Четырехчастная икона Божией Матери

Четырехчастная икона Божией Матери

Четырехчастная икона Божией Матери
СОДЕРЖАНИЕ
0
29
14 сентября 2020

Подвиг святой Натальи

Святая Наталья не подвергалась пыткам, не была казнена, но ее бескровное мученичество заставляет испытывать перед этой удивительной женщиной настоящее преклонение. Ее подвиг относится к временам императора Галерия (293-311 годы). Оставалось не так много лет до эдикта императора Константина Великого о веротерпимости, но при Галерии гонения на христиан продолжались.

Прибыв в Никомидию, он потребовал от христиан жертвоприношений языческим богам, в противном случае их обрекали на смерть. Священные книги и христианские храмы сжигали, поэтому неудивительно, что многие христиане утаивали свое вероисповедание. Наталья, жена высокопоставленного римского чиновника Адриана, поступила так же, не открывшись даже своему мужу.

Адриана поразило, на какие муки готовы были пойти христиане ради своего Спасителя. Он много беседовал с ними и в конце концов уверовал и сам. Адриан не стал скрывать свое обращение, и тут же был брошен в темницу. Так из высокопоставленного чиновника он в мгновение ока превратился в обреченного на мучения христианина.

Когда Наталье стало известно об обращении ее мужа в Истинную Веру, ее душа исполнилась ликования. Она тут же пришла в темницу и поведала Адриану, что теперь они одной веры. Муж ее после пыток был в ужасном состоянии, с перебитыми ногами, и Наталья осталась, чтобы ухаживать за ним. Помогала она и другим единоверцам, выносившим нечеловеческие пытки, но остававшимся стойкими в вере, омывая их раны, принося им еду и молясь вместе с ними.

Трудно представить себе душевное состояние этой женщины, которая терпела неимоверную боль, только не физическую, а душевную. Когда мучения ее мужа закончились казнью, Наталья очень боялась, что ее могут заставить снова выйти замуж, ведь она была не только молода и красива, но и очень богата.

О том, как скончалась святая Наталья, существуют две версии. Согласно одной, она умерла на могиле мужа через три дня после казни; согласно другой, бежала в Византию, где вскоре скончалась. Нередко эти никомидийские мученики изображаются вместе на иконе Адриана и Наталии, и их совместное празднование установлено в один день.

История появления

По легенде, распространённой в среде почитателей образа, 14 октября 1998 года (праздник Покрова Пресвятой Богородицы) жительница Пятигорска по имени Ольга Павленко находилась дома и слушала акафист Богородице. В это время она пережила некий духовный опыт, во время которого, как утверждала Павленко, к ней явилась Божья Матерь и показала картины, легшие в основу образа. Богородица повелела написать образ и назвать новую икону «Воскрешающая Русь», после чего разместить её Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре. Павленко, получив, по её утверждению, благословение у старцев Николая Гурьянова с острова Залит и Иеронима из Санаксарского монастыря, обратилась к иконописцу Наталье Кошеваровой, которая и создала первый список иконы в 1999 году. Хотя этот список и не понравился Павленко, она забрала его и отвезла в Дивеево, где икона была размещена в Свято-Троицком соборе монастыря. В соборе образ пребывал десять дней, потом, как утверждается в кругах почитателей образа, «по указанию из Москвы» его велели снять. Где находится в настоящее время «кошеваровский» список, неизвестно. После этого было создано ещё несколько списков (в частности, иконописцами Екатериной Ильинской и Владимиром Куриловым).

С начала 2000-х гг. образ (одновременно с описывающей его появление брошюрой авторства Галины Андриановой) стал распространяться в приходах РПЦ (МП) и на крестных ходах, появились сообщения о мироточении списков иконы и исцелений от них. Архимандрит Кирилл (Павлов) благословил образ для келейного почитания. Среди некоторых прихожан распространилось также мнение, что икона «Воскрешающая Русь» является «преемником благодати» иконы Божьей Матери «Державная».

Группа верующих из числа почитателей иконы обратилась в 2003 году с ходатайством о канонизации образа в Синодальную комиссию по канонизации святых, однако Комиссия не нашла никаких оснований считать данную икону чудотворной.

История монастыря и иконы

На Святой Горе Афон в Греции стоит один из древнейших православных мужских монастырей – Ватопедский. В храме Благовещения этой известной обители находятся несколько чудотворных икон Богородицы, одна из которых называется иконой Ватопедской Божией Матери.

История этой обители восходит к царствованию Феодосия Великого и чудному спасению сына его Аркадия. Наследник царя, совершая морскую прогулку, упал с парусника в воду недалеко от монастыря. Но случилось невероятное чудо, он не погиб. Божия Матерь спасла юношу, и невредимым перенесла его на берег. Бросившиеся на помощь люди нашли отрока около кустарника вблизи монастыря. В память об этих событиях монастырь стал называться Ватопедским. Греческое слово «ватопед» переводится как «куст, дитя, отрок». Признательность и щедрость святого царя Феодосия, обращенная к монастырю, не имела границ.

Чудо с грошиками

Летом 1888 года в городе на Неве прославился чудотворный список с иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с грошиками. Это случилось после пожара, вызванного ударом молнии, в часовне деревни Клочки вблизи Стеклянного завода на окраине Петербурга. После того как потушили пожар, с изумлением обнаружили, что икона «Всех скорбящих Радость» не только не сгорела, но потемневший от времени и копоти лик Богородицы просветлел и обновился. Стоявшая рядом кружка для пожертвований разбилась вдребезги, деньги рассыпались по полу, а к образу в разных местах прилепилось 12 медных монет.

Весть о преображении иконы разнеслась по всей столице, и толпы людей устремились к чудотворному образу с грошиками. Вскоре появился новый тип иконы «Всех скорбящих Радость», на которой краской стали писать грошики. Было также установлено еще одно празднование в честь этого образа — 5 августа, день его чудесного преображения.

Икона «Всех скорбящих Радость» с грошиками стала источником бесчисленных чудес, многие неизлечимые больные получили исцеление. Так, в 1890 году прихожане часовни стали свидетелями удивительного выздоровления отрока Николая Грачева, который страдал от припадков эпилепсии.

Как-то ночью больной увидел перед собой Пресвятую Богородицу со святителем Николаем Чудотворцем и услышал голос: «Поезжай в часовню, где упали монеты, и ты получишь исцеление, но заранее никому ничего не говори». Прибыв наутро в часовню, больной приложился к образу, и падучая болезнь оставила его навсегда.

Таким же поразительным образом вскоре исцелилась и Вера Белоногина, 26-летняя жена писаря с суконной фабрики Торнтона. Несчастная потеряла голос из-за горловой чахотки, перед которой были бессильны врачи. Женщине оставалось уповать лишь на молитвы и Божию помощь. Однажды во сне Вера ясно услышала таинственный голос, повелевший идти в часовню. Отслужив молебен святой иконе «Всех скорбящих Радость», она вернулась домой и громко сказала своему мужу: «Я совершенно здорова!»

На месте сгоревшей часовни был построен храм в честь прославленной иконы. После революции Скорбященский храм был взорван, но чудотворная икона сохранилась в семье прихожан. В годы Великой Отечественной войны святой образ поместили в Свято-Троицком храме. Великое множество людей, молясь перед этой иконой, получили от Божией Матери утешение в нечеловеческих испытаниях и скорбях, обрушившихся на ленинградцев в страшные годы блокады.

История Почаевской иконы

Почаевская икона Божией Матери является одним из почитаемых образов в Православии. Свое название она приняла от места прославления — города Почаева (Тернопольская область, Украина).

Почаевская икона Божией Матери

Время написание Почаевской иконы Божией Матери точно не установлено. Первые о ней сведения появляются в 1559 году. Через Волынскую землю проезжал греческий митрополит Неофит (впоследствии- патриарх Константинопольский). Он остановился в поместье Анны Гойской. В знак благодарности за оказанное гостеприимство подарил ей эту икону. От молитвы перед чудотворным образом Богоматери прозрел слепой от рождения брат Анны Филипп. Икону торжественным крестным ходом отнесли в Почаевский монастырь. Обитель была основана бежавшими от татар монахами Киево-Печерской Лавры еще в 1240 году.

Дальнейшая судьба Почаевской иконы Божией Матери тесно переплетается с судьбой Почаевского монастыря. В 1721 году монастырь был захвачен униатами (греко-католиками — бывшими православными, признавшими власть Римского Папы). Но и в это время от чудотворного образа происходило немало исцелений. Все они тщательно записывались в монастырскую летопись. К этому времени относится дополнение иконы коронами над головами Богоматери и Богомладенца.

С 1832 года монастырь снова был возвращен в лоно Православной Церкви. В настоящее время он имеет статус  Лавры. Икона хранится в Успенском соборе, каждый день перед ней читается акафист. После чтения чудотворный образ с помощью шелковых лент опускают для поклонения христианам.

Празднование Почаевской иконы Божьей Матери совершается несколько раз в году. 21 сентября (по новому стилю) в память перенесения чудотворной иконы в Почаевской монастырь. 5 августа (по новому стилю) в память избавления Почаевского монастыря от турецкого нападения (1675 год).

Советуем изучить  Псалом 94

Появление образа на Руси

Как сообщают нам документальные свидетельства в середине 16-го века (1596 г.) недалеко от того места, где почаевские монахи обустроили свой монастырь, жила помещица А.Е. Гойская. В то время через Волынские земли проезжал владыка Неофит, греческий митрополит. Он оказался в этих краях по каким-то церковным делам и решил по пути заехать в Почаев, поклониться святыне и помолиться.

Благочестивая помещица со всеми почестями приютила у себя почетного гостя. В благодарность за оказанное уважение и гостеприимство Неофит подарил Гойской образ Богоматери с Младенцем, с которым он никогда ранее не расставался. После отъезда митрополита увидела помещица, что иконописный лик временами свет дивный излучает.

Был у нее брат Порфирий, родился он слепым, с тех пор так и пребывал в болезни. Когда удостоверились, что непростой образ в дом попал, решили помолиться об исцелении несчастного. И случилось долгожданная радость, — прозрел Порфирий.

Исцеление брата, происшедшее на виду у многих людей, потрясло Анну. Она составила завещание в пользу монашеской обители, выделив ей часть своего имущества. А святой образ, значение которого было велико для всего православного люда, в сопровождении иноков, священников и других верующих перенесли на Почаевскую гору. Так помещица передала его на вечное хранение в святую обитель.

Наследники Анны Гойской разграбили монастырь и унесли с собой иконописный лик. Долго длилась тяжба монастыря с вельможами о возврате похищенного, почти четверть века. Победа осталась на стороне Бога. Почаевская икона Божьей Матери вернулась на свое законное место, и вновь вереницы людей потянулись к ней за помощью и исцелением.

Более 4-х веков прошло со времени появления иконы Почаевской Божьей Матери. Каждый день в пять часов утра в хрупкой предрассветной тишине неизменно происходит чудо живого таинства. Торжественно и строго начинает свое движение к людям иконописный лик Богородицы. Тот самый, древний, славный своими чудесами. Икона останавливает свое движение на высоте человеческого роста. Вглядываешься в образ Божией матери, находящийся так близко, и веришь, что чудо возможно. Так и тянет прикоснуться к нему.

В этот ранний предрассветный час идут и идут люди в храм. Они верят в защиту и покровительство чудотворного лика Почаевской Божьей Матери, о чем свидетельствуют их молитвы и поклонение. Образ вновь возносится к вершине храма, как будто унося с собой память о бесчисленных чудесах им сотворенных.

История еще одного чуда

Шел 1759 год, когда произошел один невероятный случай с графом Николаем Потоцким и его слугой, ставшим невольной причиной случившегося. Рассказывает сам виновник происшедшего: «Пан мой на месте не сидел. Все по владениям своим ездил. Вот как-то едем мы мимо Почаева. Кони – звери, да и коляска новая. Вокруг Божья красота, да и пан веселый. А тут как наврочили нам. Кони испугались чего-то, да как понесут. Я им: «Тпру! Тпру!», а они еще пуще, — вожжи из рук вырвали, коляска перевернулась. А я-то с нее кубарем под гору, смотрю и пан мой лежит, ушибся видно.

Тут у меня руки-ноги похолодели. Знаю, пан такого не спустит. Ну, думаю, все, конец мне. Только и успел в сторону монастыря обернуться и промолвить молитву: «Спаси и помилуй, Богородица!». А пан пистоль на меня направил и курок нажимает. Первый, второй, третий раз, — осечка все. Никак пан выстрелить не может. Понял он, что не дает ему сделать это какая-то Сила, которая выше его. И гнев его куда-то пропал, и кричит он: «Хочу видеть эту икону! Немедля в Почаев!». Помчались мы к церкви, что у подножья горы стояла. Пан вошел, образ тот чудотворный отыскал глазами, и со слезами, с молитвой на колени перед ним приклонился.»

Граф Потоцкий, после всего случившегося пришел к вере. Он начал возведение Успенского собора, стал душой строительства. Пока строился храм, граф жил в монастыре как простой монах, и сам следил за всеми работами. Через одиннадцать лет храм явил миру свое великолепие. А граф Потоцкий окончил свои дни там же в обители.

Чудесами проникнута вся Священная история Старого и Нового Заветов. Господь не перестает совершать чудеса во святой своей церкви и до сегодняшнего дня. И всегда самым величественным и поразительным чудом является обращение человека к Богу, его покаяние, изменения греховной жизни в сторону вечного пути к своему Небесному Отцу.

Четырехчастная образы Богоматери “Утоли болезни”, “Взыскание погибших”, “От бед страждущих”, “Умягчение злых сердец”

Размер: 27,2 х 23,6

Материал: дерево, левкас, темпера; оклад: серебро, позолота; резьба, чек

Персоналии: Богоматерь, младенец

Уточняющая датировка: 19 в. Начало

Век: 19

Страна: Россия

Место хранения: Государственный Исторический музей, Москва

Иконография, категория: Богоматерь

Тип изображения: Поясное

Иконографическая справка

На иконе представлены четыре образа Богоматери, ставшие популярными уже в Новое время.

Согласно преданию, в 1640 г. в Москву был привезен список с чтимой иконы Бо­гоматери «Утоли моя печали» из Шклова (Белоруссия) и поставлен в церковь Николы на Пунышах в Замоскворечье, где прославился 25 января 1760 г. Особен­но икона стала почитаться после эпидемии чумы 1771 г., с чем связано появление с конца XVIII в. многочисленных се списков. В 1930-е годы икона была перене­сена в московскую церковь Николы в Кузнецах.

На иконе представлено поясное изображение Богоматери с полулежащим у Нее на коленях Младенцем. В руках у Христа — развернутый свиток, на кото­ром нередко помещался текст, восходящий к книге пророка Захарии (Зах. 7:9): «Суд праведен судите и милость и щедроты творите кийждо ко искреннему сво­ему, и вдовицу и сиру и пришельца и убога не насильствуйте, и злобу брату сво­ему в сердце не творите». Название этого образа Богоматери имеет разные ва­рианты. Публикуемая икона называется «Утоли болезни» по надписи на ней, которая восходит к тексту богородичной стихиры «Утоли болезни многовозды-хающия души моея. ».

Образ Богоматери «Взыскание погибших» по композиции восходит к евро­пейскому образцу. Богородица представлена обычно с непокрытой головой, дер­жащей обеими руками стоящего у Нее на коленях Младенца в короткой рубашке. Нередко источником подобных икон были южные губернии России, испытавшие большое влияние европейской традиции. Известно, что в Харьковской губернии во второй половине XVIII в. почиталась икона «Богоматерь Взыскание погиб­ших», откуда, скорее всего, список с нее попал в Россию.

Самая чтимая среди московских икон этого названия находилась в церкви Рождества Христова в Палашах (в настоящее время — в церкви Воскресения Словущсго на Успенском Вражке). Икона считается покровительницей невест.

Иконография образа Богоматери «От бед страждущих» также восходит к западным источникам. Название иконы связано с текстом молебного кано­на к Пресвятой Богородице, где есть слова: «Богородица Владычица, поспе­ши и от бед избавь нас» (Песнь 3). Икона стала широко известной в XVIII в., но появилась она, скорее всего, в конце XVII в. В Х1Хв. этот образ был популя­рен у уральских и ветковских старообрядцев. В настоящее время чтимые иконы имеются в московском кафедральном Богоявленском соборе, в соборе города Арзамаса и др.

Иконография Богоматери «Умягчение злых сердец» восходит к так назы­ваемому Симсонову проречению — словам, сказанным Симеоном Богопри-имцем в момент Сретения Господня, об оружии, которое пройдет через душу Богородицы. На Западе изображения Богоматери с пронзающим ее грудь ме­чом появились в XIII—XIVbb. Позднее вместо одного стали изображать семь мечей, символизирующих семь страстей Богородицы. Под названием «Богома­терь Страдающая (Dolorosa)» эти образы получили широкое распространение в XVI—XVIIвв. в искусстве католического мира, в частности в Польше и запад­норусских землях, откуда пришли и в Россию. Древнейший образ Богоматери «Умягчение злых сердец», сохранившийся до наших дней, — икона из Распят-ской церкви Московского Кремля, созданная в 1682 г. Василием Познанским. Нередко вместо кинжалов изображали стрелы, отчего иконография получила еще одно название — «Семистрельная».

Известны образы с аналогичным или близким составом сюжетов. Устойчи­вость сочетания данных сюжетов на одной иконе явно не случайна. Такой под­бор богородичных икон, видимо, определялся представлением о полноте помо­щи Божией Матери, через эти образы подаваемой, во всех важных жизненных ситуациях (опасность гибели близких, покровительство семейному счастью и невестам, защита близких от гнева власть предержащих и т.д.).

Советуем изучить  Леушинская икона Божией Матери

На обороте иконы имеется надпись: «Сею иконою благословила я нежно любимого мною племянника Иосифа Гурко перед отъездом его в действующую армию в Турции 1877 года августа 15 Сельцо Сахарове Евгения Петрово-Сало-вово». Иосиф Владимирович Гурко (1828—1901), генерал-фельдмаршал, в рус­ско-турецкую войну 1877—1878 гг. во главе передового отряда совершил поход в Забалканье, отличился в битве под Плевной, осуществил зимний горный пере­ход, занял Софию и разбил турецкие войска под Филипполем1.

О чем молятся Леушинской иконе Божией Матери

Уже в 19 веке было зафиксировано немало чудес, явленных иконой, поэтому она считается чудотворной. За помощью к преподобному Серафиму Вырицкому обращалось немало паломников. Однажды к нему привезли ребенка, находившегося практически при смерти, и после долгих молитв преподобного перед Леушинской иконой он исцелился.

Молитва образу помогла одному мужчине исцелиться всего за одну ночь от серьезной опухоли на груди, а молодой девушке – избавиться от меланомы, которая стремительно росла, и врачи давали крайне неблагоприятный прогноз.

Когда чудотворную икону перенесли в Козелецкий Свято-Георгиевский женский монастырь, монахини зафиксировали целый ряд чудесных исцелений и описали их в двух книгах, которые были изданы монастырем.

Не только об исцелении от физических и душевных недугов просят в молитве иконе Леушинской Божией Матери, но и о даровании спокойствия в семье, о благополучии как друзей, так и недругов, чтобы восстановились хорошие отношения.

Молятся перед ней и за Родину, как завещал Иоанн Кронштадтский, чтобы она избегла опасностей и военных конфликтов.

Икона Божией Матери «Скоропослушница»

История этой иконы связана с одним из афонских монастырей, а именно Дохиаром, где и явлена была благодатная сила этого чудотворного образа. Предполагают, что фреска, послужившая прообразом иконы, была написана еще в X веке при основателе Дохиарской обители преподобном Неофите. Она находилась в нише наружной стены, перед входом в монастырскую трапезную.

В 1664 году трапезарь Нил, проходя в ночное время в трапезную с горящей лучиной, услышал от иконы голос: «Впредь не приближайся сюда с зажженной лучиной и не копти Моего образа». Инок вначале испугался, но потом, решив, что это шутка кого-то из братии, скоро забыл об этом случае. Через некоторое время, когда Нил проходил вечером мимо иконы, раздался тот же голос: «Монах, недостойный этого имени! Долго ли тебе так беспечно и так бесстыдно коптить Мой образ?!» После этих слов монах Нил был поражен слепотой и расслаблением тела. Раскаявшийся инок упал перед иконой на колени и всю ночь, до прихода братии, молил Пресвятую Деву о прощении. Когда иноки узнали о произошедшем чуде, сразу же затеплили неугасимую лампаду и с благоговением пали перед чудотворной иконой.

Нил же в надежде на великое милосердие Божией Матери остался возле иконы и решил не уходить от нее, пока не получит исцеление. Через некоторое время, стоя на коленях перед иконой, он опять услышал знакомый голос: «Нил! услышана твоя молитва, ты прощен, и зрение снова дается очам твоим. Когда получишь ты эту милость от Меня, возвести братии, что Я – их покров, промышление и защита их обители, посвященной Архангелам. Пусть они и все православные христиане обращаются ко Мне в нуждах, и Я не оставлю никого; всем с благоговением ко Мне прибегающим буду предстательство, и молитвы всех будут исполняемы Сыном и Богом Моим, ради Моего ходатайства пред Ним, так что с этой поры будет именоваться сия Моя икона Скоропослушницею, потому что скорую всем притекающим к ней буду являть милость и исполнение прошений».

На Руси списки с чудотворной афонской иконы «Скоропослушница» всегда пользовались большой любовью. Многие из них прославились чудесами.

В знак единства во Христе и молитвенного общения Дохиарского Архангельского монастыря и возрождающейся Архангело-Михайловской обители на Зверинецких пещерах в Киеве была написана точная копия этой древней чудотворной иконы.

У иконы Божьей Матери «Скоропослушница» в Архангело-Михайловском Зверинецком монастыре

Пресвятая Богородица через Свою икону «Скоропослушница» дарует помощь в излечении от различных заболеваний, даже онкологических. Перед Ее святым образом возносят молитву за детей и о помощи в родах – о рождении здорового ребенка, перед различными операциями и совершении особо важных дел.

* * *

Не раз и не два приходилось и мне испытать на себе чудесную помощь Пресвятой Богородицы.

Как-то попросили отснять интерьеры храма Архангело-Михайловского Зверинецкого монастыря, где находится тот самый точный список афонской иконы «Скоропослушница». Сам храм небольшой, камерный; условия съемки таковы, что нужно снимать короткофокусными объективами и без дополнительного освещения. Кто ни пробовал, ни у кого на то время не получалось. Обратились ко мне. А у меня как раз было обострение болезни позвоночника – давала о себе знать застарелая травма после серьезной аварии. Да неудобно было владыке Ионе отказывать, и я, превозмогая боль, поехал.

Да вот незадача: ни один объектив не захватывал потолок. Тогда я лег на пол и стал фотографировать, лежа на спине. За окном – зима, мороз, в храме не топлено, а я в одном свитерке лежу на бетонном полу и холода совсем не чувствую…

«Скоропослушница» в Киевском Архангело-Михайловском Зверинецком монастыре.

Полтора часа ушло на съемку, и фотографии получились! Довольный работой, я возвратился домой и только тогда почувствовал, что боли в спине, которые мучили несколько месяцев, прошли. Видимо, не зря звала меня Пречистая Мати Богородица к Себе!

Слава Богу нашему Иисусу Христу и Пречистой Матери Его, о всем людском роде пекущейся, за неусыпную заботу о нас, грешных. Да святится имя Ее ныне и присно и во веки веков!

  • Смоленская икона Божией Матери
  • Икона Божией Матери Владимирская

История Табынской Божией Матери

Образ является чудотворным и впервые явился монаху Амвросию, который прогуливался у двух источников у станицы Табынской. Чудесный глас явился этому иеродиакону, но тот сначала принял его за искушение. Потом глас повторился, и Амвросий пошел посмотреть и увидел Табынскую икону на камне меж пресного и соленого источника.

Монах принес обретенную икону в монастырь, где ее радостно поставили в храме для поклонения. Утром образ оказался на воротах монастыря, монахи унесли обратно, но на следующий день ситуация повторилась. В итоге пришлось построить часовню прямо там, для того чтобы возносить молитвы иконе Табынской, про которую в дальнейшем узнали и государь и представители церкви.

В связи с этим образ возили в Казань и Уфу, там ее всячески почитали, но в итоге церковь в Казани сгорела, а икона снова вернулась обратно в Табынскую, где явилась чудесным образом в начале 16 века. Потом было башкирское восстание в 1660 году, когда образ исчезает снова, а спустя около тридцати лет икона является снова.

Эти появления и исчезновения связаны с пребыванием в Соловарном поселке, который располагался поблизости от источника, где впервые была обретена икона.

Далее этот поселок был разрушен, икона утрачена в 1708 году и снова обретена в 1740 году, на этом следует акцентировать внимание, так как история связана с чудесами.

Тогда икону нашли трое пастухов-башкиров, которые принадлежали к другой вере, они раскололи икону и после этого сразу ослепли. Пастухи начали молить икону об исцелении, и самый молодой взывал с особой верой, благодаря чему сумел исцелиться и стал умывать глаза своих напарников водой из солевого источника. Они тоже в итоге прозрели, а источник стал святым.

Тот юный башкирский пастух обрел веру и стал православным подвижником именно благодаря иконе. Он дожил до 130 лет и отошел в мир иной, когда шел крестным ходом по городу Челябинск, об этом есть свидетельства.

Со времени этого обретения начинается традиция крестных ходов с иконой. До сих пор сохранились фотографии и письменные свидетельства об этом. День иконы отмечается на девятую пятницу после Пасхи и нередко связывается с различными чудесами, которые дарует Богородица.

В период советской власти атаман Дутов перевез икону в Китай, после 1950-х годов след полностью теряется и сейчас остается только гадать, где располагается эта святыня Уральского края. Есть сведения о перемещении святыни в Австралию и Сан-Франциско.

Державная икона Божией Матери

Державная икона Божией Матери. Оригинал

Почитание образа, который изображен на иконе Божией Матери Державная, связано с новейшим периодом российской истории. Предание об иконе хорошо известно: жительница слободы Перерва Бронницкого уезда Евдокия Адрианова несколько раз во сне видела белую церковь и слышала требование найти чёрную икону и сделать её красной. 2 (15 по н.ст.) марта 1917 года в подвале Вознесенской церкви села Коломенское была найдена большая почерневшая от времени икона Божией Матери: на коленях Ее восседает Младенец Христос, в руках Пречистой — царские регалии, скипетр и держава. В тот же день Государь Николай Александрович, император Российской империи, подписал отречение от престола за себя и своего сына цесаревича Алексея в пользу брата, Великого князя Михаила Александровича (впоследствии расстрелян большевиками).

Советуем изучить  Поздравления с Благовещением Пресвятой Богородицы в прозе

Икону Божией Матери Державная немедленно стали почитать жители Коломенского и окрестностей. По сей день по мнению многих православных, после отречения монарха от престола Сама Богородица хранит символы царской власти, а вместе с ними и саму Россию. В составлении службы и акафиста образу принимал участие святой Патриарх Тихон.

Образ на иконе Божией Матери Державная относится к канону «Цареградских» икон, написан, судя по всему, в конце XVIII века. Икону обновили в мастерских московского Алексеевского монастыря — облачение Богородицы написано красным.

В советское время икона Божией Матери Державная хранилась в запасниках Исторического музея, в 1990 году была возвращена Церкви — сейчас оригинал образа находится в Казанской церкви в Коломенском. Но приложиться к чтимым спискам можно не только там.

Казанская церковь в Коломенском

В храме Вознесения Господня на Гороховом поле (улица Радио, дом 2), кроме многих других святынь, находится список иконы Божией Матери Державной. Здесь же пребывает образ святого страстотерпца царя Николая, обильно мироточивший в конце 90-х годов.

Храм Вознесения Господня на Гороховом поле

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Троице-Лыково

– Державная икона Богоматери. О царственном Отроке

В главном храме Успенского благочиния города Москвы, церкви Успения Божией Матери в Троице-Лыкове пребывают несколько чтимых образов Пресвятой Богородицы, а среди них и икона Божией Матери «Державная».

Сам Успенский храм, поврежденный в 30-х годах, восстановлен со второго раза — еще в 1935 году церковь была включена Лигой Наций в список выдающихся памятников мировой архитектуры. В 1970 году здание начали реставрировать, но финансирование было приостановлено, и к восстановлению храма вернулись только в начале 2000-х.

На московском подворье Соловецкого монастыря, в храме великомученика Георгия Победоносца (Рождества Богородицы) в Ендове, икона Божией Матери «Державная» почитается особо — ведь Соловки стали Русской Голгофой, путь на которую начался 2 (15) марта с отречения от престола Императора — падения традиционной российской государственности.

Храм святого великомученика Георгия Победоносца в Ендове

Храм-часовня Державной иконы Божией Матери

С 1995 года в Москве существует храм-часовня Державной иконы Божией Матери. Именно с него началось восстановление главного собора страны — храма Христа Спасителя, рядом с которым и стоит эта маленькая деревянная церковь. Перед находящимся в ней чтимым списком «Державной» два раза в неделю читается акафист: по средам в 17.00 и по воскресеньям — в 14.00.

В соседнем с храмом Христа Спасителя храме Илии Пророка во 2-м Обыденском переулке пребывает чтимый список иконы Божией Матери «Державная», написанный в начале 1920-х годов художником Николаем Чернышевым. Вскоре после этого Николай Чернышев был арестован и погиб за веру в декабре 1924 года.

Распятые разбойники

Икона Распятие Господа – одна из самых популярных, поэтому неудивительно, что она имеет немало вариаций. В некоторых вариантах по две стороны от Христа расположены распятые разбойники. Согласно Евангелиям, один из них, благоразумный, раскаялся и попросил прощения за свои грехи. Другой же, безумный, насмехался и говорил Иисусу, что раз тот Сын Божий, то почему Отец не помогает и не избавит от страданий.

На образах раскаявшийся разбойник всегда расположен по правую руку от Христа, его взор обращен к Богу. Голова нашего Спасителя тоже склонена в его сторону, поскольку раскаявшийся получил прощение, после смерти его ждет Царство Небесное. Безумный разбойник на распятии часто изображается вообще развернутым спиной – за совершенные поступки преступнику уготована дорога в ад.

Ангельское славословие

Особо почитается всеми верующими христианами Пресвятая Богородица, родившая миру Спасителя, которому суждено было искупить грехи человечества. За это Её называют Лествицей, имея в виду то, что Дева Мария подарила миру спасение и лестницу в Царство Небесное! Одних только икон с изображением Её лика известно более трёх сотен. А сколько их всего, знает только Царица Небесная.

Многие из этих икон прославились чудотворениями и особенно чтятся в разных уголках известного мира. Но не только люди преклоняются перед величием и милостью Богородицы, но и все чины бесплотные у Неё в подчинении. Почитают Пречистую Деву и восхваляют все небесные чины — Архангелы и ангелы, а также святые, находящиеся у престола Божьего.

Происхождение молитвы «Достойно есть»

Прекрасная история появления молитвы к Богородице присуща именно этому тексту. А появилась она на святой горе Афон, выбранной самой Богородицей своим земным оплотом, где явилось миру множество чудес, одним из которых и стало обретение этого текста.

Более тысячи лет назад подвизался на святой горе один старец с молодым подвижником, посвятив свою жизнь служению Господу и Пречистой Богородице. Однажды старец покинул свою келью, а молодой монах приготовился вознести вечерние молитвы, как в дверь их скромной обители постучали. На пороге стоял незнакомец, которого монах, как и принято в тех местах, пустил внутрь и принял достойно, насколько это возможно для афонских подвижников.

Вдвоём с таинственным гостем, представившимся Гавриилом, подвижник приступил к молитвам, а когда дошёл до молитвы к Богородице «Честнейшую Херувим», незнакомец прервал его, сказав что там, откуда он прибыл, Пречистую восхваляют иначе и начал молитву словами «Достойно есть, яко воистину блажити тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего».

Инок был удивлён, но повторил сказанное таинственным собеседником и икона с ликом Пречистой засияла необыкновенным светом, а монах почувствовал небывалую благодать и лёгкость, коих ещё никогда не испытывал в своих молитвах.

Поражённый этим чудесным обстоятельством, подвижник просил гостя записать для них эту молитву, но поблизости не оказалось письменных принадлежностей. Тогда странник, представившийся Гавриилом, начертал слова этого святого текста на камне, поддававшемуся его пальцам словно масло.

Пока инок приходил в себя от явленного ему чуда, гость буквально растворился в воздухе. К тому времени с вечерней службы вернулся старец, которому молодой монах поведал об этом благоволении. Более духовно опытный сей старец сразу узнал в таинственном госте Архангела Гавриила, благовестника Пречистой Девы Марии.

Обретение чудотворной иконы

Вместе они сообщили братии и собору афонских старцев о чуде, после чего камень с начертанной на нём молитвой передали патриарху в Константинополь как подтверждение святого чуда. А икону, которая именовалась «Милостивая» до совершения чудесного явления, переименовали по первым словам молитвы — «Достойно есть», и перенесли в главный монастырь святой горы. С тех пор она прославилась многими чудотворениями, которые зафиксированы в монастыре, а также везде, где находятся списки с этого святого лика.

Толкование молитвы

Читается эта хвалебная песнь Богородице достаточно легко и сладкозвучна как на греческом, так и на церковнославянском языке. Произнеся или пропев её несколько раз, станет образно понятен её смысл и значение.

Трактуется она следующим образом: воистину справедливо и правильно ублажать тебя, Богородицу, являющуюся блаженной вовеки и пренепорочно чистой матерью Бога нашего и Спасителя. Превосходишь Ты по чести херувимов и превыше своей славой и величием, чем серафимы. Ты девственно, непорочно родила Бога — Слово, и мы воспеваем и величаем тебя как истинную Богородицу!

И без особого перевода и разъяснения понятно, как этой песнью восхваляется величие той, что родила Господа, явила миру Слово, бывшее до той поры лишь у Бога Отца Вседержителя. И милостью этой от творца она превзошла все бесплотные ангельские чины, предстоящие у престола Божьего. Поэтому и нам, грешным и смертным, стоит почитать её так же трепетно, как и ангелы склоняются перед Ней!

 

Комментировать
0
29
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно

Поздравления с Татьяниным днем в стихах Без рубрики
0 комментариев

Молитвы Пантелеймону Целителю о здравии Без рубрики
0 комментариев

Картинки и открытки на Медовый Спас Без рубрики
0 комментариев