Всенощное бдение: что это, как происходит и сколько длиться

Всенощное бдение: что это, как происходит и сколько длиться

Всенощное бдение: что это, как происходит и сколько длиться
СОДЕРЖАНИЕ
0
0
13 января 2020

О православном богослужении

  • Апостол: методическое пособие для семинарских занятий свящ. А. Гумеров, свящ. М. Михайлов, А.С. Небольсин

    11,6K 

  • Библия в богослужении. Византийско-славянский лекционарий А.А. Алексеев

    72 

  • Войдите в радость Господа: праздники церковного года еп. Серафим (Шарапов)

    3,2K 

  • Двунадесятые праздники (историко-литургическое описание) Г.С. Битбунов

    14,2K 

  • Двунадесятые праздники Православной Церкви В. Чернов

    2,6K 

  • Краткие записки о принадлежности и составных частях православного богослужения свящ. Л. Петров

    5,5K 

  • Наставление христианам, как должно стоять в Церкви во время Божией службы

    1K 

  • О крестных ходах православной церкви

    649 

  • Общедоступное изъяснение псалмов, наиболее употребительных при богослужении П.Н. Спасский

    1,1K 

  • Очерки из литературной истории синодика Е.В. Петухов

    1,5K 

  • Руководство к пониманию православного бого­служения, содержащее шестопсалмие, часы и пес­нопения воскресные, праздничные и великопостные на славянском языке с русским переводом прот. Пётр Лебедев

    2,7K 

  • Страстная седмица. Объяснение богослужения

    584 

  • Чин венчания супругов, в летех мнозех сущих

    2,3K 

  • Чудный строй православного богослужения Олег Шведов

    843 

  • Книги и статьи о православном богослужении

Чинопоследование богослужения

Как уже было сказано, временная продолжительность ее несколько изменилась. Сколько длится всенощное бдение в церкви? Так как посещают церковь в основном люди достаточно преклонного возраста, то было принято решение о том, чтобы проявить к ним снисхождение и длительность ее была сокращена. Теперь она не начинается поздно и не тянется всю ночь напролет. В современном мире это занимает около 2-3 часов.

Так как данная служба проводится перед большими и почитаемыми церковными праздниками, то стоит знать о том, что задача заключается в очищении мозга от негатива и настраивание на восприятие положительного спектра эмоций. Многие священники говорят о том, что ее проведение несет в себе историю Старого и Нового Заветов. Существует также определенное чинопоследование всенощного бдения. Главные направлены на:

открытие Царских Врат и знаменование о творении мира; начало подобного действия еще по другому называют Великой вечерней;
далее священник кадит храм и присутствующих под пение псалма, прославляющего премудрость Господа;
закрытие врат говорит о том, что был совершен первородный грех и уже молитвы направлены на них. Все последующие тексты говорят о том, насколько ухудшилось положение людей после такого опрометчивого поступка;
чтение стихиры Богородице сопровождается прохождением священника через северные двери алтаря и прохождением в Царские ворота — это символизирует появление миссии;
наступление утреней ознаменует начало Нового Завета; основная его часть заключается в высказывании благодарности Господу за дарование Спасителя;
после начинают озвучивание текстов из Евангелии, которое относится к торжеству, и канона.

Так же читайте:  Чего нельзя делать на кладбище?

Помните, что брать участие в церковных обрядах или нет – это сугубо решение каждого отдельно. Но стоит помнить о том, что просто отказать от этого не красиво. Если Вы верите, то соблюдайте церковные правила и каноны.

Господь всегда с Вами!

Молитва при онкологии Всецарице
Когда беда приходит в дом, люди впадают в уныние и отчаяние. Господь посылает те испытания, которые по силам человеку, а молитва Всецарице при онкологии за больного родственника будет в помощь. Раковая опухоль это своег… Read more

Молитва Богородице “Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою”
“Богородице, радуйся Благодатная Марие, Господь с тобой” – одна из сильнейших молитв во всём православии. С ней связано великое множество настоящих чудес, подтверждённых фактами и свидетельствами огромным количеств… Read more

Икона Божией Матери и Иисуса Христа: значение и ее помощь
Дева Мария является матерью Иисуса Христа. Поэтому икона Божией Матери с младенцем Иисусом является главным женским образом в православии. Ее лик несет в себе особое значение. Она символизирует целомудрие и праведные … Read more

Молитва Николаю Чудотворцу от тюрьмы
Есть такое высказывание в народе «От сумы и от тюрьмы не зарекайся». Жизнь наша очень переменчива и может случится все, что мы даже себе не можем представить. Нельзя быть уверенным в том, что Вас не подставят или Вы не бу�… Read more

Молитва Николаю Чудотворцу о беременности
Для каждой женщины возможность родить ребенка – это неимоверное чудо, которое помогает укрепится семье и познать все прелести материнства. У кого-то забеременеть получается с первого раза, но у некоторых возникают с э… Read more

Молитва о сохранении беременности Николаю Чудотворцу
Молитва о сохранении беременности и рождении здорового малыша святым и обращение к ним за помощью помогут преодолеть все трудности. Дети – это не только радость, которую они приносят со своим появлением в наш мир. Это �… Read more

Всенощное бдение — разъяснение церковного богослужения

Интересно почитать:

Крещение мальчика: что нужно знать крестной и крестному
Рукоблудие это грех или естественная потребность?
Можно ли носить чужой крестик?
Когда открывать зеркала после похорон?
Почему беременным нельзя на похороны?
Что нельзя делать на похоронах?
В какие дни нельзя хоронить умерших?
Как подготовиться к исповеди в первый раз?
Как поставить свечку за здравие в церкви?
Правила проведения поминок 9 дней после смерти
Порядок проведения поминок через 40 дней после смерти и можно ли проводить раньше
Что нужно для крещения ребенка девочки?
Что такое сорокоуст о здравии и когда его заказывают?

Метки:служба    что нужно знать

Завершение всенощного бдения

Фото: Vologda-mitropolia.ru

После канона исполняются хвалительные псалмы. Далее начинается великое славословие. Во время исполнения финальной стихиры врата открываются, священник провозглашает хвалу Всевышнему, явившему людям свет. Раньше данный момент предварял реальный рассвет, сегодня носит исключительно символический смысл.

Хор исполняет славословие, завершающееся особым тропарем. Затем диакон произносит сугубую и просительную ектении. В конце утрени совершается отпуст — священник обращается к собравшимся, прославляя Спасителя, говоря, что он спасет и помилует всех людей.

Далее хор исполняет молитву, прося Всевышнего хранить Православное Епископство, архиерея, который сейчас правит, и всех прихожан.

Затем начинается заключительная часть всенощного бдения, называемая первый час. Она заключается в чтении молитв и псалмов, в которых прихожане и священнослужители просят Всевышнего услышать их, помочь во всех начинаниях. Служба первого часа завершается песнью, посвященной Богоматери. Далее священник произносит отпуст 1-го часа. После чего всенощное бдение заканчивается.

Прихожанину важно разбираться в особенностях всенощного бдения, понимать символический смысл всего, что происходит. В этом случае он не будет бездумно проводить время на службе, а пропускать через себя все смыслы, заложенные в праздничное богослужение

Состав и символика

По Типикону на всенощном бдении должно быть:

  • малый колокольный звон,
  • девятый час,
  • Малая вечерня,
  • великий колокольный звон, во время которого звонарь не спеша должен полностью пропеть самую большую 17-ю кафизму (Пс. ). Если же звонарь не знает наизусть столь большой текст, то его дозволяется заменить 12-кратным повторением покаянного Псалма 50,
  • зажжение лампад,
  • ещё один звон («клепание во вся кампа́ны»),
  • поставление горящей свещи в насвещнице прямо царских врат,
  • иерей творит поклоны предстоятелю (настоятелю монастыря, который в древние времена мог даже не иметь священного сана, его кресло — у передней правой колонны в храме), Святым вратам, обоим ликам (обоим хорам певчих) и сидящим братьям, входит в алтарь, возлагает на себя епитрахиль, творит молитву кадила, молча кадит весь алтарь, отворив Святые двери исходит,
  • Диакон со священником среди храма должен громко возгласить: «Восста́ните!»,
  • иерей продолжает кадить иконостас, предстоятеля, певчих на клиросах, ему предходит пономарь с горящей свечой (в древности, когда ещё не было электрического освещения, в тёмных храмах приходилось подсвечивать путь), следуют и в притвор, где кадят каждого («по чи́ну») брата,
  • иерей, став среди церкви лицом к востоку, возглашает: «Господи благослови!», кадит иконы и предстоятеля, входит в алтарь, трижды перед престолом кадилом крестообразно знаменует и возглашает:
Сла́ва Святе́й, и Единосу́щней, и Животворя́щей, и Неразде́льней Тро́ице всегда́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.

предстоятель или екклисиарх (ближайший помощник настоятеля монастыря — благочинный монастыря, эконом, церковный староста) начинает:

Аминь. Приидите поклонимся Цареви нашему Богу. низким и тихим гласом. Таже второе мало повышше: Приидите поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Паки третие вышшим гласом, сице: Приидите поклонимся и припадем самому Христу Цареви и Богу нашему. Таже особне: Приидите, поклонимся, и припадем Ему.
  • предстоятель или екклисиарх тотчас должен начать вышшим гласом Псалом 103 на глас осмый: «Благослови душе моя Господа,..», не скоро, и со сладкопением, с поющей и прочей братией. Припев: «Благословен еси Господи». Та же вторый певец праваго лика: «Господи Боже мой, возвеличился еси зело: благословен еси Господи» легко со гласом соглашающим и прочим братиям с ними. Иерей же с пономарём, изшед из алтаря, и сотворив три поклона пред святыми дверьми, творят поклон предстоятелю и на оба лика и идут на свои места.
  • псалом 103 должно петь со многочисленными повторениями и вставками. Согласно с этим на Афоне, по описанию архимандрита Антонина (от 1859 года), предначинательный псалом на бдении исполняется следующим образом:
  • в конце пения псалма 103 иерей становится перед Царскими вратами и тайно глаголет светильничные молитвы,
  • великая ектения,
  • кафизма с малыми ектениями есть не всегда. Псалом 1 с первым антифоном должно петь на 8-й глас, а 2-й и 3-й — на глас дня,
  • «Господи воззвах…» (Пс.  и Пс. ) со стихирами, вход с кадилом, «Свете тихий…», прокимен со стихами,
  • диакон произносит сугубую ектению,
  • «Сподоби Господи…»,
  • просительная ектения,
  • лития в притворе храма,
  • стихиры стиховные. Духовенство входит в храм,
  • «Ныне отпущаеши…», Трисвятое по «Отче наш,..»,
  • пение «Богоро́дице Де́во, ра́дуйся,..» или тропаря праздника,
  • благословение пяти хлебов, пшеницы, вина и елея,
  • псалом 33 (Пс. ),
  • иерей: «Благословение Господне на вас,..»,
  • чтения апостольских посланий и святоотеческих поучений. Чтения должны совершаться:
  1. после литии, когда вкушаются благословлёные хлеба и вино,
  2. после каждой кафизмы на утрени,
  3. после ипакои,
  4. после 3-й песни канона,
  5. после 6-й песни канона,
  6. перед 1-м часом,
  7. после запричастного стиха и
  8. во время чина о панагии.
  • полиелейная утреня,
  • первый час,
  • третий час,
  • шестой час,
  • Литургия и
  • чин о панагии.

Символика службы — история Церкви: как Ветхозаветной, так и Новозаветной: воспоминание библейских событий, ожидание Второго пришествия Иисуса Христа, возгрева́ние покаянных чувств.

Отличительные признаки великой вечерни в составе бдения:

 — начинается не с обычного возгласа «Благословен Бог наш,..», а с возгласа начала утрени «Слава Святей,..»;
 — предначинательный псалом 103-й не читается, а поётся и сопровождается каждением всего храма;
 — по просительной ектении — лития и благословение хлебов.

Утреня совершается полностью по чину праздничной или воскресной; начинается с чтения шестопса́лмия (а не с двупса́лмия). По окончании праздничной (но не воскресной) утрени устав предписывает помазание елеем «от кандила (лампады) святого». По сложившейся в первой половине XX века практике Русской Церкви помазание елеем бывает на всяком всенощном бдении и на каждом полиелее.

Во сколько часов начинается и заканчивается Рождественская служба в церкви?

Рождественское богослужение в храме Христа Спасителя Предпраздничная служба начинается с раннего утра 6 января.

  • Служба 1-го часа. Время — с 7:00. Зачитываются стихиры об исполнении пророчества о рождении Мессии.
  • Служба 3-го часа. Время — с 9:00. Зачитываются стихиры о Боговоплощении.
  • Служба 6-го часа. Время — с 12:00. Зачитываются стихиры с призывом встречать Христа, читается евангелие.
  • Служба 9-го часа. Время — с 15:00. Зачитываются стихиры. В конце читаются изобразительны.
  • В зависимости от дня, на который приходится Сочельник, совершается одна из вечерних Литургий: Василия Великого или Иоанна Златоуста. Время: в зависимости от храма с 17:00.
  • Совершение Великой Вечерни Рождества Христова.
  • Совершение Всенощного бдения Рождества Христова. Время: в зависимости от храма — с 17:00 до 23:00.

Строгой последовательности в проведении праздничной службе нет. В больших храмах и монастырях Рождественские богослужения (вечерняя, самая торжественная, часть) длятся 6-8 часов, в маленьких — 1,5-2 часа.

О точном времени Богослужения узнайте в храме, который собираетесь посетить.

Нужна ли всенощная Богу?

Всенощная — это та служба, в течение которой часто произносятся благословения Богу. Зачем мы произносим эти слова, ведь Бог не нуждается ни в наших добрых словах, ни в наших песнопениях? И действительно, у Господа есть все, вся полнота жизни, но в этих добрых словах нуждаемся мы.

Есть одно сравнение, которое высказал христианский писатель. Красивая картина не нуждается в похвале, она и так красива. И если человек не заметит ее, не воздаст должное мастерству художника, то тем самым он обкрадывает себя. То же происходит, когда мы не замечаем Бога, не благодарим за нашу жизнь, за созданный мир вокруг нас. Этим мы обкрадываем себя.

Помня о Творце, человек становится добрее, человечнее, а забывая о Нем — больше напоминает человекообразного животного, живущего инстинктами и борьбой за выживание.

Во время вечернего богослужения всегда читается одна молитва, олицетворяющая Евангельское событие. Это «Ныне отпущаеши…» — слова, которые произнес Симеон Богоприимец, который встретил младенца Иисуса в храме и поведал Богородице о значении и миссии ее Сына. Так, всенощная («сретение», встреча) прославляет встречу Ветхозаветного и Новозаветного мира.

Что это значит

Среди простых людей чаще всего встречается такое название данного обряда как всенощная. Данный вид богослужения может проводится накануне вечером особо чтимых церковных праздников. Этот ритуал несет в себе объединение вечернего и утреннего богослужения, которые проводятся при большем освещении храма, нежели в другие дни.

Сколько длится по времени всенощное бдение? Изначально, свое название такая процессия получила из-за того, что начиналась поздно вечером и длилась всю ночь до рассвета

Но позже внимание было обращено на немощи верующих и длительность сократили, но название так и осталось

Наиболее чаще божественная литургия всенощного бдения проводится накануне:

Полезные статьи:

«ЗА САШУ…»
События, о которых пойдет речь, произошли зимой 1943–44 годов, когда фашисты приняли зверское решение: использовать воспитанников Полоцкого детского дома № 1 как доноров. Немецким раненным солдатам нужна была кровь. Где её взять? У детей.Первым встал на защиту мальчишек �… Читайте далее

О молитве последних Оптинских старцев
Протоиерей Андрей Ткачев о молитве для тех, кто не успевает молиться.
Верующий должен молиться, ничего тут нового. Он должен хотеть молиться, что уже сложнее, ибо не каждый и хочет. Нужно понуждать себя на молитву. А правило длинное, времени мало, и мы устаем, и мы мучаемся, и �… Читайте далее

«10 интересных фактов о святителе Спиридоне»
Греческая делегация Православной Церкви 30 октября привезла в Киев дар православным христианам — икону святителя Спиридона Тримифунтского и башмачок от святых мощей преподобного. Приведем интересные факты о святом Спиридоне Тримифунтском.1. Преподобный всю свою жизн… Читайте далее

Кот с большой буквы
Кот живет 3 года на кладбище… Хочу чтобы многие прочли и вдумались в то, что мы делаем для братьев наших меньших и что они для нас…
Я частенько наведываюсь проведать своих умерших предков на местное кладбище деревни N. Сегодня я в очередной раз там побывал после зимы. Но мен… Читайте далее

дней храмовых праздников,воскресных дней,праздников, которые отмечены особенным знаком в Типиконе,двунадесятых праздников,любого праздника по пожеланию настоятеля храма или относительно местных традиций.

Особенности проведения данного ритуала:

После проведения вечерни может проводится освящение вина, растительного масла, хлеба и пшеницы.Полное соблюдение всенощного бдения подразумевает чтение отрывков из Евангелии во время утрени, а также пение великого славословия, в котором человек благодарит Господа за прожитый день и просит помощи в ограждении от грехов.После богослужения происходит помазывание елеем верующих.

Чтение Евангелия

При пении «Аллилуиа», диакон подходит к юго–западному углу престола (рис. 128), священник же в это время читает перед престолом тайно молитву: «Возсияй в сердцах наших, Человеколюбие Владыко, Твоего богоразумия нетленный Свет, и мысленныя наша отверзи очи, во евангельских Твоих проповеданий разумение; вложи в нас и страх блаженных Твоих заповедей, да, плотския похоти вся поправше, духовное жительство пройдем, вся, яже ко благоугождению Твоему, и мудрствующе, и деюще.

Ты бо еси просвещение душ и телес наших, Христе Боже, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

По прочтении этой молитвы, диакон, взяв орарь тремя перстами правой руки, указуя им на Св. Евангелие, наклоняет голову и тихо говорит, обращаясь к священнику: «Благослови, владыко, благовестителя, святаго апостола и евангелиста (имя)».

Священник, благословляя, тихо произносит: «Бог, молитвами святаго, славнаго, всехвальнаго апостола и евангелиста (имярек), да даст тебе глагол, благовествующему силою многою, во исполнение Евангелиа Возлюбленнаго Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа» и поцеловав Св. Евангелие, передает его диакону.

Диакон: «Аминь», поклоняется Св. Евангелию, принимает его из рук священника, целует руку священника и царскими вратами выносит Евангелие на амвон (рис.129).

Во время пения «Аллилуиа» пономарь устанавливает на амвоне аналой.

Священник, передав диакону Евангелие, отходит к горнему месту и становится с юго–восточной его стороны.

В это время свещеносцы северной и южной (кто какой уходил в алтарь) дверьми выходят на солею, зажигают свечи и становятся лицом друг к другу (рис.130).

На амвоне диакон (обойдя слева аналой и встав перед ним) полагает Евангелие на левое плечо, правой рукой расстилает на аналое конец ораря, полагает на него Евангелие и раскрывает, приготовляясь к чтению. Свещеносцы ставят перед аналоем подсвечники и встают снова лицом друг к другу.

По иной традиции диакон, приняв от священника Евангелие, выходит на амвон, расстилает на аналое орарь, ставит на аналой Евангелие и, держа его двумя руками, возглашает: «Благослови, владыко, благовестителя…», полагает на Св. Евангелие обе руки и преклоняет на них голову, оставаясь в таком положении до окончания возглашения священника. Священник, от горнего места, велегласно благословляет диакона: «Бог, молитвами…» Затем диакон говорит: «Аминь», полагает Евангелие на аналое и далее все происходит по обычному чину.

Священник, у горнего места: «Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия», «Мир всем», благословляя при этом молящихся.

Лик: «И духови твоему».

Диакон, над писание Евангельского зачала : «От (Матфея или Марка или Луки или Иоанна) Святаго Евангелия чтение».

Лик: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе».

Священник: «Вонмем».

Диакон читает Евангелие, а священнослужители и народ стоят с преклоненными главами.

По окончании чтения священник тихо говорит диакону: «Мир ти, благовествующему», пройдя для этого от горнего места северной стороной престола и став в Царских вратах (рис. 134 ).

Лик: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе».

Диакон целует прочитанное Евангелие, закрывает, берет его и орарь (как обычно) с аналоя и подносит к царским вратам (рис. 135).

Священник, в царских вратах, принимает Евангелие, а диакон целует принимающую руку священника, остается на своем месте для произнесения сугубой ектении, а священник относит Св. Евангелие на св. престол, ставит его в сторону от антиминса (к югу) в горней части престола (рис. 136).

В то время, когда священник благословляет диакона со словами «Мир Ти, благовествующему», свещеносцы убирают от аналоя подсвечники и, после передачи диаконом Евангелия священнику, уходят (каждый своей дверью) в алтарь, преднеся себе свечу .

Пономарь в это время убирает аналой с амвона.

Без «социальной защиты»

Протоиерей Алексий Уминский

Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах (Москва):

Есть определенный круг богослужений, и всенощное бдение является необходимой частью воскресной службы. Но существуют жизненные обстоятельства определенного уровня, когда человек не в состоянии пойти на всенощную. Но он может пойти на литургию и причаститься святых Христовых Тайн.

Совершенно обычная практика богослужений в наших русских православных храмах за границей такова, что большинство прихожан, живущих в разных городах, приезжают только на воскресное богослужение. Поэтому в большинстве случаев в храмах существует только воскресная литургия.

Это связано и с тем, что если священник будет служить не только литургию, но и прибавлять к ней, скажем, утреню, то богослужение будет совершаться около четырех часов. Это не просто тяжело для восприятия, но и связано с расписанием транспорта, платой за парковку…

Но то обстоятельство, что служится только литургия, не является для прихожан, которые приезжают причащаться, преградой для принятия святых Христовых Тайн.

Но если у человека есть возможность посетить всенощное бдение, и он просто по лени, по нерадению идти не хочет, то тогда это может стать препятствием к причастию.

Да, получается, что храм «занимает» оба выходных обычного работающего пять дней в неделю человека. Но только живущие в XX, XXI веках привыкли к таким вещам, как два выходных. Раньше люди не имели такой «социальной защиты». Они шесть дней работали, а седьмой посвящали Господу Богу.

Вопрос не в том, можно ли вместо всенощной поваляться на диване. Тут ответ однозначный. Другое дело, что у людей могут быть вполне оправданные семейные заботы. В конце концов, именно на это время должны привезти заказанную мебель из магазина. Или – пригласили на юбилей дорогого для всей семьи человека. Если мы провели этот юбилей благочестиво, почему он может стать препятствием для причащения?

Но все это происходит не каждую субботу. А просто решить, что всенощное бдение – вещь необязательная, и я на нее ходить не буду, – неправильно.

Художественные особенности Всенощного бдения

Александр Гречанинов в 1910 году

«Всенощное бдение» — последнее произведение композитора перед обращением к вокально-инструментальной духовной музыке. После создания этого сочинения Гречанинов решил, что исчерпал технические возможности хора а капелла, поэтому нарушил традицию православной церкви, впервые в её истории начав сочинять духовную музыку с инструментальным сопровождением. Первым подобным сочинением стал псалом «Хвалите Бога» ор. 60 для хора в сопровождении оркестра и органа. Искусствоведы отмечают, что «Всенощное бдение» — наиболее молодой из музыкально-литургических циклов православной традиции, сформировавшееся только в творчестве П. И. Чайковского и его современников.

Композитор избрал для большинства номеров трёхчастную репризную форму или строфическую форму с элементами репризности. Исключение из этого правила составляют только разомкнутая строфическая форма в «Воскресение Христово видевше» и степенна. «Всенощное бдение» отличается радостным восприятием богослужебных текстов и «симфонизацией» хоровой ткани, хотя уступает, по мнению музыковедов, художественным достоинствам «Всенощного бдения» (англ.)русск. Сергея Рахманинова и «Страстной Седмице» самого Гречанинова.

Половина песнопений «Всенощной» Гречанинова написана для исполнительских составов барочно-концертного типа. Пять номеров обрамляют цикл многохорными композициями (№№ 1—3, 9—10), для многих из них характерно сольно-вокальное концертирование. «Благослови, душе моя, Господа» (№ 1), — эпически рассказ о сотворении вселенной (текст — Псалом 103). Мелодия написана в духе старинного распева. Принцип антифонного пения выдержан в композиции «Блажен муж» (№ 2), где первый хор поёт стихи псалма, а второй отвечает ему припевом «Аллилуйя», звучащим после каждого стиха. В распевах некоторых стихов присутствуют варианты, припевы повторяются почти без изменений. В № 3 «Свете тихий» впервые в этом сочинении вводятся сольные партии (альт и тенор). «Богородице Дево, радуйся» (№ 4) представляет собой обработку мелодии греческого распева (сам композитор поместил в рукописи ремарку «просто и наивно»). Полиелей «Хвалите имя Господне» (№ 5) производит впечатление торжественного шествия, с мелодией широкого дыхания.

Кульминация «Всенощной» — № 9, «Великое славословие». Восьмиголосный хор исполняет праздничное торжественное песнопение «Слава в вышних Богу». Четыре солиста поочерёдно поют в сопровождении хора. «Взбранной воеводе» ( № 10), — гимн Богородице, прославляющий её могущество. В музыке господствует настроение всеобщего ликования. Только в кратком эпизоде с призывом, обращённым к Богородице — «От всяких бед свободи, да зовём Ти», — двухорность сменяется пением первого хора, а затем вновь восстанавливается колокольно-праздничная тема-шествие. Один из хоров ведёт мелодию, другой олицетворяет шествие, поддержанное колокольными звонами, имитируемыми аккордами.

Несмотря на отсутствие серьёзного успеха «Всенощного бдения» на концертной эстраде, сам композитор всегда помещал это сочинение в общем ряду своих литургических сочинений. Он в частности писал:

Что такое Всенощное бдение в церкви

Всенощное бдение – ритуал, проводимый перед церковными православными праздниками, объединяющий в себе три богослужения — Великая повечерия или Вечерня, утренняя служба или Утреня и первый Час.

Начало Всенощного бдения, Великой вечерни, происходит на закате, и иногда длится в ночные часы, плавно переходя в утреннюю службу.

Следующая часть богослужения, Утреня, совершается, по принятому в 1695 году Православной церковью Иерусалимского Устава, утром, на рассвете.

Третьей частью следует богослужение, называемое Часы или Час, посвященное воспоминаниям библейских событий.

Всенощное бдение ведет свои обычаи от вечерних и ночных молитв Иисуса Христа и его святых Апостолов, но оформилось и приняло свой ныне существующий вид только при святом Иоанне Златоусте. К 9 веку, Всенощное бдение, было дополнено некоторыми псалмами и молитвословами, вошедшими в это священнодействие, принятыми и совершаемыми по сей день Русской церковью.

Часто в больших храмах и монастырях, в канун больших праздников – Пасхи и Рождества Христова, бдение начинается с девятого часа, и длится всю ночь.

Традиционно Всенощное бдение происходит перед:

воскресным днем;
двунадесятыми и храмовыми праздниками;
особыми праздниками, со знаком отличия Типикона;
любыми церковными празднествами, которые решит отметить настоятель.

Предлагаем Вашему вниманию познавательную статью о том, как совершается Божественная литургия.

READ  Сильная молитва на примирение
Комментировать
0
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно