Что такое евхаристия (таинство причащения)?

Что такое евхаристия (таинство причащения)?

Что такое евхаристия (таинство причащения)?
СОДЕРЖАНИЕ
0
0
18 января 2020

О подготовке к таинству

Задавшись вопросами о том, для чего нужна евхаристия, что такое, как проводится ритуал, нельзя не ознакомится с его ключевыми моментами. Как и у большинства церковных обрядов, у этого имеются особые правила, которых следует придерживаться каждому верующему человеку. Касаются они подготовки к таинству причастия.

Нельзя просто прийти в храм, отстоять службу, проглотить содержимое с протянутой священником ложки и считать себя причастившимся. В таком действии нет смысла, поскольку утрачивается суть, духовная составляющая ритуала, теряется его ценность.

Участие в евхаристии требует от верующего специальной подготовки. Ничего сложного в этом процессе нет. От человека, собирающегося причаститься, требуется:

  • соблюсти пост длительностью в трое суток;
  • молиться о даровании смирения и просветления;
  • воздерживаться от плохих дел и мыслей.

Пост заключается в отказе от приема в пищу продуктов животного происхождения – мяса, яиц, молока и прочих. Строгий пост подразумевает исключение из повседневного рациона и рыбных блюд, а также морепродуктов.

Нередко люди полагают, что предваряющее участие в ритуале ограничение в питании, это единственное чего требует евхаристия. Что такое христианский обряд? Это духовный ритуал, а не диета. Поститься нужно лишь для того, чтобы поспособствовать духовному очищению, отвлечься от потребностей телесных, физиологических и обратиться к вечным ценностям, не имеющим отношения к материальности.

Это означает, что самое важное в подготовке к таинству – духовный настрой на него. Следует понимать не только всю важность соединения души с Богом через Христа, но и ту ответственность, которую оно налагает на человека

Как часто можно причащаться?

Каждого верующего интересует вопрос о том, как часто можно совершать причащение в церкви. И единого ответа на данный вопрос не существует. Кто-то считает, что злоупотреблять причащением не стоит, другие же, наоборот, рекомендуют приступать к принятию Святых Даров как можно чаще, но не более одного раза в день. Что же говорят святые отцы церкви на это? Иоанн Кронштадтский призывал вспомнить практику первых христиан, у которых было принято отлучать от Церкви тех, кто не причащался более трех недель. Серафим Саровский завещал сестрам из Дивеево причащаться как можно чаще. А тем, кто считает себя недостойным Причащения, но имеет раскаяние в сердце, ни в коем случае не отказываться от принятия Святых Тайн Христовых. Потому как, причащаясь, очищается и светлеет, и чем чаще будет причащаться, тем больше вероятность на спасение.

Очень благоприятно причащаться в именины и дни рождения, супругам в их годовщину.

В то же время, как объяснить вечные споры о том, как часто можно причащаться? Бытует мнение, что как монахам, так и обычным мирянам нельзя причащаться чаще одного раза в месяц. Раз в неделю — это уже грех, так называемая «прелесть», исходящая от лукавого. Правда ли это? Священник Даниил Сысоев в своей книге дал подробное объяснение этому. Он утверждает, что количество людей, причащающихся больше одного раза в месяц, ничтожно мало, это воцерковленные личности, или те, которые имеют духовного наставника над собой. Многие священнослужители сходятся во мнении, что если человек в глубине души готов к этому, то может причащаться хоть каждый день, ничего плохого в этом нет. Весь грех состоит в том, если человек без должного покаяния подходит к чаше, не подготовившись к этому должным образом, не простив всех своих обидчиков.

Конечно же, каждый решает для себя сам со своим духовником, как часто ему приступать к Святой Чаше. Это зависит в первую очередь от подготовленности души, любви к Господу и силы покаяния. В любом случае, для воцерковленной, праведной жизни стоит причащаться как минимум раз в месяц. Кого-то из христиан батюшки благословляют на причащение и чаще.

Причащение: как совершается

До открытия царских врат, лучше сразу после молитвы “Отче наш”, следует подойти к алтарю и подождать выноса Святых Даров. Детей, мужчин, пожилых и немощных людей при этом принято пропускать вперед.

Подходя к Чаше, нужно поклониться издали и крестообразно сложить на груди руки, положив правую сверху левой. Чтобы нечаянно не толкнуть сосуд, креститься перед чашей не следует.

Стоя перед сосудом, следует внятно произнести свое полное имя, открыть рот и с осознанием святости величайшего таинства, получить Тело и Кровь Иисуса Христа, тотчас проглотив.

После этого нужно, не крестясь, поцеловать краешек Чаши и подойти к столу, чтобы вкусить частичку просфоры и запить ее. Покидать храм не принято, пока не выполнено целование напрестольного креста. Следует также выслушать благодарственные молитвы, но желающие могут прочитать их, придя домой.

V. Причастие в браке, не освященном венчанием

Как отмечено в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви (Х. 2) и в определении Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 1998 года, Церковь, настаивая на необходимости церковного брака, все же не лишает причащения Святых Таин супругов, состоящих в брачном союзе, который заключен с принятием на себя всех законных прав и обязанностей и признается в качестве юридически полноценного брака, но по каким-то причинам не освящен венчанием. Эта мера церковной икономии, опирающаяся на слова святого апостола Павла (1Кор. 7, 14) и правило 72 Трулльского Собора, имеет в виду облегчение возможности участия в церковной жизни для тех православных христиан, которые вступили в брак до начала своего сознательного участия в таинствах Церкви. В отличие от блудного сожительства, являющегося каноническим препятствием ко причащению, такой союз в глазах Церкви представляет собой законный брак (за исключением тех случаев, когда законодательно допустимые «браки» – например, союз между близкими родственниками или однополое сожительство, которые признаны в ряде стран, – с точки зрения Церкви недопустимы в принципе). Однако долг пастырей – напоминать верующим о необходимости не только заключения юридически действительного брака, но и освящения такового в церковном священнодействии.

Отдельному рассмотрению подлежат те случаи, когда лица проживают совместно длительное время, нередко имеют общих детей, но не состоят в церковном или зарегистрированном государством браке, причем одна из сторон такого сожительства не желает ни регистрировать отношения, ни венчаться. Такие сожительства греховны, а их распространение в мире является противлением замыслу Божию о человеке, опасно для института брака и не может получить никакого признания со стороны Церкви. При этом духовник, зная обстоятельства жизни конкретного человека, по снисхождению к немощи человеческой в исключительных случаях может допустить до причастия ту сторону, которая осознает греховность такого сожительства и стремится заключить законный брак. Не допускается до причастия тот сожитель, по вине которого не заключается брак. Если же хотя бы один из сожителей состоит в другом браке, то обе стороны не могут быть допущены до причастия без канонического урегулирования ситуации и принесения должного покаяния.

READ  Молитвы святого франциска

Что такое Причастие Святых Христовых Таин

Описание первого Причастия мы видим в самом Евангелии, когда Господь давал своим ученикам благословленный хлеб и вино, заповедуя так поступать вовек.


Иисус с учениками на Тайной вечере

Это одна из важнейших цитат в Евангелии от Луки, в которой идет речь об установлении самим Господом нашим Иисусом Христом великого Таинства Евхаристии (что в переводе с греческого означает «благодарение»). Описанные в Евангелии события произошли в Великий Четверг, на Тайной вечери, совсем незадолго до крестной смерти Христа и Его последующего воскрешения.

Значение Причастия для православного человека огромно и оно не может быть сравнимо ни с какими другими правилами, обрядами или традициями нашей церкви. Именно в этом Таинстве человек имеет возможность воссоединения с Богом не только духовно (как в молитве), но и физически. Можно сказать, что Евхаристия — это возможность воссоздания духовной сущности человека, это возможность уловить незримую связь между Создателем и творением.

