Что означает фраза «Благими намерениями вымощена дорога в ад»?

Содержание

Этот афоризм будто бы отрицает необходимость добрых дел

Сразу стоит подчеркнуть тот жуткий посыл, который это выражение вселяет в слушателя. Добрыми намерениями выстлана дорога в ад — значит, опасно их иметь? Лучше ничего не делать, не желать изменить мир к лучшему, а то в ад попадёшь?

Ну, или даже если не понимать буквально, всё равно получается жутко: слишком человек недальновиден, как бы хорошо ни поступал, всё равно результат будет плохим.

Что одно значение, что другое не вселяют оптимизма. Да может ну его, это выражение? Сказал какой-то противник добрых дел, нам-то что?

Нет. У фразы есть интересная история, и на самом деле этот афоризм не так далёк от Священного Писания, как может показаться. Да и слишком уж популярен он — даже есть на нескольких языках. Сперва узнаем историю этого выражения, а потом посмотрим, как его можно истолковать с точки зрения православия.

Благодарение Господу и Богоматери за всякое благодеяние

Тропарь

Перевод: Благодарны будучи, Господи, за Твои великие благодеяния, нам оказанные, мы, недостойные рабы Твои, славим, восхваляем и благословляем Тебя, благодарим, воспеваем и славословим Твое милосердие и рабски, с любовию восклицаем Тебе: «Благодетель, Спаситель наш, слава Тебе!»

Кондак

Перевод: Мы, как недостойные рабы, незаслуженно сподобившись Твоих благодеяний и даров, Владыка, с усердием к Тебе обращаемся и приносим посильное благодарение и, прославляя Тебя, как Благодетеля и Творца, восклицаем: «Слава Тебе, Боже Всемилостивый!»

Богородичен

Перевод: Богородица, Помощница христианам, мы, рабы Твои, получивши Твою помощь, с благодарностью восклицаем Тебе: Радуйся, Пречистая Богородица Дева, и от всех бед Твоими молитвами избавляй нас, Единая скорая Заступница.

Три порока, ведущие в ад

Существуют определенные пути человеческой жизни, которые приводят человека к печальному исходу. Эти дороги кажется очень заманчивыми только на первый взгляд, но если вступить на них, человек попадает в большую опасность. Эти дороги – дороги в ад. Так эти три пути порока описывают священные тексты:

Следует понимать, что материальное существование человека, обречено на пребывание во тьме невежества, если человек не стремиться избавиться от порока. Такой путь предвещает огромные страдания в жизни. У человека нет иных инструментов, которыми он может избавиться от страданий, кроме тех, которые ему боль и причиняют. Дороги по которым идет человек часто ведут его в темную пропасть невежества. И если человеку не удается избежать порока он, зачастую, попадает в адские условия жизни ещё при жизни.

Избежать этих дорог не так просто, но намного проще чем идти по ним. Часто мы пытаемся использовать те же способы жизни и взаимоотношения с миром, которые создали нам проблемы. В действительности, мы очень часто не замечаем того, что поддаемся каким-то импульсам, которые подталкивают нас на скользкую дорожку. Это происходит абсолютно естественно и незаметно для наших чувств. Вроде мы хотели блага, но благими намерениями…

Путь в ад – три порока

Три дороги в ад приводят человека к печальным последствиям, в том случае если человек неразумен, невоздержан и не владеет собой. Несмотря на то, что эти дороги привлекают людей наслаждениями, по сути они ведут их прямо к страданиям. Как бы ловко человек не пытался избежать пагубного влияния любой дороги в ад, рано или поздно она сокрушит его жизнь. Разумный человек отказывается от этих опасных путей и идёт по пути самоосознания, обретая контроль над своим умом. Таким образом, человек может прожить достойную, честную и счастливую жизнь, избегая порока. Чтобы избежать этой дороги, необходим контроль над собой и чистое сердце, которое будет стремится к высшим целям, свободным от вожделения, гнева и жадности. Удачи.

В книгах Притч и Иисуса, сына Сирахова, есть похожие стихи

Но вряд ли бы мы стали давать анализ этой фразы с точки зрения православия, если бы чего-то подобного не существовало в Библии. Священное Писание содержит несколько два похожих стиха. Первый из них есть в книге Иисуса, сына Сирахова:

«Путь грешников вымощен камнями, но в конце его — пропасть ада» (Сирах. 21:11)

11 стих 21 главы

книги Иисуса сына Сирахова, содержит похожую фразу про ад

Примечательно, что на этот стих выдающиеся толкователи Библии не написали комментариев.

Второй похожий отрывок менее известен, но более изучен. Его встречаем в книге Притч Соломоновых:

«Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти» (Притч 14:12) (и повторно Притч. 16:25)

Вот как его комментирует учитель богословия Уильям МакДональд:

«Пути человека — это внешние проявления его характера, его поступки; он судит себя в соответствии со своими делами и объявляет себя чистым. Однако Бог видит мотивы и намерения его сердца. “Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня” (Пс. 18:13)».

Комментатор Библии Мэтью Генри даёт такое толкование:

«Этот стих уже встречался нам раньше (Прит.14:12), но здесь он повторяется как истина, о которой необходимо поразмыслить еще раз.

Мы должны быть очень осторожными и, беспокоясь о своих душах, не обманывать самих себя, успокаивая тем, что кажется нам правильным, а на самом деле не так. Чтобы предотвратить самообман, мы должны быть беспристрастными в самооценке и ревностными к себе.

Мы должны опасаться путей неверных: они не такие, какими должны быть, хотя и кажутся такими нам и другим. Конец их — смерть, и именно к этому концу они имеют прямую и твердую склонность».

Отрывок, характеризующий Благими намерениями вымощена дорога в ад

Пьер почти не изменился в своих внешних приемах. На вид он был точно таким же, каким он был прежде. Так же, как и прежде, он был рассеян и казался занятым не тем, что было перед глазами, а чем то своим, особенным. Разница между прежним и теперешним его состоянием состояла в том, что прежде, когда он забывал то, что было перед ним, то, что ему говорили, он, страдальчески сморщивши лоб, как будто пытался и не мог разглядеть чего то, далеко отстоящего от него. Теперь он так же забывал то, что ему говорили, и то, что было перед ним; но теперь с чуть заметной, как будто насмешливой, улыбкой он всматривался в то самое, что было перед ним, вслушивался в то, что ему говорили, хотя очевидно видел и слышал что то совсем другое. Прежде он казался хотя и добрым человеком, но несчастным; и потому невольно люди отдалялись от него. Теперь улыбка радости жизни постоянно играла около его рта, и в глазах его светилось участие к людям – вопрос: довольны ли они так же, как и он? И людям приятно было в его присутствии. Прежде он много говорил, горячился, когда говорил, и мало слушал; теперь он редко увлекался разговором и умел слушать так, что люди охотно высказывали ему свои самые задушевные тайны. Княжна, никогда не любившая Пьера и питавшая к нему особенно враждебное чувство с тех пор, как после смерти старого графа она чувствовала себя обязанной Пьеру, к досаде и удивлению своему, после короткого пребывания в Орле, куда она приехала с намерением доказать Пьеру, что, несмотря на его неблагодарность, она считает своим долгом ходить за ним, княжна скоро почувствовала, что она его любит. Пьер ничем не заискивал расположения княжны. Он только с любопытством рассматривал ее. Прежде княжна чувствовала, что в его взгляде на нее были равнодушие и насмешка, и она, как и перед другими людьми, сжималась перед ним и выставляла только свою боевую сторону жизни; теперь, напротив, она чувствовала, что он как будто докапывался до самых задушевных сторон ее жизни; и она сначала с недоверием, а потом с благодарностью выказывала ему затаенные добрые стороны своего характера. Самый хитрый человек не мог бы искуснее вкрасться в доверие княжны, вызывая ее воспоминания лучшего времени молодости и выказывая к ним сочувствие. А между тем вся хитрость Пьера состояла только в том, что он искал своего удовольствия, вызывая в озлобленной, cyхой и по своему гордой княжне человеческие чувства. – Да, он очень, очень добрый человек, когда находится под влиянием не дурных людей, а таких людей, как я, – говорила себе княжна.

Советуем изучить  Икона Гурий, Самон и Авив

«Благими намерениями вымощена дорога в ад»: примеры из истории и жизни

Наглядный исторический пример, к чему ведут благие намерения без веры, — попытка построить коммунистическое безбожное государство. Стремление к раю на земле и всеобщему равенству сто лет назад обернулось гражданской войной, миллионами жертв и установлением тоталитарного режима. Иеромонах Иов (Гумеров) отмечает:

Полноценная христианская жизнь не может ограничиваться одними лишь благими намерениями. Без добродетелей и работы над собой происходит духовная деградация человека. Он отдаляет себя от Бога и спасения. Литературный редактор православной газеты Елена Фетисова рассказывает о том, как на личном опыте убедилась в этом.

Когда Елена прошла через период воцерковления, у неё пропала присущая неофитам (христианам-новичкам) духовная ревность. Всё сложнее стали даваться молитвы, посты, чтение Священного Писания и духовной литературы. Вместо того, чтобы начать трудиться над собой, Елена стала ослаблять посты, урезать молитвенные правила, всё реже обращаться к Евангелию.

Однажды, занимаясь домашними делами, женщина осознала, что самого утра ни разу не обратилась к Богу. Елена говорит, что в тот период жизни испытала «паралич веры»:

В СССР секса нет!

Фраза, источником которой послужило высказывание одной из советских участниц телемоста Ленинград — Бостон («Женщины говорят с женщинами»), вышедшего в эфир 17 июля 1986 года. В ходе общения американская участница телемоста задала вопрос:«…У нас в телерекламе всё крутится вокруг секса. Есть ли у вас такая телереклама?». Советская участница Людмила Иванова ответила:«Ну, секса у нас… (смешок) секса у нас нет, и мы категорически против этого!». После этого аудитория рассмеялась, и какая-то из советских участниц уточнила:«Секс у нас есть, у нас нет рекламы!». В обиход вошла искажённая и вырванная из контекста часть фразы: «В СССР секса нет».

Что означает афоризм

Если судить о смысле фразы поверхностно, вырвав ее из контекста, создается впечатление, что иметь добрые намерения опасно. Раз ими устилается дорога в преисподнюю, значит лучше их совсем не иметь. На самом деле, не нужно понимать это выражение буквально.

Главная мысль афоризма заключается в том, что одних добрых намерений для спасения души недостаточно. Человек может сколько угодно желать чего-то лучшего для себя и других, но пока он не начнет подкреплять эти желания конкретными действиями, он не увидит результата.

Если представить путь человека метафорично, то каждое задуманное, но не исполненное доброе дело — булыжник на мостовой, по которой он идет. Если человек отрекается от добра и света, в его жизни находится место греховным мыслям. Они и ведут человека в ад по дороге, сплошь состоящей из забытых благих намерений.

Что означает фраза «Благими намерениями вымощена дорога в ад»?
Православные комментаторы видят в афоризме разный смысл

Это предположение находит свое подтверждение и в Священном Писании, где сказано, что «Вера без дел мертва».

Употребляется эта фраза и тогда, когда действуя из самых гуманных намерений, человек получает отрицательный результат. Аналог этой фразы в русском языке: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Почему так получается? Вроде бы и намерения хорошие, и конкретные действия были предприняты, а итог оказался плачевным.

Важно! Для поиска ответа на этот вопрос следует вновь обратиться к Священному Писанию. В нем говорится, что прежде чем приступить к активным действиям, нужно укрепиться в вере: «Без веры угодить Богу невозможно»

Без нее человек может ошибиться в правильности своих суждений. То, что на первый взгляд кажется ему добром, может причинить боль ему и окружающим.

Исходя из общепринятого толкования афоризма, человек может сделать для себя два вывода

Во-первых, прежде чем приступить к какому-то важному делу, стоит вручить свою судьбу в руки Господа, чтобы тот уберег его от ошибок

Во-вторых, одних мыслей о добре и счастье недостаточно, нужны фактические действия. Не зря еще одним вариантом этого афоризма считается фраза: «Ад полнится добрыми намерениями, а небеса — добрыми делами».

Почему благими намерениями вымощена дорога в ад? Ответ священника

Жадность

Жадность – это желание иметь больше необходимого. Для каждого человека выделена определенная доля, которой он должен довольствоваться, радея о благе других и своем долге, а не о повышенном уровне жизни.

Особо примечательно в этом тексте: «Иного пути для человека нет», означающее что иные пути предназначены для животных, а не людей. Только обладающий разумом, может называться человеком. И разумный человек не пойдет по пути все возрастающих потребностей. Такой путь ведет к обману, страху и ненависти. Богатые люди не просто так обносят свои жилища крепостными стенами, а на окнах ставят решётки. Им явно недостает спокойствия.

Жадность, в таком понимании, это желание потреблять что-то сверх меры и получать выгоду там, где её получать не надо. Иногда человек, занимающий определенное положение может пользоваться им, чтобы получить прибыль. Это есть жадность. Полученные таким путем богатства всегда находятся под угрозой, если не со стороны государства и вором, то со стороны конкурентов.

Жадность погружает человека в определенный вид деятельности, из которого он хочет получить много наслаждений. Порок нерегулированных наслаждений проявляется не только в вожделении, ведь вожделении можно удовлетворить на время, а жадность будет побуждать наслаждаться без перерыва. В этом жадность опаснее. Опасна она и тем, что никогда не будет удовлетворена, ведь получив что-то человеческий ум жаждет больше.

Вы здесь

  • Главная
  • По ком звонит колокол
  • Откуда пошло выражение «Благими намерениями вымощена дорога в ад»?

Традиции
Иеромонах Иов (Гумеров)

Откуда пошло выражение «Благими намерениями вымощена дорога в ад»?

Выражение это сейчас является поговоркой. Наиболее близким источником ее является вышедшая в 1791 году двухтомная мемуарно-биографическая книга Джеймса Босвелла (Boswell; 1740–1795) «Жизнь Сэмюэла Джонсона» («Life of Samuel Johnson»). Автор утверждает, что С. Джонсон (Johnson; 1709–1784) в 1775 году сказал: «Hell is paved with good intentions» — «Ад вымощен добрыми намерениями». Разница только в том, что поговорка говорит о дороге в ад, а С. Джонсон о самом аде. По-видимому, автор афоризма — английский критик, лексикограф, эссеист и поэт — опирался на изречение, сделанное ранее англиканским священником и поэтом-метафизиком Джорджем Гербертом (Herbert; 1593–1633) в книге «Jacula prudentium» (лат.: «Остроты мудрецов»): «Hell is full of good meanings and wishings» — «Ад полон добрыми намерениями и желаниями».

Все три высказывания объединяет общая мысль, что одних желаний и намерений для спасения недостаточно. Это вполне согласуется со святоотеческим учением. Прежде всего надо иметь веру: «Без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11: 6). По словам преподобного Ефрема Сирина, «без елея не будет гореть светильник; и без веры никто не приобретает доброй мысли». Сколько было в мире утопий, радикальных движений, революционных программ и прочее, вожди и участники которых без Бога и против Бога, опираясь на свой падший разум, хотели доставить «счастье» человечеству! История хранит печально-трагическую память об этом. Так и отдельный человек, находящийся в слепоте неверия, желая исполнить свои намерения, которые ему кажутся благими, часто причиняет зло и боль окружающим.

Необходима вера, но она должна быть правильной. Ошибок и заблуждений может быть много, а истина всегда одна. Люди, увлекшиеся ошибочными религиозными учения, уверены в том, что имеют благие намерения, однако лжедуховность, в которой они находятся, ведет их к гибели. Все религиозные подмены совершаются с участием демонических сил.

Советуем изучить  Молитва Богородице «Достойно есть»

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Вера есть как бы крепкий жезл и безопасная пристань, избавляющая от заблуждения суждений и успокаивающая душу в великой тишине». Однако тот же вселенский учитель предупреждает: «Не станем считать одну веру достаточною нам для спасения, но будем заботиться и о поведении, будем вести и наилучшую жизнь, чтобы и то и другое способствовало нам к достижению совершенства». Святые отцы настойчиво подчеркивают, что христианин должен иметь духовно просвещенный разум. Без него могут быть опасные ошибки. Преподобный Антоний Великий считал именно рассуждение главной добродетелью христианина:

«Рассуждение есть око души и ее светильник, как глаз есть светильник тела; так что если это око светло будет, то и все тело (наших деяний) светло будет, если же око сие темно будет, то и все тело темно будет, как сказал Господь в святом Евангелии (см.: Мф. 6: 22–23). Рассуждением человек разбирает свои желания, слова и дела и отступает от всех тех, которые удаляют его от Бога. Рассуждением он расстраивает и уничтожает все направленные против него козни врага, верно различая, что хорошо и что худо».

Опубликовано: 23/05/2009

Журнал «Мгарский колокол»:

№ 77, июнь 2009

«Благими намерениями вымощена дорога в ад»: смысл выражения

 Православие придаёт добрым намерениям большое значение. Ведь они являются проявлением благого духовного состояния человека, его стремления к добру, Богу и спасению. Однако христианство – религия не мечтательного, а деятельного спасения. На одном лишь намерении останавливаться нельзя, оно обязательно должно быть реализовано. Преподобный Симеон Новый Богослов предостерегает:

Рассматриваемый нами афоризм – именно об этом. Сколько бы ни было у человека добрых замыслов, все они бесполезны. Если только не воплощаются в жизнь, не осуществляются делами. Без дел вера мертва (Иак.2:26). Необходимо усердно работать над собой, соблюдать заповеди, упражняться в различных добродетелях. Покаяние и духовное совершенствование человека возможны лишь в земной жизни. Только тогда душа и тело соединены друг с другом. В аду же будет слишком поздно.

У крылатой фразы «Добрыми намерениями вымощена дорога в ад» есть и другая трактовка. Подразумевается, что некоторые искренние благие намерения порой оборачиваются греховными, губительными для души поступками. Это происходит, с духовно заблудшими людьми, которые живут без Бога, имея искажённые представления о добре и зле. Преподобный Ефрем Сирин учит:

Таким образом, дела без веры тоже мертвы. Только с Богом, имея духовно просвещённый разум, мы можем правильно реализовать свои добрые побуждения. Если Господь видит веру и преданность человека, то ценит его благие намерения (Евр.4:12). Творец дарует Свою помощь для реализации добрых помыслов. Слова святителя Иоанна Златоуста резюмируют всё вышеcказанное:

Три дороги в ад

Жадность, вожделение и гнев – это три самых основополагающих порока существования человека, которые он чаще всего не замечает. Эти пороки поглощают человека и искажают его разум, заставляя его определять свой путь по своим потребностям, а не целям. Такой путь изменчив и часто ведет в пучину бедствий. Потребность в защите, размножении, еде и сне в человеке заложены базово природой, но чаще всего такие инстинкты определяют жизнь отдельных людей, спуская их на уровень животного.

Чтобы это стало очевидно, достаточно просто рассмотреть потребности человека. Например, защиту. Защита, в повседневном понимании, это желание иметь место где человек может безопасно жить, есть, размножаться и отдыхать. Чтобы обрести дом, человеку необходимы средства и он их зарабатывает. Но он делает это из чувства страха остаться без дома, а не из социального или религиозного долга. В таком положении, человек подобен собаке, которая готова выполнять приказы, просто чтобы сохранить свое место в будке.

Желание размножаться это одновременно и положительное желание продолжить род, сохраняя человечество и отрицательное побуждение насладиться половыми связями. И мир устроен так, что чаще люди стремятся ко второму, забывая о первом. Желание насладиться телом другого настолько часто порабощает разум, что примеры этого мы можем видеть повседневно. Царями, которые не контролировали себя, нередко правили наложницы, а молодых людей часто эксплуатируют девушки, используя рычагом давления именно половые отношения. Ум, разум и тело человека, стремящегося насладиться телом другого, всегда будут устремлены в одну точку и мир для него будет делиться на то, что поможет ему этого добиться и то, что будет ему в этом мешать.

Сон это осознанное желание «тупого» отдыха, без каких-либо перспектив. Конечно, сон необходим. “Тот кто спит слишком мало или слишком много, не может идти по пути йоги”. Но стремление наслаждаться сном пробуждает в человеке отторжение труда. Труд, направленный на благо других, есть воплощение дхармы – религиозно-социального порядка, направленный на всеобщее благо. Однако, избегание труда, то есть сон, порождает общество в котором люди стремятся заработать быстро и легко. На таком обществе, как на трупе, легко плодятся грибы – мошенники, обирающие легковерных людей до нитки. Прямым следствием сна является избегание долга и вследствие деградация целого поколения.

Наслаждение едой одна из самых изысканных частей существования человека. По большей части, один из главных финансовых страхов человека является потеря возможности принимать свою привычную пищу, а главное финансовое стремление – это питаться более изысканной пищей. Бытует мнение что мы едим для того чтобы жить, но в наше время, оно не бытует в обществе. Что плохого в более изысканной пище? В том, что она становится изысканной ненадолго и человек желает уже чего-то получше. Римские вакханалии показывали пример жадности потребления, когда у людей не оставалось места в желудке для еды, но они хотели поесть ещё, их катали по бревнам, еды бурным потоком выходила из рта, освобождая место новой. Чем не свинское поведение?

Значение этого выражения может быть разным, православие даёт 4 варианта

Православные комментаторы видят в афоризме разный смысл. Вот четыре самых популярных толкования:

Толкование 1. Мечты вместо действий

Жизнь человека должна быть полна добрыми поступками, а не желаниями. Человек всё время что-то желает, мечтает, намеревается. Но каждая секунда этого промедления отнимает время у действительно полезных дел, которые можно было бы совершить. Так, планируя, но не воплощая, человек топчется на месте и скатывается в ад.

Мечты вместо реальных действий — один из смыслов афоризма

Толкование 2. Активность в мирской жизни в ущерб духовной

Наши «добрые» намерения отвлекают нас от действительно праведной христианской жизни. Такую версию озвучил профессор А.И.Осипов. Он сказал, что человек, вместо того, чтобы заниматься спасением своей души и душ окружающих, находит «правильные» с точки зрения материального мира дела, которые оттягивают время духовной деятельности.

Ссылка на видео:

Толкование 3. Недальновидность

Человек не может быть достаточно дальновиден, чтобы представлять последствия всех своих поступков. Он действует, считая, что принесёт пользу, но не факт, что всё сложится максимально благоприятным образом. Это сближает афоризм с другой известной фразой: «Человек предполагает, а Бог располагает». Без рассуждения всё может быть погибельным. О рассуждении в Писании сказано так:

(Мф 6: 22–23)

Толкование 4. Зло прикрывается добрыми мотивами

Мало кто из людей решается взять и сотворить нечто заведомо плохое. Как правило, на преступление или грех его подталкивают именно добрые мотивы. Гитлер тоже затеял войну не потехи ради: он был убеждён, что поступает правильно. Этой версии придерживается протоирей Андрей (Ткачёв):

Ссылка на видео:

Почему важно научиться отделять ложь от истины

Сегодня много вероисповеданий, и людям трудно в них разобраться. Только правильная вера способна спасти человека от греховных пут. Патриархи Церкви много рассказывали об этом. Как утверждал святитель Иоанн Златоуст, правильная вера поможет справиться с любыми проблемами. В современном мире образовалось много различных лжеучений, которые несут веру, в основе которой лежит гордыня или невежество человека. Все они не ведут к Богу, а являются именно «благим намерением». Путь к Всевышнему один, и он непростой.

Православный человек кроме веры, должен иметь разум и рассуждение. Верующий должен уметь отличить ложь от истины, видеть уловки темных сил. Церковнослужители убеждены, что создателями всех сект являются демонические темные силы, цель которых, увести с пути праведного души. В результате они уже не могут спастись по той простой причине, что человека очень тяжело вытащить из секты, еще сложнее вернуть его в Церковь.

Советуем изучить  Если сатана раскается, Бог простит его?

Православный верующий должен постоянно помнить меткое выражение о благих намерениях, чтобы не забыть, как легко можно сбиться с истинного пути.

Художественные ссылки

Среди авторов, использовавших эту фразу, — Шарлотта Бронте , лорд Байрон , Рэнди Трэвис, Сэмюэл Джонсон , Сэмюэл Тейлор Кольридж , сэр Вальтер Скотт , Сорен Кьеркегор и Карл Маркс . Оззи Осборн использовал этот термин в песне «Сегодня вечером» в своем альбоме « Дневник сумасшедшего» .

В фильме « Дорога в ад» эта фраза используется буквально для создания одной конкретной сцены. В компании Good Intentions Paving Company есть команда Энди Уорхола, которые смачивают души с добрыми намерениями на асфальте . «Я спала с начальником мужа только для того, чтобы продвинуться по его карьерной лестнице», — говорит один из них. Фигуральное значение этой фразы также играет важную роль в сюжете, так как несколько персонажей предлагают помощь двум главным героям на Пути в Ад, но все они имеют скрытые мотивы.

В Discworld романе Эрика по Терри Пратчетта , как мастера Rincewind и подростков демонолог Эрик Thursley избежать Pandemonium, они замечают , что отдельные булыжники на дороге в ад имеют хорошие намерения , написанные на них. В их число входили «для пользы детей», «я имел в виду это для лучших» и «мы — работодатели, предоставляющие равные возможности».

Г-жа Лорин Хилл использовала фразу «Видеть, что дорога в ад вымощена добрыми намерениями» в своей песне «Mr. Intentional» 2002 года из своего альбома MTV Unplugged No. 2.0 .

Пинк использовала фразу в своей песне 2006 года « Уважаемый господин президент » для обозначения закона « Ни одного отстающего ребенка» .

Мадонна использует эту строчку в своем сингле « 4 Minutes » 2008 года с участием Джастина Тимберлейка и Тимбалэнда с ее одиннадцатого студийного альбома Hard Candy .

Брюс Дикинсон использовал эту фразу в песне «Road to Hell» из альбома Accident of Birth .

The Chainsmokers используют эту фразу в своей песне » Good Intentions » с участием BullySongs.

Эта фраза используется в эпизоде ​​« В бледном лунном свете » сериала « Звездный путь: Девять из глубокого космоса ».

Фраза также упоминается в заглавной карточке эпизода Андромеды Джина Родденберри «Принудительная перспектива».

Фраза также используется Лорин Хилл в мистере Намерении.

На альбоме Foo Fighters 2021 года Medicine at Midnight трек «Chasing Birds»

Фраза также используется в «Living the Dream» 2020 года от Five Finger Death Punch на их альбоме F8.

Похожая фраза, «наши лучшие намерения прокладывают путь в ад», была использована Меркуцио в фильме 2013 года « Ромео и Джульетта » после того, как он был зарезан Тибальтом.

Эта фраза использовалась в «Парке юрского периода 3», когда Билли крадет яйца хищников для финансирования своего университетского факультета.

Эта фраза упоминается как в названии, так и в лирических стихах в треке Джоанны Ньюсом «Good Intentions Paving Co.» на альбоме 2010 года Have One on Me .

Ложь во спасение

Традиционно под этими словами подразумевается ложь вполне допустимая — оправданная тем, что она якобы идет во благо обманываемому и такую ложь, как принято считать, разрешает и благословляет Библия.

Но эта крылатая фраза обязана своим рождением некорректному использованию библейского текста. В Библии нигде не говорится о «лжи во спасение», то есть лжи, которую можно понять и простить. В старославянском тексте Библии сказано (Ветхий завет, Псалтырь, псалом 32, ст. 17):«Ложь конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется». Перевод: «Ненадежен конь во спасение, не избавит великою силою своею».

Таким образом, здесь вообще не говорится ни о лжи, ни, тем более, ее оправдании.

Употребление выражения

Изречение достаточно часто применяют не только в повседневной жизни, его активно используют журналисты и литераторы. Существует также и краткий его вариант: «благими намерениями», которая имеет концовку с аналогичным значением. В библейском смысле фраза применяется не реже, чем в повседневном. Как говорил апостол Иаков, вера без дел мертвая, говоря другими словами, благие намерения, которые не осуществились — результат маловерия и не ведут к спасению.

Вполне обоснована и такая точка зрения: в этом выражении перед словом «намерения» пропущено «нереализованные». Это как к примеру, воспитывая ребенка, руководствуясь благими побуждениями, делаешь для него все. При этом он может вырасти совсем недостойным человеком. Перед тем, как сделать какое-либо благо, нужно бы разобраться, что для конкретного человека есть настоящим добром.

Инверсия этой фразы есть в «Фаусте» Гёте

Если в самом афоризме мы говорим о добрых намерениях, приводящих к плохому результату, то у Гёте описана обратная ситуация: «Так кто ж ты, наконец?», — спрашивает Фауст. «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо», — отвечает Мефистофель.

Именно этот, наиболее близкий к оригиналу перевод фраз, вероятно, сделал сам М.А.Булгаков для эпиграфа к «Мастеру и Маргарите».

Добро и зло тесно переплетены, как предании об архидиаконе Феофиле.

Смысл выражения в том, что нечистые духи выполняют свою функцию в этом мире: искушают, наказывают, сводят с пути. Это их естественная потребность.

Сделка с дьяволом заставила архидиакон Феофила встать на духовный путь и добиться спасения

Но в то же время они совершают немало добрых поступков в этом стремлении к злу.

Добро и зло слишком тесно переплетены (эта идея развита у Булгакова в монологе Воланда о тенях и свете).

Хороший пример того, как описанная сила творит добро, — предание про архидиакона Феофила. Он заключил сделку с дьяволом, но раскаялся и стал усердно молиться Богородице. В итоге это привело его к спасению. Так зло стало стимулом для победы над греховной природой.

Кстати, именно предание о Феофиле легло в основу «Фауста».

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Вариации выражения

Русский язык подобно живому существу чутко реагирует на всяческие изменения и дополнения: меняются слова и их значения, начинают по-разному звучать знакомые фразеологизмы, то обретая новый смысл, то сохраняя содержание, но «одеваясь» в новую словесную форму.

Авторы крылатых выражений, пожалуй, и не претендуют на такое звание, однажды произнеся знаменитую в будущем фразу. Так, словосочетание о благих намерениях, оставив их и их «конечную цель» в своем составе, иногда меняет глагольную форму. Тогда выражение может звучать так: дорога в ад устлана, выстлана, устелена. От этого значение не меняется.

Этими намерениями может быть вымощена или устлана и дорога в ад, и путь в него, или ад уже ими устлан.

Встречаются и еще интересные вариации. Одна из них звучит примерно так: «Из добрых побуждений (благих намерений) дорожка прямо в ад».

Каждая кухарка должна уметь управлять государством

Фраза приписывается В.И. Ленину На самом деле именно в таком виде он ее не говорил. В своем произведении «Удержат ли большевики государственную власть» (октябрь 1917) от писал:

«Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. В этом мы согласны и с кадетами, и с Брешковской, и с Церетели. Но мы отличаемся от этих граждан тем, что требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, т. е. к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту».

Оцените статью
Добавить комментарий