Руководство диакону при совершении церковных богослужений

Руководство диакону при совершении церковных богослужений

Руководство диакону при совершении церковных богослужений
СОДЕРЖАНИЕ
0
0
18 января 2020

Читай неспешно, внятно и отчетливо

7. Поэтому не торопись, читая святые молитвы, и не унижай молитвы торопливым чтением, не гневи Бога. Торопливое и невнятное чтение не воспринимается слухом, мыслью и сердечным чувством слушающих. Такое чтение и пение, по словам святителя Тихона Задонского, – «ленивым угождение, добрым печаль сердечная и воздыхание, всем же приходящим (в храм) соблазн и вред».

8. Богобоязненный чтец не будет в угоду немногим читать скоро и небрежно, чтобы всех молящихся не лишить возможности благоговейно и внимательно молиться. Ибо он хорошо понимает, что небрежением чтеца многие смущаются и соблазняются и могут даже уйти из храма. Лица же, которые склонны к сектантству или вообще склонные видеть недостатки в Православии, услышав небрежное и неблагоговейное чтение и пение в наших храмах, могут и совсем отпасть от Православия в сектантство или охладеть к вере. Таким образом, по вине небрежных чтецов и певцов подвергается бесчестию наше православное богослужение, храмы, духовенство и само Православие, а молящиеся лишаются много содержательных молитв и религиозно-нравственного назидания.

Ввиду этого церковный чтец не должен допускать скорого чтения, переходящего в небрежность, и не должен исполнять просьб тех, которые требуют от него нарушать его долг благоговейного чтения. Ибо повиноваться Богу подобает больше, нежели людям (Деян. 5, 29).

9

Для того чтобы самому знать меру, с какой скоростью читать, необходимо читать с пониманием читаемого, а не механически, и не на внешнюю только сторону чтения обращать внимание, а и на содержание, самому при этом в душе молиться

Надо научиться читать так свободно, без напряжения, чтобы при чтении не было затруднения в произношении слов, сокращений (титла), ударений, в выборе высоты и силы голоса, повышений и понижений голоса и другого, – короче говоря, чтобы внимание как можно меньше отвлекалось на саму технику чтения, а больше сосредотачивалось на смысле читаемого и сердечном его восприятии чтецом. 10

Читать надо с такой размеренностью, чтобы слушатели успевали мыслью воспринимать каждое слово молитвы и сердцем ее прочувствовать

10. Читать надо с такой размеренностью, чтобы слушатели успевали мыслью воспринимать каждое слово молитвы и сердцем ее прочувствовать.

Такое чутье у благоговейного чтеца приобретается тогда, когда он сам в храме и дома будет стараться внимательно молиться умом и сердцем. Тогда он опытом дознает, что при быстром чтении невозможно молящимся успевать улавливать содержание молитвы и молиться и умом и сердцем.

При чтении следует избегать другой крайности: не следует и растягивать чтение без нужды.

Правильно читай, по-церковному

13. При чтении выговор слов должен быть славянский, т. е. каждую букву в слове следует произносить так, как напечатано, например: твердый, а не твёрдый (в славянском языке нет буквы ё); отец, а не атец, век, а не вик, его, а не ево или його, убогаго, а не убогаво. Впрочем, здесь, как и в других случаях, нет правил без исключений. Так, слова Аггел, Логгин, Пагкратий выговариваются: Ангел, Лонгин, Панкратий.

14

При чтении по-славянски следует обращать внимание на ударения и титла (знаки сокращений), чтобы правильно произносить слова

15. Надо соблюдать древний образ церковного чтения. При чтении не следует искусственно оттенять или как бы подчеркивать смысл читаемого. В церковном чтении неуместна светская художественная выразительность. Читать нужно без изливания своих чувствований переливами и изменениями голоса; не следует голосу придавать нежность, умиление, суровость или другое какое-либо чувство – церковный чтец не актер. Пусть на слушателей действуют святые молитвословия собственным своим духовным достоинством. Желание передать другим свои чувства и переживания или подействовать на них изменениями голоса есть признак самомнения и гордости (епископ Игнатий Брянчанинов).

16. Читать надо своим природным голосом, а не напускным. Не следует читать на низких тонах: чтение тогда получается глухое, неслышное и чтец быстро устает. Высоту тона для чтения нужно брать близкой к высоте природного голоса при пении.

17. Читать нужно просто, ровно, нараспев (как бы полупеть), в один тон, с небольшими повышениями и понижениями голоса (на один тон или на полтона). Так принято издревле в Православной Церкви.

18. Читать надобно умеренным голосом, не слишком его ослаблять или усиливать, но так соразмерять, чтобы все слова ясно доходили до слуха каждого молящегося. Само собой разумеется, что чем больше храм или чем больше народа, тем более необходимо усилить голос, но никак не превращать его в крик.

READ  Чистый четверг: прикольные открытки и поздравления в прозе и стихах

19. Чтец должен стоять перед книгой прямо, без поклонов и читать, не переминаясь ногами, не отставляя их в сторону, телом не качаться, иметь руки свободно опущенными, головой не трясти, читать же неспешно, но и не тянуть, произносить слова отчетливо, внятно (с ясной дикцией и правильной артикуляцией), делая смысловые остановки в самом предложении.

Если читается на подставке (аналое), чтец должен следить, чтобы пелена на подставке лежала прямо, а не криво, и если она опустилась низко – поднять ее.

Береги церковные книги

25. С благоговением и бережно относись к богослужебным книгам, в которых помещены песнопения и молитвословия, написанные святыми отцами по вдохновению Святого Духа. Это не простые книги, а книги святые, драгоценные сокровищницы многовекового вдохновенного молитвенного творчества всей Церкви.

26

Поэтому с церковными книгами необходимо обращаться весьма бережно – не рвать, не марать, осторожно и аккуратно перелистывать, листов не загибать, не смачивать пальцев при перелистывании, своих карандашных и чернильных пометок и исправлений не делать

Читая со свечой, не следует водить ею по строкам, чтобы не закапать книгу, а лучше держать свечу в стороне, справа или слева, – как удобнее.

Добрых, любящих дело Божие и усердных чтецов и певцов да благословит Господь и да поможет им стать лучшими, чтобы сподобились они услышать от Господа вожделенные слова: «Добрый и верный раб, …войди в радость господина твоего» (Мф. 25, 21). А нерадивые и ленивые пусть не забывают слов пророка: «Проклят человек, творящий дело Господне с небрежением» (Иер. 48, 10).

Учись хорошо читать

20. Если кто из чтецов чего не знает, то должен заранее спросить псаломщика или уставщика. Ибо, начав читать, уже неудобно учиться, искать нужное или надеяться на подсказывание. Всякая ошибка, всякая задержка производит смущение в предстоящих и отвлекает их от молитвы.

21. Бывает, что и хороший чтец в чем-либо всегда грубо ошибается, – это оттого, что с первого раза он неправильно прочитал или неправильно понял. Поэтому лучше себя проверять. Надо не обижаться, а быть благодарным, если другие укажут. Попроси другого (псаломщика или хорошо знающего чтение) прослушать твое чтение и указать ошибки, которых следует стараться не повторять.

О служении диакона, не приготовившегося к совершению Божественной литургии

Ввиду того, что некоторые диаконы, не приготовившиеся ко Св. Причащению, участвовали в совершении литургии так же, как и приготовившиеся, «Руководство для сельских пастырей» , в 1888 г., на запросы священников о том – не следует ли в этом случае устранять диаконов от совершения некоторых литургийных действий – давало такие разъяснения:

Диакон, являясь в качестве сослужителя великого и страшного священнодействия – принесения бескровной жертвы, должен быть проникнут чувством глубочайшего смирения и сознанием своего недостоинства предстоять св. трапезе Господней. Это чувство и это сознание в особенности должны быть присущи диакону, приступающему к св. трапезе без надлежащего приготовления. Вот почему у нас и без письменного закона, по долгу совести и по внушению чувства благоговения перед Святынею, принято, что диакон, надлежащим образом не приготовившийся к участию в совершении литургии, устраняется от некоторых литургийных действий, а именно:

он не выходит со священником пред царские врата для чтения начинательных молитв перед проскомидией (см. стр. 75);

не берет обычного начала у священника перед «Благословенно Царство…» (см. стр. 93), а только тихо произносит: «Благослови, владыко» и, получив благословение у священника, целует его руку и отходит на амвон для возглашения: «Благослови, владыко», произносит ектению и т. д.;

после великого входа (см. стр. 124) же обращается к священнику за молитвою о себе, равно также и священник к нему, а только таким же образом, как и при начале литургии, испрашивает благословение, говоря: «Благослови, владыко» и, получив простое благословение у священника, отходит на свое место для дальнейшего священнослужения;

при возгласе священника: «Победную песнь…» (см. стр. 127) не поднимает звездицы, а вместо него делает это священник;

равным образом и при освящении Св. Даров не подходит к св. трапезе и не поднимает Св. Дары при возгласе: «Твоя от Твоих…», а только по освящении Св. Даров совершает каждение во время пения «Достойно есть»;

READ  Прощеное воскресенье: картинки, открытки

не подходит к св. трапезе и во время причастна (см. стр. 136).

Кроме того, в некоторых местах соблюдается и то, что диакон, служащий без приготовления, не выносит Св. Дары после причастна и не возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите» (см. стр. 143). От такого образа действования, как установившегося у нас по требованию чувства благоговения к великому и страшному священнодействию, не следовало бы отступать никому из диаконов, без надлежащего приготовления участвующих в совершении литургии.

При совершении проскомидии

Диакон приходит в церковь до священника и приготавливает все на жертвеннике: полагает на нем воздух и покровцы, расставляет в порядке священные сосуды и полагает для священника копие на особом блюде. После входных молитв и в полном облачении, неопустительно участвует в совершении иереем проскомидии, по указанию Служебника. Совершение проскомидии заканчивается так: священник, по каждении покровцев и воздуха, принимает от диакона кадило и, покадив предложенные Дары, отдает кадило диакону, а молитву предложения и отпуста говорит уже без кадила. Диакон, по отпусте проскомидии, отверзает завесу царских врат, кадит св. престол, говоря: «Во гробе плотски…» (см. стр. 92) и весь алтарь, кадя жертвенник прежде горнего места, затем весь храм, читая псалом 50–й: «Помилуй мя, Боже…»

Теперь, собственно, как это делается

1. Подходите к церковной кассе (где продаются свечи) и спрашиваете — 2. Итак, вы подходите к настоятелю и говорите «Здравствуйте, меня зовут так-то и так-то…Итак, подходите к регенту и вам придется повторить уже ему все то, что вы сказали настоятелю, после чего вы можете предложить регенту прямо сейчас спеть с ним вдвоем что-нибудь простенькое (чтобы регент мог оценить приятность/скрипучесть вашего голоса).4. Предположим, регент все-таки согласился вас принять на испытательный срок.

  • Не используйте много церковных слов/выражений на спевке и вообще в общении. Певчие, как правило, начинают про такого человека думать так «ой, пришел мега-православный, который подослан настоятелем, чтобы шпионить за нами, он будет нам портить пение, но будет на хорошем счету у настоятеля». Будьте сами собой, не ведите себя слишком раскованно, но и пугливой мышкой быть не надо (иначе сделают вывод, что от вас толку, как от дохлой мухи, все таки исполнение музыкальных произведений требует некоторой доли исполнительской храбрости).
  • Оденьтесь добротно и хорошо. Бедно одеваться не в плюс вам просто потому, что певчие тут же начнут думать «вы любой ценой хотите пробиться в левый хор и отнять службы у уже работающих певчих». Вы этого пока не знаете, но у певчих все службы лимитированы и за каждую идет драка (потому что настоятель не разрешает всем выходить по желанию, есть лимит на кол-во человек на будничной «левой» службе). Покажите, что вы на все готовы на праздничных службах по выходным, но вы человек работающий и деньги у вас есть (даже если это приукрашенная реальность)
  • Настройтесь на то, что хорошее расположение вам будет первое время оказывать только регент. Певчие очень боятся разрушить хрупкий мирок, который у них складывается за время их работы — это и баланс рабочей нагрузки, и распределение авторитета в коллективе, и поэтому никто не будет «ставить на темную лошадку». К Вам будут относиться с холодной вежливостью, а в особо запущенных случаях — с холодной НЕвежливостью )) Если хотите петь по настоящему — вам придется это все перенести.
  • Само собой, не опаздывайте. Придите пораньше, осмотритесь. Предложите взять домой ноты, чтобы их изучить (это, конечно, если вы не читаете с листа как компьютер, но такое встречается очень редко, во всяком случае в провинции). Если вы какие-то ноты домой взяли, докажите что дома их смотрели. Берите не много. Два-три произведения, но потом покажите, что стали петь их лучше (иными словами, продемонстрируйте прогресс).

При совершении литургии

Диакон, как и всегда, а в особенности при совершении Божественной литургии, должен быть благоговеен. Походку при выходах из алтаря в храм и из храма в алтарь должен иметь ровную, скромную, неторопливую, говорить ектении не торопясь, дожидаясь конца пения: «Господи помилуй», чтобы молящиеся могли лучше слышать и понимать прошения Церкви; должен давать надлежащее употребление орарю, действуя им при богослужении. На малом входе с Евангелием не должен возглашать в слух народа: «Господу помолимся», а произносить эти слова тихо, чтобы слышал только иерей, начинающий затем читать молитву входа. Евангелие читать должен отчетливо, но без крика, в особенности в конце, т. к. надрыв голоса зачастую может вызывать даже смех у молящихся. Каждение диакон совершает неторопливо, ровно, не гремя кадилом, не перекидывая его полукругом выше головы справа налево; при каждении соблюдает троекратность и почтительное поклонение. По совершении Таинства Евхаристии, перед возгласом иерея: «Изрядно о Пресвятей…», кадит только св. престол окрест. При богослужении не следует диакону уклоняться от целования руки иерея, когда последний что–нибудь преподает ему. Он должен помнить, что он только служитель при Таинстве, а не совершитель, и что, в особенности при богослужении, должен проявлять смирение и чинопочитание.

READ  Молитва о детях

Диакон должен помнить, что он обязан служить всегда с приготовлением. Служение диакона без приготовления производит соблазн в самом диаконе и содействует ослаблению в нем духа благоговения при св. престоле. Только в весьма редком, каком–нибудь исключительном случае, иерей может оказать особое снисхождение диакону, позволив служить без приготовления. Находясь среди священства, диакон всегда должен помнить следующее правило:

«Не подобает диакону сидети в присутствии пресвитера, но с повелением пресвитера сести. Подобно и диаконам, имети честь от иподиаконов и от всех причетников» (Лаод. соб. пр. 20).

К кому обращаться за помощью

Обычно в православной практике с молитвами в непонятных жизненных обстоятельствах обращаются к нескольким святым и к самому Иисусу Христу.

Так, чаще всего о вразумлении просят Силуана Афонского, Иоанна Златоуста.

Икона Преподобного Силуана Афонского

Святитель Иоанн Златоуст

Молитва, когда не знаешь, как поступить

В случаях, когда человеку трудно выбрать одно из двух решений, нужно попросить помощи у Бога. Можно прочитать такую молитву:

Какие молитвы читать, когда не можешь определиться

Если принять верное решение затруднительно, то священнослужители рекомендуют читать сильную молитву Оптинских Старцев, «Отче наш». Кроме того, нелишним будет попросить заступничества своего Ангела-хранителя.

Важно! Не столь важно, какими молитвами просить небесных покровителей о помощи — каноническими или выраженными в произвольной форме своими словами. В душе должна присутствовать вера

Без неё единение с Богом в молитве невозможно, а значит, молитва теряет свою силу, превращаясь в простой набор слов.

Молитва в недоумении

Вам может быть интересно:

1.
Исторический путь православия – Глава 5. Византия – протопресвитер Александр Шмеман

2.
Святоотеческое наследие и церковные древности. Том 1 – профессор Алексей Иванович Сидоров

3.
Византийское богословие. Исторические тенденции и доктринальные темы – ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ – протоиерей Иоанн Мейендорф

4.
Из чтений по церковной археологии и литургике (археология, места молитвенных собраний, история церковной живописи) – профессор Александр Петрович Голубцов

5.
История Вселенских соборов. Часть II. Вселенские соборы VI, VII, VIII веков – профессор Алексей Петрович Лебедев

6.
История Поместных Православных Церквей – профессор Константин Ефимович Скурат

7.
История Русской Церкви. Том I. Часть 2 – профессор Евгений Евсигнеевич Голубинский

8.
Руководство к русской церковной истории – Период V. Синодальный – профессор Петр Васильевич Знаменский

9.
История Церкви – протоиерей Валентин Асмус

10.
Лекции по истории Древней Церкви – профессор Александр Иванович Бриллиантов

Не тщеславься, читай без смущения и робости

22. Лучших чтецов, особенно когда им отдают предпочтение пред другими или когда они только начинают читать в храме, обыкновенно борет тщеславие. Побороть его можно только самоукорением и сознанием того, что способности, голос даны Богом и мы должны употреблять их во благо, ибо об употреблении их дадим ответ Богу. И чем превозноситься, если исполняем должное?

23. Особенно нужно избегать чтецам и певцам на клиросе всякого рода зависти и недоброжелательства между собой, но наоборот, надо радоваться, что и другие трудятся для храма во славу Божию.

24. Чтецам, особенно молодым и начинающим, следует побороть в себе ненужное смущение и излишнюю робость при чтении в храме. Читаем мы молитвы пред Богом и к Богу и должны читать в духовной самособранности, не думая о том, как на меня посмотрят или что обо мне подумают.

Комментировать
0
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно