Часть четвертая. о боге как освятителе, судии и мздовоздаятеле раздел i. учение церкви о боге освятителе

Часть четвертая. о боге как освятителе, судии и мздовоздаятеле раздел i. учение церкви о боге освятителе

Часть четвертая. о боге как освятителе, судии и мздовоздаятеле раздел i. учение церкви о боге освятителе
СОДЕРЖАНИЕ
0
0
20 января 2020

Земной труд и благодать

В Слове Божьем говорится, что человеку может быть дано нечто по благости, как подарок свыше. Прийти это может к тому, кто на первый взгляд по земным законам его абсолютно не заслуживает, кто ради этого ничего не сделал. Нужно понимать, что благодать и работа не могут сосуществовать одновременно. Из-за того, что христианам трудно понять и принять этот факт, они, вместо того чтобы наслаждаться тем, что у них уже есть, и использовать это для постижения всей глубины отношений с Богом, все время стараются получить через труд то, что уже имеют.

Считается, что благодать — это то, за что Бог отдал лучшее небесное и тем самым спас худшее земное. А потому на нее может рассчитывать каждый, но это не значит, что можно уже ничего не делать, не совершенствоваться, не чтить Всевышнего. Он дарует силу в первую очередь тем, кто в него уверовал всем сердцем, тогда каждый день человека будет проходить в радости. Главное — довериться его благости и мудрости.

Что такое Божья благодать

Применяя многие слова, люди далеко не всегда всецело внимают, о чем они говорят. Порой их незнание кроется в отсутствии любопытства, а иной раз их просвещенность об этом знании не достоверна. Господнее благополучие представляет собой некоторую физически неуловимую силу, которую Всевышний направляет на православного христианина, дабы очистить его от гнусности. Само же это понятие свидетельствует о даровании, то бишь силе, передаваемой случайно.

Так как дьявольское отродье считается повсеместным, то он в свою очередь является сущностью, значительно развитой нежели обычный православный верующий. Вседержитель для сопротивления страхам и порокам человека дарует свою Господнюю защиту. Ведь по большей части действие благодати Божьей являет собою благочестие того или иного православного христианина, доказательство того что он поистине все свое житие и верование дает в дар Всевышнему.

Сила Божьей благодати изображается, как что-то неуловимое, напоминая чем-то вуаль, которая отгораживает людей от Рая и Ада. Лишь тот, кто ежедневно следует Христовому ученью и искренне верует, а также сопротивляется греходеянию, сможет осознать, что на него снизошла Господня милость.

Понимание же того, что милость Вседержителя находится рядом, не дает человеку шанса отстраниться от Всевышнего и начать свершать разные деяния, а напротив открывает всю душу и позволяет быть страстными сторонниками вероисповедания, преданными воспитанниками Христовой церкви и Духа Святого.

Понимание в протестантизме

Протестантские богословы рассматривают благодать как Божий дар, незаслуженную людьми милость, любовь, доброту, а также действие Бога, направленное на человека.

В большинстве своем протестанты соглашаются с основной идеей Августина об укоренившийся порочности человека в результате грехопадения. А также они согласны с ним в том, что человек не способен обрести спасение только лишь собственными силами.

Его они получают в качестве дара от Бога, который они не заслужили – по благодати, посредством своей веры. При этом сама вера воспринимается как дар Бога для спасения.

Нужно подчеркнуть, что в протестантизме считается, что благодать передается человеку от Бога непосредственно, без участия церкви и священников.

В протестантизме существует три основных концепции действия благодати: лютеранская, арминианская и кальвинистская. В этих трех направлениях имеется ряд дискуссионных вопросов, которые связаны:

  • с возможностью потери благодати и утраты спасения;
  • с преодолимостью или непреодолимостью действия благодати;
  • с вопросами избранности и предопределения (все ли люди получают благодать);
  • с соотношением благодати и человеческих действий (проявления веры).

БЛАГОДАТЬ – ПРОЩЕНИЕ ЗА ВИНУ

Великий Бог возлюбил и помиловал всё человечество: «Бог, богатой милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мёртвых по преступлениям, оживотворил со Христом – БЛАГОДАТЬЮ ВЫ СПАСЕНЫ… Потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их… Он грехи наши Сам вознёс телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (Еф.2:4-5; 2Кор.5:19; 1Пет.2,:24-25). Это есть благодать от Бога: Христос примирил всё человечество с Богом, приняв на себя положенную по закону смерть, искупил всё человечество от вечной погибели и подарил ему полное прощение грехов.

«Вот теперь время благоприятное, вот теперь день спасения»(2 Кор.6,2). Этот день, день ныне, начался с возгласом Иисуса на Кресте: «Совершилось»! Пока ДЕНЬ НЫНЕ длится, всем людям объявлено полное прощение грехов, только поверь.

Что мы сделали для того, чтобы избавиться от греха, и чтобы нам он не вменялся? – Ничего! Господь наш Иисус Христос приобрёл нам Вечное Искупление, а мы просто поверили и приняли Свершённое на Кресте! Поэтому есть великая причина радоваться, торжествовать, Славить и Славить, благодарить Бога за время благоприятное, ЗА ДЕНЬ НЫНЕ, в Который мы слышим ещё Глас ЕГО ВО СПАСЕНИЕ. «Камень, который отвергли строители, сделался главою угла. Это — от Господа, и есть дивно в очах наших. Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный!» ( Пс.117:22-24). С явлением Иисуса Христа вторым пришествием этот ДЕНЬ НЫНЕ закончится и возможность спасения прекратится.

Какое неимоверно сильное свидетельство о благодати показывается нам на примере разбойника, распятого рядом с Иисусом. Стоило разбойнику только признать Христа! «Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твоё! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23:41-43). Что спасло разбойника? — простое и откровенное осознание себя, кто он был и что ужасное творил, и признание Господа Иисуса Христа Спасителем! Становится вопрос: разве разбойник что-то такое сделал, чтобы заслужить такие милости и получить СПАСЕНИЕ? Он грабил, убивал людей — что же СПАСЛО его от вечной погибели? — Благодать Спасительная для всех человеков (Тит.2:11)

Итак, Новый Завет принёс людям спасение НЕЗАВИСИМО ОТ ДЕЛ: «… когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим.5:20) – как не велик был бы грех, благодать от Бога всегда выше во спасение любого грешника. Нет такого глубокого падения, которое не искупила бы Жертва Иисуса Христа. Эта Любовь превосходит разумение человеческое ( Ефес 3:19; Флп 4:7 ), поэтому трудно бывает человеку просто уверовать! Ему кажется, что спасение нужно как-то заслужить и самому сначала исправиться. Но это есть суть самой религии — вера и поклонение по плоти, своими силами по мёртвой букве. Именно по мёртвой букве, потому что она не имеет в себе Духа Животворящего (2Кор.3:7).

С дней же Нового Завета Бог на религию не отвечает, её время прошло. Это не означает теперь, что религиозные люди не переживают на себе благословений Божиих. Они их переживают также, как и весь мир. Бог повелевает солнцу своему восходить над злыми и добрыми, и посылает дождь на праведных и неправедных (Мтф.5:45-46), «даёт семя сеющему и хлеб в пищу ядущему» (2Кор.9:10). Разница только в том, что благословения Божии для своего народа выражаются не только в земном, но в первую очередь в духовном: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе Иисусе всяким духовным благословением в Небесах…. Чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (Еф.1:3; 1Пет.2:5). Все жертвоприношения должны приноситься действием Иисуса Христа в человеке, но не от ума по плоти: «Посему живущие по плоти Богу угодить не могут» (Рим.8:6-9). Жизнь по духу, Иисусом Христом – в этом Божье благословение Нового Завета, отличающее народ Божий от людей мира сего. Тут речь идёт о благодати на благодать, которую религиозный мир не понимает.

Как вернуть Божью благодать

Случается, так что христианин получивший милость Господню, превращается в чересчур высокомерного человека, осмелившегося дозволять себе те вещи, о которых до этого времени даже не смел и вообразить. С наступлением такого момента Всевышний может забрать у человека дарованную ему милость.

При этом мирянин будет чувствовать себя так, будто на него снизошло все то возмездие, которое только может существовать, его раздирает безнравственность, однако если он способен будет образумиться, то тогда Господь возвратит ему свою прежнюю благосклонность.

READ  Как молиться дома: какие молитвы читать?

Милость Всевышнего охватывает человека каждую минуту его жития и только он способен принять решение, быть ли ему достойным, дабы смочь узреть и обратиться к ней.

Действие Божьей благодати в современном мире также встречается, вот один из таких случаев. Мать семейства Светлана умирала от пневмонии. Ее родные отчаявшись позвали в дом священнослужителя, когда тот пришел его встретил брат женщины. Он сказал: «Вы, пришли слишком поздно. Она уже скончалась».

В этот момент произошло чудо, хоть женщина уже 23 минуты как перестала дышать, на нее снизошла Христова милость и она очнулась. Сейчас Светлана чувствует себя прекрасно отдает себя служению людям и Господу.

Господь всегда с Вами!

  • Интересное в православии
  • Это необходимо знать каждому

интересное

ЛОЖНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ «БЛАГОДАТИ»

Ложный опыт «божественного» случается с теми, кто считает, что может сам, своими усилиями получить Благодать Святого Духа, особенно в еретических собраниях и религиозных организациях вне Церкви. Они собираются, какой-нибудь новый «пророк» становится их руководителем, и им кажется, что их посещает «благодать».

Мне довелось посетить собрание пятидесятников, когда я был в Америке в 1966 году. Их «церковь» была похожа на классную комнату. Сперва размеренно и мягко заиграл орган. Затем музыка становилась все более неистовой, оглушающей, доводящей до исступления. Когда она закончилась, заговорил проповедник. Он тоже начал спокойно, но постепенно все повышал голос. К концу он тоже произвел сильное возбуждение. И затем, когда все собравшиеся были вполне послушны этой коллективной истерии, они вдруг начали кричать, размахивать руками, издавать нечленораздельные вопли.

И я почувствовал, что нет между ними Святого Духа Божия – Духа мира и тишины, а вовсе не смятения и возбуждения. Духа Божия нельзя заставить действовать искусственными и психологическими способами. Мне было поистине жаль детей, которые были там со своими родителями и на которых еще скажутся последствия этого коллективного невроза.

Один молодой человек, пробовавший, прежде чем он стал монахом на Афоне, заниматься йогой (вам, должно быть, известно, что в Греции насчитывается около 500 индуистских сект), рассказывал мне, к какого рода переживаниям они стремились на собраниях. Когда хотели увидеть свет, терли глаза, чтобы показались огоньки; если хотели необычных слуховых ощущений – зажимали уши, производя шум в голове.

Похожие искусственные психофизические эффекты некоторые еретики приписывают Святому Духу.

Однако то, что испытывают люди на еретических собраниях, не всегда одна лишь психология, подчас это имеет и демоническую природу. Дьявол пользуется тем, что они ищут таких переживаний, и охотно предоставляет им разные знамения, которые не от Бога, а от демонов. Им не понять, что они жертвы дьявола. Они принимают его знамения как небесные посещения, как действия Духа Божия. В придачу бес наделяет их известными «пророческими» способностями, как и многих «медиумов» своей силы.

А ведь Господь предостерегал нас, что восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса (Мф.24,24). Не просто чудеса, а великие и изумительные, и ужасающие знамения. Подобно, и когда антихрист придет, он не станет поступать плохо. Он будет благодетельствовать, исцелять больных, творить много чудес – чтобы прельстить собой. Чтобы прельстить, если возможно, и избранных Богом (Мф.24,24), чтобы даже они поверили, что вот их спаситель, и пошли за ним.

Поэтому нужна осторожность. Не всякие чудеса и не все прозрения бывают от Бога

Господь сказал: «Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф.7,22:23).

Мне доводилось встречать людей, которые по возвращении в Церковь после увлечения оккультизмом или движением пятидесятников ясно осознавали, что разнообразные переживания, которые они испытывали на сектантских собраниях, были от демонов. Бывший пятидесятник, например, рассказывал, что однажды, когда пророчествовала одна участница собрания, он почувствовал необъяснимую тревогу и начал читать молитву: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешнаго», – и тут же на него напал дух «говорения языками», отвращая его от молитвы.

И дьявол преобразуется в ангела света; нам заповедана великая осторожность относительно духовного опыта. Апостол Иоанн умоляет: Возлюбленные! не всякому духу верьте (1Ин.4,1)

Не все духи от Бога. Согласно апостолу Павлу, только получившие дар различения духов способны различать духов Божиих и духов дьявольских (1Кор.12,10).

Господь дает этот дар духовникам нашей святой Церкви. Поэтому, если перед нами встает такого рода вопрос, мы обращаемся к духовному отцу, который сможет увидеть, откуда тот или иной опыт.

Даже монахи могут обмануться. У нас на Святой Горе бывало, что монахи духовно заблуждались, доверив себе. Например, пришел бес в виде ангела к одному и говорит ему: «Пойдем на вершину Афона, и я покажу тебе великое чудо». И повел его туда, и сбросил бы его там с утеса на скалы, если б монах не возопил к Богу. Монах ошибся, поверив, что видение от Бога. Доверяться не следовало, ведь монахи знают, что когда им случится увидеть видение, их дело – открыть это своему старцу. А тот скажет, Божие ли оно или от демонов. В ком жива еще гордость, те легко обманываются. 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Чтобы вступить в борьбу со своим повреждением, вожделениями мира и дьявола и собственным эгоизмом, человек должен вкусить Благодати Божией, усладиться сладостью Пресвятого Духа. Именно опыт Благодати во Христе поддерживает христиан в их подвиге Богоугождения.

Однако неосторожность и искуситель могут сбивать нас с пути, чтобы ложный опыт вместо опыта Божия увлек нас опасными тропами в мутные воды прелести. Причастность святой Православной Церкви, единая истинная вера в Богочеловека Иисуса Христа, сердечное приятие Священного Предания Церкви и верность ему в повседневной жизни – порука тем, кто желает увидеть лицо Жениха Церковного и еще отселе вкусить надежды вечности, вкусить подлинного опыта Богообщения

«Вкусите и видите, яко благ Господь» – однако не вне опыта, признаваемого Церковью, в которой никогда не перестанут рождаться святые, достигающие живого Богообщения. Сомневающимся в истинности их опыта Церковь отвечает словами апостола Филиппа, некогда сказанными им своему еще неверующему тогда другу, апостолу Нафанаилу: «Прииди и виждь».

Прииди и стань живым членом Церкви в послушании и ученичестве Христу, смири свое самомнение, противостань духам злобы – и тогда возликуешь и узнаешь. Тогда получишь тот подлинный личный опыт, который по Своей безграничной любви Бог дает ищущим Его, ищущим непритворно и твердо. 

Памятник древнерусской литературы

Из всей письменной культуры нашей страны, которая была создана в Средние века, в общеобразовательных школах на уроках литературы упоминается обычно только «Слово о полку Игореве» и «Поучение Владимира Мономаха своим детям». А между тем существует еще целый ряд прекрасных произведений, относящихся к той же эпохе.

Об этих творениях не говорится, потому что в советское время всякое упоминание о существовавшей в России духовной культуре пресекалось, а костяк программы был разработан именно тогда, в период, когда исторический материализм считался единственно правильным мировоззрением. Одно из наиболее примечательных произведений древней словесности как раз относится к теме, которой посвящена данная статья.

Здесь идет речь о книге о благодати Иллариона. Автор этого произведения был первым патриархом русской церкви, происходившим не из Византии. Труд написан в XI веке, через несколько десятилетий после крещения народа князем Владимиром. Тогда для просвещения людей требовалась христианская литература — не только переводная, но и написанная отечественными авторами.

Данной теме были посвящены и более ранние произведения литературы Древней Руси. Одна из таких книг имеет название «Слово философа» и представляет собой краткое изложение Нового и Ветхого Заветов. Считается, что она создана специально для киевского князя Владимира с целью убедить его принять православие. Отличие этой книги от более позднего творения патриарха Иллариона заключается в том, что в «Слове философа» не рассматривается роль Руси в мировой истории и дальнейшие пути развития страны как христианской державы.

«Благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа»

«И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1, 14).

READ  Чистый четверг: прикольные открытки и поздравления в прозе и стихах

«И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1, 16–17). Источник.

«И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие, Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, благодатью вы спасены, и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» (Еф. 2, 1–8).

…Как наше человеческое естество выходит на свет мира причастным проклятию Адамову, так оно выходит и на свет Царства Божьего (из купели Крещения) причастным благословению Иисуса Христа. И если оно не приобщится к Божественному естеству Христову, если не примет благодати Святого Духа, не может ни подумать, ни сделать что-либо достойное Царствия Божия, не может исполнить ни одной заповеди, данной нам Христом (чтобы быть сынами Царствия), потому что Христос совершает все во всех, призывающих Его святое Имя. Для того Бог стал человеком, чтобы снизошел в него, как в Бога, Дух Святой, пребывающий в Том, от Кого не отлучался. И чтобы потом через единение с Ним Божество соединялось с каждым человеком, общающимся с Ним и сочетающим воедино, то есть в волю Божию, все помышления и желания свои. Это и есть воскресение души при жизни. Преподобный Симеон Новый Богослов (60, 46–47).

Спаситель видел, что человеческая природа изнемогает под бременем (духовной) борьбы и уклоняется от нее по слабости. Поэтому Он восполняет недостаток ее силой Духа, чтобы утешить душу, удрученную нашей немощью. Он как бы уздой укрепляет ее Божественной благодатью, чтобы восприняв от благодати то, чего не имела по природе, (душа) вышла на борьбу (за бессмертие), пробужденная силой Духа. Святитель Иоанн Златоуст (37, 830). Источник.

Хочет ли кто познать Бога из творения или уразуметь из божественных писаний, без премудрости Его он ничего не может узнать или услышать о Нем. И правильно призывающий Бога призывает через Сына, и приходящий к Нему истинно через Христа приходит. А прийти к Сыну невозможно без Духа: ибо Дух и оживляет и освящает все. Святитель Григорий Чудотворец (113, 426).

Как совершенно здоровый глаз не может видеть без света, так и человек, даже совершенно оправданный, не может праведно жить без помощи свыше Вечного Света правды. Блаженный Августин (113, 427).

Господь не только пришел возвестить о лете Господнем благоприятном (Лк. 4, 19), но и принес его. Где же оно? В душах верующих. Земля никогда не будет превращена в рай, пока существует настоящий порядок вещей; но она остается и будет поприщем приготовления к райской жизни. Начатки ее прорастают в душе; возможность к этому в благодати Божией. Благодать же принес Господь наш Иисус Христос, принес, следовательно, для душ лето благоприятное. Кто слушает Господа и исполняет все заповеданное Им, тот получает благодать и силою ее наслаждается в себе летом благоприятным. Это совершается во всех, искренне верующих и действующих по вере. Мысленно не наполнишь душу этой приятностью; надо действовать, и приятность вселится сама собою. Внешнего покоя может не быть никакого, а один внутренний, но он неотъемлем от Христа. Впрочем, всегда бывает так, что коль скоро водворится внутренний покой, внешние беспокойства не тяготят и не огорчают. Стало быть, здесь лето благоприятное только снаружи оно кажется холодной зимой. Святитель Феофан Затворник (107, 312 313).

Историческое богословие

Раннее христианство

В документах раннего христианства, известных как произведения «мужей апостольских», благодать упоминается как дар, который Бог через Христа даёт человеку и представляется как сила («δυναμις»), благодаря которой человек может стремиться к праведности и идти по пути послушания. В этом понимании благодать даёт силы, посредством которых человек может обрести праведность и достичь спасения

При этом многие богословы (в особенности в протестантизме) не воспринимают произведения мужей апостольских как полное и точное изложение вероучения ранней церкви, учитывая ещё и то, что часть произведений считаются подложными, то есть не принадлежащими авторству учеников апостолов, которым их приписывают. В частности, критически воспринимают содержание этих произведений лютеранские богословы, в которых они видят не только морализаторство, но и «легализм» (законничество), отличающие, на их взгляд, эти произведения от книг Нового Завета. Особенности представлений о благодати у «апостольских мужей», по мнению некоторых исследователей, повлияли на формирование средневековых представлений о благодати с тенденцией к «учению о делах».

Соборы V века. Споры о благодати

Св. Августин. Фреска капеллы Санкта-Санкторум в Латерано. VI в.

Учение о спасении грешника по благодати получило развитие в V веке благодаря богословскому спору между епископом Гиппонским Августином и британским монахом Пелагием. Августин настаивал на том, что благодать является единственным условием спасения души. Пелагий допускал возможность достижения святости и спасения своими собственными силами, без помощи Божьей.

Разногласия были связаны с представлением Пелагия о первородном грехе как случайном факте, который не отразился на потомках Адама. Они, по представлениям Пелагия, были такими же, каким был Адам до своего греха. В свою очередь Августин учил, что человек в результате первородного греха пал, а его природа настолько изменилась, что он не в состоянии обрести спасение без помощи Бога.

На Арелатском соборе между 470 и 475 г., одобрили трактат епископа Фауста «О благодати Божией и свободе воли человека», и спор между учением Августина и Пелагия был решён на основании учения прп. Иоанна Кассиана в духе синергизма. Учение, изложенное Иоанном Кассианом о взаимодействие Бога и человека в деле спасения человека, стало общецерковным учением. Но после смерти Кассиана Римская поместная церковь в этом споре приняла сторону Августина, правда, с признанием некоторого человеческого участия в спасении. Среди западных отцов и богословов возобладала позиция сторонников учения Августина, которая была утверждена на Аравсионском соборе 529 года, где каждое из его решений подтверждалось высказываниями Августина. Собор отступил от принципа синергизма, который исповедовал в вопросе благодати и свободы воли прп. Иоанн Римлянин и его последователи. Решения Арвсионского собора по этому вопросу были одобрены папой Бонифацием II.

На Карфагенском соборе 412 года был осуждён ученик Пелагия Целлестий, а на Карфагенском соборе 416 года осуждение было распространено и на Пелагия.

Богословское значение благодати для спасения было сформулировано на Карфагенском соборе 419 года. В Правилах Карфагенского собора о благодати говорится следующее:

Анафема провозглашалась также на тех, кто говорил о том, что благодать Божья даётся только к тому, чтобы не грешить, через открытие нам греха и не даёт любви и силы совершать то, что мы познали (правило 126). Анафема провозглашалась и на тех, кто утверждал, что благодать оправдания даётся для совершения того, что мы могли бы совершить и без неё, хотя и с неудобством (правило 127).

«Слово» митрополита Илариона

У митрополита Киевского и Всея Руси Иллариона, жившего во времена Ярослава Мудрого, есть произведение «О законе и благодати», где он противопоставляет два этих понятия. Он говорит, что закон не является истиной, хотя он и готовит к ее принятию. Закон оправдывает племя Авраамово, а благодать спасла все народы, открывая перед ними «пакибытие» — новое бытие.

Это противопоставление понимается исследователями следующим образом. В слове о благодати Илларион, по сути, противопоставляет Ветхий и Новый Завет, называя первый законом, а второй благодатью.

Тем самым он говорит о равноправии народов, споря со средневековыми теориями, проповедующими богоизбранничество лишь какого-то одного народа, империи или церкви. Он указывает, что, дав людям Евангелие и крещение, Бог спас все народы, а также прославляет народ русский.

READ  Псалом 101

Таким образом, Иларион рассматривает изучаемое нами понятие как благодать Иисуса, посланного Богом Отцом для спасения рода человеческого.

Божественная энергия — врачеватель души человеческой

Иисус сказал: «…Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне» (Иоанна 15:4). И это означает, что Отец Небесный не требует от человека обходиться собственными силами, божья благодать снизойдет к каждому, кто в него уверует всецело.

Божественная энергия является мостом между человеком и Богом. Если ее нет, то между первым и вторым непреодолимая бездна. Именно поэтому христиане поклоняются святым иконам, мощам, так как они являются носителями благодати божьей и помогают приобщиться к энергиям Отца Небесного.

Самой великой тайной благодати является смирение. Когда человек смирился и кается, он смотрит только на себя и никого не судит. В этом случае Высший принимает и очищает его душу. Стяжать благодать можно через непрекословное соблюдение божьих заповедей, но быстрее всего благодатная энергия снизойдет к смиренным через их покаяние.

Свободное решение

В статье академика Лихачева, посвященной бессмертному творению митрополита Иллариона, высказывается мысль о том, что автор книги не зря прославляет князя Владимира. Он также описывает могущество страны, ее богатство и успешность военных кампаний.

Патриарх хочет подчеркнуть тот факт, что крещение Руси не было вынужденным политическим шагом — правитель осуществил его, руководствуясь своими духовными убеждениями. Соответственно, это событие явилось следствием того, что свободная воля князя Владимира соединилась с божьей благодатью, сошедшей на него. Писатель возражает грекам, которые часто говорили о том, что именно они способствовали просвещению «невежественного» народа.

Праведность от веры

не будет искать чего-то, что можно добавить к искуплению, дарованному нам от Бога. Чтобы своими делами пытаться дополнить, или даже заменить, совершенное дело Иисуса Христа. Поэтому и говорит: «кто вместо Христа взойдет на небо, чтобы потом оттуда, согласно пророчеств Писания, прийти исполнить закон, умереть по закону, а потом воскреснуть из мёртвых, для оправдания?»Но праведность от веры принимает верой всё, что совершил Иисус Христос для нашего спасения. А потом исповедует свою веру, чтобы жить верой и совершать дела веры. Потому что, исповедание производит действие.

ИТАК, ПРАВЕДНОСТЬ ОТ ВЕРЫ, В ТОМ: «ЧТОБЫ ВЕРИТЬ, ЧТО ИСКУПИТЕЛЬНОЙ ЖЕРТВЫ ИИСУСА ХРИСТА, ДОСТАТОЧНО ДЛЯ НАШЕГО ОПРАВДАНИЯ И СПАСЕНИЯ». И ИСПОВЕДОВАТЬ СВОЮ ВЕРУ ДЛЯ ДЕЙСТВИЯ СПАСЕНИЯ.

Матфея 6:33«Прежде всего ищите Царства Божьего и Его праведности, и это все приложится вам».Вероятно, вы ответственный человек, который заботится о том, как обеспечить свою семью — чтобы было что поесть, деньги для нужд детей, комфорт и образование и т.д.

Что Бог говорит нам об этом? В Матфея 6:31, Он говорит нам: «Не беспокоитесь». Он не говорит, что нам все эти вещи не нужны, потому что в этом же месте Писания говорится: «Ваш Небесный Отец знает, что вы нуждаетесь во всем этом». (Матфея 6:32)

Поэтому Бог заботится о том, чтобы у нас были все эти вещи. И Он говорит нам, что все эти вещи приложатся нам, когда мы будем прежде всего искать Царства Божьего и Его праведности. Поэтому, для нас главным приоритетом, на каждый день, является Царство Божье и Его праведность. Мы не должны быть чрезмерно поглощены земным!

Благодать проповеди

Произведение митрополита Иллариона было создано уже после смерти Владимира. Перечисляя духовные достоинства князя, автор ставит перед собой цель доказать святость этого человека и необходимость его канонизации.

Исследователи считают, что этот текст написан для проповеди, которую митрополит должен был произнести в храме Святой Софии в Киеве. Поэтому данный памятник древнерусской литературы неразрывно связан с великим образцом архитектуры. Владыка Илларион так тщательно готовился к проповеди, которую ему надлежало совершить, потому что считается, что через нее всевышний дарует людям благодать божию.

Использование термина в других религиях

Богословская концепция благодати как незаслуженного (своими усилиями) прощения человека Богом является уникальной для христианства и в других религиях не встречается[неавторитетный источник?][нет в источнике]. Тем не менее, само слово, переводимое как «благодать», в тех или иных значениях присутствует и в других религиях.

Иудаизм

Основной целью создания было желание Бога сотворить человека, заданием которого было бы присоединиться к Богу, чтобы наслаждаться с ним истинной благодатью. При этом перед каждым человеком есть два пути: путь добра и путь зла; и у человека есть власть, чтобы выбрать тот путь, который он хочет. Когда он по своей доброй воле выбирает путь добра и отвергает зло, тогда ему даётся истинная вечная благодать.

Ислам

В исламе для обозначения благодати (в значении благословения) используется термин баракат (араб. بركة‎‎), родственное слово еврейскому «браха» (ивр. ‏ברכה‏‎ — «благословение»). Термин баракат часто упоминается в аятах Коране и хадисах пророка Мухаммада. Согласно Корану, благословенен сам Аллах и все, что связано с ним: роща, Иерусалимский Храм, Кааба, маслина, приветствие от Аллаха, Коран, земли пророков, Ночь предопределения.

Благодать в книгах Библии

Ветхий Завет

В Писаниях Ветхого Завета еврейское слово ‏חֵן‏‎ («хэн») встречается много раз, в том числе и в текстах, относящихся к мессианским пророчествам (Зах. ; Зах. ). В синодальном переводе чаще всего переводится словами «благодать» (Быт. , Пс. ), «милость» (Быт. , Прит. ), «благоволение» (Быт. ), а в некоторых случаях словами «приятность» (Прит. , Прит. ), «прекрасный» (Прит. , Прит. , Прит. ), «расположение» (Есф. ), «благорасположение» (Еккл. ), «приязнь» (Прит. ), «миловидность» (Прит. ), «благонравная» (Прит. ).

Новый Завет

В Новом Завете греческое слово «χάρις» (милость, благодеяние, награда, услуга, одолжение) встречается в текстах Евангелия от Луки для описания состояния Девы Марии при зачатии Иисуса Христа (Лк. ), причем сама Богородица именуется Благодатная (Кехаритомени). Также в Евангелии от Иоанна благодать упоминается вместе с истиной как свойство Бога (Ин. ). Как дар от Бога благодать описывается в Послании Иакова (Иак. ) и Павла (Рим. ). В Деяниях Апостолов благодать упоминается как средство спасения (Деян. ). При этом можно встретить противопоставление благодати закону (Рим. ) и делам (Рим. ). Как часть доброго пожелания вместе с миром благодать упоминается в посланиях Иоанна (2Ин. ), Петра (1Пет. ) и Павла (Рим. ; 1Кор. ). Иногда обозначает конкретные дары и благословения (ср. 2Кор. , , ).

Спор Августина с Пелагием

В V веке учение о спасении грешников по благодати получило свое дальнейшее развитие благодаря спору между двумя богословами – Августином (епископом Гиппонским) и Пелагием (британским монахом). Первый из них настаивал: «Благодать – это единственное условие, необходимое для спасения души». Второй же выдвигал предположение о том, что достигнуть святости спасения возможно, воспользовавшись собственными силам, без помощи Бога.

Разногласия между оппонентами были связаны с тем, что Пелагий рассматривал первородный грех как случайный факт, не отразившийся на потомках Евы и Адама. Они, как считал монах, представляли собой таких же людей, каким Адам был до грехопадения. Августин же доказывал, что после первородного греха человек пал, а природа его изменилась так сильно, что без помощи Бога обрести спасение он не может.

Любовь. Милость. Божья благодать

Основной чертой Бога является любовь. Она проявляется в Его заботе о людях, их охране, прощении (13 глава первого послания Коринфянам). По милости Высшего удается избежать даже заслуженного наказания, о чем свидетельствует прощение Адама за его прегрешения. Бог его не только не умертвил, но и даровал ему шанс спасения через принесенную жертву Иисусом Христом. Что же касается благодати, то нередко в писаниях можно встретить такое определение: благодать — это незаслуженная милость. Но можно сказать, что это однобокая формулировка. Некоторые люди, получившие откровения свыше, утверждают, что Божья благодать — это и сила Отца Небесного, выраженная как дар, чтобы человек мог с легкостью претерпеть то, что ему самостоятельно трудно преодолеть, как бы он ни старался.

Комментировать
0
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно