Что такое ирмос?

Виды канонов

Фото: Stvladimir.by Каноны составлялись церковными соборами на протяжении веков. Но есть часть канонов, которые имеют конкретных авторов – апостолов и авторитетных, уважаемых святых отцов.

По этому признаку они делятся на:

  • соборные,
  • апостольские,
  • святоотеческие.

Полностью существующие каноны можно изучить в основном каноническом корпусе Православия, называемом «Книга правил». Второй сборник «Кормчая книга» – она служит сборником светских и церковных законов, которые используются церковными судами в православных славянских странах. Ими же руководствуется управление Церковью.

Когда читаются акафисты в храме

Многие люди, будучи впервые в храме, читая церковное расписание, не все понимают. Например, что такое молебен с акафистом? Они служатся по особым дням. Например, перед новым годом, началом учебы в школах

Верующие самостоятельно могут заказывать молебны — перед началом важного дела, перед отъездом, в день именин. При желании, этот чин может соединяться с акафистом и освящением воды

Только по каноническим правилам подобное служение не допускается сразу после Литургии, потому что является сокращенным вариантом вечерней службы. Поэтому не следует настаивать на своем, если священник назначает другое время. Молебны могут служиться не только в храме — можно пригласить батюшку в дом, на мероприятие, на поле (чтобы освятить будущий урожай). Служить его разрешается только духовному лицу, а вот акафисты читаются мирянами свободно.

  • Водосвятный молебен что это такое
  • Роман Сладкопевец — молитва, икона, тропарь — найдете здесь
  • Колокольный звон для очищения дома, души и тела — https://bogolub.info/kolokolnyj-zvon-dlya-ochishheniya-doma-dushi-i-tela/

Изменение статуса и вида

С 9 века жанр кондака (что такое этот жанр, мы уже разобрали) постепенно был вытеснен каноном. Он тоже является литургическим произведением, но являющимся дополнением к библейским песням, поэтому количество тем этого жанра несколько ограничено. Кстати, с греческого «канон» переводится как «норма». Количество строф сократилось, и поэтому в современном богослужении кондаком и икосом называют лишь две строфы. Исключение составляет лишь песнопение, сохранившееся полностью – его читают и поют, когда отпевают священников. Таким образом, со временем кондак стал занимать достаточно скромное место в ряду других песенных церковных жанров. Однако в древности он считался наиболее почитаемым, и представлял собой чуть ли не целую поэму на богословскую тематику по своему объему и масштабу. В качестве примера, поясняющего, что такое кондак, можно рассмотреть различные песнопения, посвященные Рождеству, Вознесению или Преображению Христову. Во многом современный кондак похож на тропарь, что неудивительно, ведь от первоначального облика песнопения осталась только его первая строфа (которая называется «кукуль»). А в русской гимнографии он даже поется по мелодии, аналогичной тропарной. Но если приглядеться, то можно заметить разницу – как правило, кондак отражает внутреннюю суть праздника, причем делает это полнее, а тропарь – внешнюю (или наоборот).

Итак, в данной статье мы разобрали, что такое кондак, икос и тропарь. Надеемся, что у читателя больше не возникнет трудностей с определением жанра церковных песнопений. Впрочем, помимо вышеперечисленных, существует еще много иных видов песен и возгласов.

Можно ли получить спасение и жизнь вечную, если не выполнять канонические правила?

Фото: Elitsy.ru Каждый из людей имеет массу слабостей – лень, эгоизм, множество непреодоленных страстей. Поэтому для каждого крещенного человека нужен определенный вектор, который на пути к главной цели – спасению — будет определять наиболее короткий путь. Таким вектором благочестивой жизни и служат церковные каноны.

Например, домашняя молитва может быть у каждого в своем порядке, лишь бы она достигала цели – помолиться, то есть поговорить с Богом и получить адекватный отзыв, обрести душевный покой. Пусть это произойдет при незажженной лампаде, сидя в кресле после тяжелого трудового дня. Но этот результат будет лучше, чем у того, кто прочитал все вечернее правило, стоя перед иконами с зажженной свечой, но мыслями блуждая далеко от Бога. То есть тот, и другой в чем-то нарушили каноны, но пользу от этого получил только один из них.

Но когда эти же люди приходят в Храм, то здесь уже невозможно учесть все взгляды, интересы и предпочтения. И здесь, в обществе, нужно всю массу индивидуальностей привести к какому-то стройному единообразию. Здесь уже без канонов не обойтись и их исполнение необходимо.

Таким образом, общеобязательные каноны становятся необходимы там, где есть общество, где нужно четко прописать права и обязанности каждого, чтобы избежать беспорядка, хаоса и привести все в единообразный вид.

И этот вид Единой Святой Соборной Апостольской Церкви неизменен со времен ее основания. Его и призваны сохранить каноны в том виде, в каком создал ее Иисус Христос, чтобы не утратить Божественной сути.

Церковь тождественна сама себе, и это сохраняется через все прошедшие века.

Сравнение

Каноны и акафисты составлены по определенному правилу. Канон состоит из девяти песен, начинающихся ирмосом и заканчивающихся катавасией. Как правило, в каноне только 8 песен. Вторая поется лишь в Покаянном каноне Андрея Критского. В первую неделю Великого Поста и в некоторые дни Пятидесятницы читаются более короткие каноны из двух, трех или четырех песен. Песни состоят из 4-6, а иногда и больше, тропарей. Перед ними исполняются соответствующие запевы (припевы). Акафист состоит из 25 строф, чередующихся между собой кондаков и икосов. Кондаки более краткие, икосы – пространные. Они объединены в пары. Все строфы читаются по одному разу. Запевов перед ними нет. Кондак 13-й, который является молитвенным обращением ко святому, не имеет в паре икоса и читается трижды. После него еще раз прочитывается 1-й икос и 1-й кондак.

Каноны составлены святыми отцами. В истории церкви были случаи, когда акафисты писали обычные миряне. Одобренные высшим духовенством, эти произведения получили распространение в богослужебной практике.

После прочтения третьей и шестой песни канона священник произносит малую ектению. Вслед за этим поются или читаются седальны, икос и кондак. На каноне утрени после прочтения восьмой песни, за редким исключением, поется песнь Пресвятой Богородице. Одновременно может прочитываться несколько канонов. Строфы акафиста не разделяются ектениями. Одновременно может прочитываться только один акафист.

Каноны читаются на каждой утрени, повечерии и полунощнице. Это определено Уставом Церкви. Каноны исполняются также на молебнах. Благословляется читать их и в домашней обстановке. Акафисты не включены в суточный богослужебный круг. По Уставу только в пятницу на пятой неделе Великого Поста на утрени полагается читать Акафист Похвале Богородицы. Читаются акафисты на молебнах, а также дома. Каноны дня Уставом четко определены. Акафист, который он желает заказать, человек выбирает сам.

В былые времена каноны полностью пелись. Теперь, как правило, тропари прочитываются. Ирмос поется на мелодию, соответствующую гласу текущей недели. Гласов всего восемь, они чередуются. Акафисты гласу не подчинены.

Каноны исполняются на протяжении всего года. Акафисты не принято читать во время Великого Поста, за исключением воскресных дней, хоть к этому и не существует канонического запрета. Однако радостно-торжественный характер произведения мало соответствует тихому и спокойному настрою великопостных будней.

Советуем изучить  Успение Пресвятой Богородицы: картинки, открытки

Каждая песня канона связана с каким-то библейским событием. Прямо об этом в тексте может быть и не указано, но косвенно присутствие той или иной темы обязательно ощущается. Акафист, в отличие от канона, более прост для восприятия. Его лексика русифицирована, синтаксис прост, а текст дискретен. Акафист легок, это то, что исходит из сердца, лучшее, что обычный человек хочет сказать Богу.

В каждом каноне есть ирмос

Церковный канон делится на песни, каждая из них состоит из ирмоса и нескольких тропарей. Что такое ирмос?  Ирмос —вид богослужебного песнопения.

Встречается он в первых строфах каждой из 9 песен всего молитвословия. Тропарей в каноне бывает от двух до шести. Тема каждой из этих песен — это библейские сюжеты Священного писания.

Так выглядит страница из каноника, где мы видим канон Пресвятой Богородице. Каждый канон начинается с небольших молитв, в данном случае это тропарь Богородице. Фото: zyorna.ru

В православии число песен в каноне может быть 2,4,8 и даже 9. Трех и четырехпесенные употребляются только в богослужениях Великого поста. Например, двухпесенный поют в Великий Вторник.

Ирмос — это связующее звено между содержанием библейской песни и основной темой канона, которая выражена в тропарях. Между 8 и 9 песнями есть песня Пресвятой Богородицы. В те дни, когда празднуется двунадесятый праздник, поется особое праздничное песнопение.

Что такое кондак в Православии

Кондак (в переводе с греческого «палочка, на которую наматывался свиток с текстом») – одна из важнейших православных молитв, посвященных тому или иному священному событию или празднику. Кондак более подробно, в отличие от тропаря, освещает причины деяний, подвигов святых, раскрывает суть праздников. Тропарь же повествует о конкретном действии или событие.

Древний кондак представлял собой многострофную поэму (от 8 до 40 строф – икосов). В современном виде кондак – это небольшие молитвословия. Они содержат не только саму молитву, но и краткое объяснение праздника или прославление святого. Авторы кондаков называли их гимнами, творениями, хвалениями.

Кондак состоял из вступительных строф, которые назывались кукулиями или проимиями. Далее икосы кондака построены по определенным правилам. Одинаковое количество строк в строфах, единообразное чередование ударных и безударных слогов и одинаковое количество слогов в соответствующих строках каждой из строф-икосов.

Страница молитвослова с тропарями и кондаками

Для чего нужны церковные каноны?

Фото: Hramermogen.ru Канон переводится с греческого как «норма» или «правило». И по своему смыслу они представляют собой для Церкви то же самое, что для государства представляет его законодательство. История общества на протяжении многих веков не раз показала, что происходит с государствами, в которых люди начинают пренебрегать законами. Поэтому каноны Церкви свято проносятся через тысячелетия, изменяясь лишь в зависимости от общественного устройства, но при этом не теряя своей основы – любви к Богу.

Недаром знаменитый зарубежный богословский теоретик и практик, преподаватель предмета Канонического права во Франции, русский по происхождению, Николай Николаевич Афанасьев, говорил студентам, когда начинал курс лекций, об этом. Он начинал курс с заявления слушателям, что самому праву в Церкви места нет, оно появилось тогда, когда иссякла любовь! Как бы ни странно звучали эти слова из уст священника, но они верно отражают тенденции мирового устройства.

Некоторые законы и правила в обычной жизни кажутся нам порой излишними и утомительными, например, правила дорожного движения. Но как только хотя бы один человек грубо нарушит правила дорожного движения, он может создать гигантскую пробку и погубить немало судеб, как физически, так и в общественном смысле. Такую же аналогию можно провести и с церковными канонами.

Но в Церкви все значительно более неформально в индивидуальном плане. Ведь каждый прихожанин имеет свои личностные качества, проблемы, прегрешения, которые когда-то первый раз привели его в Церковь. Исполнить те или иные каноны он не может в силу разных причин, например, физической немощи. И духовник играет в этом очень значительную роль. Он ограничивает каноническую норму для конкретного православного христианина.

Многие каноны были сформированы в первые века после Рождества Христова и применить их буквально совершенно невозможно в наше время. Поэтому избежать формализма, быть гибким и учитывать индивидуальные возможности паствы – вот каноническая обязанность священника.

Завещал ли Иисус Христос какие-либо каноны?

Фото: Elitsy.ru Разумеется, именно от Него и исходят многие канонические нормы жизни христиан. Например, самое первое таинство – Крещение, Он устанавливает в Евангелии:

И многие другие нормы, которые мы узнаем из Святого Евангелия, устанавливаются именно как каноны. То есть, сам основатель Церкви изначально дает правила, по которым ей жить в дали веков.

Разумеется, Святой Дух ведет нашу Церковь и осеняет ее, благодаря чему она развивается и обновляет свои нормы, следуя за мировым развитием. Но в целом все обновления проходят только по тем принципам, которые установил Господь в Евангелии.

Общие сведения о понятиях

Православные христиане, обращаясь к Богу, Пресвятой Богородице и святым угодникам, читают молитвы. С самого зарождения христианской веры святыми отцами писали каноны, которые были пропитаны особым богословствованием и проникновенностью. Сложный церковный язык, которым писались многострофные произведения, не всегда был понятным и легким в восприятии для обычного, невоцерковленного человека.

Однако согласно церковному писанию, в котором сказано, что «всякое дыхание хвалит Господа», церковные служители разрешили мирянам читать «народные молитвы». В XVI столетии в православном христианстве начали появляться «народные молитвы», именуемые акафистами.

Акафист – это благодарственная ода, хвалебное песнопение, исполняемое верующими христианами в честь Спасителя, Пресвятой Богородицы, святых великомучеников и архангелов. В дословном переводе с греческого языка «акафист» означает «неседальная песнь», поэтому данная молитва произносится стоя.

Прихожане, присутствующие в церкви во время проведения службы и знающие наизусть текст акафиста, могут принимать участие в хвалебно-благодарственном песнопении. Особенность «народной молитвы» заключается в том, что ее можно читать не только в храме во время богослужения, но и дома.

Акафист состоит из 25 песен, отличающихся проникновением, глубоким смыслом и легким стилем написания: 13 кондаков и 12 икосов. Каждый кондак заканчивается восклицанием «Аллилуиа», что в переводе с еврейского языка означает «хвалите Бога», а икос – «Радуйся».

Канон – это особый жанр церковной гимнографии, представляющий собой сложное многострочное произведение. Написанные священнослужителями молитвы, прославляющие церковные праздники и святых, входят в состав утрени, повечерия и полунощницы. Ветхозаветные события отражаются в новозаветных.

Сложное многострофное произведение состоит из песен, каждая из которых, в свою очередь, делится на ирмос и несколько тропарей. Зачастую количество тропарей варьируется от 2 до 6, но бывают и такие церковные многострофные песни, где количество тропарей достигает 30. Ирмос выступает связующим смысловым элементом между основной темой канона и содержанием библейской истории.

Семипоклонный начал

В старообрядческой церкви в начале всякого молитвенного правила, а также богослужения, издревле использовались особые молитвы с поклонами, получившие наименование «семипоклонного начала». После реформы патриарха Никона эти молитвы были убраны из богослужения, однако в некоторых полных молитвословах для мирян они присутствуют, поскольку не являются канонически неверными, а следовательно, — могут употребляться при совершении келейного (домашнего) молитвенного правила перед вышеописанными начальными молитвами. В равной мере это относится и к тому случаю, когда ты собираешься читать каноны и акафисты.
 

Поклоны могут быть поясными либо земными. Подробнее о том, когда и как делать поклоны ты можешь прочитать здесь.

Советуем изучить  Можно ли снимать нательный крестик и в каких случаях?

Видишь ошибку в этой статье? Пожалуйста выдели ее и нажми Shift + Enter или , чтобы сообщить мне о ней.

Задостойники

Привычный нам задостойник, глас 8-й

Перевод ирмоса на
современный русский язык:

Сегодня трудно представить, как
звучал знаменный распев в те далекие времена на Руси. В XVII веке
традиция была прервана, и сегодня ученые-исследователи и регенты-практики
предлагают множество очень сильно отличающихся вариантов интерпретаций древних
песнопений.

Задостойник Рождества Богордицы валаамского древнего распева

Этот задостойник в исполнении мужского
хора «Валаам» звучит подчеркнуто аскетично, сумрачно и сурово за счет низких
тембров, связности и неспешности.

Задостойник византийского распева

В отличие от Руси, византийская
певческая традиции в Греции не имела радикальных изменений и перерывов. В наше
время болгарские, сербские, а также русские хоры с большим энтузиазмом
обращаются к византийским распевам, стараясь подражать мелизматике (способ
распева текста, при котором на один его слог приходится много звуков мелодии) и
специфике интонирования. Один из таких примеров — задостойник Рождества
Богородицы в исполнении Мужского хора византийского пения при издательстве
«Святая Гора».

Задостойник в гармонизации Петра Турчанинова

Вошедшая в обиход церковного пения гармонизация задостойника Рождества Богородицы протоиерея Петра Турчанинова, относящаяся к первой половине XIX века, сегодня чаще всего звучит с клиросов. Именно с подобной манерой обычно ассоциируется церковное пение.

Протоиерей Петр Турчанинов (1779–1856) — русский композитор, регент

Певший в детстве в хорах под
руководством итальянца Джузеппе Сарти и его ученика Артемия Веделя Петр
Иванович Турчанинов, взявшись за реформу церковного пения уже в зрелом
возрасте, поставил перед собой цель соединить дух древних распевов с
итальянским сладкоголосием и немецкой хоральной строгостью. Его принцип «надо
уметь находить простейшие подходящие аккорды» основывался не столько на
художественных, сколько на практических задачах написать музыку так, чтобы хору
было удобно петь, и чтобы во время богослужения дух музыки не нарушал общего
благоговения.

Чем отличается канон от акафиста

https://youtube.com/watch?v=wjAiBjEg4wQ

Многие спрашивают, что такое акафист, и в чем отличие канона и акафиста? Акафист — это хвалебная песнь, которая посвящена какому-либо празднику или святому. Когда читают акафист, чаще всего хотят отблагодарить.

Но в чем же отличие канона и акафиста, ведь это оба церковные произведения? В составлении канона упражнялись святые отцы, а в  составлении акафиста мог поучаствовать каждый мирянин.

В акафисте есть только кондак и икос. На данном фото акафист посвящен святителю Николаю. Фото: sretenie.com

Можно читать одновременно несколько канонов, а вот чтение акафиста одновременно с другим недопустимо. Каноны можно читать на протяжении всего года, а вот акафисты неуместно читать во время Великого поста.

Каждая песня в каноне имеет библейский сюжет, а акафист более простой для восприятия. Канон и акафист вроде бы похожи, но различия все-таки есть.

Что такое каноны и акафисты?

В богослужебной православной традиции существует несколько видов особых молитвенных последований. К ним относятся более традиционные каноны, а также получившие большее распространение в Русской Церкви в 19-20 веках — акафисты.

Канон  — церковный гимн, посвященный прославлению Господа нашего Иисуса Христа, Святой Троицы, Пресвятой Богородицы, какого-либо праздника или святого. В храмовом богослужении каноны входят в состав утрени, повечерия, полунощницы и других служб.

Канон составлен из песен, каждая из которых, в свою очередь, состоит из ирмосаИрмо́с — первая строфа в каждой песне канона, в которой прославляются священные события или лица. Ирмос служит мелодико-метрическим образцом для последующих тропарей данной песни. Тексты ирмосов в основном — парафразы Священного Писания. На богослужении ирмосы поются хором соответственно недельному гласу и нескольких тропарейТропа́рь – краткое песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется святой (святые). Тропарь праздника раскрывает его сущность и воспевает его. Тропарь святому, раскрывает особенности подвига святого, прославляет его житие и святость (обычно от двух до шести, но есть особыеНапример Великий покаянный канон преп. Андрея Критского, читаемый во дни Великого поста каноны, где их может быть до 30). Темой каждой песни являются библейские песни, которые в древности читались перед песнями канона, а в настоящее время читаются только на богослужениях утрени Великого поста.

В каноне может быть 2, 3, 4, 8 и 9 песен. Трех- и четырех-песенные каноны обычно читаются на богослужениях Великого поста и Пятидесятницы. Девяти-песенный всего один — Великий канон св. Андрея Критского. Двух-песенный — тоже единственный, читаемый в Великий Вторник. Обычно же каноны восьми-песенные. На самом деле это девяти-песенные каноны, в которых пропущена вторая песнь.

Ирмос связывает по смыслу библейскую песнь и тропари, раскрывающие основную тему канона. Перед девятой песнью канона на богослужении утрени поется песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа…» и припев, прославляющий Богородицу, — «Честнейшую Херувим…». В некоторые из двунадесятых праздников вместо песни Богородицы поются особые праздничные песнопения.

В традиции богослужений Русской Церкви ирмосы обычно поются, а тропари читаются. Исключение составляет пасхальный канон, который поется полностью. В византийской традиции каноны пелись полностью.

Первые каноны были написаны свв. Андреем Критским и Иоанном Дамаскиным в VII в.

Акафист — форма церковной поэзии, близкая к древним кондакамКонда́к — жанр церковной византийской гимнографии в форме стихотворной повествовательной проповеди, посвященной тому или иному церковному празднику — особое хвалебное песнопение в честь Спасителя, Божией Матери или святых.

Акафист состоит из 25 песен, которые расположены по порядку букв греческого алфавита: одного основного кондака с определенным окончанием или припевом и 12 кондаковЗдесь: краткая хвалебная песнь, чередующихся с 12 икосамиИкос — пространная песнь. Икосы заканчиваются восклицанием “Радуйся”, а кондаки – “Аллилуйя” (на еврейском – “хвалите Бога”).

При этом икосы заканчиваются тем же припевом, что и первый кондак, а все остальные кондаки — припевом «Аллилуия».

Тропарь у истоков христианской гимнографии

Появившийся в ряду христианских церковных песен тропарь в IV веке был лишь припевом к другим песням литургии. Тропарь — это вид церковной песни, который сочиняли люди, его текст не взяли со страниц Библии. Сочиняли тропари и святые, их тексты появлялись по Божественному благословению. Ближе к V веку тропарь приобрел свое современное значение. Теософические гимны прежде выполняли функцию тропаря. Сейчас Церковь не сохранила их. На тропари того времени влияла культура Греции и Ближнего Востока. У самых истоков христианской гимнографии стояли, скорее, теософические гимны, которые пели с I по III век. Изначально часть литургии, рассказывающую о жизни святого не «пели» в привычном нам понимании слова, они даже не всегда были рифмованы.

Считается, что Родина современного тропаря — Византия. Первое упоминание о тропарях мы встречаем в Уставе Константинопольской Церкви.  Ритмически тропарь «подстраивался» под кондак, ударения в тропаре расставлялись, как правило, по смыслу. Под влиянием преподобного Ефрема Сирина основным в тропаре было именно словесное ударение. В IV-V веке тропарь стал сопровождаться «гласом» — музыкой.

В России тропари имеют настолько древнюю историю, что находятся археологами на берестяных грамотах. Об этой находке 2010 года рассказывал на своих лекциях академик Андрей Зализняк.

Самый известный древний тропарь — «Свете тихий». А самый известный древний гимнограф — Феодор Крестьянин.

Первый тропарь

Автором первого тропаря считают Романа Сладкопевца. Роман Сладкопевец был одним из диаконов греческой церкви. Он не только не был выдающимся служителем Церкви, но в свое время вызывал даже насмешки. Только Патриарх Евфимий благоволил скромному юноше. Несмотря на благочестивую добродеятельную жизнь, он плохо пел на клиросе. Однажды для насмешки его вытолкнули на амвон и вынудили петь. Это был позор. Святой Роман, вернувшись к себе, молился Богородице, рассказывая о том, что с ним произошло. И Богородица явилась к нему, как когда-то являлась пророку Иезекиилю и Иоанну Богослову. Она велела съесть свиток, после чего святой Роман Сладкопевец не только стал обладателем прекрасного музыкального слуха и голоса, но и получил дар слагать церковные песни. Когда его снова вытолкали на амвон, он запел собственно сочиненный гимн чудесным сладким голосом, чем поразил всех присутствующих. Кондак Рождества, авторства святого Романа Сладкопевца стал неотъемлемой частью богослужения. В те времена поэтов равных Роману Сладкопевцу не было. К нему обращаются в молитвах те, кто хочет научиться пению. Его тропари — до сих пор являются образцом христианской гимнографии.

Советуем изучить  Какая она, христианская любовь?

Роман Следкопевец в итоге стал учителем церковного пения.

Читаем каноны и акафисты дома

Как мы уже видели выше, каноны и акафисты являются неотъемлемой частью храмового богослужения. Однако весьма душеполезно читать их и дома, — келейно. В частности, каноны Иисусу Христу, Пресвятой Богородице и Ангелу-Хранителю вместе с каноном ко святому Причащению, — входят в обязательное домашнее молитвенное правило христианина во время подготовки ко Причастию. Иногда к нему также добавляют акафист Иисусу Сладчайшему.

Домашняя (келейная) молитва

Православным, желающим взять на себя дополнительный молитвенный подвиг, по благословению духовника можно читать и другие каноны и акафисты. Однако тут следует быть осторожным, чтобы не возникло духовной гордости, а также чтобы после взятого на себя самочинно несоразмерного молитвенного труда не наступило духовное охлаждение, когда всякая молитва оставляется вообще. На этом претыкались многие новоначальные «подвижники». Святые отцы учат, что лучше молиться понемногу, но постоянно, нежели сразу нагрузить себя неподъемным молитвенным правилом, а когда Божия Благодать на время отойдет от тебя — бросить читать даже и обязательные молитвы.

История возникновения

Кондак в переводе из греческого языка означает небольшую песню, воспевающую Господа, Матерь Божию или одного из святых. Вначале кондаком называли кусочек пергаментной бумаги, содержащий запись церковных песнопений. Сегодня – это благодарность верующих, переведенная в звуки.

Но не сразу кондак из нот превратился в хвалебную оду. Некогда святой Роман Сладкопевец служил дьяконом, затем псаломщиком в соборе. Все попытки улучшить положение оставались без внимания. Однажды, усердно молясь о помощи, он обратился к Пресвятой Богородице. Ночью она пришла к нему во сне, принесла свиток и велела его проглотить.

Проснувшись утром, Роман почувствовал прилив сил и невероятное желание передать свое настроение посредством звуков. Так возник знаменитый кондак, рассказывающий о Рождестве Христовом

Важное событие, которое сочетает молитву и мелодические обороты, подтверждает свою значимость в жизни людей, пришедших к Господу Богу

Кондак в древности был намного объемнее по количеству слов. 20–30 строф, взаимосвязанных между собой, постепенно приводили к главной теме. Первые буквы строк выстраивались в акростих, подчеркивая главную мысль всего кондака. Это было поэтическое произведение, самостоятельное и цельное.

Сейчас кондак – это одна строфа, являющаяся частью канона. Он исполняется на литургии и во время вечерней службы. За ним следует икос (в переводе с греческого языка – «дом»)

Это одновременное песнопение и прославление святого или важного церковного события. Кондак и икос – составляющие акафиста

Тропарь и кондак: обиход

Тропарь и кондак Рождеству
Богородицы сегодня поются в большинстве случаев на обиходный четвертый глас,
мелодия которого хорошо знакома всем, кто регулярно посещает богослужения.

Тропарь

Кондак

Перевод на современный русский
язык:

Тропарь

Кондак

Однако даже одинаковая гармонизация звука у разных хоров может сильно отличаться по характеру и настроению. В качестве примера можно привести пение тропаря и кондака Мужским хором Минской духовной семинарии, а также хором сестер Рождество-Богородичного Александровского женского монастыря.

Степан Дегтярев (1766–1813) — русский композитор и дирижер

Кроме обиходного
гласового исполнения тропаря и кондака существуют и авторские варианты
гармонизации, возникшие еще до появления партесного обихода и напоминающие по
своей стилистике западное итальянское пение.

Например, тропарь Рождества Богородицы в обработке Степана Дегтярева. Степан Дегтярев — русский композитор второй половины XVIII века, современник Дмитрия Бортнянского.

В качестве образцов совершенно иного звучания тропаря и кондака можно привести примеры дошедшего до нашего времени традиционного пения. Это запись старообрядческого хора поморского согласия.

Киккский монастырь Кипрской Православной Церкви

И в заключение — тропарь Рождеству Богородицы византийского распева в исполнении певчих Киккского монастыря, расположенного на Кипре.

Все эти примеры — образцы храмового пения, предназначенные для богослужения. Мелодии задостойника, тропарей и кондака звучат строго и сдержанно даже в пышных гармонизациях

Их задача — помочь человеку сосредоточить внимание на слове, а не предаваться эмоциям

Все песнопения одним альбомом можно послушать здесь

Чем отличается кондак от икоса и что такое акафист?

Что такое ирмос?
Словом кондак (греч. κόντάκιον) сперва называли свертки пергамента с записями церковных песнопений; потом – краткую церковную песнь, заключающую в себе похвалу Господу Богу, Матери Божией или святому. Иногда кондак передает главное содержание церковного праздника. Название его связано с событием в жизни святого Романа Сладкопевца. Он был родом из Сирии, служил диаконом в Бейруте.

При императоре Анастасии I (491–518) прибыл в Константинополь, где со временем стал служить псаломщиком в кафедральном соборе Святой Софии. Сначала он ничем не выдавался. Отсутствие успехов его очень огорчало. Он горячо молился Пресвятой Богородице. Однажды после такой молитвы он увидел во сне Пресвятую Богородицу, Которая вручила ему свиток и велела его проглотить. Проснувшись и почувствовав вдохновение, он спел свой знаменитый кондак праздника Рождества Христова: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог».

Икос (греч. oikos – дом) более пространно передает содержание кондака. Кондак намечает тему, а икос ее развивает. Икос, в отличие от кондака, содержит особый припев (рефрен) и хайретизмы (от греч. радуйся) – приветствия «Радуйся», воспевающие того, кому посвящен акафист.

Икос и кондак сходны по содержанию и одинаковы по изложению. Разница между ними та, что кондак короче, а икос пространнее: кондак – тема, а икос – развитие её. Посему икос всегда читается после кондака, и никогда не читается один.

Сходны эти песнопения и по внешнему виду: они написаны одним размером, большею частью оканчиваются одними и теми же словами и поются на один глас. Относительно размера, изложения и гласа кондак и икос не служат образцом для других песнопений последования.

Акафист (греч. akathistos, от греческого а – отрицательная частица и kathizo – сажусь, гимн, при пении которого не сидят, «неседальная песнь») – особые хвалебные песнопения в честь Спасителя, Божией Матери или святых.

Акафисты состоят из 25 песен, которые расположены по порядку букв греческого алфавита: 13 кондаков и 12 икосов (“кондак” – краткая хвалебная песнь; “икос” – пространная песнь).

Икосы заканчиваются восклицанием “радуйся” а кондаки – “Аллилуйя” (на еврейском – “хвалите Бога”).

При этом икосы заканчиваются тем же припевом, что и первый кондак, а все остальные кондаки припевом аллилуия.

Первый из известных акафистов – акафист Пресвятой Богородице – написан в царствование императора Ираклия или, точнее, к 626 г., т.е. освобождению Константинополя от нашествия персов.

Оцените статью
Добавить комментарий