Кто такие еретики. история и значение этого слова

Кто такие еретики. история и значение этого слова

Кто такие еретики. история и значение этого слова
СОДЕРЖАНИЕ
0
0
09 января 2020

В христианстве «ересь» — это ложное учение, лишённое откровения Божьего

В христианстве слово «ересь» с веками меняло своё значение. В ранних трудах богословов можно наблюдать, что это слово сохраняет своё изначальное, нейтральное значение. Ересь — это мнение, и не больше того.

Но постепенно, с развитием богословской мысли и укреплением позиций христианства его идеологи всё больше задаются вопросом о том, что такое другие учения.

Всё яснее формируется христианское самосознание, согласно которому, только эта религия может быть верной и получившей Божье откровение.

При этом акцент делается не только на том, что христианство — единственная истинная религия, но и на том, каким именно должно быть христианство, а каким не должно.

Появляется мнение, что не только отход от догматов считается еретическим, но вольнодумство на счёт церковных устоев тоже. Скажем, неисполнение прямых указаний указов папы Римского — тоже ересь.

Католицизм выделил две разновидности ереси:

Формальная ересь:

«Ересью называется упорное отрицание после крещения какой-либо истины, в которую следует веровать Божественной и католической верой, или упорное сомнение в ней» (Кодекс канонического права).

Материальная ересь.

То есть ересь тех людей, которые не находятся в лоне католической церкви. Иноверцы и атеисты не могут быть истинными еретиками, так как никогда и вникали в католическое вероучение, а значит, и осуждать их нельзя так же, как католиков.

Важным этапом стали церковные расколы, в процессе которых каждое христианское течение сохранило за собой право определять, что же именно оно считает ересью, а что нет. В связи с этим представление о ереси в христианском мире немного отличается.

Меры против еретиков тоже принимались самые разные. От простого осуждения до казней и пыток. Во многом это завесило от полномочий, которыми обладала церковь.

Зачем нужна догматика?

— Что такое ересь — «свобода» богословского, философского творчества или просто ошибка?

Подлинная свобода — это свобода от греха и пребывание в Святом Духе, Духе Истины, Который сохраняет человека от заблуждений. Если ересь — проявление свободы творчества, то тогда богословие отцов Церкви проявление чего? Впрочем, свобода может стать основанием самых разных поступков, как добрых, так и злых.

Ересь — это не просто ошибка или заблуждение, в которое впадает человек из-за незнания или неверного вывода. Ересь — это сознательное и упрямое искажение Священного Предания, подрыв фундаментальных истин православной веры, такое пагубное их искажение, которое препятствует спасению.

— Как могут быть связаны догматические формулировки со спасением, ведь по сути это всего лишь формы мысли? Как и почему форма мысли влияет на спасение?

— Не надо забывать, что речь идет о Боге. Догматические формулировки — это не просто формы мысли, а некий словесный образ, направляющий нас к Первообразу и предостерегающий от искажения истины. Вспоминается евангельское выражение «ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12: 37), которое часто понимается как предостережение от суесловия, от невоздержанности языка. Но если вспомнить контекст этих слов Спасителя, то увидим, что сказаны они как продолжение предостережения от «хулы на Духа Святого» и, таким образом, относятся не к простым бытовым ситуациям, когда действительно можно наговорить лишнего, а именно к богословию! Догматические формулировки предостерегают и направляют нас — наш ум, нашу волю, наши чувства — к Богу, служат нам ориентиром на этом пути. Так получается, что — да, от слов о Боге, с которыми согласно и сердце, зависит наше осуждение или спасение.

Конечно, догматическое богословие — это в том числе и форма мысли, то, что принадлежит к интеллектуальной культуре, но главная его цель — вести человека к спасению. Неправильная вера ведет к неправильному духовному опыту и, как следствие, заблуждению и прелести. Догматика — это не отвлеченное мудрствование, не теоретические абстракции, это путь к спасению. Умственное богословское заблуждение всегда отражается на практике, именно поэтому ересь опасна! Бывали случаи в истории Церкви, когда богословские споры разгорались прямо вокруг какого-то практического вопроса: так, если мы вспомним историю византийских Паламистских споров XIV века, то эти вроде бы исключительно теоретические дискуссии вокруг природы «божественного света» разгорелись в первую очередь вокруг афонской практики «умной молитвы» и в итоге позволили богословам обосновать и защитить афонскую монашескую традицию исихазма и созерцания нетварного божественного света.

Если человек идет в неверном направлении, через некоторое время он неминуемо окажется в тупике. Это объективная реальность, человек в принципе может и не пропагандировать какую-то ересь, но быть еретиком, его заблуждения все равно рано или поздно дадут свой плод, обнаружат себя печальными последствиями.

— Ересь — это в первую очередь «умственное» заблуждение? Семинарист с двойкой по догматическому богословию — еретик?

— Ну, такой человек уже, как правило, не семинарист… (Смеется.) Здесь вопрос не в том, может ли человек выразить свою веру, а в том, осознанно ли он отвергает церковное учение, противопоставляет ли он свое понимание церковному? Большинство еретиков были очень умными людьми и строгими аскетами, но отрицали церковное учение. Причем отрицали на очень высоком интеллектуальном уровне: Аполинарий, Несторий… Именно поэтому мы объясняем своим студентам, что не столько теоретические познания в области богословия, сколько опыт церковной жизни, опыт жизни в Духе Святом предохраняет от ошибок.

ДОГМАТЫ И КАНОНЫ

Догматы можно понимать в нескольких значениях. Чаще всего говорят о догматах как богословских формулировках основных положений христианской веры. Например, Символ Веры полностью состоит из таких догматов. Эти догматы-определения обсуждались и утверждались на соборах. Кроме тех, которые вошли в Символ Веры, есть и другие, например, об иконопочитании и о божественных энергиях (о благодати). В таком смысле догмат это определение (по-гречески орос).

Эти догматы-определения не существуют отдельно от всей полноты учения Церкви. Поэтому в первом и главном значении догматы это православная вера, выраженная в словесных формулировках человеческого языка. Кроме того догматы это также реальность, на которую эти формулировки – символы веры – указывают. Словесные определения соответствуют Божественной реальности и причастны ей так же, как иконы, то есть реально. Чтобы понять догмат и получить от него пользу, нужно быть самому хоть сколько-то причастным этой реальности. Другими словами, смысл догматов раскрывается только через нашу веру.

Поскольку материалом догматов является человеческий язык, то, как и в случае с иконами, они появлялись (формулировались) в определенный исторический момент. Потребность выразить православное учение в точных формулировках возникало всегда с конкретной целью — оградить верных Церкви от возникшей ереси. Святые отцы обсуждали эти формулировки и принимали их как точное исповедание веры, чтобы определить границы, выходя за которые, попадешь в ересь (то есть начнешь мыслить о Боге и спасении неправославно). В этом смысле и ересь (как отступление от чистоты веры) и истинное учение могут существовать и существуют до всяких догматов, а догматы-определения только называют их своими именами: здесь ересь, а здесь православная вера.

READ  Картинки «с вербным воскресеньем!», красивые гифки, открытки, поздравления

Каноны — это церковное право, правила, по которым живет Церковь. Каноны можно назвать описанием анатомии и физиологии церковного организма. Это описание в разной степени учитывает внешние условия, в которых находится Церковь в конкретный исторический период. Каноны следуют из свойств, учения и предания Церкви и, следовательно, из той Божественной реальности, которую Церковь воплощает. Поэтому хотя каноны могут устаревать в историческом развитии и заменяться новыми, это не означает, что в них можно не разбираться или не соблюдать в церковной жизни.

Подробнее о догматах

Ереси с точки зрения различных неправославных христианских конфессий

С точки зрения традиционных конфессий
Учения Католицизм Традиционный протестантизм Древневосточные церкви
Лютеранство Кальвинизм Англиканство Ассирийская Церковь Востока Древневосточные «православные» Церкви
Первохристианские Гностицизм Да, ересь
Монтанизм Да, ересь
Антитринитарные Арианство Да, ересь
Македонианство Да, ересь
Тритеизм Да, ересь
Филиокве Нет, не ересь Нет, не ересь (с оговорками) Да, ересь
Модализм Да, ересь
Дохалкидонские христологические Аполлинарианство Да, ересь
Миафизитство Да, ересь Нет, не ересь (с оговорками)
Несторианство Да, ересь Нет, не ересь Да, ересь
Монофизитство Да, ересь
Поздние византийские Монофелитство Да, ересь Нет, не ересь (с оговорками)
Иконоборчество Да, ересь Нет, не ересь Да, ересь
Традиционные римские Папизм Нет, не ересь Да, ересь
Панпротестантские Об оправдании только верой Да, ересь Нет, не ересь Да, ересь
О Богодухновенности только Священного Писания Да, ересь Нет, не ересь Да, ересь
О непочитании святых Да, ересь Нет, не ересь Да, ересь
Мариологические О Непорочном Зачатии Девы Марии Нет, не ересь Да, ересь
О взятии в Небесную Славу Девы Марии Нет, не ересь Да, ересь

Быть внимательным

— Часто говорят, что ересь — это только то, что осуждено вселенским собором. Но если ересь вредна сама по себе, а собора не было (уже более 1000 лет) — лжеучение нельзя назвать ересью?

— Дело не только в том, что не было уже более 1000 лет вселенского собора. Разве не было тех, кто исповедовал какую-нибудь ересь, но умер до осуждения этой ереси вселенским собором? Конечно были. Не значит же это, что они не еретики или их нельзя называть еретиками?

И после эпохи вселенских соборов появлялись новые лжеучения, ереси. Очевидно, они были не менее вредоносными или губительными. Некоторые из них оказались осуждены на поместных церковных соборах. Но сколько будет существовать мир, Церковь, столько враг рода человеческого и будет строить козни, в том числе в виде ересей. Так что мы всегда должны быть внимательны к тому, что говорят, что проповедуют и к чему призывают. Не зря же святой апостол предостерегает нас, чтобы «кто-нибудь не прельстил вкрадчивыми словами» (Кол. 2: 4).

— А где грань «непонимания», «глупости», с одной стороны, и «ереси»— с другой? Бабушки в храмах часто имеют очень экзотические представления о Православии, о природе Христа и т. п. Все эти бабушки — еретики?

— Многие из них родились и выросли в Православии, и принадлежность к Церкви по умолчанию воспринимается ими как нечто само собой разумеющееся. При таком отношении в «тонкости» не вникают. Все эти «экзотические» представления скорее есть следствие незнания подлинной традиции, а не сознательного противления учению Церкви. Таких людей Церковь прежде всего должна наставлять, просвещать. Часто бывает, что простые прихожане имеют неправильное представление, но после объяснения спокойно осознают неправоту и принимают церковное учение. Мы хорошо понимаем, что не все наши прихожане владеют догматической терминологией, но я думаю, что в принципе можно пусть и не уметь объяснить суть собственной веры, но веровать при этом православно. Переживать правильный духовный опыт. Человек может иметь правильную духовную жизнь, но не владеть какими-то богословскими, философскими терминами, и наши прихожане — большинство в принципе верят так, как верит Церковь, все они знают наизусть Никео-Цареградский Символ веры, который поется за каждой литургией, и для них этого достаточно. Да, кто-то приходит в храм и не понимает, но со временем растет и степень осознания богословских определений своей веры.

— Есть такое выражение, как «простецкое богословие», зачем церковному учению вообще необходимо «теоретическое», богословское измерение? Может, чтобы не впадать в ереси, «от греха подальше» лучше вообще не вникать в эти тонкости?

— Это ложный путь, Апостол Павел говорит, что служение Богу должно быть разумным (Рим.12:1), хотя все и не сводится только к разуму.

— Нарушение традиций, например богослужебных: языка или способа чтения тех или иных текстов — это ересь?

— Нарушение богослужебных традиций может происходить по разным причинам: от тривиального нерадения до обновленческого пафоса.

В особых случаях такое нарушение может быть литургическим следствием ереси, как это и происходит, например, в протестантских деноминациях.

— Есть мнение, что существует потребность в переводе православной догматики на более современный философский язык. Святые отцы говорили на языке античной философии, современном для того времени, а сегодня этот язык сильно изменился. Или язык догматики неизменен?

— Язык богословия — это язык человеческий, и он имеет свои ограничения, но я все-таки не сторонник такого перевода. Ведь в богословии мы всегда говорим о тайне, имеем предметом своего обсуждения вещи таинственные, и я не думаю, что у нас есть сейчас такие духовные силы, чтобы подвергнуть этот язык ревизии. Это принесет не ясность, а только новые разделения.

Дмитрий РЕБРОВ

Это интересно: Что такое фарисейство и кто такие фарисеи?