Тайну Евхаристии невозможно постичь простым человеческим умом, но ее можно впустить через сердце и душу. Причастие неразрывно связано с Жертвой, которую принес Господь на Кресте. Через пролитие Его Святой Крови человек получил искупление своих грехов и возможность наследовать вечную жизнь. В Таинстве Причастия на каждой службе приносится бескровная жертва, и человек вживую соприкасается с самим Богом.

Важно! Причастие не является каким-то символическим воспоминанием о Тайной вечери, как часто можно услышать у протестантов. Православие учит, что Евхаристия — это вкушение реального Тела и реальной Крови Христовой, только под видом хлеба и вина

Известный богослов и профессор А. И. Осипов поясняет, что во время специальных молитв, которые произносятся священником в алтаре, происходит соединение двух различный природ — физической и духовной

Православие учит, что Евхаристия — это вкушение реального Тела и реальной Крови Христовой, только под видом хлеба и вина. Известный богослов и профессор А. И. Осипов поясняет, что во время специальных молитв, которые произносятся священником в алтаре, происходит соединение двух различный природ — физической и духовной.

В физическом смысле мы вкушаем хлеб и вино, но в то же время они несут в себе абсолютно реального и живого Бога. Это сложный богословский момент, который не всегда понятен простым верующим, но именно это основа православия. Причастие — это не обряд, не символ и не форма. Это настоящий, живой Господь, Которого мы в буквальном смысле слова впускаем в себя.

В практическом смысле данное Таинство выглядит следующим образом. Священник в алтаре читает специальные молитвы, во время которых из освященной просфоры вынимаются частички с поминовением тех, чьи имена были поданы в записках. Эти частички складываются в специальную Чашу и заливаются вином. Все это священнодейство сопровождается специальными молитвами. После освящения, Тело и Кровь Христову выносят перед алтарем и люди, которые готовились, могут приступить к Причастию.

Православная Церковь в богословском диалоге: свидетельство перед инославными

Подробнее о текущем диалоге между православными и католиками митрополит Иларион рассказал корреспонденту портала «Православие и мир».

— Владыка, ведется ли сейчас богословский диалог с Католической церковью с целью преодоления существующего разрыва в евхаристическом общении?

— Специального такого диалога сейчас нет, хотя, как мне кажется, в ходе богословского диалога с католиками, который длится уже более тридцати лет (я говорю сейчас об официальном общеправославном диалоге), а также и в ходе диалога с целым рядом других христианских конфессий, вопросы церковного устройства и таинств, конечно, затрагивались. Но ни в одном из этих диалогов речь сейчас не идет о восстановлении евхаристического общения. Речь идет о том, что мы, вступая в этот диалог, должны глубже уяснить наши различия, понять, что нас разделяет, посмотреть, насколько мы далеки друг от друга и есть ли возможности сблизить наши позиции.

А для Православной Церкви участие в таких диалогах имеет прежде всего миссионерское измерение. Мы говорим на эти темы, в том числе, и о церковных таинствах прежде всего, чтобы засвидетельствовать перед нашими инославными братьями и сестрами ту истину, которой живет Православная Церковь.

§ IV

Напомним, прежде всего, чин или порядок приготовления, каким он дошел до нас в византийском литургическом предании. Я не буду говорить о проскомидии, о которой мы уже говорили выше. Ограничимся Литургией верных.

Непосредственно после эпиклезы предстоятель начинает чтение молитвы ходатайства. Точнее, эту молитву можно было бы определить как молитву собирания Церкви – Тела Христова, явления ее во всей полноте:

Нас же всех, от единого Хлеба и Чаши

причащающихся, соедини

друг ко другу во единого Духа причастие, и

ни единого нас в суд или во осуждение сотвори причаститися

Святаго Тела и Крови Христа Твоего.

Но да обрящем милость и благодать

со всеми святыми от века Тебе благоугодившими, –

праотцы, отцы, патриархи, пророки, апостолы,

проповедники, благовестники, мученики, исповедники,

учительми, и со всяким духом праведным, в вере скончавшимся.

Изрядно о пресвятей, пречистей,

преблагословенией, славней Владычице нашей

Богородице и Присно деве Марии,

О святем Иоанне Пророце, Предтечи и Крестителе,

о святых и всехвальных апостолех

и о всех святых Твоих,

ихже молитвами посети нас Боже.

И помяни всех прежде усопших о надежди

воскресения жизни вечныя.

И упокой их, идеже присещает свет Лица Твоего.

Еще молим ти ся, помяни, Господи,

Святую Твою Соборную и Апостольскую Церковь,

юже от конец даже до конец вселенныя,

и умири ю, юже наздал еси

честною Кровию Христа Твоего,

и святый храм сей утверди даже до скончания века.

Помяни, Господи,

иже дары сия Тебе принесших,

и о нихже, и имиже, и за нихже сия принесоша.

Помяни, Господи, плодоносящих и добротворящих

во святых Твоих церквах, и поминающих убогия:

воздаждь им богатыми Твоими и небесными даровании,

даруй им вместо земных небесная,

вместо временных вечная, вместо тленных нетленная.

Помяни, Господи, иже в пустынях

и горах, и вертепех, и пропастех земных.

Помяни, Господи, иже в девстве, и благоговении,

и постничестве, и в чистем жительстве пребывающих.

(Молитвы о властях).

Помяни, Господи, предстоящия люди,

и ради благословных вин оставльшихся,

и помилуй их и нас, по множеству милости Твоея:

сокровища их исполни всякаго блага,

супружества их в мире и единомыслии соблюди,

младенцы воспитай, юность настави, старость поддержи,

малодушныя утеши, расточенныя собери,

прельщенныя обрати, и совокупи святей

Твоей Соборной и Апостольской Церкви,

стужаемыя от духов нечистых свободи,

плавающим сплавай, путешествующим сшествуй,

вдовицам предстани, сирых защити,

плененныя избави, недугующия исцели.

На судищи, и в рудах, и в заточениих,

и в горьких работах, и всякой скорби,

READ  Псалом давида 99 на русском и церковнославянском языках

и нужде, и обстоянии сущих Помяни, Боже.

И всех, требующих великаго Твоего благоутробия,

и любящих нас, и ненавидящих, и заповедавших

нам недостойным молитися о них, и вся люди Твоя

помяни, Господи Боже наш, и на вся излей

богатую Твою милость, всем подая

яже ко спасению прошения.

И ихже мы не помянухом неведением,

или забвением, или множеством имен,

Сам помяни, Боже, ведый коегождо возраст и именование,

ведый коегождо от утробы матере его:

ты бо еси, Господи, помощь беспомощным,

надежда безнадежным, обуреваемым Спаситель,

плавающим пристанище, недугующим врач:

Сам всем вся буди, ведый коегождо,

и прошение его, дом, и потребу его.

Избави, Господи, град сей, и всякий град

и страну от глада, губительства, труса,

потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных

и междоусобныя брани.

(Об епископах).

В первых помяни, Господи, (имярек),

егоже даруй Святей Твоей Церкви,

в мире, цела, честна, здрава, долгодействующа,

право правяща слово Твоея истины.

Помяни, Господи, по множеству щедрот Твоих,

и мое недостоинство,

прости ми всякое согрешение, вольное же и невольное:

и да не моих ради грехов возбраниши

благодати Святаго Твоего Духа от предлежащих Даров.

Помяни, Господи, пресвитерство,

еже во Христе диаконство,

и весь священнический чин,

и ни единаго же нас посрамиши,

окрест стоящих Святаго Твоего жертвенника.

Посети нас благостию Твоею, Господи,

явися нам богатыми Твоими щедротами:

благорастворены и полезны воздухи нам даруй,

дожди мирны земли ко плодоносию даруй:

благослови венец лета благости Твоея:

утоли раздоры церквей,

угаси шатания языческая,

еретическая востания скоро разори

силою Святаго Твоего Духа:

всех нас приими в Царство Твое,

сыны света и сыны дне показавый,

Твой мир и Твою любовь даруй нам,

Господи Боже наш, вся бо воздал еси нам.

И даждь нам единеми усты

и единем сердцем славити и воспевати

пречестное и великолепое Имя Твое,

Отца и Сына и Святаго Духа,

и ныне и присно и во веки веков.

Аминь.

И да будут милости великаго Бога

и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами.

И со духом твоим.

(Литургия св. Василия Великого).

§ III

В наши дни приготовление к причастию – и это понятно в свете сказанного выше о восприятии причастия как акта частного, личного – стало приготовлением также частным. В наших молитвословах печатаются молитвы перед причастием, но в сам текст и обряд Литургии они не входят, за исключением двух-трех, читаемых перед самым причащением. В молитвословы включены и благодарственные молитвы после причащения, тоже частные и в саму Литургию не включенные. Да это и понятно, поскольку далеко не все, присутствующие на Литургии, приступают к Чаше, и для них, следовательно, эти молитвы были бы номинальными. Состав, практика, время чтения этих молитв разнятся друг от друга, как разнятся и включенные в них предписания о пощении. Взятые сами по себе, эти молитвы – в большинстве своем прекрасны, одухотворены и бесконечно полезны. Речь, следовательно, идет не о них, а о месте их в Литургии, в Таинстве.

Дело в том, что нигде в Литургии, от начала анафоры, то есть Литургии верных, и до самого конца ее, мы не находим ни одной ссылки на участие в ней двух категорий молящихся: причащающихся и непричащающихся Святых Тайн. Напротив, мало-мальски внимательное чтение пре-анафоральных, анафоральных и пост-анафоральных молитв не может не убедить нас в том, что после отослания оглашенных (а в ранней Церкви – и «кающихся»), «дверем затворенным» совершается Евхаристия – одновременно и принесение бескровной жертвы, и приуготовление верных к причащению Святых Тела и Крови Господа:

Паки и многажды Тебе припадаем,

и Тебе молимся, благий и человеколюбче,

яко да призрев на моление наше,

очистиши наша души и телеса

от всякия скверны плоти и духа,

и даси нам неповинное и неосужденное предстояние

Святаго Твоего жертвенника.

Даруй же, Боже, и молящимся с нами

преспеяние жития и веры и разума духовнаго:

даждь им всегда со страхом и любовию служащим Тебе,

неповинно и неосужденно причаститися

Святых Твоих Тайн,

и небесного Твоего царствия сподобитися.

(Молитва верных вторая. Литургия св. Иоанна Златоуста).

Тебе предлагаем живот наш весь

и надежду, Владыко Человеколюбче,

и просим, и молим, и милися деем:

сподоби нас причаститися

небесных Твоих и страшных тайн,

сея священныя и духовныя трапезы,

с чистою совестию, во оставление грехов,

в прощение согрешений, во общение Духа Святаго,

в наследие Царствия небеснаго,

в дерзновение еже к Тебе, не в суд или во осуждение.

(Молитва перед Отче наш, Литургия св. Иоанна Златоуста).

Господи Боже наш, создавый нас и введый в жизнь сию,

показавый нам пути во спасение,

даровавый нам небесных тайн откровение:

Ты бо еси положивый нас в службу сию

силою Духа Твоего Святаго:

благоволи убо, Господи, быти нам служителем

Новаго Твоего Завета,

слугам святых Твоих таинств:

приими нас, приближающихся Святому Твоему жертвеннику,

по множеству милости Твоея,

да будем достойни приносити Тебе

словесную сию и бескровную жертву

о наших согрешениях и о людских невежествиях:

юже прием во святый

и пренебесный и мысленный Твой жертвенник,

в воню благоухания,

возниспосли нам благодать Святаго Твоего Духа.

(Молитва приношения, по поставлении на Святом Престоле Божественных Даров. Литургия св. Василия Великого).

И наконец –

нас же всех, от единого хлеба и чаши причащающихся,

соедини друг ко другу во единого Духа причастие…

(Анафора. Литургия св. Василия Великого).

Вряд ли можно яснее явить органическую связь анафоры, принесения даров, бескровной жертвы хвалы с приуготовлением к причастию. В Святых Дарах мы опознаем Святое Тело и Кровь Христову, жертву, принесенную Христом «о всех и за вся», в причастии же принимаем ее с верой, надеждой и любовью в единстве со Христом, с Его жизнью, Его царством…

В отделении одного от другого, как это ни страшно сказать, ущербляется подлинный смысл Евхаристического Таинства, оно начинает восприниматься уже не как исполнение Церкви, явление Царства Божьего и новая жизнь, а как вкушение «вещественной святыни», превращающее таинство, по словам А. С. Хомякова, в какое-то «анатомическое чудо». Именно здесь вскрываются все тупики объяснения Евхаристии. «Обе стороны (протестантская и католическая – А. Ш.) только и делают, – продолжает Хомяков, – что либо отрицают, либо утверждают чудесные изменения известных земных элементов, никак не понимая, что существенный элемент каждого таинства есть Церковь, и что собственно для нее одной и совершаются таинства, без всякого отношения к законам земного естества. Кто презрел долг любви, тот утратил и память об ее силе, утратил вместе и память о том, что есть реальность в мире веры».

READ  Икона святой марины

§ II

Самое распространенное обычное объяснение постепенного исчезновения причастия – как участия в исполнении Церкви – состоит в ссылке на недостоинство подавляющего большинства мирян приступать часто к чаше и потому необходимости для них как бы дополнительных требований и гарантий. Миряне живут в миру, в постоянном контакте с его нечистотой, неправдой, греховностью, ложью и потому нуждаются в особом очищении, особом приготовлении, особом усилии раскаяния.

Это объяснение я называю благочестивым, ибо оно действительно в лучших своих выражениях и объяснениях исходит из сознания греховности, из «уважения», к святыне, из страха перед своим недостоинством. В том или ином виде страх этот присущ всякой религии. В средневековом христианстве он пронизывал всю жизнь: «Согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом пред Тобою…». Нравственным идеалом общества, не всегда соблюдаемым, но оказавшим огромное влияние на христианское общество, становится аскетизм, часто в его крайней форме. А упадок белого духовенства, засвидетельствованный, например, в канонах, составленных Трулльским Собором (691 г.), приводит к тому, что к монашеству переходит и возглавление церковной жизни. Мы не имеем возможности останавливаться здесь на причинах и формах этого многогранного процесса

Важно для нас то, что он приводит постепенно к клерикализации Церкви, ко все большему отдалению друг от друга духовенства и мирян. Меняется вся атмосфера Церкви

В конце IV века св. Иоанн Златоуст писал в своем толковании «2 беседы на 2 Послание к Коринфянам»: «Но есть случаи, в которых священник отличается от подначального, например, когда должно приобщаться Святых Тайн. Мы все одинаково удостаиваемся их. Ныне не так, ибо всем предлагается одно Тело и одна чаша… и мы все равно друг друга лобызаем…».

Но в конечном итоге сакрализация и клерикализация побеждают. Это видно и в развитии храма и его устройства, которое все больше и больше подчеркивает отделение мирян от духовенства, и тот же Златоуст писал: «Когда пришел Христос и пострадал вне города, то очистил всю землю, сделал всякое место удобным для молитвы… Хочешь ли знать, как вся земля, наконец, сделалась храмом и как всякое место стало удобным для молитвы». Но толкование и храма и литургии в этом ключе довольно рано исчезло из Церкви. Вход в алтарь, приближение к святилищу оказалось запретным мирянам, их присутствие на Евхаристии стало пассивным. Она совершается за них, для них, но в совершении ее они не участвуют. Если раньше черта, отделяющая «мир сей» от Церкви, обнимала собою мирян, то теперь она исключает их, и об этом как раз и свидетельствует определение их как мирян (κοσμικι), а не как прежде – лаиков, членов народа Божия (λαος), людей, взятых в удел и своих Богу…

Подготовка к причащению состоит не только в отказе от определенной пищи

но и в более частом посещении церковных богослужений, а также в совершении молитвенного правила.

Неизменной частью молитвенной подготовки является «Последование ко святому причащению», состоящее из соответствующего канона и молитв. Молитвенное правило обычно включает в себя каноны Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю и другие молитвословия (см. «Правило готовящимся служити, и хотящим причаститися Святых Божественных Таинств, Тела и Крове Господа нашего Иисуса Христа» в Следованной Псалтири). Во время Светлой седмицы молитвенное правило состоит из Пасхального канона, а также канона и молитв ко святому причащению. Личное молитвенное правило должно совершаться вне богослужений, которые всегда предполагают соборную молитву

Особенное пастырское внимание требуется в отношении людей, духовный путь которых в Церкви лишь начинается и которые еще не привыкли к длительным молитвенным правилам, а также детей и больных. Следованная Псалтирь предполагает возможность замены канонов и акафистов Иисусовой молитвой и поклонами

В духе этого указания по благословению духовника упомянутое правило может быть заменено иными молитвословиями.

Поскольку литургия есть вершина всего богослужебного круга, присутствие на предваряющих ее службах – в первую очередь, вечерне и утрене (или всенощном бдении) – является важной частью подготовки к принятию Святых Тела и Крови Христовых

Духовник или исповедующий священник в случае, когда человек отсутствовал на вечерней службе накануне причащения или совершил молитвенное правило не в полном объеме, должен побуждать его к тщательной подготовке ко причащению, но одновременно принимать во внимание обстоятельства его жизни и возможное наличие уважительных причин. Приуготовляя себя к принятию Святых Христовых Таин за Божественной литургией чада Церкви должны собираться в храме к началу богослужения

Пренебрежением к Таинству Тела и Крови Христовых является опоздание на Божественную литургию, особенно когда верующие прибывают в храм после чтения апостола и Евангелия. В случае такого опоздания исповедающий или причащающий священник может принять решение не допустить человека к Святой Чаше. Исключение должно быть сделано для людей с ограниченными физическими возможностями, кормящих матерей, детей в младенческом возрасте и сопровождающих их взрослых

Приуготовляя себя к принятию Святых Христовых Таин за Божественной литургией чада Церкви должны собираться в храме к началу богослужения. Пренебрежением к Таинству Тела и Крови Христовых является опоздание на Божественную литургию, особенно когда верующие прибывают в храм после чтения апостола и Евангелия. В случае такого опоздания исповедающий или причащающий священник может принять решение не допустить человека к Святой Чаше. Исключение должно быть сделано для людей с ограниченными физическими возможностями, кормящих матерей, детей в младенческом возрасте и сопровождающих их взрослых.

По окончании Божественной литургии христианин должен выслушать в храме или прочесть благодарственные молитвы по святом причащении. Христианину следует всемерно стремиться к тому, чтобы, возблагодарив Господа в молитве за принятый дар, сохранять его в мире и благочестии, любви к Богу и ближнему.

Учитывая неразрывную связь причащения с Божественной литургией, духовенство не должно допускать практику, когда в отдельных храмах верным возбраняется приступать ко святому причащению в праздники Святой Пасхи, Рождества Христова, Богоявления, в родительские субботы и Радоницу.

Комментировать
0
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно