Экуменизм в религиях
Религии, в большинстве своем, на протяжении веков занимали позицию отрицания по отношению к идеям экуменического типа.
В православии
Православные священники, принимавшие участие во Всеправославном совещании, высказали резко негативную оценку этому движению. В то время их поддержали и представители Зарубежной Русской православной церкви.
Сегодня Православие одна из самых консервативных ветвей христианства, хотя представители РПЦ готовы к межконфессиональному диалогу, несмотря на утверждение о том, что лишь Православная вера обладает полной божественной благодатью.
В такой трактовке это выглядит, как назидание другим конфессиям: необходимо покаяться и вернуться в лоно истинной религии.
По мнению представителей Московского патриархата, в настоящее время экуменическое течение находится в состоянии кризиса, причиной которого являются православные консерваторы. На последнем заседании Всемирного совета представители всех православных поместных церквей сделали заявление о том, что необходимы коренные перемены в деятельности ВСЦ и всего движения.
Проходит время, а изменений в сближении богословских позиций, налаживании диалога между верующими нет. Однако понемногу православная общественность начинает приходить к пониманию, что диалог между разными конфессиями жизненно необходим, в противном случае есть один вариант — война.
В католицизме
Официальная позиция католической церкви зиждется на том, что она позиционирует себя как единственную христианскую религию, которая обладает всей полнотой истинной веры. Основная задача католиков — распространение папской власти и умножение числа приверженцев своей веры.
Римско-католическая церковь не являлась и не является членом Совета. Но принимает участие в некоторых мероприятиях. Католики в настоящее время активно участвуют в экуменическом диалоге, пытаясь быть толерантными. Однако они всегда стараются занять позицию над оппонентом, а не рядом с ним, и всегда связывают любую свою деятельность с собственной миссионерской инициативой.
В протестантстве
С течением времени в протестантской среде появилась «теория ветвей», в которой делались предположения, что все христианские религии представляют собой ветви одного дерева. А также «теория догматов», в соответствии с которой признавались важными основополагающие постулаты вероучения, а вторичные были оставлены на личное усмотрение верующего. Как продолжение этих веяний появилась экуменическая идеология, которая предполагает либо синкретическое сочетание конфессий, либо нахождение определенного минимального фрагмента религиозного учения, общего для всех.
В целом, протестанты принимают существующее разделение христианства. Единство в данном случае может выражаться в достижении согласия в принципиальных вопросах вероучения. По остальным теологическим вопросам они предоставляют представителям других конфессий свободу выбора, считая, что «единство не значит единообразие».
В сектах и других конфессиях
Кроме крупных конфессий, в экуменическое течение влились различные религиозные группы и секты:
- мормоны;
- свидетели Иеговы;
- ассирийская церковь Востока и т.д.
Для многих религиозных общин — это возможность установить диалог, достичь договоренностей. Однако есть и противники, выражающие против экуменических идей категорический протест. Например, православное молодежное движение «Соборяне». Его представители отстаивают позицию о «Едином Всевышнем», недопустимости контактов с «инославными» и догматическую чистоту Православия.
Источники
- ↑ , с. 265.
- ↑ .
- Селезнев, Н. Н. Западносирийский книжник из Арфāда и иерусалимский митрополит Церкви Востока: «Книга общности веры» и её рукописная редакция на каршуни // Символ 58: Syriaca & Arabica. — Париж-Москва, 2010. — С. 34-87.
- ↑
- ↑ Архиеп. Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. — М: Институт русской цивилизации, 2012
- см. «Журнал Московской Патриархии» (ЖМП), специальный номер, 1948 г.
- ↑
- ↑
- «Журнал Московской Патриархии» (ЖМП). 1980, № 9, стр. 8.
- «Основные принципы отношения к инославию» (II. 7).
- «Основные принципы отношения к инославию»
- ↑
- Основы социального учения Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня России. — Москва, 2009. — С. 240–253. — 288 с. — ISBN 978-5-86847-666-2.
- Церковное руководство Церкви адвентистов седьмого дня. — 2010. — С. 161.
Преследования других религий и христианства
Мировая история и история христианства содержит множество историй нетерпимости (и многие из них нелицеприятные), когда были преследуемы христиане различных ветвей. Одной из наиболее страшных страниц в христианстве стала Варфоломеева ночь, когда католики вырезали множество гугенотов и воды Сены в Париже стали красными от их крови.
Нетерпимость в христианском мире понятие распространенное и чаще всего обусловленное богословскими и историческими отличиями.
Гонения на христиан первых веков
Если погрузиться в историю христианства и мучеников первого века станет ясно, что римские правители были своего рода экуменистами — они требовали от христиан признания всех религий равными, на что те отказывались и шли на казнь. Будучи толерантными к множеству языческих религий, правители ждали этого же от христиан. Но христиане утверждали (и до сих пор утверждают), что нет Бога, кроме Господа Иисуса Христа, а другие боги — это языческие идолы.
Позже, с признанием христианства как официальной религии в Римской империи началось преследование и уничтожение проявлений иных религий — уничтожались храмы и идолы, сжигались библиотеки. Это наблюдалось на протяжении всей истории христианства. Даже крещение Руси князем Владимиром — это насилие над людьми и проявление нетерпимости.
Сегодня нет такой явной агрессии к представителям другой веры, по крайней мере, открытых столкновений и актов вандализма. Однако пренебрежительное и агрессивное отношение все же присутствует, как и много веков тому назад. Это происходит из множества различных конфессий, каждая из которых убеждена — ее вера в Христа наиболее верная и она является носителем Христовой благодати, а также спасения.
Важно! Переход в иную церковь считается отпадением от истинного учения, поэтому как такового реального экуменизма в мире сегодня нет
Критика[ | ]
Одним из первых, кто запретил участие в экуменическом движении своим чадам, был Архиерейский Собор РПЦЗ 1938 года:
Православные христиане должны сознавать Святую Вселенскую Православную Церковь единой и единственной истинной Церковью Христовой. Поэтому Православная Русская Зарубежная Церковь воспрещает своим чадам участие в экуменическом движении. |
Архиепископ Серафим Соболев на московском Всеправославном совещании (1948) сказал:
…памятуя сущность и цели экуменизма, всецело отвергнем экуменическое движение, ибо здесь отступление от православной веры, предательство и измена Христу. Экуменизм ещё не будет торжествовать своей победы, пока он не заключит все Православные Церкви в своё экуменическое вселенское кольцо. Не дадим ему этой победы! |
Авторитетный православный богослов архиепископ Аверкий (Таушев) резко отрицательно относился к экуменическому движению: «модернисты-либералы, непрошенные „реформаторы“ Православия, каких уже немало во всех Православных поместных Церквах, создали для себя как бы единый фронт, включившись в так называемое экуменическое движение, ставящее себе якобы задачей объединить всех христиан во „Единую Церковь“, переставшую будто бы по греховности людей, вследствие оскудения духа любви существовать на земле. ..вхождение в эту организацию православных противоестественно, и не только противоестественно, но и порочно и преступно».
При митрополите Филарете (Вознесенском) в РПЦЗ сформировался взгляд на экуменизм как на «ересь ересей». В 1967 году на Архиерейском соборе РПЦЗ архиепископ Виталий (Устинов) (первоиерарх РПЦЗ в 1986—2001 годы) отозвался об экуменизме в своём докладе следующим образом:
Экуменизм есть ересь ересей, потому что до сего времени каждая отдельная ересь в истории Церкви стремилась сама стать на место истинной Церкви, а экуменическое движение, объединив все ереси приглашает их всех вместе почитать себя единой истинной Церковью. |
В 1983 году в Чин торжества Православия при митрополите Филарете в РПЦЗ на Архиерейском соборе была внесена анафема на «экуменизм»:
Нападающим на Церковь Христову и учащим, что она разделилась на ветви, которые отличаются между собою своим учением и жизнию, и утверждающим, что Церковь не существовала видимо, но от ветвей, расколов и иноверий, должна соединиться во едино тело; и тем, которые не отличают истинного священства и таинств Церкви от еретических, но учат, что крещение и евхаристия еретиков достаточны для спасения; и тем, которые имеют общение с этими еретиками или содействуют им, или защищают их новую ересь экуменизма, под предлогом братской любви и объединения разделённых христиан — Анафема. |
В 2007 году РПЦЗ вошла в состав РПЦ на правах самоуправляемой части, восстановив общение с другими поместными церквами.
Подобная анафема на экуменизм была произнесена и на соборе Русской православной старообрядческой церкви в 2007 году:
2. Об определении понятия «экуменизм» и об отношении Церкви к экуменизму 2.1. Экуменизм является совокупностью еретических учений и утверждает возможность спасения в других вероисповеданиях, размывает границы Церкви и разоряет её канонический и литургический строй. 2.2. Современный экуменизм стремится к созданию некой «общей религии» на основе существующих вероисповеданий и, являясь инструментом глобализации, ведет к уничтожению истинных духовных ценностей.
2.3. Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь отвергает экуменизм и анафематствует его. |
Ряд церквей, относящих себя к православию, но не состоящих в общении с мировым Православием (Истинно-православные церкви, Старообрядческие церкви и согласия, Старостильные церкви и др.), считают недопустимым участие православных христиан в любых совместных молитвах с представителями иных конфессий. Экуменизм объявляется ими одной из основных причин для их отделения от церквей мирового православия, признаваемых ими еретическими и отпадшими от Православия.
Епископ Диомид (Дзюбан) при своем разрыве с РПЦ одним из оснований для этого разрыва объявил совершение патриархом Алексием II «экуменических молитв с еретиками».
Архимандрит Рафаил (Карелин) дал такую оценку православным сторонникам экуменизма:
ЭКУМЕНИЗМ
Экуменизм в положительном смысле — церковное движение, направленное на обращение еретичествующих церковных организаций в православную веру и, как следствие, достижение с ними , либо направленное на уврачевание .
Экуменизм в отрицательном смысле (экуменизм как ) это воспринятие псевдоцерковной организации в качестве части Церкви (Тела Христова) и признание в такой организации наличия благодати, то есть обоживающих действий Бога в пребывающих в ней верующих. В том числе, это признание действительности совершения таинств, в особенности Евхаристии, в других конфессиях. Такое признание может выражаться как в вероучительных заявлениях, так и в практическом поведении по отношению к клирикам и верующим этой организации (участие в их богослужениях, совместные молитвы, получение благословений от клириков, иное поведение, демонстрирующее, что данная организация воспринимается как Церковь).
Ересь экуменизма основана на неправославном представлении о Церкви, при котором границы Церкви не зависят от исповедуемых в ней и соблюдения церковных канонов.
К экуменизму в этом смысле не относится другое повседневное поведение и общение с инославными, не касающееся церковных действий.
Экуменизм – грех и ересь?
Большинством представителей Православной Церкви экуменизм в любых его проявлениях признается ересью, и даже не просто ересью, а сверх-ересью (Константинос Муратидис). Впрочем, отдельные православные богословы считают, что не все так однозначно.
Андрей Кураев
Например, диакон Андрей Кураев говорит — экуменизм не является еретическим движением, если понимается прежде всего, как межконфессиональный диалог, обмен культурным, богословским опытом. Эти тенденции о. Андрей считает исключительно положительными и необходимыми для сближения между церквями.
По его мнению, экуменизм опасен только в одном случае: если он утверждает, что Христовой Церкви на земле еще нет. Что создание настоящей Христовой Церкви возможно только сейчас, в результате объединенных усилий представителей трех христианских конфессий (или, как вариант, — основных мировых религий). Если все-таки придет время нашего объединения с католиками, то это будет объединение на базе православной догматики (а не литургики).
Экуменизм и глобализация глазами Православной Церкви
Некоторые представители РПЦ полагают, что экуменизм – это порождение глобализации, и очень не любят и то, и другое. Глобализация в глазах РПЦ – это стирание границ, приводящее в результате к стиранию уникальности, уничтожающее народ.
Глобализационные тенденции, поддерживаемые экуменизмом, в конце концов лишат русский народ корней, уничтожат его память и культурную и религиозную идентичность. Экуменизм, как и глобализация, признаны страшной духовной болезнью XX века, угрозой Православной Церкви и верующим людям.
Экуменизм патриарха Кирилла
РПЦ – сегодня крайне консервативная организация, замкнутая и склонная к изоляционизму. Патриарху постоянно приходится выдерживать жесткую критику в результате любого экуменистического жеста, будь то участие в экуменистическом съезде, поздравление католиков с Пасхой или Патриарх признает, что сделать РПЦ более открытой к диалогу пока что не удалось.
Экуменисты в Православной Церкви
Несмотря на столь серьезное противостояние в современной РПЦ экуменистическим тенденциям, ростки экуменизма в Православной церкви все-таки присутствуют, в основном на уровне участия в экуменистических конференциях и совместных молитвах, диалогах с другими религиями.
Последним таким событиям стало участие представителей РПЦ в Форуме «Молитва о мире», 6-9 сентября 2015 года, организованном католической Общиной святого Эгидия.
Особенное значение имеет межконфессиональный диалог в местах компактного проживания христиан и представителей других религий (например, в народных республиках). Однако эти события не оказывают значительного влияния на общую позицию РПЦ, которую она занимает в том числе и в публичных проповедях.
Экуменизм в христианстве
Хоть основные постулаты движения окончательно сформировались лишь в XX веке, идея о том, что все христиане должны быть вместе впервые упоминалась еще в эпоху Средневековья.
Главную организацию экуменистов, названную Всемирным советом церквей, основали в 1948 году в Нидерландах, также на началах протестантизма.
Экуменисты выступают за:
- объединение различных христианских течений одной церковью;
- совместное служение;
- общую миссионерскую деятельность;
- совместные священные обряды церковных Таинств.
Экуменизм можно считать проявлением либерализма и модернизма в религии.
Отношение к экуменизму
Среди христианских конфессий нет однозначного мнения насчет деятельности экуменистов. Часть из них поддерживает основные идеи движения, в то время как другие считают эту идеологию разрушительной и подлежащей искоренению ересью.
В православии
Православная церковь в Константинополе принимает активное участие в движении еще с XV века. Идеи объединения тепло принимаются её последователями. В 1920 году Константинополь издает документ-обращение ко всем христианам мира, в котором мотивирует к сближению, несмотря на различия
В качестве важного этапа сближения предлагалось унифицировать церковный календарь, чтобы отмечать все религиозные праздники в те же дни. Однако, идея не была реализована
Что касается РПЦ, экуменизм отвергался ею вплоть до 1960 года, когда пост митрополита занял Никодим Ротов, всецело поддерживающий движение. С того времени РПЦ разделяет идею сближения христиан, но отказывается от создания единых норм богослужения.
Обе церкви состоят во Всемирном совете церквей.
В католицизме
Католическая церковь умеренно поддерживает идеи экуменизма. Её представители согласны с тем, что конфессии должны быть в близких дружеских отношениях, взаимно обогащая друг друга.
Однако католики решительно против упразднения отличий в проводимых разными церквями службах. Вместо этого проповедуется взаимное уважение к традициям других.
Церковь считает православных христиан наиболее близкими братьями. Участие в обрядах таинства и служении разрешается как католикам в православных церквях, так и наоборот.
В Англиканской церкви
Англиканство — конфессия, которая участвует в экуменистическом движении активнее всех остальных. Часть англиканских церквей допускают к участию в таинствах всех христиан, прошедших обряд крещения.
Во время служения проповедники англиканства провозносят молитвы о здравии не только англикан, но и представителей всех течений, включая лидеров Католической и Православной церквей.
В Церкви адвентистов седьмого дня
Адвентисты седьмого дня разделяют экуменистические взгляды. Они открыты к сотрудничеству с другими конфессиями и проповедуют главенство христианской любви над межцерковными отличиями в течениях. В 1926 году был принят документ в духе экуменизма, утверждающий необходимость ведения открытого диалога с представителями других конфессий.
Как и католики, адвентисты толерантно относятся к Всемирному совету церквей, но не являются его членами, а предпочитают выступать в роли наблюдателей, поддерживая не все идеи, предлагаемые советом.
Экуменизм в религиях
Экуменизм царит в различных вероисповеданиях на протяжении целых поколений. В современном обществе, где принято относиться с пониманием к чужому мнение, находится все больше сторонников идеи объединения различных христианских конфессий.
В православии
В ходе Всеправославного совещания православные священники негативно отнеслись к экуменическому движению. На тот момент их позиция получила активную поддержку со стороны зарубежных церковников. В настоящий момент в православии наблюдается преобладание консервативных взглядов, поэтому нововведение считается чем-то абсолютно неприемлемым. ПЦ призывает другие конфессии покаяться и возвратиться в лоно истинной религии.
Между тем в РПЦ выразили свою готовность пойти на переговоры, поскольку радикальный консерватизм загоняет экуменическую теорию в тупик. Это приведет к обрыву последнего моста, который помогает поддерживать открытый диалог. Активное противодействие может привести к войне среди верующих, которые относятся к различным конфессиям.
Экуменизм выражается в проведении межконфессиональных съездов и конференций
В католицизме
Римско-католическая церковь никогда не была членом Совета, однако не отказывается от возможности заявить о себе на некоторых мероприятиях. При этом она всегда на первое место ставит свои пожелания, активно продвигает папскую власть и завлекает все больше последователей в свои ряды.
Экуменический диалог активно поддерживается католиками, которые проявляют толерантность к остальным. Однако в большинстве случаев все переговоры сводятся к тому, что представители церкви стараются поставить себя выше своего оппонента.
В протестантстве
В протестантизме признают различия между конфессиями и предлагают объединиться только в главных вопросах вероучения. В процессе развития в протестантизме сформировалась теория ветвей и теория догматов. В первом случае деятели предположили, что все конфессии являются ветвями единого древа. Согласно второй теории, ценными считаются только основополагающие каноны. А вот со второстепенными вопросами человек волен определяться самостоятельно.
В сектах и других конфессиях
В процессе формирования общего течения в его канонах заинтересовались не только крупные конфессии, но также небольшие религиозные группы и секты. Многие общины расценили теорию как платформу для установления дружеских взаимоотношений.
Однако существуют ярые противники такого соединения, к которым относятся «Соборяне». Они считают любые действия, направленные на объединение, недопустимыми.
Интересная нформация
Ссылки[ | ]
В Викисловаре есть статья «экуменизм»
- Всемирный совет церквей
- Международные экуменические новости (с англ. — « »яз.)
- Новости экуменизма на сайте Радио Ватикана
- Православие и экуменизм. Хронология. Даты. Документы. 1902—1948 гг. (недоступная ссылка с 20-05-2013 — история ,копия )
- Православие и экуменизм. Хронология. Даты. Документы. 1949—1965 гг. (недоступная ссылка с 20-05-2013 )
- Православие и экуменизм. Хронология. Даты. Документы. 1966—1970 гг. (недоступная ссылка с 20-05-2013 )
- Православие и экуменизм. Хронология. Даты. Документы. 1971—1980 гг. (недоступная ссылка с 20-05-2013 )
- Православие и экуменизм. Хронология. Даты. Документы. 1981—1992 гг. (недоступная ссылка с 20-05-2013 )
- Православие и экуменизм. Хронология. Даты. Документы. 1993—1997 гг. (недоступная ссылка с 20-05-2013 )
- Православие и экуменизм. Хронология. Даты. Документы. 1998—2002 гг. (недоступная ссылка с 20-05-2013 )
- Православие и экуменизм. Хронология. Даты. Документы. 2003—2006 гг. (недоступная ссылка с 20-05-2013 )
- Православие и экуменизм. Хронология. Даты. Документы. 2007 г. (недоступная ссылка с 20-05-2013 )
- Московский Патриархат: Участие в международных христианских организациях
- 11 христианских церквей Германии (католическая, протестантские, англиканская, православные и нехалкидонские) подписали декларацию о взаимном признании таинства крещения rusk.ru
- Прот. М. Козлов Экуменизм. Аудиолекция
- Братство святого Албана и Сергия Радонежского, экуменическая организация англикан и православных христиан, англ. яз.
- Русскоязычная страница экуменической общины Тэзе (Франция)
- Интерфакс-Религия, статья «Пропитанная ложью позиция бывшего епископа Диомида приравнивает его к еретикам»
- Русскоязычная страница экуменической Комиссии УГКЦ (Украина)
Что такое экуменизм
На нашей планете более двух миллиардов христиан. Все они веруют в одного Бога, но Евангелие могут трактовать по-разному. Именно это стало причиной существования различных конфессий и церквей. Однако, некоторые христиане считают, что всем христианским религиям необходимо объединиться в единую церковь, с общими принципами и догматами.
Говоря простыми словами, экуменизм — это идеология всехристианского единства.
Основой данного течения является признание триединого Бога. Догматические мировоззрения экуменистов базируются на одном постулате: «Иисус Христос – наш Господь и Спаситель».
Значение понятия
Впервые это понятие предложили в 1937 году теологи Принстонской теологической семинарии. Данным термином пользуются для того, чтобы обозначить межконфессиональную инициативу, поощряющую более активную совместную работу между христианами.
В христианском понимании используется в значении сотрудничества Католической и Православной церкви. В современном мире экуменические идеи понимаются как идеи религиозно-философского течения либерального характера, позиционирующие объединение всех христианских конфессий в одну.
Хроники: история экуменизма
Несмотря на то что возникновение экуменизма датируют лишь 1910 годом, в начале двухтысячелетней истории христианства заведения, проповедующие сию религию, носили название экуменических соборов, а Константинопольский патриарх награждал героев «экуменическим» титулом. Тем не менее стремление ко всеобщему единству постоянно соперничало с религиозной раздробленностью, что в конечном счете привело к возникновению таких новообразований, как расколы, секты и ветви христианства. Итак, экуменизм — религия с историей.
Церковь начала поиск решения проблемы в 10 году ХХ века, когда была проведена Эдинбургская миссионерская конференция
На заседании обсуждались вопросы важности и приоритетности межденоминационного взаимодействия вопреки любым конфессиональным границам
Обозримая история экуменизма продолжилась в 1925 году. На одной из Всеобщих христианских конференций поднялся вопрос общехристианской позиции и путей ее социальной, политической или экономической пропаганды.
Спустя три года Лозанна (город в Швейцарии) приняла гостей первой Всемирной конференции «Вера и церковное устройство». Тема ее была посвящена основанию базисных христианских единств.
С лозунгами о христианском единстве прошли и последующие встречи 1937-1938 годов, в Англии и Нидерландах соответственно. На протяжении этих лет был создан Всемирный совет Церквей, чье заседание по причине начала Второй мировой войны удалось провести только по прошествии 10 лет.
Проведение двусторонних встреч и богословских диалогов Церквей с различными традициями и конфессиями можно считать главным достижением экуменизма.
Что такое экуменизм
Данное понятие пришло из греческого языка и буквальный его перевод означает обитаемый мир или вселенная. Этимология слова подразумевает такое значение слова — единая вселенная, где правит Иисус Христос.
В современном мире термин трактуют тремя разными путями:
- Диалог или общение Православной Церкви и других религиозных и нерелигиозных течений с целью миротворческих действий в мире.
- Либеральное течение, для которого характерно объединение различных конфессий в рамках одной общины.
- Синкретизм или учение об объединении всех религий в одну новую.
Если первое понятие вполне принимается Православной Церковью (далее ПЦ), то второе полностью отрицается, поскольку предполагает отвержение уже действующей единой церкви с апостольским преемством. Третье же понятие считается ПЦ полностью еретическим. Таким образом, в рамках ПЦ возможно только одно толкование термина экуменизм — это диалог с другими религиями и движениями для миротворческих действий.
Допустимо также толкование термина как сближение и диалог, но только между христианскими конфессиями, у которых есть единое представление об учении Христа.
АНАФЕМА
Публично объявленное отлучение человека от . Применяется к конкретным людям в качестве высшей дисциплинарной меры церковного наказания за тяжелые публичные прегрешения, направленные против Церкви, как правило, за или движение. Анафематствованию подвергаются также те или иные богословские утверждения. Это означает, что такие утверждения не просто ложные, но вообще несовместимы с православной верой и поэтому ведут к отпадению от нее (в ересь).
В церковном смысле слова анафема не проклинает человека (например, еретика), желая ему зла, а констатирует его фактическое нахождение вне Церкви. Если он жив, то он имеет шанс покаяться и вернуться в Церковь. В Синодике с анафемами самым известным еретикам (который должен читаться в церкви на праздник Торжества Православия в первую неделю Великого поста) уточняется, что они сами уже возложили на себя анафему. Таким образом публичное анафематствование только доводит до всеобщего сведения уже свершившийся факт их отпадения (по факту ереси) от Церкви.
Хотя еретики, подвергшиеся анафеме, отпали от Церкви — Тела Христова, вопрос об их посмертной участи остается открытым, так как судит их Бог.
Заповедь прекращать с еретиками есть уже в послании апостола Павла: еретика человека … отрицайся, ведый, яко развратися таковый, и согрешает, и есть самоосужден (Тит. 3, 10–11).
Акт публичного анафематствования не просто служит предостережением против отпадения в ересь и призывом к покаянию для тех, кто уже отпал, но становится и, своего рода, церковным законом (каноном), знание которого обязательно для епископов, священников и вообще всех тех, кто обучает народ православной . Если отсутствие предупреждающего сигнала «анафема» могло служить смягчающим обстоятельством для отпавших, то наличие анафемы служит отягчающим обстоятельством для тех, кто, зная о ней, решился ей пренебречь, а также для тех, кто не потрудился о ней узнать.
Отношение Православной Церкви к экуменизму
И конечно православная Церковь является наиболее консервативным ответвлением христианства. Все новые тенденции в РПЦ воспринимаются с подозрением и, как правило, оказываются отвергнуты большинством, блюдущим чистоту традиций и веры. Тем не менее, РПЦ состоит в ВСЦ с 1959 года и на формальном уровне поддерживает межконфессиональный диалог.
Из принятых в 2000 году «Основных принципов отношения РПЦ к инославию» (опубликованные в том числе на сайте patriarchia.ru) можно сделать вывод: безусловно, только Православная вера обладает полной Божественной благодати, несет в себе внутреннюю красоту и гармонию.
Католики и протестанты «повреждены», но «не отпали окончательно». На путь Божественной истины их может наставить только «покаяние, обращение и обновление».
Формулировки довольно туманные, но можно догадаться, что только обращение в Православие спасет от геенны огненной католиков (которых, напомню, в 2013 году было 1, 254 миллиардов против приблизительно 250 миллионов православных) и протестантов по всему миру. Не говоря уже, например, о 1, 25 миллиардах жителей Индии, которых иеромонах Серафим Роуз в своей книге «Православие и религия будущего» одним росчерком пера охарактеризовал как «проклятый народ».
Поддерживает ли церковь Экуменизм
Но другой дороги для заблудших душ не предвидится. Поэтому РПЦ признает необходимым вести с ними диалог, хотя бы из чистого христианского милосердия (что, впрочем, вовсе не означает, что диалог ведется на самом деле).
Впрочем, есть и менее радикально настроенные представители РПЦ, которые скромно признают, что все-таки нам, грешным, не дано знать, кто спасется, а кто нет. Но уж если спасутся православные, то только благодаря своему православию, а если католики – то вопреки своему католичеству.
Проще говоря, РПЦ в собственном восприятии и является Церковью Символа Веры – т.е. «Единой Святой Апостольской Соборной» Церковью. Т.е. экуменизм в православном восприятии – явление не только вредное, но и попросту лишнее.
Истинная Церковь Христа уже есть – это Православная Церковь. Православная Церковь никогда и не разделялась. Но если уж соединяться с «отпадшими» – то только на базе православия.
Экуменизм это новая лучшая вера или безверие?
Православные просветители говорят, что очень часто можно услышать: «Я православный, но считаю, что другие религии ничем не хуже, они равны православию».
ActionTeaser.ru — тизерная реклама
Это, скорее всего, просто очень хороший, добрый, терпимый человек, который тем не менее, вряд ли принадлежит к Православной Церкви. Легко утверждать, что «все религии равны», если ничего не знаешь о собственной религии. Как только человек начинает читать источники, иллюзия равенства, порожденная невежеством, испаряется…
Многие православные богословы (например, Н.Бердяев) говорят о том, что в интерконфессиональном сближении нет жизни, оно не обогащает, а обедняет своей механичностью. Если суждено быть объединению – то только волей Божью, а не усилиями человека.