, говорит: «Что случилось? Пришли иноплеменники!» «Это не боевые крики, это веселье», — ответил ему Моисей. Они подошли ближе, увидели, как люди веселятся, потому что золотой телец поведёт их в Землю обетованную! Видишь, телец-то был золотой!.. Вознегодовал Моисей, бросил на землю и разбил скрижали с заповедями.

Человек духовный может рассердиться, вознегодовать, закричать, но по серьёзному духовному поводу. Внутри у него нет зла, и другим он зла не причиняет. «Гневайтеся и не согрешайте» — не так ли говорит ли пророк Давид?

Слово может ранить

Фото: Flickr.com

Игумен Нектарий отмечает, что слово – уникальный инструмент, дарованный Всевышним человеку

Важно, что он его использует не только для взаимопонимания с окружающими. Именно в слова в большинстве случаев заключена молитва, обращенная к Господу

В некоторых случаях человек обращается к Всевышнему с помощью мысли или чувства, но обычно это все-таки происходит словесно.

Если безрассудно использовать этот дар, позволив оскорбительные речи, это будет опасно и непродуктивно. Апостол Иаков говорил, что из одного источника не будет одновременно вытекать сладкая и горькая вода. Поэтому нельзя использовать слова, чтобы сначала прославлять Господа и о чем-то его просить, а затем оскорблять ими кого-то.

Начиная материться, каждый человек оскорбляет, в первую очередь, собственную душу. После этого молиться ему становится намного сложнее.

Почему мы гневаемся

— Мне кажется, что я не гневаюсь, а просто раздражаюсь.

— Это как? Если разражаешься, то должна посмотреть, нет ли в тебе страсти гнева. Одно дело, если человек в раздражении скажет резкое слово, потому что он устал, у него что-то болит, есть какие-то проблемы и т. д. Иной и на приветствие может ответить: «Да отстань ты!» — хотя ему ничего плохого не сказали, сказали только «здравствуй». Но человек устал, ему больно, поэтому так и реагирует. Ведь даже самый терпеливый ослик, если его перегрузить, будет лягаться.

— Когда у меня нет мира с собой, то меня раздражает любая мелочь.

— Если у тебя нет мира с самой собой — значит, у тебя духовное недомогание и неудивительно, что ты так реагируешь. Если человек болен, он иногда устаёт даже от звуков речи. То же самое, когда он в плохой духовной форме, у него нет трезвения, терпения, снисходительности.

— Геронда, почему я гневаюсь по малейшему поводу?

— Гневаешься, потому что думаешь, что всегда виноваты другие. В тебе гнев происходит от того, что ты принимаешь относительно других помыслы, приходящие слева.
Если будешь принимать помыслы, приходящие справа, то не будешь обращать внимания на то, что тебе сказали и как сказали. Будешь принимать ответственность на себя и не будешь гневаться.

— Но, геронда, я не могу поверить, что всегда виновата именно я.

— Похоже, что в тебе есть скрытая гордость

Смотри, осторожно, ведь гнев несёт в себе самооправдание, гордость, нетерпение, наглость

— Геронда, почему сегодня люди так легко раздражаются?

— Сейчас и мухи раздражаются! У них упрямство, настойчивость! Раньше, если ты муху отгонял, она улетала. Теперь упорно сидит… Но правда и то, что сегодня и некоторые виды деятельности не только не помогают обретению душевного спокойствия, но могут и спокойного от природы человека сделать нервным.

— Почему теперь, когда живу в монастыре, не гнева юсь, а в миру сильно гневалась?

Часто из-за внешних причин человек испытывает недовольство и срывается, потому что не испытывает удовлетворения от того, что делает и хочет чего-то другого. Но такое раздражение, как внешняя пыль, оно исчезает, когда человек находит то, к чему стремится.

В каких случаях гнев является недопустимым?

Как понять фразу «Гневайтеся и не согрешайте»?Фото: Flickr.com

Если говорить о случаях, когда гнев человека является греховным и недопустимым состоянием, то среди них обязательно стоит отметить следующие:

недопустимым является гнев, если он является страстью человека, постоянно выражается в раздражении на окружающих людей и обстоятельства; гнев проявляется, как постоянная злоба на ближнего; человек отрицает присутствие гнева, а все окружающие кажутся ему странными и неправильными; человек воспринимает постоянное раздражение, как что-то повседневное, обычное и неважное; человек постоянно пытается уязвить других, даже тех, кто является ему дорогим; человека приводит в большую ярость то, что другие не реагируют на его замечания, советы или рекомендации, соблюдая полное спокойствие. Человек, который согрешает гневом, никак не может угомонить свое недовольство людьми и обстоятельствами, в результате чего, данная страсть работает с сильной разрушающей силой и убивает человека изнутри

Если человек привык всем и всегда грубить, то он даже не замечает и не хочет понимать того, что делает плохо, а если ему кто-то об этом скажет, становится еще более раздражительным и разъяренным

Человек, который согрешает гневом, никак не может угомонить свое недовольство людьми и обстоятельствами, в результате чего, данная страсть работает с сильной разрушающей силой и убивает человека изнутри. Если человек привык всем и всегда грубить, то он даже не замечает и не хочет понимать того, что делает плохо, а если ему кто-то об этом скажет, становится еще более раздражительным и разъяренным.

Если мы обидели кого-то

Как понять фразу «Гневайтеся и не согрешайте»?Фото: Ortd-druzhba.ru

Для верующего человека такое неприемлемо, поэтому старец Лев призывал как можно быстрее помириться с человеком, который претерпел обиду. Он отмечал, что лучше признаться, что виноват, чем стать жертвой продолжительной тяжбы.

Конечно, это непросто сделать, если гнев небезоснователен. В таком случае человек в состоянии разгневаться даже на самого близкого человека, если тот допустил недостойный поступок. Однако сдерживать гнев требуется даже в этой ситуации, так как зло никогда не искореняется и не исправляется ответным злом. Победить его в силах только любовь.

Старец Лев прямо писал чаду, разгневанному на своего брата, что нельзя мириться с таким поступком. Ярость, обращенная на другого человека, исполняет нас самих страстью. Поэтому требуется смирение, осознание своего ничтожества и немощи.

Оцените статью
Добавить комментарий