Агапэ в семье
Христианская любовь позволяет воспитывать в себе настоящую ответственность, а также чувство долга. Только при наличии данных качеств оказывается возможным преодолеть многие трудности взаимоотношений между людьми. Семья – это среда, в которой личность может полностью проявиться как в положительном смысле, так и в отрицательном. Поэтому христианская любовь как основа семейной жизни – это не просто чувство к иллюзорному человеку, образ которого еще до заключения брака создает воображение или же и сам партнер (пуская в ход всевозможные актерские таланты).
Высшее чувство, любовь-агапэ, позволяет принимать другого в его истинном обличье. Семья представляет собой такой организм, в котором те личности, которые изначально были друг другу чужды, должны в конечном счете стать единым целым. Любовь в христианском понимании по своей сути противоположна расхожему мнению о существовании «вторых половинок». Напротив, в христианском браке люди не боятся смотреть в глаза своим недостаткам и прощать недостатки другого. В конечном счете это приводит к истинному пониманию.
Основа христианства
Любовь представляет собой основу христианской жизни. Повседневный быт каждого последователя Христа наполнен этим великим даром. Про христианскую любовь пишет апостол Иоанн Богослов:
Подобная любовь является даром Духа Святого. Это тот дар, без которого невозможна ни христианская жизнь, ни вера. Божественная любовь позволяет создать Церковь как единое существование людских душ по образу Нераздельной Троицы. Церковь, пишут святые отцы, представляет собой образ Троицы. Дар Господней любви позволяет создать внутреннюю сторону Церкви как мистического Тела Христа. Про христианскую любовь сказано многое. Обобщая, можно сказать: она является основой жизни не только христианина. Как духовная сущность, любовь также является и душой жизни всего сущего. Без любви ум мертв, и даже праведность внушает страх. Настоящая христианская праведность заключается в милости. Сострадание, милосердие и истинная любовь пронизывает все деяния Христа, начиная от Его Воплощения и до Крестной смерти.
Семья – малая Церковь
Помочь семье стать малой Церковью — вот наша главная задача.
И в современном мире слово о семье, как о малой Церкви, должно прозвучать громко. Цель брака – это воплощение христианской любви. Это место, где человек присутствует по-настоящему и до конца. И реализует себя как христианин в своем жертвенном отношении друг другу. Пятая глава Послания апостола Павла к Ефесянам, которая читается на Венчании, содержит образ христианской семьи, на который мы ориентируемся.
У о. Владимира Воробьева есть замечательная мысль: семья имеет свое начало на земле и имеет свое вечное продолжение в Царствии Небесном. Вот ради чего создается семья. Чтобы двое, став единым существом, это единство перенесли в вечность. И малая Церковь и Небесная стали едиными.
Семья – это выражение антропологически заложенной в человеке церковности. В ней реализуется осуществление Церкви, заложенное Богом в человеке. Преодоление, выстраивание себя по образу и подобию Божию — очень серьезный духовный аскетический путь. Об этом надо нам очень много и серьезно говорить с приходом, юноше с девушкой, друг с другом.
А сведение семьи к стереотипам надо разрушать. И я считаю, что многодетная семья – это хорошо. Но каждому по силам его. И оно не должно приводиться в исполнение ни духовническим руководством, ни какими-то соборными решениями. Деторождение есть исключительно исполнение Любви. Дети, брачные супружеские отношения – это то, что наполняет семью любовью и восполняет ее как некое оскудение.
Популярное за 7 дней
Грядет Рождественский пост. Как правильно подготовиться к нему?
24.11.21 12:40
Умер близкий человек, родственники настаивают на застолье с алкоголем. Как правильно помянуть и что делать?
29.11.21 17:17
Удивительные натюрморты Амброзиуса Босхарта
25.11.21 15:07
Если ваша постная пища стоит дороже скоромной — вы не поститесь
29.11.21 21:43
Митр. Антоний (Паканич): Как бороться с одной из самых опасных страстей?
29.11.21 14:26
Митр. Антоний (Паканич): Трудно представить что-то более отталкивающее людей от Церкви, чем недостойное поведение духовенства и верующих
26.11.21 15:17
Как избавиться от рассеянности на молитве?
