СОДЕРЖАНИЕ
0
0
15 августа 2020

О почитании икон

Довольно распространено заблуждение, что православные люди молятся иконам. Правильно говорить: молятся перед образами. Икона не идол, а образ Спасителя, Богородицы или кого-то из святых.

В первые века христианство было еще в некотором смысле во власти древнееврейской традиции, запрещавшей изображение (создание идола) Божества. Когда возник ислам, объявивший о своей борьбе с идолопоклонничеством, он стал одной из причин возникновения в высших кругах Константинополя некоего духовного кризиса, выразившегося в ереси иконоборчества.

Это было в VIII веке при императорах Льве Исавре и его сыне Константине с говорящим прозвищем Копроним. Они и приближенные к ним представители духовенства объявили почитание икон идолопоклонничеством и попытались запретить и уничтожить все иконы в империи. Ересь была преодолена, о чем нам ежегодно в первую неделю Великого поста напоминает праздник Торжества Православия.

Доводы иконобрцев основаны, прежде всего, на ветхозаветном запрете изображать Божество, в чем они видят создание кумира (идола). Это заблуждение. Поскольку Бог воплотился через Марию Деву и вочеловечился, как гласит символ веры, он приобрел земные черты, стал человеком, а, значит, Его стало возможно изобразить. В еще большей мере это касается Богородицы и святых.

Кроме того, православный христианин молится отнюдь не иконе – доске, покрытой левкасом и темперными красками – а образу, который на этой иконе запечатлен. Икона для него как окно в иной, горний мир, возможность сконцентрироваться на молитве, отрешится от всего суетного и земного. Не случайно иконы называли «Библией для неграмотных».

Рассматривая образа, узнавая их сюжеты, персонажей, не умевшие читать простые прихожане проникались молитвенным настроением, уходя от повседневности.

Тем не менее, в наши дни распространено немало суеверий, связанных с иконами, и, по сути, ставящими иконы в один ряд с идолами. Вот некоторые из них:

  • найти икону, лежащую на земле, опасно, она может быть причиной «порчи»;
  • если вдруг упала икона, стоявшая на домашней «божнице», то это знак того, что в доме кто-то скоро умрет;
  • иконы, находящиеся в автомобиле – оберег от аварии;
  • образки, отпечатанные типографским способом «безблагодатны».

Церковь не одобряет суеверий и поверий в этом роде, подчеркивая, что иконы – не амулеты, обладающие магической силой. В молитве на освящение иконы говорится:

В этих словах – вся суть православного отношения к иконам. Почитание икон диктует человеку и особое отношение к ним. В каждом православном доме должны быть образа. Но недопустимо размещать их на книжной полке среди книг, косметики, статуэток и прочего. Для икон должен быть обустроен домашний иконостас, перед которым может собраться вся семья.

Самое лучшее место для икон – комната, где люди собираются вместе и принимают пищу, но возможно поместить «Божницы» и в других комнатах.

Иконы нельзя пачкать, ломать их, использовать не по назначению. Если икона пришла в полную ветхость и ее никак нельзя восстановить, то ее следует сжечь, а пепел закопать в чистом месте, где-нибудь на природе. Переезжая в новое жилище, верующий в первую очередь заберет и иконы.

Иконописание за века своего существования стало одной из важнейших составляющих православия, наложившей свой отпечаток на все аспекты религиозной жизни нашего народа.

Каковы основные типы иконографии Спасителя?

Иконография Господа Иисуса Христа включает множество направлений, в том числе, связанных с Праздничным циклом (впрочем, иконография Праздников обычно рассматривается как самостоятельное направление иконописи).

В качестве основных иконографических типов Спасителя чаще всего выделяют пять: Спас Нерукотворный, Господь Вседержитель (Пантократор), Спас в силах, Спас Эмануил (Еммануил), Спас на престоле.

Согласно Преданию Церкви, иконы этого типа воспроизводят прижизненный образ Христа, явленный вследствие чуда.

История связывает это чудо со следующими событиями. Когда Едесский царь Авгарь, страдавший от неизлечимой болезни (проказы), узнал про совершаемые Христом чудеса, он послал к Нему своего живописца, Ананию, с тем, чтобы тот вручил Ему письмо с приглашением посетить город Едессу. Выслушав Ананию, Христос отказал Авгарю в личном посещении, однако не отказал в Своей милости. Омыв лицо и потребовав принести убрус (плат), Христос отёрся. В результате на ткани платка отпечатлелся Его Божественный лик. Через Ананию плат был передан царю Авгарю, после чего тот был исцелен.

Уверовав во Христа, Авгарь обратил к истинной вере своих подданных. Согласно его распоряжению, Нерукотворный Образ был размещён в нише над городскими воротами; он почитался как великая святыня. Когда один из потомков Авгаря, впав в грех идолопоклонства, захотел снять этот Образ, епископ Едесский, по наставлению свыше, тайно замуровал нишу, скрыв Образ за глиняной доской.

Со временем о местонахождении Образа забыли, но когда (около 545 года) Едессу осадило войско персидского царя Хозроя I, Небесная Владычица, явившись архиерею Евлалию (Евлавию), указала на Образ и повелела извлечь его из городской стены. Ниша была вскрыта, и к удивлению присутствующих помимо Нерукотворного Образа (на убрусе) был обнаружен ещё один, аналогичный ему, воспроизведенный на прикрывавшей его глиняной доске. По вознесении горожанами молитв к Богу и совершении Крестного хода (с Нерукотворным Образом) вражеское войско отступило, и город был избавлен от меча и позора.

Иконы «Спас Нерукотворный» в разных вариантах представляют лик Господа либо без намёка на плат, либо отображенным на плате (убрусе) или на черепице (чрепии). Два последних варианта определяются как «Спас на убрусе» и «Спас на чрепии» соответственно.

На изображениях этого иконографического типа Господь бывает представлен фронтально: в рост или в форме поясного изображения.

Его десница пишется сложенной в жесте благословения — в знак благословения всех людей на избавление от греха и стяжание Царства Небесного. В левой руке Искупителя воспроизводится раскрытое или закрытое Евангелие, либо свиток. Как Книга, так и свиток указывают на Евангельскую проповедь; с другой стороны Книга указывает на Книгу жизни.

Основная идея сюжета: Господь представлен в образе Всемогущего, Всевластного Царя (Пантократора, Вседержителя).

Характерной особенностью икон этого плана является то, что восседающий на престоле Спаситель изображается на фоне трех особых геометрических фигур: красного ромба (квадрата), вписанного в синий овал (круг, эллипс), который, в свою очередь, «наложен» на красный четырехугольник, в углах коего, выступающих из-за контура овала, расположены символы четырех Евангелистов, по одному в каждом углу (орёл — знак Иоанна, ангел — Матфея, телец — Луки, Лев — Марка).

Христос пишется благословляющим правой рукой, держащим в левой Книгу (символ Благовестия и Книги жизни)

Иконография этого сюжета отображает эсхатологический мотив, являя Мессию в величии Небесной славы, Таким, Каким Он явится при кончине веков, чтобы судить мир.

Отчасти сюжет заимствован из видения пророка Иезекииля, созерцавшего Господа, носимого ангельскими силами, представленными под образом таинственных животных (Иез.1:4-28).

Иконы этого направления представляют Христа в образе Отрока или Младенца — Эммануила, располагающегося не на руках Своей Матери, но отдельно. Имя Эммануил, озвученное через пророка Исаию, означает «С нами Бог» (Ис.7:14).

Иконографией этого вида с особой выразительностью оттеняется мысль о цели Пришествия Сына Божьего в мир — Спасении человека, призвании всех людей в Царство Божье.

Сюжет икон этого типа близок по содержанию сюжетам изображений «Господь Вседержитель». Христос предстает величественно и торжественно восседающим на престоле, как Царь Славы, Судья и Правитель мира.

Внешним отличием является то, что Евангелие располагается на колене Христа, и Сам Он изображается в полный рост.

Иконографическая справка

Иконография центрального образа, вероятно заменяющего собой более ранний, традиционна.
Порядок клейм:
1. Явление иконы Богоматери спящей отроковице Матроне
2. Матрона со своей матерью приходит к Казанскому воеводе и передает повеление Богоматери, полученное во сне
3. Матрона со своей матерью приходят к Казанскому архиепископу и передают повеление Богоматери, полученное во сне
4. Матрона, при стечении народа, собранного матерью, находит в земле икону, пресвитер Гермоген показывает народу обретенную икону
5. Моление народа перед новоявленной иконой
6. Чудо 1-е. Прозрение Иосифа
7. Чудо 2-е. Прозрение Никиты
8. Чудо 3-е. Исцеление болящего человека, приведенного к иконе своей женой из Вияжского града
9. Чудо 4-е. Прозрение ребенка, принесенного матерью
10. Чудо 5-е. Исцеление жены боярина Ивана Кузьминского, болевшей ногами
11. Чудо 6-е. Явление жене некоего поселянина иконы Богоматери наказание ее за ослушание и исцеление усохшей руки после исповеди архиепископу и молитвы к Богородице
12. Чудо 7-е. Исцеление болящего ногами Исаака, по молитве его матери к Богородице
13. Чудо 8-е. Исцеление Елены, болевшей очами, на пути в Казань
14. Чудо 9-е. Исцеление очей инока Иосифа
15. Чудо 10-е. Исцеление Козмы Окулова, исступленного умом
16. Чудо 11-е. Исцеление очей болящей Пелагеи
17. Чудо 12-е. Исцеление Трофима, болевшего очами и трясовицей
18. Чудо 13-е. Исцеление жены попа Ивана Домны, одержимой бесом
19. Чудо 14-е. Исцеление жены скорняка Дмитрия Домны и их дочери Неониллы; Чудо 16-е. Исцеление инока Арсения
20. Построение каменного собора во имя Богоматери Одигитрии в Казани

READ  Икона божией матери «утоли моя печали»

Древние иконы Николая Чудотворца

Назовем еще раз самые древние и прославленные иконы святителя Николая, сохранившиеся до наших дней.

Это икона святителя Николая – «круглая доска» (Новгородский музей), о которой шла речь выше.

Икона конца XII в. из Новодевичьего монастыря (ГТГ). Ее происхождение точно неизвестно, но в Новгороде она была знаменита, иначе не оказалась бы в Москве. В 1191 г. князь Ярослав Владимирович строит деревянную Никольскую церковь на Городище (об этом – в Новгородской 1-й летописи), возможно, что икона из Новодевичьего монастыря была первоначально предназначена для этой церкви.

Икона середины XIII в. из Духова монастыря (ГРМ). Надпись неизвестного времени, мало правдоподобная и удаленная при реставрации, сообщала, что икона привезена в 1500 г. «из Диких полей», т.е. из южнорусских степей.

Икона 1294 г. из Липенского монастыря (Новгородский музей). Икона связана, вероятно, с архиепископским покровительством монастырю и с заказом богатого новгородца Николы Васильевича. Значительная роль иконы в духовной жизни Новгорода подтверждается ее торжественным поновлением в 1556 г. .

Назовем в заключение центры почитания святителя в самой Москве и ее ближайших окрестностях по XV в. включительно:

1. Монастырь «Святого Николы Старого» в Китай-городе уже существовал в XIV в., был связан с митрополичьим домом и, вероятно, с Византией. В конце XV-XVI вв. в этом монастыре находился крупный центр иконописания. В середине XVI в. отдан греческому подворью. Главная монастырская икона не сохранилась.

2. Николо-Угрешский монастырь, основанный в XIV в. благоверным князем Димитрием Донским; оттуда происходит житийная икона святителя, исполненная в одной из видных московских мастерских. Это свидетельствует о значительной культурной роли Угрешского монастыря уже в XIV в.

3. В Кремле была какая-то церковь Николы Льняного, упоминающаяся под 1506 г. (по преданию, построена великим князем Иваном III).

Кроме того, в Москве существовало много посадских и монастырских церквей, посвященных святителю. Но ясно, что урочища, посвященные святителю Николаю, его особо чтимые иконы были в Москве не так многочисленны, как в Новгороде, ибо сама история Москвы была короче, а ее культурные традиции более ограничены. Государственные и церковно-политические обстоятельства возвышения Москвы способствовали привлечению в столицу святынь, связанных с именем великого угодника Божьего, и прежде всего его древних, особо почитаемых икон. Видимо, так появились в Москве икона Николы – «круглая доска» (в 1502 г.) и иконы для Новодевичьего монастыря (в 1514 или 1524-1525 гг.)

В период правления Ивана IV, в 1555 г., в Успенский собор Московского Кремля привозят икону Николы Великорецкого из Вятки, ее поновляет сам Митрополит Макарий, а затем в честь нее основывают придел Покровского собора на Рву. В это же время расписывают и заново освящают церковь Святителя Николая Гостунского. Летом 1553 г., когда у митрополита шел спор с еретиками (отрицавшими святость святителя Николая), вмешался сам святитель: от иконы Николы Гостунского произошло исцеление, наглядно показавшее лживость еретиков (Никоновская летопись).

В XVI в. в Москве была проведена огромная работа по подготовке различных текстов Жития святителя Николая для декабрьского тома Четьих Миней Митрополита Макария, создание иллюстрированного Жития святителя Николая (т. н. Егорьевский сборник) . К этому времени относится появление житийных икон святителя с большим количеством разнообразных клейм.

Ни в одной из стран православного мира образ святителя Николая не получил такой популярности, как на Руси. Причины этого – как в особой многогранности его служения (он – святитель, пастырь, опора Церкви, борец с ересью; он – покровитель властителей, князей, он – защитник бедных, заступник всех, попавших в несчастье), так и в особом созвучии его подвига (не ждал, когда его позовут, – сам спешил на помощь) характеру русского народа.

Протоиерей Николай Погребняк

Стилистическая справка

Богоматерь Казанская» — одна из самых почитаемых в России икон. Чудотворный образ был обретен 8 июля 1579 г. в городе Казани, в земле на пепелище дома стрельца Данилы Онучина, его дочерью Матроной. Вскоре список с него и краткое описание чудес были посланы в Москву царю Иоанну Грозному, по повелению которого на месте явления основали девичий монастырь. К освящению в 1595 г. каменного монастырского храма Богоматери Одигитрии была закончена «Повесть о явлении и чудесах иконы», написанная казанским митрополитом, впоследствии патриархом Гермогеном, участником события обретения святыни. Служба иконе напечатана в Казани вскоре после ее явления (Турилов, 1984. С. 11).
Явленный чудотворный образ, находившийся в девичьем Казанском монастыре, был похищен в 1904 г.
Икона особо почиталась династией Романовых. В 1613 г. царь Михаил Федорович повелел учредить празднование ей, кроме дня явления 8 июля, еще и 22 октября — как защитнице и помощнице в избавлении России от польско-литовских интервентов. В царствование Алексея Михайловича установлено общерусское празднование иконе.

Икона Святой Елены в чём помогает

Икона Святой Елены – это величайшая реликвия в истории православия. Она – часть прошлого, которая пришла в будущее, дабы остаться в нём на века, превратившись в один из самых почитаемых образов. В ней – душа народа, его боль и страдания, тяжёлые периоды становления и вера, которая, пройдя длинный и сложный путь, стала символом всего христианства.

Икона Елена Равноапостольная

Мать римского императора Константина Елену, как и его самого, можно назвать самыми выдающимися личностями в истории православия всех столетий, которые были канонизированы как равноапостолы.

Они издавна изображались на иконах как люди, которые способствовали укреплению христианства. Елена помогала верным христианам вернуть их реликвии и святыни, помогала в строительстве храмов и церквей. Но более всего она прославилась своими праведными подвигами в имя Христа. И главный из них – Воздвижение Креста Господня.

Икона Святая Елена, значение, в чём помогает

Истинное значение этого лика в том, что каждый верующий, обратившийся к нему, не только находит помощь и спасение, но и укрепляет свою веру, так, как это делала Елена. Святой образ учит тому, что каждый, кто верует в Господа, должен свято нести его дело и почитать его.

READ  Молитвы утренние (без толкований)

На лике Елена изображена со своим сыном Константином, где каждый из них поддерживает одной рукой Крест. Это символ поддержки и помощи в возрождении христианства и знак того, что оно будет существовать всегда, пока есть люди, которые своею верою и праведными делами несут его в своих сердцах, как несут слово Божье, а оно – вечно на земле.

В чем помогает Икона Святой Елены

Наряду со многими православными иконами лик имеет огромную чудодейственную силу и отличается тем, что люди, изображённые на нём, обрели святость и стали почитаемыми среди людей, благодаря своим помыслам и делам, а значит – имели высокую духовную культуру, равной которой не было. Это великий христианский пример того, как праведное дело во имя Всевышнего, становится дорогой к вечной жизни, ибо вера для человека – это всё: его сила, любовь, верность и покаяние.

К иконе и сегодня приходят тысячи христиан, дабы возвести свои молитвы в прошение помощи и обрести силу для борьбы и становления. Лик помогает в таких делах и жизненных ситуациях:

улучшение материального благополучия;
начало нового важного дела;
продвижение по службе, в карьере;
успех на политической арене.

Кроме этого, образ является священным покровителем семье и всего, что связано с ней. Именно поэтому к нему часто обращаются с молитвами о сохранении семейного очага, воспитании детей (даже об их рождении – лечение бесплодия), урегулировании конфликтов, возрождении понимания, доверия, любви.

Также образ является очень почитаемым среди работников сельского хозяйства и простых христиан, работающих на земле. Считается, что она помогает повысить урожай и плодородие, что, в свою очередь, принесёт благополучие всем, кто работал во благо.

Велика её помощь в исцелении недугов и укреплении физического здоровья, которое неразрывно связано с духовным, ибо человек, желающий излечить тело, должен начать с души. И здесь главное – вера, вечная и непоколебимая. Только она – единственно верная дорога к Божьей благодати.

Обращаются за покровительством к Святой такими словами:

О предивнии и всехвальнии царие, святии равноапостольнии Константине и Елено! К вам, теплым заступником, возносим наши недостойныя молитвы, яко велие имате дерзновение ко Господу. Испросите у Него мир Церкви и всему миру благоденствие, начальником мудрость, пастырем попечение о пастве, пасомым смирение, старцем желанное упокоение, мужем крепость, женам благолепие, девственником чистоту, детям послушание, младенцем христианское воспитание, больным исцеление, враждующим примирение, обидимым терпение, обидящим страх Божий. Приходящим в храм сей и молящимся в нем святое благословение и всем вся по коегождо прошению полезная, да хвалим и поем Благодетеля всех Бога в Троице славимаго Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Икона Равноапостольной царицы Елены – это настоящий шедевр христианства, значение которого преувеличить невозможно. Она не только помогает, спасает и даёт надежду, она учит каждого праведной жизни, ибо только в помыслах и делах человека кроется его будущее

Важно всегда помнить о том, что вера, которую дарует Господь, должна быть приумножена и разделена между другими; нужно понимать то, что только верное дело, направленное на благо и подкреплённое Божьей благодатью, будет иметь тот результат, к которому стремится каждый христианин

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео о житие Святой Елены:

Что общего и что отличного между иконой и картиной?

Икона, как и картина, является предметом художественного творчества человека. Как и написание картины, написание иконы требует использования определенных художественных методов и приёмов, художественного мастерства.

Между тем, икона отличается от картины по существу. Прежде всего нужно отметить, что икона представляет особую сферу человеческого бытия — духовно-религиозную, имеет особые функции, особое предназначение.

Картина может отображать как действительный, так и вымышленный, воображаемый мир. Икона же — только действительный, однако в отличие от картины она являет его не с точки зрения живописца, а с опорой на Откровение Божье.

Мир, отображаемый на иконе, это не только, и даже не столько мир привычного для грешников земного бытия, сколько мир инобытия. Представляя даже и земной, видимый, чувственный мир, икона обнаруживает его таким, каким он видится со стороны святых: как объект Божьего Творения и Попечения; как арена духовной борьбы сил Добра и зла. Вместе с тем иконы представляют нам и мир горний, и мир дольний.

Даже если речь идёт о религиозных картинах, где могут отображаться идеи, присущие Православной иконографии, эти картины, будучи независимыми от требований церковных канонов, несут на себе печать индивидуализма их авторов, след частного, субъективного мироощущения и связанных с этой частностью авторских ошибок, фантазий, мечтаний (в данном отношении разницу между иконами и картинами можно сопоставить с той разницей, какая прослеживается между церковной и вне-церковной религиозно-философской литературой).

Цель иконы — способствовать единению человека и Бога. Конечно, в какой-то мере картина тоже может служить этой цели, например, благотворно воздействуя на эстетическое и даже религиозное чувство и тем способствуя нравственному преображению личности. Однако, это относится далеко не ко всем образцам живописного искусства. Достаточно часто картины, даже и принадлежащие к области высокого творчества, возбуждают в человеке те чувства, с которыми совершенно не мирится понятие о христианской добродетельности, чистоте.

В отличие от картин, отображающих действительность с той или иной степенью конкретности, икона — глубоко символична; причём, как правило, эти символы понятны и доступны всем внимательным, образованным верующим. Образы же символических картин нередко бывают понятными только для их авторов.

Наконец, икона служит окном в горний мир. Благоговейно взирая на образ Божий или Его святого, отмеченный на иконе, христианин духовно возносится к Самому Первообразу; молясь перед ликом изображенного, он реально соединяется духовною связью с Самим изображенным, Богом или Его святым; а Бог, или Его святой, реально слышит молитву, реально отвечает на просьбу молящегося (по мере веры и в меру уместности).

Картина не имеет такого значения и предназначения. Более того, ложное картинное изображение Бога способствует формированию у доверчивого зрителя ложного о Нём впечатления, что может привести к созданию в душе некоего воображаемого идола.

Икона Николая Чудотворца. Почитание на Руси

На Русь почитание святителя приходит вскоре после ее Крещения, а в XI в. распространяется повсеместно. Праздник в честь перенесения мощей святителя Николая (9 мая) был установлен у нас уже через десять лет после перенесения мощей, в 1097 г., очевидно, святителем Ефремом (+ ок. 1098). В это же время была составлена служба и первые русские жития святителя. Отметим, что первые иконы Николая Чудотворца на Руси появляются еще до перенесения мощей. Из известных на Руси изображений самое раннее – в росписях Святой Софии в Киеве (середина XI в.).

В Византии иконография святителя складывается в Х-XI вв. (мозаика Константинопольского собора Святой Софии), хотя древнейшее его изображение – фреска в церкви Санта Мария Антиква в Риме – относится к VIII веку.

Представляет интерес фреска начала XII в. из Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (в настоящее время она в Третьяковской галерее): святитель изображен в рост, с благословляющей десницей и раскрытым Евангелием в левой руке; это – первое известное изображение угодника Божьего Николая Чудотворца с раскрытым Евангелием.

Другой древнейший иконографический тип святителя Николая – поясной, с закрытым Евангелием на левой руке; в Византии он получил распространение в XI-XIII вв. Самый ранний (XI в.) такой образ – в монастыре святой Екатерины на Синае. Древнейшая из сохранившихся русских икон этого типа находилась в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря; она происходит из Новгорода и относится к концу XII в. В Москву из Новгорода ее вместе с Ярославской иконой Божией Матери привез царь Иван Грозный. В 30-е гг. ХХ в., после закрытия Новодевичьего монастыря, икона попала в Исторический музей, а затем и в Третьяковскую галерею. Была еще одна, даже более древняя (XII в.), икона такого типа, мозаичная; хранилась она в музее Киевской Духовной Академии, но во время Великой Отечественной войны бесследно пропала.

READ  Православные молитвы от сглаза и порчи

Заслуживают внимания изображения на полях иконы из Смоленского собора: в центральной части верхнего поля изображен Престол уготованный, Этимасия; по сторонам – поясные изображения Косьмы и Дамиана. На боковых полях – попарно три ряда святых (в рост): вверху святые страстотерпцы Борис и Глеб; в руках они держат мученические кресты и мечи в ножнах. В средней части боковых полей, также в рост, изображены мученики Флор и Лавр. В нижнем ряду на боковых полях, а также на нижнем поле – святые жены-мученицы; как и мученики в верхней части иконы, это чтимые святые Новгородской земли. В рост изображены преподобномученица Евдокия и, по-видимому, Домна, а в самом низу – оплечные Параскева и Фотиния .

Для новгородских икон этого времени изображения Уготованного престола и чтимых святых на полях типичны. Надпись (правда, более поздняя, чем сама икона, сделанная при поновлении иконы во времена все того же Ивана Грозного) на нижнем поле другой известной Новгородской иконы конца XIII в., «Николы Липенского», содержит такое молитвенное обращение: «О великий святителю отче Николае, своею святою молитвою призри притекающих к честному твоему образу, заступи и избави от всякого зла и исполни прошения сердец их, а поставившему и обновившему сию икону мзду подаждь и в сии веце, и в будущии, и услыши их на всяком месте призывающих тя и просящих от тебе милости:» Текст надписи в несколько измененном виде приводится в Новгородской третьей летописи под 1294 годом .

Новгородская икона Николая Чудотворца из Свято-Духова монастыря, находящаяся ныне в Государственном Русском музее, датируется серединой XIII в., хотя первые упоминания об обители относятся к 1162 г. (в Новгородской первой летописи). В медальонах и на полях – чтимые в Новгороде святые.

О том, как писались иконы

Православной традиции известны сотни вариантов изображений Богородицы. Откуда же иконописцы, жившие задолго после земной жизни Христа, могли узнать, как она выглядит? Об этом писали церковные историки.

Внешний вид Пречистой полностью отражал ее духовную чистоту: говорила она с осмотрительностью, голосом ровным и приятным, ей были чужды гнев и возмущение. В очах ее светилось смирение, сердце помышляло лишь о Боге, стремилось к Нему днем и ночью. Среднего роста, с темными глазами, лицо слегка вытянутое, продолговатый нос и цветущие губы, длинные пальцы рук. Но главное, что отмечают все авторы — Мария была воистину живым вместилищем Духа Святого, Божественным чертогом, градом Божиим.

Иконы Богородицы призваны, прежде всего, не отразить портретное сходство, но описать в красках ее роль в богословии христианства, высокую миссию в деле спасения людей от вечного проклятия. И уж тем более они не предназначены для исполнения тех или иных желаний людских. Об этом следует помнить, приобретая очередную святыню.

Пречистая Дева Мария, в основном, пишется в одинаковых одеждах:

  • омофор — широкая четырехугольная накидка, закрывающая плечи и голову, их носили замужние женщины в Иудее, обычно пурпурного цвета;
  • туника — удлиненное платье с длинным рукавом, синего цвета.

Мафорий украшается тремя звездами, они символизируют приснодевство Марии: до рождества, после рождества и во время рождения Христа. Поручи, как у духовенства, обозначают служение Христу.

Иконы Божией Матери наиболее почитаемые в Православии, их названия, краткую историю, описание композиции и богословское значение вы найдете ниже.

Стилистическая справка

К псковской иконописи середины — второй половины XVI в. данная икона была отнесена Н. А. Барской. На псковское происхождение указывают характерный для Пскова колорит: сумрачный, при обилии белого цвета, построенный на сочетании тонально сгармонированных контрастных, темных и насыщенных цветов, излюбленные псковичами цветовые сочетания темно-зеленого с розово-красным и оранжевого с голубым, а также характерные оттенки коричневого, темно-синего, оливкового, плохо кроющего серо-голубого. Близок псковским памятникам способ изображения темных активно окрашенных горок с контрастными по цвету мелкими острыми лещадками и круглыми пяточками. Псковская традиция проявляется и в живописи личного. Выявляя строение лика, мастер сохраняет свойственную именно псковской культуре живописную моделировку, используя вольно темную карнацию. Местный тип сохраняется в аскетических ликах с круглыми подбородками и длинными носами с характерным «крючком» на кончике. Близкими примерами могут служить: «Богоматерь Тихвинская с Акафистом» первой четверти XVI в. в Псковом музее, «Сошествие во ад» первой полоны XVI в. в Псковском музее, «Четырехчастная» 1547 г. из Благовещенского собора Московского Кремля. Палаты с разнообразными усложненными навершиями восходят к произведениям макарьевской мастерской, однако многие из этих фантастических форм получают широкое распространение и в псковских памятниках этого времени. Особенно излюбленным становится мотив полукруглых стен, соединяющих здания по сторонам композиции, с башенками или зубцом в центре. Вводятся формы реальной псковской церковной архитектуры, такие, как звонницы со сквозными проемами, например в иконах: «Никола с житием» второй половины XVI в.; праздничный ряд из церкви Николы со Усохи в Псковском музее.Общерусскому стилю середины 16 века соответствуют сложные архитектурные фоны, линейная проработка деталей, лаконизм композиции данного памятника.
Использование контрастных цветов, их локальность, графичность живописи указывают на создание киота в середине — третьей четверти XVI века. Псковская традиция проявляется в типе ликов, особенностях карнации и своеобразном колорите, в котором использованы характерные красочные сочетания темно-зеленого с розово-красным и оранжевого с голубым, а также оттенки коричневого, темно-синего, оливкового и серо-голубого цветов. Аналогичная красочная гамма характерна для живописи праздников из иконостаса церкви Николы со Усохи середины XVI века. Палаты с усложненными навершиями типологически восходят к иконам и миниатюрам мастерской митрополита Макария. Особенно излюбленным в псковской иконописи становится мотив полукруглой стены с башенкой в центре, соединяющей здания по сторонам композиции. В изображения палат вводятся формы реальной псковской церковной архитектуры (звонницы со сквозными арочными проемами на крышах храмов).

Богоматерь с тремя руками

Тип образа Богоматери — Одигитрия, «Путеводительница». Правая рука младенца Иисуса благословляет, левая — держит свиток. У Богоматери на одной руке сын, вторая указывает на него, а третья — просто лежит. Технически говоря, это рука не Марии, а преподобного Иоанна Дамаскина. После долгой молитвы Богоматерь вернула Иоанну отсеченную несправедливо (но это длинная история) кисть руки, а в благодарность тот прикрепил к иконе Богоматери в районе живота изваяние руки из серебра. Кстати, традиция эта вполне себе античная: больные несли в асклепионы — храмы бога Асклепия — мраморные ноги, золотые уши и вотивы.

Позже икона, прозванная «Троеручицей», оказалась в Хилендарском монастыре на Афоне и даже одно время работала там игуменом. Копии с нее — списки — стали распространяться по православному миру, но в традиции постепенно третья рука от элемента оклада мигрировала в рисунок и стала частью самой Богоматери, укрытой тем же мафорием.

Комментировать
0
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно