Кто такой блаженный?

Почему Ксения Петербургская так любима в народе?

Ксения Григорьевна Петрова жила в городе на Неве не так давно, в середине XVIII века, тем не менее о ней известно довольно мало. Она родилась в дворянской семье, примерно между 1719 и 1730 годами и сразу после совершеннолетия вышла замуж за певчего, служившего при дворе императрицы Анны Иоанновны, пехотного полковника Андрея Федоровича Петрова. Семейный дом их находился в самом начале нынешней улицы Лахтинской, на Петроградской стороне.

Супруги жили душа в душу примерно восемь или десять лет, но когда Ксении исполнилось 26, ее супруг внезапно и скоропостижно скончался. Настолько внезапно, что не успел исповедаться перед смертью. И вот после этого начинается тот путь, который молодая женщина проделала от рядовой обывательницы до святой Ксении Петербургской.

Ксения Петрова взяла на себя подвиг юродства и посвятила свою жизнь единственной задаче: вымолить у Бога прощение для своего внезапно скончавшегося мужа. «Ксения за мужа берет на себя подвиг покаяния, которое он в своей жизни принести не успел, – говорит ученый секретарь Свято-Филаретовского православно-христианского института, доктор филологических наук Юлия Балакшина

. – После смерти мужа молодая вдова оделась в мужнин мундир, зеленый с красным, и назвала себя Андреем Федоровичем, говоря всем, что-де это «Ксеньюшка моя скончалась и мирно почивает на кладбище, аз же грешный весь тут». Столь же решительно, как она отказалась от собственного имени, Ксения отказалась и от всего имущества, подарив свой дом молодой женщине, которая снимала в нем комнату. Все свои деньги она раздала бедным, а оставшиеся вещи отнесла в церковь «за упокой души рабы Божией Ксении».

Ксения стала ходатайствовать перед Богом за людей, которые просили ее о молитве. И это представление о ней, как о молитвенной заступнице, сохранилось до сих пор. Она и теперь за пределами земной жизни продолжает этот подвиг молитвы за всех, кто просит ее об этом.

Ксения Петрова решает прожить свою жизнь как бы за мужа, берет на себя подвиг покаяния, которое он в своей жизни принести не успел. Каково могло быть отношение церкви к тому, что она отказалась от собственного имени и своей судьбы? «Она не за мужа прожила жизнь, – говорит священник Георгий Кочетков

. – Просто есть связь любви и ответственность любви. С одной стороны, за другого жизнь прожить никак невозможно. А с другой стороны, и без него ведь тоже – особенно, если ты человека любишь, особенно, если вы связаны одной судьбой. К сожалению, мы живем в такое время, когда любовь знают только как чувство, а к судьбе относятся либо как к фатуму, либо наоборот: «что хочу, то и ворочу». Но тайна судьбы глубже, и если ее связывают со Христом – то значит, и с теми, кого любят. И тогда зло, которое есть в жизни наших ближних или друзей, не поглощает нашу жизнь, а может быть преображено нашей верностью и милостью, готовностью не бросать человека».

Предполагаемый портрет Ксении Петербургской, конец XVIII – начало XIX века, Эрмитаж, Санкт-Петербург

Известные блаженные

В Православной Церкви широко известны:

Блаженный Василий, Христа ради юродивый, Московский чудотворец, †1557, память 2/15 августа;

Святой Блаженный Василий, Московский чудотворец, родился в декабре 1468 года на паперти подмосковного Елоховского храма в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

В 16 лет святой пришел в Москву и начал подвиг юродства. В палящий летний зной и трескучий лютый мороз ходил он нагой и босой по улицам Москвы. Странны были его поступки: то опрокинет лоток с калачами, то прольет кувшин с квасом. Рассерженные торговцы били Блаженного, но он с радостью принимал побои и благодарил за них Бога. А потом обнаруживалось, что калачи были плохо испечены, квас приготовлен негодным. Почитание Блаженного Василия быстро росло: в нем признали юродивого, человека Божия, обличителя неправды. Проповедуя милосердие, Блаженный помогал прежде всего тем, кто стыдился просить милостыню, а между тем нуждался в помощи более других. Был случай, что он отдал богатые царские подарки купцу-иностранцу, который остался безо всего и, хотя три дня уже ничего не ел, не мог обратиться за помощью, так как носил хорошую одежду. Скончался Блаженный Василий 2 августа 1557 года. Митрополит Макарий с собором духовенства совершил погребение святого. Его тело было погребено у Троицкой церкви, что на рву, где в 1554 году был пристроен Покровский собор в память покорения Казани.

Блаженная Ксения Петербургская, † в начале XIX в., память 24 января/6 февраля.

Святая блаженная Ксения родилась в первой половине XVIII столетия от благочестивых и благородных родителей.

По достижении совершеннолетия Ксения Григорьевна сочеталась браком с придворным певчим, полковником Андреем Феодоровичем Петровым, и жила с супругом в Санкт-Петербурге.

Но не долго судил Господь молодой чете идти вместе по жизненному пути: Андрей Феодорович скончался, оставив Ксению Григорьевну вдовой на двадцать шестом году ее жизни. Этот неожиданный удар так сильно поразил Ксению Григорьевну, так повлиял на молодую вдову, что она сразу как бы забыла все земное, человеческое, все радости и утехи, и вследствие этого многим казалась как бы сумасшедшей, лишившейся рассудка. Освободившись от всех земных попечений, святая Ксения избрала для себя тяжелый путь юродства Христа ради. Облачившись в костюм мужа, она стала всех уверять, что Андрей Феодорович вовсе не умирал, а умерла его супруга Ксения Григорьевна, и отзывалась, только если ее называли Андреем Феодоровичем. Какого-либо определенного местожительства Ксения не имела. Большей частью она целый день бродила по Петербургской стороне и по преимуществу в районе прихода церкви святого Апостола Матфея, где в то время жили в маленьких деревянных домиках небогатые люди. Оказалось, что это была раба Божия блаженная Ксения. За великие ее подвиги и терпение Господь еще при жизни прославил свою избранницу. Раба Божия Ксения сподобилась дара прозрения сердец и будущего. Уча людей правдивости, блаженная Ксения нередко открывала и тайны тех лиц, кого она навещала. Милость Божия так осеняла Ксению, что даже те, к кому она заходила или у кого вкушала пищу, были счастливы и успешны в делах. На семьдесят первом году земной жизни она почила сном праведницы.

Юродство в Ветхом Завете

Многие пророки Ветхого Завета Библии считаются предшественниками юродивых «Христа ради».

Пророк Исаия ходил нагим и босым в течение трех лет, предупреждая о предстоявшем вскоре египетском плене (Ис. 20:2-3); пророк Иезекииль лежал перед камнем, обозначавшим осажденный Иерусалим, и ел хлеб, приготовленный, по повелению Бога, на коровьем помёте (Иез. 4:15); Осия вступил в брак с блудницею, что символизировало неверность Израиля Богу (Ос. 3)

Целью вышеуказанных действий было привлечь внимание окружающих и побудить народ Израильский к покаянию и обращению. Пророки, указанные в Ветхом Завете, не считались юродивыми в полном смысле этого слова, а лишь время от времени прибегали к нетрадиционным или вызывающим поступкам для доведения до обывателей воли Божьей, однако подобные поступки не являлись их аскетическими стремлениями

Синонимы

В словаре русских синонимов под редакцией Абрамова Н. приведены следующие сходные по смыслу слова: «счастливый», «юрод», «райский», «христов человек», «святой», сладкий», «присноблаженный», «блаженненький», «безоблачный», «золотой», «юродивец», «дурак», «дурачок», «божий человек», «юродивый».

Советуем изучить  Икона «Сретение Господне»

В словаре Тришина В. Н. приведены следующие синонимы к слову «блаженный»: «безумный», «юродивый», «юродивец», «юрод», «умалишенный», «христов человек», «счастливый», «сладкий», «святой», «светлый», «райский», «радостный», «золотой», «златой», «дурачок», «дурак», «всеблаженный», «благоюродствующий», «благоюродивый», «благословенный», «благополучный», «благой», «благоденствующий», «благоденственный», «безумный», «безоблачный».

Никола Салос

Другой знаменитый юродивый — Николай Салос или Миколка Свят — также жил при Иване Грозном. По преданию, он спас от массовых казней Псков, когда царь Иван Васильевич со своими опричниками отправился в карательный поход против псковичей.

Никола встретил царя по дороге и обрушился на него с руганью и проклятиями, рассказывал об этом Джеорм Горсей — английский дипломат в Московском царстве. Юродивый пригрозил, что государь погибнет, если осмелится тронуть кого-то из жителей Пскова. Иван Грозный убоялся пророчества и повернул назад: так псковичи избежали страшной участи.

Другие источники сообщают, что Никола встретил царя в постный день и предложил тому отведать мяса, заявив, что Иван Васильевич — кровопийца. Также рассказывают, что блаженный предсказал смерть царскому коню, а затем и самому государю, если тот тронет Псков. Когда конь действительно пал, Иван IV испугался и пощадил псковичей.

Никола Салос на картине А.П. Рябушкина «Иоанн Грозный с приближенными»

Никола Салос погребен под псковским собором Святой Троицы.

Юродивые. Язык дела

«В каждой конкретной ситуации юродивый подбирает для “ругания миру”, обличения свои образы и способы, но самый важный элемент этого языка — это момент переворота», — считает Андрей Виноградов. Юродивый делает то, что нормальный христианин делать не должен: ест мясо в пост, кидается камнями в иконы, как Василий Блаженный. Он атакует норму поведения — но этими действиями выявляет отклонение современного ему общества от тех норм, которые он «атакует». Повинуясь идее сокрытия своих добродетелей, юродивый не просто дает кому-то духовный совет, как это делают другие святые, он провоцирует человека на действия, способные вскрыть его тайные пороки. Так, Василий Блаженный, опрокинув лоток с калачами на рынке, сперва подвергся избиению рассерженными торговцами, и только через некоторое время торговец, чьи калачи были рассыпаны, признался, что подмешивал в муку мел, на что и пытался указать святой, опрокидывая прилавок.

«Обличение словами — это язык мира, который со временем притупляется, — объясняет А.Виноградов — Юродивый обличает делом, он, демонстрируя обществу общественные пороки, как бы сам принимает за эти пороки страдание, подвергается поношению и этим переворачивает ситуацию

Подвергая атаке устоявшиеся формы общественного поведения или благочестия, юродивый обращает внимание на внутреннюю сущность, актуализирует забытое внутреннее содержание этих форм»

Матронушка – святая Матрона Московская

Матронушка, блаженная Матрона, святая Матрона Московская – все это имена одной святой, почитаемой всей Православной Церковью, любимой и родной для православных христиан всего мира. Святая родилась в XIX веке, а скончалась уже в 1952 году. Есть многие свидетели ее святости, видевшие Матронушку при жизни. К ней за духовным советом и утешением приходили даже монахи из Троице-Сергиевой лавры.

Она появилась на свет абсолютно слепой, родители хотели даже оставить ее в приюте, но во сне ее мать увидела слепую белую птицу, севшую к ней на грудь, и решила, что это знак от Господа. С раннего детства она много времени проводила в храме, на богослужениях и в свободное время, и уже в юности у нее открылся дар прозорливости. Господь открывал ей прошлое, будущее и настоящее – так, однажды ночью она внезапно сказала о смерти крестившего ее священника, жившего в соседней деревне и действительно скончавшегося в это время.

Слава о маленькой святой разошлась по многим губерния России, к ней приезжали многие, но были и завистники: в 17 лет у нее внезапно отнялись ноги. Как говорила Матронушка – Господь попустил это по злобе одной женщины. Однако святая, словно взамен от Господа, получила дар целительства.

После революции святая вместе с подругой поехала в Москву, где много лет скиталась, живя у добрых людей, скрываясь от гонителей Православия и принимая всех, просящих ее помощи. Каждый день к ней приходили за помощью около 40 человек, ночью она проводила в молитве, дремала лишь изредка. Со смирением она несла тяжелый крест телесных немощей и не роптала, а принимала волю Божию о себе. Она принимала многих, помогала всем пророческим советом, а ночью молилась обо всех. Умерла она в 1952 году.

По традиционным меркам святая Матрона Московская была канонизирована вскоре после смерти – в 1999 году. Почитание святой Матроны благословила Церковь. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II 8 марта 1998 года были обретены ее святые мощи, которые находятся в Покровском монастыре Москвы и к которым ежедневно люди стоят в очереди, зная о чудесах от святыни. Матронушка была канонизирована в лике блаженных.

Матронушка и сегодня помогает молящимся, есть множество свидетельств о чудесах после молитв перед ее иконами и мощами в храме Матроны на Таганке и о явлениях блаженной Матроны во сне верующим людям.

Да хранит вас Господь молитвами всех святых юродивых!

Святой Василий блаженный

И россиянам, и гостям нашей страны известна одна из главных достопримечательностей Москвы – храм Василия Блаженного на Красной площади.

Святой Василий жил в 15-16 веках, при Иване Грозном. По словам свидетелей, он ходил по улицам в любую погоду босым и почти обнаженным, терпя стужу и зной. Странным была не только его внешность и поведение, но и поступки. Известно, что он часто проливал продаваемый квас или опрокидывал лотки с товарами купцов в торговых рядах – словно нарочно, желая быть избитым. После побоев же он благодарил Бога и радовался. Лишь позже оказывалось, что именно эти товары или напитки были испорчены, возможно, специально торговцами.

С годами москвичи узнали и полюбили Василия блаженного, при жизни считая его святым.

Святой Василий призывал людей к милосердию, помогал нуждающимся и стыдящимся просить о помощи.

Так, святой отдал подаренные ему самим государем вещи приезжему заморскому гостю, купцу-иностранцу, который, казалось, был богат, но по трагическим обстоятельствам потерял все свое имущество. Он был голоден, однако не мог даже попросить подаяния – на нем была дорогая одежда. Василий же Блаженный провидел, что ему нужна помощь.

Также Василий Блаженный осуждал людей, подававших милостыню ради вида и славы, а не из милосердия.

Интересно, что святой посещал корчмы – кабаки, притоны. Сюда не мог прийти священник или монах, его бы обвинили в грехе, а вот юродивый утешал многих опустившихся грешников, видя, словно Сам Господь, в их душах добро.

Святой Василий имел дар прозорливости. В 1547 году он предсказал великий московский пожар, а молитвой на расстоянии потушил пламя пожара в Новгороде.

Житие святого свидетельствуют, что он бесстрашно обличал самого царя Ивана Грозного, например, сказал ему, что вместо молитвы за богослужением царь думал о строительстве царского дома на Воробьевых горах.

Святой Василий умер 2 августа (по старому стилю) 1557 года. Его погребение совершил Московский митрополит Макарий в сонме духовенства – столь широко был известен блаженный. Святого похоронили у Троицкой церкви – на ее месте и был возведен Покровский (Василия Блаженного) собор.

Спустя 31 год, 2 (15) августа, святой Василий был канонизирован Архиерейским Собором во главе с Патриархом Московским Иовом.

Кого называют юродивым

Попробуем выяснить, кто это такой — юродивый человек . Чем вызваны и что означают его поступки?

Советуем изучить  Почему служители тушат свечи в храме?

Может, это обычные граждане, но, выражаясь современным языком, желающие выглядеть эпатажными, создавать вокруг себя ауру загадок и тайн. А может, это маргинальные личности? Ну не хотят они маршировать в одну ногу со всеми.

При желании можно найти много объяснений поведению блаженных. Самое простое из них — психическое расстройство. Тогда почему чаще всего этим термином называют не обладателей клинической патологии, а простаков и добряков, готовых расстаться с последней рубахой в пользу ближнего.

Вспомните фильм режиссера Владимира Меньшова «Розыгрыш» (1973 г.), где героиню актрисы Натальи Вавиловой, старшеклассницу Таю, самовлюбленный одноклассник брезгливо называет убогой. Причиной этому явились бескорыстная доброта девушки по отношению к окружающим, ее удивительная способность видеть в людях только хорошее.

Получается, что юродствующих отличают неисчерпаемая духовность и осознанное проявление помешательства. Но под силу ли слабоумным осмысленное совершение поступков? Однозначно, нет.

Поэтому только личность с абсолютно здоровой психикой и уникальными свойствами смиренной души может сознательно броситься в омут безумия. Сила духа таковых значительно выше эмоций. Их поступки бесстрастны, по жизни их ведет духовный разум.

Юродство после Рождества Христова

Согласно христианским представлениям, религиозный подвиг юродства состоит в отвержении с наибольшей последовательностью мирских забот — о доме, семье, труде, о подчинении власти и правилам общественного приличия. Апостол Павел в своём Послании к Коринфянам призывает «Будьте подражателями мне, как я Христу» (1Кор. 11:1). Из этого делают вывод, что Христос и святые могли быть примером «для тех ревностных христиан, которые стремились следовать Учителю во всем, претерпеть то, что Он претерпел».

Безумие Нового Завета понимается в духовном смысле, а не в психопатологическом. Если установления тогдашнего общества считать мудростью, то Христос и его ученики призывали изменить их или отречься от них, став соответственно «безумными» для «мира сего». Одним из оснований подвига юродства считаются проповеди Апостола Павла в Новом Завете:

Преподобный Антоний в ранние века христианства говорил: «Приходит время, когда люди будут безумствовать, и если увидят кого не безумствующим, восстанут на него и будут говорить: „Ты безумствуешь“, — потому что он не подобен им».

По словам святителя Афанасия Александрийского:

Больше всего святых юродивых было на Руси — в Русской православной церкви почитают 36 юродивых. Первым из известных юродивых на территории нынешней России считается Прокопий Устюжский, который с территории Европы прибыл в Новгород, затем в Устюг. Он вел строгий аскетический образ жизни. Юродивые пришли на смену волхвам и были желанными гостями для всего тогдашнего общества. Сам Иван Грозный относился к ним с благоговением: так, когда Миколка Свят обругал царя и предрёк ему смерть от молнии, царь просил молиться, чтобы Господь избавил его от такой участи. Другим знаменитым юродивым при Иване был Василий, ходивший совершенно нагим. В его честь назван собор Василия Блаженного. Профессор Лю Тяньцай даже причисляет юродство к традициям русской культуры.

Заповеди блаженства

Фото: Pokrovkop.cerkov.ru

Каждый православный знает Блаженства, которые произносятся во время литургии со всего мира. Это заповеди, которые Господь поместил в своей проповеди на горе Галилейской. Девять заповедей, которые должны делать человека счастливым, в нашем повседневном понимании никоим образом не связаны с земным пониманием счастья. Потому что по заповедям они блаженны, то есть блаженны плачущие, гонимые, нищие духом. Но в христианском понимании это то, что приносит счастье и полноту жизни.

Следовательно, благословенный означает счастливый в самом высоком и небесном смысле этого слова.

Ксения блаженная – святая Ксеньюшка

Ксения Блаженная – одна из самых почитаемых и любимых народом святых. «Ксеньюшка» – ласково звали ее многие при жизни, зовут и сейчас, когда она с Неба помогает нам своими молитвами. Она жила сравнительно недавно – в XVIII веке (ведь многие почитаемые святые, которым молится вся Церковь жили в первые века нашей эры, на заре христианства).

Блаженная Ксения в Санкт-Петербурге XVIII века была очень известна. После смерти мужа Андрея. певчего Андреевского храма на Васильевском острове, она раздала все имущество и изобразила сумасшествие – стала называться именем мужа. В действительности она не хотела, чтобы ее, молодую вдову 27 лет, родные выдали замуж, и только заботилась о загробной участи горячо любимого мужа. Она молилась об их совместной жизни на Небе, о том, чтобы Господь принял ее горячо любимого мужа в Царство Небесное. Ради любви к мужу и к Богу она приняла подвиг нищеты и юродства (мнимого безумия), получила от Господа дар пророчества и целительства.

Ксения Блаженная исполняла волю Божию, помогая другим людям – открывая им будущее в иносказательной форме, направляя на добрые дела. Уже при жизни петербуржцы считали ее святой. Перед смертью она многим обещала помогать и с Небес.

И действительно, на ее могилу на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга шли и ехали за помощью со всей России. После ее канонизации всей Православной Церковью в ХХ веке о блаженной Ксении узнали во всем мире. Несколько раз разбирали по камушку ее надгробие. Наконец, над местом ее захоронения на средства почитателей Ксеньюшки была построена часовня.

Со временем появилась традиция особой молитвы для тех, кто хочет обратиться ко Ксеньюшке со своей большой бедой или особым желанием. Нужно прийти на Смоленское кладбище к часовне, где находится могила блаженной, помолиться и приложиться к ней (там бывает очередь, но и в очереди можно читать молитву; кроме того, у могилы постоянно совершаются молебны с акафистом блаженной). Затем трижды обойти вокруг часовни, мысленно молясь Ксеньюшке, написать свое желание на листке и вставить в одну из щелей часовни, а затем поставить свечу у ее восточной стены. Поскольку Ксения блаженная много лет страдала от одиночества без умершего мужа и утешалась только благодатью Божией, то она знает эту беду и помогает всем, кто просит о счастливом браке и избавление от тоски.

Со временем появилась традиция особой молитвы для тех, кто хочет обратиться ко Ксеньюшке – так ее ласково называют петербуржцы – со своей большой бедой или особым желанием. Нужно прийти на Смоленское кладбище к часовне, где находится могила блаженной, помолиться и приложиться к ней (там бывает очередь, но и в очереди можно читать молитву; кроме того, у могилы постоянно совершаются молебны с акафистом блаженной). Затем трижды обойти вокруг часовни, мысленно молясь Ксеньюшке, написать свое желание на листке и вставить в одну из щелей часовни, а затем поставить свечу у ее восточной стены. Поскольку Ксения блаженная много лет страдала от одиночества без умершего мужа и утешалась только благодатью Божией, то она знает эту беду и помогает всем, кто просит о счастливом браке и избавление от тоски.

Василий Блаженный

Фото: Sretenie.com

Это имя знают все, кто хоть раз бывал на Красной площади в Москве и восхищался неописуемой красотой Покровского собора Пресвятой Богородицы, который известен как Собор Василия Блаженного.

Василий Блаженный — русский тауматург, родившийся в 1468 году, дурачится в Москве с 16 лет. Он разоблачал ложь, обман, предсказывал будущее, читая в душах людей. Зимой и летом он ходил голым и босиком по городу, подавая милостыню, которую люди щедро одарили его провидением тем, кто в ней больше всего нуждался. Он проповедовал милосердие, он призывал людей к справедливости и покаянию.

Сначала его обидели, избили, выгнали из мест массового скопления людей. Но он все переносил с радостью, преодолевая гордыню во имя Христа. И, действуя как дурак, Василий снискал большую известность и почитание. Его имя навсегда запечатлено в период православного Рождества. За его справедливость Господь дал ему долгую жизнь, святитель прожил 99 лет, что считается невероятным для того времени.

Советуем изучить  Что такое Таинство Соборования (Елеосвящения)?

На примерах этих двух блаженных можно окончательно понять, что означает это слово для православных.

Блаженен означает счастлив за близость к Богу, понимание его воли. Они также осознали на Земле, что все земные удобства, удобства и богатства бесполезны после физической смерти. Но бессмертная душа, которая в своей земной жизни уже приблизилась к вечной жизни, на самом деле является главным.

Быть счастливым — значит быть добрым, любящим, сочувствующим и бескорыстно помогать. И тот факт, что они выглядят странно и выпадают из общей картины, является знаком того, что они праведны на грешной земле, и поэтому они выпадают из общего состава.

Кто такие юродивые Христа ради

Когда появились первые юродивые, трудно проследить. Первых христиан, добровольно изменивших образ жизни, многие принимали, как безумных. Они переносили поношения от людей и шли на смерть во имя Иисуса.

Для церковного человека юродство — одна из форм святости

В отличие от обычных христиан юродивые своим поведением провоцируют окружающих на проявление их пороков.

Важно! Блаженные при христианских церквях внешне кажутся безумными, но это абсолютно здоровые люди, которые по собственной воле приняли на себя этот подвиг юродства. Часто люди путают юродивых с умалишенными людьми

По мнению несведущих людей, это умственно отсталые дурачки. Разъяснение об этих странных людях дано в проповедях святого Димитрия Ростовского, который называет их подвижниками добровольного мученичества, скрываемого за маской

Часто люди путают юродивых с умалишенными людьми. По мнению несведущих людей, это умственно отсталые дурачки. Разъяснение об этих странных людях дано в проповедях святого Димитрия Ростовского, который называет их подвижниками добровольного мученичества, скрываемого за маской.

Русский народ всегда с уважением, снисхождением, милостиво относился к этим странным людям, почитая их святыми, скрывающие святость под маской безумия, возможно, поэтому юродство почитаемо только в православии. Странные с первого взгляда действия и слова, отличающихся от общества людей, порой носят глубокий смысл, часто обличают действия определенных христиан и целого правительства.

Апостол Павел часто в своих посланиях говорил о безумстве Христа ради. Действительно, кто безумен в этом мире? Тот, кто ради наживы, богатства идет на убийство, отказ от человеческих ценностей, подлость, подкуп и при этом у него прямая дорога в ад? Или те, кто отказался от всех благ земной жизни ради познания другой стороны жизни, воли Божьей в ней и ищущие Царства Небесного на земле?

Почему безумные Христа ради наполнены святостью и просветленными лицами, что видят они, глупые по понятиям людей, такого, чего не дано увидеть основной массе христиан. В своем послании Павел пишет, что тот, кто считает себя мудрым, стань безумным, чтобы быть мудрым (1 Кор.3:18).

Истинная мудрость этого мира в познании мудрости Божьей и открытии законов вечной жизни. Разве не глупо заботиться о часе, пренебрегая вечностью?

Почему юродивых часто принимали за безумных?

Фото: Sofrino.ru Главное внешнее проявление в жизни юродивого Христа ради – облик безумия, принимаемое подвижником для «поругания миру». Они притворятся безумными, часто ведут себя буйно (неадекватно).

Таковы юродивые всех времен: от святых, живших в православных империях до представителей прошлого века. Блаженный Василий кидал камни в иконы и спорил с Иваном Грозным, святая Ксения говорила, что она – мужчина, блаженная Пелагея Дивеевская (Паша Саровская) пугала людей своим внешним видом. Святой Симеон притворялся хромым, ставил людям подножки, чтобы они упали. А блаженный Прокопий, будучи богатым человеком, ходил в рубище и ночевал на мусорной куче.

Экстремальная аскетика

Когда впервые появляется этот тип аскетического подвига, сказать сложно. «Появление юродства было связано с расцветом духовной жизни, — считает игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной комиссии по канонизации святых, руководитель фонда “Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви”, клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва). — Мы не знаем юродства в самые первые времена христианства, тогда само христианство воспринималось миром как юродство. Когда апостол Павел призывал своих обвинителей к вере в воскресение Христово, они ему говорили: безумствуешь ты Павел. Но в традиционном понимании юродство появляется, когда пустынникам и подвижникам было мало и поста и молитвы и они обращались к крайним средствам стяжания смирения – поношения от мира за самый образ жизни. И, побеждая свою гордость, достигали совершенного смирения». «Духовные основания для юродства заложены были еще в Новом Завете, это знаменитые слова о безумии ради Христа (см. 1 Кор. 4: 10). Уже раннехристианские общины ставят себя в определенный конфликт с миром и, как поздние юродивые, обличают мир в его грехах. — Андрей Виноградов видит преемственность подвига первых апостольских учеников и поздних подвижников. — В то же время феномен юродства в прямом смысле мог появиться только уже в христианском обществе. Юродивый обличает общество в неследовании христианским нормам, но эта апелляция возможна только в том случае, если христианство является для общества общепризнанной нормой. А как государственная религия христианство утверждается только в Византии в конце IV века».

В нашем привычном понимании феномен юродства появляется только к шестому веку в Сирии, где подвизается знаменитый Симеон Юродивый. «Сирия вообще была своеобразным регионом с точки зрения аскетической традиции, которая там сложилась. Христианство там воспринималось очень горячо, и поэтому возникали такие “экстремальные” виды подвижничества, как, например, столпничество (это тоже порождение Сирии), и юродство», — замечает Андрей Виноградов.

Андрей юродивый

С именем святого Андрея юродивого связан праздник Покрова. Он установлен в Х веке. Это было тяжелое время для Византии: Константинополь, столица империи, был взят в кольцо язычниками-варварами. Большинство горожан, полагая, что они на пороге страшной смерти, пришли помолиться Заступнице рода человеческого, Богородице, под своды одного из столичных храмов – здесь находилась великая святыня, часть Ее одеяния.

Пришел сюда и юродивый Андрей, известный в Константинополе своей праведной жизнью. Изображая безумие ради Бога, живя на улицах, питаясь подаянием и непрестанно молясь Богу, он удостоился видеть многие чудеса Божии. После смерти святой Андрей был прославлен и канонизирован Церковью. По житию юродивого Церковь и установила праздник Покрова.

Молясь в храме, святой Андрей вместе с Епифанием, его учеником, увидели, что стены храма как бы раздвинулись и над молящимися явилась Пресвятая Богородица. Она сошла с небес, опустилась перед Царскими вратами на колени и молилась Сыну Своему о спасении несчастных людей. Ее окружали Силы Небесные и все святые, в руках же она держала омофор (покрывало, часть верхней одежды) и словно накрывала им молящихся константинопольцев. Святой Андрей и его ученик вместе увидели это чудесное явление и ужаснулись, не в ночном видении, но воочию увидев давно отошедшую на Небеса Божию Матерь, стоящую, как живая, над ними.

Сразу же после богослужения они поведали константинопольцам о видении. Обнадеженные, горожане с твердой верой в спасение разошлись по домам и местам службы. И почти сразу враги-язычники без единого сражения отступили от столицы.

Что значит слово «блаженный»?

Кто такой блаженный?Фото: Elitsy.ru

На самом деле это замечательное по своей сути и великое по своей природе звание, происходит от греческого слова «макариос» — счастливый, делающий благо. И имеет несколько значений:

  1. Христианин, ведущий благочестивый образ жизни, живущий по Божьим заповедям.
  2. Святой, который совершал подвиг юродства во имя Христа и прославившийся этим подвигом.
  3. В России этим наименованием обозначали некоторых европейских святых, которые не совершали подвиг юродства, и их почитание началось еще до разделения католицизма и православия в 1054 году. Эти святые есть в православных святцах и наименование «блаженный» обозначает их своеобразное положение (Блаженный Августин, блаженный Иероним)
  4. Прилагательное, служащее дополнением к титулам глав некоторых Церквей.
  5. Счастливый человек.
Оцените статью
Добавить комментарий