Борьба с ересью

Отношение евреев к ереси всегда было тесно связано с заботой о внутренней устойчивости общины и ее отношениях с внешним миром. Еретики представляли собой не только духовную, но и политическую опасность, поскольку они могли навлечь гнев властей на всех евреев.

Преследование еретиков обычно оправдывалось необходимостью оградить еврейский народ от пагубного влияния тех, кто высмеивает Тору и мнения законоучителей. Однако принятию энергичных мер против еретиков часто препятствовало стремление не допускать раскола среди еврейского народа. Примером борьбы с ересью может служить энергичная полемика Саадии Гаона против караимов.

Ввиду отсутствия в еврействе центрального авторитета, который определил бы понятие «ересь» и меры, направленные против ее носителей, виновность в ереси устанавливалась в средние века отдельным раввином, общиной или группой общин.

Меры борьбы с ересью

Мерой борьбы с ересью был херем (отлучение), запрещавший общение с еретиком, брак с ним, а также лишавший его права на погребение согласно еврейскому обряду. Поскольку херем имел силу лишь в пределах налагавшей его общины или области, находившейся под юрисдикцией объявившего его раввина, после провозглашения херема текст обвинения рассылался выдающимся религиозным авторитетам с просьбой утвердить его.

Раввины, не причастные к событиям и зачастую находившиеся вдали от места провозглашения херема, могли счесть обвинения в ереси недостаточно обоснованными или предпочесть сохранение мира в общине преследованию еретиков. Даже в тех случаях, когда отлучение какой-либо группы (например, караимов) формально одобрялось всеми, общины практически игнорировали херем и сохраняли мирные отношения с отлученными.

READ  Псалом давида 16 на русском и церковнославянском языках

Ересь может дать начало секте, а позже — религиозной традиции

Ересь искажает традиционное учение, отходит от него. Справедливо называть ересью те философско-религиозные школы, которые, оставаясь в лоне традиции, позволяют себе вольные, противоречащие канону интерпретации вероучения.

Скажем, если священник на проповеди начинает учить, что Царица Небесная — это женская ипостась верховного Бога христианства, такое мнение явно будет считаться ересью, потому что:

  • противоречит ортодоксальному учению;
  • расходится со священным Писанием и Преданием;
  • говорится при полном осознании противопоставления христианским догмам.

Но любой распространитель ереси может покаяться и отказаться от своих взглядов. Если же нет, то до тех пор, пока он со своими взглядами остаётся в лоне традиции, он считается еретиком.

Секта возникает тогда, когда некий человек противопоставляет своё учение традиционной религии и находит приверженцев. Развивая пример выше, можем сказать, что если некий проповедник, который учит, что Дева Мария — богиня, создаст организацию верующих в то же самое, она будет считаться сектой.

Формально это уже не ересь, так как учение существует уже вне традиции, а придерживается собственных, автономных догм. Само по себе слово «секта» тоже не несёт негативной нагрузки, хотя в настоящее время это мало кто знает.

Религия возникает на базе секты тогда, когда та официально признаётся государством. Скажем, гипотетическое общество верующих в божественность Царицы Небесной (из нашего примера) может стать полноценной религией где-нибудь в Китае, если его там признают власти. Но в то же время оно остается сектой в России, если здесь не произойдёт того же.

Собственно, именно такой путь и проделало христианство: из ереси в иудаизме оно сформировало секту и только потом, спустя несколько веков, стало признанной религией в Римской империи.

В православии с ересью надлежит бороться только аргументами и добротой

В православии, в его истинной природе, порицаются попытки очернять другие учения и пытаться уничтожить еретические организации. Протоиерей Олег (Стеняев) так говорит об этом:

Олег (Стеняев)

Протоирей

Но особенно полезно для православного человека прочесть то, что говорит архиепископ Иоанн (Шаховской):

Иоанн (Шаховской)

Архиепископ

Православие — это путь доброты, понимания и заботы о ближнем. Потому допустимо попытаться еретика вразумить, но если это не получилось в первые пару бесед, стоит оставить человека в покое:

(Тит. 3: 10)

3 глава послания Титу: Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся

Отношение святых отцов к ереси

Святые отцы относят еретиков к людям, нарочно отчуждающимся от религии и самой веры. От истинных христиан их отличает мировоззрение, несогласованное с ортодоксальным мнением Церкви. В собственной глубине ересь — это скрытое отвержение учения Христа, откровенное богохульство.

На заметку! Родоначальником ереси древние христианские писатели считают библейского персонажа Симона Волхва. Первое упоминание об этом человеке можно найти в «Деяниях Апостолов». В книге указывается, что Симон считал себя грандиозным существом, творящим чудеса, и «Истинным Мессией».

Когда Петр и Иоанн прибыли в Иерусалим, Волхв, увидев их божественную власть низведения на человека Святого Духа, решил купить этот дар. Апостолы отвергли Симон и обличили его, поэтому продажа и покупка священных таинств стала называться «симонией». С древнегреческого это слово переводится как «выбор» или «направление». Под ересью понимали религиозное течение или философскую школу. Например, в Библии таковыми назывались фарисеи и саддукеи.

Современные представители ереси проповедуют взгляды, которые противоречат тому, что содержится в Библии

Апостол Петр в своих посланиях предсказывал появление противоположного христианскому учению движения. Он говорил, что лжепророки были раньше, а в будущем придут лжеучители, несущие разлагающие и богохульные знания. Петр предрекал еретикам, как отошедшим от Истины и Бога, скорую гибель и ставил их в один ряд с идолопоклонниками и колдунами.

  • Определенный смысловой оттенок понятие приобретает в посланиях новозаветных апостолов. Здесь ересь считается полным противопоставление истинному (ортодоксальному) вероучению и постепенно превращается в жестокое отрицание Откровения, преподаваемое Богом. В Новом Завете понятие уже больше, чем просто направление мысли, оно нарочито стремиться исказить фундаментальные основы христианского учения.
  • С точки зрения науки аскетики — раздела богословия, изучающего возрождение в ходе подвижничества, — ересь является крайним заблуждением, которое не снижается от доказательств ортодоксального учения и становится устойчивым. В термине соединяются многочисленные порочные состояния ума (гордыня, своенравие, обольщение).
  • Святой Василий Великий точно определял суть всех еретических учений. Он считал, что подобные направления отчуждаются от православия, искажают догматы, изложенные в Священных Писаниях. Преподобный говорил о большом различии в самом способе верования во Всевышнего Творца.
  • Епископ Никодим отмечает: чтобы получить клеймо еретика, достаточно усомниться хотя бы в одном догмате христианской Церкви, не затронув при этом оснований православной традиции.
  • Святитель И. Брянчанинов считает, что еретическое учение тайно отвергает само христианство. Оно возникло уже после того, как идолопоклонство совершенно потеряло силу над умами людей. С тех пор дьявол приложил все усилия, чтобы люди не смогли полностью отдаться спасительному знанию. Он выдумал ересь, посредством которой позволил своим последователям иметь наружность христиан, но в душе богохульствовать.

На заметку! Ереси разделяют на триадологические и христологические. К первым относят монархианство и арианство, учения, подвергшиеся осуждению на первых Вселенских соборах. Сюда же относят саввеллиан, фотиниан, духоборцев, аномеев и т.д. В разряд христологических ересей ставят: несторианство, монофелиство и иконоборчество.

Во времена Реформации приходит европейский рационализм, а после вариации манихейства и несторианства.

Это интересно: Что такое чистилище и есть ли оно в православии: излагаем суть

Модализм

Тогда возникает ересь модализма. Ее озвучивали Савелий и Павел Самосатский. Ересь модализма предполагает, что есть некая единая божественная сущность (кстати, термин «единосущный» первым использует и вводит в оборот как раз Ориген). Павел Самосатский выстраивает учение о том, что Бог являет себя либо в разных ситуациях в образе Отца, Сына и Святого Духа (динамический модализм), либо во времени — как Отец в Ветхом Завете, как Сын сейчас и как Святой Дух в грядущем (исторический модализм).

Лица Троицы в модализме — это некие проявление, эпифании, силы, действия. Это не Личности в том смысле, который мы вкладываем в слово, это не субъекты действий, а некие грани, в которых проявляет себя единая сущность. Поэтому термин «единосущный» ассоциировался с этой ересью, в которой отрицается личностность Троицы и он был осужден Церковью.

Межконфессиональная толерантность

Василий не прибегает ни к каким иным мерам административного порядка. В этот период нет еще двойных иерархий. Ариане не посвящают епископов на кафедры, где находятся православные, а православные не дублируют ариан.

В наши дни пример такой толерантности, при том, что есть дискуссии, полемика и даже взаимные обвинения — это наши отношения с католиками. У нас нет кафедр с латинскими названиями, нет Римской кафедры. Большинство кафедр Русской Православной Церкви и других Православных Церквей на исторической территории Римской Церкви носит название не той местности, где служит епископ, а какой то, может, даже не существующей здесь и сейчас епархии.

Скажем, Антоний Сурожский служил-то в Англии, а Сурож — это Судак, Крым. Потому что признается по умолчанию, что Англия — это каноническая территория Рима. При всех расхождениях (а это не только догматы, это образ молитвы и благочестия — если посмотреть через призму православных отцов, он стал губительным) есть память и отношение к Римской Церкви, как к временно отошедшей от единства Православия. По крайней мере есть надежда, что католики вернутся, мы делаем все для этого.

Предисловие

В эпоху Вселенских Соборов (IV–VIII вв.) обитаемую цивилизованную вселенную-ойкумену потрясали ереси, пытавшиеся повредить догматику Православной Церкви. В результате борьбы с ними Святой Дух, руководящий отцами Вселенских Соборов, открыл им догматы (богооткровенные истины), которые ими были записаны в постановлениях как правила веры, общеобязательные и спасительные для всех. С тех пор догматика Православной Церкви представляет собой стройный и гармоничный организм – некую живую воду, целительную для души человеческой.

READ  Псалом 93

В новом времени (примерно с XIX столетия) начинаются новые потрясения для Церкви. В XX и особенно в XXI веке цунами этих потрясений нарастает. И если в XIX веке эти потрясения происходили между Церквями определенных народов, то сегодня они угрожают единству Вселенской Церкви новым великим расколом, подобным расколу 1054 года, разделившим Церковь на православный Восток и католический Запад.

Это потрясение имеет название – этнофилетизм.

О нем мы с Божьей помощью и поговорим, изучим его, как студенты мединститута изучают болезнь, чтобы бороться с этой хворью в самих себе и в обществе.

Что такое ересь?

Фото: Pavlovsk-xram.ru

Ересь – это утверждение или учение, которое противоречит вероучению православной Церкви и сознательно искажает Православные догматы (догмат – фундаментальная истина православного вероучения), препятствующее спасению.

В аскетике (исцеление падшего человеческого естества в процессе подвижнической жизни) ересь – крайняя степень прелести (состояние омрачения, самообмана, очарование, возникающее из-за воздействия кого-то или чего-то, в том числе бесовских сил). Еретическое учение соединяет в себе многочисленные страстные состояния: самообольщение, гордость, своенравие, непокорство, мнение и так далее.

К ереси относится учение, не касающееся догматов, но отвергающее жизнь по заповедям, так как оно только кажется не враждебным христианству, а на самом деле вносит смуту и разномыслия, разрушая изнутри Церковь, лишая Ее мира и единства. Поэтому преподобный Серафим Саровский просил Мантурова передать старообрядцам, чтобы «они вернулись ко Христу».

История

Итак, лексическое значение слова «еретик» можно определить так: это сторонник веры или теории, которая сильно противоречит установленным убеждениям или обычаям, в частности церкви или религиозной организации.

Термин «ересь» сформировался для обозначения дивизий, расколов и фракций, которые придерживались разного мнения в ранней церкви. По мере роста и развития христианства церковь установила основные учения веры. Эти основы можно найти в «Апостольском кредо» и «Никейском кредо». Однако на протяжении веков богословы и религиозные деятели предлагали отличные от устоявшихся доктрины, противоречащие установленным христианским убеждениям.

Чтобы сохранить крепкое положение последних, церковь выделяла людей, которые проповедовали то, что некоторые идеи представляют собой угрозу для христианства. Незадолго до этого так называемые еретики были заклеймены не только как враги церкви, но и как враги государства. Преследование стало широко распространенным, поскольку Папой была разрешена инквизиция. Эти расследования часто приводили к пыткам и казни невинных жертв. Тысячи людей были заключены в тюрьму и сожжены на костре.

Что это такое

Еретик — это человек, который проповедует лжеучение, принимая его за истину. Обычно термин используется в религиозном смысле. Зачастую различие его толкований может показаться незначительным для посторонних, но нередко это вопрос жизни и смерти для верующих людей.

Происхождение слова

«Ересь» в переводе с греческого αἵρεσις означает «направление», «выбор» или «течение». Термин, используемый в еврейском, исламском или христианском контекстах, подразумевает разные значения в каждом из них. В иудео-эллинистической культуре так обозначались философские или религиозные направления, школы и течения. Например, так называли религиозно-политические партии саддукеев и фарисеев. Лидер или основатель еретического движения — ересиарх, а люди, поддерживающие это учение — еретики.

Значение понятия по Библии

В Новозаветных апостольских посланиях понятие приобретает иной смысловой оттенок: в писаниях оно упоминается редко и в большинстве случаев означает принадлежность к сектам, противопоставление правильному вероучению, отрицание истины Божественного Откровения.

Библейские значения слова «ересь»:

  1. Утверждение, концепция или учение, противоречащее вероучению Церкви.
  2. Заблуждение относительно православных догматов, поддерживаемое сознательным упорным противлением Истине.
  3. Намеренное искажение православной догматики.

Современное определение

В широком смысле — это любое мнение, противоречащее общепринятым обычаям или верованиям. Термин используется также в отношении человека, пропагандирующего взгляды, категорически противоположные общепринятым идеям, а не только для обозначения нарушения в трактовке религиозных учений.

Первоначальный смысл определения в истории — это ошибка в вопросах веры, фиксирующаяся в чьем-либо учении или мнении, появившемся внутри Церкви. В философии — еретичными называются учения, отрицающие веру в Христа, в котором нераздельно соединились совершенный человек и совершенный Бог (по В. Соловьеву).

Полемика с Оригеном: Арий

В развитии полемики с Оригеном появляется замечательный мыслитель — Арий, тоже представитель антиохийской традиции. Споры, порожденные им, шли полтора столетия. Он создал для Церкви целую серию очень серьезных проблем. Поначалу Арий был ревностным борцом с оригенизмом.

Для Оригена Бог — Творец, Он вечно творит мир. Он вечно рождает Сына и вечно творит вечного же злого духа. Если творение совечно отцу, то имеет место учение о двух началах — дуализм. Творение наделяется божественными свойствами.

Арий как человек более близкий к библейской традиции, естественно, протестует против этого. Он говорит, что творение есть акт. Это точка начала, до которого творения не было, а Бог был. Арий четко разводит эти категории.

Но после Оригена есть четкая связка, что Сын и Дух — это орудия, благодаря которым Отец присутствует в этом мире, создает и творит его.

Соответственно, если творение не вечно, если оно приходит вместе со временем, то, соответственно, и Сын, и Дух, будучи инструментами, приходят тогда же.

Арий отрицает единосущие Сына и Духа Отцу. Сын и Дух Отцу не единосущны, то есть они — только высшие творения Бога-Отца. Они сохранили верность Богу и не отпадают от Него.

Частное мнение богословов — это не ересь

Существует такое понятие — теологумен. Это мнение, высказанное кем-то из богословов. Перепутать его с ересью легко, поскольку частное мнение:

Не подтверждается Священным Писанием или Преданием.
Не является обязательным для христиан.

Но частное мнение имеет пару отличительных признаков:

Не противоречит Священному Писанию и Преданию.
Не преподносится как истина.

Суть этого явления в следующем. Есть некий автор, уважаемый богослов. Он рассуждает о важных вопросах вероучения и доходит до момента, на счёт которого не существует христианских догматов. Например, он приходит к заключению, что должен быть десятый ангельский чин и к нему относится архангел Михаил.

Богослов должен признать, дыбы не стать еретиком, что может ошибаться

Священное Писание и предание ничего не говорят на сей счёт, так что подтвердить или опровергнуть мнение богослова нельзя. Это отличает его от ереси, так как ересь вступает в прямое противоречие с догматами, нарушает их.

Но чтобы богословское мнение стало таковым, нужно,

чтобы автор этого высказывания сам признал, что его версия — частная и не может быть общепринятой.
чтобы высказывание укладывалось в сведения из Священного Писания и Священного Предания.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Войти с помощью: 

  • http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/chto-takoe-eres-i-chto-ona-znachit-v-pravoslavii.html
  • https://ikona-i-molitva.info/chto-takoe-eres-v-pravoslavii/
  • https://pravoslavie.guru/slovar-terminov/kto-takie-eretiki-istoriya-i-znachenie-etogo-slova.html
  • https://hranitel.club/1189-eres
Комментировать
0
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно