Что значит фраза «блаженны нищие духом»?

Что значит фраза «блаженны нищие духом»?

Что значит фраза «блаженны нищие духом»?
СОДЕРЖАНИЕ
0
0
16 января 2022

Что значит «блаженны нищие духом»

Сопротивление горделивому состоянию, притеснение своего “я” для того, чтобы в центре жизни был Бог, называется смирением. Другое определение этого состояния — нищета духовная. Дух злобы, гордыни и эгоизма не может сделать человека счастливым, ибо отгоняет Божью благодать. Самомнение о себе является следствием и проявлением гордыни, а где гордыня, там нет места Богу.

Именно поэтому нужно сначала освободиться от самомнения, от тщеславных иллюзий о себе. Чтобы достичь блаженства, необходимым условием является осознание бедности своей души, которая лишена тех качеств и добрых дел, что приближают человека ко Христу. «Перевоспитание» возможно, если прилагать активные творческие действия ко спасению. Только тогда в человеческой душе будет пребывать Сам Дух Божий, что является истинным богатством, дающим великое счастье.

Заповеди блаженства с объяснениями

Под духовной нищетой подразумевается смирение и осознание своего истинного греховного состояния. Победить грех и обрести спасение возможно только при помощи Божьей благодати. А она даётся только смиренным людям. Чтобы принять в себя Святого Духа, человеку нужно освободиться от гордыни и эгоизма, которые мешают покаянию. Смирение – это не слабость, униженность или забитость. Это великая духовная сила, которая преображает и спасает душу человека.

Если человек переносит страдания со смирением, то он духовно очищается и приближается к Богу. Также слёзы могут быть результатом покаяния человека, его осознания собственной греховности и отчуждённости от Бога.

Подлинную кротость нельзя путать с приниженностью и слабостью. Кротость – это спасительный плод смирения, любви к ближнему. Это покорность Богу, терпение и великодушие, которые свойственны только духовно сильному человеку.

Господь учит нас, что ни человеческое счастье, ни духовное блаженство невозможны без правды. Отец лжи – дьявол. Грехопадение Адама и Евы было совершено под влиянием его лжи. И если она есть в нашей жизни, значит, мы служим злу. Высшая правда, Истина – это Христос. Служение правде и поиск Истины приближают человека к Богу.

Господь призывает нас совершать для ближних дела любви. Они уподобляют человека Богу. Милостивые люди будут оправданы на Страшном Суде. Те же, кто не творил добрых дел, оправдаться не смогут.

Эта заповедь учит нас, что Богопознание возможно только для чистого сердца. Господь не открывается грешнику. От Бога нас отдаляют не только греховные поступки, но даже дурные мысли. Человек с нечистой душой является потенциальным совершителем видимых грехов. Поэтому христианину необходимо следить за своими помыслами.

Господь не только предостерегает от ненависти, но и призывает освобождать от неё других людей. Православным христианам следует утверждать вокруг себя дух любви и согласия. Подлинное миротворчество нередко оборачивается для миротворца скорбями: непониманием, осуждением, хулой и т.п. Поэтому эта добродетель требует самопожертвования и мужества. Тех, кто выстоит до конца, Господь назовёт Своими сынами.

Спаситель призывает нас к стойкости и говорит, что преданные правде обязательно обретут утешение в Вечной жизни. Путь настоящего христианина – это путь воина Христова, который готов пострадать за Истину. Он всегда будет победителем, поскольку Бог и правда сильнее дьявола и лжи.

Последняя заповедь блаженства говорит о высшем христианском подвиге – готовности отдать свою жизнь за веру в Христа. Этот подвиг называется мученичеством. Мученик становится самым сильным свидетельством истинной веры для других людей. За это он получает высшую награду от Бога. Мученик уподобляется распятому Христу, который своей смертью искупил грехи человечества. Раннехристианский богослов Тертуллиан писал:

Покаяние очень важно для каждого человека — об этом говорится во второй заповеди блаженства

Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Кто такие блаженны плачущие?

Плач может быть вызван различными причинами, но не каждый плач человека, добродетель. Это должен быть плач о своих грехах

Покаяние очень важно, без него невозможно приблизиться к Богу, а грехи мешают этому

Первая заповедь о смирении подводит каждого к покаянию, чтобы человек осознал свои грехи, покаяться в них. Святые отцы говорили, что покаяние — это второе крещение.

Господь примет каждого, кто приходит к Нему с мольбами. Именно Господь дает человеку возможность осознать свои грехи и испросить за них прощения. Недаром святые отцы говорили, что покаяние — это второе крещение.

Блаженными слезами можно назвать и те, что и слезы сострадания к нашим ближним, когда человек проникается горем и старается помочь.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Кто такие — блаженны чистые сердцем?  Это те, кто с чистой душой, умом, свободный от греховных желаний и мыслей. Каждый грех начинается с какого-либо помышления. Поэтому необходимо избегать греха и воздерживаться даже о мысли о нем.

В слове Божием было сказано, что из сердца человеческого исходят злые помыслы, убийства, кражи, лжесвидетельства.

Сам человек не может никого не лишать жизни, но может пылать ненавистью к людям, и чем хуже, желать им смерти. Именно так он будет разрушать свою душу, а впоследствии может дойти и до убийства.

Не только телесная нечистота считается грехом, но и нечистота духовная.

Апостол Иоанн Богослов говорил, что всякий, кто ненавидит своего брата — есть человекоубийца. То есть тот человек, который имеет плохие мысли, а соответственно и нечистую душу, уже считается потенциальным совершителем уже видимых грехов.

Апостол Иоанн Богослов говорил, что всякий, кто ненавидит своего брата — есть человекоубийца. То есть тот человек, который имеет плохие мысли, уже считается потенциальным совершителем уже видимых грехов

Господь говорил:

Мф 6, 22–23

Чистое око  — это чистота, святость мысли и намерений человека. А где око и сердце ослеплено — то там уже находятся темные помышления, которые станут темными делами. Только тот человек, который имеет чистую душу и сердце, может приблизиться к Богу.

Что такое блаженство в христианстве

Греческое слово «μακαριος» в Септуагинте (Сборник переводов Ветхого Завета на древнегреческий язык, 3-1 века до Рождества Христова) употребляется для передачи древнееврейского слова » אשר» («ашре» — «воистину счастливы», «блаженны»). Именно этот термин использовал Иисус в Нагорной проповеди. Множественное число в слове «ашре» указывает, что для обретения полного счастья человеку необходима не одна добродетель или одно достижение, а постоянное пребывание в подобном состоянии.

Но что такое счастье? Возможно ли его обрести? Каждый понимает счастье по-своему, вкладывает в него разный смысл. Счастьем может считаться получение чувственных наслаждений. Достижение заветных желаний. Приобретение чего-либо. Мера счастья у каждого тоже своя, индивидуальная. С христианской точки зрения полноту человеческого счастья можно обрести только в жизни с Богом, в постоянном общении с Ним и это есть блаженство. 

Популярное за 7 дней

Грядет Рождественский пост. Как правильно подготовиться к нему?
24.11.21 12:40

Умер близкий человек, родственники настаивают на застолье с алкоголем. Как правильно помянуть и что делать?
29.11.21 17:17

Удивительные натюрморты Амброзиуса Босхарта
25.11.21 15:07

Если ваша постная пища стоит дороже скоромной — вы не поститесь
29.11.21 21:43

Митр. Антоний (Паканич): Как бороться с одной из самых опасных страстей?
29.11.21 14:26

Митр. Антоний (Паканич): Трудно представить что-то более отталкивающее людей от Церкви, чем недостойное поведение духовенства и верующих
26.11.21 15:17

Как избавиться от рассеянности на молитве?
25.11.21 15:32

24 ноября — день памяти великомученика Мины Котуанского (Фригийского)
24.11.21 08:46

Оправдание для духовных лентяев, или Несостоятельность теории реинкарнации
24.11.21 11:16

Митрополит Запорожский Лука приглашает на онлайн-встречу
26.11.21 16:50

Появление заповедей

В ветхозаветные времена Господь дал людям 10 заповедей, высеченных на каменных скрижалях. Желая дать людям возможность преодолеть первородный грех, Господь приказывал и запрещал им совершать поступки, несущие в себе зло и тьму. Следование ветхозаветным заповедям открывает человеку Господа, очищая душу от греховной скверны. Но для достижения благодати Царства небесного недостаточно просто очиститься от зла. Необходимо заполнить освободившееся пространство добродетелями, которые способствуют совершенствованию духа человека.

Заповеди блаженства записаны в 5 главе Евангелия от Матфея

Именно об основных нравственных правилах, по которым должен жить истинный христианин, говорится в девяти заповедях блаженства. Иисус Христос поведал о них во время Нагорной проповеди, которой вынимали его ученики и люди, пришедшие, чтобы услышать Слово Его. Новые заповеди дополняли запретительные установки, данные Богом Моисею, указывая людям путь в Царство Небесное.

Седьмая заповедь блаженства — Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими

Еще одна из заповедей блаженства — Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Это заповедь для того, чтобы иметь мир со всеми людьми, а примирение всех враждующих — высоко ценится в Святом Евангелии.

Высоко ценится в Святом Евангелии — примирение со всеми людьми, примирение всех враждующих. Все это говорит нам еще одна из заповедей блаженства — Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими

Именно такие люди и называются сынами Божиими. Почему именно так?

Потому что мы все — чады Господа, творения Его рук. Ведь так приятно видеть, что в семье все живут мирно, в любви и согласии. И как наоборот горестно видеть то, когда присутствуют ссоры, вражда между близкими друг к другу людьми.

Также и человек, который хранит в своей семье мир и покой, примиряется с враждующими людьми — приятен Богу, имеет и благословение от Господа. Такой человек будет получать от Него радость, спокойствие и счастье в душе.

Очень часто сами миротворцы называют  себя сынами Божиими, потому что сподобляются самому Сыну Божию, Спасителю, который примирил всех людей с Богом.

Самая первая заповедь — Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное

Рассмотрим толкование некоторых заповедей блаженства, что значит каждая из них.

Самая первая заповедь — Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Каково же значение фразеологизма? Может ли считаться добродетелью такое качество, как нищета духовная? Кто такие нищие духом?

Приведем пример, когда Иисус был в пустыне. Там его мучили, не кто иной, как дух дьявольский, который предлагал Ему соблазны, но они не имеют ничего общего с полнотой человеческой жизни.

Что же будет с человеком, если в нем все-таки возобладает дух дьявола? Обретет ли он блаженство, станет ли он счастливым? Нет, дьявол уведет его прочь от истины, запутает и собьёт с правильного пути.

Жизнь с Богом — это и есть полнота существования, то самое человеческое счастье.

К счастью может привести только дух Божий, потому что он источник жизни на земле. Жизнь с Богом — это и есть полнота существования, то самое человеческое счастье.

Значит также можно сделать вывод, чтобы человек был счастлив — нужно принять в себя Дух Божий, освободив для Него место в своей душе.

Святитель Иоанн Златоуст считал, что нищие духом — это смиренные и сокрушенные сердцем. Здесь он считает нищих тех, кто боится и трепещет перед заповедями Божьими.

Святитель Иоанн Златоуст считал, что нищие духом — это смиренные и сокрушенные сердцем. Здесь он считает нищих тех, кто боится и трепещет перед заповедями Божьими

Нищета духа означает как бы смирение, видение истинного своего состояния. Как простой     нищий не имеет ничего, но одевается в то, что дадут, питается тем, что подадут. Мы должны понимать, все, что мы имеем, мы получаем только от Бога.

Можно быть совсем не бедным человеком, но быть нищим по духу своему, и со смирением принимать то, что нам дарует сам Бог, а также использовать это для служения Господу и людям.

Все дается нам только от Бога: здоровье, таланты, способности, и сама жизнь — исключительно дар Господа, за который нужно Его благодарить.

Борьба со своими грехами и стяжание добрых дел просто невозможно без смирения.

И все это делается только с помощью Божией.

Из этой заповеди можно сделать вывод: нищета духовная и смирение — это вовсе не слабость, а великая сила. Это и победа человека над самим собой, над искушениями демонами и различных страстей.

У первой заповеди есть и интересное окончание — «…ибо их есть Царство Небесное». Что это значит?

Это значит, что именно тем людям, кто будет иметь смирение в своем сердце, иметь ту самую нищету своего духа, обещается Царство Небесное. Люди, знающие все это, что все, что они имеют, не заслуга человека, а дар Божий, который обязательно нужно преумножать во спасение своей души.

Вечная новость

На литургии мы вспоминаем вечные истины, которыми мы не живем. Мы привыкли жить чем-то временным. Нам кажется, что это временное интереснее, привлекательнее, содержательнее, чем вечное. Мы гонимся за новизной и находимся в постоянной суете

Литургия обращает наше внимание к тому, что пребывает вечно, является вечной радостью, вечной новостью. Является вечной жизнью

Но иногда даже вечная жизнь кажется нам какой-то устаревшей формулой, кажется для нас забытым явлением, которое было когда-то. На самом деле это — приобщение к вечной жизни. К жизни в Боге. И то, что кажется нам мертвым, на самом деле может ожить, если мы будем стараться молиться Богу, если будем видеть за этой внешней формой внутреннее содержание. Нельзя останавливаться просто на произнесении слов. Нельзя останавливаться на том, что мы понимали в этих словах вчера или на прошлой литургии. Нужно понимать, что каждый раз за этими словами может открыть себя нам живой Бог. Открыть нам новый смысл, открыть новую истину, открыть новое видение. Возвести нас на новую ступень понимания того, что означают эти слова. Поэтому при совершении литургии нужно совершать постоянную работу. Сознание, чувства наши, сердце, душа наша должны все время работать — прославлять Бога, каяться. И мы должны внутренне обращаться к себе и внутренне все время трудиться на литургии. К сожалению, мы вот так трудиться не умеем. Мы привыкли жить беспорядочно. Привыкли следовать за тем, на что обращает внимание наш ум. Он вертится, меняются картины, образы. Мы не умеем жить осознанно, не умеем жить целенаправленно. А этому тоже учит литургия.

Заповеди блаженства (Мф. 5:3-12):

  1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
  2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
  3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
  4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
  5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
  6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
  7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
  8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
  9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Еще одна из заповедей блаженства — Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся

Еще одна из заповедей блаженства — Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. В этой заповеди Иисус сопрягает понятия блаженства и правды.

Здесь правда выступает в качестве условия человеческого счастья. Жаждать и искать правды можно по-разному. Есть люди, которые называют себя правдоискателями. Они постоянно возмущаются порядками, везде ищут справедливости, пишут различные жалобы, вступают в постоянные конфликты.

Но не об этих людях говорится в данной заповеди.

В заповеди ясно сказано, что нужно желать этой правды, как необходимо иметь пищу и воду. То есть, нужно очень сильно желать, как голодный или как жаждущий терпит страдания, пока не удовлетворит свою главную потребность.

Господь говорит:

ин 14, 6

Именно об этой правде и идет речь. Высшая правда, Истина — это Христос. Это говорит о том, что каждый христианин должен искать для себя смысл жизни только в Боге. Только в нем истинный источник воды и Божественного хлеба, то есть Тело и Кровь Христовы.

Господь говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь». Именно об этой правде и идет речь в заповеди. Высшая правда, Истина — это Христос. Это говорит о том, что каждый христианин должен искать для себя смысл жизни только в Боге

Господь оставил нам свое слово, в котором изложил все Божественное учение, правда Божия. Он создал церковь и вложил все, что нужно человеку для спасения души. Также и храм — носитель правды и правильного знания о Боге.

Именно такую правду должен жаждать каждый человек, когда читает Священное писание.

Самоуверенное безумие

При объективном рассмотрении на ум приходят очевидные ответы, от которых сердце сокрушает тяжелый вздох. Также сокрушался и апостол Павел, констатируя, что

Люди вчера и сегодня в своем заблуждении были уверены, что они способны на все. Или на многое. И это многое, по их разумению, давало им особые привилегии, власть и возможность насладиться собственной исключительностью.

Сатин, герой пьесы Горького «На
дне» был уверен, что слово «человек» звучит гордо. Вполне гуманистический
идеал. Он заставляет поколения вкладывать колоссальные усилия в развитие
«человеческого потенциала», «светлого будущего» или «достижения науки». С точки
зрения настоящих законов Вселенной о времени и вечности, однобокость
гуманистической парадигмы свидетельствует лишь о суженном горизонте и
ограниченности мысли архитекторов идеи человекоцентричности.

Болгарский подвижник Дедушка Добри, собиравший милостыню для православных храмов

Можно сказать, что гуманисты – люди, «богатые духом». Но это будет скорее горькой иронией, чем правдой. Тварный мир становится для таких людей единственным полем битвы, следовательно, законы и принципы жизни подгоняются под «жизнь один раз». Отсюда и возникает то зло на нашей планете, в происхождении которого атеисты и безбожники очень любят обвинять Бога.

В действительности, убежденность части в людей в праве осуждать, обманывать, обворовывать, оскорблять, унижать и даже убивать (не делом, так словом), создают мрачную реальность «богатого духом» человечества. Иными словами, «богачи» – это гордецы, которые во всем и везде руководствуются самомнением, но никак не вечными истинами.

Кажется, что эта кичливая и
самоуверенная «нация» будет жить вечно, избежит смерти тела и Страшного Суда. В
действительности, как мы видим, все люди рано или поздно оканчивают свой земной
путь. Но далеко не все успевают понять, что в вечности действуют уже совсем
другие правила. И эта суета людей под солнцем только усиливает понимание
тщетности многих потуг человека. Нищий духом ясно видит: что бы он ни
предпринимал, во всем он ограничен, путь его наполнен фатальными ошибками, и
перед Богом он ничто. Конечно, Бог любит каждого человека как сына, но признание
своей ничтожности перед Господом есть адекватное восприятие самого себя.

И в этом адекватном видении и
раскрывается способность человека увидеть свои несовершенства, исправление
которых совместно с Богом становится актом соработничества на пути к счастливой
вечности. Смирение помогает увидеть Создателя. Затемненный духовный взор
внезапно раскрывается, Господь становится как бы чуточку ближе, хотя телесным
зрением Его и не увидишь.

Что такое блаженство для христианина

Большинство современных людей понимают под словом блаженство понимают очень яркие эмоции, доставляющие физическое наслаждение. Есть и отрицательная трактовка этого слова, так как блаженными называют людей, поступки и слова которых не вписываются в нормы общепринятой логики.

Но в христовых заповедях говорится о блаженстве, которое подразумевает обретение духовного счастья, заключающегося в обретении единства с Господом. Чтобы обрести счастье и радость в вечной небесной жизни, на земле человек должен быть бедным, жаждущим, плачущим и смиренно переносящим гонения и страдания.

Еще о Заповедях:

  • Заповедь о любви к врагам
  • Десять Заповедей Божьих в православии
  • Заповедь «Не кради»

Наши ориентиры

Кому мы с большим желанием подадим милостыню: тому, кто нас обманывает, или тому, кто на самом деле беден и нуждается в нашей помощи? Конечно же, вторым. Так и Господь: Он с великой радостью и быстротой помогает тем, кто искренне считает себя нищим духовно. Вспомним патриарха Авраама, который был родоначальником всех верующих, пророков Моисея и Давида — это были люди особых природных дарований, но они стяжали благодатные дары через великое смирение.

Вот, к примеру, слова царя Давида: «Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе» (Пс. 21:7). В этом ряду — и Владычица наша Богородица, Которая сказала: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38), и Сам Господь, Который говорил: «Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29) — и взошёл на Крест, когда Его оплёвывали, били, ругали, издевались. Он со смирением и кротостью принял всё, что надлежало исполнить, всё, ради чего Он был послан на землю. В этих примерах — наши ориентиры и наша опора.

Заповеди Ветхого и Нового Заветов

Как связаны ветхозаветные 10 заповедей и новозаветные 9 заповедей блаженства? Первые были даны Богом еврейскому народу во время его Исхода из Египта. Пророк Моисей получил заповеди на горе Синай. Патриарх Кирилл отмечает, что это был

Христос родился в то время, когда народ Израиля во многом утратил подлинное понимание Закона Моисея. Изначально краткие и понятные Божественные предписания с веками обросли многочисленными второстепенными правилами. Бытовые и обрядовые нормы постепенно заслонили собой суть Откровения.

Заповедями блаженства Господь отнюдь не отменяет закон Моисея: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17). Спаситель напоминает людям о самом главном, а также обновляет и дополняет содержание ветхозаветного Закона. В Иисусе Христе воплотилось максимальное и подлинное исполнение Закона и его преодоление. Христос явил нам идеал праведной жизни и совершил всё, что предсказывали о Нём ветхозаветные пророки. Он расширил и возвысил смысл заповедей Ветхого Завета, указав людям путь к совершенству. Вот что об этом пишет архиепископ Феофилакт Болгарский:

Профессор богословия Александр Лопухин в «Толковой Библии» пишет:

Причины изменения человеческой природы

После того, как Бог сотворил первых людей, Он занимал центральное место в их жизни. Адам и Ева находились в частой беседе со Творцом, Который являлся им в раю видимым образом, как Отец детям (Бытие, 2). Бог учил людей любви. Для этого была дана заповедь — не вкушать плодов с дерева познания добра и зла. Исполняя это Божье повеление, люди могли так проявить этим свою любовь к Создателю. Однако совершенное прегрешение, то есть ослушание, Адама и Евы исказило духовную природу человека.

Как говорил древнегреческий философ Аристотель, «природа не терпит пустоты», но как видно без нее не обойтись. Центральное место, принадлежащее Творцу, заняло собственное «я» человека. Адам и Ева последовали горделивому желанию сравняться с Богом. «Будете, как боги» обещал обольститель прародителям, (Бытие, 3:5). Смысл первородного греха заключался в непослушании Создателю, то есть в сознательном отказе от исполнения того плана, который Господь имеет о мире и человеке. Таков был отказ от Богом определенного порядка жизни, преступление Его закона.

Это привело к «мутации» человеческой природы, полной смене приоритетов. Стремление к служению Создателю и общению со Всемогущим Богом было вытеснено стремлением к удовлетворению собственных эгоистических потребностей. Святые Отцы называют такое состояние человека жизнью только для себя, где в центре внутренней вселенной царствует собственное “я”. Это царство гордыни.

Нищие и нищие духом — одно и то же?

В материальном отношении нищим признается человек, не имеющий средств и возможностей для покрытия своих «нулевых» потребностей. Это отсутствие ежедневного пропитания, одежды, места для ночлега. Например, по житейским меркам нищими могут признаваться люди без стабильных средств к существованию. С подобной нищетой можно успешно бороться материальными средствами, они устраняются получением определенных земных благ.

Однако нищим себя признавал выдающийся физик, математик, механик, астроном Исаак Ньютон (1642-1727), утверждая, что его незнание бесконечно больше его знания. 

К нищим относил себя и ветхозаветный богач Иов (Книга Иова, 1:21). Причем нищим он был в душе своей еще до того, как лишился видимых богатств.

Духовная же нищета представляет собой ощущение некоего сосуда, который душа стремится заполнить. Это жажда души, которую хочется утолить. Наполнение духовного сосуда невозможно осуществить ничем земным. Ничто на земле не может утолить этой жажды. Поэтому осознание духовной нищеты побуждает искать небесных даров.

Материальная нищета не означает автоматической нищеты духовной. Бедняки и бомжи не становятся автоматически блаженными, они вполне могут быть пленниками любых страстей. Нищета и бедность не гарантируют сами по себе духовных высот.

Евангельские заповеди

Фото: Flickr.com

Еще во времена Давида и Исайи, то есть, во времена Ветхого Завета, Бог довел до людей 10 заповедей. Они служили тому, чтобы оградить человека от зла, дать ему понять всю опасность, которую приносит людям грех.

Когда на земле появился Иисус Христос, он оставил евангельский закон, в основу которого положена любовь. Господь сам показывал непомерную любовь к людям и хотел, чтобы и они жили в любви.

Но Он хотел, чтобы люди не только не совершали зла, но и постоянно совершенствовались, уподоблялись Богу:

В Нагорной проповеди Иисус объяснял то, как христианин должен распоряжаться своей земной жизнью, относиться к ближнему и самому себе. Спаситель не отменял 10 ветхозаветных заповедей, но усовершенствовал их, дополнил божественной мудростью, поставил новую цель для каждого человека. Приближаясь к Богу, люди могут найти истинную радость.

Согласно 9 заповедям блаженства, недостаточно просто отказаться от греха. Нужно развивать в себе противоположные злу добродетели, творить добро и вести высоконравственную духовную жизнь. Вот эти заповеди, которые должны быть руководством для христианского образа жизни каждого православного:

Кроткие

Дальше говорится удивительная и непонятная для нас вещь:
блаженны кроткие. Это совершенно противоположно духу нашего времени. Кроткий человек у нас ассоциируется с человеком забитым. С человеком, который не умеет за себя постоять. С человеком, который трусливо прячется от бед, опасностей, не противостоит им. Но кротость — это совсем другое слово. В XIX веке об этой добродетели знали русские люди. О ней писал Достоевский. Но в наше время кротость — это что-то совершенно таинственное и непонятное для людей. «Кто смел, тот два съел», «при каждой неудаче давайте сдачи» — и вообще, если не отвечать, то они же все распустятся, нужно уметь постоять за себя. А кротость — это надеяние на Бога, это сохранение мирного устроения души, тишина сердца, нежность, согласие с другой волей (не злой, конечно, волей, не дьявольской, нельзя быть кротким с дьяволом!), надеждой на Бога, что он защитит от зла. Вот эта кротость — драгоценное качество души. Сам Господь называет себя кротким. Есть даже такое толкование, что заповеди блаженства — это портрет Господа нашего Иисуса Христа, описание Его души. И мы с вами должны быть подобны Ему, если хотим в Царство Небесное.

Именно кроткие наследуют землю. Есть два толкования этих слов. Кротость как наследование новой земли, Царства Небесного, и кротость как обладание собой. Только кроткий умеет обладать собой. Гневливый, раздражительный собой не обладает. Им обладает гнев. Им властвует раздражение. А кроткий властвует собой, он наследует землю. Земля — это мы. Мы же взяты из земли. Конечно, это немного странно и непонятно — как из черной земли может вырасти красный помидор или зеленый огурец. Как из земли могут появиться голубые глаза или льняные волосы, кожа, сердце, кровь… Но наше тело взято из земли и в землю должно отойти. Мы должны возделывать нашу природу. И только кроткий имеет такую власть.

Нищета духа невозможна без искренности перед Богом

Мы должны понимать, что к идеалу можем только стремиться. Святые отцы говорят, что достичь его не получится, и это нормально: чем выше поднимается человек в своём духовном развитии, тем лучше видит своё несовершенство. С другой стороны, Господь порой попускает падения, причём даже тем людям, которые имели определённые духовные дары. Человек, даже стяжавший какие-то добродетели, всё равно остаётся изменяемым, он не занимает духовную высоту раз и навсегда. Мудрые отцы нашей Церкви это знали.

Преподобный Макарий Великий рассказал историю о том, как один старец, обладающий даром исцеления, помогал больным тем, что просто возлагал на них руки. Слава о нём пошла великая, и он почувствовал, что погибает, потому что слава стала ему приятной. Как человек, имеющий нищету духа, он попросил у Господа, чтобы в него вселился бес. Бог попустил это, старец стал бесноватым, его даже заковали в цепи. Слава его была разрушена, но сам он исцелился, после чего продолжил своё духовное восхождение.

Мы должны понимать, что смиренномудрие и смирение — понятия разные. Смиренномудрие — это когда мы понимаем, как нужно правильно жить и поступать, а смирение — это практика. Чаще всего мы не имеем смирения, просто побуждаем себя к правильным поступкам, но оступаемся, каемся, идём дальше. Искренность перед Богом в том и состоит, чтобы адекватно оценивать себя и свои поступки. Чем объективнее и мудрее мы подходим к этому, тем больше видим своих грехов и меньше — добродетелей. Осознаём, что есть попытки их стяжать, есть добрые устремления, а достижений мало. Порой мы пытаемся обнять весь мир, берёмся за неподъёмную ношу, под которой у нас тут же подкашиваются колени — потому что оценили себя выше тех достоинств, которые у нас имеются. Но в этом есть свои плюсы: таким образом происходит стяжание нищеты духа.

Итак, подытожим: чтобы стяжать нищету духа, надо всегда иметь перед собой духовные эталоны — Христа, Пресвятую Богородицу, апостолов, святых. Нужно знать, что мешает нам быть похожими на них: это могут быть слава, самолюбие, гордыня — всё, что идёт в ущерб нашей духовной красоте. Наконец, следует определить добродетели, в которых надо возрастать. На этом пути очень помогут труды святых отцов. Поскольку заповеди блаженства — это основание всех добродетелей, то таких трудов очень много. Каждый, кто хочет в них разобраться или изучить более детально, найдёт подходящие для его ума и сердца. Надо начать читать, и если зацепило, если не хочется закрыть книгу — значит, это то, что нужно.

Первая заповедь

Фото: Optina.ru

Что значит это выражение, и почему нищие духом являются блаженными, объясняет в своих трудах Святитель Иоанн Златоуст.

Смиренные и сокрушенные сердцем, вот что значит – нищие духом. Дух, это словесное выражение тех времен слова «душа». Смирение – противоположность гордости.

Духовная нищета подразумевает не пустоту души, как принято считать в бытовом понимании этого выражения. Нет, в устах Святителя это означает совершенно другое – видение истинного состояния души, которое не вызывает у человека ничего, кроме стыда и желания исправиться, сделаться лучше.

Нищие духом видят то, что все имеющееся не принадлежит им изначально, а дается только по Божьей воле. Как бедняк не имеет ничего своего, так и смиренный человек понимает – на все принадлежащие ему таланты, умения, знания, здоровье, он не мог бы рассчитывать самостоятельно. Они даны по воле Божьей.

А уж тем более – на материальные блага, которые посылаются людям чаще всего в испытание, чтобы увидеть, как человек распорядится богатством и другими дарами, посланными ему. И это испытание, поверьте, значительно сложнее, чем испытание бедностью. Недаром Иисус говорил, что легче верблюду пролезть в игольное ушко, чем богатому – попасть в Царствие Небесное.

Фото: Photocentra.ru

И нищие люди, которые относятся к своей имущественной, материальной нищете, как к воле Божьей, не ропщут, не пытаются любой ценой стать богаче, такие люди в те времена были образцом для подражания.

Ведь если к ним придет богатство, то они будут относиться к нему, как будто не имеют его. Именно так Спаситель ответил на вопрос, как же быть тем, кому всё идет само в руки. То есть, не станут делать культа из денег и золота, а будут лишь иметь возможность распорядиться богатством для дел любви и милосердия. Они не утратят смирения, не обретут гордости из-за того, что стали богаты.

Именно нищим духом Господь обещает Царствие Небесное. Поэтому нужно равняться на этот идеал, данный в первой заповеди. Смирение и сожаление о своих грехах — вот что является признаком нищих духом.

Комментировать
0
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно

Молитва Пресвятой Богородице об усопших Без рубрики
0 комментариев

Молитвы Пантелеймону Целителю о здравии Без рубрики
0 комментариев

Поздравления с Татьяниным днем в стихах Без рубрики
0 комментариев