Значение святого в православии
В нашей стране всегда чтили людей сильных и смелых, прославившихся в ратном деле, встававших на сторону гонимых. Но слава Георгия не в военных подвигах, а в готовности нести крест за веру, отстаивать истину, служить Христу до смертного часа.
Справка: Георгия чтят в православии как великомученика, не отступившего от веры.
Житие
Юноша родился в III веке в Каппадокии в богатой семье, у славных родителей, исповедовавших христианство. Его отец был военным, казненным за приверженность Христовой вере, когда Георгий был еще ребенком.
Мать перевезла семью в Лидду, чтобы избежать гонений. Аристократическое воспитание, сила, ловкость, успехи в военном деле выделяли юношу в среде сверстников. Его ждала блестящая карьера в армии. В молодые годы Георгия заметил император Диоклетиан, оценил его талант и смелость, назначил тысяченачальником в войске.
Диоклетиан был истинным императором – поклонялся римским богам и требовал этого от подданных. Христианская вера, несмотря на гонения и казни, обретала все больше сторонников. Император решил искоренить неверных, укрепить теряющее силу язычество. Он издал указ – выявить и покарать христиан.
Георгий решил не скрывать свою веру – распродал немалое имущество, раздал деньги нуждающимся, явился перед императором и объявил себя последователем Христа. Святой знал, что его ждет, не ожидал милосердия. Он заявил о жестокости и несправедливости Диоклетиана, обратился к властителю с горячей убедительной речью в защиту прав единоверцев.
Никакие уговоры отречься от веры, чтобы сохранить жизнь, на Георгия не подействовали. В желании добиться отречения от Христа святого долго пытали, подвергали изощренным истязаниям. Пытки длились неделю, но не сломили христианина.
Достаточно было формального отказа от веры, признания языческих богов только на словах. Так можно было избежать мучений и смерти. Но отречения от Христа от святого так и не дождались. Георгий сам с улыбкой положил голову на плаху во время казни. Погиб святой в 304 году.
Из армии Диоклетиана смелый и стойкий юноша перешел в Христово Воинство, чтобы защищать тех, кому нужна помощь и заступничество, присоединять свои молитвы и просить у Господа за людей. Тело святого было погребено в Лидде, на месте захоронения позже воздвигли храм в честь великомученика, который принадлежит православной церкви Иерусалима.
Слава
Георгия называют Победоносцем за духовную победу над последователями язычества, за несгибаемую волю и мужество в отстаивании идей христианства. Святой стоит за тех, кто борется с врагом, помогает обрести стойкость и добиться победы.
Святого часто пишут на иконах на белом коне, с копьем в руке и змеем, которого он пронзает. Георгий явил это чудо уже после смерти. По преданиям, вблизи Бейрута огромный змей держал в страхе местное население. Он требовал жертв, чтобы не уничтожить город.
Люди приносили ему в дар животных, по жребию регулярно отправляли прекрасных молодых людей, чтобы умилостивить чудище. Однажды змею оставили юную девушку, которая в страхе ждала своей участи. Внезапно перед мучителем встал всадник на белоснежном коне и закрыл собой жертву. Он поразил змея, освободил город от напасти.
После этого многие в городе уверовали в Спасителя и обратились в христианство. Георгию приписывают еще одно чудо – он воскресил павшего вола у бедного крестьянина. По традиции, Победоносца считают также покровителем скотоводов и тех, кому угрожают хищные звери. Легенды о Георгии содержатся в трудах многих христианских богословов и святых – Андрея Иерусалимского, патриарха Григория II.
В русской традиции святого именуют Егорий, Юрий. Первые храмы в честь Победоносца построены в России во времена Ярослава Мудрого. Дни памяти (23 апреля и 26 ноября) называют Юрьев день. Георгия славят во многих христианских странах, особое почитание сложилось в Грузии. Георгиевский крест украшает флаг Великобритании. Джирджис Эль-Худи – так именуют святого в исламе, в его честь построены мечети.
Икос 3
Зря труды твоего послушания, враг спасения рода человеческаго завистию распалаемь, потщася изгнати тя, гнусными гласы хвалящеся воздвигнути бесы мнози супротив тебе единаго. Ты же молитвами старца Амвросия укрепляем, и небесному покровителю твоему Георгию Победоносцу подражая, победил еси древнего змия и разгнал еси нахождения бесовские. Мы же, благодаря о сем укрепившаго тя Господа, с любовию взываем ти: Радуйся, всю надежду на Господа возложивый; радуйся, силою Божией полки бесовские победивый. Радуйся, Оптинскаго старчества достойный приемниче; радуйся, старца Амвросия духовный наследниче. Радуйся, имже наставлен был еси к духовному деланию; радуйся, яко с ним ныне во славе небесней пребываеши. Радуйся, отче Георгие, твердый исповедниче и заступниче земли нашея.
Православные и церковные праздники и посты
Сегодня православный церковный праздник: * Мученика Конона Исаврийского (I). * Благоверного князя Феодора Смоленского и сыновей его Давида и Константина Ярославских чудотворцев (обретение мощей, 1463) и другие святые, имена которых вспоминаем в этот день… Завтра:
* Мучеников 42-х, в Амморее: Константина, Аетия, Феофила, Феодора, Мелиссена, Каллиста, Васоя и прочих с ними (ок. 845) и другие святые, имена которых вспоминаем в этот день…Ожидаются праздники:20.03.2021 — * Семи священномучеников, в Херсонесе епископствовавших: Василия, Ефрема, Капитона, Евгения, Еферия, Елпидия и Агафодора (IV) и другие святые, имена которых вспоминаем в этот день…21.03.2021 — * Святителя Феофилакта исповедника, епископа Никомидийского (ок. 842-845) и другие святые, имена которых вспоминаем в этот день…22.03.2021 — *** Святых 40 мучеников Севастийских: Кириона, Кандида, Домна, Исихия, Ираклия, Смарагда, Евноика, Уалента (Валента), Вивиана, Клавдия, Приска, Феодула, Евтихия, Иоанна, Ксанфия, Илиана, Сисиния, Ангия, Флавия, Аетия, Акакия, Екдикия (Екдита), Лисимаха, Александра, Илия, Горгония, Феофила, Дометиана, Гаия, Леонтия, Афанасия, Кирилла, Сакердона, Николая, Уалерия (Валерия), Филоктимона, Севериана, Худиона, Мелитона и Аглаия (ок. 320) и другие святые, имена которых вспоминаем в этот день…
Все православные и церковные праздники и посты …
Икос 6
Возсиявый в тридневном Своем от гроба
востании всесильный ада и смерти Победитель Иисус спасе
тя от адова истления, страстотерпче Георгие: по триех бо
днех обретоша тя в извести жива и в воздеянии рук поюща
Бога; сего ради вельми пристрашни быша и ужасошася. Мы
же, радующеся, восписуем ти победную песнь:
Радуйся, позорным в известный ров
низвержением, вознесенную диавола гордыню низложивый;
радуйся, дивным от Бога спасением зверство мучителей
победивый.
Радуйся, яко незлобив сый, за творивших
ти напасть молился еси, яко за благотворцев; радуйся,
яко о обращении их, яко же Павел о евреех, болезновал
еси.
Радуйся, мужу желаний; радуйся, сосуде
избранный.
Радуйся, Георгие, великий Победоносче.
О защите на службе в армии
Когда молодой человек уходит в армию, каждая мать очень сильно переживает. Это естественно, когда в мире неспокойно. А молодого человека окружают чужие люди, не всегда адекватные. В этом случае очень поможет следующая молитва:
Молиться всегда нужно с глубокой верой, представляя сына, окруженного как пламенем божественной любовью, через которое не может никакой враг подступиться к нему. К молодому воину после продолжительных молитв начинает благосклонно относиться начальство, его начинают любить сослуживцы, и все обстоятельства начинают складываться для него наилучшим образом.
Замечено, кстати, что если родители желают для сына военной карьеры, то, назвав ребенка Георгием, они тем самым помогают его судьбе человека, служащего государству на поле брани. Из Георгиев получаются великолепные воины, благородные и отважные.
6 мая на Руси отмечают праздники Георгия Победоносца, когда каждый православный может посетить церковь и заказать молебен иконе этого святого мученика.
Святому великомученику Георгию Победоносцу
Святый, славный и всехвальный великомучениче Христов Георгие! Собраннии во храме твоем и пред иконою твоею святою покланяющиися людие, молим тя, известный желания нашего ходатаю: моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не оставит вся наша ко спасению и житию нуждная прошения, и дарует державе нашей победу на сопротивныя, да укрепит же данною тебе благодатию во бранех православное воинство, и силы возстающих враг наших да низложит, да постыдятся и посрамятся, и дерзость их да сокрушится, и да уведят, яко мы имам Божественную посощь, и всем в скорби и обстоянии сущим многомощное яви твое заступление. Умоли Господа Бога, всея твари Создателя, избавити нас от вечнаго мучения, да всегда прославляем Отца и Сына и Святаго Духа, и твое исповедуем предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
О, всехвальный, святый великомучениче и чудотворче Георгие! Призри на ны скорою твоею помощию и умоли Человеколюбца Бога, да не осудит нас, грешных, по беззаконием нашим, но да сотворит с нами по велицей Своей милости. Не презри моления нашего, но испроси нам у Христа Бога нашего тихое и богоугодное житие, здравие же душевное и телесное, земли плодородие и во всем изобилие, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от Всещедраго Бога, но во славу Святаго имене Его и в прославление крепкаго твоего заступления, да подаст Он православному народу и всему Боголюбивому воинству на супостаты одоление, и да укрепит страну Его непременяемым миром и благословением. Изряднее же да оградит нас святых ангел Своих ополчением, во еже избавитися нам, по исходе нашем из жития сего, от козней лукавого и тяжких воздушных мытарств его, и неосужденными предстати Престолу Господа славы. Услыши нас, страстотерпче Христов Георгие, и моли за ны непрестанно Триипостаснаго Владыку всех Бога, да благодатию Его и человеколюбием, твоею же помощию и заступлением, обрящем милость со ангелы и архангелы и всеми святыми одесную Правосудного Судии стати, и Того выну славити со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Яко пленных свободитель и нищих защититель, немоществующих врач, православных поборниче, победоносче великомучениче Георгие, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Тропарь иной, глас 4
Подвигом добрым подвизался еси, страстотерпче Христов Георгие, и веры ради обличил ечи мучителей нечестие, жертва же благоприятна Богу принеслся еси. Темже и венец приял еси победы, и молитвами, святе, твоими всем подаеши прегрешений прощение.
Возделан от Бога, показался еси благочестия делатель честнейший, добродетелей рукояти собрав себе: сеяв бо в слезах, веселием жнеши, страдальчествовах же кровию, Христа приял еси, и молитвами, святе, твоими всем подаеши прегрешений прощение.
Память: 23 апреля / 6 мая, 3 ноября / 16 ноября, 10 ноября / 23 ноября (грузинское празднование), 26 ноября / 9 декабря
Георгий жил в Ливане в правление императора
Диоклетиана. Будучи воином, не пожелал мучить и гнать
христиан, и исповедал себя христианином. Принял мучения
и смерть примерно в 303 году. Многочисленны посмертные
чудеса святого Георгия. Самое известное из них — победа
над страшным чудовищем-змием в окрестности Бейрута. В
память этого чуда великомученика Георгия изображают
верхом на коне, поражающим копьем змия. Такое его
изображение вошло в герб Москвы и далее распространилось
на все Московское царство. Святой Георгий Победоносец —
небесный покровитель России, Грузии и Осетии.
Молитвенник о воинах. Известно еще одно его чудо —
оживление единственного вола бедного земледельца. За это
святой Георгий почитается как покровитель
скотоводства и земледелия.
Великомученик
Георгий Победоносец. Икона, конец XIV — начало XV века.
Новгород
Значение акафиста Георгию Победоносцу
Святой великомученик и покровитель воинов Георгий появился на свет в городе Бейрут, раннее известным под названием Белит, в зажиточной семье православных христиан. С раннего детства родители прививали сыну любовь к Богу и христианству, часто посещали церковь и молились.
Мальчик рос воспитанным, скромным и образованным, ему были присущи такие черты характера, как честность, справедливость, разумность и человеколюбие.
За время несения воинской службы, проявив храбрость, смекалку, отвагу и силу духа, он был удостоен звания тысяченачальника и стал одним из любимых военнослужащих самого императора.
Император Диоклетиан, как утверждают историки, отличался особой жестокостью по отношению к проповедникам и почитателям христианства. Великий полководец сильно интересовался язычеством и поклонялся языческим богам.
Узнав о вероисповедании излюбленного тысяченачальника, император Диоклетиан пытался уговорить его отречься своей веры и принести жертвоприношение языческому богу. Но тысяченачальник остался непреклонным и свято веровал в Бога. За неповиновение главе империи его поместили в темницу и подвергли жестоким пыткам.
Выстоять и остаться невредимым святому великомученику помогали вера и молитвы. Так и не добившись желаемого результата, император приказал казнить военнослужащего. Благодаря своей стойкости духа, вере и силе Георгия прозвали Победоносцем.
Дни памяти великого святого отмечают несколько раз в год: 23 апреля, 16 ноября, 23 ноября и 9 декабря.
В дни поминовения и церковные праздники принято произносить молитвенные песнопения во имя святого великомученика Георгия Победоносца: акафист, молитву и тропарь.
Хвалебное песнопение акафист состоит из 25 песен, 13 из которых произносятся во имя величания святого и называются кондаки, оставшиеся 12 пространственных хвалебных песен именуются икосы.
При пении акафиста последний кондак всегда произносится трижды.
Хвалебные песнопения можно петь не только в церкви, но и дома. Для чтения молитвы в домашних условиях необходимо заранее приготовить образ с изображением святого великомученика, святую воду и свечи. Нельзя начинать песнопение, не успокоившись и не абстрагировавшись от мирских дел, быта и суеты. Данный ритуал необходимо повторят не менее трех раз в неделю, ежедневно следует читать короткие молитвы.
В домашних условиях ритуал хвалебного песнопения исполняют в часы скорби и печали, при сомнениях и нерешительности, а также для облегчения состояния, вызванного душевными муками либо физическими недугами.
Уверовавшие христиане обращаются к святому великомученику и покровителю воинов Георгию Победоносцу с целью:
- исцеления от недуга;
- защиты от врага и недоброжелателя;
- завоевания победы;
- невредимости возвращения из мест, где проходят боевые действия.
Святого великомученика Георгия Победоносца почитают как покровителя полководцев, воинов, солдат и защитников, оберегающего от нападения врага, недоброжелателя или хищного зверя. Лик святого помогает фермерам, земледельцам и скотоводам уберечь хозяйство от стихийных бедствий, пожаров, наводнений и разорения.
Почитание Георгия Победоносца
Поминать святого начали уже в IV в. возведением церквей его имени. В наши дни Победоносца почитают на Западе и Востоке, но более всего на Кавказе.
В Грузии (европейское название – Georgia) чуть ли не ежедневно устраиваются в его честь праздники. Там даже считают, что он является родственником равноапостольной Нины. Безграничное поклонение святому перешло в Осетию и соседние страны: Иран, Азербайджан и Турцию.
В российской империи орден Георгия Победоносца вместе с причисленным к нему Георгиевским крестом был высшей воинской наградой. Святой незримо присутствовал на поле боя, и английские солдаты бежали в атаку, призывая его на помощь.
Образ святого великомученика нашел воплощение в искусстве, литературе, геральдике и нумизматике. Георгий Победоносец изображен на монетах, гербах и государственных штандартах. Георгиевский крест красуется на флагах Грузии, Великобритании, Англии, Белоруссии.
В честь св. Георгия назывались не только церкви и монастыри, но и города, Юрьевец например.
Храмы
Соборы и храмы в честь Святого Георгия возведены по всему миру. Особенно много их в Грузии.
Главный храм его имени построен в г. Лод (Лидде) в IV в. Там хранится ковчег с частицами мощей и часть главы (под алтарем).
Храм великомученика Георгия Победоносца (Лод, Израиль).
Самая старая церковь в России (построена в 1493 г.) еще «жива». Она находится в Ленинградской области, возле села Родионово.
Изображения
Георгий Победоносец изображен на русских и армянских монетах, британских соверенах, на гербе Грузии, Москвы и Московской области, многих городов Украины, Белоруссии, Кавказа, Испании, Италии.
Скульптуры «Георгий Победоносец» установлены в Северной Осетии, Москве, Ростове, Красногорске, Владикавказе и др. городах.
Иконы
На древнейшей иконе из Успенского собора Московского Кремля Георгий Победоносец изображен в образе молодого воина без усов и бороды. В руке у него копье. Одет в красный плащ, символизирующий мученический подвиг, на груди – кольчуга.
Есть также и ростовые образа, с клеймами по краям, на которых изображены картины пыток. В центре одной такой иконы Георгий стоит с копьем и мечом, на поясе колчан со стрелами.
Чаще всего Победоносец предстает в образе всадника. В Восточной Европе его изображали юношей среднего телосложения, сидящим на немного сказочном коне белой, вороной или гнедой масти. В руке держит легкое копье, которым убивает змея. На некоторых ликах виднеется очертание города, возле которого происходило событие.
В противовес восточной иконографии, с икон западноевропейской школы смотрит крепкий мужчина, в доспехах и шлеме, восседающий на реальном коне. Рыцарь с усилием пронзает дракона тяжелым копьем.
Картины
Художников вдохновляло на написание картин о Георгии Победоносце его сражение со змеем.
Несмотря на то, что сюжет достаточно каноничен, живописцы все же смогли выразить свое отношение к образу святого и данному событию, поэтому все полотна отличаются индивидуальностью и интересны зрителю.
Народные традиции
На Руси отмечали 2 Юрьевых дня – в последний месяц весны и в начале зимы. Шутили, что есть 2 Юрия – голодный и холодный.
В зимний праздник люди не работали. К этому дню старались рассчитаться с долгами. Те, кто собирался в дальнюю дорогу, заказывали в церкви молебен, чтобы в поездке сопутствовала удача. Слушали воду в колодце: если не шумит, то зима будет спокойной, тихой. Крестьяне проводили различные обряды, чтобы скот не болел.
Весенний Юрий был наполнен хлопотами. В этот день выгоняли на пастбище скот, организовывали ярмарки, совершали различные сделки. Другой работой не занимались, чтобы не было убытка в хозяйстве.
Прошло 17 столетий со дня гибели Георгия Чудотворца, но легенды о нем не перестают волновать людей со всех уголков земли. Своей отвагой, мужеством, преданностью вере он является образцом для верующих всех конфессий.
Јкосъ в7i.
Пою1ще рaдостную пёснь хвалы2 и3 бlгодарeніz гDу, прослaвльшему тS, сhй кнsже геHргіе, восхвалsемъ и3 сы6z ср0дники тво‰, вкyпэ съ тоб0ю нетлёнными мощaми свои1ми почивaющыz: сaгw кн7зz ґндрeа, м§ническій вэнeцъ пріsвшаго, и3 сaгw кн7зz глёба, ди1вными п0двиги просіsвшаго, и3 ўсeрднw м0лимъ тS съ ни1ми ўслhшати хвалeбное сіE пёніе нaсъ взывaющихъ:
Рaдуйсz, вели1кій кнsже геHргіе, пrт0лу цRS нбcнагw предстоsй: рaдуйсz, њ грёшнэмъ р0де человёчестэмъ мlтву пред8 ни1мъ возносsй.
Рaдуйсz, t сhхъ мощeй твои1хъ мнHгаz чудє1снаz и3сцэлeніz болsщымъ и3сточazй: рaдуйсz, t страстeй бlгодaтію, дaнною ти2 t бGа, души2 нaша свобождazй.
Рaдуйсz, ћкw тебЁ и3 сы6мъ кнzзє1мъ ґндрeю и3 глёбу, ср0дникомъ твои6мъ, вёрніи всеусeрднw покланsютсz: рaдуйсz, нaша недост0йнаz хвaленіz бlгосeрднw пріeмлzй.
Рaдуйсz, сhй бlговёрный вели1кій кнsже геHргіе.
Икос 4
Слышаще многую хвалу твоему великому милосердию к бедным, святе Георгие, стекахуся к тебе мнози томимии гладом и обретаху вся потребная; воспоминающе дивная твоя благодеяния, смиренно молим тя, не остави и нас милостию твоею, испроси нам у Небеснаго Владыки земли плодоносие, от глада избавление, да непрестанно восхваляем тя сице:
Радуйся, милости и сострадания преисполненный.
Радуйся, страждущим в жизни сей сострадателю.
Радуйся, безпомощным скорый помощниче.
Радуйся, всем сущим в напастех милосердый заступниче.
Радуйся, яко тобою немощнии сильни бывают.
Радуйся, яко молитвам твоим Господь благоутробно внемлет.
Радуйся, святый благоверный великий княже Георгие.
Икос 1
Ангельское житие возлюбив от юности и ко исканию единаго на потребу направив помыслы твоя, княже Георгие, дивный образ был еси добродетелей христианских и совершенства духовнаго; темже и возвеличен был еси на земли пред братиею твоею и на небеси прославлен еси от Господа. Сего ради славяще, зовем ти сице:
Радуйся, богоизбранный княже земли Российския.
Радуйся, пречестная отрасль равноапостольнаго князя Владимира.
Радуйся, святости князя Андрея Боголюбскаго подражателю.
Радуйся, благоверия князя Глеба наследниче.
Радуйся, яко тобою град Владимир украшается.
Радуйся, яко Бог в тебе дивен является.
Радуйся, святый благоверный великий княже Георгие.
Икос 8
Всежеланный и Сладчайший Иисус, Егоже ты
всею душею и всем сердцем возлюбил еси, всеблаженне
Георгие, слыша теплое веры твоея моление, вскоре повеле
по слову твоему воскреснути мертвому, прославления ради
Имени Своего и верных утверждения, неверным же и
ослепленным на удивление и богопознание. Сего ради по
долгу вопием ти:
Радуйся, яко Господь сил дивная на тебе
явил есть; радуйся, яко мертваго тобою от гроба
воскресил есть.
Радуйся, ослепленному волхву умное
прозрение веры даровавый; радуйся, многим, Христа ради
пострадавшим, во святая святых путь показавый.
Радуйся, Рима удивление; радуйся,
христианскаго рода возвышение.
Радуйся, Георгие, великий Победоносче.
Икос 8
Всего себе предав воли Божией, неутомимое попечение имел еси о стране твоей, защищая ю и укрепляя; многотрудное бо совершил еси шествие для устроения Новаграда низовския земли, идеже церковь во имя Спаса устроил еси и многия неверныя ко Христу привел еси. Темже славяще благоприятное твое о людех попечение, вопием ти:
Радуйся, Новград на защищение Отечества от врагов устроивый.
Радуйся, святыми храмы той украсивый.
Радуйся, веры Христовы усердный проповедниче.
Радуйся, о спасении грешных теплый молитвенниче.
Радуйся, яко имя твое доныне в Новеграде прославляется.
Радуйся, яко и на небеси славою и честию от Бога превознесен еси.
Радуйся, святый благоверный великий княже Георгие.
Икос 5
Видя тя Преосвященный Кирилл попечителя
о душах изрядна, благослови на подвиг старчества, ты же
изволение имел еси со страждущими в темнице до конца
пребыти, да им послужиши. Мы же, произволению твоему
дивящеся, вопием:
Радуйся, источниче сострадания
приснотекущий.
Радуйся, преподателю Тайн Христовых
непорочный.
Радуйся, Божиего домостроительства
соучастниче.
Радуйся, славы Господни сопричастниче.
Радуйся, твердое упование в бури
неверий.
Радуйся, скорое утешение во тьме
озлоблений.
Радуйся, нощь жития сего мудро
проходивый.
Радуйся, невечерний день Царствия Божия
предвозвестивый.
Радуйся, преподобне Георгие, исповедниче
Христов.
Икос 7
Новое знамение благоволения Божия даровася тебе, святый угодниче Божий, егда Господь возврати тя на престол великокняжеский и прослави тя паче братий твоих. Темже, уповающе на святыя молитвы твоя, молим тя, помози нам достойно ходити звания, в немже поставлени есмы, да поем ти сице:
Радуйся, святых страстотерпцев Бориса и Глеба в Царствии Небеснем сонаследниче.
Радуйся, святых князей Андрея и Глеба богоизбранный преемниче.
Радуйся, в народоправлении велию мудрость проявивый.
Радуйся, подчиненныя ти люди на путь благочестия направивый.
Радуйся, яко молитвами твоими престоли правоверных царей утверждаются.
Радуйся, славо и утверждение града Владимира.
Радуйся, святый благоверный великий княже Георгие.
Икос 5
Видевше тя людие града Владимира, по речным струям в легцей ладии носящася и во изгнание из древняго града в страну Волжскую преселяющася, с сокрушенным сердцем и слезами к тебе устремишася; ты же, угодниче Божий, молился еси о них, благословляя их. Не презри и нас, прибегающих к заступлению твоему и воспевающих ти хвалы сия:
Радуйся, дивную крепость духа в скорби показавый.
Радуйся, терпением злобу мира сего победивый.
Радуйся, яко всего себе в жертву за люди твоя принесл еси.
Радуйся, яко Отечество твое от погибели спасл еси.
Радуйся, яко заступлением твоим и ныне Царство Российское от междоусобныя брани охраняется.
Радуйся, яко предстательством твоим уповаем и мы от бед избавитися.
Радуйся, святый благоверный великий княже Георгие.
История появления акафиста
Предание гласит, что Георгий родился в Каппадокии (на территории современной Турции), в семье, исповедовавшей христианство. Отец занимал видное положение в военной иерархии, мать была из богатой и знатной семьи. После смерти главы семейства мать переехала с сыном в Сирию, город Лидду.
Георгий отличался от сверстников умом, физической силой. Став военным, он вскоре продвинулся по службе до военачальника отряда легионеров. В конце III века римский император Диоклетиан объявил христиан врагами империи. Начались преследования последователей Христа.
От верующих требовали публичного отказа от веры в Спасителя, что выражалось в жертвоприношении языческим богам. В случае отказа христиан подвергали изощренным пыткам и казни. Георгий не захотел скрывать свое отношение к язычеству. Он сам явился к императору и объявил, что верит в Иисуса Христа.
В течение 7 дней его пытали:
- колесовали;
- засыпали негашеной известью;
- выдерживали на раскаленном медном листе;
- били плетьми;
- перебили кости на руках;
- заставили выпить яд.
Все это время Георгий молился Господу, который не оставил мученика в его страданиях. Чудесным образом заживали раны и переломы, жар и известь не причинили вреда стойкому христианину. На 8-ой день великомученику отрубили голову. Останки его были похоронены на окраине Лидды, где впоследствии был возведен храм, освященный в его честь.
Георгия назвали Победоносцем не за подвиги на военном поприще, а за готовность служить Христу до последнего вздоха. Он пренебрег формальным отказом от веры для сохранения жизни и продолжения карьеры, одержав духовную победу над язычниками.
В образе заложен глубокий смысл, имеющий несколько значений:
- По преданию, великомученик совершил подвиг после смерти, явившись в Бейрут в таком обличье и убив дракона, терроризировавшего жителей города.
- Как представитель воинства Христова, он поразил язычество.
- Небесный защитник Отечества от внешних врагов.
В Русской Православной церкви святой известен также под именами Юрий и Егорий. Днями поминовения, по народной традиции, называют Юрьев день – 23 апреля, и 26 ноября.
Акафист – жанр церковного песнопения, в котором прославляют Господа, Богородицу и святых угодников. С VI по XI век в христианских храмах звучал только один акафист, посвященный Богородице, спасшей Константинополь от турецкой осады.
На Руси акафист вошел в литургическую практику с XI века. В русской православной традиции принято составлять акафисты в честь канонизированных святых. Развитие гимнографии в России началось с XVIII века. Составителями текстов были священнослужители и обычные миряне.
Содержание акафиста проходило цензуру в специальном отделе, созданном при Священном Синоде, после чего получало одобрение или запрет на применение на богослужениях в храмах и келейно. Автор акафиста Георгию Победоносцу не известен. Предполагаемая дата составления – конец XVIII века.
Икос 6
Возсия во обители Даниловой, яко
светильник многосветлый, преподобный Георгий во дни
великих смут и неверия, обышедших страну нашу, путь
спасения всем показуя и яко кокош под криле своя птенцы
собирая, да научиши их Божия Богови воздавати и веру
истинную блюсти несумненно, да и мы взываем ныне:
Радуйся, на путь правый наставляяй.
Радуйся, Царство Небесное возвещаяй.
Радуйся, наставниче смиренный.
Радуйся, молитвенниче прикровенный.
Радуйся, любве Христовой вместилище.
Радуйся, в море житейстем пристанище.
Радуйся, радости райския провозвестниче.
Радуйся, избавления неложный
благовестниче.
Радуйся, преподобне Георгие, исповедниче
Христов.
Икос 6
Возсиявый в тридневном Своем от гроба востании всесильный ада и смерти Победитель Иисус спасе тя от адова истления, страстотерпче Георгие: по триех бо днех обретоша тя в извести жива и в воздеянии рук поюща Бога; сего ради вельми пристрашни быша и ужасошася. Мы же, радующеся, восписуем ти победную песнь:
Радуйся, позорным в известный ров низвержением, вознесенную диавола гордыню низложивый; радуйся, дивным от Бога спасением зверство мучителей победивый.
Радуйся, яко незлобив сый, за творивших ти напасть молился еси, яко за благотворцев; радуйся, яко о обращении их, яко же Павел о евреех, болезновал еси.
Радуйся, мужу желаний; радуйся, сосуде избранный.
Радуйся, Георгие, великий Победоносче.
Икос 12
Поюще радостную песнь хвалы и благодарения Господу, прославльшему тя, святый княже Георгие, восхваляем и святыя сродники твоя, вкупе с тобою нетленными мощами своими почивающия: святаго князя Андрея, мученический венец приявшаго, и святаго князя Глеба, дивными подвиги просиявшаго, и усердно молим тя с ними услышати хвалебное сие пение нас взывающих:
Радуйся, великий княже Георгие, Престолу Царя Небеснаго предстояй.
Радуйся, о грешнем роде человечестем молитву пред ним возносяй.
Радуйся, от святых мощей твоих многая чудесная исцеления болящим источаяй.
Радуйся, от страстей благодатию, данною ти от Бога, души наша свобождаяй.
Радуйся, яко тебе и святым князем Андрею и Глебу, сродником твоим, вернии всеусердно покланяются.
Радуйся, наша недостойная хваления благосердно приемляй.
Радуйся, святый благоверный великий княже Георгие.
О чем просят св. Георгия Победоносца
Смелый военачальник и человек великого мужества, стойкой веры, истинный христианин – таким был Георгий в жизни. Святого считают покровителем воинов, тех, кто защищает родину и стоит за правду. Георгию молятся люди, чьи близкие служат в армии и подвергаются опасностям.
С какими просьбами обращаются к святому в молитвах, в чем помогает Победоносец:
- Одолеть врага, даровать победу в сражениях за правое дело.
- Защищает от недоброжелателей, скрытых и явных врагов, нападения хищников в человеческом и зверином облике.
- Дарует выздоровление, способствует исцелению от хворей.
- Помогает земледельцам и скотоводам, дарует урожай и плодовитость скота. Предохраняет хозяйство от стихийных бедствий – бурь, пожаров, падежа. Защищает фермы от грабителей и разорения.
- Молитва помогает обрести твердость, найти правильное решение в трудных вопросах. Неуверенным и слабым дает решительность и стойкость.
- Обращение к святому укрепляет веру, помогает избавиться от сомнений, устоять против соблазнов, не потерять Христа в душе.
- Молитва помогает обрести покой, мир, увериться в правильности выбора.
- Дает помощь в работе, спортивных соревнованиях, торговле.
- Способствует разрешению судебных тяжб.
Георгий помогает принять продуманные взвешенные решения, дает мужество исполнить свой долг.
История появления акафиста
Предание гласит, что Георгий родился в Каппадокии (на территории современной Турции), в семье, исповедовавшей христианство. Отец занимал видное положение в военной иерархии, мать была из богатой и знатной семьи. После смерти главы семейства мать переехала с сыном в Сирию, город Лидду.
Георгий отличался от сверстников умом, физической силой. Став военным, он вскоре продвинулся по службе до военачальника отряда легионеров. В конце III века римский император Диоклетиан объявил христиан врагами империи. Начались преследования последователей Христа.
От верующих требовали публичного отказа от веры в Спасителя, что выражалось в жертвоприношении языческим богам. В случае отказа христиан подвергали изощренным пыткам и казни. Георгий не захотел скрывать свое отношение к язычеству. Он сам явился к императору и объявил, что верит в Иисуса Христа.
В течение 7 дней его пытали:
- колесовали;
- засыпали негашеной известью;
- выдерживали на раскаленном медном листе;
- били плетьми;
- перебили кости на руках;
- заставили выпить яд.
Все это время Георгий молился Господу, который не оставил мученика в его страданиях. Чудесным образом заживали раны и переломы, жар и известь не причинили вреда стойкому христианину. На 8-ой день великомученику отрубили голову. Останки его были похоронены на окраине Лидды, где впоследствии был возведен храм, освященный в его честь.
Георгия назвали Победоносцем не за подвиги на военном поприще, а за готовность служить Христу до последнего вздоха. Он пренебрег формальным отказом от веры для сохранения жизни и продолжения карьеры, одержав духовную победу над язычниками.
В образе заложен глубокий смысл, имеющий несколько значений:
- По преданию, великомученик совершил подвиг после смерти, явившись в Бейрут в таком обличье и убив дракона, терроризировавшего жителей города.
- Как представитель воинства Христова, он поразил язычество.
- Небесный защитник Отечества от внешних врагов.
В Русской Православной церкви святой известен также под именами Юрий и Егорий. Днями поминовения, по народной традиции, называют Юрьев день – 23 апреля, и 26 ноября.
Акафист – жанр церковного песнопения, в котором прославляют Господа, Богородицу и святых угодников. С VI по XI век в христианских храмах звучал только один акафист, посвященный Богородице, спасшей Константинополь от турецкой осады.
На Руси акафист вошел в литургическую практику с XI века. В русской православной традиции принято составлять акафисты в честь канонизированных святых. Развитие гимнографии в России началось с XVIII века. Составителями текстов были священнослужители и обычные миряне.
Содержание акафиста проходило цензуру в специальном отделе, созданном при Священном Синоде, после чего получало одобрение или запрет на применение на богослужениях в храмах и келейно. Автор акафиста Георгию Победоносцу не известен. Предполагаемая дата составления – конец XVIII века.
Икос 4
Слышаще близлежащия веси, яко поругание
обители Мещовстей бысть и самаго тя во узах суща и от
навет злокозненных смерть прияти имуща, зело
печаловахуся, обаче не остави тя Господь. Но посла ти во
уверение о спасении прежде почивших матерь твою и купца,
егоже в жизнь вечную напутствовал еси и семью от
разорения избавил еси. Тем похвальная приносим ти:
Радуйся, в слезном молении услышанный.
Радуйся, милостивый, от Господа
помилованный.
Радуйся, видением чудесным о спасении
уверенный.
Радуйся, яко добрая дела твоя не суть
забвенна пред Богом.
Радуйся, молитвы сокровище неистощимое.
Радуйся, любве богатство неисповедимое.
Радуйся, яко тебе ради и соузников твоих
пощаде Господь.
Радуйся, яко тии последи чада духовныя
тебе быша.
Радуйся, преподобне Георгие, исповедниче
Христов.