Что такое божественная литургия?

Что такое божественная литургия?

Что такое божественная литургия?
СОДЕРЖАНИЕ
0
0
13 января 2020

Регенту

  • Божественная Литургия иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого. Для приходских храмов и духовных школ

    2,1K 

  • Божественная литургия Преждеосвященных Даров

    412 

  • Божественная литургия. Часть 1

    1,5K 

  • Божественная литургия. Часть 2

    1,1K 

  • Воскресные службы постной Триоди Е. Кустовский

    9,4K 

  • Всенощная и Литургия знаменного роспева

    576 

  • Всенощная и Литургия на 3 голоса. Д. Соловьёв

    445 

  • Всенощное бдение знаменного распева

    1K 

  • Всенощное бдение. Для приходских храмов и духовных школ

    2,3K 

  • Дирижёрская техника на клиросе Е. Кустовский

    1,5K 

  • Задавание тона на клиросе и всё, что с этим связано

    1,7K 

  • Знаменное пение прот. Борис Николаев

  • Знаменный распев

  • Литургия архиерейского чина Е. Кустовский

    2,3K 

  • Литургия. Валаамский обиход

    374 

  • Обиход знаменного пения Б. Кутузов

    1,4K 

  • Обиход церковного пения. Часть 1

    3,4K 

  • Обиходные песнопения панихиды и отпевания Е. Кустовский

    6,1K 

  • Осмогласие. Обиход (3-х голосье) СПбДА

    453 

  • Певческое наследие древней Руси в наше время

  • Песнопения Божественной и священной Литургии иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста

    1K 

  • Песнопения Божественной литургии сост. Е. Куракина

    3,2K 

  • Песнопения Всенощного бдения для трёхголосного хора сост. К. Постернак

    1,2K 

  • Песнопения Страстной седмицы Е. Кустовский

    1,6K 

  • Последование Божественной литургии и молебна с нотами учебного обихода сост. А.И. Туров

    7,6K 

  • Последование бываемое по обручении Е. Кустовский

    1,5K 

  • Последование святого елея, певаемое от седьми священников, собравшихся в церкви Е. Кустовский

    1,2K 

  • Последование служб Великого поста Е. Кустовский

    1,6K 

  • Пособие по изучению осмогласия

    1,6K 

  • Причастны недельного круга Е. Кустовский

    1,1K 

  • Прокимны Е. Кустовский

    2,2K 

  • Русское знаменное пение Б.П. Кутузов

    1,4K 

  • Тексты рядовых катавасий Е. Кустовский

    1,7K 

  • Триодь цветная для клироса (воскресные службы и значительные праздники) Е. Кустовский

    9K 

  • Троичны песни на 8 гласов Е. Кустовский

    1,3K 

  • Учебный обиход

    3,8K 

  • Церковное пение прот. Алексий Ширинкин

    204 

Структура Литургии

Последовательность Литургии:

  1. Проскомидия;
  2. Литургия оглашенных;
  3. Литургия верных.

Проскомидия

Проскомидия (греческое слово, означающее “принесение”) — в этой части литургии приготавливается вещество для Таинства. Хлеба (используется квасная просфора) и вина. Красное вино разбавляется с водой – это символизирует событие произошедшее на кресте, когда из ребра Иисуса Христа истекла кровь и вода. Также на проскомидии молитвенного поминаются здравствующие и умершие православные христиане. При этом из просфоры вынимаются частицы, которые опускаются в специальную чашу – потир. Все действия, происходящие на проскомидии, не случайны и символизируют то или иное Евангельское событие.

Литургия оглашенных

Литургия оглашенных. Оглашенные – это некрещеные люди, которые готовятся к этому Таинству. Они могут присутствовать на первых двух частях литургии. Ход литургии оглашенных направлен на подготовку к Причастию. Священник или священники, если их на службе несколько, вместе с прихожанами совершают молитву за весь мир. Также читается Апостол и Евангелие (главы, соответствуют определенному дню богослужения). После возгласа: “Оглашенные, изыдите” заканчивается вторая часть литургии и все люди, не относящиеся к православной церкви и не принявшие крещение, должны выйти. В наши дни традиция давать желающим креститься длительное время для подготовки практически не используется. Поэтому оглашенных как таковых не существует. Этот возглас носит символическое значение.

Литургия верных

Литургия верных, то есть крещеных людей, которые могут приступать к Таинству Евхаристии. В этой части литургии нужно особо внимательно сосредоточиться на молитве. Именно в это время хлеб и вино непостижимым образом становятся Телом и Кровью Иисуса Христа и верующие приступают к Таинству причастия. Во время литургии верных не нужно выходить из храма и совершать иные действия, кроме молитвы.

Схема литургии верных:

– перенесение Честных Даров с жертвенника на престол;

– приготовление верующих к освящению Даров;

– освящение (пресуществление) Даров;

– приготовление к причастию;

– причащение;

– благодарение за причащение и отпуст (молитва священника, обращенная к Богу, Богородице и всем святым, молитвами которых призывает Господа простить и спасти всех православных христиан).

Заканчивается Божественная Литургия благословением священника проповедью на ту или иную тему (чаще всего по прочитанному на службе отрывку из Евангелия). Каждый присутствующий целует крест.

Порядок проведение литургии святого Иоанна Златоуста

Фото: Roslavlep.ru

Литургия проводится в строгом соответствии с чинопоследованием, составленным еще самим святым. Данный порядок появился во времена раннего христианства, существует до сих пор. Единственное принципиальное изменение, которое произошло за это время, заключается в том, что много веков назад в храме не существовало разделения на клирос и народ, поэтому все присутствующие исполняли божественные песнопения вместе.

Сама литургия святого Иоанна Златоуста включает в себя три части:

  • проскомидия;
  • литургия оглашенных;
  • литургия верных.

Символический смысл службы является своеобразным олицетворением земного пути, который преодолел Спаситель.

Проскомидия

Фото: Soborbrest.by

Это первая часть Литургии, на которой осуществляется приготовление хлеба и вина для совершения Таинства Евхаристии. Для этого священнослужитель, проводящий божественную литургию, берет пять богослужебных просфор и вырезает из первой просфоры небольшой кусочек в виде кубика, который имеет название Агнец. Он олицетворяет собой тело Спасителя.

В чаше смешивается вода и вино. После этого достают символические частицы из остальных просфор:

  • в честь Божьей Матери;
  • в честь девяти чинов святых, называемая девятичинной;
  • частица за живых;
  • еще одна частица за умерших.

Все частицы, вырезанные из просфор, выкладывают на специальном блюде, называемом дискос. Их располагают в строго определенном символическом порядке вокруг Агнца. Последний покрывается звездицей, которая символизирует рождественскую звезду, появившуюся на небосклоне в ночь, когда на свет появился Спаситель. После этого чаша укрывается покровами.

На клиросе во время проведения этой процедуры не прекращается чтение третьего и шестого часов.

Литургия оглашенных

Фото: Eparhia-saratov.ru

Если священник вырезает просфоры в специально отведенном для этого месте, то на этой части богослужение допускается присутствие всех без исключения прихожан, в том числе оглашенных. Оглашенными называют тех, кто готовится принять Таинство Крещения.

Эта часть божественной литургии начинается со слов священника: «Благословенно Царство». После произносится мирная ектения, исполняются псалмы 102, 145 и гимн, посвященный Иисусу Христу «Единородный Сыне».

Когда открываются Царские врата, бывает Малый вход, который проводится под пение Блаженных. Происходящее символизирует выход Спасителя на проповедь. После исполнение тропарей праздника диакон просит о спасении благочестивых, затем хор исполняет Трисвятое.

Продолжается эта часть божественной литургии прокименом и чтением Апостола. Священник затем приступает к чтению Евангелие.

В некоторых случаях в этом месте священник произносит проповедь. Если она не запланирована, то сразу переходят к ектении. В ней упоминают прихожан, за которых молятся за здравие и упокой.

Эта часть литургии святого Иоанна Златоуста завершается ектенией об оглашенных, после чего все, кто готовится к данному Таинству Крещения, должны покинуть храм.

Литургия верных

Фото: Ump-saratov.cerkov.ru

Финальная часть литургии святого Иоанна Златоуста начинается с ектении, после которой хором исполняется Херувимская песнь. В ней прихожан призывают позабыть о земном, посвятив себя прославлению Всевышнего.

Происходит Великий вход с чашей, что символизирует крестный путь, который прошел Иисус. В некоторых случаях организуется просительная ектения с основными прошениями прихожан. Далее исполняется Символ веры, после которого начинается Евхаристический канон.

Прихожане, согласно установленному порядку, должны в этот момент положить три земных поклона. Далее звучит прославление Богородицы «Достойно есть». Когда завершается исполнение «Отче наш», священнослужитель поднимает чашу, начиная причастие со священников, собравшихся в алтаре.

Затем открываются Царские врата. Чаша выносится к прихожанам, начинается их причастие. К этому Таинству верующий должен подготовиться особым образом. Предварительно нужно исповедаться, поститься, читать особые молитвы.

Литургия византийского обряда

Священные сосуды, используемые за литургией (дар царевны Марии Алексеевны в Александровский Успенский монастырь)

В византийском обряде (православие и грекокатолицизм) в настоящее время служится традиционно три варианта литургии:

  • Литургия Иоанна Златоуста — совершается в течение всего года, когда не положено совершать двух остальных литургий;
  • Литургия Василия Великого — совершается десять раз в году: накануне праздников Рождества Христова и Богоявления (или в сами дни этих праздников, если они случаются в воскресенье или понедельник), в праздник Обрезания Господня и день памяти святого Василия Великого 1 января (14 января), в 1-е, 2-е, 3-е, 4-е и 5-е воскресенья Великого поста, в Великие (Страстные) четверг и субботу;
  • Литургия преждеосвященных Даров (составлена Григорием Двоесловом в VI веке) — совершается только Великим постом: в среду и пятницу первых шести седмиц поста, в четверг пятой седмицы поста, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы, а также в дни памяти первого и второго обретения честной главы Иоанна Предтечи (8 марта в високосном году, 9 марта в невисокосном году по новому стилю) и сорока мучеников Севастийских (22 марта по новому стилю), если эти праздники приходятся на период Великого Поста и не попадают на субботу или воскресенье.

Также в некоторых случаях допускается служение таких вариантов литургий:

  • Литургия апостола Иакова служится в некоторых Поместных Православных церквах (напр., Иерусалимской, Элладской и некоторых епархиях Русской) один или несколько раз в год — в день памяти апостола Иакова, брата Господня — 23 октября (5 ноября), 8 и 17 января, и в другие дни. По преданию, зафиксированному Проклом Константинопольским и потому бесспорно принимавшемуся вплоть до XIX века, Литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста являлись последовательными сокращениями Литургии апостола Иакова..
  • Литургия апостола Марка — в апреле 2007 года Архиерейский Синод Русской православной церкви заграницей, рассмотрев сообщение протоиерея Иоанна Шо о чинопоследовании Божественной литургии святого апостола Марка, счёл полезным напечатать это чинопоследование и благословил его совершение в храмах Русской Зарубежной Церкви.

Последование Литургии

  • Входные молитвы и облачение. Проскомидия.

    • Вхо́дные молитвы;
    • Облаче́ние;
    • Проскоми́дия;
    • Молитва приношения (древняя проскомидия).
    • Третий и Шестый часы
  • Литургия оглашенных.

    • Преуготовление;
    • Антифоны (изобразительные, вседневные или праздничные), в том числе Единородный Сыне. По Уставу песненных последований антифоны пелись попеременно духовенством и народом по пути крестного хода на престольный праздник;
    • Малый вход с Евангелием (вход в храм);
    • Чтения:
      • Прокимен (в древности пелись псалмы полностью, иногда с повторением отдельных стихов, и читались ветхозаветные паремии);
      • Аллилуиарий;
      • Чтение Апостола;
      • Проповедь (не обязательно);
      • Чтение Евангелия;
      • Проповедь (не обязательно);
    • Ектения, молитва и возглас об оглаше́нных;
    • Благословение оглашенных (в древности);
    • Отпуст оглашенных. Затворение дверей храма (в современном богослужении не совершается).
  • Литургия верных.

    • Преуготовление;
    • Херувимская песнь;
    • (перенесение хлеба и вина (приношения) с жертвенника на престол и проскомиди́йные поминове́ния);
    • Целование мира и испове́дание веры;
    • Святое возноше́ние (ана́фора) с пением «Милость мира»;
      • Начальный диалог предстоятеля с мирянами (на практике — с хором);
      • Префация (лат. Præfatio — введение, предисловие, обращение предстоятеля к Богу Отцу);
      • Санктус («Свят, свят, свят» — вечная ангельская песнь);
      • Ана́мнесис (греч. ανάμνησις — воспоминание Тайной вечери с установительными словами);
      • Эпиклеза (греч. ἐπίκλησις — призывание сошествия Святого Духа на предложенные дары);
      • Интерце́ссия (хода́тайственная молитва за всё человечество и за весь мир).
    • Приготовление к причащению (Отче наш);
    • Святое причащение;
      • Причащение духовенства в алтаре;
      • Причащение народа в храме;
      • Гимны после причащения («Да испо́лнятся уста́ на́ша …»).
    • Благодарение после причащения;
    • Заключительные молитвы;
  • 33 псалом;
  • Отпуст народа;
  • Многолетие;
  • Проповедь, объявления о предстоящих службах, напутствие;
  • Прикладывание ко кресту;
  • Раздача антидора и святой воды;
  • Благодарственные молитвы по Святом Причащении.

Богослужебные часы

Молитвы, время чтения которых определяется временем суток, называется часами. Во время этих молитв, которые длятся всего четверть часа, от присутствующих требуется максимальная концентрация внимания, чтобы отвлечься от мирской суеты и почувствовать Божье присутствие во всей полноте.

Богослужебные Часы – это специальный чин молитвословий, который читается в храме в определенное

После часов, которые начинаются в шесть вечера, идет обычное богослужение.

Божественное служение начинается с вечерни и повечерни, которые начинаются в 17.00 и 21.00 соответственно.

Ночное служение заканчивается полунощной, после чего следует утреня, начинается в 7 часов утра, на ней звучит молитва Первого часа. Третий час читается в 9 утра, Шестой — 12.00, заканчивает дневные молитвы Девятый час в 15 часов. Божественная Литургия служится с Третьего по Девятый час, хотя каждый храм имеет свое расписание.

В расписание молитвенных часов вносят свои коррективы посты, праздники и особые даты. Например, перед Святым Воскресением ночное бдение объединяет такие богослужения, как вечерня, повечерие и полунощница.

Важно! Божественная Литургия и Евхаристия не проводятся в Великую Пятницу. Читайте о других днях Страстной Седмицы:

Читайте о других днях Страстной Седмицы:

Состав и символика

По Типикону на всенощном бдении должно быть:

  • малый колокольный звон,
  • девятый час,
  • Малая вечерня,
  • великий колокольный звон, во время которого звонарь не спеша должен полностью пропеть самую большую 17-ю кафизму (Пс. ). Если же звонарь не знает наизусть столь большой текст, то его дозволяется заменить 12-кратным повторением покаянного Псалма 50,
  • зажжение лампад,
  • ещё один звон («клепание во вся кампа́ны»),
  • поставление горящей свещи в насвещнице прямо царских врат,
  • иерей творит поклоны предстоятелю (настоятелю монастыря, который в древние времена мог даже не иметь священного сана, его кресло — у передней правой колонны в храме), Святым вратам, обоим ликам (обоим хорам певчих) и сидящим братьям, входит в алтарь, возлагает на себя епитрахиль, творит молитву кадила, молча кадит весь алтарь, отворив Святые двери исходит,
  • Диакон со священником среди храма должен громко возгласить: «Восста́ните!»,
  • иерей продолжает кадить иконостас, предстоятеля, певчих на клиросах, ему предходит пономарь с горящей свечой (в древности, когда ещё не было электрического освещения, в тёмных храмах приходилось подсвечивать путь), следуют и в притвор, где кадят каждого («по чи́ну») брата,
  • иерей, став среди церкви лицом к востоку, возглашает: «Господи благослови!», кадит иконы и предстоятеля, входит в алтарь, трижды перед престолом кадилом крестообразно знаменует и возглашает:
Сла́ва Святе́й, и Единосу́щней, и Животворя́щей, и Неразде́льней Тро́ице всегда́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.

предстоятель или екклисиарх (ближайший помощник настоятеля монастыря — благочинный монастыря, эконом, церковный староста) начинает:

Аминь. Приидите поклонимся Цареви нашему Богу. низким и тихим гласом. Таже второе мало повышше: Приидите поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Паки третие вышшим гласом, сице: Приидите поклонимся и припадем самому Христу Цареви и Богу нашему. Таже особне: Приидите, поклонимся, и припадем Ему.
  • предстоятель или екклисиарх тотчас должен начать вышшим гласом Псалом 103 на глас осмый: «Благослови душе моя Господа,..», не скоро, и со сладкопением, с поющей и прочей братией. Припев: «Благословен еси Господи». Та же вторый певец праваго лика: «Господи Боже мой, возвеличился еси зело: благословен еси Господи» легко со гласом соглашающим и прочим братиям с ними. Иерей же с пономарём, изшед из алтаря, и сотворив три поклона пред святыми дверьми, творят поклон предстоятелю и на оба лика и идут на свои места.
  • псалом 103 должно петь со многочисленными повторениями и вставками. Согласно с этим на Афоне, по описанию архимандрита Антонина (от 1859 года), предначинательный псалом на бдении исполняется следующим образом:
  • в конце пения псалма 103 иерей становится перед Царскими вратами и тайно глаголет светильничные молитвы,
  • великая ектения,
  • кафизма с малыми ектениями есть не всегда. Псалом 1 с первым антифоном должно петь на 8-й глас, а 2-й и 3-й — на глас дня,
  • «Господи воззвах…» (Пс.  и Пс. ) со стихирами, вход с кадилом, «Свете тихий…», прокимен со стихами,
  • диакон произносит сугубую ектению,
  • «Сподоби Господи…»,
  • просительная ектения,
  • лития в притворе храма,
  • стихиры стиховные. Духовенство входит в храм,
  • «Ныне отпущаеши…», Трисвятое по «Отче наш,..»,
  • пение «Богоро́дице Де́во, ра́дуйся,..» или тропаря праздника,
  • благословение пяти хлебов, пшеницы, вина и елея,
  • псалом 33 (Пс. ),
  • иерей: «Благословение Господне на вас,..»,
  • чтения апостольских посланий и святоотеческих поучений. Чтения должны совершаться:
  1. после литии, когда вкушаются благословлёные хлеба и вино,
  2. после каждой кафизмы на утрени,
  3. после ипакои,
  4. после 3-й песни канона,
  5. после 6-й песни канона,
  6. перед 1-м часом,
  7. после запричастного стиха и
  8. во время чина о панагии.
  • полиелейная утреня,
  • первый час,
  • третий час,
  • шестой час,
  • Литургия и
  • чин о панагии.

Символика службы — история Церкви: как Ветхозаветной, так и Новозаветной: воспоминание библейских событий, ожидание Второго пришествия Иисуса Христа, возгрева́ние покаянных чувств.

Отличительные признаки великой вечерни в составе бдения:

 — начинается не с обычного возгласа «Благословен Бог наш,..», а с возгласа начала утрени «Слава Святей,..»;
 — предначинательный псалом 103-й не читается, а поётся и сопровождается каждением всего храма;
 — по просительной ектении — лития и благословение хлебов.

Утреня совершается полностью по чину праздничной или воскресной; начинается с чтения шестопса́лмия (а не с двупса́лмия). По окончании праздничной (но не воскресной) утрени устав предписывает помазание елеем «от кандила (лампады) святого». По сложившейся в первой половине XX века практике Русской Церкви помазание елеем бывает на всяком всенощном бдении и на каждом полиелее.

Литургия верных

Так называется третья часть литургии. На ней могут присутствовать только верные, то есть крещеные и не имеющие запрещений от священника или епископа. На литургии верных:

1) переносятся Дары с жертвенника на престол;
2) верующие готовятся к освящению Даров;
3) освящаются Дары;
4) верующие готовятся к Причащению и причащаются;
5) затем совершается благодарение за Причащение и отпуст.

После произнесения двух кратких ектений поется Херувимская песнь “Иже херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дароносимо чинми. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа”. По-русски она читается так:“Мы, таинственно изображая Херувимов и воспевая трисвятую песнь Троице, дающей жизнь, оставим теперь заботу о всем житейском, чтобы нам прославить Царя всех, Которого невидимо ангельские чины торжественно прославляют. Аллилуия”.

Перед Херувимской песнью открываются Царские Врата и диакон совершает каждение. Священник в это время тайно молится, чтобы Господь очистил его душу и сердце и удостоил совершить Таинство. Затем священник, подняв вверх руки, вполголоса трижды произносит первую часть Херувимской песни, а диакон также вполголоса ее заканчивает. Оба они отходят к жертвеннику для перенесения приготовленных Даров на престол. У диакона на левом плече лежит воздух, он несет обеими руками дискос, поставив его на голову. Священник несет перед собой Святую чашу. Они выходят из алтаря боковыми северными дверями, останавливаются на амвоне и, обратившись лицом к верующим, произносят молитву о Патриархе, епископах, о всех православных христианах.

Диакон: Великаго Господина и Отца нашего Алексия, Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и Господина нашего Преосвященнейшаго (имя рек епархиального архиерея) митрополита (или: архиепископа, или: епископа) (титул епархиального архиерея), да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Священник: Всех вас, православных христиан, да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Затем священник и диакон входят в алтарь через Царские Врата. Так совершается Великий вход.

Принесенные Дары ставятся на престол и покрываются воздухом (большим покровцом), Царские Врата закрываются и задергивается завеса. Певчие оканчивают Херувимскую песнь. Во время перенесения Даров с жертвенника на престол верующие вспоминают, как Господь добровольно шел на крестные страдания и смерть. Они стоят с наклоненной головой и молятся Спасителю о себе и своих близких.

После Великого входа диакон произносит Просительную ектению, священник благословляет предстоящих со словами: “Мир всем”. Затем возглашается: “Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы” и хор продолжает: “Отца, и Сына, и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную”.

Следом за этим, обычно всем храмом, поется Символ веры. От лица Церкви он кратко выражает всю суть нашей веры, поэтому и должен произноситься в совместной любви и единомыслии.

Порядок совершения полной литургии и ее объяснение

Перед совершением главной церковной службы, священнослужители должны подготовить себя. Ещё не надевая на себя никаких облачений, встав в храме перед царскими уратами, священники молятся, читая так называемые «Входные молитвы».

Затем служители кланяются и целуют иконы Спасителя и Божией Матери и произносят тропари.

После этого священники тайно молятся перед вратами о том, чтобы Господь укрепил их на проведение предстоящей службы. Далее они кланяются друг другу, святым иконам и народу, и входят в алтарь.

Длится служба около двух часов и проходит в основном в утренние часы. Длительность, однако, может быть совершенно разной, и кроме того, службы могут проводиться даже ночью или в вечернее время.

Как правило, обряд проводится в воскресные дни, а так же в дни праздников, в дни памяти Святых и празднования икон. Вся церемония богослужения представляет собой последовательный ряд действий, разделенных на несколько этапов, имеющих собственные названия и выполняющихся в соответствии с определенными правилами.

Церковная служба состоит из трех частей:

  • проскомидии;
  • литургии оглашенных;
  • литургии верных.

К числу полных обрядов не относится Литургия святителя Григория Двоеслова. Порядок и схема совершения полной церковной службы сводится к следующему.

Во-первых, священнослужители приготавливают вещество для совершения таинства Евхаристии из хлеба и вина. Во-вторых, идет подготовка к Таинству. И, в-третьих, совершается Евхаристия, в ходе которой освящаются Святые Дары, и происходит Святое Причащение участников богослужения.

Проскомидия

Это первый этап. Процесс заключается в подготовке и принесении необходимых атрибутов богослужения – хлеба и вина. Проскомидия осуществляется на алтаре во время чтения часов (молитвенных благословений, освящающих определенное время суток).

В самом начале проскомидии служители церкви облачаются в священное одеяние и читают входные молитвы. Далее на первой просфоре трижды делается изображение креста, произносится молитва. Из просфоры вырезается середина в виде куба – Агнец. Его возлагают на один из литургических сосудов – дискос.

Далее священник вливает в потир вино. По трем сторонам располагают частицы из пяти просфор. В конце священнослужитель покрывает сосуды с Дарами покровцами и «воздухом» и просит Бога дать благословение Дарам.

Литургия оглашенных

В давности участие в церковных обрядах требовало серьезной длительной подготовки. Люди должны были изучить религиозные догматы, посещать церковь, однако читать молитвы во время церковной службы они имели право лишь до принесения Даров с алтаря на престол.

Вначале произносятся молитвенные прошения, поются псалмы и тропари. Далее оглашенные должны покинуть место проведения православного обряда, поскольку наступает основной этап Божественной литургии.

Литургия верных

Как только звучит призыв оглашенным покинуть храм, начинается третья часть службы. Произносятся молитвенные прошения, поются песнопения. В это же время происходит перенесение Даров на престол. Данный процесс получил название великого хода, что символизирует собой шествие Спасителя на страдания и смерть.

Перед освящением святых Даров произносится просительная ектения. Также произносится ектения, которая подготавливает присутствующих к причащению, затем поется молитва «Отче наш». Далее происходит причащение Святых Христовых Тайн всех тех, кто подготовился к этому и получил благословение священнослужителя.

Важно знать: чтобы стать участником великого таинства Причащения верующие должны пройти литургический пост и очистить свою совесть — не кушать и не пить после 00 ч. накануне и прийти на исповедь

После принесения Чаши в алтарь произносится краткая ектения. По окончании церковной службы священник призывает благословение на молящихся, прихожане целуют крест, читаются благодарственные молитвы.

Божественная Литургия с пояснениями — скачать, слушать онлайн

Также есть замечательная лекция протодиакона Андрея Кураева о Божественной Литургии, в которой доходчивым языком и легким слогом дается подробное объяснение православного обряда (понятное даже для чайников в данном вопросе).

Лекции протодиакона Андрея Кураева, изобилующие пояснениями, можно найти в видео- и аудио формате, посмотреть и послушать онлайн, а также скачать. Такие материалы рекомендуются для ознакомления как начинающим свой православный путь людям, так и воцерковленным прихожанам.

Не стоит путать божественную литургию с заупокойным богослужением, которое называется панихидой. Отличается эта служба тем, что на ней поминаются усопшие, служится в день смерти покойного, так же на 3-й, 9-й, 40-й день, и в каждую годовщину после смерти, в дни рождения, именин.

Панихида может служиться как в церкви священником, так и дома — мирянином. Во время данной службы, уповая на милосердие Божие, у Господа выпрашивается прощение грехов усопшему и вечная жизнь.

Это интересно: Библейская заповедь «Не сотвори себе кумира»

Литургия оглашенных

Последовательность литургии продолжается длительной молитвой – мирной ектиньей. Начинается она с призыва: «Миром Господу помолимся».

Все молятся обо всех сторонах нашей жизни. О мире в целом, о храмах, о служащих, жертвующих, путешествующих, болящих, плененных, то есть обо всех живущих.

В этой части службы каждый чувствует, что это такое – соборность, когда все вместе «едиными устами и единым сердцем». Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф 18, 20).

После мирной ектеньи церковным хором попеременно поются псалмы. Они называются антифоны. Священником совершается вход с Евангелием и обращением «Премудрость, прости!».

В это время от верующих требуется максимальное внимание, как если бы сам Господь обращался к верующим. После краткой песни (тропаря), славящей Господа, Деву Марию или святых, начинается чтение книг Апостолов и Евангелия

Последовательность литургии продолжает усиленная ектенья с поминовением имен в поданных записках. Служится литургия о здравии. В ней поминаются все священноначалие, власти и воинства. По ее завершении начинается поминание умерших христиан. В ней у Бога молящиеся просят милости за грехи умерших, помогая тем самым душам близких людей быть ближе к небесным обителям.

Завершается вторая часть ектиньей об оглашенных. Звучат слова: «Оглашенные, изыдите», готовящиеся к крещению выходят из храма. Значит, в службе начинается завершающий этап – литургия верных.

Значение и толкование каждой части

Каждое слово в молитве «Символ веры» наполнено глубоким смыслом, так как в ней в сжатой до предела форме изложена суть христианства.

  1. Молитва символа веры начинается со слова «верую», которое относится ко всем последующим частям текста. Верую – значит, ощущаю в себе Бога без логических доказательств разума, зрительных, слуховых, тактильных сигналов. Продолжение молитвы «единого Бога» означает, что жизнь и ее проявления дарованы Богом, а не являются его отображением, как в язычестве. Связь с миром характеризуется, как отношения любящего Отца к своему детищу: «Бога Отца». Его безусловная роль подчеркивается словами «Вседержитель, Творец неба и земли, всего видимого и невидимого».
  2. Вторая часть молитвы говорит об едином вожде (Господе), носителе божественной воли на Земле – Иисусе Христе. Христос или Мессия – спаситель мира от греха. Иисус Христос – сын Бога, Единородный, а не сотворенный, как Адам и Ева. Поэтому Иисус – Бог. Человеческую сущность, соединившую его с другими людьми, он получил от матери, Девы Марии.
  3. Кратко и емко указывается роль Иисуса Христа: сошедшего в мир для его спасения от гибели. Мир, созданный любовью и во имя любви, преобразился в результате подмены: под маской добра миром стало править зло. Люди перестали ощущать, что вместо любви идет война всех против всех, что мир идет к смерти и распаду.
  4. В этой части упоминается Понтий Пилат – человек, отдавший преступный приказ. Он был облачен властью римского цезаря и имел свободу выбора, но испугался злобной толпы и, зная, что Иисус невиновен, вынес решение о его казни. Два причастия «страдавшего и погребенного» вмещают в себя всю муку, которую вынес перед смертью Сын Божий, и торжество жизни перед смертью. В молитве нет слова «умершего», что предвещает его воскрешение. У каждого человека есть выбор – принять спасение через страдания Христа или нет. Суть христианского вероучения заключается в начале фразы «распятого…». Бог в облике человека пришел в мир с любовью и был отвергнут, безвинно казнен. Злые люди возненавидели его за то, что он излучал добро и любовь, а они не могли побороть в себе пороки.
  5. Вера в воскресение Христа является краеугольным основанием христианства. Это ее главное отличие от религий, в которых говорится о бессмертной душе и тленности физической оболочки. Христос воскрес, как человек, а не эфемерная сущность. «Верую» в начале молитвы Символа веры означает, что христиане верят в свое воскрешение в физической форме.
  6. Слова о вознесении на небо следует понимать не фигурально, а как духовную сторону жизни. Земля в христианстве – это материя, небо – духовность, где царствует Бог. Иисус Христос воссоединился с Отцом, восстав от смерти.
  7. В одной фразе аккумулировано, каким должно быть отношение христиан к своей жизни и смерти. Царство Божие – это не место сбора праведников, оно должно быть в каждом верующем, живущем по законам добра, любви, красоты, совершенства. Второе пришествие Христа означает не суд хозяина над рабами, а сознание христиан своего духовного несовершенства, очистительный страх и покаяние.
  8. «Верую и в Духа Святого…». Бог Отец – источник/излучатель любви, Иисус Христос – его правопреемник, Дух Святой – это дар/любовь, просветляющий душу и разум. Он нисходит на избранных (пророков), через которых святые истины доходят до людей.
  9. В этой части дается характеристика церкви:
  • единая – объединенная учением и верой;
  • святая – очищающая людей от грехов;
  • соборная – обращенная ко всему миру, а не отдельным народам;
  • апостольская – учение Христа несли и несут к людям апостолы, избранные Богом. Церковь, в переводе с греческого, означает «собрание позванных», то есть верующих.
  • Вера в крещение – это вера в таинство, что погружение в воду во имя Отца и Сына, и Святого Духа приближает к Богу и дает надежду на прощение грехов.
  • /12. Завершается молитва словом «чаю» (ожидаю) «воскрешения мертвых». Его надо понимать, как завершение логической цепочки: хочу, люблю, жду.

Молитва «Символ веры» не о благополучии христианина, а о признании его несовершенства, греховности и покаянии.

Смысл и значение Литургии

Воскресная литургия и иные церковные службы совершаются на церковно-славянском языке, и многие люди, только пришедшие в храм, могут столкнуться со сложностями в понимании молитв. Чтобы этого не произошло, существует ряд книг с объяснением литургии. Например, “Объяснение Божественной литургии” священноисповедника Сергия Правдолюбова. Также написано немало брошюр с переводом Литургии на русский язык. 

Христианин призван к святости  Самим Богом. Но чтобы этой святости достигнуть, необходимо сначала почувствовать хотя бы отчасти и ненадолго великую радость пребывания с Ним, которая ожидает верующих в Царствии Небесном. Такое чувство возможно испытать присутствуя телом и душой на Литургии и приступая к Причастию. Божественная Литургия для того и совершается, чтобы верующие люди могли получить благодать Святого Духа и соединиться с Иисусом Христом.

Паисий Святогорец говорил:

Для христианина духовная жизнь без Литургии и Таинства причастия немыслима, только таким путем возможно достигнуть Царствия Божия. 

О православном богослужении

  • Апостол: методическое пособие для семинарских занятий свящ. А. Гумеров, свящ. М. Михайлов, А.С. Небольсин

    11,6K 

  • Библия в богослужении. Византийско-славянский лекционарий А.А. Алексеев

    72 

  • Войдите в радость Господа: праздники церковного года еп. Серафим (Шарапов)

    3,2K 

  • Двунадесятые праздники (историко-литургическое описание) Г.С. Битбунов

    14,2K 

  • Двунадесятые праздники Православной Церкви В. Чернов

    2,6K 

  • Краткие записки о принадлежности и составных частях православного богослужения свящ. Л. Петров

    5,5K 

  • Наставление христианам, как должно стоять в Церкви во время Божией службы

    1K 

  • О крестных ходах православной церкви

    649 

  • Общедоступное изъяснение псалмов, наиболее употребительных при богослужении П.Н. Спасский

    1,1K 

  • Очерки из литературной истории синодика Е.В. Петухов

    1,5K 

  • Руководство к пониманию православного бого­служения, содержащее шестопсалмие, часы и пес­нопения воскресные, праздничные и великопостные на славянском языке с русским переводом прот. Пётр Лебедев

    2,7K 

  • Страстная седмица. Объяснение богослужения

    584 

  • Чин венчания супругов, в летех мнозех сущих

    2,3K 

  • Чудный строй православного богослужения Олег Шведов

    843 

  • Книги и статьи о православном богослужении

READ  Молитвы на церковнославянском. молитвы на сон грядущим
Комментировать
0
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно