Мерная икона для младенца

Мерная икона для младенца

Мерная икона для младенца
СОДЕРЖАНИЕ
0
0
16 августа 2020

Где приобрести икону

Изготовление мерных икон – сфера деятельности иконописных мастерских, которые зачастую находятся под патронажем храма или монастыря. Они выполняются на заказ.

В среднем срок, через который будет готова работа, составляет около месяца.

Такая икона не может стоить дешево, поэтому, чтобы не возникало сомнений, где оформить заказ, необходимо учитывать цену и, конечно, отзывы покупателей о готовой работе, которую будет выполнять та или иная мастерская.

Мерная икона выполняется в стиле, который зависит от школы художников.

Их существует множество, могут различаться географически, например: новгородская, московская, псковская, костромская.

Также различаются стилистикой иконы школ разных основателей. Ими являлись знаменитые художники-иконописцы: Феофан Грек или Андрей Рублев.

В храмах бесчисленное множество икон, и все они почитаются

Один, Хранитель, оберегает нас от зла и бед, другой, святой угодник, ходатайствует за нас перед Богом». Поэтому в красном углу дома рядом с образами Спасителя и Богородицы обязательно размещаются иконы тезоименитым святым.

Святой Николай Угодник и Илья-пророк охраняют рожденных с 23 июля по 23 августа, а икона «Покров Пресвятой Богородицы» их защищает. Практически у каждого верующего человека в доме есть православные иконы, а если у кого-то нет, то эти люди ходят в церковь и молятся там. Хотя для молитвы икона вовсе не обязательна. Православным верующим не нужно забывать, что их ангел-хранитель это в первую очередь святой покровитель по имени и дате рождения.

Влияние имени на личность человека во все времена признавалась любыми религиями. Люди верили, что имя находится на границе духовного и материального мира, заключает в себе определенную идею. А человек через имя может выразить эту идею или «проигнорировать» ее. И все же, называя ребенка определенным именем, родители закрепляют за ним основные общие черты этого типа личности.

В чем смысл учения о покровительстве святого имени?

В христианстве имя новорожденному давали при крещении по строго определенным правилам – в честь святого, которого вспоминала церковь в ближайшие восемь дней после дня рождения. Среди простого народа бытовало мнение, что имена преподобных святых сулят счастливую жизнь. А имя мученика обрекает на сплошное мучение. Выдающийся русский философ и богослов П. Флоренский считал, что именно имя, а не святой носитель этого имени, определяет жизненный путь человека. В каждой личности раскрываются и Божественные, и природные начала. Человек волен сам распоряжаться этим «ресурсом». Но только в рамках, определенных его именем. Верхняя граница имени – предел совершенства, олицетворением которой и является святой носитель данного имени. «По имени и житие
» – говорится в Писании
. «Имя оценивается Церковью, а за нею – и всем православным народом, как тип, как духовная конкретная норма личностного бытия, как идея, а святой – как наилучший ее выразитель, свое эмпирическое существование сделавший прозрачным так, что через него нам светит благороднейший свет данного имени». (П. Флоренский).

Такое понимание силы и значения имени, объединяющих всех его носителей, помогает принять учение о покровительстве именно этого святого, подражании ему.

Как выбрать святого покровителя по имени?

Атеистический период в истории России почти полностью уничтожил традиции православного имянаречения. В наше время они начинают возрождаться, но мало кто из взрослых людей, когда-то крещенных православным именем, знает своего небесного покровителя. Как выбрать имя святого покровителя по
своему имени
? В православных святцах собраны имена всех святых, почитаемых православной церковью. И обозначены дни, когда отмечает день памяти каждого святого. Святой тезка, память которого празднуют в ближайший день после Вашего дня рождения, и есть Ваш небесный покровитель. Например, Аркадий, родившийся 12 апреля, празднует именины 14 августа в честь преподобного Аркадия Вяземского.

Если в святцах несколько святых с Вашим именем, можно выбрать себе того святого заступника, чье житие близко Вам по духу. К примеру, не ближайшего по дням святого Николая, а именно Николая Чудотворца. Бывает, что официального имени нет в церковном календаре. Тогда святого или имя для крещения выбирают по созвучию либо по дословному переводу: Агата – Агафья, Руслан – Лев, Светлана – Фотиния, Жанна – Иоанна, Юрий – Георгий. Святым покровителем может стать и традиционно почитаемый в семье святой, с которым члены семьи годами поддерживают молитвенный контакт. Тогда одно и то же имя повторяется из поколения в поколение.

Церковь советует иметь икону святого покровителя и знать его житие, чтобы праведная жизнь служила человеку примером и вдохновением.

В современном мире немногие чтут традиции предков. Например, при рождении малыша ему дают имя в честь дедушки, бабушки или любимого книжного персонажа, знаменитого актера, певца. А ведь выбор имени — очень важный момент в жизни любого, можно сказать он имеет сакральное значение. Ведь именно тогда ваш малыш навсегда получает святого покровителя. Их определяют либо по дате рождения, либо по имени, что и у ребенка (или взрослого).

В статье мы объясним, как узнать, какой святой является «вашим», в чем разница между Ангелом Хранителем и небесным покровителем, чем отличаются именины от дня рождения и дадим много другой полезной информации.

Примечания

  1. Икона мерная // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. Т. 4: И — К. — СПб.: Азбука-классика, 2006. — 750 с.: ил. — ISBN 5-352-01759-1.
  2. Путеводитель по С.-Петербургу. Образовательные экскурсии. СПб.: Издание С.-Петербургского городского общественного управления. 1903. Репринтное издание. Л.: СП Икар, 1991. С. 13.
  3. ↑ Логунова М. О. Печальные ритуалы Российской империи. М., 2011.
  4. Забелин И. «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях». Часть 1. Москва. 1862 г.
  5. ↑ Черная Л. Повседневная жизнь московских государей в XVII веке
  6. Лебедев А. Н. Московский кафедральный Архангельский собор. М., 1880. С. 178—182
  7. Горматюк А. Царский лик. Надгробная икона Великого князя Василия III. Москва, 2003. С. 13
  8.  (недоступная ссылка). Дата обращения 9 ноября 2015.

История и предназначение

Искусствоведы не уверены относительно значения мерных икон в царской семье. «Можно предположить, что мерным иконам отводилась определённая роль в церемонии погребения их владельца, после чего они оставались в храме-усыпальнице, но какова именно была их роль и какое именно место им отводили при гробах последних Рюриковичей, пока остаётся невыясненным».

Исследователю мерных икон из музеев Кремля Т. Е. Самойловой не удалось обнаружить «какой-либо достоверной информации о причинах и обстоятельствах, послуживших возникновению данной традиции». Поэтому она выдвинула предположение о том, что введение традиции мерных икон входит в концепцию сакрализации царской власти, проводимой Иваном Грозным. «Такая икона была призвана сопровождать по жизни своего владельца, оберегая его от возможных несчастий. Этот обычай также теснейшим образом связан с общим процессом сакрализации царской власти. Родимые иконы фиксировали рост младенца, царского наследника, приносимого в обряде крещения Богу „яко некое священное приношение“ от царской династии. Сама же идея мерной иконы имела хорошо прочитывавшуюся современниками символическую связь с „мерами“ Гроба Господня, а подобные ассоциативные связи способствовали закреплению за ней значения реликвии царского рода».

Надгробный царский иконостас в Архангельском соборе (ныне разобран). Мерные иконы установлены во втором ряду, над большими патрональными иконами, изображающими святых в молении

«Нам неизвестно, когда именно мерные иконы, составлявшие „личную святость“ умершего, попадали в надгробный иконостас. Однако саму идею их присутствия в надгробных иконостасах помогают понять миниатюры иллюстрированных Синодиков, которые в русской традиции являются аналогом западноевропейской книге Ars Moriendi. На одной из миниатюр Синодика XVII в. изображено, как мамка качает в люльке спеленутого младенца. В нижней части той же миниатюры — гроб, в котором в погребальных пеленах лежит умерший. Миниатюра снабжена следующей подписью: „Приидите, последнее целование дадим брату умершему, Бога похваляюще, се бо отшел… от рождения своего… от суеты страстныя плоти во гроб идет“ (Мин. 13). Текст и изображение раскрывают идею пространства жизненного пути, заключённого между иконой в меру роста новорождённого и его гробницей, между его отправной и конечной вехой: при рождении измеряли пришедшего в мир человека, чтобы в меру роста написать икону его святого покровителя, по смерти с него снимали мерку для изготовления гроба».

READ  Молитвы против колдовства

Больше всего сохранившихся мерных икон происходит из Архангельского собора Московского Кремля — великокняжеской и царской усыпальницы, где они помещались над надгробиями. «Но где они должны были находиться изначально — неизвестно. Предназначались ли они для келейного, домашнего обихода или были написаны для „детской“ Сретенской церкви? Загадочным для нас остаются и обстоятельства их появления в Архангельском соборе».

Поскольку древнейшие иконы сделаны к крещению трёх сыновей Ивана Грозного, однако иконы его первенца Дмитрия (1552—1553) нет, учёные предполагают, что традиция написания родимых икон берет своё начало именно с момента рождения второго сына Ивана IV — Ивана Ивановича (1554). Традиция продолжалась в царской семье до петровских времен. Обычай в некоторой степени блюли в императорской России. Так, известно, что на могилу Петра I (Петропавловский собор) в 1827 году его потомком Николаем I была возложена мерная икона с изображением апостола Петра, писанная С. Ушаковым и Ф. Козловым. Икона эта славилась тем, что представляла меру роста Петра при рождении — 11 вершков (49 см) в длину, 3 вершка (13,3 см) в ширину. Могилу императора Павла I (там же) украшала икона апостола Павла в рост при рождении — 11,5 вершков (52 см).

После петровских реформ в других сословиях встречались единичные случаи мерных икон как подражания древнерусскому царскому обычаю. Заведующая сектором живописи Государственного историко-культурного заповедника «Московский Кремль» Татьяна Самойлова объясняет, что «именно в это время появляются мерные иконы, принадлежащие персонам не царского рода: дворянам, знати. Второй всплеск интереса к мерным иконам наблюдался в конце XIX — начале XX века, но был прерван революцией. Сегодня мы наблюдаем третью волну популярности таких иконописных изображений».

Как выбрать святого покровителя

В традициях православия нарекать ребенка именем того святого, которого чтили в день рождения. Поэтому он и считался заступником после крещения.

Если обряд совершается в старшем возрасте, то покровителя выбирают в соответствии со своим именем или с тем, которое дадут при крещении. Святых соименников может быть несколько. Поэтому из списка выбирают того, день памяти которого наиболее близок к дате рождения. Смотрят вперед по календарю, то есть после дня рождения.

Этот день считается именинами, а выбранный святой будет заступником, помощником и духовным наставником. Однако церковь не запрещает выбрать того угодника, который близок духовно, например по профессии.

Икона с изображением покровителя, в день которого празднуются именины, называется именной. Ее принято иметь каждому православному.

Значение изображения

На иконе «Взыграние Младенца» изображена Пресвятая Дева Мария. На руках у нее сидит Младенец Иисус. Он играет с Матерью, голова его в энергичном порыве запрокинута назад.

Рукой он нежно гладит ее по щеке, показывая любовь и доверие. Прикосновение Христа к Матери также трактуют как символ безграничной любви Бога к людям.

Считается, что именно на этой святыне проявлена человеческая сторона Сына Божьего, что выделяет икону среди подобных.

Святой образ наполнен любовью и радостью. Нежный взгляд Девы Марии, однако, исполнен печали. Она знает о тяжелой судьбе Сына.

Фрагмент иконы Взыграние младенца

В некоторых древних текстах можно также встретить подобное противопоставление:

На предстоящую трагичную смерть Иисуса также указывают обнаженные участки тела Младенца (на нем короткая одежда, поэтому ноги и руки остаются открытыми). Некоторые исследователи сравнивают его здесь с невинным жертвенным агнцом.

Интересный фактСчитается, что икона «Взыграние» была списана с греческого образца. В Древней Византии образ Богородицы и играющего Младенца почитался с давних времен. Самые ранние изображения сохранились в Македонии (здесь их называли «Пелагонитиссами»). Иконы по сегодняшний день считаются чудотворными и распространены в Греции и на Балканах.

Икону связывают с одним из эпизодов библейской истории «Сретение Господне». После рождения Божьего Сына прошло сорок дней. Тогда его впервые принесли в храм. Но когда его хотел взять на руки старец Симеон, Иисус как обычный маленький ребенок инстинктивно потянулся обратно к Матери. Само слово «сретение» означает «встреча». Здесь она трактуется как встреча человечества (Симеон) с Богом.

Святыня относится к древнему и самому распространенному типу в иконографии, который называется «Умиление» или «Елеуса» (в переводе с греческого — «милостивая»). На Руси подобные иконы известны с 16 века. На них изображают особо близкие отношения между Богородицей и Иисусом. Например, это такие образы Девы Марии как «Умиление», Владимирская и Ярославская.

Икона Взыграние младенца

Значение мерной иконы

Издавна считалось, что родимая икона обладает уникальными способностями и оказывает благотворное влияние на своего обладателя. Одаривание младенца такой иконой сулит благополучие, счастье, физическое и духовное здоровье, защиту от любых невзгод. Ведь рядом с человеком отныне всегда будет находиться святой покровитель. На протяжении всей жизни обладатель мерной иконы может (и должен) обращаться к своему святому с молитвой, чтобы почувствовать заботу и найти защиту. Говорят, что одно только прикосновение к мерной иконе приносит облегчение, а само наличие ее в доме гарантирует мир и лад в семье.

Когда ребёнок подрастет, будет очень кстати поведать ему о том подвиге духа, который совершил его небесный повелитель. Обращая взор к образу своего святого, человек будет всегда вспоминать об этом и задумываться о смысле жизни, собственном предназначении на земле.

Какие иконы могут быть в доме

Прежде всего, образ Господа Иисуса Христа. Это главная икона в храме, по идее, она главная и в доме, так как Иисус Христос — Сын Божий и Спаситель мира есть центр христианской жизни, а Его воплощение, страдания, смерть и Воскресение составляет суть православной веры. В домашнем иконостасе, как правило, ставят икону Спаса-Вседержителя или Нерукотворный Образ, но могут быть и другие иконографические изводы.

Второй по значимости образ — Пресвятой Богородицы. Через Нее Иисус Христос явился в мир, и потому Божья Матерь почитается православными во всем мире как Заступница и Помощница. Икон Богородицы огромное количество, в церковном календаре их отмечено более четырехсот. Наиболее чтимые иконы в России — Владимирская, Казанская, Тихвинская, Всех скорбящих радосте, Взыскание погибших и др. Многие из богородичных икон прославились как чудотворные, многие были участницами великих исторических событий. В вашем доме может появиться образ, который будет связан с историей именно вашей семьи, и какая-то из икон может стать покровительницей вашего рода.

Иконы Спасителя и Богородицы составляют т.н. венчальную пару, ими благословляются молодожены — в доме родителей и в церкви. Нередко именно эти образы становились основой домашнего иконостаса вновь образованной семьи, благословением дома и его главной святыней, а затем передавались как благословение детям и внукам.

В православной традиции широко распространено почитание святых, и потому в домашнем иконостасе также присутствуют иконы с их изображениями. Широко распространены образы свв. Николая Мирликийского (Чудотворца), Серафима Саровского, Иоанна Крестителя, Сергия Радонежского и почитаемых святых той местности, где живет заказчик икон. Также в доме могут быть не только иконы чтимых святых, но и так называемые именные иконы (по-славянски — тезоименные), то есть, образы святых, в честь которых названы члены семьи. Если эти святые помещаются на одной иконе, икона называется семейной. Впрочем, семейной иконой может быть любой образ, связанный с историей семьи, покровительствующей данному дому или роду.
В домашнем иконостасе также вполне может быть крест — Распятие, как иконописное, так и рельефное.

Если вы хотите иметь изображение святого, то в первую очередь это должен быть образ вашего святого покровителя. Знаете ли вы вашего святого покровителя? А кто является небесным патроном ваших детей?
В древности имена детям давали в соответствии с церковным календарем, в котором на каждый день приходится память какого-то святого. Согласно церковной традиции, когда рождается младенец, имя нарекается в восьмой день после его рождения, по примеру Спасителя, принявшего имя Иисус в восьмой день по Своем рождении, что восходит еще к закону, данному в Ветхом Завете. Правда, в России этот обычай соблюдался далеко не везде и не всегда. В любом случае, ребенку давали имя святого, который с этого времени считался его небесным покровителем. И поэтому именины — день памяти святого покровителя праздновался более чем день рождения человека.

READ  Ветхий завет

Современность

Как указывает пресса, «в православных и светских СМИ все чаще можно встретить рекламу мерных икон, которые пишут на заказ под конкретного ребёнка, причём размер иконы совпадает с размером младенца в момент рождения. (…) Она действительно сопровождается мощной рекламной кампанией, причём многие формулировки и обороты вызывают недоумение у священников и специалистов». Тиражируются отзывы наподобие: «Я заказала Мерную икону для своего крестника. В его семье был неразрешимый квартирный вопрос. И представьте себе, что ровно через неделю после появления в доме мерной иконы мои родственники получили квартиру и уже сегодня празднуют новоселье!», а также рекомендации вроде «Как только эти иконы появятся над кроватками наших младенцев, многое изменится. С этого начинается гармонизация духовного, нравственного и телесного развития ребёнка»). Кроме того, в рассказах о мерных иконах встречается прямая ложь — «мерная икона до революции была у каждого православного человека».

Настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, кандидат искусствоведения иерей Борис Михайлов комментирует высказывания о «пользе» мерных икон. По его словам, «Это тревожащий факт. Причиной всему — искажение правильного понимания иконы у наших современников, употребление иконы для целей совершенно чуждых православной традиции (хотя иногда вполне благородных на первый взгляд: ради семейного счастья, какого-то благополучия). (…) А когда икона мыслится как некая игрушка, имеющая к тому же ещё и „защитную“ функцию — это ненормально. От обычной иконы тезоименитого святого, „мерная“ отличается только своим „особым“ форматом: „в меру роста ребёнка“. Но размер никак ни влияет на благодатность! Волна невиданной популярности мерных икон сегодня — это маркетинг. Если бы ко мне обратились мои прихожане с вопросом, нужно ли им покупать мерную икону, я бы для начала попытался бы выяснить у них, отдают ли они вообще себе отчёт, что такое икона».

Глава «Клуба православных меценатов» (РКПМ) Андрей Поклонский на открытии выставки мерной иконы в 2013 году подтвердил существование «мерной иконы» как коммерческого проекта: «Когда мы, зарегистрировав „мерную икону“ как бренд только начинали, в Интернете выскакивало всего 5 ссылок. Сегодня, набрав слова „мерная икона“, вы получите около 150 тысяч ссылок, из них более 9 тысяч принадлежат иконописным мастерским, которые благодаря нашему проекту получили заказы». Также он сообщил, что «информационно-просветительский проект „Мерная икона: история и современность“ реализуется уже больше восьми лет (…) Результатом стали новые заказы мерных икон — по нашей статистике, около 3,5 миллиона. Это очевидное, объективное возрождение традиции». Он уточнил, что «мы начали проект возрождения этой традиции в 2005 году, когда о мерной иконе не знал практически никто, даже в церковных структурах (…) Только в Москве и Подмосковье более 50 иконописных сообществ загружены заказами мерных икон. На конец прошлого года мы дали работу более трем тысячам иконописцев» Поклонский осуждает «пиратских» иконописцев, которые пишут мерные иконы без его лицензии: «РКПМ официально запатентовал бренд „Мерная икона“, чтобы не было извращений традиций. В Интернете уже началась вакханалия: люди, не получившие благословения, стали предлагать свои услуги по написанию мерных икон, чтобы просто заработать на этом».

История мерной иконы

Историю возникновения мерных икон, или, как их еще называли, «родимых», относят к правлению Ивана Грозного. Именно он заказал написание первой такой иконы после рождения своего сына. Традиция столетиями была прерогативой только царской семьи.

В музеях Кремля сохранились восемь мерных икон: три относят к семье Рюриковичей, а пять — к Романовым.

В эпоху Петра I традиция стала угасать в связи с приобщением к западному стилю жизни. Отдельные случаи написания мерных икон стали возникать в семьях нецарского рода. Дворяне и знать, таким образом, подражали древнерусскому обычаю.

Возрождение интереса к этому виду иконописи происходит в XIX – начале XX века, но прерывается революцией.

Мерная икона для младенца переживает третью волну возрождения в наши дни. Теперь эта традиция стала массовой.

Давний обычай возрождается?

Сегодня традиция дарить мерные иконы возвращается. Но современность вносит в обычаи предков свои коррективы. Так, популярным становится создание мерных икон не только для новорожденных, но и для взрослых членов семьи. Главное — знать свой рост во время рождения. Нередко родители, одарив младенца мерной иконой, заказывают ее и друг для друга.

Одобрила ли «нововведения» церковь или же это хитрая уловка мастерских по созданию мерных икон — неизвестно. Однако факты говорят сами за себя: в России количество созданных мерных икон достигает нескольких десятков тысяч за год. Причём создаются они не только привычным рукописным способом (что, несомненно, эффектней и дороже), но и с помощью полиграфии (в несколько раз дешевле). Специализированные мастерские появляются на свет, как грибы после дождя. А Интернет пестрит объявлениями о создании мерных икон на заказ. Что ж, как говорится, спрос рождает предложение.

Хотелось бы верить, что возникшее желание обрести своего небесного покровителя в наше время продиктовано духовной потребностью человека, а не очередным веянием моды. Ведь именно тогда человек ощутит на себе благотворную силу мерной иконы, почувствует защиту и заботу своего святого.

Чем важны иконы

Несмотря на кажущуюся простоту, икона — это богословская система символов. Я боялась, что она покажется малышу слишком сложной. Но батюшка успокоил — на самом деле такие образы как раз легко воспринимаются детьми. Это особенность их психики. Подобно иконописцам, дети изображают на своих картинках то, что чувствуют, не стремясь передать внешнее сходство. Общее здесь то, что рисунки детей тоже обращены не к видимому миру, а к внутренним переживаниям.

Самоизоляцию отменили, и Валерия с мамой наконец-то вышли на улицу (фото)

Сладкоголосый Дин Рид ушел из жизни 34 года назад. Как выглядит его дочь сейчас

Рецепт необычного имбирно-шоколадного домашнего мороженого

Батюшка посоветовал как можно быстрей повесить в комнате малыша святые образы:

  • Над кроватью — мерную или именную икону. На обеих изображают святого покровителя, чье имя было дано в крещении. Только на мерной святых пишут в полный рост, а размер равен росту ребенка при рождении.
  • На стене — Спасителя и Богородицы (подойдет любой).
  • Ангела-хранителя.

Не будут лишними образы самых важных христианских праздников — Рождества, Крещения, Благовещения. Эти сюжеты легки для детского восприятия.

Заказ мерной иконы в Москве

Мерная икона в Москве может быть изготовлена в одной из многочисленных мастерских. Их работы не только заслужили благодарные отзывы покупателей, но и отмечены и освящены Православной Церковью. Самые известные и популярные, которым, без сомнения, можно доверять, — это следующие мастерские:

  1. «Мерная икона» на Серпуховской улице является одним из филиалов целой сети мастерских. Помимо Москвы, они открыты в Екатеринбурге, Уфе, Красноярске, Туле и Калуге. В рамках нового проекта предлагают заказать написание уникальных икон художниками Афона, с которыми установлены дружеские отношения. Выполненная в византийском стиле мерная икона (фото не может передать всей ее красоты) является шедевром иконописи. Считается, что образы из этих мест обладают чудотворным действием.
  2. Иконописная мастерская «Во имя Преподобного Алипия Печерского» находится при храме иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость». Уважение к традициям и строгое соблюдение канонов отличают мастеров-иконописцев.
  3. Иконописная мастерская «Александрия» имеет неповторимую манеру написания, которая опирается на древние традиции, но при этом отличается особой реалистичностью образов.
  4. Иконописная мастерская Ирины Ильинской. Ее основательница является идейным и творческим вдохновителем коллектива художников. Одно из направлений деятельности – создание новой иконографии, то есть написание образов недавно канонизированных святых угодников.
  5. Иконописная мастерская «Создавая наследие» работает в традициях гильдии иконописцев города Владимира. Помимо написания новых образов, занимаются реставрацией старинных. Можно приобрести как те, так и другие.
READ  Святые и животные

Воспитание начинается с колыбели

Священник объяснил причину того, почему еще с нежного возраста ребятишки начинают ругаться, проявлять жестокость. Все очень просто. Они впитывают образцы поведения, которые окружают их повсюду. Телевизионные программы и фильмы, ролики в интернете, герои компьютерных игр… А там повсюду убийства, ненависть, мораль ни во что не ставится. Как бы ни старались родители оградить свое чадо, вряд ли это возможно. Даже если дома все мирно и спокойно, внешнее окружение отравляет нежную детскую душу.

Еще он рассказал, что многие совершают ошибку, откладывая воспитание «на потом». Оказывается, не стоит ждать, пока сын или дочка подрастут. Тогда уже будет поздно, ведь характер человека формируется именно в первые годы жизни. Задача матери — с первых дней окружить свое чадо христианскими образцами для подражания.

Икона в доме

Икона — неотъемлемая часть православной традиции, без нее трудно представить православный храм, но также и дом верующего человека. Вот уже тысячу лет существует в России традиция иконопочитания и иконописания, за это время создано множество замечательных икон, уж не говоря о произведениях всем известных Андрея Рублева и Дионисия. В настоящее время церковные традиции возрождаются, и есть немало искусных мастеров, создающих иконописные образы в соответствии с древними канонами. Они пишут иконы не только для храмов, но и для домашнего употребления. Сегодня все больше людей хотят приобрести икону для себя и для своего дома. Однако современный человек не всегда понимает, зачем нужны иконы в доме, какие они бывают, для каких случаев предназначаются, что конкретно на них изображается и вообще, как с ними обращаются.

Общеизвестно, что икона — это не только предмет для украшения интерьера, но и священный образ, он освящает дом, несет благословение семье и каждому ее члену. В древности было так: рождался человек или умирал, вступал в брак или принимал монашеский постриг, отправлялся в дальний путь или начинал какое-либо дело — его сопровождал священный образ: икона Спасителя, Богородицы или какого-то святого. В каждом доме — от простой крестьянской избы до царского дворца — всегда были иконы. Их передавали из рода в род, из поколения в поколение, с ними были связаны семейные предания и традиции.

Как правило, иконы размещались в красном углу — обычно это восточная, самая светлая сторона горницы, так как издревле христиане молились лицом на восток, откуда восходит солнце, потому что Христа именовали «солнцем правды», принесшим свет спасения. Православные храмы до сих пор строят алтарем на восток. Угол назывался красным, от славянского слова «красивый», «украшенный». Само же название «горница», которым именовалась главная комната в доме, происходит от слова «горний» — вышний, небесный. Именно в горнице ставили иконы, и это символизировало, что в доме есть некий центр, святое место.

Иконы обычно не вешали как картины на стену, их принято было ставить на специальную полочку или помещать в киоте, по-славянски называемом божницей. Обычно это застекленный ящичек или узкий шкафчик с несколькими полочками. В древности под образа стелили полотенце из домотканого холста, украшенное на концах вышивкой.

Помимо икон в красном углу могут храниться Евангелие, Псалтирь, молитвослов и иные книги, необходимые при молитве, а также туда кладут всякие святыньки: сосуд со святой водой, веточки вербы, лампадное масло, ладан, свечи. Во время молитвы или в праздники перед иконами зажигают лампаду или свечу. Пламя, стремящееся вверх, — символ молитвы, горения души к Богу.

В сочинении «Домострой», созданном в XVI веке, читаем: «Каждый христианин должен в доме своем, во всех комнатах, развесить по старшинству святые образа, красиво их обрядив, и поставить светильники, в которых перед святыми образами зажигаются во время молебствия свечи, а после службы гасятся, закрываются занавеской чистоты ради и от пыли, ради строгого порядка и для сохранности; и всегда их следует обметать чистым крылышком и мягкою губкою их протирать, а комнату всегда содержать в чистоте».

Средневековые методы консервации и реставрации икон могут нашему современнику показаться варварством (так, металлические оклады натирались мелом, а живописную поверхность икон могли драить щеткой!), но над древними образами так не тряслись, как сегодня в музеях, их подновляли и, в случае ветхости, просто заменяли новыми.

БЛОГ ИГОРЯ ФИЛИППОВА

ПУСТЬ КАЖДЫЙ ВАШ ДЕНЬ БУДЕТ ЛУЧШЕ ДРУГОГО, ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ!

Как по дате рождения определить свою Икону-заступницу и Ангела-хранителя

Семейная икона – это икона на которой отображаются святые покровители для всей семьи. На семейной иконе святые покровители членов семьи изображены все вместе. Здесь как бы вне времени собираются святые, которые молятся об этом роде, об этом семействе. Среди них могут быть и святые покровители уже ушедших из жизни родителей – основателей рода.

Обычно, помимо изображений покровителей на иконе пишут святого ангела Хранителя или в небесах Благословляющего господа Вседержителя, или Богородицу, укрывающую Покровом. Такая икона сохраняется в семье, передается от поколения к поколению и является, прежде всего, святыней, духовно связывающей всех членов семьи.

Семейная икона – изображение нескольких образов небесных покровителей членов семьи, предстоящих в молении к Господу о спасении, здравии и благополучии рода.

Венчальные иконы – это иконы Спасителя и Богородицы, которыми молодых благословляют на брак их родители и с которыми они венчаются в Храме. Эти иконы передаются по наследству от родителей детям. Такими иконами, например, являются: Икона «Владимирская богоматерь» и «Господь Вседержитель».

В окончании таинства бракосочетания, молодых подводят к Царским Вратам. Жених прикладывается к иконе Спасителя, невеста – к иконе Божией Матери, затем новобрачные меняются местами и опять прикладываются к иконам.

Священник дает им поцеловать напрестольный крест и благословляет венчальными иконами. Жениху вручается икона Спасителя, невесте — икона Божией Матери.

У «Овнов«, рожденных с 21 марта по 20 апреля . Икона-заступница: Казанская икона Божией Матери. Ангелы-хранители: святители Георгий Исповедник, Софроний и Иннокентий Иркутские.

У «Рыб«, рожденных с 20 февраля по 20 марта . Икона-заступница: Иверская икона Божией Матери. Ангелы-хранители: святой Алексий и Мелетий, архиепископ Антиохийский.

Ниже приведены Иконы-заступницы и иконы-образы святых покровителей:

Комментировать
0
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно