Как правильно прикладываться к иконе

Как правильно прикладываться к иконе

Как правильно прикладываться к иконе
СОДЕРЖАНИЕ
0
0
20 февраля 2020

Обязательно ли целовать иконы в церкви

В обычной жизни мы выражаем поцелуем свою любовь и доверие, как бы открываем свое сердце. Что касается целования икон, то это выражает наше благоговение перед образом того, кто изображен на иконе. Пусть не воспримут это сравнение как святотатственное, но мы целуем фотографии своих детей и родителей тоже с любовью, пусть и несколько иного рода. Тем самым мы не только выражаем свою любовь, но как бы передаем частицу ее любимым людям.

Однако после длительного периода безбожия на государственном уровне все чаще задают вопрос: можно ли целовать иконы в церкви. Люди, далекие от православия, даже пытаются объяснить с научной точки зрения, почему нельзя целовать иконы в церкви.

Аргументация у них следующая: прикасаясь к иконе губами, каждый человек оставляет на ней микробы и бактерии, и следующий, кто целует икону после него, рискует подхватить таких представителей условно-патогенной микрофлоры как стафилококки, стрептококки, синегнойная и кишечная палочки и пр. (Эта информация была получена на основе анализа смывов с десятка икон). Как видим, ничего смертельного, но для людей с ослабленным иммунитетом, особенно пожилых, это может представлять определенную опасность.

Как соотносятся научные данные и вера и всегда ли она спасает? По мнению верующих, на все воля Божья, но не будем забывать и старую русскую пословицу: «На Бога надейся, а сам не плошай». В качестве альтернативы можно просто приложиться лбом к краю иконы, выражая тем самым свое почитание и благоговение.

Как относятся к мощам в православной церкви?

Мощами христиане называют любые останки святых людей. Будь то пепел или целые кости, все они именуются святыми мощами. Нетленность мощей объясняется Божьей волей. Останки святого как бы изымаются из естественного круговорота вещей и явлений физического мира самим Богом. Их тление приостанавливается самым чудесным образом.

В православии нетленность останков святых воспринимается как живой урок о воскрешении тел после Страшного Суда. Но отсутствие тлена тела святого не является обязательным условием для его канонизации.

Подробное учение о важности почитания святых мощей было задокументировано в 787 году на заседании Второго Никейского Собора. В этом послании от Второго Собора содержится информация о том, что мощи сами чудес не совершают

Все чудеса вершатся по воле силы Христа, и только при помощи мощей, но не при непосредственном их участии.

Изначально в христианской вере всех усопших предавали земле. Но император Констанций в 337 году распорядился поставить гроб своего отца в апостольском храме. Данная традиция стала повсеместной во второй половине 4-го века.

Теперь вы знаете, как правильно прикладываться к мощам и что необходимо делать после этого. Святые мощи почитаются православными христианами не меньше, чем иконы и распятия, среди которых также есть чудотворные.

Как следует прикладываться к иконе

Многие священники советуют для прикладывания к иконам приходит чуть раньше начала службы — это позволит все сделать не спеша, без суеты и тем самым искреннее и благоговейно поклониться Богу. Поэтому лучше приходить до основной массы людей, толп и суеты.

Целование икон — выражение глубины почитания и любви. Но, прикладываться к иконам надо, соблюдая некоторые правила:

  • нельзя целовать иконы святых в лик;
  • целуя икону Спасителя, следует прикасаться к ногам, а в поясном изображении — к рукам его;
  • прикладываясь к иконам Пресвятой Богородицы и святых, целуют изображения рук и одежды;
  • на иконе с нерукотворным образом Спасителя прикладываются к краю плата с ликом;
  • на иконе Усекновения главы Иоанна Крестителя прикладываются к изображению волос;
  • нельзя целовать рамку иконы, это, по сути, отстранение от первообраза, от благодати Божией. Ведь когда-то в храмах еретики — иконоборцы специально поднимали иконы очень высоко, и прихожане храма не прикладывались к иконам, а могли только коснуться рамки. В целовании рамки иконы теперь есть что-то от иконоборчества;
  • не следует прикладываться к святым иконам во время проповеди или чтения Священного писания, это мешает и отвлекает других;
  • не прикладываются к святым иконам и сразу после Причастия, чтобы не оставить следов от церковного вина, символизирующего кровь Иисуса Христа.

Настроиться на службу следует заранее, еще до входа в храм — это позволит максимально открыто слушать Слово Божье и принимать учение и наставление. Перед входом следует три раза перекреститься, перемежая это поясными поклонами.

Женщинам следует повязать платок на голову, а мужчинам, наоборот, снять головной убор. Сразу после входа в храм надо приобрести церковные свечи — их можно ставить перед образами.

Крайне полезно быть в храме не только в воскресный день, но и среди недели, особенно если в храме ежедневно идет служба.

Если есть нужда помолиться за близких, можно написать там же в церковной лавки молитвенную записку и передать ее священнику.

Чтобы приложиться к святому образу следует пройти вглубь церкви к иконостасу и вначале поклониться главной церковной иконе. Вначале следует поклониться у аналоя и перекреститься два раза. Главный образ обычно находится в центре иконостаса и обильно украшен цветами или другим декором.

Однако после длительного периода безбожия на государственном уровне все чаще задают вопрос: можно ли целовать иконы в церкви. Люди, далекие от православия, даже пытаются объяснить с научной точки зрения, почему нельзя целовать иконы в церкви.

Аргументация у них следующая: прикасаясь к иконе губами, каждый человек оставляет на ней микробы и бактерии, и следующий, кто целует икону после него, рискует подхватить таких представителей условно-патогенной микрофлоры как стафилококки, стрептококки, синегнойная и кишечная палочки и пр.

Ничего смертельного в прикладывании губами к иконе нету, но для людей с ослабленным иммунитетом, особенно пожилых, это может представлять определенную опасность.

Как соотносятся научные данные и вера и всегда ли она спасает? По мнению верующих, на все воля Божья, но не будем забывать и старую русскую пословицу: «На Бога надейся, а сам не плошай». В качестве альтернативы можно просто приложиться лбом к краю иконы, выражая тем самым свое почитание и благоговение.

Принятые правила прикладывания к мощам

Мощи — это сохранившиеся останки людей, которые своим жизненным подвигом во имя Спасителя нашего и веры православной достигли святости. И после смерти мощи святых несут в себе божественную благодать, от которой верующие получают чудесное исцеление тела и души.

  • прикладываясь к мощам, надо совершить, крестясь, два поясных поклона, а затем прикоснуться к раке с мощами святого;
  • в дни больших церковных праздников иногда разрешено приложиться к самим мощам. В этом случае прикладываются к руке, ногам святого или к фрагменту одежды;
  • после прочтения молитвы можно мысленно обратиться к святому с просьбой о помощи. Затем следует снова поклониться мощам и осенить себя крестом;
  • всё это надо делать без суеты, однако не забывая о тех, кто тоже пришёл поклониться святым мощам.
READ  Православная молитва для успокоения души и сердца: описываем со всех сторон

О поклонении мощам: «И по смерти действуют святые, как живые: исцеляют больных, изгоняют бесов и силой Господа отражают всякое лукавое влияние их мучительского владычества. Ибо святым мощам всегда присуща чудодейственная благодать Святого Духа.» Прп. Ефрем Сирин

Общие правила поведения в церкви

Церковный устав – это огромное собрание правил, которым подчиняются священнослужители и христиане, посещающие храм. В православном мире эти догмы чтятся особым образом. Для начинающих прихожан даже существует воскресная школа, в которой учат, как правильно вести себя воцерковленному человеку.

Общие правила поведения в церкви

Внешний вид

Посещение церкви является важным событием для любого верующего христианина. Храм Господень не приемлет легкомыслия или снисходительного отношения, а потому перед походом туда надо привести себя в соответствующий уставу вид. Для женщин и мужчин правила существенно отличаются, однако абсолютно все прихожане должны иметь на теле крестик, данный им при крещении. Стоит помнить, что церковь – это не место для развлечений или знакомств, а потому выглядеть нужно скромно.

Правила для женщин

Согласно церковным канонам, женщинам разрешается заходить в храм только с покрытой головой и в длинных юбках или платьях. Во время богослужения они занимают левую часть прихода, а во время ежемесячных выделений стоят ближе к двери, не приближаясь к алтарю. Это же правило касается недавно родивших. Им разрешено посещать церковь только на 40-й день после родов, когда батюшка прочтет над ними очистительную молитву. Православные догмы запрещают женщинам:

  • надевать слишком короткую или обтягивающую одежду;
  • надевать откровенные платья, чрезмерно оголяющие тело (в том числе глубокое декольте);
  • делать яркий, вызывающий макияж;
  • использовать резкий парфюм.

Правила для мужчин

К сильному полу церковь более снисходительна, однако для мужчин также есть ограничения:

  • перед входом в храм необходимо снять головной убор;
  • одежда должна быть опрятной и чистой;
  • не разрешается надевать робу или спортивный костюм;
  • лицо следует тщательно выбрить;
  • за несколько часов до посещения церкви нельзя употреблять спиртные напитки и курить.

Мужчины, как правило, занимают правую часть прихода. Аналогично женщинам они должны вести себя уважительно, скромно, громко не разговаривать, а также не мешать другим прихожанам.

Поклоны и крестное знамение

Перед главными воротами храма принято осенять себя крестным знамением с последующим преклонением головы. То же самое делается и внутри церкви, если идет служба. Все действия совершаются прихожанами синхронно на определенных моментах богослужения:

  • во время воспевания славы Иисусу Христу или Святой Троице;
  • при провозглашении фраз: «Господи, помилуй» и «Подай, Господи»;
  • по окончании священнодействия.

Правила совершения крестного знамения

Начиная молитву, оканчивая ее, ставя свечку или подходя к святым образам, также необходимо креститься и делать поклоны. При этом действие совершается не спеша, вдумчиво, следуя определенным правилам:

  • крестятся правой рукой;
  • кисть складывают в троеперстие, соединив первые три пальца вместе;
  • движения производят справа налево;
  • сначала касаются чела, затем пупка, а заканчивают правым и левым плечом;
  • завершив крестное знамение, совершают поясной поклон.

Преклоняться нужно только после того, как рука полностью опустится, чтобы не преломить сотворимый на теле крест.
Совет автора

Обращения к священникам и мирянам

В церкви принято вести себя тихо, однако иногда возникает потребность пообщаться с другими прихожанами или батюшкой. Делать это можно вполголоса, сохраняя уважительную интонацию. Если был замечен чужой недостаток, нельзя высмеивать или унижать человека. Следует подойти к нему и деликатно указать на погрешность.

К служителям храма обращаются согласно их сану. Во время приветствия церковный устав не допускает рукопожатия со стороны, однако можно преклонить голову и припасть устами к правой руке святого отца. Также категорически запрещено отрывать батюшку от богослужения или молитвы. Следует дождаться окончания священнодействия, а затем высказать свою просьбу.

К каким иконам подходят в первую очередь

Как только верующие заходят в главную часть храма, перед ними предстает аналой с иконой того Святого, чей праздник отмечается. Рядом со Святым образом стоит крест. Перед высоким четырехугольным столиком с покатым верхом следует 2 раза перекреститься с поясным поклоном, после чего приложиться к самой иконе и кресту.

К каким иконам подходить в первую очередь после аналоя? Здесь выбор зависит от желания прихожанина. Например, свечку за здравие можно поставить перед ним. Не будет ошибкой, если верующий подойдет к образу конкретного Святого с просьбой о здоровье и поставит там свечку. Лучше выяснить у священника, какие святые в чем помогают, и после этого подходить к конкретной иконе с молитвой.

Например, перед иконой «Неупеваемая чаша» просят избавления от пьянства. Молитва перед образом Целителя Пантелеймона помогает избавиться от серьезных недугов.

Поминать усопших нужно перед специальной иконой. Место это называется канун. Располагается оно в левой части храма и представляет собой столик из 40 свечей. Помянуть умерших разрешается при выходе из церкви. Для этого достаточно одной свечки.

Зачем Богу наше «спасибо»?

Главное наше Таинство называется Евхаристия, то есть «Благодарение», да вот слов благодарности за него не так уж много. Признаемся, этому способствует и некоторый перекос в наших молитвословах, когда Последование ко Причащению занимает раза в четыре больше страниц, чем Благодарственные молитвы, и сам устав богослужения, когда вынос Чаши рассматривается как развязка богослужения (тогда как он скорее является кульминацией).

«Ну зачем Богу наше «спасибо»? И вообще, «спасибо» на хлеб не намажешь, в карман не положишь», – отмахнется торопливый прихожанин, спешно застегивая куртку и убегая в морозную даль – прочь с территории храма. И ошибется. Потому что из этих самых «спасибо» и складывается наше отношение к Богу и Его Таинству.

READ  Псалом 104

Апостол Иоанн спрашивает: «Не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4:20). Самое замечательное, что как раз Литургия позволяет «увидеть», «ощутить» Бога через Таинство Его Тела. «Видехом Свет Истинный, прияхом Духа Небесного», – поет Церковь сразу после него.

Фото: tatarstan-mitropolia.ru

Впрочем, наш торопливый прихожанин, возможно, до этих слов не достоял. И очень зря. Благодарность (а оставшиеся минуты до конца богослужения – это время благодарности) – это не только воздаяние добром на добро, но и осмысление этого полученного добра, коллективная рефлексия над Дарами. В этой рефлексии фактически устраняется иерархия, о чем свидетельствует заамвонная молитва, произносимая священником из среды народа (всю Литургию, напомним, он провел на ступеньку выше – на амвоне и в алтаре, тем самым выступая в качестве, с одной стороны, живой иконы Бога, а с другой – старшего представителя общины).

«Всякое даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Тебе, Отца Светов; и Тебе славу, и благодарение, и поклонение возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков», – благодарит священник от лица всех нас, и мы присоединяемся к этому благодарению. Так из наших частных благодарностей, соединенных в единую благодарность, которая и звучит в заамвонной молитве, как бы складывается Благодарность вселенская – та самая вечная Евхаристия, что вечной Новостью и вечным Воспоминанием будет звучать на следующий день в новой Литургии.

История семисвечника — Меноры

Согласно книге Шмот (Исход) , золотой Семисвечник, используемый для Храмовой службы
Менора
был создан во время строительства Переносного Храма — Мишкана (он же Скиния Завета
). Это происходило на первый год странствий по пустыне. Менора стояла в Мишкане, и первосвященник-Аарон , каждый день перед наступлением темноты, зажигал лампады светильника. Утром же лампады очищались и подготавливались для следующего зажигания.

После прихода евреев в Землю Израиля, Менора стояла в Мишкане в Шило . Когда царь Соломон (Шломо) возвел Первый Иерусалимский Храм, Менора была помещена туда, вместе со всей священной утварью. Во Втором Храме также стоял семисвечник.

Как указывается в Книге Царей (Млахим I, 7:29
), в Первом Храме — Храме царя Шломо — было еще девять менор из чистого золота.

В мидрашах рассказывается, что еще во времена царя Йеошияу — незадолго до разрушения Первого Храма — Менора была зарыта вместе с Ковчегом Завета в тайниках в недрах Храмовой горы. Некоторые считают, что Менора была возвращена в Храм вернувшимися из Вавилонского плена. Однако, по другой версии, во Втором Храме стояла уже другая Менора.

Тем не менее, и во втором Храме тоже стояла Менора-семисвечник. Стояла до тех пор, пока не была украдена греко-сирийцами после завоевания ими Иерусалима.

Когда Маккавеи (Хасмонеи) освободили и очистили Храм (см. историю праздника Ханука), они сделали новую Менору из железа, а лампады припаяли оловом. Впоследствии для Харма сделали серебряную, а затем — и золотую Менору.

В Мишне (трактат Хагига, 3:8
) говорится о том, что во Втором Храме было две или три меноры.

После разрушения Второго Храма, Менора была доставлена в Рим и пронесена в триумфальном шествии, запечатленном на известной «Арке Тита» (интересно, что именно изображение на «Арке Тита» послужило прообразом для семисвечника, нарисованного для герба государства Израиль).

Вместе с другими трофеями храмовый семисвечник был помещен в Форуме Веспассиана (т.н. «Храме Мира»
), возведенном в честь победы в Иудейской войне.

По прошествии веков все сосуды Храма, включая Менору, были утрачены.

Обязательно ли целовать образа в церкви

Следует понимать, что для православного христианина икона — это не просто доска с красками или картина, это благоговейный оттиск личности святого, который на ней изображен. Поклоняются люди не картине, а святому, который заслужил быть запечатленным.

Важно! Через священное изображение православные христиане могут вступить в таинственное общение с изображенной личностью. Это раскрыто в обосновании VII Вселенского собора, где указывается, что честь, воздаваемая образам — это честь, которая относится к личности святой, которая изображена

Также четко указано, что доскам воздается почтительное поклонение, а Господу — Божеское. И почтение икон совсем не означает поклонение, поскольку поклонения заслуживает один Господь

Это раскрыто в обосновании VII Вселенского собора, где указывается, что честь, воздаваемая образам — это честь, которая относится к личности святой, которая изображена. Также четко указано, что доскам воздается почтительное поклонение, а Господу — Божеское. И почтение икон совсем не означает поклонение, поскольку поклонения заслуживает один Господь.

Немаловажно понимать и чувствовать разницу между обычной картиной или фотографией и иконой. В первом случае это просто запечатленный человек, а во втором — священное изображение святости человека, который был послушен Богу и всю жизнь положил перед Его престолом

У доски иное содержание, она говорит своим языком и выражениями. Даже человек, который изображен на ней, не похож на себя из-за того, что рисуют не тленную плоть, а священный дух, который был вложен в человека Творцом.

Икона – это образ святого, через который почитание и молитва дойдут до него

Так для чего необходимо прикладываться к изображениям святых? Все на том же Вселенском соборе было дано определение, для чего это необходимо: для воспоминания жизни человека и его мучений (в случае изображенного мученика), чтобы в этом воспоминании разделить и сделаться сопричастными некоему освящению. При этом стоит понимать, что все богослужение, вся литургия направлено лишь на одно — понять и услышать Господа, поклониться Ему. А все остальное — прикладывание к иконам, зажигание свечей, накладывание крестного знамени и прочее — это лишь средства достижения благодатного чувства поклонения.

Читайте о почитаемых иконах святых:

Какую одежду выбрать для храма

Раньше на богослужение мужчины приходили в строгих костюмах, а женщины – в удлиненных платьях. Сейчас же все чаще прихожане приходят в Дом Божий в неформальной одежде, к примеру, мужчины позволяют себе надеть шорты, а женщины – короткие юбки и брюки.

Современная молодежь считает, что главное – не внешний вид, а то, что у человека внутри.

Как одеваться в церковь? Какими хочет видеть нас Бог в своем доме? На первых страницах Библии сказано, что одежда должна прикрывать наготу человека. Священное Писание учит одеваться людей благочестиво. Если прихожане приходят на службу в открытой одежде, они тем самым показывают свое неуважение к святыне. Она отвлекает от молитвы. Люди просто начинают рассматривать тела друг друга. Вызывающие и яркие вещи тоже неприемлемы для церкви, так как отвлекают прихожан от богослужения

READ  Лития - что это такое? лития, совершаемая мирянином

Клайв Льюис писал, что мода уводит внимание человека от истинных ценностей. Даже этих слов достаточно, чтобы понять, что в церковь нужно одеваться скромно

Тело прихожан должно быть закрыто, а женщине следует отказаться от брюк на время богослужения.

Иконография

Каждая икона создается в соответствии с церковными канонами. Это значит, что святой образ на ней должен быть узнаваемым и иметь расшифровку изображения или церковного события. В настоящее время существует не один десяток школ иконографии. У каждого мастера имеется свой фирменный стиль. Иконописцы рассказывают, что работа их требует огромной отдачи. Ведь перед началом творения, во время написания икон и по окончании читаются определенные молитвы, то есть на протяжении всей работы по созданию святого образа. Поэтому здесь важен не только творческий подход, но и духовность мастера.

Каждая икона должна быть освящена. Для этого над ней читаются определенные молитвы в зависимости от изображенного Святого, а затем картина окропляется святой водой. Только после освящения образ становится Святым.

Иконы

«И, постояв несколько мгновений, идешь, как в любом доме, к Хозяину — к той иконе, которая стоит посередине храма и представляет собой образ Христа Спасителя. К Нему-то мы и идем первым делом с поклоном, становимся на колени, кланяемся до земли в знак глубочайшего нашего почтения, благоговения, трепета внутреннего; ставим свечу, которая символизирует наше горение. Пламя чисто, мы нечисты; оно — чистота, которая горит перед Богом, как свеча, которая привела нас на встречу с Ним. И мы целуем эту икону. На церковном языке это называется прикладываться: человек губами прикладывается к образу, целует его. Некоторые люди (я в том числе), целуя икону, всегда говорят: Да не лобзания Ти дам, яко Иуда!.. Дай мне поцеловать Тебя, как ребенок целует мать, как целуешь любимого, почитаемого человека, без обмана, без неправды. Причем в русской традиции Спасителя Христа, Божию Матерь, святых — в лицо не целуют. Целуют либо руку, либо Евангелие, которое держит Христос, но к лицу не прикасаются; так же как в обычной жизни мы целуем в лицо только людей очень нам близких». (Антоний, митрополит Сурожский. Войду в дом Твой… Клин: Христианская жизнь, 2002).

Для человека, редко или тем более впервые входящего в храм, лики по его стенам — собрание незнакомых, путь образ красоты (а иногда просто и странности, потому что к языку иконы надо тоже привыкнуть, понять его), но все же буквально не знаешь, к кому обратиться.

Когда мы подходим к иконе с тем, чтобы выразить свое отношение к изображенному на ней святому, Матери Божией или Самому Господу Иисусу Христу, мы, по слову Иоанна Дамаскина, обращаемся не к дереву и краскам, а к Первообразу. Мы, касаясь губами досок, адресуем поцелуй Самому Христу, Пресвятой Богородице и святым, изображенным на иконах.

Вы можете поставить свечу или молитвенно постоять даже перед иконой совершенно незнакомого Вам святого и из души сказать: «угодник Божий, не знаю тебя, не знаю кто ты, но помолись о моей беде, чтобы Господь помог». Почему не прямо Господу? Можно и прямо — когда сердце может прямо кричать к Богу, пусть прямо к нему и кричит! — но когда мы просим святых, мы привлекаем и их любовь, они нам становятся родными, а мы им, образуется некий хоровод любви.

Если для Вас еще непривычно, трудно прикладываться к иконам, не насилуйте себя. Лучше постойте молча перед образом — это даже важнее, чем поставить свечу. Посмотрите на него, а он, образ, пусть посмотрит на Вас. Это не художественное преувеличение. Икона — окно в Небесный мир, окно в вечность. Вот, кстати, и ключ к характеру древних иконных изображений, их непохожести на «реализм»: они изображают не земную, а небесную реальность, изображают события и личности святых в вечности.

Прикладываться к иконам нужно до начала службы или по ее окончании, чтобы хождением по храму не нарушать общего строя богослужения и не мешать людям молиться. Когда ты бродишь по всему храму, ты мешаешь молящимся, им трудно сосредоточиться. Твое почитание икон становится для них соблазном. К остальным иконам подойдешь в другое время. «Все да будет у вас благопристойно и по чину», — наставляет Писание.

«В Церкви существует свой, говоря светским языком, этикет. Воздавая перед святыми иконами поклонение Богу и прославленным Им святым, принято лобызать иконы, прикладываясь к изображениям рук, ног и одежды. Тем самым христианин призван осознать свою греховность и недостоинство поступать иначе, упражняться в смирении и благоговейном отношении к изображаемым святым». (Иеромонах Амвросий (Ермаков), Сретенский монастырь. Москва).

«Существуют определенные канонические требования в иконографии Господа нашего Спасителя.

1. Надписание имени: IC XC. Над каждой парой букв ставится титло (в церковно-славянском языке — знак над сокращением слова).

3. На нимбе справа, слева и сверху стоят три греческие буквы — O (омикрон), W (омега) и Н (ню), образующие слово Сущий. Это надписание имеет принципиальный характер, поскольку указывает на Божество Иисуса Христа. Сущий — одно из имен Божиих (Исх. 3, 14). В греческой традиции буквы располагаются так: слева O (омикрон), вверху — W (омега), а Н (ню) справа. На русских иконах омега иногда заменяется церковно-славянской буквой Oт, и порядок расположения букв иной, чем на греческих иконах: слева Oт, вверху О (он), а справа — Н (наш)». (Иеромонах Иов (Гумеров), Сретенский монастырь. Москва).

По книге Елены Тростниковой «Первые шаги в православном храме (двенадцать совместных путешествий)».

Комментировать
0
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно