Монашеский постриг
Монахами могут становиться разные люди, порой, с совершенно разными целями. Чтобы сохранять этот религиозный институт в благости и чистоте, в православии используется специальная система ступеней, которая фактически каждому позволяет обрести желаемое духовное состояние.
Каждый из монахов, выбравших для себя путь служения Богу, может остановиться на определенной ступени и обрести, так сказать, покой. Благодаря этой системе никто не остается без дела, не печалится. При этом традиция получает людей соответствующей квалификации для каждого дела.
Итак, ступени православного монашества:
- трудник – такой человек работает в монастыре и проживает там, посещает службы, может приобщаться к укладу, но не принимает обетов и не постригается, сейчас распространено принятие трудников во многих монастырях, нередко православные приезжают туда ежегодно на 2-3 недели как на своеобразный отдых, чтобы немного отвлечься от мирского и приобщиться к духовному;
- послушник – такой чин сразу получают пришедшие семинаристы и пономари, а также трудники, которые прошли через различные послушания, они благословляются духовенством и могут носить подрясники и скуфейки (это повседневная монашеская одежда);
- рясофор – начальная стадия монашества, послушник получает благословение носить рясу, четки и другие предметы монашеского обихода, но ему не дают нового имени, и он не принимает на себя каких-то суровых обетов, по сути, этот этап является преддверием самого монашества, он может длиться существенный период, рясофорный послушник решает какой выбрать дальнейший путь, помимо всего остального, может спокойно завершать монашескую «карьеру» и вернуться в мир;
- малая схима – тут, собственно, и начинается монашество как таковое, послушник принимает постриг в собственной обители и дает различные обеты, получает новое имя, причем этот этап состоит из двух: сначала идет иноческий (послушник становится иноком) постриг (тут обеты не так суровы), а следующим является мантийный постриг, который превращает послушника в настоящего монаха, который отрешается от мира и имеет собственной целью непрестанное духовное совершенствование, отсюда не существует обратной дороги, точнее, если такой монах разоблачиться, то последуют негативные последствия со стороны церковного института;
- великая схима – окончательный этап, когда снова меняется имя, выполняется новый ритуал пострига, обеты дополнительно утверждаются и могут стать более суровыми.
Таким образом, система внешних формальностей также представляет собой и систему духовного развития от простого человека, который иногда трудится в монастыре, до полного отрешения от мира и принятия обета непрестанной молитвы.
Что значит принятие схимы
Христианина, который решил принять постриг монашества, вначале постригают в рясофорные монахи или иноки. В этом обряде на голове будущего инока выстригается крест, но он при этом не произносит монашеские обеты, и его имя не меняется.
Также инокам разрешено носить камилавку, как символ церковной награды, которая была введена в Православии в 1798 году.
Награждение правом ношения камилавки священника
Камилавки (головной убор) у иноков черного цвета, без всяких наметок. По мере продвижения в священнослужении камилавки могут быть фиолетового и белого цвета. Проходит время, инок готовится к принятию великого обета отречения от мира.
По словам святых отцов, принятие пострига в рясофоры сравнивается со вступлением в отряд войска Небесного для изучения боевого искусства, которое так необходимо на ниве битвы Божьей. Новорукоположенный схимник вначале постригается в малую схиму через дачу обетов послушания, целомудрия, при этом ему дается новое имя.
Малосхимник получает и новую одежду:
- мантия без рукавов, надеваемая поверх рясы;
- параман — прямоугольная накидка черного цвета, на ней изображен крест и орудия страстей Христовых, которая носится на спине;
- клобук — головной убор в виде камилавки с наметками;
- сандалии;
- четки.
Важно! Принятие малой схимы означает добровольный отказ от прелестей мира и принятие строго аскетического образа жизни
Канонические препятствия к Священству
Фото: Spas-tushino.ru
Существует ряд условий, которые могут препятствовать человеку принять Таинство Рукоположения. К ним относятся:
Возраст (ставленнику должно исполниться 18 лет, но он не может быть старше 75).
В Священнодействие не могут участвовать женщины, так как Таинство проводится исключительно в алтаре, куда вход для них запрещен.
Наличие физических недостатков, которые в будущем помешают ему проводить службы. К ним относится слепота, глухота, немота, отсутствие пальцев на руках, эпилептические припадки.
Бесноватость.
Самовольное оскопление.
Недостаточный срок принятия православной веры (если человек был обращен в православие недавно, он не может сразу принять участие в Хиротонии, должно пройти определенное время).
Нетвердость и недостаток православной веры.
Наличие тяжких грехов
В Таинстве не могут участвовать те, за кем числится содомия, шантаж, убийство, прелюбодеяние, кража, ересь, святотатство, и др.
Второбрачие.
Брак, заключенный с вдовой, блудницей, актрисой, неверующей, родственницей, женщиной, которая до этого была разведена.
Нахождение в рабстве.
Незавершенная служба в армии.
Неотбытый тюремный срок.
Наличие кредитов или долгов.
Нахождение на важном и значимом государственном посту.
Ставленники в обязательном порядке должны соблюдать эти ограничения, так как это люди, которые должны стать примером и образцом подражания для всех прихожан. По этой причине они должны обладать безупречной репутацией.
Интересно, что на наперсном кресте, который получает иерей, выгравировано: «Образ буди верным чистотой, верою, житием». Священнослужитель, прошедший Таинство Рукоположения, должен соответствовать этим словам.
Апостольские правила также гласят, что чтецу, который вел интимную жизнь до венчания, запрещается в будущем становится иподиаконом, диаконом или священником. Это же правило распространяется на диаконов и иподиаконов.
Православная церковь разрешает вступать в брак исключительно чтецам и иподиаконом. Дослужившись до сана диакона или священника, человек уже не может жениться.
Вся жизнь — в храме
Во Всехсвятском храме немного народа, очень тихо, пахнет ладаном. Перекрестившись дрожащей рукой, схимонах Кукша, сгорбившись, словно кланяясь перед иконами, скрывается в алтаре.
Настоятель Всехсвятского храма священник Максим Незнанов
рассказывает, что схимонах Кукша ежедневно ходит на богослужения, находится в храме по восемь часов.
«У него за долгие годы уже окончательно выработалось своё правило. Он всегда строго относится к церковной жизни, посту, к должному соблюдению и исполнению церковных таинств и обрядов: исповеди и евхаристии. Это служит хорошим уроком и примером молодому поколению. Ведь недаром Бог его наградил долголетием за праведный образ жизни!» — говорит батюшка.
Во Всехсвятском храме немного народа, очень тихо, пахнет ладаном. Фото: АиФ
Постриг в великую схиму монаха Никона, ставшего Кукшей, был совершён именно здесь, во Всехсвятском храме, 17 февраля 2014 года. По словам настоятеля, в схиму постригают за особый подвиг, непоколебимую веру и многолетнюю службу Господу.
Схимонаху Кукше теперь положено облачение схимника — куколь с аналавом и великий параман**.
Схимонаху Кукше теперь положено новое облачение. Фото: АиФ
Стяжание Святого Духа
Легко приобрести материальные богатства
О необходимости стяжания Св. Духа постоянно напоминал своим духовным чадам прп. Серафим Саровский, как лично переживший это блаженное состояние. Беседуя в 1831 г со своим учеником Николаем Мотовиловым, он сравнивал земную жизнь человека с торговой площадью, где множество купцов старается подороже продать свой товар. Сначала будущий продавец много трудится, чтобы стяжать побольше полезных в хозяйстве вещей. Затем, изучив покупательский спрос, везёт на рынок то, что принесёт больше прибыли. Торговля считается успешной, если купец возвращается домой с полным кошельком денег.
Придавая этой притче духовный смысл, прп. Серафим сравнивает приобретение товара для торговли со стяжанием добродетелей: милосердия, скромности, любви. Эти качества хотя и хороши, но не имеют пользы для человека, пока он не «продаст» их Богу и не получит «деньги» — благодать Духа Святого. Стяжание Святого Духа прп. Серафим называл целью христианской жизни, а добродетели — только средством, помощью в достижении этой Божественной Силы.
Как с помощью вырученных денег купец может приобрести всё, что ему угодно, так и с помощью Святого Духа человек получает силы творить чудеса, легко побеждать собственные страсти, наполняется силами и здоровьем, каким обладали Адам и Ева в раю, а душа его всегда радостна и спокойна.
На вопрос Мотовилова о том, как достичь такого блаженства, прп. Серафим напоминает о купце, несущем на рынок лишь тот товар, за который получает больше прибыли. Так и христианин, чтобы стяжать больше благодати, должен творить те добрые дела, которые приносят больше утешения его душе. При этом следует постоянно помнить, что любой добрый поступок совершается не для людской похвалы, а для славы Божией.
Бога на мгновение показать ученику
Позже Николай Мотовилов написал книгу, где подробно описал произошедшее с ним явление. Истинность своих слов он готов был подтвердить под присягой, что в начале XIX века имело большое значение.
Как воспитать целомудрие
Воспитание целомудрия распадается на три составляющие.
- Первая – это воспитание в семье. Родители должны быть строги к своему чаду, но в разумных пределах. Нужно интересоваться жизнью ребёнка, принимать в ней участие, объяснять ему житейские истины. При этом нельзя забывать, что личный положительный пример является важнейшей составляющей воспитания. Особенно показательны нежные отношения между отцом и матерью, формирующие модель будущего поведения их чада в его семейной жизни.
- Вторая – воспитание религиозное. Человек воцерковлённый, истинно верующий, следующий религиозным нравственным канонам наиболее приближен к целомудрию, объединяющему в себе многие добродетели.
- Третья – самосовершенствование, постоянная работа над собой. Как говорил поэт, «душа обязана трудиться». Без стремления изжить в себе дурные наклонности, преодолевать искушения, следовать наставлениям старших, а также воспитать в себе высокие моральные качества, совершать добрые дела – стать целомудренным невозможно.
Таким образом, целомудрие – очень широкое понятие. Оно относится и к религиозным, и к светским моральным нормам
Целомудрие очень важно, как для юношей и девушек, только вступающих в жизнь, так и для зрелых людей. Оно призывает не только отказываться от телесных излишеств – сексуальных, пищевых, но и не совершать дурных поступков, стремиться к самосовершенствованию, нравственной чистоте
Монашество на Руси
Бери Руси монахов именовали иноками. Это русское название, образованное через слова «иной». Также монахов и монахинь называли чернецом и черницей (с-за черного цвета одежды). Почему люди на Руси уходили добром в монахи и отрекались от мира? Потому что он терял в (видах них свою привлекательность и смысл. Первые монахи были отшельниками и пустынниками, они волей уходили от людей в свой «райский уголок». Подземелье для них являлась райскими кущами, наполненными благодатью и особым смыслом.
В противном случае человек ощущает внутри себя особенную близость к богу, он принимает разрешение (вопроса уйти в монастырь на служение. Монашество имеет три ступени посвящения:
- рясофор (черноризец);
- малая схима;
- великая схима.
При пострижении в иноки монашеского обета неважный (=маловажный) произносят, это степень послушника в монастыре. Инок готовится к постригу в схимники, спирт изучает божье слово и осваивает азы монашества. Послушник получает ей-же-ей носить рясу, которая символизирует покаяние и плач, а также отречение ото мирской суеты. Дословно с греческого слово «ряса» переводится точно «ветхая, потертая». Однако рясофор может и не настричь нового имени.
Одним из первых известных монахов получай Руси был Антоний Печерский, основавший Киево-Печерский монастырь.
Малая клятва предполагает получение нового духовного имени, монах дает обет бедности (нестяжания), девства и послушания. Малосхимника позволено отличить от рясофора наличием специальной накидки без рукавов (мантии), которая одевается через рясы. С момента пострига в малую схиму монах дает обет сурового аскетизма.
У монаха схимника появляются новые святые покровители, их куда как больше, чем у простого верующего или рясофора.
Великая схима — сие самая высокая ступень монашеского посвящения, достичь которой может неважный (=маловажный) каждый монах. Великая схима предполагает полное отчуждение от земной жизни ради единения с Христом. Великую схиму называют Великим Ангельским Образом. Отшельница произносит те же обеты, но обязан их выполнять в побольше суровой форме. Также при Великой Схиме дают новое духовное фамилия.
Преподобный Нил Мироточивый о монашестве:
Почему схиму называют ангельским образом? Отчего что постригающиеся приобретают подобие ангелов, так как полностью отрекаются с мира (как бы умирают для него). Они выбрали душа подобными ангелам, полностью утратить контакты с миром людей ради общения с богом.
Сила схимы именуется святыми отцами вторым крещением.
Для чего схимонах получает новое номенклатура? Потому что он умирает для земного мира и рождается для того нового — горнего. Новое имя монах слышит впервые присутствие пострижении, его дает духовный наставник. Получив новое имя, схимник осознает себя совершенно другим человеком.
Монашество в различных религиях
Традиция посвящать свою жизнь монашескому подвигу существует практически в каждой более-менее развитой религиозной традиции. Об этом свидетельствует Википедия и другие доступные источники. Безусловно, институт монашества является актуальным для общества в целом, а также для высоких духовных целей.Люди приходят в монастыри зачастую с совершенно разными целями. Кто-то бежит от мира, другие просто не смогли ничего достичь и решили выбрать духовный путь. Есть и такие, которые намеренно решили полностью отдать себя служению Господу, к примеру, Серафим Саровский, который вполне мог бы стать богатым купцом, но решил уйти в монашество.
Нужно ясно осознавать особенности этого религиозного института. Признаком развитого общества и человека в отдельности является глубокое почтение к служителям религии, которые поддерживают, передают и несут в себе определенную традицию.
Принятие схимы
Существует три чина пострижения.
Последовательность постригов:
- в рясофор — последование во одеяние рясы и камилавки;
- в мантию;
- в схиму.
Для чего нужно
Святой Православной Церковью выделяемы три состояния монашеского подвига: послушничество, монашество, схимничество.
Эти состояния определяются как приготовление к подвигу, сам подвиг и высшее исполнение подвига:
- Первая ступень — испытания послушников, готовящихся к принятию самого подвига (монашества). Новоначальные живут много лет в монастыре как послушники, изучая все, что должен знать каждый монах, усердно трудясь и пребывая в молитвах.
- Монашествующих второй ступени называют малосхимниками, или совершенными.
- Третья ступень — это схимонахи, или совершеннейшие.
Постриг в рясофор
Схима с ее двумя ступенями следует сразу после рясофора (по-гречески «носящий рясу») или послушника. При пострижении в рясофор никакие обеты послушником не даются. Над послушником читают специальные молитвы, а волосы крестообразно постригают. При этом постригаемый порой даже не меняет имени. Теперь его зовут рясофорным монахом (иноком).
Послушник получает право носить рясу, которая символизирует:
- покаяние;
- плач;
- отречение от мирской суеты.
Слово «ряса» с греческого переводится как «ветхая, потертая».
Облачение инока состоит из:
- подрясника;
- рясы;
- камилавки;
- пояса;
- четок.
На этой ступени инок готовится к принятию малосхимничества.
Постриг в малую схиму
Малая схима (мантия) — это, собственно, и есть монашество.
Продолжительный постриг делится на две части — оглашение и пострижение:
- Первая часть состоит из увещания, принесения обетов послушания, нестяжания, целомудрия и аскетизма, наставлений давшему обеты, молитвы и наречения новым именем.
- Во второй части обряда совершается сам постриг и облачение в одежды.
Пострижение власов является основным действием при этом постриге и этим самым напоминает собой обряд Крещения. Надевая не один, а два креста (большой деревянный на грудь и второй (параман) на спину), постригаемого нарекают новым христианским именем. В руки дается третий крест. Этот постриг называют вторым крещением.
Монашество — это призвание, а не выбор человека. И если настоятель монастыря не увидит в человеке этого призвания, то постриг может не состояться. Так как ответственность за постриг ложится именно на настоятеля, то он должен определить правильность выбора пути и намерений послушника.
Преподобный Антоний Печерский — один из самых первых монахов на Руси, основавший Киево-Печерский монастырь.
Постриг в великую схиму
Постриг в великий ангельский образ величествен и долог. При пострижении монах дает крайне суровые клятвы: отречение от земной жизни выражено еще сильнее, чем при постриге в малосхимники, ведь монах полностью отрекается от мира. Этот постриг является образом смерти для мирской жизни и начала жизни горней.
Куколь снимается только на восьмой день после пострижения, об этом произносится специальная молитва настоятелем. Это делают для того, чтобы вернуться к телесному труду и рукоделию. Снова надевается он без повторного благословения настоятеля.
Что такое схима у монахов?
Схимой называют обет православного монаха соблюдать чрезвычайную строгость в своём образе, поведении. Символом данного обета становится монашеское облачение, которое, в зависимости от степени посвящения, имеет три вида — рясофор («носящий рясу»), малую схиму (малый ангельский образ, мантия) и великую схиму (великий ангельский образ).
Когда человек посвящается в рясофоры, он не приносит перед лицом Господа обета и становится рясофорным монахом. Его облачением становятся рясы (верхнее одеяние, не предназначенное к богослужению), камилавки (головные уборы), подрясник (нижнее одеяние, предназначенное и к богослужению, и к прочему ношению).
Рясофорный монах проживает трёхлетний искус, испытывая себя — может ли он отказаться от всякого соблазна, от родных, от себя во имя служения Богу?
Пострижение в малую схиму
Постригаемый в малую схиму должен дать обеты девства (отказ от женитьбы и детей), послушания, нестяжания (отказ от материального богатства), непрестанной молитвы. Такому монаху позволено надевать паллий, или мантию — длинную, до пола, безрукавую накидку, покрывающую рясу.
Другими символами малосхимника становятся параман — четырёхугольный плат; клобук — особая шапка, символизирующая терновый венец; чётки и сандалии.
Став малосхимником, монах выбирает путь строгого, всестороннего аскетизма. Он обязательно, в отличие от рясофора, изменяет своё имя. Обет послушания монах исполняет, подчиняясь воле старца — своего духовного руководителя.
Пострижение в великую схиму
Пострижение в великую схиму — вступление в высшую степень монашества, где — предельно полное отчуждение от мирского, отвержение от себя даже ради единения с Господом. Таких монахов называют схимниками, схимонахами.
При пострижении схимонахи дают те же обеты, что и малосхимники, но в более категорической и доведённой до предела форме. Они ещё раз меняют имя, тем самым не просто обретая нового небесного водителя и заступника, но и окончательно порывая со своим происхождением, человеческими связями.
Нередко схимник поселяется отдельно от другой братии и не совершает обычных послушаний: его дело отныне — духовничество и служение литургии.
По внешнему виду схимники определяются аналавом — крестовидной перевязью, возлагаемой на грудь, плечи и спину и имеющей форму Андреевского креста; куколем — островерхим капюшоном с длинными полосами материи, свисающими на грудь и спину, с нашитыми крестами, серафимами и текстом Трисвятой песни; хитоном и поясом. Всё одеяние будущего схимника вечером перед пострижением вносят в алтарь и кладут у подножия его, чтобы одежда освятилась у трапезы Господней.
Настоящее великое схимничество настолько трудно, настолько должно быть вызвано чрезвычайными внутренними устремлениями и глубочайшей верой, что в современной церкви схимников мало. Часто в схимники постригают тех, кто находится при смерти, очень стар, немощен. Если же ещё молодой, полный сил монах принимает схимонашество, он совершает настоящий подвиг.
Происхождение схимы и схимонашества
Схимонашество появилось в IV веке, а чин пострижения дал Пахомий Великий. Упорядочение системы монашества произошло на Четвёртом Вселенском Соборе, где пустынники, проживавшие в монастырях, стали называться схимонахами, затворниками.
Первоначально схимники почти ни с кем не общались, творя молитву вместо речей. Однако в XIX – XX веках произошли перемены. Многие из схимников в самоотречении обретали дар предвиденья, особой премудрости, и по этой причине правящий архиерей благословил их на утешение приходящего народа.
Люди потянулись к схимникам в Оптину Пустынь, Лавру Преподобного Сергия, Почаевскую лавру, Псково-Печерский монастырь.
Что такое самораспятие
Известный православный богослов Феофан Затворник (1815-1894 гг.) в своем сочинении «Наставления в духовной жизни» призывал монахов не спешить с принятием схимы, чтобы не повеселить бесов. Он сам долгое время жил в уединенной келье Вышенской пустыни Тамбовской епархии, занимаясь переводами и написанием духовной литературы. Богослов был уверен, что главная идея схимничества – добровольное символическое самораспятие.
«На схиме множество крестов. Это значит, что схимник распят, висит на кресте и пошевельнуться не может. Если у вас это самораспятие есть, или вы усердно желаете его и готовы для него на все, то это будет свидетельствовать, что вы готовы для схимы», – отметил Феофан Затворник.
В противном же случае, если монах принимает «великий ангельский образ», но в его душе еще не созрела идея полного отречения от жизни, то ангелы будут плакать, а бесы поднимут громкий смех. Служителей Сатаны обрадует, что схимник все еще является рабом мирских желаний и страстей.
Феофан Затворник считал, что к идее символического самораспятия православный монах может прийти лишь с годами, после длительной работы над собой.
Принятие схимы
Существует три чина пострижения.
Последовательность постригов:
- в рясофор — последование во одеяние рясы и камилавки;
- в мантию;
- в схиму.
Для чего нужно
Святой Православной Церковью выделяемы три состояния монашеского подвига: послушничество, монашество, схимничество.
Эти состояния определяются как приготовление к подвигу, сам подвиг и высшее исполнение подвига:
- Первая ступень — испытания послушников, готовящихся к принятию самого подвига (монашества). Новоначальные живут много лет в монастыре как послушники, изучая все, что должен знать каждый монах, усердно трудясь и пребывая в молитвах.
- Монашествующих второй ступени называют малосхимниками, или совершенными.
- Третья ступень — это схимонахи, или совершеннейшие.
Постриг в рясофор
Схима с ее двумя ступенями следует сразу после рясофора (по-гречески «носящий рясу») или послушника. При пострижении в рясофор никакие обеты послушником не даются. Над послушником читают специальные молитвы, а волосы крестообразно постригают. При этом постригаемый порой даже не меняет имени. Теперь его зовут рясофорным монахом (иноком).
Послушник получает право носить рясу, которая символизирует:
- покаяние;
- плач;
- отречение от мирской суеты.
Слово «ряса» с греческого переводится как «ветхая, потертая».
Облачение инока состоит из:
- подрясника;
- рясы;
- камилавки;
- пояса;
- четок.
На этой ступени инок готовится к принятию малосхимничества.
Постриг в малую схиму
Малая схима (мантия) — это, собственно, и есть монашество.
Продолжительный постриг делится на две части — оглашение и пострижение:
- Первая часть состоит из увещания, принесения обетов послушания, нестяжания, целомудрия и аскетизма, наставлений давшему обеты, молитвы и наречения новым именем.
- Во второй части обряда совершается сам постриг и облачение в одежды.
Пострижение власов является основным действием при этом постриге и этим самым напоминает собой обряд Крещения. Надевая не один, а два креста (большой деревянный на грудь и второй (параман) на спину), постригаемого нарекают новым христианским именем. В руки дается третий крест. Этот постриг называют вторым крещением.
Монашество — это призвание, а не выбор человека. И если настоятель монастыря не увидит в человеке этого призвания, то постриг может не состояться. Так как ответственность за постриг ложится именно на настоятеля, то он должен определить правильность выбора пути и намерений послушника.
Преподобный Антоний Печерский — один из самых первых монахов на Руси, основавший Киево-Печерский монастырь.
Постриг в великую схиму
Постриг в великий ангельский образ величествен и долог. При пострижении монах дает крайне суровые клятвы: отречение от земной жизни выражено еще сильнее, чем при постриге в малосхимники, ведь монах полностью отрекается от мира. Этот постриг является образом смерти для мирской жизни и начала жизни горней.
Куколь снимается только на восьмой день после пострижения, об этом произносится специальная молитва настоятелем. Это делают для того, чтобы вернуться к телесному труду и рукоделию. Снова надевается он без повторного благословения настоятеля.
Это интересно: Что такое скрижали Моисея и их значение в православии — в общих чертах