25.11.21 15:32
24 ноября — день памяти великомученика Мины Котуанского (Фригийского)
24.11.21 08:46
Оправдание для духовных лентяев, или Несостоятельность теории реинкарнации
24.11.21 11:16
Митрополит Запорожский Лука приглашает на онлайн-встречу
26.11.21 16:50
Любовь к себе полезна?
Возлюбить как самого себя. А любим ли мы себя и в чём это выражается? Мы часто слышим о том, как греховны эгоизм и самолюбование. Чем они отличаются от христианской любви к себе, из которой произрастает любовь к ближним?
— Любовь к себе означает заботу о собственной душе, избавление её от грехов, стремление к её спасению. Борьба с унынием, гневом и дурными страстями подобает христианину.
— Любовь к себе подразумевает внимание к собственному здоровью, потому что тело также создание Бога и жилище души. Человек избегает дурных привычек, не занимается саморазрушением: пьянством, наркоманией, блудом. — Любовь к себе означает развитие своих талантов, дарованных Богом
Созидательный труд во благо. Создание семьи, чтобы продолжить свой род. Или монашеское стремление к святости
— Любовь к себе означает развитие своих талантов, дарованных Богом. Созидательный труд во благо. Создание семьи, чтобы продолжить свой род. Или монашеское стремление к святости.
Говорит протоиерей Вячеслав Брегеда:— Святые отцы поучают о том, что наша плоть – это как ослик, на котором мы едем. Если ослика не кормить, то он не поедет. К себе надо относиться так, чтобы не допустить создания «самоидола», чтобы человек не чувствовал себя центром Вселенной. Любить самого себя – это, прежде всего, знать самого себя. Познай самого себя – познаешь и мир! А чтобы любить себя, надо знать свои собственные немощи, надо увидеть самого себя таким, какой ты есть, и самому себе помочь. Самого себя любить – это как самого себя спасти, вытащить, бывает это очень трудно сделать. Но в этом есть стремление и желание прийти к Богу. Так и вы старайтесь, вникайте в себя, научитесь видеть свои немощи и страсти, боритесь с ними и угождайте Богу.
Эгоизм, напротив, приводит к потаканию своим слабостям и страстям, что приводит, в том числе, к суициду.
Как мужу и жене на практике осуществить такую христианскую взаимопомощь в деле спасения?
Прямым указанием на способ осуществления христианской любви в браке можно считать слова апостола Павла …Носи́те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (1 Гал 6:2). Эта фраза звучит в тексте Нового Завета не просто как некое благое пожелание, но как заповедь, не исполнив которую, человек не может считать себя христианином. И, конечно же, речь здесь идет не о помощи друг другу в переноске тяжестей. Святитель Феодорит Кирский так поясняет эти слова: «Один недостаток имеешь ты, а другого не имеешь. Он же, напротив, не имеет недостатка, какой имеешь ты, но имеет другой. Ты перенеси его недостаток, а он пусть переносит твой. Таким образом исполняется закон любви. Ибо любовь назвал Апостол законом Христовым».
Однако такое великодушное и участливое терпение недостатков друг друга вовсе не означает благодушного попустительства греху. Ведь если на твоих глазах любимый человек губит свою душу, развивая в себе какую-либо страсть, если он грешит день за днем, а ты не останавливаешь его, оправдывая себя апостольским словом о терпении тягот, тогда ты содействуешь не спасению его, а погибели.
Первое признание в любви
В Библии мы видим христианский образ любви и брака.
Здесь мы встречаем первое признание в любви: Адам говорит Еве: кость от костей моих и плоть от плоти. Вдумайтесь, как это прекрасно звучит.
В самом чине венчания сначала говорится о помощи друг другу, а потом только восприятие рода человеческого: «Боже святой, создавший из праха человека, и из ребра его образовавший жену, и сочетавший с ним помощника, соответственного ему, ибо так угодно было Твоему Величеству, чтобы не одному быть человеку на земле». И потому многодетность тоже не является целью. Если семье задать такую задачу: обязательно воспроизводить и воспроизводить, то может возникнуть искажение брака. Семьи не резиновые, люди не бесконечные, у каждого свой ресурс. Нельзя ставить такую колоссальную задачу, чтобы Церковь решала демографические вопросы государства. У Церкви другие задачи.
Всякая идеология, которая вносится в семью, в Церковь — страшно губительна. Она всегда сужает ее до каких-то сектантских представлений.
Обыденный подвиг семейной жизни
Таинство, в котором Сам Бог благословляет мужчину и женщину, обычно называют венчанием. Нужно заметить, что слова «венчание» и «венец» являются однокоренными. Но в таком случае о каких венцах идет речь? Святые отцы подчеркивают: о венцах мученических. Требования Господа в отношении семейных обязанностей (например, запрет на развод) казались апостолам настолько тяжелыми, что некоторые из них в сердцах восклицали: если настолько строги обязанности человека по отношению к супруге, то лучше и не жениться вовсе. Однако христианский опыт показывает, что истинную радость могут принести не простые вещи, а те, ради которых стоит потрудиться.
А что на практике
Как часто бывает, о духовных вещах проще рассказывать, чем делать. Как в реальной жизни любить ближнего? А если этот ближний — сосед по лестничной клетке, алкоголик и дебошир? Его тоже нужно любить? А бомжа у подъезда, собирающего бутылки и разговаривающего матом — тоже?
Нужно понимать, что любовь — это далеко не всегда то приятное чувство в душе, которое мы испытываем, например, к мужу или детям. В христианском понимании любовь — это всегда жертва, это труд во имя чьего-то блага. Конечно, мы не можем испытывать положительных эмоций по отношению к «антисоциальным элементам общества», как принято их называть. Но мы можем накормить нищего, купить лекарство соседу, принести продукты из магазина для немощной старушки. И это тоже будет проявлением любви.
Святые отцы учат нас, что если мы будем понуждать себя на добрые дела, даже если совсем не хочется, а объект этого доброго дела вызывает только лишь отвращение — со временем в нашем сердце начнет появляться та самая Христова любовь ко всем людям.
Заповедь о любви к ближнему служит основанием заповеди о любви к Богу
Ведь перед лицом Бога мы, внешне успешные и благополучные люди, часто бываем ничем не лучше опустившихся преступников. У них свои грехи, у нас — свои. И чем, к примеру, алкогольная зависимость лучше, чем непомерная гордыня, жадность, тщеславие, которых полно в современном успешном обществе? Но Господь одинаково любит всех и каждого, и каждому человеку желает спасения. И мы не можем и не должны судить, почему сегодня тот или иной человек оказался в сложной ситуации хотя бы потому, что завтра на его месте можем быть мы сами.
Задача православного христианина — быть небезразличным. Безразличие к окружающим, сосредоточенность только на себе, своих желаниях и потребностях — это бич современного общества. Люди настолько поглощены обустройством своего личного комфорта, что предпочитают просто не замечать, игнорировать, намеренно исключать из поля своего внимания всё и всех, кто этому комфорту мешает.
Но в кого мы превращаемся с таким мышлением? Да в того самого иудейского священника и левита, которые увидели окровавленного путника на обочине дороги и прошли мимо. Они предпочли собственный комфорт помощи ближнему. Православный христианин призван всегда быть внимательным к тем, кто его окружает. И если любой другой человек требует помощи — ее нужно оказать.
Важно! Помощь ближнему и любовь к нему вовсе не предполагает потакание страстям и слабостям. Покормить нищего можно и нужно, но давать ему деньги, которые он потратит на выпивку, не стоит. Христианское мировоззрение не исключает критического мышления и здравомыслия
Христианское мировоззрение не исключает критического мышления и здравомыслия.
Сейчас много где можно встретить фразу, что любовь — это глагол. Это действительно так, ведь если мы понуждаем себя делать дела любви, мы взращиваем ее в своем сердце. Это всегда сложный путь, требующий мужества, но именно он ведет душу человека ко Христу.
Как понимать заповедь «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»
Если человек любит ближних своих — должен любить и прощать врагов своих
А как же быть с теми, кого человек считается врагом своим или неприятелем? Как же заповедь — возлюби врага своего? Если человек любит Бога, а тем самым полюбит и ближних своих, то и врага своего он должен любить. Врагов своих надо прощать, и как многие призывают, молится за них.
Простым людям необходимо иметь такую же любовь к своим врагам, какую имели ее многие святые. В житии Святого Андрея, Христа юродивого, говорится о том, что он был постоянно толкаемый и мучаемый прохожими людьми.
Однажды Андрей увидел демонов, которые записывали имена всех его обидчиков. Темные силы хотели судить их в час расплаты. Но в ответ на это Андрей своей молитвой стер все записи у демонов и сказал, что упросил Господа избавить людей от их греха, ибо они не ведают, что творят.
Святой Андрей молился за своих врагов, чтобы Господь простил им их грехи, ибо творили они и ведали
Обычный человек в наше время бы сказал, что как так можно простить своих врагов. Но именно святые не только прощали, но и молились за множество грехов своих обидчиков и мучителей. Именно поэтому нужно так любить ближнего своего, чтобы все ему прощать, как бы больно бы не было.
Любовь к ближним может прийти не сразу. Но порой даже злые, и жестокие люди изменялись лицом своим, в их глазах появлялась любовь и добро. Здесь более важна внутренняя работа над самим собой. Бог, прежде всего, смотрит на сердце человеческое, и главное, чтобы в этом самом сердце где-то не затаилась злоба и ненависть.
Именно тогда, когда человек освободит свою душу от оков страстей и грехов, он освободит свое место в сердце для любви к ближнему. А чистое сердце и относится ко всем чисто. Когда будет преодолено себялюбие, тогда и возможна, любить у другим.
«Чтобы тебе было стыдно, что ты есть»
Проблема с ощущением ценности собственной личности и проблема принятия себя очень часто встречается в нашей психологической консультации в клиентской практике. Есть много примеров, что происходит с человеком в результате того, что его в детстве не научили относиться к себе «по-человечески».
Например, «замечательная» фраза, которую обращает родитель к ребенку: «чтобы тебе было стыдно, что ты есть». В этой фразе сконцентрирована главная мысль самоуничижения — человеку должно быть стыдно за то, что он есть. Слова такого плана, обращенные к личности, приводят к очень серьезным последствиям. Я приведу в качестве примера высказывания людей, которые на консультации рассказывают о своем самоощущении. Это то, с чем они приходят на консультацию, и это самоощущение как раз и есть результат обесценивания себя.
Жить с таким самоощущением очень тяжело. Но в фундаменте этого самоощущения глубокое неприятие себя, заложенное в раннем детстве.
Или вот такой пример:
«Жить нельзя» — самый страшный результат неприятия себя – это суицид.
Еще одно последствие обесценивания жизни, обесценивания личности – это аборт. Ведь если человек не ценит свою собственную личность и свою собственную жизнь, то с какой стати он будет ценить жизнь другого человека?
Нужно понимать, насколько тяжелые последствия могут быть в случае намеренного обесценивания, унижения личности и потери ощущения собственной ценности.
Христианская любовь предполагает не взаимность, а самопожертвование
— Ваше Блаженство, почему так получается: в нашем обществе много говорится о любви и в то же время чувствуется ее острейший дефицит? Что нужно сказать о любви в свете Нового Завета?
— Заповедь о любви к Богу и о любви к ближним была дана людям еще в Ветхом Завете. Однако в своей беседе на Тайной Вечере Господь Иисус Христос обращается к Своим ученикам со словами: заповедь новую даю вам, да любите друг друга (Ин. 13: 34). В чем новизна этой заповеди? Прежде всего в том, что любовь христианина должна простираться не только на тех, кто близок нам по крови или кто приятен нам, а на всех, кто нуждается в нашей помощи и любви. На евангельских страницах Иисус Христос призывает нас к любви бескорыстной. А если же мы любим так, как любят грешники, то какая за это благодарность от Господа? Мы призваны любить даже своих врагов, не ожидая ничего взамен (Лк. 6: 35), т. е. не надеясь на возмещения своих трат.
— Чем обычная (человеческая) любовь по существу своему отличается от христианской?
— В обычной жизни мы любим тех, которые нам нравятся и которые любят нас. А христианская любовь предполагает не взаимность, а самопожертвование. Возьмем наглядный пример из жизни: молодой человек любит девушку, готов ей покупать цветы и терпеть ее капризы. Но такая плотская любовь распространяется лишь на немногих людей – на родителей, еще, может быть, на одну личность. А христианская любовь распространяется на всех. Она является любовью возвышенной, всеобъемлющей и, достигая своего совершенства, простирается и на врагов. Господь учит благословлять тех, которые нас проклинают, и молиться за тех, которые нас обижают.
В Святом Евангелии можно найти многократные упоминания Господа о любви к ближним
Прочитав толкование, например от Ф. Ницше или Василия Розанова, верующий человек сам может впасть в великое заблуждение. И сразу же довольно простые на вид вопросы, станут сложные и трудноразрешимые.
Как возлюбить ближнего своего? Какая должна быть любовь к ближнему? Разберем это более подробно. В Святом Евангелии можно найти многократные упоминания Господа:
Или такая запись «Нехорошо отнять хлеб у детей и давать его псам» (а женщине хананеянке, молившей о помощи, Мф., 15-26). Из этого мы можем предположить, что те, кого нужно любить, вовсе не все окружающие нас люди, а некие избранные. При этом нужно возлюбить ближнего как самого себя. А как любить самого себя?
Человек, который совсем недавно пришел к православию, скорее усомниться в том, что именно есть христианская любовь к самому себе. Естественно верующий поймет, что это не какие-то роскошные автомобили, дома, или столы набитые экзотическими фруктами. Можно сказать совсем, напротив —
Одна из главных и первых заповедей — «Возлюби Бога твоего всем сердцем»
Это же касается и любви к ближнему, если уж она и уподобляется любви к себе. По сути, заповедь включает в себя постулаты из Ветхого завета и книги Иакова:
Также в отношении этого можно использовать современное золотое правило — «поступай с другими так, как хочешь, чтоб они поступали с тобой»
В это заповедь можно сказать по важности на втором месте, а первая — возлюби Бога твоего всем сердцем
Например, если рассмотреть многим известную притчу о пострадавшем от разбойников, то сам Иисус подчеркивает, кто есть ближний христианину. Человека ограбили и избили бандиты. Он лежит на дороге, все проходят мимо него, даже те, кто должен позаботиться о нем из его племени.
Но все проходят, и никому нет дела до этого бедняги. И только один человек останавливается и помогает человеку после налета на него бандитов. Из этой притчи сразу становится ясно, кого в первую очередь имел в виду Иисус под понятием ближнего.
Притча о пострадавшем от разбойников. Сам Иисус подчеркивает, кто есть ближний христианину, когда останавливается только один человек, чтобы помочь ближнему своему
Это интересно: Зачем и на что церковь собирает деньги?
Примеры настоящей любви
Образцом настоящей христианской любви являются святые Петр и Феврония. Надменные бояре невзлюбили простую девушку Февронию, ставшую княгиней, и потребовали от князя Петра, чтобы он оставил свою любимую супругу. Тогда Петр отказался от власти, богатства и вместе с Феврониею покинул Муром. В этом поступке проявляется жертвенность, присущая истинной любви. В преклонных годах Петр и Феврония приняли иноческий постриг и поселились в разных монастырях. Они молили Бога, чтобы умереть в один день и быть похороненными в одном гробу. В наши дни святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония считаются покровителями брака. Их память совершается 8 июля, в день их кончины.
Также истинным христианским примером, показавшим своей жизнь, что значит «любовь долготерпит», считаются царь Николай II и царица Александра. Свою любовь они пронесли через многие испытания, тяжелые времена угасания православной веры в царском окружении, болезнь наследника, клевету, зависть, предательства со стороны самых близких людей. Но всю жизнь они шли рука об руку, поддерживая друг друга, жертвуя собой ради любимых, укрепляя в вере. Тем самым они продолжают показывать нам, современным людям, как нужно любить — несмотря ни на что.
Половина
— Есть ли у каждого человека своя половина?
—Господь таким образом человека сотворил, изъяв из него часть для сотворения второй половины. Это Божественный акт сделал человека неполноценным без соединения с другим. Соответственно человек поэтому и ищет себе другого. И восполняется он в Тайне Брака. И это восполнение происходит либо это в семейной жизни, либо в монашестве.
— Половинками рождаются? Или все-таки половинками становятся уже после венчания?
— Я не думаю, что люди таким образом сотворены: будто бы есть два таких человека, которым нужно обязательно друг друга найти. И если они друг друга не найдут — будут неполноценными. Было бы странно думать, что есть только одна единственная и один единственный, который тебе послан Богом, а все остальные должны пройти мимо. Я думаю, что это не так. Сама природа человеческая такова, что она может преображаться, и сами отношения тоже могут преображаться.
Люди ищут другого именно как мужчина и женщина, а вовсе не как два конкретных индивидуума, которые существуют на свете. Выборов в таком смысле у человека достаточно много. Все друг другу подходящие и неподходящие одновременно. С одной стороны — человеческая природа искажена грехом, а с другой — у человеческой природы такая огромная сила, что по благодати Божией даже из камней Господь себе творит детей.
Иногда люди тяжело друг другу прирастающие, вдруг становятся такими неделимыми, единством в Боге и при усилии друг друга, при желании, при огромной работе. А бывает, что вроде у людей все хорошо, но они не хотят друг другом заниматься, друг друга спасать. Тогда самое идеальное единство может распасться.
— Некие люди ищут и ждут некоторого внутреннего сигнала, что это твой человек, и только после такого ощущения они готовы принять, остаться с человеком, которого Бог перед ними поставил.
— Трудно такому чувству до конца доверять, с одной стороны. А с другой, нельзя ему не доверять абсолютно. Это Тайна, это всегда останется Тайной для человека: Тайной его душевных мук, сердечных терзаний, его тревоги и его счастья, радости. Нет на этот вопрос ответа ни у кого.
Подготовила Надежда Антонова
Толкование слов апостола Павла
Любовь долготерпит
Это свойство относится к обидам, оскорблениям, наносимых человеку, как словами, так и поступками ближних. Человек любящий умеет ждать, когда близкий поймет и осознает, что причинял боль. При этом продолжает любить, как будто это раскаяние уже наступило — это и означает «любовь долготерпит».
Любовь милосердствует
Это значит сострадает, сочувствует, старается помочь любимому человеку, не судит и не осуждает. Примером такой любви к ближнему является великая княгиня Елизавета Федоровна Романова. Она всю свою жизнь после смерти мужа посвятила делам милосердия и помощи ближним, не ожидая благодарности.
Любовь не завидует
В наполненном любовью человеке не может вместиться никакие завистливые чувства. Наоборот, всем самым лучшим хочется одарить близкого и дорогого человека.
Любовь не превозносится
Напротив — возвышает любимого, зачастую забывая о себе. В любви нет соперничества, кто лучше, умнее, кто больше любит и так далее. Напротив присутствует радость за любимого человека, когда он добивается большего или становится лучше.
Любовь не бесчинствует
Любви свойственно проявление вежливости, учтивости, нежности. Агрессия, упреки по отношению к ближнему у любящего человека невозможны.
Любовь не ищет своего
Любовь не ищет выгоды, не посягает на права и свободу ближнего. Человек готов принести жертву ради любимого, ущемляя себя и уступая.
Любовь не раздражается
Ничто не может причинить такой вред в семейной жизни, ожесточить, разрушить отношения, как раздражение. Хотя в современном мире раздражительность оправдывают напряженной и слишком динамичной жизнью. Но именно это качество в человеке наиболее губительно для взаимоотношений.
Любовь не мыслит зла
Любовь может желать только добра, а также всегда оправдывает близкого, совершившего какой-либо проступок. Она дает понимание, что плохие поступки чаще всего совершаются ненамеренно.
Любовь не радуется неправде
Человек любящий никогда не будет радоваться, если ближний обманет, оступится и упадет. Любовь требует близости и доверия.
Любовь все покрывает
Человек любящий покрывает недостатки и пороки любимого. Но при этом не оправдывает и не скрывает, а с пониманием принимает действия, слова и поступки такими, какие они есть.
Любовь всему верит
Как маленький ребенок безоговорочно принимает слова родителей, так и любящий человек доверяет, но при этом понимает, что любой человек может оступиться и обмануть. Любые человеческие отношения строятся на доверии.
Любовь никогда не перестает
Любовь вечна как в этом мире, так и в Царстве Небесном. В этом и заключается главное отличие современного понятия о любви с истинным. Разлюбить попросту невозможно. А если чувства, называемые “любовью” прошли, то настоящей, искренней любви и не было.
«Подтвердите мне мое существование!»
Откуда это ощущение берется? Из детства. Когда ребенок не получает ответ на свой запрос, когда его потребности не удовлетворяются или удовлетворяются с искажениями. Искажения могут быть как в сторону «переизбытка» — слишком много заботы, как в примере с сорокалетним мужчиной, или в сторону «недостатка», когда слишком мало заботы. Неполная семья — это тоже фактор риска, это не совсем те условия, в которых ребенок может полноценно развиваться.
Часто получается, что у ребенка нет примера в его жизни здорового отношения к себе. К чему это приводит? Это приводит к тому, что, вырастая, он все время ищет: а кто бы обо мне позаботился, кто бы удовлетворил мои потребности? То есть маленький ребенок в нем сидит и говорит: а вообще любовь-то есть? Кому-то я нужен?
И дальше две стратегии. Кто-то уходит в «махровый» эгоизм – все мне. Причем, заметьте, эгоисту всегда маловато. Сколько бы ему ни давали, сколько бы он себе ни брал, все равно у него не появляется ощущения достаточности, ему все равно чего-то не хватает. Но таким образом он пытается восполнить тот дефицит, который сформировался в глубоком детстве.
А другая крайность – это так называемая «невротическая жертвенность». Когда человек пытается заслужить у других одобрение, благодарность, поощрение или признание того, что он вообще существует, он есть, он ценный, он нужный. Ему кажется, что если он этого делать не будет, если он не будет «хорошим», тогда с ним и дружить не будут, его любить не будут. И он начинает насиловать себя, не спать, не есть ради того, чтобы получить подтверждение значимости своей жизни. Это доводит до болезни рано или поздно.
Невротическая жертвенность – это тот же самый эгоизм, просто в другой форме. Ведь я делаю что-то хорошее, даже действительно хорошее — для чего? Для того, чтобы получить принятие, признание, уважение, подтверждение ценности себя. То есть просто так я это не делала бы, потому что у меня нет для этого ресурса, щедрости, у меня нет желания. Я не хочу это делать, мне самой это не нужно. Но я сделаю это для вас, чтобы вы потом – мне… подтвердили мое существование.
Это делается бессознательно, не всегда человек это осознает, но, тем не менее, он так живет. Здесь мы можем говорить об эффекте эмоционального выгорания. Потому что, когда человек делает не то, что он любит, хочет, не то, что он делал бы с радостью, а все время себя насилует, то рано или поздно его чувства скажут: хватит, я больше так не могу.
Признаки эмоционального выгорания – раздражительность, утомляемость, уныние, какие-то депрессивные проявления, нежелание общаться, тревожность повышается. Очень много разных, казалось бы, мелочей, которым мы не придаем значения, но которые являются симптомами того, что человек не умеет к себе относиться по-человечески.
Фото: demotivators.kiev.ua
Любовь душевная
Фото: Elitsy.ru
Тем более, что любить всей душой непросто, ведь таким чувством человек все порывы, все желания направляет на объект своей эмоциональной привязанности. Матери так любят своих детей, такие чувства испытывают друг к другу настоящие друзья и кровные родственники. Они готовы отдать свое благополучие, здоровье, время, перевернуть всю душу ради объекта любви. Это та же бескорыстная любовь сердца, но она оставляет в сердце место для других привязанностей, забот и проблем. То есть многих можно любить всем сердцем. И это хорошо. Такой человек может сделать много добра другим, привносит в их жизнь чувство надежды, стабильности и счастья. Это были меценаты, старейшины, многие священники и проповедники. Они всю душу отдали ближнему. И Господь приветствует их как праведников, потому что вторая заповедь гласит: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Мы читаем об этом в Евангелии от Матфея 22, 37 и 39. Эти люди любят Бога и ради Него — своих ближних.
«Возлюби ближнего своего, как самого себя»: значение заповеди
Смысл данной фразы довольно очевиден, прост и связан с душевным совершенствованием человека. Для обладания совершенной душой, нужно, как ни странно, сначала взрастить внутри себя эго, являющееся двигателем прогресса.
Возлюби ближнего
- Понятие «Я» стимулирует личность к движению и развитию, сотворению лучшей версии себя. А для этого необходимо меняться самому и помогать в этом окружающим.
- Стоит личности достигнуть поставленных высот, как эго должно быть подавлено и следующим этапом будет стремление любить уже не себя, а тех, кто рядом, всех, без исключения существ и природных явлений Вселенной.
- Это понятие всеобъемлющей любви – довольно сложно, чтобы прийти к нему, необходима долгая работа над собой, над своими недостатками.
- Именно так можно понять смысл слов: «возлюби ближнего своего». Ведь главное – не просто любить, а именно ВОЗЛЮБИТЬ – изменить его самого и его жизнь к лучшему, относиться к нему так, как хочешь, чтобы относились к тебе, давать больше, чем ожидать в ответ.
Что же касается тех людей, к которым просто невозможно испытывать положительные эмоции, тех, кто делает вам больно, совет таков – либо представлять их лучше, чем они есть в жизни и, возможно, ваш посыл из положительных вибраций сможет сделать их лучше. Либо просто постарайтесь в душе их простить – этим вы сделаете лучше себе. Отпустив обиду, вы станете выше своего обидчика.
…как самого себя
Таким образом, фраза: «Возлюби ближнего своего, как самого себя», подразумевает следующее – не держите зло даже на врагов своих, прощайте и отпускайте в душе обиды и боль, подавайте наглядный пример хороших поступков хотя бы близким. Меняйтесь сами и поменяется мир вокруг вас или хотя бы ваше восприятие мира.
Вы можете поменять свою судьбу, не отягощая душу воспоминаниями о прошлых поступках других людей. Отпуская обиду, вы сохраняете свое здоровье и улучшаете, таким образом, качество своей жизни. Полюбив себя, вы начинаете смотреть на мир совсем другими глазами, будете добрее, толерантнее, будет чаще возникать желание протянуть руку помощи тем, кто в ней нуждается. А ведь жизнь – это бумеранг, наши собственные поступки, нам же и возвращаются. Не стоит об этом забывать.
Любовь сердечная
Фото: Elitsy.ru
Иисус Христос, говоря о заповедях Нового Завета, прежде всего сказал, что самая первая заповедь — любить своего Бога всем сердцем, всей душой и всем разумом. То есть он показал нам три составляющих любви: когда они любят сердцем, когда они любят душой и когда они любят разумом.
Искренняя любовь — это наивысшая любовь, ведь недаром в русском языке сказано: «Ты не можешь командовать своим сердцем». Это чувство приходит к людям не по их воле и не по их пониманию. Поэтому всякий, кто любит Бога всем своим сердцем, не имея в себе места для другой любви и привязанности, является личностью первого порядка. Таковы были апостолы, праведники и подвижники христианства и православия. Примеров такой любви сотни. Но обычным людям, обремененным повседневными делами и заботами, очень трудно полностью освободить свои сердца для божественной любви.
Поэтому, возможно, Господь, понимая такие слабости греховной человеческой природы, расширил понимание любви, чтобы любой, кто готов к покаянию, имел шанс принять и привить это чувство в свое сердце.
Определение
Христианская любовь является не просто обыденным чувством. Она представляет собой саму жизнь, пронизанную благородными делами, угодными Богу. Этот феномен представляет собой проявление высшей доброжелательности по отношению к каждой твари Божией. Человек, которому присущ подобный тип любви, способен демонстрировать эту благожелательность на уровне и внешнего поведения, и конкретных дел. Христианская любовь к ближнему – это прежде всего поступки, а не пустые слова.
Например, Игнатий Брянчанинов строгим образом предупреждает: если человек считает, что любит Всевышнего, однако в действительности в его душе живет неприятное расположение хотя бы к кому-нибудь, то он пребывает в самом что ни на есть горестном самообольщении. О наличии благодати здесь не может быть и речи. Сейчас можно говорить о том, что христианская любовь – это синоним доброжелательности или милосердия
О ее важности говорит и Иоанн Златоуст: «Если все милосердие на земле будет уничтожено, то все живое погибнет и будет истреблено». Действительно, если остатки милосердия на нашей планете будут уничтожены, то человечество разрушит самого себя посредством войн и ненависти